ПМ 01."Программное управление металлорежущими станками"
рабочая программа на тему

Козлянкина Татьяна Юрьевна

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии  15.01.25.  Станочник (металлообработка)

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

 Программное управление металлорежущими станками и соответствующих профессиональных компетенций (ПК)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul01_operator_stankov_s_pu.docx160.24 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сормовский механический техникум имени героя Советского Союза П.А.Семенова»

 ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

                   ПМ 01.Программное управление металлорежущими станками

по профессии

15.01.25 Станочник (металлообработка)


2015 г.


Рабочая программа профессионального модуля    ПМ 01.Программное управление металлорежущими станками разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   профессионального образования  по профессии 15.01.25.  Станочник (металлообработка).

В программу добавлена ПК1.5Выполнять работу и осуществлять техническое обслуживание термопласт автоматов. (ТПА). На основании письма ОО «Формотроник».

        

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное профессиональное учреждение «Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А.Семенова»

Разработчики:  Козлянкина Т.Ю.мастер высшей категории

                            Карелина Г.Н.  мастер высшей категории


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

17

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

20


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

                   ПМ 01. Программное управление металлорежущими станками

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии  15.01.25.  Станочник (металлообработка)

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

 Программное управление металлорежущими станками и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК.1.1 Осуществлять обработку деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления.

ПК.1.2. Выполнять подналадку отдельных узлов и механизмов в процессе работы.

ПК.1.3. Осуществлять техническое обслуживание станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов).

ПК.1.4. Проверять качество обработки поверхности деталей.

ПК.1.5 Выполнять работу и осуществлять техническое обслуживание термопласт автоматов. (ТПА)

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроения и металлообработки при наличии основного общего образования.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт: обработки деталей на металлорежущих станках с программным управлением (по обработке наружного контура на двухкоординатных токарных станках); токарной обработки винтов, втулок цилиндрических, гаек, упоров, фланцев, колец, ручек; фрезерования наружного и внутреннего контура, ребер по торцу на трех координатных станках кронштейнов, фитингов, коробок, крышек, кожухов, муфт, фланцев фасонных деталей со стыковыми и опорными плоскостями, расположенными под разными углами, с ребрами и отверстиями для крепления, фасонного контура растачивания;

сверления, цекования,  зенкования, нарезания резьбы в отверстиях сквозных и глухих;

вырубки прямоугольных и круглых окон в трубах;

сверления, растачивания, цекования, зенкования сквозных и глухих отверстий, имеющих координаты в деталях средних и крупных габаритов из прессованных профилей, горячештампованных заготовок незамкнутого или кольцевого контура из различных металлов;

обработки торцовых поверхностей, гладких и ступенчатых отверстий и плоскостей;

обработки наружных и внутренних контуров на трех-координатных токарных станках сложнопространственных деталей;

обработки наружного и внутреннего контура на токарно-револьверных станках; обработки с двух сторон за две операции дисков компрессоров и турбин, обработки на карусельных станках, обработки на расточных станках;

подналадки отдельных узлов и механизмов в процессе работы;

технического обслуживания станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов);

проверки качества обработки поверхности деталей

обработки деталей на термопластавтоматах(ТПА);

подналадка отдельных узлов и механизмов в процессе работы на термопластавтоматах (ТПА).

уметь:  определять режим резания по справочнику и паспорту станка;

оформлять техническую документацию;

рассчитывать режимы резания по формулам, находить требования к режимам по справочникам при разных видах обработки; составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках; выполнять процесс обработки с пульта управления деталей по квалитетам на станках с программным управлением;

устанавливать и выполнять съем деталей после обработки;

выполнять контроль выхода инструмента в исходную точку и его корректировку;

выполнять замену блоков с инструментом;

выполнять установку инструмента в инструментальные блоки;

выполнять наблюдение за работой систем обслуживаемых станков по показаниям цифровых табло и сигнальных ламп;

выполнять  установку и замену пресс-форм

выполнять обслуживание многоцелевых станков с числовым программным управлением (ЧПУ) и манипуляторов (роботов) для механической подачи заготовок на рабочее место;

управлять группой станков с программным управлением;

 устранять мелкие неполадки в работе инструмента и приспособлений; 

знать: 

основные понятия и определения технологических процессов        изготовления    деталей и режимов обработки;

основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы;

принцип базирования;

общие сведения о проектировании технологических процессов;

порядок оформления технической документации; основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин;     наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений;

устройство, кинематические схемы и принцип работы, правила подналадки металлообрабатывающих станков различных типов;

правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков токарной, фрезерной, расточных и шлифовальной группы;

назначение и правила применения режущего инструмента;

углы, правила заточки и установки резцов и сверл;

назначение и правила применения, правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки;

правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка;

грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах;

основные направления автоматизации производственных процессов;

устройство, принцип работы обслуживаемых станков с программным управлением;

правила управления обслуживаемым оборудованием; конструктивные особенности и правила проверки на точность обслуживаемых станков различной конструкции, универсальных и специальных приспособлений;

условную сигнализацию, применяемую на рабочем месте системы программного управления станками;

правила установки перфолент в считывающее устройство;

способы возврата программоносителя к первому кадру;

основные способы подготовки программы;

код и правила чтения программы по распечатке и перфоленте;

порядок работы станка в автоматическом режиме и в режиме ручного управления;

конструкцию приспособлений для установки и крепления деталей на станках с программным управлением;

технологический процесс обработки деталей; организацию работ при многостаночном обслуживании станков с программным управлением;

начало работы с различного основного кадра;

причины возникновения неисправностей станков с программным управлением и способы их обнаружения и предупреждения;

корректировку режимов резания по результатам работы станка;

способы установки инструмента в инструментальные блоки;

способы установки приспособлений и их регулировки;

приемы, обеспечивающие заданную точность изготовления деталей;

устройство и кинематические схемы различных станков с программным управлением и правила их наладки;

правила настройки и регулировки контрольно-измерительных инструментов и приборов; порядок применения контрольно-измерительных приборов и инструментов; способы установки и выверки деталей; принципы калибровки сложных профилей;

технологические свойства сырья, вспомогательные материалы для термопластавтоматов;

принцип действия  термопластавтоматов;

основные технологические параметры литья под давлением и средство контроля параметров технологического процесса.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего –678часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося –246часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –164 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 82 часа;

учебной и производственной практики – 132+300 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности  Программное управление металлорежущими станками

в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Осуществлять обработку деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления.

ПК 1.2

Выполнять подналадку отдельных узлов и механизмов в процессе работы.

ПК 1.3

Осуществлять техническое обслуживание станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов).

ПК 1.4

Проверять качество обработки поверхности деталей.

ПК 1.5

Выполнять  работу и осуществлять техническое обслуживание термопласт автоматов

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5

 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ 01.Программное управление металлорежущими станками

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

Учебная

Производственная

Всего

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1-1.4.

Раздел 1. Технологические приемы подготовки и обработки деталей на станках с ЧПУ.

            246

73

91

82

Учебная практика

132

132

Производственная практика

300

300

Всего:

            678

73

91

82

132

300


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 01.Программное управление металлорежущими станками

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 01. Технологические приемы подготовки и обработки деталей на станках с ЧПУ.

310

МДК.01.01. Технология металлообработки на металлорежущих станках с программным управлением 

232

Тема №1.1.

Технология изготовления типовых деталей на токарных станках с ЧПУ .  Элементы программирования для станков с ЧПУ.

Содержание

20ч+9пр+2лр

1

Производственный и технологический процесс. 

Типы производства. Структура технологического процесса обработки деталей, основные термины и определения.

Понятие о технологической операции и ее элементах.

Виды баз способа закрепления заготовок.

Выбор последовательности обработки поверхностей детали типа «вал» в зависимости от точности и шероховатости на станках с ЧПУ. Порядок оформления технологической документации.

2

Числовое управление станками и классы систем ЧПУ

2

Приспособления и оснастка, применяемая на токарных станках с ЧПУ.

Виды режущего инструмента, применяемого на станках с ЧПУ.

Углы, правила заточки и установки резцов и сверл;

2

Основные понятия о металлорежущих станках с ЧПУ. 

Виды программного управления станками.

Грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах.

2

Техника безопасности при работе на токарных станках с ЧПУ.

Организация работы оператора станков с ЧПУ.

Классификация станков с ЧПУ. Виды движений в станке.

2

Основные узлы и механизмы станков с ЧПУ. 

Конструктивные особенности станков с ЧПУ. Привод подач и позиционирования станков с ЧПУ.

Понятие УП (управляющей программы) для станков с ЧПУ.

Этапы подготовки УП. Способы подготовки УП. Автоматизация подготовки УП.

Технологическая документация для разработки УП.

2

Система координат  станка, детали, инструмента.

Мнемонические знаки, применяемые на пультах оператора станков с ЧПУ.

2

Пульт оператора станка модели 16К20 Т1 с СЧПУ НЦ-31

Технологические возможности токарного станка модели 16К20 Ф3.

Техническая характеристика, обслуживание

2

Элементы траектории движения инструмента.

Способы отсчета по осям координат.

Понятие опорных точек.

Понятие эквидистанты.

Правила вычерчивания эквидистанты.

2

Технологические данные в УП.

Структура УП. Кодирование элементов программы.

2

Лабораторные работы 

2-3

1

Разработка УП. Наладка токарного станка на обработку детали типа «вал»

4

4

2

Разработка элементов траектории движения инструмента для токарного станка с ЧПУ

Изучение способов отсчета по осям координат. Расчет координат опорных точек.

Практические занятия

26ч

2-3

1

Расчет режимов резания на токарную операцию.

2

2

Изучение способов ввода управляющей программ

2

3

Составление последовательности обработки данной  детали на  токарном станке с ЧПУ

2

Изучение режущего инструмента для токарных станков с ЧПУ

2

5

Изучение приспособлений и оснастки для токарного станка с ЧПУ

2

6

Изучение правил вычерчивания эквидистанты

4

7

Разработка технологической наладки на токарную операцию

4

8

Составление УП на деталь «Валик»

4

9

Составление УП на деталь «Ось», «Втулка»

4

Тема №1.2.

Методы обработки деталей на фрезерных станках с ЧПУ

Содержание

16ч+5пр+1лр

1

Типы станков.

Техническая характеристика, конструктивные особенности и технологические возможности фрезерных станков с чпу. Конструкция отдельных узлов и механизмов станков с ЧПУ

2

Системы координат фрезерных станков с ЧПУ.

2

Пульт управления станком модели 6Т13МФ4

2

Гидравлическое оборудование фрезерного станка

Механизмы закрепления и смены инструмента

2

Выбор режущего инструмента для обработки на фрезерных станках с ЧПУ.

Выбор вспомогательного инструмента для обработки на фрезерных станках с ЧПУ.

2

Приспособления для закрепления заготовок на фрезерных станках с ЧПУ.

Приспособления для закрепления инструмента на фрезерных станках с ЧПУ.

2

Типовые технологические схемы фрезерной обработки.

Фрезерование плоскостей, уступов и пазов.

Фрезерование фасонных поверхностей замкнутого и незамкнутого контура.

2

Особенности технологии обработки на фрезерных станках с ЧПУ.

Режимы резания

Контроль обработанных поверхностей.

Техника безопасности при обработке деталей на фрезерных станках с ЧПУ.

2

Лабораторные работы 

2-3

3

Наладка вертикально-фрезерного станка на обработку контура плоской детали.

4

Практические занятия

13ч

2-3

8

Изучение приспособлений и технологической оснастки для фрезерного станка с ЧПУ

2

                             

9

Расчет режимов резания на фрезерную операцию

2

10

Изучение наладки фрезерного станка на обработку детали

2

11

Изучение приемов программирования контуров и поверхностей для фрезерного станка с ЧПУ

3

12

Разработка технологической наладки на фрезерную  операцию

4

Тема №1.3. 

Методы обработки отверстий на сверлильных станках с ЧПУ

Содержание

4ч+2пр+1лр

1

Типы сверлильных станков. 

Техническая характеристика и конструктивные особенности сверлильных станков с ЧПУ

Типы расточных станков

Техническая характеристика и конструктивные особенности расточных станков с ЧПУ

Станки сверлильно-расточной группы с ЧПУ. Технологические возможности.

2

Конструкция основных узлов координатно-расточного станка

Виды отверстий и последовательность их обработки

Типовые детали, обрабатываемые на сверлильных и расточных станках с ЧПУ

Схемы технологических наладок на сверлильную обработку.

Режущий инструмент для сверлильных станков с ЧПУ. Дефекты обработки.

Разработка плана операции и расчет режимов резания на сверление.

Составление маршрутной технологии на обработку детали «Планка»

2

Лабораторные работы 

2-3

4

Наладка вертикально –сверлильного станка на обработку группы отверстий Контроль деталей, обрабатываемых на сверлильных станках с ЧПУ.

4

Практические занятия

2-3

12

Разработка схемы технологической наладки на сверлильную операцию

2

13

Программирование  обработки группы отверстий.

4

Тема № 1.4.

Методы обработки отверстий на шлифовальных станках с ЧПУ

Содержание

4ч+3пр

1

Типы шлифовальных станков. Техническая характеристика.

Конструктивные особенности и технологические возможности шлифовальных станков

Конструкция основных узлов круглошлифовального станка с ЧПУ

Пульт управления шлифовальным станком.

Точность обработки

2

Понятие о программировании процесса врезного шлифования

Режущий инструмент для шлифовальных станков с ЧПУ. Дефекты обработки.

Разработка плана операции и расчет режимов резания на шлифование.

Техника безопасности при работе на шлифовальных станках с ЧПУ.

2

Практические работы

2-3

14

Изучение режущего инструмента для шлифовальных станков

2

15

Разработка плана операции на шлифовальную обработку

2

16

Составление технологической последовательности на обработку детали «Вал» Оформление ОК на шлифовальную операцию.

4

Тема № 1.5.

Методы обработки деталей на многооперационных станках с ЧПУ.

Содержание

7ч+5пр+1лр

1

Многооперационные станки с ЧПУ. Назначение и классификация.

Технологические возможности многооперационных станков с ЧПУ.

Режущий и вспомогательный инструмент для многооперационных станков

2

Манипуляторы для смены инструмента.

Приспособления и технологическая оснастка для многооперационного станка с ЧПУ

Многостаночное обслуживание оборудования.

Техника безопасности при работе на многооперационных станках.

2

Контроль корпусных деталей, обрабатываемых на многооперационных станках с ЧПУ.

Рекомендации  по выбору режимов резания на многооперационных станках с ЧПУ.

2

Техническое обслуживание станков с ЧПУ.

1

Лабораторная работа

5. Наладка многооперационного станка  на обработку группы отверстий Контроль деталей, обрабатываемых на станках с ЧПУ.

4

Практические занятия

10ч

2-3

17

Изучение технологических возможностей многооперационных станков

2

18

Изучение режущего инструмента для обработки на многооперационных станках

2

19

Изучение приспособлений и технологической оснастки для многооперационного станка с ЧПУ

2

20

Изучение типовых технологических схем обработки

2

21

Изучение основ многостаночного обслуживания

2

Тема№1.6

Методы обработки деталей на станках термопластавтоматов.

Содержание

20ч+2пр

Типы термопластавтоматов ,применяемых для изготовления деталей. Основные узлы и принцип действия термопластов.

2

                             

Технологические свойства сырья, смазочные и вспомогательные материалы.

2

Основные технологические параметры литья под давлением и средства контроля.

2

Гидравлика и пневматика ТПА: элементы, их функции и принцип работы.

2

Технология изготовления литейных форм. Специальные технологии  литья под давлением и специальные литьевые формы.

2

Типы оборудования, инструменты  и приспособления. применяемые для ТПА

2

Принцип работы пресс-форм с использованием закладной аппаратуры.

2

Наладка и эксплуатация термопластов. Настройка узлов смыкания

2

Организация подачи сырья на ТПА.

2

Дефекты и принципы их реализации

2

Практические занятия

22

Конструкции, принцип действия и наладка термопластавтоматов (ТПА)

4

23

Идентификация дефектов полимерных изделий и формирование подходов к их устранению.

4

Дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 01. 

82ч

Примерная тематика домашних заданий

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Выполнение типовых контрольно-оценочных заданий при подготовке к процедурам текущего, тематического и рубежного контроля (в форме тестов, контрольных работ, карточек-заданий, технологических диктантов и др.)

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов по итогам их выполнения и подготовка к их защите с использованием электронного слайдового сопровождения.

Разработка операционной карты по обработке на токарном станке с ЧПУ на одну операцию

Работа с базами данных, библиотечным фондом (учебной литературой, официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями), информационными ресурсами сети «Интернет».

Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП.

Подготовка выступлений, творческих заданий, рефератов, учебных проектов и др. (в рамках участия в работе научных обществ, научно-практических конференций, кружков технического творчества)

Работа по написанию выпускной письменной экзаменационной работы.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Определение режимов резания по справочникам и паспорту станка.

2. Определение показателей технологичности конструкции  изделия, детали (деталь указывается преподавателем)

3. Выбор баз для изготовления детали.

4. Разработка  технологического процесса механической обработки деталей на металлорежущих

    Станках с ЧПУ по образцу.

5. Разработка комплекса профилактических мер по снижению уровня опасностей различного вида и их

    последствий в профессиональной деятельности и быту.

8.Технологический процесс производства типовых деталей в условиях единичного, серийного производства.

Учебная практика

132ч

Виды работ

  1. Кодирование и распечатка управляющих программ для обработки различных деталей
  2. Редактирование управляющих программ и его порядком
  3.  выбор вида коррекции , пользование корректорами,
  4. контроль за правильностью прохождения программы на дисплее системы по распечаткам
  5. Использование систем машинного программирования на ЭВМ и системами оперативного управления
  6.  обработка сложных деталей  на токарных станках с ПУ
  7. обработка деталей с применением трех и более режущих инструментов
  8.  регулирование инструментальных блоков на станке и вне станка
  9. замена инструментальных блоков  на станках с программным управлением
  10. подналадка отдельных узлов и механизмов на станках с ПУ

 11   контроль точности размеров и параметров шероховатости обрабатываемых деталей

                12   применение передовых методов труда

13   применение высокопроизводительного инструмента

                14  уход за оборудованием

                15 ознакомление со станками термопластавтоматов

Производственная практика 

  1. Виды работ Подготовка программ и  обработка деталей:

- на токарных станках с ЧПУ

Обработка гладких цилиндрических деталей типа: вал, ось, палец. Обработка цилиндрических ступенчатых деталей типа: винтов, втулок цилиндрических, гаек, упоров, фланцев, колец, ручек  Установка резцов. Настройка станка на режим резания. Контроль качества резания. Соблюдение техники безопасности

- на фрезерных станках с ЧПУ

фрезерования наружного и внутреннего контура, ребер по торцу на трех координатных станках кронштейнов, фитингов, коробок, крышек, кожухов, муфт, фланцев фасонных деталей со стыковыми и опорными плоскостями, расположенными под разными углами, с ребрами и отверстиями для крепления, фасонного контура растачивания;

- на сверлильных станках с ЧПУ

сверления, цекования, зенкования, нарезания резьбы в отверстиях сквозных и глухих;

- на многоцелевых станках сЧПУ

        сверления, растачивания, цекования, зенкования сквозных и глухих отверстий, имеющих координаты в деталях средних и крупных габаритов из прессованных профилей, горячештампованных заготовок незамкнутого или кольцевого контура из различных металлов;

обработки торцовых поверхностей, гладких и ступенчатых отверстий и плоскостей;

 обработки наружных и внутренних контуров на трех- координатных токарных станках сложнопространственных деталей;

технического обслуживания станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов);

проверки качества обработки поверхности деталей;

ознакомление со станками термопластавтоматов.

300ч

Всего

432ч


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов технологии обработки, технологического оборудования и оснастки; мастерских металлообрабатывающих станков; лабораторий станков с ЧПУ.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

 макеты по технологии обработки, комплект технологической документации, комплект учебно-методической документации, комплект деталей, приспособлений, инструментов.

Технические средства обучения: наглядные пособия, компьютерные прикладные программы, инструмент.

Оборудование  рабочих мест  мастерской:

Рабочие места по количеству обучающихся, станки, наборы инструментов, приспособления, заготовки.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:  станков с ЧПУ и станков ТПА:    

Компьютерные симуляторы станков с ЧПУ

Мерительный инструмент

Детали, обработанные на программных станках

Станки с ЧПУ

Станки термопластавтоматов ( ТПА)

Технологическая оснастка

Наборы инструментов

Заготовки.

Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Учебники и учебные пособия

1.1 Багдасарова Т.А.  Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф. образования. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287

1.2 Багдасарова Т.А.  Токарь: технология обработки: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.

1.3 Багдасарова Т.А.  Технология токарных работ: рабочая тетрадь для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.

1.4 Багдасарова Т.А.  Технология фрезерных работ: учебник для нач. проф.

 образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 128с.

1.5 Багдасарова Т. А., Фрезерное дело: рабочая тетрадь для нач. проф. образования.  - М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 96с.

1.6 Багдасарова Т. А., Основы резания металлов: учебное пособие для нач. проф. образования.  - М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 80с.

 1.7 Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. – М.: Издательский центр  «Академия», 2007-368 с

1.8.Вереина Л.И. Устройство металлорежущих станков: учебник для нач. проф. образования.. – М.: Издательский центр  «Академия», 2008-236 с

1.9. Вереина Л.И.  Техническая механика: учебник. Допущено Минобрнауки  России. – 6-е изд., стер., 2010. – 224 с.

1.10.Черпаков Б. И., Книга для станочника: учебник  для нач. проф. образования -  М.: Издательский центр  «Академия», 2000-336 с

1.11.Попов С. А. Шлифовальные работы: учебник -  Издательство: "Высшая школа",  2002, - 383с

1.12.Гоцеридзе Р.М. Процессы формообразования и инструменты: учеб.для сред.проф.образования -5-е изд.:стер.-М.:Академия. 2014.-432с.

1.13.Агафонова Л.С. Процессы формообразования и инструменты: Лабораторно-практические работы: учеб.пособ.для СПО-2-е изд.:стер.-М.:Академия. 2014.-240с.

                  2.  Справочники:

2.1 Зайцев Б.Г. Справочник молодого токаря. М.: Высшая школа, 2005

2.2 Шеметов М.Г. и др. Справочник токаря-универсала. М.: Машиностроение, 2007

2.3 Вереина Л.И. Справочник токаря: учеб. пособие для проф. образования. - 3-е изд.,  стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 448с

2.4 Вереина Л.И. Справочник станочника: учеб. пособие для проф. образования.– М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 560с

Дополнительные источники:

3.Учебники и учебные пособия:

3.1 Босинзон М.А. Современные системы ЧПУ и их эксплуатация: учебник.

      Рекомендовано ФГУ «ФИРО». – 3-е изд., стер., 2010. – 192с.                    

3.2 Вышнепольский И.С. Техническое черчение: Учебник для профессиональных учебных заведений. – 7-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2005. – 219с.

3.3 Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. Допуски, посадки и технические

 измерения в машиностроении: Учебник для нач. проф. образования. – 2-е изд.,  стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240с.

3.4 Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В. и др. Лабораторный практикум по материаловедению (металлообработка): учебное пособие: Рекомендовано ФГУ «ФИРО», 2010. – 192с.

3.5 Куликов О.Н. Охрана труда в металлообрабатывающей промышленности. - М.:  Машиностроение, 2005. – 180 с.

3.6 Опарин И.С. Основы технической механики: Рабочая тетрадь: учебное пособие. Рекомендовано ФГУ «ФИРО», 2005. – 80с

3.7  Сеферов Г.Г., Батиенков В.Т.,  Сеферов Г.Г., Фоменко А.Л.,  Материаловедение: Учебник/Под ред. В.Т. Батиенкова. – М.:ИНФА-М, 2005. – 150с.

3.8  Соколова Е.Н. Материаловедение (металлообработка). Рабочая тетрадь.

 М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 96 с.

3.9 Стерин И.С. Учебное пособие / Токарь-универсал. М.: Дрофа, 2010. – 551

3.10 Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело. М.: Машиностроение,  2009. – 400 с.

3.11.Т.Освальд .Литье пластмасс под давлением:. Из-во. Профессия, 2006г.стр172

3.12.С.В.Власов.Основы технологии переработки пластмасс:.Из-во.Химия,2004г

3.13.В. Бурлов. Технические свойства полимерных материалов: Из-во. Профессия, 2006г

3.14.И.Н.Басов.техника переработки пластмасс:Из-во.Химия,1985г

 Журналы:

  1. «Технология машиностроения»

  2. «Справочник токаря-универсала»

  3. «Инструмент. Технология. Оборудование»

  4. «Инновации. Технологии. Решения»
  5. «Информационные технологии»

  6. Электронное научно-техническое издание «Наука и образование»

«Стружка»

     7    Электронная библиотека; Литье пластмасс под давлением.

Сайты:

http://www.stankoinform.ru/ - Станки, современные технологии и инструмент для металлообработки

http://lib-bkm.ru/index/0-82 - Библиотека машиностроителя

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля ПМ.01Программное управление металлорежущими станками является освоение  учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса 

Реализация основной профессиональной образовательной программы  по  профессии  начального  профессионального образования должна обеспечиваться  педагогическими  кадрами, имеющими  среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой модуля. Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной  сферы является  обязательным для  преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

5.1 Контроль сформированности профессиональных компетенций

Раздел (тема) междисциплинарного курса

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Раздел1. Технологические приемы подготовки и обработки деталей на станках с ЧПУ.

Тема 1.1

Технология изготовления типовых деталей на токарных станках с ЧПУ .  Элементы программирования для станков с ЧПУ.

Тема1.2. Методы обработки отверстий на сверлильных станках с ЧПУ, режущий инструмент, элементы программирования

Тема 1.3. Методы

обработки деталей на фрезерных станках с ЧПУ. Элементы программирования

Тема1.4. Методы обработки деталей на многооперационных станках с ЧПУ

Тема 1.5

Методы обработки деталей на станках термопластав-томатов.

ПК1.1 Осуществлять обработку деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления.

ПК1. 2. 

Выполнять подналадку отдельных узлов и механизмов в процессе работы

ПК1. 3 Осуществлять техническое обслуживание станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов).

ПК1. 4.

Проверять качество обработки поверхности деталей

ПК1.5Выполнять  работу и осуществлять техническое обслуживание термопласт автоматов

Определение режима резания по справочнику и паспорту станка;

оформление технической документации;

расчет  режима резания по формулам;

составление технологического процесса обработки деталей, изделий на металлорежущих станках;

 

выполнение процесса обработки с пульта управления деталей по квалитетам на станках с программным управлением;

установка и выполнение съема деталей после обработки;

выполнение контроля выхода инструмента в исходную точку и его корректировка;

выполнение замены блоков с инструментом;

выполнение установки инструмента в инструментальные блоки;

выполнение наблюдения за работой систем обслуживаемых станков по показаниям цифровых табло и сигнальных ламп;

Выполнение контроля за технологичес-кими свойства сырья, вспомогатель-ными материалами,

Выполнение принципа действия термопластавтоматов;

Наблюдение за технологическими параметрами литья под давлением и средствами контроля;

составление параметров технологического процесса.

 

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических работ;

- контрольных работ по темам МДК.

Комплексный квалификационный экзамен по профессиональному модулю

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

                       5.2 Развитие общих компетенций

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- демонстрация интереса к избранной профессии;

- участие в групповых, училищных, городских и краевых конкурсах профессионального мастерства;

- посещение занятий кружка технического творчества, других форм внеучебной работы по профессии;

- участие в работе научного общества.

Экспертное наблюдение и оценка в ходе конкурсов профессионального мастерства, выставок технического творчества, олимпиад, научно-практических конференций

ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов её достижения, определённых руководителем

- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов обработки деталей;

- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, нести ответственность за результаты своей работы

-демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе освоения модуля

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать

информационно-

коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- демонстрация навыков использования

  Интернет-ресурсов в

  профессиональной деятельности;

- владение навыками работы в редакторе Power Point при подготовке электронных презентаций собственных ответов и выступлений.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ в процессе освоения профессионального модуля

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

- корректное взаимодействие с обучающимися, педагогами, мастерами-наставниками, клиентами в ходе освоения профессионального модуля;

- успешное взаимодействие при работе в парах, малых группах;

- участие в спортивных и культурных мероприятиях различного уровня.

Изготовление полезной продукции по заказам предприя-тий, интерпретация результатов наблюде-ния за деятельностью обучающегося в процессе освоения модуля

ОК7.Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

- участие в проведении военных сборов;

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения профессионального модуля.

ОДОБРЕНО

Предметно-цикловой комиссией

Специальности 151901

«Технология машиностроения»

Протокол № _______

От____________________20   г

Председатель комиссии

________________О.А.Подшивалова

Составлена в соответствии

С требованиями ФГОСа

Зам. директора по УМР

___________________А.И. Баринова

___  _______________20    г.

Рекомендована Методическим советом Сормовского механического техникума

Протокол № _____ от ____    ___________________20    г

Рабочая программа учебной и производственной практикипрофессионального модуляразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального  профессионального образования 15.01.02  Станочник  (металлообработка).

В программу добавлена ПК1.5Выполнять работу и осуществлять техническое обслуживание термопласт автоматов. (ТПА). На основании письма ООО «Формотроник».

Организация-разработчик:_ГБ ПОУ "Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А.Семенова"

Разработчик:

Козлянкина Т.Ю., мастер производственного обучения высшей квалификационной категории

Шабалина Н.И..  ,мастер производственного обучения первой квалификационной категории

Карелина Г.Н.- мастер производственного обучения высшей квалификационной категории


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

18

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

22


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01.

        ПМ.01Программное управление металлорежущими станками


1.1. Область применения  программы

Учебная и производственной практика профессионального модуля ПМ.01 является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессии  НПО 15.01.25 Станочник(металлообработка)в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):Станочник (металлообработка) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1,  ПК 1.2,  ПК 1.3. ПК1.4;ПК 1.5.

1.2. Цели и задачи учебной и производственной практики профессионального модуля – требования к результатам освоения

иметь практический опыт:

обработки деталей на металлорежущих станках с программным управлением (по обработке наружного контура на двухкоординатных токарных станках); токарной обработки винтов, втулок цилиндрических, гаек, упоров, фланцев, колец, ручек; фрезерования наружного и внутреннего контура, ребер по торцу на трех координатных станках кронштейнов, фитингов, коробок, крышек, кожухов, муфт, фланцев фасонных деталей со стыковыми и опорными плоскостями, расположенными под разными углами, с ребрами и отверстиями для крепления, фасонного контура растачивания;сверления, цекования,  зенкования, нарезания резьбы в отверстиях сквозных и глухих;вырубки прямоугольных и круглых окон в трубах;сверления, растачивания, цекования, зенкования сквозных и глухих отверстий, имеющих координаты в деталях средних и крупных габаритов из прессованных профилей, горячештампованных заготовок незамкнутого или кольцевого контура из различных металлов;обработки торцовых поверхностей, гладких и ступенчатых отверстий и плоскостей;обработки наружных и внутренних контуров на трех-координатных токарных станках сложнопространственныхдеталей;

обработки наружного и внутреннего контура на токарно-револьверных станках; обработки с двух сторон за две операции дисков компрессоров и турбин, обработки на карусельных станках, обработки на расточных станках;

подналадки отдельных узлов и механизмов в процессе работы;

технического обслуживания станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов);

проверки качества обработки поверхности деталей

уметь:

определять режим резания по справочнику и паспорту станка;

оформлять техническую документацию;

рассчитывать режимы резания по формулам, находить требования к режимам по справочникам при разных видах обработки; составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках;выполнять процесс обработки с пульта управления деталей по квалитетам на станках с программным управлением;

устанавливать и выполнять съем деталей после обработки;

выполнять контроль выхода инструмента в исходную точку и его корректировку;

выполнять замену блоков с инструментом;

выполнять установку инструмента в инструментальные блоки;

выполнять наблюдение за работой систем обслуживаемых станков по показаниям цифровых табло и сигнальных ламп;

выполнять обслуживание многоцелевых станков с числовым программным управлением (ЧПУ) и манипуляторов (роботов) для механической подачи заготовок на рабочее место;

управлять группой станков с программным управлением;

 устранять мелкие неполадки в работе инструмента и приспособлений;

знать:

основные понятия и определения технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки;

основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы;

принцип базирования;

общие сведения о проектировании технологических процессов;

порядок оформления технической документации; основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин;     наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений;

устройство, кинематические схемы и принцип работы, правила подналадки металлообрабатывающих станков различных типов;

правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков токарной, фрезерной, расточных и шлифовальной группы;

назначение и правила применения режущего инструмента;

углы, правила заточки и установки резцов и сверл;

назначение и правила применения, правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки;

правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка;

грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах;

основные направления автоматизации производственных процессов;

устройство, принцип работы обслуживаемых станков с программным управлением;

правила управления обслуживаемым оборудованием; конструктивные особенности и правила проверки на точность обслуживаемых станков различной конструкции, универсальных и специальных приспособлений;

условную сигнализацию, применяемую на рабочем месте системы программного управления станками;

правила установки перфолент в считывающее устройство;

способы возврата программоносителя к первому кадру;

основные способы подготовки программы;

код и правила чтения программы по распечатке и перфоленте;

порядок работы станка в автоматическом режиме и в режиме ручного управления;

конструкцию приспособлений для установки и крепления деталей на станках с программным управлением;

технологический процесс обработки деталей; организацию работ при многостаночном обслуживании станков с программным управлением;

начало работы с различного основного кадра;

причины возникновения неисправностей станков с программным управлением и способы их обнаружения и предупреждения;

корректировку режимов резания по результатам работы станка;

способы установки инструмента в инструментальные блоки;

способы установки приспособлений и их регулировки;

приемы, обеспечивающие заданную точность изготовления деталей;

устройство и кинематические схемы различных станков с программным управлением и правила их наладки;

правила настройки и регулировки контрольно-измерительных инструментов и приборов; порядок применения контрольно-измерительных приборов и инструментов; способы установки и выверки деталей; принципы калибровки сложных профилей.

технологические свойства сырья, вспомогательные материалы для термопластавтоматов;

принцип действия  термопластавтоматов;

основные технологические параметры литья под давлением и средство контроля параметров технологического процесса.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной и производственной практики профессионального модуля ПМ.01:

всего - 432 часов, в том числе:

  • учебной практики -132 часов
  • производственной практики - 300часов.

Форма аттестации - дифференцированный зачет.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения учебной и производственной практики профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности " Обработка деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления", в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

 ПК 11.

Осуществлять обработку деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления.

 ПК 1.2.

Выполнять подналадку отдельных узлов и механизмов в процессе работы.

 ПК 1.3.

Осуществлять техническое обслуживание станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов).

ПК 1.4

Проверять качество обработки поверхности деталей.

ПК.1.5

Выполнять работу и осуществлять техническое обслуживание термопласт автоматов. (ТПА)

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5

 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3.Структура и содержание

3.1. Тематический план учебной практики профессионального модуля

ПМ.01Программное управление металлорежущими станками

Код профессиональных компетенций

Наименование разделов профессионального модуля

Всего часов

ПК 1.1

ПК.1.2

ПК.1.3.

ПК1.4

ПК 1.5

Раздел ПМ. 01.

Обработка деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления (учебная практика)

126

Дифференцированный зачет

6

Итого:

132


3.2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ПРАКТИКИпо профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект))

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ. 01.

Обработка деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления

*

Тема 1.Схема управления станком с ПУ

Содержание

12

3

1.

Системы координат и направление движений исполнительных органов станка с ПУ

6

2

Основы управления .Пульт управления

6

Тема 2. Токарные станки с ПУ и работа на них.

Содержание

48

3

1

Разработка управляющей программы на токарных станках с ПУ

6

2

Редактирование программ. Моделирование обработки деталей .Коррекция программ

6

3

Программирование программы с использованием вложенных циклов.

6

4

Ручное управление станком. Наладочные работы на станке

6

5

Составление программы на обработку ступенчатых  поверхностей

6

6

Составление программы на обработку отверстий Составление программы на нарезание резьб

6

7

Составление программы на обработку конических поверхностей  и фасок

6

8

Составление программы на обработку фасонных поверхностей Контроль качества.

6

Тема 3.Фрезерные станки с ПУ и работа на них

Содержание

66

3

1

Системы координат и направление движений исполнительных органов станка с ПУ

6

2

Основы управления. Пульт управления

6

3

Разработка управляющей программы на токарных станках с ЧПУ

6

4

Редактирование программ. Моделирование обработки деталей. Отладка программы

6

5

Программирование программы с использованием вложенных циклов.

6

6

Наладочные работы на станках на станках с ПУ.

 Ручное управление

6

7

Составление программы на обработку плоских наклонных, поверхностей,деталей с уступами.

6

8

Составление программы на обработку пазов, канавок.

6

9

Составление программы на обработку фасонных деталей

6

Тема№4 Сверлильные станки с ПУ и работа на них

             Содержание

1. Основы управления. .Пульт управления. Составление                 программы на  сверление

6

Тема№5 Станки термопластавтоматов

1.Ознакомление с работой и техническим обслуживанием термопластавтоматов (ТПА)

6

Дифференцированный зачет

6


3.3. Тематический план производственной практики профессионального модуля

ПМ.01Программное управление металлорежущими станками

Код профессиональных компетенций

Наименование разделов профессионального модуля

Всего часов

ПК 1.1.

ПК.1.2

ПК.1.3.

ПК1.4

ПК.1.5

Раздел ПМ. 01.

Обработка деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления (производственная практика)

294

Дифференцированный зачет

6

                                                                             Итого:

300


3.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИпо профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект))

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ. 01.Обработка деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления

*

Тема №1

Базовые М коды

Содержание Работа на токарных станках

30

3

1

Основы выполнения управляющей программы: коды М00 и М01

6

2

Основы выполнения управляющей программы: коды М03, М04, М05

6

3

Основы выполнения управляющей программы: коды М-7, М08 и М09

6

4

Основы выполнения управляющей программы: коды М06

6

5

Основы выполнения управляющей программы: коды М30 и М02

6

Тема №2.

Введение в программирование обработки

Содержание

12

3

1

УП в персональном компьютере

6

2

Написание простой управляющей программы

6

Тема №3.

Обработка деталей на

токарных станках с ЧПУ

Содержание

108

3

1

Органы управления станка с ЧПУ

6

2

Основные режимы резания и работы станка с ЧПУ

6

3

Индикация системы координат

6

4

Установление рабочей системы координат

6

5

Установка и подналадка инструмента и детали

6

6

Алгоритм нахождения нулевой точки детали по оси Х

6

7

Подрезка торцев, точение диаметра за несколько проходов

6

8

Точение контура детали.

6

9

Обработка гладких цилиндрических деталей типа «Вал»

6

10

Обработка деталей типа% «Ось». Контроль детали

6

11

Точение наружного контура

6

12

Точение внутреннего контура

6

13

Центрование, сверление

6

14

Сверление с использованием цикла глубокого контура

6

15

Цикл нарезание резьбы

6

16

Обработка детали типа «Ступица»

6

17

Обработка детали типа «Штуцер»

18

Обработка дели типа «Болт»

6

Тема№ 4.

Работа на фрезерных станках

Содержание

96

3

1

.Органы управления фрезерного станка

6

2

Основные режимы работы станка

6

3

Установление рабочей системы координат

6

4

Алгоритм нахождения нулевой точки по оси Z

6

5

Алгоритм нахождения нулевой точки по оси Xи Y

6

6

Установка инструмента и детали

6

7

Использование автоматической коррекции на радиус инструмента

6

8

Автоматическая коррекция радиуса инструмента

6

9

Контурная обработка на радиус инструмента

6

10

Контурная обработка детали типа «Крышка»

6

11

Фрезерование прямоугольного кармана

6

12

Фрезерование круглого кармана

6

13

Фрезерование сложного контура детали

6

14

Контурная обработка детали «Корпус»

6

15

Контурная обработка с коррекцией на радиус инструмента

6

16

Контурная обработка детали типа «Плита»

6

Тема №5 Обработка на сверлильных станках с ЧПУ

Содержание

48

Тема №6 Ознакомление со станками термопластавтоматов

1

Установка и подналадка детали и инструмента

6

3

2

Нахождение нулевой точки детали по осям

6

3

Обработка отверстий сверлением, зенкерованием,развертыванием,цекованием на многоцелевых станках с ЧПУ

6

4

Нарезание резьбы в отверстиях на многоцелевых станках с ЧПУ

6

5

Обработка корпусных деталей на многоцелевых станках с ЧПУ

6

6

Обработка средних и крупных габаритов деталей незамкнутого контура

6

7

Обработка средних и крупных габаритов деталей кольцевого контура

6

1

Ознакомление с работой на станках термопластавтоматов

6

Дифференцированный зачет

6

3


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению учебной практики

Реализация программы учебной практики предполагает:

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: станков с ЧПУ:

Компьютерные симуляторы станков с ЧПУ

Мерительный инструмент

Детали, обработанные на программных станках

Станки с ЧПУ

Технологическая оснастка

Наборы инструментов

Заготовки.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Учебники и учебные пособия

1.1 Багдасарова Т.А.  Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф. образования. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287

1.2 Багдасарова Т.А.  Токарь: технология обработки: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.

1.3 Багдасарова Т.А.  Технология токарных работ: рабочая тетрадь для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.

1.4 Багдасарова Т.А.  Технология фрезерных работ: учебник для нач. проф.

 образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 128с.

1.5 Багдасарова Т. А., Фрезерное дело: рабочая тетрадь для нач. проф. образования.  - М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 96с.

1.6 Багдасарова Т. А., Основы резания металлов: учебное пособие для нач. проф. образования.  - М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 80с.

 1.7 Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. – М.: Издательский центр  «Академия», 2007-368 с

1.8.Вереина Л.И. Устройство металлорежущих станков: учебник для нач. проф. образования.. – М.: Издательский центр  «Академия», 2008-236 с

1.9. Вереина Л.И.  Техническая механика: учебник. Допущено Минобрнауки  России. – 6-е изд., стер., 2010. – 224 с.

1.10.Черпаков Б. И., Книга для станочника: учебник  для нач. проф. образования -  М.: Издательский центр  «Академия», 2000-336 с

1.11.Попов С. А. Шлифовальные работы: учебник -  Издательство: "Высшая школа",  2002, - 383с

                  2.  Справочники:

2.1 Зайцев Б.Г. Справочник молодого токаря. М.: Высшая школа, 2005

2.2 Шеметов М.Г. и др. Справочник токаря-универсала. М.: Машиностроение, 2007

2.3 Вереина Л.И. Справочник токаря: учеб.пособие для проф. образования. - 3-е изд.,  стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 448с

2.4 Вереина Л.И. Справочник станочника: учеб.пособие для проф. образования.– М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 560с

Дополнительные источники:

3.Учебники и учебные пособия:

3.1 Босинзон М.А. Современные системы ЧПУ и их эксплуатация: учебник.

      Рекомендовано ФГУ «ФИРО». – 3-е изд., стер., 2010. – 192с.                    

3.2 Вышнепольский И.С. Техническое черчение: Учебник для профессиональных учебных заведений. – 7-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2005. – 219с.

3.3 Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. Допуски, посадки и технические

 измерения в машиностроении: Учебник для нач. проф. образования. – 2-е изд.,  стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240с.

3.4 Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В. и др. Лабораторный практикум по материаловедению (металлообработка): учебное пособие: Рекомендовано ФГУ «ФИРО», 2010. – 192с.

3.5 Куликов О.Н. Охрана труда в металлообрабатывающей промышленности. - М.:  Машиностроение, 2005. – 180 с.

3.6 Опарин И.С. Основы технической механики: Рабочая тетрадь: учебное пособие. Рекомендовано ФГУ «ФИРО», 2005. – 80с

3.7  Сеферов Г.Г., Батиенков В.Т.,  Сеферов Г.Г., Фоменко А.Л.,  Материаловедение: Учебник/Под ред. В.Т. Батиенкова. – М.:ИНФА-М, 2005. – 150с.

3.8  Соколова Е.Н. Материаловедение (металлообработка). Рабочая тетрадь.

 М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 96 с.

3.9 Стерин И.С. Учебное пособие / Токарь-универсал. М.: Дрофа, 2010. – 551

3.10 Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело. М.: Машиностроение,  2009. – 400 с.

3.11.Т.Освальд .Литье пластмасс под давлением:. Из-во. Профессия, 2006г.стр172

3.12.С.В.Власов.Основы технологии переработки пластмасс:.Из-во.Химия,2004г

3.13.В. Бурлов. Технические свойства полимерных материалов: Из-во. Профессия, 2006г

3.14.И.Н.Басов.техника переработки пластмасс:Из-во.Химия,1985г

 Журналы:

  1.  «Технология машиностроения»

  2. «Справочник токаря-универсала»

  3. «Инструмент. Технология. Оборудование»

  4. «Инновации. Технологии. Решения»
  5. «Информационные технологии»

  6. Электронное научно-техническое издание «Наука и образование»

«Стружка»

Сайты:

http://www.stankoinform.ru/- Станки, современные технологии и инструмент для металлообработки

http://lib-bkm.ru/index/0-82 - Библиотека машиностроителя

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

1. Учебная практика проводится параллельно с изучением МДК в лаборатории техникума.

2. Производственная практика  проводится концентрировано после изучения МДК и проведения учебной практики.

Производственная практика проводится на предприятиях и организациях согласно, заключенных договоров. Профиль деятельности предприятий и организаций соответствует профилю модуля.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация основной профессиональной образовательной программы  по  профессии  начального  профессионального образования должна обеспечиваться  педагогическими  кадрами, имеющими  среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой модуля. Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной  сферы является  обязательным для  преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

5.1 Контроль сформированности профессиональных компетенций

Раздел (тема) междисциплинарного курса

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Раздел1. Технологические приемы подготовки и обработки деталей на станках с ЧПУ.

Тема 1.1

Технология изготовления типовых деталей на токарных станках с ЧПУ .  Элементы программирования для станков с ЧПУ.

Тема 1.2.Методы обработки отверстий на сверлильных станках с ЧПУ, режущий инструмент, элементы программирования

Тема 1.3.Методы

обработки деталей на фрезерных станках с ЧПУ. Элементы программирования

Тема 1.4.Методы обработки деталей на многооперационных станках с ЧПУ

ПК 1.1 Осуществлять обработку деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления.

ПК1. 2.

Выполнять подналадку отдельных узлов и механизмов в процессе работы

ПК1. 3Осуществлять техническое обслуживание станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов).

ПК1. 4.

Проверять качество обработки поверхности деталей

Определение режима резания по справочнику и паспорту станка;

оформление технической документации;

расчет  режима резания по формулам;

составление технологического процесса обработки деталей, изделий на металлорежущих станках;

выполнение процесса обработки с пульта управления деталей по квалитетам на станках с программным управлением;

установка и выполнение съема деталей после обработки;

выполнение контроля выхода инструмента в исходную точку и его корректировка;

выполнение замены блоков с инструментом;

выполнение установки инструмента в инструментальные блоки;

выполнение наблюдения за работой систем обслуживаемых станков по показаниям цифровых табло и сигнальных ламп;

Текущий контроль в форме:

- Выполнение практических работ

-Текущий контроль: выполнение практических работ

Текущий контроль: Выполнение: выполнение практических работ. Итоговый контроль: Дифференцированный зачет, экзамен (квалификационный) по модулю

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

                       

5.2 Развитие общих компетенций

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- демонстрация интереса к избранной профессии;

- участие в групповых, училищных, городских и краевых конкурсах профессионального мастерства;

- посещение занятий кружка технического творчества, других форм внеучебной работы по профессии;

- участие в работе научного общества.

Дифференцированный зачет; итоговый контроль

ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов её достижения, определённых руководителем

- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов обработки деталей;

- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, нести ответственность за результаты своей работы

-демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе освоения всех видов практик

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать

информационно-

коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- демонстрация навыков использования

  Интернет-ресурсов

  профессиональной деятельности;

- владение навыками работы в редакторе PowerPoint при подготовке электронных презентаций собственных ответов и выступлений.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ в процессе освоения всех видов практик

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

- корректное взаимодействие с обучающимися, педагогами, мастерами-наставниками, клиентами в ходе освоения профессионального модуля;

- успешное взаимодействие при работе в парах, малых группах;

- участие в спортивных и культурных мероприятиях различного уровня.

Изготовление полезной продукции по заказам предприя-тий, интерпретация результатов наблюде-ния за деятельностью обучающегося в процессе освоения всех видов практик

ОК7.Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

- участие в проведении военных сборов;

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения профессионального модуля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального модуля "Программное управление металлорежущими станками"

Программа профессионального модуля является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 151902.03   Станочник (металлообработка)в ч...

Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по профессиональному модулю ПМ.01 «Программное управление металлорежущими станками»

 Методические указания по выполнению самостоятельных работ были созданы Вам в помощь для работы во внеурочное время.Наличие положительной оценки каждого вида    самостоятель...

ПМ 01. Программное управление металлорежущими станками

I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств. 41.1. Область применения. 41.2. Система контроля и оценки освоения программы ПМ... 111.2.1. Формы промежуточной аттестации по ОПОП при осв...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01.Программное управление металлорежущими станками

Рабочая программа профессионального модуля    ПМ 01.Программное управление металлорежущими станками разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по про...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Профессионального модуля ПМ 01 Программное управление металлорежущими станками для специальности: 15.01.25. станочник (металлообработка)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  Профессионального модуля ПМ 01 Программное управление металлорежущими станками для специальности: 15.01.25. станочник (металлообработка)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

Методические указания к выполнению практических работ По ПМ 01: «Программное управление металлорежущими станками»

Сборник практических работ в обучающей оболочке siemens sinumerik, для обучения составлению УП для станков ЧПУ...