Рабочая программа по материаловедению
рабочая программа на тему
Рабочая программа по предмету материаловедение для специальности "Техническая эксплуатация подъемных, транспортных, строительных,дорожных машин и оборудавания" разработана на 54 часа обязательной аудиторной нагрузке, в том числе 20 часов лабораторных и практических работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.21 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Владимирской области
«Ковровский транспортный колледж»
СОГЛАСОВАНО
________________________________________________
организация (предприятие)
_______________ _______________
Подпись Ф.И.О.
________________________________________________
должность
« » 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. Материаловедение
для специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Базовая подготовка
среднего профессионального образования
2016 г.
ОДОБРЕНА цикловой методической комиссией Автоматики и телемеханики Протокол № от «23» сентября 2016 г. | Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 190629 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) и примерной программы дисциплины ОП.04 Материаловедение, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») |
Председатель ЦМК Мошталева М.В. | Заместитель директора по учебной работе Маркина Ю.А. |
Составитель (и):
Климова Юлия Валентиновна преподаватель профессиональных дисциплин
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рецензент: Староверова Евгения Владимировна, методист ГБПОУ ВО «КТК»
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3 |
| 4 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. Материаловедение
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.04 – Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке рабочих по профессиям:
18522 Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов;
18524 Слесарь по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин;
18542 Слесарь по ремонту путевых машин и механизмов;
19927 Электрослесарь по ремонту электрических машин;
190629.01 Машинист дорожных и строительных машин;
190629.07 Машинист крана (крановщик).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– выбрать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– технологию металлов и конструкционных материалов;
– физико-химические основы материаловедения;
– строение и свойства материалов, методы измерения параметров и свойств материалов;
– свойства металлов, сплавов, способы их обработки;
– допуски и посадки;
– свойства и области применения электротехнических, неметаллических и композиционных материалов;
– виды и свойства топливно-смазочных и защитных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 81 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 54 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 27 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 81 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 16 |
практические занятия | 4 |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 27 |
в том числе: работа с техническими справочниками | |
реферативная работа | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Технология металлов | 76 | |||
Тема 1.1. Основы металловедения | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Основы металловедения. Классификация металлов. Кристаллизация металлов. Свойства металлов: физические, механические и технологические. Способы определения основных свойств металлов. | 2 | ||
Лабораторная работа | 2 | 3 | ||
Определение твердости металлов Изучение устройства и принципа работы твердомеров Роквелла и Бринелля. Проведение измерений твердости материала с использованием твердомеров Роквелла и Бринелля. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение рефератов по примерной тематике: «Металлы и их свойства», «Кристаллизация металлов», «Применение металлов при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин» | 2 | |||
Тема 1.2. Строение и диаграммы состояния сплавов | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Фазы и структура металлических сплавов. Характеристика основных фаз в сплавах: механические смеси, химические соединения, твердые растворы. Влияние диффузии на структуру сплавов. Диаграммы состояния (фазового равновесия) сплавов. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение рефератов по примерной тематике: «Система сплавов», «Фазы, образующиеся в металлических сплавах», «Способы упрочнения металлов и сплавов». | 2 | |||
Тема 1.3. Железо и его сплавы | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Диаграмма состояния системы железо – углерод. Понятие диаграммы состояния. Основные точки и линии диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов. Критические точки сталей (точки Д.К. Чернова) | 1 | ||
2 | Углеродистые стали. Углеродистые стали: классификация, свойства, маркировка по ГОСТу, применение на дорожном транспорте | 2 | ||
3 | Чугуны. Чугуны: виды, свойства, маркировка по ГОСТу, применение на дорожном транспорте | 2 | ||
Лабораторные работы | 6 | |||
1 | Изучение диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов. Ознакомление с основными участками диаграммы состояния железо – углерод. Изучение фазовых превращений в железоуглеродистых сплавах в зависимости от температуры и концентрации компонентов | |||
2 | Исследование микроструктуры углеродистых сталей. Изучение устройства и принципа работы металлографического микроскопа. Исследование фазовых составляющих микроструктуры опытных образцов, изготовленных из углеродистых сталей | |||
3 | Исследование микроструктуры, свойств и применения чугунов. Изучение микроструктуры опытных образцов изготовленных из чугунов. Приобретение навыка выбора марки чугуна для изготовления деталей дорожных машин | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с техническими справочниками: расшифровка марок сплавов, определение их механических характеристик, выбор сплавов для изготовления конкретных деталей. Выполнение рефератов или презентаций с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы по примерной тематике: «Углеродистые стали и их применение при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин», «Чугуны и их применение при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин» | 4 | |||
Тема 1.4. Промышленные стали и сплавы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Легированные стали. Инструментальные стали и сплавы Легированные стали: классификация, легирующие элементы, маркировка по ГОСТу, область применения на дорожном транспорте Инструментальные легированные стали: химический состав, маркировка по ГОСТу. Металлокерамические твердые сплавы: классификация, маркировка по ГОСТу, область применения при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин | 2 | ||
2 | ||||
Лабораторная работа | 2 | 3 | ||
Изучение микроструктуры и свойств легированных сталей. Изучение микроструктуры опытных образцов, изготовленных из легированных сталей. Определение влияния легирующих элементов на структуру и свойства легированных сталей | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с техническими справочниками: расшифровка марок сплавов, определение их механических характеристик, выбор сплавов для изготовления конкретных деталей. Выполнение рефератов или презентаций с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы по примерной тематике: «Легированные стали и их применение при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин», «Твердые сплавы и их применение при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин» | 2 | |||
Тема 1.5. Термическая обработка стали | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Общие сведения о термической обработке. Виды термической обработки: отжиг, закалка и отпуск стали. Фазовые превращения при термической обработке сталей. Влияние термической обработки на механические свойства стали | 1 | ||
2 | Поверхностное упрочнение стальных изделий. Поверхностная закалка. Химико–термическая обработка стали: цементация, азотирование, цианирование, диффузионная металлизация. Влияние химико–термической обработки на свойства стали | 1 | ||
Лабораторная работа | 2 | 2 | ||
Изучение влияния закалки и отпуска на свойства углеродистых сталей. Изучение влияния температуры нагрева и среды охлаждения на свойства углеродистой стали при закалке и отпуске. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с техническими справочниками: расшифровка марок сталей, определение их механических характеристик, выбор режимов термической обработки для конкретной марки стали. Выполнение рефератов по примерной тематике: «Технология термической обработки при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин», «Методы химико – термической обработки, применяемых при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин» | 3 | |||
Тема 1.6. Цветные металлы и сплавы | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Сплавы на основе меди. Медные сплавы: свойства, маркировка по ГОСТу, область применения на дорожном транспорте | 2 | ||
2 | Сплавы на основе алюминия. Алюминиевые сплавы: свойства, маркировка по ГОСТу, область применения на дорожном транспорте. Антифрикционные сплавы | 2 | ||
Лабораторная работа Изучение структуры и свойств цветных сплавов. Изучение влияния термической обработки на структуру и механические свойства алюминиевых сплавов | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с техническими справочниками: расшифровка марок сплавов, определение их механических характеристик, выбор режимов термической обработки для конкретной марки сплавов. Выполнение рефератов по примерной тематике: «Латуни и их применение при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин», «Бронзы и их применение при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин», «Антифрикционные сплавы и их применение при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин» | 3 | |||
Тема 1.7. Способы обработки металлов | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Основы литейного производства. Обработка металлов давлением. Стержневые и формовочные материалы. Методы получения отливок. Специальные способы литья Виды обработки металлов давлением: прокатка, прессование, волочение, свободная ковка, штамповка. Изделия, получаемые при обработке давлением | 2 | ||
2 | ||||
3 | Сварочное производство. Способы сварки: электрическая дуговая, газовая. Сварочные материалы. Пайка и газокислородная резка металлов | 2 | ||
4 | Обработка резанием. Обработка металлов резанием на токарных, сверлильных, фрезерных станках. Процесс резания: режимы резания, режущий инструмент | 2 | ||
Лабораторная работа | 2 | 2 | ||
Измерение углов заточки режущих инструментов. Изучение геометрических параметров режущей части токарных резцов. Приобретение навыка измерения углов заточки, режущей кромки, токарных резцов | ||||
Практическое занятие | 2 | |||
Выбор марки материала и способа обработки для конкретной детали. Приобретение навыка выбора марки материала и назначения процесса изготовления конкретной детали дорожных машин | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с техническими справочниками: расшифровка марок сплавов, определение их механических характеристик, выбор сплавов для изготовления конкретных деталей, выбор способа изготовления детали | 5 | |||
Тема 1.8. Допуски и посадки | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Допуски и посадки. Взаимозаменяемость в производстве. Международная система допусков и посадок. Допуски, посадки. Квалитеты. Система отверстия, система вала | 1 | ||
Практическое занятие | 2 | 2 | ||
Определение допускаемых размеров сопряженных деталей. Изучение основных отклонений расположения поверхностей и их условное обозначение. Приобретение навыка расчета допускаемых размеров сопрягаемых поверхностей | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с техническими справочниками: чтение обозначений посадок на рабочих чертежах деталей, определение предельных отклонений для конкретных размеров деталей. Выполнение рефератов по примерной тематике: «Шероховатость поверхности, ее обозначение на чертежах», «Международная система допусков и посадок при оформлении технической документации на дорожном транспорте» | 2 | |||
Раздел 2. Материалы, применяемые для ремонта и обслуживания подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин | 14 | |||
Тема 2.1. Электротехнические материалы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Электротехнические материалы Электротехнические материалы: понятие, классификация по электрическим свойствам (проводники, полупроводники, диэлектрики, магнитные материалы), эксплуатационные характеристики, область применения на дорожном транспорте | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение рефератов по примерной тематике: «Проводниковые материалы высокого удельного сопротивления», «Материалы высокой проводимости», «Применение проводниковых материалов при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин», «Диэлектрические материалы и их свойства», «Применение диэлектрических материалов при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин» | 1 | |||
Тема 2.2. Неметаллические конструкционные материалы, полимеры | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Неметаллические конструкционные материалы, полимеры. Состав, строение, свойства полимеров, способы их получения. Материалы на основе полимеров. Применение полимерных материалов на дорожном транспорте. Применение композиционных материалов на дорожном транспорте | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение рефератов по примерной тематике: «Строение полимеров и способы их получения», «Термопластичные пластмассы и их применение на железнодорожном транспорте», «Термореактивные пластмассы и их применение на железнодорожном транспорте»; «Дисперсно – упрочненные композиционные материалы», «Волокнистые композиционные материалы», «Слоистые композиционные материалы» | 1 | |||
Тема 2.3. Топливно - смазочные и защитные материалы | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Топливно-смазочные материалы. Твердое, жидкое, газообразно топливо. Свойства и применение различных видов топлива на железнодорожном транспорте. Виды, свойства, область применения смазочных материалов на дорожном транспорте | 1 | ||
2 | Защитные материалы. Защитные материалы: виды, свойства, назначение, способы нанесения. Применение защитных покрытий на дорожном транспорте | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с техническими справочниками: расшифровка марок топлива. Выполнение рефератов по примерной тематике: «Технические характеристики топлива», «Область применения минеральных масел», «Качество смазочных материалов», «Способы нанесения защитных покрытий» | 2 | |||
Всего: | 81 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории материаловедения.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно – наглядных пособий по разделам дисциплины «Материаловедение»;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- пресс Бринелля ТШ;
- пресс Роквелла ТК;
- муфельная печь;
- отсчетный микроскоп (лупа);
- макет маятникового копра;
- набор измерительного инструмента.
Технические средства обучения:
- компьютер с программным обеспечением.
При отсутствии какого – либо оборудования рекомендуется проводить лабораторно – практические занятия на предприятии.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. | Геленов, Андрей Аманмурадович. Автомобильные эксплуатационные материалы : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А. Геленов, Т.И. Сочевко, В.Г. Спиркин. – М. : Академия, 2010. – 304 с. |
2. | Солнцев, Юрий Порфирьевич. Материаловедение : учебник для студентов образоват. учреждений СПО / Ю.П. Солнцев, С.А. Вологжанина. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 496 с. |
Дополнительные источники:
1. | Кириченко, Нина Борисовна. Автомобильные эксплуатационные материалы : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Б. Кириченко. – 8-е изд., стер. – М. : Академия, 2012. – 208 с. |
2. | Кириченко, Нина Борисовна. Автомобильные эксплуатационные материалы : Практикум : учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Н.Б. Кириченко. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2012. – 96 с. |
3. | Колесник, Павел Адамович. Материаловедение на автомобильном транспорте : учебник для студентов высш. учеб. заведений / П.А. Колесник, В.С. Кланица. – М. : Академия, 2005. – 320 с. не переиздавался |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: | |
выбрать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения | устный опрос, сообщения |
знания: | |
технологию металлов и конструкционных материалов | экспертная оценка при выполнении лабораторных работ, сообщения |
физико-химические основы материаловедения | реферат |
строение и свойства материалов, методы измерения параметров и свойств материалов | экспертная оценка при выполнении лабораторных работ, сообщения |
свойства металлов, сплавов, способы их обработки | экспертная оценка при выполнении лабораторных работ, сообщения |
допуски и посадки | экспертная оценка при выполнении практических работ |
свойства и области применения электротехнических, неметаллических и композиционных материалов | сообщения |
виды и свойства топливно-смазочных и защитных материалов | сообщения |
Разработчики:
ГБОУ СПО ВО «КТК» преподаватель Ю.В.Климова.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы материаловедения" по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-597203-1444637520.jpg)
ОП.04 Рабочая программа "Электронное материаловедение" для специальности 210109
Для спец. 210109 "Твердотельная электроника"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-833679-1508049892.jpg)
Рабочая программа "Основы материаловедения"
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программам СПО подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профес...
Рабочая программа "Основы материаловедения"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)Рабочая прогр...