Рабочая программа по материаловедению
рабочая программа на тему

Климова Юлия Валентиновна

Рабочая программа по предмету материаловедение для специальности "Техническая эксплуатация подъемных, транспортных, строительных,дорожных машин и оборудавания" разработана на 54 часа обязательной аудиторной нагрузке, в том числе 20 часов лабораторных и практических работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_15m.docx52.21 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

Владимирской области

«Ковровский транспортный колледж»

                   СОГЛАСОВАНО

________________________________________________

                     организация (предприятие)

 

_______________      _______________

                    Подпись                                       Ф.И.О.

 ________________________________________________

                                  должность

«     »                            2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04.  Материаловедение

для специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

Базовая подготовка

среднего профессионального образования

2016 г.


ОДОБРЕНА

цикловой методической комиссией

Автоматики и телемеханики

Протокол №    от  «23» сентября  2016 г.

Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  190629 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)  и примерной программы дисциплины ОП.04 Материаловедение, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)

Председатель ЦМК

                                            Мошталева М.В.      

Заместитель директора по учебной работе

    Маркина Ю.А.                                          

                                

Составитель (и):

                    Климова Юлия Валентиновна преподаватель профессиональных дисциплин

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рецензент: Староверова Евгения Владимировна, методист ГБПОУ  ВО «КТК»

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

 


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04. Материаловедение

1.1. Область применения рабочей  программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.04 – Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке рабочих по профессиям:

18522 Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов;

18524 Слесарь по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин;

18542 Слесарь по ремонту путевых машин и механизмов;

19927 Электрослесарь по ремонту электрических машин;

190629.01 Машинист дорожных и строительных машин;

190629.07 Машинист крана (крановщик).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

– выбрать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

– технологию металлов и конструкционных материалов;

– физико-химические основы материаловедения;

– строение и свойства материалов, методы измерения параметров и свойств материалов;

– свойства металлов, сплавов, способы их обработки;

– допуски и посадки;

– свойства и области применения электротехнических, неметаллических и композиционных материалов;

– виды и свойства топливно-смазочных и защитных материалов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 81 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 54 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 27 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

     лабораторные  работы

16

     практические занятия

4

     контрольные работы

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

в том числе:

работа с техническими справочниками

     реферативная работа

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Технология металлов

76

Тема 1.1.  Основы металловедения

Содержание учебного материала

2

1

Основы металловедения.

Классификация металлов. Кристаллизация металлов. Свойства металлов: физические, механические и технологические. Способы определения основных свойств металлов.

2

Лабораторная работа

2

3

Определение твердости металлов

Изучение устройства и принципа работы твердомеров Роквелла и Бринелля. Проведение измерений твердости материала с использованием твердомеров Роквелла и Бринелля.

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение рефератов по примерной тематике: «Металлы и их свойства», «Кристаллизация металлов», «Применение металлов при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин»

2

Тема 1.2. Строение и диаграммы состояния сплавов

Содержание учебного материала

2

1

Фазы и структура металлических сплавов.

Характеристика основных фаз в сплавах: механические смеси, химические соединения, твердые растворы. Влияние диффузии на структуру сплавов. Диаграммы состояния (фазового равновесия) сплавов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение рефератов по примерной тематике: «Система сплавов», «Фазы, образующиеся в металлических сплавах», «Способы упрочнения металлов и сплавов».

2

Тема 1.3.  Железо и его сплавы

Содержание учебного материала

6

1

Диаграмма состояния системы железо – углерод.

Понятие диаграммы состояния. Основные точки и линии диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов. Критические точки сталей (точки Д.К. Чернова)

1

2

Углеродистые стали.

Углеродистые стали:  классификация, свойства, маркировка по ГОСТу, применение на  дорожном транспорте

2

3

Чугуны.

Чугуны: виды, свойства, маркировка по ГОСТу, применение на  дорожном транспорте

2

Лабораторные работы

6

1

Изучение  диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов.

Ознакомление с основными участками диаграммы состояния железо – углерод. Изучение фазовых превращений в железоуглеродистых сплавах в зависимости от температуры и концентрации компонентов

2

Исследование микроструктуры углеродистых сталей.

Изучение устройства и принципа работы металлографического микроскопа. Исследование фазовых составляющих микроструктуры опытных образцов, изготовленных из углеродистых сталей

3

Исследование микроструктуры, свойств и применения чугунов.

Изучение микроструктуры опытных образцов изготовленных из чугунов. Приобретение навыка выбора марки чугуна для изготовления деталей дорожных машин

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с техническими справочниками: расшифровка марок сплавов, определение их механических характеристик, выбор сплавов для изготовления конкретных деталей.

Выполнение рефератов или презентаций с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы по примерной тематике: «Углеродистые стали и их применение при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин», «Чугуны и их применение при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин»

4

Тема 1.4. Промышленные стали и сплавы

Содержание учебного материала

2

1

Легированные стали. Инструментальные стали и сплавы

Легированные стали: классификация, легирующие элементы, маркировка по ГОСТу, область применения на дорожном транспорте

Инструментальные легированные стали: химический состав, маркировка по ГОСТу. Металлокерамические твердые сплавы: классификация, маркировка по ГОСТу, область применения при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин

2

2

Лабораторная работа

2

3

Изучение микроструктуры и свойств легированных сталей.

Изучение микроструктуры опытных образцов, изготовленных из легированных сталей. Определение влияния легирующих элементов на структуру и свойства легированных сталей

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с техническими справочниками: расшифровка марок сплавов, определение их механических характеристик, выбор сплавов для изготовления конкретных деталей.

Выполнение рефератов или презентаций с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы по примерной тематике: «Легированные стали и их применение при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин», «Твердые сплавы и их применение при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин»

2

Тема 1.5.  Термическая обработка стали

Содержание учебного материала

4

1

Общие сведения о термической обработке.

Виды термической обработки: отжиг, закалка и отпуск стали. Фазовые превращения при термической обработке сталей. Влияние термической обработки на механические свойства стали

1

2

Поверхностное упрочнение стальных изделий.

Поверхностная закалка. Химико–термическая обработка стали: цементация, азотирование, цианирование, диффузионная металлизация. Влияние химико–термической  обработки на свойства стали

1

Лабораторная работа

2

2

Изучение влияния закалки и отпуска на свойства углеродистых сталей.

Изучение влияния температуры нагрева и среды охлаждения на свойства углеродистой стали при закалке и отпуске.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с техническими справочниками: расшифровка марок сталей, определение их механических характеристик, выбор режимов термической обработки для конкретной марки стали.

Выполнение рефератов по примерной тематике: «Технология термической обработки при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин», «Методы химико – термической обработки, применяемых при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин»

3

Тема 1.6. Цветные металлы и сплавы

Содержание учебного материала

4

1

Сплавы на основе меди.

Медные сплавы: свойства, маркировка по ГОСТу, область применения на дорожном транспорте

2

2

Сплавы на основе алюминия.

Алюминиевые сплавы: свойства, маркировка по ГОСТу, область применения на дорожном транспорте. Антифрикционные сплавы

2

Лабораторная работа

Изучение структуры и свойств цветных сплавов.

Изучение влияния термической обработки на структуру и  механические свойства алюминиевых сплавов

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с техническими справочниками: расшифровка марок сплавов, определение их механических характеристик, выбор режимов термической обработки для конкретной марки сплавов.

Выполнение рефератов по примерной тематике: «Латуни и их применение при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин», «Бронзы и их применение при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин», «Антифрикционные сплавы и их применение при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин»

3

Тема 1.7. Способы обработки металлов

Содержание учебного материала

6

1

Основы литейного производства. Обработка металлов давлением.

Стержневые и формовочные материалы. Методы получения отливок. Специальные способы литья

Виды обработки металлов давлением: прокатка, прессование, волочение, свободная ковка, штамповка. Изделия, получаемые при обработке давлением

2

2

3

Сварочное производство.

Способы сварки: электрическая дуговая, газовая. Сварочные материалы. Пайка и газокислородная резка металлов

2

4

Обработка резанием.

Обработка металлов резанием на токарных, сверлильных, фрезерных станках. Процесс резания: режимы резания, режущий инструмент

2

Лабораторная работа

2

2

Измерение углов заточки режущих инструментов.

Изучение геометрических параметров режущей части токарных резцов. Приобретение навыка измерения углов заточки,  режущей кромки,  токарных резцов

Практическое занятие

2

Выбор марки материала и способа обработки для конкретной детали.

Приобретение навыка выбора марки материала и назначения процесса изготовления конкретной детали дорожных машин

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с техническими справочниками: расшифровка марок сплавов, определение их механических характеристик, выбор сплавов для изготовления конкретных деталей, выбор способа изготовления детали

5

Тема 1.8.  Допуски и посадки

Содержание учебного материала

2

1

Допуски и посадки.

Взаимозаменяемость в производстве. Международная система допусков и посадок. Допуски, посадки. Квалитеты. Система отверстия, система вала

1

Практическое занятие

2

2

Определение допускаемых размеров сопряженных деталей.

Изучение основных отклонений расположения поверхностей и их условное обозначение. Приобретение навыка расчета допускаемых размеров сопрягаемых поверхностей

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с техническими справочниками: чтение обозначений посадок на рабочих чертежах деталей, определение предельных отклонений для конкретных размеров деталей.

Выполнение рефератов по примерной тематике: «Шероховатость поверхности, ее обозначение на чертежах», «Международная система допусков и посадок при оформлении технической документации на дорожном транспорте»

2

Раздел 2. Материалы, применяемые для ремонта и обслуживания подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин

14

Тема 2.1. Электротехнические материалы

Содержание учебного материала

2

1

Электротехнические материалы

Электротехнические материалы: понятие, классификация  по электрическим свойствам (проводники, полупроводники, диэлектрики, магнитные материалы), эксплуатационные характеристики,  область применения на дорожном транспорте

1

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение рефератов по примерной тематике: «Проводниковые материалы высокого удельного сопротивления», «Материалы высокой проводимости», «Применение проводниковых материалов при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин», «Диэлектрические материалы и их свойства», «Применение диэлектрических материалов при ремонте и обслуживании подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин»

1

Тема 2.2. Неметаллические конструкционные материалы, полимеры

Содержание учебного материала

2

1

Неметаллические конструкционные материалы, полимеры.

Состав, строение, свойства полимеров, способы их получения. Материалы на основе полимеров. Применение полимерных материалов на дорожном транспорте. Применение композиционных материалов на дорожном транспорте

1

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение рефератов по примерной тематике: «Строение полимеров и способы их получения», «Термопластичные пластмассы и их применение на железнодорожном транспорте», «Термореактивные пластмассы и их применение на железнодорожном транспорте»;  «Дисперсно – упрочненные композиционные материалы», «Волокнистые композиционные материалы», «Слоистые композиционные материалы»

1

Тема 2.3.  Топливно - смазочные и защитные материалы

Содержание учебного материала

4

1

Топливно-смазочные материалы.

Твердое, жидкое, газообразно топливо.  Свойства и применение различных видов топлива на железнодорожном транспорте.  Виды, свойства, область применения смазочных материалов на дорожном транспорте

1

2

Защитные материалы.

Защитные материалы: виды, свойства, назначение, способы нанесения. Применение защитных покрытий на дорожном транспорте

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с техническими справочниками: расшифровка марок топлива.

Выполнение рефератов по примерной тематике: «Технические характеристики топлива», «Область применения минеральных масел», «Качество смазочных материалов», «Способы нанесения защитных покрытий»

2

Всего:

81

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории  материаловедения.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно – наглядных пособий по разделам дисциплины «Материаловедение»;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов;

- пресс Бринелля ТШ;

- пресс Роквелла ТК;

- муфельная печь;

- отсчетный микроскоп (лупа);

- макет маятникового копра;

- набор измерительного инструмента.

        Технические средства обучения:

- компьютер с программным обеспечением.

        При отсутствии какого – либо оборудования рекомендуется проводить лабораторно – практические занятия на предприятии.

3.2. Информационное обеспечение обучения

        Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.

Геленов, Андрей Аманмурадович. Автомобильные эксплуатационные материалы : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А. Геленов, Т.И. Сочевко, В.Г. Спиркин. – М. : Академия, 2010. – 304 с.

2.

Солнцев, Юрий Порфирьевич. Материаловедение : учебник для студентов образоват. учреждений СПО / Ю.П. Солнцев, С.А. Вологжанина. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 496 с.

Дополнительные источники:

1.                                                                                      

Кириченко, Нина Борисовна. Автомобильные эксплуатационные материалы : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Б. Кириченко. – 8-е изд., стер. – М. : Академия, 2012. – 208 с.

2.

Кириченко, Нина Борисовна. Автомобильные эксплуатационные материалы : Практикум : учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Н.Б. Кириченко. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2012. – 96 с.

3.

Колесник, Павел Адамович. Материаловедение на автомобильном транспорте : учебник для студентов высш. учеб. заведений / П.А. Колесник, В.С. Кланица. – М. : Академия, 2005. – 320 с.    не переиздавался

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

выбрать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения

устный опрос, сообщения

знания:

технологию металлов и конструкционных материалов

экспертная оценка при выполнении лабораторных работ, сообщения

физико-химические основы материаловедения

реферат

строение и свойства материалов, методы измерения параметров и свойств материалов

экспертная оценка при выполнении лабораторных работ, сообщения

свойства металлов, сплавов, способы их обработки

экспертная оценка при выполнении лабораторных работ, сообщения

допуски и посадки

экспертная оценка при выполнении практических работ

свойства и области применения электротехнических, неметаллических и композиционных материалов

сообщения

виды и свойства топливно-смазочных и защитных материалов

сообщения

Разработчики:         

ГБОУ СПО ВО «КТК»      преподаватель                   Ю.В.Климова.

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы материаловедения" по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (...

Рабочая программа по материаловедению

Рабочая программа по материаловедению...

Рабочая программа по материаловедению

Рабочая программа по материаловедению...

Рабочая программа "Основы материаловедения"

Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программам СПО подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профес...

Рабочая программа "Основы материаловедения"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии  НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)Рабочая прогр...