Проект программы дуального обучения
рабочая программа на тему

Зотова Наталья Владимировна

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

«Внедрение в систему среднего профессионального образования

элементов практико – ориентированной (дуальной) модели обучения»

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_programmy_dualnogo_obucheniya.docx121.34 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Когалымский политехнический колледж»

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

«Внедрение в систему среднего профессионального образования

элементов практико – ориентированной (дуальной) модели обучения»

Подговили:

зам. директора по ИР Свищук Е.М.

старший мастер п/о Зотова Н.В.

Когалым, 2016 г.

Пояснительная записка

Инновационная направленность парадигмы «образование в течение всей жизни» определяется сочетанием двух логик – логики образования (развитие способностей граждан) и логики экономики (оптимальное использование человеческих ресурсов). Важнейшей качественной характеристикой современного этапа развития системы профессионального образования выступают интеграционные процессы, которые отражают, с одной стороны, содержательно-структурные изменения внутри собственно системы профессионального образования, а с другой – процессы взаимодействия профессионального образования и производственной сферы. Именно новый подход к системе профессионального образования позволит обеспечить качественную подготовку высококвалифицированных специалистов будущего.

Одним из инструментов повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российских регионов за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности выступает дуальная система обучения, преимуществом которой является согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов, высокая степень практикоориентированности и, как следствие, обеспечение высокого процента трудоустройства выпускников.

Внедрение дуального обучения в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций представляется целесообразным, своевременным и перспективным. Дуальная система полностью отвечает основным принципам компетентностного подхода, лежащего в основе современных Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования: единство теории и практики, междисциплинарный, интегрированный подход в основе образовательного процесса, акцент на применении умений и знаний в профессиональной деятельности, необходимость сетевых форм организации образовательного процесса.

Инновационность дуальной системы заключается в следующем: - изменения в организации учебного процесса (сокращаются аудиторные занятия, объем производственной практики увеличивается до 60–70% от объема учебного плана); - производственная практика основана на индивидуальном подходе и максимально приближена к условиям реального производства; - дополнительные меры финансирования со стороны предприятия; - развитие института наставничества на производстве. Дуальная система является действенным и гибким механизмом, позволяющим обеспечить качественную подготовку высококвалифицированных специалистов, востребованных на региональном рынке труда

НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской

Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

23) Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ.

1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации

культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами,

необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ

осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими

образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

1. Обучающимся предоставляются академические права на: … обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»

13. Образовательные программы среднего профессионального образования

реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 г. № 291.

9. Учебная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе договоров между организацией, осуществляющей деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (далее – организация), и образовательной организацией. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.

11. Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями.

В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.

14. Образовательные организации:

планируют и утверждают в учебном плане все виды и этапы практики в соответствии

с ОПОП СПО с учетом договоров с организациями; заключают договоры на организацию и проведение практики; разрабатывают и согласовывают с организациями программы практики, содержание и планируемые результаты практики; осуществляют руководство практикой;

контролируют реализацию программы практики и условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми; формируют группы в случае применения групповых форм проведения практики;

определяют совместно с организациями процедуру оценки общих и профессиональных компетенций обучающегося, освоенных им в ходе прохождения

практики;

разрабатывают и согласовывают с организациями формы отчетности и оценочный материал прохождения практики.

15. Организации:

заключают договоры на организацию и проведение практики; согласовывают программы практики, содержание и планируемые результаты практики, задание на практику;

предоставляют рабочие места обучающимся, назначают руководителей практики от организации, определяют наставников;

участвуют в определении процедуры оценки результатов освоения общих и

профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики, а также оценке таких результатов;

участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися в период прохождения практики;

при наличии вакантных должностей могут заключать с обучающимися срочные трудовые договоры;

обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие

санитарным правилам и требованиям охраны труда;

проводят инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

Федеральный государственный образовательный стандарт по программе

подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии

1.2. Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренной программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии.

Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего

профессионального образования, на 2015–2020 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р)

П.4. Последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании

практико-ориентированной (дуальной) модели обучения.

П.13. Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование

профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии.

П.14. Внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части

мотивации предприятий к участию в практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

П.16. Разработка предложений по совершенствованию участия представителей

работодателей в попечительских и наблюдательных советах профессиональных квалификаций.

План мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р)

Ключевое событие 4.6. Внесены изменения в налоговое законодательство

Российской Федерации, направленные на мотивацию предприятий к участию в практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года № 366-р)

П.9. Реализация системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 5 октября 2015 года)

Раздел IX. Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников

Глава 31. Общие положения.

Статья 195_1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарт.

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников.

Статья 197. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование.

Глава 32. Ученический договор.

Статья 198. Ученический договор.

Статья 199. Содержание ученического договора.

Статья 200. Срок и форма ученического договора.

Статья 201. Действие ученического договора.

Статья 202. Организационные формы ученичества.

Статья 203. Время ученичества.

Статья 204. Оплата ученичества.

Статья 205. Распространение на учеников трудового законодательства.

Статья 206. Недействительность условий ученического договора.

Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

разработка и апробация системы дуального обучения в БУ «Когалымский политехнический колледж»  как инструмента подготовки квалифицированных кадров, востребованных на региональном рынке труда.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  • разработка нормативно-правовой и организационно-методической документации, обеспечивающей функционирование системы дуального обучения в образовательном процессе БУ «Когалымский политехнический колледж»
  • установление качественно новых партнерских связей между БУ «Когалымский политехнический колледж» и предприятиями (организациями) г. Когалыма  по внедрению системы дуального обучения в образовательный процесс;
  • модернизация образовательных программ, БУ «Когалымский политехнический колледж»  с учетом требования и принципов дуального обучения;
  • подготовка педагогических кадров БУ «Когалымский политехнический колледж»  и производственного персонала предприятий (организаций) по вопросам внедрения системы дуального обучения в образовательный процесс;
  • совершенствование механизмов совместного планирования и управления по осуществлению учебно-практических занятий и производственной практики БУ «Когалымский политехнический колледж» и предприятий (организаций) г. Когалыма;
  • разработка финансовых механизмов оплаты труда обучающихся в период производственного обучения и поощрения наставников от производственного персонала предприятий (организаций);
  • апробация, внедрение и распространение модели дуальной системы обучения в профессиональных образовательных организациях ХМАО-Югры

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Профессиональная образовательная организация

Предприятие – социальный партнер

ППКРС/ППССЗ

Количество обучающихся

бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Когалымский политехнический колледж»

ООО «Когалым НПО-Сервис»

ППКРС 15.01.26. Токарь - универсал

22

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 

БУ «Когалымский политехнический колледж» и предприятий-партнеров при реализации Проекта:

  • участие работодателей в разработке образовательных программ, в управлении профессиональными образовательными организациями;
  • организация практики обучающихся, стажировок преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения с использованием технологической базы предприятий;
  • содействие в трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных организаций;
  • привлечение к процессу обучения специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующей производственной сфере;
  • участие в организации оценки качества подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций при проведении итоговой аттестации и сертификации профессиональных квалификаций;
  • создание условий для социализации и профессионализации обучающихся профессиональных образовательных организаций.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1этап – установление договорных отношений между профессиональной образовательной организацией и предприятием:

- создание рабочей группы/координационного совета;

- создание нормативной базы по организации и осуществлению дуального обучения;

- соотнесение ФГОС и требований работодателя, зафиксированных в профессиональных

стандартах и должностных инструкциях – выделение дополнительных компетенций;

- внесение изменений в содержание образовательных программ с учетом требований

работодателя.

2 этап – распределение зоны ответственности за реализацию дуального обучения между профессиональной образовательной организацией и предприятием:

- составление графика чередования теории и практики;

- согласование перечня видов работ, необходимых для отработки на базе предприятии;

- подготовка/обновление материально-технической базы для проведения дуального обучения.

3 этап – конструирование элементов процесса дуального обучения:

- корректировка содержания рабочих программ с учетом практикоориентированности;

- разработка контрольно-оценочных средств (содержание заданий и критерии оценки);

- разработка программ для обучения наставников от предприятия и проведение обучения;

- разработка комплектов учебно-методического обеспечения рабочих программ с учѐтом дуального обучения.

4 этап – апробация процесса дуального обучения и корректировка учебно-методического обеспечения:

- организация процесса дуального обучения;

- апробация педагогических и производственных технологий, ориентированных на эффективное практикоориентированное обучение;

- выявление и анализ трудностей при осуществлении дуального обучения, внесение корректив.

ПРИНЦИПЫ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

  • практикоориентированность – формирование профессионального опыта обучающихся при погружении их в профессиональную среду в процессе обучения, а также профессионально-ориентированные технологии обучения, направленные на
  • формирование у будущих специалистов значимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, профессионально-важных качеств;
  • комплексность – создание единой образовательно-производственной среды;
  • интегративность – межпредметные связи, ориентированные на формирование необходимой квалификации, создаваемые на основе модульных образовательных
  • программ;
  • универсальность – единство теоретического и практического аспектов подготовки будущих специалистов;
  • гибкость и вариативность содержания и технологий образовательного процесса;
  • адаптивность – развитие способности к социализации специалиста в условиях меняющейся производственной ситуации;
  • партнерство – реализация мер по подготовке квалифицированных кадров для предприятия осуществляется на основе равноправного партнѐрства;
  • ответственность – выполнение сторонами принятых обязательств;
  • информационная открытость – создание открытой информационной среды о направлениях взаимодействия на Интернет-представительствах предприятия и
  • профессиональной образовательной организации.

ФУНКЦИИ БУ «КОГАЛЫМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» И ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)  – СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРА

 ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

БУ «Когалымский политехнический колледж»

Предприятие (организация – социальный партнер

  • информирует обучающихся (законных представителей) о возможности дуального обучения

  • заключает договор о дуальном обучении с предприятием
  • заключает договор о дуальном обучении с БУ «Когалымский политехнический колледж»
  • совместно с предприятием разрабатывает и утверждает образовательную программу, рабочий учебный план по профессии/специальности, годовой календарный график учебного процесса, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса

  • совместно с профессиональной образовательной организацией разрабатывает и утверждает образовательную программу, рабочий учебный план по профессии/специальности, годовой календарный график учебного процесса, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса
  • организует стажировку педагогических работников
  • (кураторов)  на предприятии

- организует повышение квалификации (стажировка) наставников в МФЦПК БУ «Когалымсикй политехнический колледж»

  • формирует списки обучающихся по программе дуального обучения
  • согласует с профессиональной образовательной организацией списочный состав обучающихся, направляемых на дуальное обучение
  • организует заключение ученических договоров о дуальном обучении между обучающимися и предприятием
  • заключает ученические договоры о дуальном обучении с обучающимися
  • издает приказы об организации дуального обучения, о направлении обучающихся на предприятие, о закреплении за каждой группой обучающихся кураторов (мастеров производственного обучения или преподавателей)
  • принимает обучающихся на обучение в количестве и в сроки, согласованные с профессиональной образовательной организацией
  • обеспечивает реализацию образовательной программы, несет ответственность за получение обучающимися в полном объеме образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, профессиональными стандартами
  • обеспечивает реализацию образовательной программы на предприятии (организации), создает условия для проведения дуального обучения
  • несет ответственность за соблюдение обучающимися действующих на предприятии Устава, правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности и иных локальных актов предприятия (организации
  • знакомит обучающихся с Уставом, правилами внутреннего распорядка, санитарными, противопожарными и иными общеобязательными нормами и правилами поведения в условиях производства на предприятии, обеспечивает обучающимся доступ к практическим материалам и процессам, за исключением информации, составляющей охраняемую законом тайну, обеспечивает безопасные условия прохождения дуального обучения для обучающихся на предприятии (организации)
  • обеспечивает выполнение обучающимся указаний куратора (мастера производственного обучения или преподавателя), наставника от предприятия (организации), касающихся процесса обучения и производственного процесса
  • закрепляет за каждой группой обучающихся (обучающимся) наставника из числа наиболее квалифицированных специалистов (рабочих)
  • совместно с предприятием (организацией) организует процедуру оценки общих и профессиональных компетенций по профессии/специальности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, профессиональными стандартами
  • совместно с профессиональной образовательной организацией принимает участие в процедуре оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся, освоенных им в процессе дуального обучения, по профессии/специальности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, профессиональными стандартами
  • предоставляет документы для включения выпускников колледжа в кадровый резерв ( согласно договора)
  • включает выпускников колледжа, окончивших образовательное учреждение со средним баллом не менее 4,5  по профессии/ специальности в кадровый резерв с возможностью последующим предоставление места работы

СОВОКУПНОСТЬ ВОЗМОЖНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ЭФФЕКТЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ):

 для государства:

- повышение инвестиционной привлекательности регионов России за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности;

- снижение нагрузки на бюджет;

- значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм обучения;

для предприятий:

- обеспечение воспроизводства и развития кадрового потенциала;

- возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании;

- взращивание мотивированных и опробованных на собственном производстве работников, которые идентифицируют себя с предприятием и знают все тонкости внутрифирменных и производственных процессов;

- возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях;

- возможность по ходу обучения корректировать его содержание, изменять учебные программы в соответствии с ходом своей технологической модернизации;

- подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в производстве: необходимость профессиональной адаптации отпадает;

для системы профессионального образования:

- обеспечение диверсификации профессионального образования, т.е. увеличение разнообразия предлагаемых профессиональных образовательных программ;

- повышение эффективности и качественная подготовка высококвалифицированных специалистов;

- качественно новые партнерские связи между профессиональными образовательными организациями и предприятиями;

- обеспечение высокого процента трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя, обучение максимально приближенно к запросам производства;

для студентов:

- высокая степень мотивации к получению знаний;

- обеспечение более разностороннего профессионального развития обучающихся, работает принцип «от практики к теории», обучающийся больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями;

- возможность сопоставить свои ожидания и реалии будущей профессиональной деятельности;

- профессиональная адаптация, т.е. освоение новой профессиональной роли, умение самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность;

- вероятность получить работу на том же предприятии, где проходил обучение;

- более ранняя профессионализация

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

                                                             

Порядок

организации и осуществления дуального обучения

в БУ «Когалымский политехнический колледж»

1. Порядок организации и осуществления дуального обучения в БУ «Когалымский политехнический колледж» (далее Колледж) определяет правила организации и осуществления дуального обучения обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, основные программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные образовательные программы совместно с Предприятиями (организациями) всех организационно-правовых форм и форм собственности (далее – Предприятие), учреждениями, органами власти различных уровней.

2. Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.04.2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным программам профессионального обучения», Приказом Министерства образования и науки от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

3. Дуальное обучение представляет собой практикоориентированную сетевую форму реализации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных образовательных программ, основанную на взаимодействии Колледжа, Предприятий и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения.

4. Целью дуального обучения является качественное освоение обучающимися общих и профессиональных компетенций по профессии/специальности, а также приобретения опыта профессиональной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и профессиональными стандартами.

5. Основные задачи организации и осуществления дуального обучения:

- комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности в рамках профессии/специальности;

- повышение уровня профессионального образования и профессиональных навыков

выпускников Колледжа;

- координация и адаптация учебно-производственной деятельности Колледжа к условиям производства на Предприятии.

6. Программа дуального обучения разрабатывается Образовательной организацией по согласованию с Предприятием.

7. Программа дуального обучения предусматривает совмещение обучения на базе

Колледж и Предприятия по дням (неделям, месяцам) при условии обеспечения выполнения требований федеральных государственных образовательных

стандартов, профессиональных стандартов.

8. Ответственность за организацию и проведение дуального обучения обучающихся

несут руководители Колледжа и Предприятия.

9. Организация и осуществление дуального обучения обучающихся Колледжа регламентируется:

- настоящим Порядком;

- программой дуального обучения, рабочим учебным планом по

профессии/специальности, годовым календарным графиком учебного процесса, планом мероприятий по обеспечению образовательного процесса, приказами;

- договорами о дуальном обучении между Колледжем и Предприятием (Приложение 1);

- ученическими договорами о дуальном обучении между обучающимися и

Предприятием (Приложение 2).

10. Для организации и проведения дуального обучения образовательная организация

выполняет следующие функции:

- информирует обучающихся (законных представителей) о возможности обучения по программам дуального обучения;

- составляет и заключает договор о дуальном обучении с Предприятием в срок до 1 августа текущего года;

- совместно с Предприятием разрабатывает и утверждает программу дуального

обучения, рабочий учебный план по профессии/специальности, годовой календарный график учебного процесса, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса;

- формирует списки обучающихся (с согласия обучающихся/законных представителей) по программам дуального обучения;

- согласует с Предприятием сроки проведения дуального обучения и списочный

состав обучающихся, направляемых на Предприятие;

- организует заключение ученических договоров о дуальном обучении между

обучающимися и Предприятием;

- издает приказы об организации дуального обучения, о направлении обучающихся на Предприятие, закреплении за каждой группой обучающихся кураторов (мастеров

производственного обучения или преподавателей);

- обеспечивает реализацию программы дуального обучения;

- несет ответственность за получение обучающимися в полном объеме образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами,

профессиональными стандартами;

- несет ответственность за соблюдение обучающимися действующих на Предприятии Устава, Правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности и иных локальных актов Предприятия;

- обеспечивает выполнение обучающимся указаний куратора (мастера

производственного обучения или преподавателя), наставника от Предприятия, касающихся процесса обучения и производственного процесса;

- обеспечивает выполнение куратором (мастером производственного обучения или

преподавателем) программы дуального обучения, должностных инструкций (в том числе по заполнению журнала учета проводимых занятий, контролю за ведением дневника

обучающегося, систематическому внесению данных об успеваемости обучающегося в журнал практических занятий и дневник производственной практики);

- совместно с Предприятием организует процедуру оценки общих и

профессиональных компетенций по профессии/специальности в соответствии с  федеральными государственными образовательными стандартами, профессиональными стандартами;

- представляет согласованный с Предприятием ежегодный отчет о проведении

дуального обучения за прошедший учебный год, в Департамент образования и науки ХМАО – Югры не позднее 25 декабря текущего года.

11. Для организации и проведения дуального обучения Предприятие выполняет

следующие функции:

- заключает ежегодный договор о дуальном обучении с Колледжем в срок до 1 августа текущего года;

- совместно с Колледжем разрабатывает и утверждает программу дуального обучения, рабочий учебный план по профессии/специальности, годовой календарный график учебного процесса, план мероприятий по обеспечению

образовательного процесса;

- согласует с Колледжем сроки проведения дуального обучения и списочный состав обучающихся, направляемых на дуальное обучение;

- принимает обучающихся на обучение в количестве и в сроки, согласованные с

Колледжем;

- заключает ученические договоры о дуальном обучении с обучающимися;

- знакомит обучающихся с Уставом, Правилами внутреннего распорядка, санитарными, противопожарными и иными общеобязательными нормами и правилами

поведения в условиях производства на Предприятии;

- закрепляет за каждой группой обучающихся (обучающимся) наставника из числа

наиболее квалифицированных специалистов (рабочих) для обучения их практическим знаниям и приемам в работе по каждому направлению программы дуального обучения;

- обеспечивает реализацию программы дуального обучения на Предприятии и создает условия для проведения дуального обучения;

- сообразно целям и задачам дуального обучения обеспечивает обучающимся доступ к практическим материалам и процессам, за исключением информации, составляющей охраняемую законом тайну;

- обеспечивает безопасные условия прохождения дуального обучения для

обучающихся на Предприятии, отвечающие санитарным правилам, требованиям охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности;

- обеспечивает выполнение наставником программы дуального обучения,

должностной инструкции (в том числе организацию участия обучающихся в

производственном процессе, проведению инструктажа с обучающимися);

- совместно с Колледжем принимает участие в процедуре оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся, освоенных им в процессе дуального обучения, по профессии/специальности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, профессиональными стандартами;

- предусматривает меры материального поощрения для обучающихся, направленных

на дуальное обучение, и наставников, закрепленных из числа наиболее квалифицированных специалистов (рабочих) Предприятия;

- согласовывает ежегодный отчет Колледжа о проведении дуального обучения за прошедший учебный год не позднее 1 ноября текущего года.


Дорожная карта

по реализации проекта «Внедрение в систему среднего профессионального образования элементов практико – ориентированной (дуальной) модели обучения»

п/п

Мероприятие

2016 г.

2017 г.

2018 г.

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1

Анализ организационных, финансовых,

материально-технических условий,

необходимых для реализации проекта

2

Разработка нормативно-правовой и организационно-методической документации, регламентирующей систему дуального обучения

3

Заключение договоров с предприятием (организацией) об организации и осуществлении дуального обучения, ученических договоров о дуальном обучении, издание приказов об организации дуального обучения

4

Корректировка учебно – программной документации

5

Информационное обеспечение родителей(законных представителей студентов

6

Закрепление за обучающимися кураторов (преподавателей спец.дисциплин, мастеров п/о), наставников

7

Стажировка преподавателей спец.дисциплин, мастеров п/о на базе предприятия, обучение наставников

По графику

8

Апробация системы дуального обучения

9

Проведение совместных мероприятий (семинаров, круглых столов, классных часов, экскурсий и др.)

По графику

10

Процедуры независимой оценки квалификации обучающихся

11

Отчет о выполнении проекта

11

Анализ эффективности апробации системы дуального обучения

Согласовано

Утверждаю

Директор ООО "Когалым

НПО-Сервис"

Директор БУ «Когалымский

Политехнический колледж»

_________________В.Д.Боровик

_________________И.Г.Енева

«_________»_______________2016 г.

«______»_______________2016г.

Рабочий учебный план по профессии  15.01.26 Токарь-универсал

 Индекс

Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик

Формы промежуточной аттестации

Учебная нагрузка обучающихся (час.)

Распределение обязательной аудиторной нагрузки по курсам и сместрам/ триместра (час. )

максимальная

самостоятельная учебная работа

Обязательная аудиторная

I курс

II курс

III курс

всего занятий

в т. ч. лаб. и практ. занятий

1 сем.

2 сем.

3 сем.

4 сем.

5 сем.

6 сем.

17

23

17

21

16,5

20,5

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

О.00

Общеобразовательный цикл

 

2484

828

1656

1034

392

450

354

460

0

0

ОДБ.00

Базовые

1з/6дз/1э

1649

550

1099

618

258

310

217

314

 

 

ОДБ.01

Русский язык

–,–,-,Э

117

39

78

54

20

22

16

20

 

 

ОДБ.02

Литература

–,–,-,ДЗ

293

98

195

45

44

44

51

56

 

 

ОДБ.03

Иностранный язык

–,–,-,ДЗ

234

78

156

156

34

52

20

50

 

 

ОДБ.04

История

–,–,–З

176

59

117

20

17

34

30

36

 

 

ОДБ.05

Обществознание (вкл. экономику и право)

–,–,-,ДЗ

234

78

156

52

34

52

20

50

 

 

ОДБ.06

Химия

–,-,-ДЗ

117

39

78

32

20

22

16

20

 

 

ОДБ.07

Биология

–,-,-ДЗ

117

39

78

18

20

22

16

20

 

 

ОДБ.12

Физическая культура

З,З,З,ДЗ

257

86

171

171

51

44

32

44

 

 

ОДБ.13

Основы безопасности жизнедеятельности

–,-,-,ДЗ

105

35

70

70

18

18

16

18

 

 

ОДП.00

Профильные

2З/1ДЗ/2Э

836

279

557

416

134

140

137

146

 

 

ОДП.14

Математика

–,З,-,Э

443

148

295

206

63

76

84

72

 

 

ОДП.15

Информатика и ИКТ

–,-,-ДЗ

135

45

90

90

27

18

11

34

 

 

ОДП.16

Физика

–,З,-,Э

258

86

172

120

44

46

42

40

 

 

ОП.00

Общепрофессиональный цикл *

4З/5ДЗ/0Э

663

221

442

282

186

88

0

64

104

0

ОП.01

Технические измерения

ДЗ

75

25

50

36

50

 

 

 

 

 

ОП.02

Техническая графика

–,ДЗ

105

35

70

48

52

18

 

 

 

 

ОП.03

Основы электротехники

З

51

17

34

26

 

34

 

 

 

 

ОП.04

Основы материаловедения

З

75

25

50

22

50

 

 

 

 

 

ОП.05

Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках

–,З

105

35

70

48

34

36

 

 

 

 

ОП.06

Безопасность жизнедеятельности

–,-,-ДЗ

96

32

64

38

 

 

 

64

 

 

ОП.07

Природопользование и охрана окружающей среды

–,-,-,-З

54

18

36

20

 

 

 

 

36

 

ОП.07

Охрана труда

–,-,-,-,З

48

16

32

24

 

 

 

 

32

 

ОП.18

Основы предпринимательской деятельности

–,-,-,-,З

54

18

36

20

 

 

 

 

36

 

П.00

Профессиональный цикл *

 

3012

1004

532

1916

34

290

258

232

456

738

ПМ.00

Профессиональные модули

4з/8дз/4э

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПМ.01

Токарная обработка заготовок, деталей, изделий и инструментов

–,-,-Э

1080

360

720

678

34

290

258

138

0

0

МДК.01.01

Технология металлообработки на токарных станках

–,ДЗ

252

84

168

126

34

134

 

 

 

 

УП.01

Учебная практика

–,-,З

 

 

282

282

 

156

126

 

 

 

ПП.01

Производственная практика

–,-,-,ДЗ

 

 

270

270

 

 

132

138

 

 

ПМ.02

Обработка деталей и изделий на токарно-карусельных станках

–,-,-,-Э

594

198

396

384

0

0

0

94

302

0

МДК.02.01

Технология работ на токарно-карусельных станках

–,-,-,ДЗ

324

108

216

60

 

 

 

94

122

 

УП.02

Учебная практика

–,-,-,З

 

 

54

198

 

 

 

 

54

 

ПП.02

Производственная практика

–,-,-,ДЗ

 

 

126

126

 

 

 

 

126

 

ПМ.03

Растачивание и сверление  деталей

–,-,-,-,-Э

663

221

442

416

0

0

0

0

154

288

МДК.03.01

Технология работ на токарно-расточных станках

–,-,-,ДЗ

114

38

76

50

 

 

 

 

76

 

УП. 03

Учебная практика

–,-,-,-,З

 

 

174

174

 

 

 

 

78

96

ПП. 03

Производственная практика

–,-,-,-,ДЗ

 

 

192

192

 

 

 

 

 

192

ПМ.04

Обработка деталей на токарно-револьверных станках

–,-,-,-,-,Э

675

225

450

438

0

0

0

0

0

450

МДК.04.01

Технология работ на токарно-револьверных станках

–,-,-,-,ДЗ

108

36

72

60

 

 

 

 

 

72

УП. 04

Учебная практика

–,-,-,-,З

 

 

192

192

 

 

 

 

 

192

ПП. 04

Производственная практика

–,-,-,-,ДЗ

 

 

186

186

 

 

 

 

 

186

УП.00

Всего на учебную практику (производственное обучение)

 

 

1476

702

 

0

156

126

0

132

288

ПП.00

Всего на производственную практику

 

 

774

 

0

0

132

138

126

378

ФК.00

Физическая культура

ДЗ

51

17

34

34

 

 

 

 

34

 

ПА.00

Промежуточная аттестация

 

 

 

5 нед

 

 

 

1,5 нед.

2 нед.

0,5 нед.

1 нед

ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

 

 

 

1 нед.

 

 

 

 

 

 

 

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

 

 

 

3  нед

 

 

 

 

 

 

 3 нед

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВК.00

Время каникулярное

 

 

 

22 нед

 

 

10 нед

 

10 нед

 

2 нед.

 

В неделю

 

 

 

 

 

36,0

36,0

36,0

36,0

36,0

36,0

Всего:

10З/16ДЗ/7Э

6210

2070

4140

3266

612

828

612

756

594

738

К

Консультации (на каждую учебную группу на весь период обучения)

 

 

 

300

 

 

 

 

 

 

 

Консультации на учебную группу по 100 часов в год (всего 300 час.)

Всего

дисциплин и МДК

612

672

354

14

4

0

Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год

учебной практики

0

156

126

1

2

0

Государственная (итоговая) аттестация:

производств. практики

0

0

132

1

1

1

1. Программа базовой подготовки

экзаменов

0

0

1

4

1

2

1.1. Письменная квалификационная работа

дифф. зачетов

1

2

0

8

3

2

Защита письменной квалификационной работы 21-23 учебная неделя  6-го семестра  (всего 3 нед.)

зачетов

2

3

1

2

2

0

Учебный план рассмотрен и согласован на заседанииМО

Протокол "____"__________2015г.

Председатель МО /Зварич О.К./___________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

___________ Н.В. Зотова

Согласовано

Утверждаю

Директор ООО "Когалым

НПО-Сервис"

Директор БУ «Когалымский

Политехнический колледж»

_________________В.Д.Боровик

_________________И.Г.Енева

«_________»_______________2016 г.

«______»_______________2016г.

График распределения учебных часов на освоение программы с элементами дуального обучения по профессии «Токарь-универсал» на 2017 - 2018 уч.год.

МДК 03.01

МДК 04.01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

 

июнь

 

27

4

11

18

25

12

15

22

29

5

12

19

26

5

12

19

26

2

9

16

23

30

7

14

21

28

4

11

18

26

2

9

16

23

28

13

20

27

3

10

17

24

3

10

17

24

31

7

14

21

28

5

12

19

26

2

9

16

23

30

Предприятие

18

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Колледж

4

18

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

18

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УД

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УП3  ( 1 полугодие)

УП 3 ( 2 полугодие)

 

 

 

 

 

УП 4 ( 2 полугодие)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предприятие

 

 

6

18

12

6

18

18

6

 

 

 

 

 

 

 

18

18

18

18

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Колледж

 

 

12

18

12

6

18

18

6

 

 

 

 

 

 

 

12

18

18

18

18

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПП

 

 

 

 

 

 

 

ПП

 

 

 

 

Предприятие

 

 

 

 

 

 

 

 

24

36

36

36

36

24

 

 

 

 

 

 

 

18

36

36

36

36

24

 

 

 

Консультации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

Кв. экзамен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 


Проект договора

об организации и осуществлении дуального обучения

г. Когалым  «___» __________ 20___ г.

бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Когалымский политехнический колледж», именуемый в дальнейшем «Колледж», в лице директора  И.Г.Еневой, действующего на основании Устава, с одной стороны и «Предприятие» (организация) ___________________, именуемое в дальнейшем Предприятие, действующего на основании Устава, в лице директора _________,с другой стороны, при совместном упоминании именуемые «Стороны», заключили

настоящий договор (далее – Договор) о нижеследующем.

1. Предмет договора

1.1. Стороны обязуются совместно организовывать и осуществлять дуальное обучение в отношении обучающихся, ________________ образовательную программу, ______________формы обучения по профессии/специальности ________________________.

1.2. Целью дуального обучения является качественное освоение обучающимися общих и профессиональных компетенций по профессии/специальности в соответствии с______________________ образовательной программой, федеральными государственными образовательными и профессиональными стандартами по профессии/специальности _____________________, а также приобретение обучающимися практических навыков работы в Организации и подразделениях Предприятия.

2. Обязательства сторон

2.1. Колледж обязуется:

2.1.1. Организовать обучение обучающихся ______ курса в количестве _______ человек по профессии/специальности за счѐт бюджетных средств и средств Предприятия.

2.1.2. Совместно с Предприятием разработать программу дуального обучения, рабочий учебный план по профессии/специальности, годовой календарный график, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса.

2.1.3. Согласовать с Предприятием сроки проведения дуального обучения и списочный состав обучающихся, направляемых на Предприятие.

2.1.4. Организовать заключение ученических договоров о дуальном обучении между обучающимися и Предприятием.

2.1.5. Обеспечить реализацию программы дуального обучения.

2.1.6. Обеспечить совместно с Предприятием организацию процедуры оценки общих и профессиональных компетенций по профессии/специальности ____________ в соответствии с образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей обучающихся, профессиональными стандартами.

2.1.7. Согласовывать с Предприятием ежегодный отчѐт о проведении дуального

обучения за прошедший учебный год для представления в Дерпартамент образования и науки Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, в срок не позднее 25 декабря текущего года.

2.2. Предприятие обязуется:

2.2.1. Совместно с Колледжем разработать и утвердить программу дуального

обучения, рабочий учебный план по профессии/специальности, годовой календарный график, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса.

2.2.2. Согласовать Колледжем сроки проведения дуального обучения и списочный

состав обучающихся, направляемых на Предприятие.

2.2.3. Принять обучающихся на обучение в количестве _______ человек и в сроки, согласованные Колледжем.

2.2.4. Заключить ученические договоры с обучающимися.

2.2.5. Обеспечить реализацию программы дуального обучения.

2.2.6. Обеспечить безопасные условия прохождения дуального обучения для обучающихся на Предприятии, отвечающие Уставу, санитарным правилам, требованиям охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности.

2.2.7. Закрепить за каждой группой обучающихся (обучающимся) наставника из числа наиболее квалифицированных специалистов (рабочих) для обучения практическим знаниям и приемам в работе по каждому направлению программы дуального обучения.

2.2.8. Обеспечить Обучающегося во время обучения на Предприятии специальной одеждой (формой) по действующим нормативам, средствами производства, расходными материалами.

2.2.9. Обеспечить обучающимся доступ к практическим материалам и процессам, за исключением информации, составляющей охраняемую законом тайну.

2.2.10. Обеспечить выполнение наставником программы дуального обучения,

должностной инструкции и обязанностей, в том числе по организации участия обучающихся в производственном процессе, проведению инструктажа с обучающимися.

2.2.11. Совместно с Организацией организовать процедуру оценки общих и

профессиональных компетенций обучающихся, освоенных ими в процессе дуального обучения, по рабочей профессии (специальности) в соответствии с в соответствии с образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, профессиональных модулей, профессиональными стандартами.

2.2.11. Согласовать ежегодный отчет Организации о проведении дуального обучения за прошедший учебный год не позднее 25 декабря текущего года.

3. Срок действия договора

3.1. Настоящий договор вступает в силу с даты его подписания Сторонами.

3.2. Договор действует в течение __________________ лет.

3.3. Дополнительные условия и изменения к договору рассматриваются Сторонами в десятидневный срок со дня _____________ и оформляются дополнительными соглашениями.

3.4. Дополнения к договору являются его неотъемлемой частью.

4. Ответственность сторон

4.1. Стороны несут ответственность за невыполнение своих обязательств по настоящему договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если это явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.

5. Прочие условия

5.1. Вопросы, не урегулированные настоящим договором, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации по соглашению Сторон.

5.2. Споры и разногласия, возникающие в процессе выполнения условий настоящего

договора, разрешаются по соглашению Сторон.

5.3. Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую

юридическую силу.

6. Реквизиты сторон:

Проект ученического договора о дуальном обучении

г. Когалым  «___» __________ 20___ г.

Предприятие (организация) ______________, именуемое в дальнейшем «Предприятие», в лице генерального директора _____________, действующего на основании Устава, и гражданин ______________, обучающийся БУ «Когалымский политехнический колледж» ____________, именуемый в дальнейшем «Обучающийся» (законный представитель Обучающегося), действующий в своих интересах и от своего имени (действующий от имени интересов Обучающегося), при совместном упоминании именуемые «Стороны», заключили настоящий договор (далее – Договор) о нижеследующем.

1. Предмет договора

 1.1. По настоящему Договору Предприятие организует дуальное обучение Обучающегося на базе Предприятия с целью приобретения им профессии/специальности _________________ в соответствии с образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей обучающихся, профессиональными стандартами с целью закрепления и совершенствования, приобретенных в процессе обучения профессиональных умений, освоения современных производственных процессов, адаптации Обучающегося к конкретным условиям деятельности Предприятия.

1.2. Обучение осуществляется на Предприятии в течение ____________ лет.

Начало обучения – _____________________;

окончание обучения – _________________ .

2. Права и обязанности сторон

2.1. Предприятие обязано:

2.1.1. Закрепить за Обучающимся наставника из числа наиболее квалифицированных специалистов (рабочих) для обучения практическим знаниям и приемам в работе.

2.1.2. Ознакомить Обучающегося с Уставом, правилами внутреннего распорядка Предприятия, санитарными, противопожарными и иными общеобязательными нормами и правилами.

2.1.3. Предоставить Обучающемуся средства обучения, оборудование, расходные материалы на период прохождения обучения.

 2.1.4. Обеспечить Обучающегося во время обучения на Предприятии специальной одеждой (формой) по действующим нормативам, средствами производства, расходными материалами.

2.1.5. Выплатить Обучающемуся стипендию в размере ___________ руб. для усиления материальной поддержки на период прохождения производственной практики.

2.1.6. Выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2.2. Обучающийся обязан:

2.2.1. Посещать занятия и выполнять задания в рамках освоения федерального государственного образовательного стандарта и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей, профессиональными стандартами.

2.2.2. Соблюдать во время обучения Устав, Правила внутреннего распорядка и иные локальные акты Предприятия, в том числе акты в сфере охраны труда, бережно относиться к имуществу Предприятия.

2.2.3. Выполнять указания куратора (преподавателя, мастера производственного обучения, наставника, касающиеся процесса обучения и производственного процесса).

2.2.4. Не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну Предприятия. 2.3. Предприятие вправе:

2.3.1. Трудоустроить Обучающегося по окончании Организации.

2.4. Обучающийся вправе:

2.4.1. По окончании Организации при наличии предложения от Предприятия заключить с Предприятием трудовой договор.

3. Ответственность сторон

3.1. При неисполнении или ненадлежащем исполнении предусмотренных настоящим Договором обязательств Стороны несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.2. Обучающийся несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им Предприятию, так и за ущерб, возникший у Предприятия в результате возмещения им ущерба иным лицам, при наличии вины Обучающегося, в порядке, установленном законодательством. 4.

Заключительные положения

4.1. Договор составлен в 2-х экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

4.2. Договор вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до окончания исполнения Сторонами своих обязательств по нему.

4.3. Изменения или дополнения к настоящему Договору оформляются в письменной форме, подписываются всеми Сторонами и являются неотъемлемой частью настоящего Договора.

4.4. Возникшие по Договору споры разрешаются путем переговоров. При не достижении согласия споры разрешаются в установленном законодательством РФ порядке.

4.5. Вопросы, не урегулированные Договором, разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством.

4.6. Прекращение действия настоящего Договора влечет за собой прекращение обязательств Сторон по нему, но не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение, если таковые имели место при исполнении условий Договора.

5. Адреса и реквизиты сторон

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о наставничестве на предприятии (организации),

реализующем мероприятия по организации и осуществлению

дуального обучения в профессиональных образовательных организациях

1. Общие положения

1. Настоящее Положение о наставничестве на предприятии (организации),

реализующем мероприятия по организации и осуществлению дуального обучения в БУ «Когалымский политехнический колледж» (далее – Положение), разработано в целях обеспечения взаимодействия предприятия (организации) всех и БУ «Когалымский политехнический колледж» организаций (Колледж).

2. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения

наставничества обучающихся Колледжа, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, основные программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные образовательные программы.

3. Наставничество представляет собой процесс передачи знаний, умений и навыков наиболее квалифицированных специалистов (рабочих) Предприятия обучающимся Колледжа при осуществлении дуального обучения.

4. Наставничество проводится в период прохождения обучающимся Колледжа производственной практики при осуществлении дуального обучения.

2. Цели и задачи наставничества

5. Целями наставничества являются передача профессионального опыта, обеспечение оптимального использования времени и ресурсов, обучение наиболее рациональным приемам и методам работы для достижения обучающимся Колледжа

высокого уровня подготовки по профессии/специальности.

6. Основными задачами наставничества являются:

- оказание помощи обучающимся Колледжа  в профессиональной адаптации к условиям производственной деятельности;

- повышение уровня профессионального образования и профессиональных навыков обучающихся Колледжа;

- сопровождение обучающихся Колледжа на Предприятии при осуществлении дуального обучения;

- формирование у обучающихся Колледжа дисциплинированности, трудолюбия, чувства ответственности за порученное дело;

- приобщение обучающихся Колледжа к корпоративной культуре Предприятия;

- повышение мотивации обучающихся Колледжа  к установлению

длительных трудовых отношений с Предприятием по окончании  обучения.

3. Деятельность наставника по организации дуального обучения

7. Наставник – работник Предприятия из числа наиболее квалифицированных

специалистов (рабочих), обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом, имеющий безупречную репутацию и закрепленный за каждой группой обучающихся (обучающимся) Колледжа в качестве наставника приказом руководителя Предприятия.

8. Работники Предприятия назначаются наставниками с их письменного согласия.

9. Наставник должен знать:

- основы педагогики, психологии, методики профессионального обучения и

воспитания обучающихся;

- технологию производства, производственное оборудование и правила его

технической эксплуатации;

- правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования

требованиям безопасности ведения работ;

- нормативно-правовые акты по вопросам охраны труда и пожарной безопасности.

10. Наставник имеет право:

- требовать от обучающихся Образовательной организации выполнения производственных заданий, контролировать соблюдение ими Устава, Правил внутреннего распорядка, санитарных, противопожарных и иных общеобязательными нормам и правил поведения в условиях производства на Предприятии, выполнения указаний по всем

вопросам, связанным с их практическим обучением;

- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с обучением обучающихся Колледжа, вносить предложения руководителю Образовательной

организации о поощрении отдельных студентов;

- принимать участие в процедуре оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся Колледжа, освоенных им в процессе дуального обучения, по профессии/специальности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, профессиональными стандартами.

11. Наставник обязан:

- ознакомить обучающихся Образовательной организации с Уставом, Предприятия,

Правилами внутреннего распорядка, санитарными, противопожарными и иными общеобязательными нормами и правилами поведения в условиях производства на Предприятии;

- проводить обучение обучающихся Образовательной организации в соответствии с программой дуального обучения, рабочим учебным планом по профессии/специальности, годовым календарным графиком учебного процесса;

- рационально организовывать труд обучающихся Образовательной организации, эффективно использовать новое оборудование Предприятия в процессе дуального обучения;

- не реже одного раза в неделю информировать представителя Колледжа (заместителя директора по учебно-производственной работе) о процессе адаптации обучающихся Образовательной организации на производстве, их дисциплине и

поведении.

12. Наставник несет персональную ответственность за качество обучения

обучающихся Колледжа в процессе дуального обучения.

13. Наставник может быть досрочно освобожден от исполнения возложенных на него обязанностей по осуществлению наставничества приказом руководителя Предприятия в случаях:

- письменного заявления наставника об освобождении от обязанностей по

осуществлению наставничества;

- невыполнения или ненадлежащего выполнения наставником возложенных на него обязанностей;

- производственной необходимости.

14. Реализации функций наставничества предшествует обучение наставника основам педагогики, психологии, методике профессионального обучения и воспитания.

15. Размер и порядок материального поощрения наставника за проведение дуального обучения устанавливается Предприятием.

4. Организация наставничества обучающихся Образовательной организации

на Предприятии

16. Организация и проведение наставничества обучающихся Образовательной

организации на Предприятии регламентируется:

- настоящим Положением;

- годовым календарным графиком учебного процесса, планом мероприятий по

обеспечению образовательного процесса при реализации программы дуального обучения, приказами Предприятия;

- договорами об организации и осуществлении дуального обучения между

Предприятием и Колледжа;

- ученическими договорами о дуальном обучении между обучающимися

Колледжа и Предприятием.

17. Для организации и проведения наставничества Предприятие:

- закрепляет за каждой группой обучающихся (обучающимся) Колледжа наставника из числа наиболее квалифицированных специалистов (рабочих) для

обучения их практическим знаниям и приемам в работе по каждому направлению программы

дуального обучения и информирует об этом представителя Образовательной организации (заместителя директора по учебно-производственной работе);

- согласует с наставниками сроки прохождения наставником обучения по основам педагогики, психологии, методике профессионального обучения и воспитания;

- обеспечивает соответствие графика работы наставника графику реализации

программы дуального обучения на Предприятии и создаѐт условия для работы наставника с Колледжем;

- обеспечивает выполнение наставником программы дуального обучения, проведение инструктажа с группой обучающихся (обучающимся) Образовательной организации;

- контролирует деятельность наставника в рамках реализации программы дуального обучения на Предприятии.

18. Для организации и проведения наставничества Образовательная организация:

- контролирует выполнение наставником программы дуального обучения;

- привлекает наставника к участию в процедуре оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся Колледжа, освоенных им в процессе

дуального обучения, по профессии/специальности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, профессиональными стандартами.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о кураторстве в профессиональной образовательной организации,

реализующей дуальное обучение

1. Общие положения

1. Положение о кураторстве в профессиональной образовательной организации, реализующей дуальное обучение разработано в целях обеспечения взаимодействия профессиональной образовательной организации (далее – образовательная организация) и предприятия (организации) всех организационно-правовых форм и форм собственности (далее – Предприятие) в период организации и осуществления дуального обучения.

2. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения кураторства обучающихся Образовательной организации, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, основные программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные образовательные программы.

3. Кураторство организуется в период организации и осуществления дуального обучения (прохождения обучающими различных видов практик на Предприятии).

2. Цели и задачи кураторства

4. Цель кураторства: повышение уровня подготовки обучающихся, передача

профессионального опыта, обучение наиболее рациональным приемам и методам работы для достижения обучающимися высокого уровня подготовки по образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и профессиональными стандартами.

5. Основными задачами кураторства являются:

- комплексное освоение обучающимися Образовательной организации всех видов профессиональной деятельности в рамках освоения образовательных программ,формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых

умений и опыта практической работы в соответствии с федеральными государственными

образовательными стандартами, профессиональными стандартами;

- мобильная корректировка профессиональных навыков обучающихся

Образовательной организации на Предприятии в период реализации программ дуального обучения;

- повышение мотивации обучающихся Образовательной организации к установлению длительных трудовых отношений с Предприятием по окончании обучения;

- приобщение обучающихся Образовательной организации к корпоративной культуре Предприятия;

- содействие достижению обучающимися Образовательной организации высокого качества труда.

3. Деятельность куратора по организации дуального обучения

6. Куратор – работник Образовательной организации из числа наиболее

квалифицированных педагогических работников (преподаватель специальных дисциплин, мастер производственного обучения), обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом, имеющий безупречную репутацию

7. Куратор закрепляется за группой обучающихся (обучающимся) приказом

директора Образовательной организации.

8. Куратор должен знать:

- основы педагогики, психологии, методики профессионального обучения и

воспитания обучающихся;

- технологию производства, производственное оборудование и правила его

технической эксплуатации;

- нормативно-правовые акты по вопросам охраны труда и пожарной безопасности.

9. Куратор имеет право:

- требовать от обучающихся Образовательной организации выполнения

производственных заданий, контролировать соблюдение ими Устава, Правил внутреннего

распорядка, санитарных, противопожарных и иных общеобязательными нормам и правил поведения в условиях производства на Предприятии, выполнения указаний по всем вопросам, связанным с их практическим обучением;

- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с обучением обучающихся Образовательной организации, вносить предложения руководителю Образовательной организации о поощрении отдельных студентов;

- принимать участие в процедуре оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся Образовательной организации, освоенных им в процессе дуального обучения, по профессии/специальности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, профессиональными стандартами.

10. Куратор обязан:

- ознакомить обучающихся Образовательной организации с Уставом Предприятия, Правилами внутреннего трудового распорядка, требованиями охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности и иными общеобязательными нормами и правилами поведения в условиях производства на Предприятии;

- проводить обучение обучающихся Образовательной организации в соответствии с программой дуального обучения, рабочим учебным планом по профессии/специальности, годовым календарным графиком учебного процесса;

- не реже одного раза в неделю информировать представителя Образовательной организации (заместителя директора по учебно-производственной работе) о процессе адаптации обучающихся Образовательной организации на производстве, их дисциплине и поведении.

11. Куратор несет персональную ответственность за качество обучения обучающихся

Образовательной организации в период прохождения производственной практики.

12. Куратор может быть досрочно освобожден от исполнения возложенных на него обязанностей по осуществлению кураторства приказом директора Образовательной организации в случаях:

- письменного заявления куратора об освобождении от обязанностей по осуществлению кураторства;

- невыполнения или ненадлежащего выполнения куратором возложенных на него обязанностей;

- письменного мотивированного ходатайства обучающихся.

4. Организация кураторства обучающихся Образовательной организации на Предприятии

13. Организация кураторства обучающихся Образовательной организации на

Предприятии регламентируется:

- настоящим Положением;

- годовым календарным графиком учебного процесса, планом мероприятий по

обеспечению образовательного процесса при реализации программы дуального обучения, приказами Образовательной организации;

- договорами об организации и осуществлении дуального обучения между Предприятием и Образовательной организацией;

- ученическими договорами о дуальном обучении между обучающимися

Образовательной организации и Предприятием.

14. Куратор обеспечивает:

- сопровождение обучающихся Образовательной организации на Предприятие в период организации и осуществления дуального обучения (прохождения обучающими различных видов практик на Предприятии);

- соблюдение обучающимися Образовательной организацииУстава Предприятия, Правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности и иных общеобязательных норм и правил поведения в условиях производства на Предприятии;

- выполнение программы дуального обучения на Предприятии;

- выполнение обучающимися Образовательной организации в установленные сроки всех заданий, предусмотренные образовательной программой, программами практик;

- осуществляет контроль за ведением дневников практики обучающимися

Образовательной организации.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

об организации стажировок преподавателей и мастеров

производственного обучения профессиональных образовательных организаций

на базе предприятия (организации)

1. Общие положения

1. Положение об организации стажировок преподавателей и мастеров

производственного обучения профессиональных образовательных организаций на базе предприятия (организации) разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012

№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.

2. Настоящее Положение определяет порядок организации стажировок

преподавателей и мастеров производственного обучения на базе предприятия (организации).

3. Стажировка является одной из основных организационных форм дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и

осуществляется в целях овладения современными производственными технологиями, непрерывного совершенствования профессионального мастерства.

4. Основными задачами стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций на базе предприятия (организации) является закрепление на практике профессиональных компетенций, изучение передового опыта, приобретение профессиональных и коммуникативных компетенций для выполнения задач по подготовке квалифицированных специалистов.

5. Стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций на базе предприятия (организации) проводится с отрывом, частичным отрывом и без отрыва от основной работы.

6. Стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций проводится на базе предприятия (организации) соответствующей профессиональной сферы.

7. Преподаватели и мастера производственного обучения профессиональных образовательных организаций, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования, в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования должны проходить стажировку не реже 1 раза в 3 года. При необходимости изучения новых технологий, внедряемых на предприятиях (организациях), стажировки могут проводиться чаще.

8. Для своевременного прохождения стажировок методические службы профессиональных образовательных организаций разрабатывают перспективные (на пять лет) и годовые планы повышения квалификации педагогических работников.

2. Организации стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций на базе предприятия (организации)

9. Направление преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций для прохождения стажировки на базе предприятия (организации) оформляется приказом по учреждению.

10. Прием преподавателей и мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин профессиональных образовательных организаций для прохождения стажировки оформляется приказом предприятия (организации).

11. Рабочий день стажера должен соответствовать продолжительности рабочего дня предприятия (организации).

12. Стажер работает по программе, утвержденной директором профессиональной образовательной организации и согласованной с руководителем предприятия (организации), и предусматривает работу непосредственно на рабочем месте по овладению современными технологиями и приемами труда, а также по ознакомлению с современным оборудованием,

экономикой и организацией профессиональной деятельности, охраной труда.

13. Организационные вопросы, связанные с прохождением стажировки

 продолжительность, сроки, формы прохождения и предметно содержательная сторона) согласовываются со всеми участниками стажировки со стороны профессиональной образовательной организации и предприятия (организации).

14. Контроль за организацией, проведением и результатами стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций осуществляется заместителем директора по учебно- производственной работе.

15. Стажер несет персональную ответственность за выполнение программы стажировки в установленные сроки.

3. Документальное оформление стажировки и подведение итогов

16. Основным регламентирующим документом для стажера является утвержденная директором профессиональной образовательной организации программа стажировки, согласованная с руководителем предприятия (организации). Программа стажировки выдается каждому стажеру.

17. Основным отчетным документом для стажера является отчет о стажировке (дневник стажировки). Форма отчетного документа разрабатывается и утверждается совместно профессиональной образовательной организацией и предприятием (организацией).

18. Преподавателям и мастерам производственного обучения профессиональных образовательных организаций, успешно прошедшим стажировку, выдается соответствующий документ. Форма документа разрабатывается и утверждается совместно профессиональной образовательной организацией и предприятием (организацией).

4. Материальное обеспечение

19. За преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций, которые проходы стажировку на базе предприятия (организации) с отрывом от основной работы, сохраняется среднемесячная заработная плата, оплачиваются командировочные расходы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация производственной практики с использованием элементов дуального обучения

В педагогике понятие «дуальная система» впервые было использовано в ФРГ в середине 1960-х гг. для обозначения новой формы организации профессионального обучения. Дуальная система профессиональной подг...

Дневник дуального обучения ПМ 02 для 32 ПКС на 2015-2016 учебный год

Дневник дуального обучения ПМ 02  для 32 ПКС на 2015-2016 учебный годУважаемые студенты!  Читаем темы, находим материалы, изучаем!!!По  МДК 02.02 и МДК 02.03 - уточняем у ведущих препод...

Доклад: "Дуальное обучение-перспективная система обучения"

     Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практич...

Программа ПМ 01 специальность 08.02.01 в рамках дуального обучения

Программа ПМ 01 специальность 08.02.01 в рамках дуального обучения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯПМ03. Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации, ремо...

Дуальное обучение как форма реализации основных профессиональных образовательных программ в ГАПОУ «Казанский политехнический колледж»

Дуальная система подготовки кадров - это практикоориентированная программа, реализуемая образовательным учреждением и базовым предприятием. Разработка программы в дуальной системе осуществляется в рам...

Проект внедрения образовательных технологий, обеспечивающих эффективную реализацию дуального обучения.

Методическая разработка "Проект внедрения образовательных технологий, обеспечивающих эффективную реализацию дуального обучения"....