Дуальное обучение как форма реализации основных профессиональных образовательных программ в ГАПОУ «Казанский политехнический колледж»
статья

Биккенин Рустам Ринатович

Дуальная система подготовки кадров - это практикоориентированная программа, реализуемая образовательным учреждением и базовым предприятием. Разработка программы в дуальной системе осуществляется в рамках ФГОС СПО Российской Федерации. Программа построена через интеграцию на модульной основе с применением междисциплинарных связей. Совместная реализация программы подразумевает, что базовое предприятие заинтересовано в подготовке специалистов, ориентированных и специализирующихся на профиле предприятия, его оборудовании и технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дуальное обучение как форма реализации основных профессиональных образовательных программ

в ГАПОУ «Казанский политехнический колледж»

Дуальная система подготовки кадров - это практикоориентированная программа, реализуемая образовательным учреждением и базовым предприятием. Разработка программы в дуальной системе осуществляется в рамках ФГОС СПО Российской Федерации. Программа построена через интеграцию на модульной основе с применением междисциплинарных связей. Совместная реализация программы подразумевает, что базовое предприятие заинтересовано в подготовке специалистов, ориентированных и специализирующихся на профиле предприятия, его оборудовании и технологии.

Дуальная система предусматривает вовлечение в процесс подготовки кадров предприятий, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное обучение являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации и т.д. Этим и определяется значимость дуальной системы как модели профессиональной подготовки, которая позволяет преодолеть разрыв, рассогласованность производственной и образовательной сфер в вопросах подготовки профессиональных кадров. В настоящее время идет накопление опыта социального партнерства между учреждениями профессионального образования и промышленными предприятиями. Благодаря обобщению практического опыта заложены основы теории социального партнерства в сфере профессионального образования.

Дуальное обучение в изменившихся социально-экономических условиях только начинает применяться в отечественной системе профессионального образования (при этом, конечно, следует учитывать богатый опыт взаимодействия учебных заведений с базовыми предприятиями в советский период).  Важнейшим организационно-экономическим условием развития дуальной формы подготовки специалистов является привлечение средств отраслей материального производства в среднее профессиональное обучение. Модернизация материально-технической базы образовательных учреждений с  участием предприятий-партнеров становится одним из определяющих факторов повышения качества дуальной целевой подготовки специалистов, особенно в условиях быстрой смены производственных технологий и оборудования. Для обеспечения этой деятельности предприятие обязуется выделять технику, материалы и оборудование; предоставлять базы практики; создавать условия для трудоустройства выпускников и т.д. В свою очередь, учебные заведения обязуются готовить специалистов соответствующего профиля в количестве, необходимом предприятию. В целом механизм отношений колледжей с предприятиями содержит как традиционные (договоры о социальном партнерстве), так и новые элементы – совместные учебно-производственные структуры (производственные участки и др.).

Таким образом, построение системы дуальной целевой подготовки будущих специалистов, ориентированной на реальные потребности регионального рынка труда, конкретных предприятий, социальные и карьерные ожидания молодежи, позволяет на качественно новой основе обеспечить взаимодействие учреждений профессионального образования и предприятий и тем самым обеспечить современное качество подготовки специалистов.

Работодатель определяет чему учить, образовательные учреждения – как учить. Отсюда вытекает название ведущего принципа: ориентация на потребности рынка труда. В основу обучения положен принцип взаимосвязи теории и практики.

Дуальная система образования – система образования, предусматривающая сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте. Обучение максимально приближено к запросам производства. Особенность этого  обучения заключается в том, что профессиональное обучение проводится не в учебном заведении, а на предприятиях.

Наше образовательное учреждение ГАПОУ «Казанский политехнический колледж» внедряет дуальную форму обучения с такими предприятиями как ОАО «Казанькомпрессормаш», ООО «Авторемонт», ООО «КазГорТехЦентр», ООО «СпецПрофСервис», ООО «Надежный автосервис». В 2017 году был заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ среднего профессионального образования:

 23.01.03 Автомеханик с использованием ресурсов организаций  ООО «Авторемонт», ООО «КазГорТехЦентр», ООО «СпецПрофСервис», ООО «Надежный автосервис»;

15.01.25 Станочник (металлообработка), 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 08.01.14 Монтажник санитарно- технических, вентиляционных систем и оборудования, 15.01.30 Слесарь, 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) с использованием ресурсов ОАО «Казанькомпрессормаш».

Отношения с работодателями развиваются  и реализуются по направлениям: это базы для производственных практик, стажировки для преподавателей, внеаудиторная работа (экскурсии, конкурсы, олимпиады).

Рабочие программы учебной и производственной практики согласованы с требованиями работодателя, колледж издает приказ о распределении обучающихся на предприятия, проводит инструктаж по прохождению практики с отметкой в журнале, выдает документы на практику (дневник, рабочую программу); предприятие издает приказ о приеме обучающихся на практику, проводит вводный инструктаж, инструктажи на рабочем месте, закрепляет наставников (приказом), определяет рабочее место, проводит ежедневный контроль, принимает отчет обучающегося  по прохождению практики (дневник, характеристика с оценкой и рекомендуемым разрядом, аттестационный лист по модулю). Работодатели участвуют в оценки знаний и умений обучающихся (ГИА).  Обучающиеся,  наблюдая за работниками предприятий, стремятся быть на уровне основных сотрудников. Овладевают современными приемами труда, осваивают установленные нормы выработки и адаптируются в конкретных условиях предприятия. Равная ответственность за качество обучения, как со стороны работодателя, так и со стороны учебного заведения. Дуальная система обучения обучающихся создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах. Предприятие заинтересовано в трудоустройстве ими же подготовленных специалистов. 

У образовательного учреждения возникает  потребность в практическом обучении своих работников. Проводятся мероприятия по организации стажировки  педагогических работников на базе ОАО «Казанькомпрессормаш».

Проводится и будет проводиться внеаудиторная работа. Для обучающихся третьего курса по профессии «Автомеханик»  была организована экскурсия на предприятия  ООО «Авторемонт», ООО «КазГорТехЦентр», ООО «СпецПрофСервис», ООО «Надежный автосервис». В рамках проведения предметных недель организовывались экскурсии в музей и цеха ОАО «Казанькомпрессормаш». Совместно с ОАО «Казанькомпрессормаш» проводилось мероприятие «Неделя без турникетов». Обучающиеся первого и второго курсов нашего колледжа вместе со студентами,  школьниками посещали механические цеха, музей, а затем им была показана концертная программа с участием наших  обучающихся и работников завода. Совместно с ОАО «Казанькомпрессормаш» был проведен городской конкурс «Лучший по профессии-2017» по профессиям «Токарь», «Фрезеровщик». В дальнейшем совместно ОАО «Казанькомпрессормаш» планируется проведение республиканской олимпиады по специальности «Технология машиностроения», мероприятия «Неделя без турникетов».

Итак, дуальная форма обучения позволяет укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО; помогает решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций и повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства. Для предприятия – это возможность подготовить для себя кадры, для молодых людей – это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни.  В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров.

Список использованной литературы

  1. Григорьева Н.В., Швец Н.А. Модель подготовки специалистов в условиях дуального обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25763 (дата обращения: 01.02.2017)
  2. Кольга В. В. Подготовка современных специалистов в системе дуального образования / В. В. Кольга, М. А. Шувалова // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьего. – Красноярск. – 2014. – С. 66-69.
  3. С.И. Некрасов, Л.В. Захарченко, Ю.А. Некрасова Пилотный проект «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов. URL: http://m-profobr.com/files/--- .pdf (дата обращения 20.04.2015 г.).



Предварительный просмотр:

                                                                   

ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Происходящие изменения в обществе во многом повлияли на особенности  преподавания специальных дисциплин и выдвинули новые требования к системе образования, призванные создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития личности обучающихся. Так развитие исследовательских способностей представляет одну из важнейших задач современного образования. Исследовательская деятельность это особый вид деятельности, который порождается в результате функционирования механизма поисковой активности и предполагает не только поиск решения в условиях неопределённости, но и процесс аналитического мышления, оценку получаемых результатов, а также прогнозирование и моделирование дальнейших действий. Овладение методикой преподавания даёт возможность ориентироваться свободно в содержании дисциплины и науки в целом, воспроизводя данное содержание в изложенном материале, соответствующим закономерностям его преподавания и изучения. Непременным условием научной методики преподавания, а также применения её на практике является глубокое знание содержания преподаваемой дисциплины, основных её принципов и внутренней логики. Никакая методика сама по себе не может помочь преподавателю, если он не владеет таким знанием. Методика преподавания – сложный педагогический процесс, требующий высокого уровня профессиональных знаний, необходимость постоянного повышения квалификации и самообразования. Успех любой практической деятельности в значительной мере определяется набором приёмов, способов, подходов, которые в совокупности своей представляют методику. Выявления действенных методик и их освоение для практической деятельности даёт возможности с минимальными затратами достигать поставленных целей, т.е. делает работу человека более эффективной, производительной. Именно рост производительности характерен для развитого человеческого общества, поэтому развитие методической базы характеризует развитие общества в целом. Важность образования в век высокого технического и технологического прогресса не требует доказательства. Однако вопрос о том, какими образовательными методиками следует пользоваться для того, чтобы интенсифицировать процесс передачи знаний, умений и навыков в эпоху, когда объём востребованной информации нарастает, является наиболее значимым. Поиск эффективных образовательных технологий ведётся постоянно, как и разработка технических и организационных средств поддержки действенных методов и приёмов.

Современный человек всё чаще включается в поисковую, творческую деятельность, что становится возможным при наличии исследовательских умений, которые способны сформироваться уже в дошкольном возрасте, видоизменяясь на каждом этапе развития человека. Переориентирование образования на личностное развитие требует от педагога деятельности, направленной на раскрытие индивидуально-уникальных способностей каждого обучающегося, предполагающее выявление и развитие его творческого потенциала. Развитие исследовательской деятельности является наиболее продуктивным и эффективным путём построения и развития уникальной личности, применяемое в преподавании специальных дисциплин. Исследовательская активность выражается в интеллектуальном отклике на процесс познания, самостоятельное участие в мыслительной деятельности, выражающей умения, живую заинтересованность, эмоциональность. Знания, полученные посредством собственного эксперимента, исследовательского поиска надёжнее и прочнее тех сведений, которые получены репродуктивным путём который  не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности.

Педагогическая наука составляет неотъемлемый элемент культуры, обогащая её, профессиональная компетентность преподавателя приобретает все большее значение. В педагогической системе в современных условиях есть место необходимости  переосмысления научного знания, структурирование и его обогащение за счёт научных достижений в самой науке, и в её практике.

Список использованных источников:

1. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии.  СПб.: Питер, 2005. – 304 с.

2. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

3. Смирнов С. А. Педагогика: Педагогические теории, системы технологии. – М.: «Академия», 2001. – 512 с.



Предварительный просмотр:

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ

С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНГОСТЯМИ

Законом об образовании определено, что в стране создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений развития, социальной адаптации и оказания ранней коррекционной помощи. Для этого необходимо использовать  специальные педагогические  подходы и наиболее подходящие  для этих лиц языки, методы  и способы общения. Создать условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и    определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц. Одной из форм такого образования является инклюзивное образование. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию обучающихся, обеспечивает равное отношение ко всем людям и в тоже время создает особые условия для студентов, имеющих особые образовательные потребности.

Сегодня система инклюзивного образования все более и более развивается в организациях среднего профессионального и высшего образования, основным принципом которой является обучение людей с особыми образовательными потребностями, количество которых постоянно растет. Инклюзивное образование — процесс развития современного образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех групп потребителей образовательных услуг. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Последние ФГОС СПО особое внимание уделяют вопросу инклюзивного образования.  Если преподавание и обучение станут эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все обучающиеся, не только студенты с особыми потребностями. С целью реализации данного процесса начато создание адаптированной  среды для обучения и профессиональной подготовки  лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Безусловно, успешная адаптация всех участников системы инклюзивного образования требует комплексного решения, координированных усилий классного руководителя, преподавателей, зав. отделением, родителей и самих обучающихся. Поэтому так важно формировать толерантность у подростков и использовать в образовательном процессе активные индивидуальные и групповые методы обучения: тренинг, ролевые и деловые игры, метод проектов и др.

Наша образовательная система, как, впрочем, и общество в целом, зачастую оказывается неготовой к работе с людьми с ограниченными возможностями. Естественно, здесь требуются особые условия организации учебного процесса, а также соответствующие специалисты. Но в условиях постоянного обновления современного образования это достаточно сложно. Как образовательной организации обеспечить реализацию инклюзивного образования при минимуме ресурсов и базовом педагогическом коллективе сотрудников? Первое — привлечь к данной работе людей неравнодушных, являющихся носителями гуманистических ценностей и идеалов, профессионалов, энтузиастов своего дела, которые смогут способствовать адаптации и учебе обучающихся с ограниченными возможностями. Они должны не только применять все возможности педагогической этики, но и уметь решать и разрешать нетривиальные педагогические ситуации. Второе — организовать учебный процесс, включая и материально-техническую составляющую, так, чтобы данная категория обучающихся чувствовала себя комфортно, но в тоже время по возможностям не отделять их от остального коллектива. Третье — соблюдать базовые принципы инклюзивного образования. В нашей образовательной организации немало обучающихся с ограниченными возможностями.

На сегодняшний день в нашей образовательной организации обучается 6 студентов с ОВЗ по следующим профессиям и специальностям:

- монтажник радиоэлектронной аппаратуры;

- сварщик;

- слесарь;

- станочник;

- машинист дорожных и строительных машин;

- монтаж и эксплуатация внутренних санитарно-технических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции

Естественно, в связи с этим возникает ряд трудностей. Различные проблемы, разный уровень подготовки, поэтому необходим индивидуально-личностный подход для наиболее успешного формирования основных и профессиональных компетенций. Одной из самых актуальных проблем современной российской системы образования является организация профессиональной подготовки и трудоустройства для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Включение студентов с ограниченными возможностями здоровья во внеурочные  мероприятия помогает их успешной интеграции и самореализации, создает основу для дальнейшего общения между студентами. Активное участие в общественной жизни способствует накоплению положительного опыта общения со сверстниками и создает фундамент для дальнейшей успешной трудовой деятельности в коллективе. Кураторы оказывают помощь в составлении индивидуального распорядка дня, в правильной организации рабочего места и учебного процесса. Совместно с психолого-педагогической службой изучаются особенности адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья, уровень социально-психологической комфортности всех субъектов образовательной среды, включенных в инклюзию. Другим важным направлением деятельности куратора в процессе профессионального образования студентов с ограничениями здоровья является взаимодействие с преподавателями дисциплин, контроль посещения учебных занятий, текущих и итоговых аттестаций. При этом необходимо учитывать состояние здоровья студента, осложняющее обучение в обычном режиме.

С учетом специфики обучаемого контингента предусмотрены специальные, индивидуальные, тестовые задания для проведения проверочных, контрольных работ, промежуточной аттестации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Сочетание традиционных и нетрадиционных  приемов, методов, средств обучения. Реализация личностных возможностей обучающихся. Внедрение новых педагогических технологий: использование личностно-ориентированное обучение, разно-уровневое обучение, применение ИК технологий. 

Методы обучения при обучении на общих основаниях:

 – Лекционные курсы на базе организации СПО.

– Практические и семинарские занятия на базе организации СПО.

– Практикумы на базе организации СПО или с выездом в соответствующие образовательные организации.

– Самостоятельная работа студентов-инвалидов или студентов с ограниченными возможностями здоровья по программам учебных дисциплинам (предметам).

– Подготовка и защита рефератов, курсовых и дипломных работ.

Дополнительно:

– Индивидуальное консультирование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья преподавателем-куратором (закрепление за каждым обучающимся преподавателя-куратора).

В настоящее время предъявляются высокие требования к организации процесса образования, производятся поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Особое внимание в системе СПО уделяется профессиональной подготовке.  В процессе производственного обучения создаётся система профессиональных умений, навыков, их формирование по выбранной профессии, овладение обучающимися необходимым производственным опытом, профессиональным мастерством.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация, а так же использование в практике эффективных педагогических технологий:

1. Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у обучающихся представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории школы, но и в лесопарковых зонах.

2. Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

3. Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

4. Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

При проведении занятий компьютерные технологии используют как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания. В результате соединения образовательной, воспитательной и игровой деятельности дети учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на занятиях по видам деятельности, классных и общешкольных праздниках выступают с сообщениями, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает прививать интерес детей к предлагаемым темам и поддерживать его в дальнейшем.

5. Познавательно-исследовательская деятельность: основной её целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

6. Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между учителем и учеником, а также обеспечение условий для развития личности обучающихся. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

Результатом должен стать подбор оптимальных технологий обучения, с составлением, при необходимости, индивидуальных графиков. Кураторство следует рассматривать как незаменимую и эффективную систему, которая учитывая особенности здоровья студентов и используя взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и партнерстве, играет важную роль в успешной инклюзии студентов с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, цель современной образовательной организации — помочь каждому обучающемуся, способствовать его социализации.

Список используемой литературы:

1. Белявский В.П. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: перспективы и риски // «Учиться жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»: Материалы Междунар. научно-практич. конф. ЮНЕСКО (15-17 мая 2014 г.) / Под ред. Н.М. Прусс, Ф.Г. Мухаметзяновой. – Казань: НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», 2014. – Ч. 1. – С. 22-30 

2. Луман Н. Введение в системную теорию / Н.Луман: Пер. с нем. К.Тимофеева. - М.: Изд-во «Логос», 2007. - 561 с.

3. Панченко О.Л. Социологическая модель процесса реализации инклюзивного образования // Вестник «ТИСБИ». - 2015. - № 1. - С. 96-102.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240113 Химическая технология органических веществ, утвержденной ...

публикация на тему "Развивающая образовательная среда филиала ГАПОУ "Лениногорский политехнический колледж"

Тема образовательной среды и образовательного пространства сегодня продолжает разрабатываться, обсуждаться и исследоваться, что подтверждается многочисленными публикациями в периодических изданиях пси...

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по ОДП.12 ИНФОРМАТИКА И ИКТ в рамках основной профессиональной образовательной программы по профессиям НПО

Дифференцированный зачет проводится в виде компьютерного тестирования для программы Ассистент2. Программа автоматически отбирает из предложенного перечня (100 вопросов) 36 вопросов в случайном порядке...

Контрольно-средства по ПМ.01 Приготовление и подготовка к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий разнообразного ассортимента, в рамках основной профессиональной образовательной программы по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

Контрольно-средства по ПМ.01 Приготовление и подготовка к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий разнообразного ассортимента,  в рамках основной профессиональной образовательной п...

Методическое пособие по выполнению курсовой работы очной и заочной формы обучения учебной дисциплины ПМ 01. Предоставление турагентских услуг основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 43.02.10 Туризм.

Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности СПО 43.02.10  Туризм и соответствует Государст...