публикация на тему "Развивающая образовательная среда филиала ГАПОУ "Лениногорский политехнический колледж"
материал по теме

Нуркаева Раушания Нафисовна

Тема образовательной среды и образовательного пространства сегодня продолжает разрабатываться, обсуждаться и исследоваться, что подтверждается многочисленными публикациями в периодических изданиях психолого-педагогической тематики. Особый интерес представляет рассмотрение образовательной среды как пространства для разностороннего развития личности специалиста. В статье данная проблема рассматривается на примере филиала ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» в г.Азнакаево.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_obrazovatelnaya_sreda_filiala_gapou_lpk.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗНОСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА ГАПОУ «ЛПК» В Г.АЗНАКАЕВО

Аннотация.

Тема образовательной среды и образовательного пространства сегодня продолжает разрабатываться, обсуждаться и исследоваться, что подтверждается многочисленными публикациями в периодических изданиях психолого-педагогической тематики. Особый интерес представляет рассмотрение образовательной среды как пространства для разностороннего развития личности специалиста. В статье данная проблема рассматривается на примере филиала ГАПОУ «ЛПК» в г.Азнакаево.

Ключевые слова: среда, развивающая образовательная среда, компетентностно-ориентированная среда.

Актуальность данной темы обусловлена преобразованиями в современном российском обществе, определяющими новые условия, в которых придется работать молодому специалисту, выпускнику среднего профессионального учебного заведения. Тенденции развития современного профессионального образования свидетельствуют о приоритетном значении среды как фактора подготовки будущих специалистов, активизирующего потенциал творчества, компетентности и конкурентоспособности студента.

Тема образовательной среды и образовательного пространства сегодня продолжает разрабатываться, обсуждаться и исследоваться, что подтверждается многочисленными публикациями в периодических изданиях психолого-педагогической тематики. Особый интерес представляет рассмотрение образовательной среды как пространства для разностороннего развития личности.

В широком смысле образовательная среда трактуется как совокупность факторов развития личности и включает социокультурные и экономические условия, влияющие на образование, информационный базис, тип межличностных отношений, способы взаимодействия личности с окружающим миром. Целенаправленно создаваемая образовательная среда включает в себя требования к образованности, социокультурные ресурсы, саму деятельность преподавателей с ее авторскими моделями, потенциал преподавательско-студенческого коллектива, нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в сфере образования, материально-предметную базу образовательной организации.

Таким образом, образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия индивида с которыми происходит становление его личности [1].

В профессиональной образовательной организации одним из направлений подготовки успешного специалиста, отвечающего современным требованиям рынка труда, является создание условий для развития его профессионально и социально-значимых компетенций, которые в своей совокупности представляют профессиональную образовательную среду.

ФГОС СПО, основанные на компетентностном подходе к подготовке специалиста, ориентируют на профессиональную направленность содержания образования, что предполагает инновационные методы в организации учебной и производственной практики, активное внедрение практико-ориентированных технологий обучения и воспитания, усиление междисциплинарных связей и развитие способности личности интегрировать разнопредметные знания, использовать их для решения профессиональных и жизненных ситуаций. В этих условиях особое значение приобретает компетентностно-ориентированная среда, без которой становится невозможным формирование общих и профессиональных компетенций лежащих в основе успешной профессиональной деятельности выпускника.

Образовательная среда колледжа рассматривается нами как совокупность условий и возможностей для самоопределения и профессионально-личностного становления будущего специалиста. Компетентностно-ориентированная образовательная среда, определяется новыми ценностно-смысловыми основаниями, ориентацией на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся, адекватных их предстоящей социально-профессиональной деятельности, направленностью на развитие системы социального партнерства.

Под компетентностно-ориентированной образовательной средой понимается организуемая в колледже, профессионально-образовательная ситуация – совокупность специально организованных психолого-педагогических условий, востребующих, поддерживающих и создающих возможности становления специалиста в компетентностном формате, профессиональной и социальной мобильности выпускников, их готовности к дальнейшему профессиональному развитию и совершенствованию.

Процесс создания компетентностно-ориентированной образовательной среды колледжа как среды профессионально-личностного развития и саморазвития осуществлялся согласно следующему алгоритму:

Выявление целей и задач образовательного процесса (на основании требований ФГОС СПО и потребностей субъектов образования);

Разработка концептуальных основ (модели) компетентностно-ориентированной среды;

Определение качественных характеристик предполагаемой образовательной среды и ее структурных компонентов;

Определение содержания образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами, технологий достижения поставленных целей;

Организация отдельных компонентов и подструктур образовательной среды;

Определение критериев и показателей для определения эффективности созданной образовательной среды.

Развивающий потенциал формируемой среды, призванной обеспечить профессионально-личностное становление студентов, обуславливался следующими принципами:

· Ведущими целями образования являются развитие интеллектуальной, эмоциональной, физической, социальной и духовной сфер сознания личности студента, формирование необходимых для осуществления профессиональной деятельности компетенций;

· Центральным принципом становится самоценность студента и самоценность педагога;

· Включение студента в образовательный процесс как полноценного субъекта, не «формирование извне», а самостоятельное управление собственным развитием;

· Приоритетная форма организации образовательного процесса – самостоятельная, самоуправляемая учебная деятельность студента;

· Образовательный процесс выстраивается в логике учебного взаимодействия и сотрудничества;

· Организация разнопланового межсубъектного взаимодействия, способствующего профессиональному становлению будущего специалиста, усвоению студентом стиля профессионального педагогического взаимодействия и корпоративной культуры;

· Социальное партнерство, в образовательном процессе всех лиц, заинтересованных в формировании компетентного специалиста, (привлечение работодателей к формированию содержания и обеспечению образовательного процесса в колледже).

Характерными особенностями создания такой среды в филиале ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» стали обогащение и развитие существующей в колледже образовательной практики, а также достраивание и наполнение компонентов образовательной среды на основе разработанной модели. 

Включенность студента в образовательное пространство его активное взаимодействие со средой является источником дополнительного профессионального и личностного опыта, присутствие которого в известной степени «достраивает» образование до целостности, придает ему компетентностный характер.

Для того, чтобы создать образовательную среду, способствующую развитию личности студента – будущего специалиста необходимо четко представлять себе реальные каналы и механизмы формирования присущего его профессии способа видения мира и понимания своего места в нем.

Сегодня в колледже созданы благоприятные предпосылки для дальнейшего развития компетентностно-ориентированной среды, обогащения ее развивающего потенциала. Главной целью деятельности является формирование мировоззрения будущего специалиста и способности реализовать профессиональные умения и компетенции в практической деятельности, в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее значимыми результатами  работы педагогического коллектива колледжа по формированию образовательной среды и подготовке специалистов являются:

  1. Создание привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса и социальных партнеров имиджа колледжа, обеспечивающего высокий уровень конкурентоспособности образовательного учреждения на региональном рынке образовательных услуг. Каждый год в колледже совместно с центром труда и занятости города Азнакаево проводится профориентационное мероприятие «Один день в профессии». В октябре 2016 г. проведены мастер-классы по ряду профессий  в рамках республиканского семинара-совещания «Лучшие практики профориентационной работы со школьниками в муниципальных образованиях Республики  Татарстан».

2. Достижение нового качества образования, соответствующего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, современным потребностям общества и личности, на основе использования новых педагогических технологий, методов, форм работы. Так, работодатели в своих отзывах подчеркивают личную дисциплинированность студентов социально-педагогического колледжа, умение решать проблемы и конфликты, анализировать и корректировать свою профессиональную деятельность, тактичность в общении с коллегами, восприимчивость к советам опытных педагогов.

3. Рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса. Студенты и преподаватели колледжа – участники олимпиад, профессиональных конкурсов и спортивных соревнований различного уровня.

4. Успешная социализация студентов и формирование и опыта гражданского поведения. О гражданской активности и ответственности  студентов свидетельствуют следующие факты: обучающиеся колледжа являются постоянными активными участниками областных и городских акций благотворительности  «Неделя добра», экологической акции «Дни наблюдения птиц», «Зеленая планета», творческих флэш-мобов «Защитим свою планету».

5. Удовлетворенность участников образовательного процесса качеством образовательной среды колледжа. С целью изучения степени удовлетворенности образовательной средой колледжа было проведено исследование мнения преподавателей и студентов. Результаты опроса продемонстрировали удовлетворенность студентов и преподавателей формируемой в колледже средой: 83 % опрошенных студентов показали, что учебные помещения колледжа полностью отвечают современным требованиям, 86 % считает, что в колледже достаточно учебных пособий, книг, методических материалов для качественного образовательного процесса. Студентами были положительно оценены средства и методы обучения, используемые преподавателями в рамках формируемой в колледже компетентностно-ориентированной образовательной среды (88 % опрошенных считают их достаточными). 79 % обучающихся отмечали, что в колледже созданы все условия для раскрытия творческих способностей, 61 % студентов с интересом участвуют во всех мероприятиях колледжа, 65 % –  признают очевидные заслуги преподавателей в своих творческих успехах, 83 % студентов считают, что педагоги и тьюторы создают благоприятный психологический климат.

Таким образом, исследование проблемы формирования образовательной среды позволяет заключить, что развивающая образовательная среда профессионального учебного заведения – это система возможностей и условий формирования разносторонней личности будущего специалиста. Компетентностно-ориентированная развивающая образовательная среда обеспечивает все необходимые компоненты для формирования готовности к профессиональной деятельности: развитие необходимых компетенций, инициативы, самостоятельности, творчества субъектов и в наибольшей степени обеспечивает возможности развития свободы и активности личности будущего специалиста.

Список литературы

  1. Кулюткин, Ю. Образовательная среда и развитие личности / Ю. Кулюткин, С. Тарасов // Новые знания. – 2010. – № 1. – С. 6–7.
  2. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании. Дисс. док. пед. наук. – М., 2007. – 493 с.
  3. Ясвин, В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. – М., 2007. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС

В статье "Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода  в условиях перехода на ФГОС" рассказывается о реализации компетентностного по...

Информационная образовательная среда колледжа/ Проблемы и перспективы развития

Современный человек с детства погружен в информационную среду - он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и в с...

Влияние образовательной среды Самарского социально-педагогического колледжа на повышение учебной мотивации обучающихся

В статья содержатся материалы мониторинга образовательной среды и описаны формы работы с обучающимися по повышению учебной мотивации средствами образовательной среды...

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА

В статье рассматриваются вопросы организации инженерно-технического творчества студентов колледжа в рамках совершенствования инновационной образовательной среды. Техническое творчество обучающихся пре...

Мониторинг адаптации первокурсников в образовательную среду колледжа: выводы и рекомендации

Доклад для выступления на методсовете о проблеме адаптации студентов 1 курса в образовательную среду колледжа. Пути решения, выводы и рекомендации....

Дуальное обучение как форма реализации основных профессиональных образовательных программ в ГАПОУ «Казанский политехнический колледж»

Дуальная система подготовки кадров - это практикоориентированная программа, реализуемая образовательным учреждением и базовым предприятием. Разработка программы в дуальной системе осуществляется в рам...