ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА
статья на тему

В статье рассматриваются вопросы организации инженерно-технического творчества студентов колледжа в рамках совершенствования инновационной образовательной среды. Техническое творчество обучающихся предлагается как часть непрерывного технического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_inzh_tehn.tvorch.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА

Бахмат Сергей Александрович, преподаватель высшей квалификационной категории, БУ ПО  Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Урайский политехнический колледж»;

bachmats@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации инженерно-технического творчества студентов колледжа в рамках совершенствования инновационной образовательной среды. Техническое творчество обучающихся предлагается как часть непрерывного технического образования.

Ключевые слова: образовательная среда, профессиональная подготовка, творческая группа, инженерно-техническое творчество, творческое объединение, непрерывное техническое образование.

Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие, но и образовательная среда влияет на каждого субъекта образовательного процесса.

Многообразие задач, связанных с внедрением в практику работы образовательных организаций СПО модели компетентностного образования позволяет говорить о необходимости формирования многоаспектной образовательной среды, которая характеризуется новыми целевыми установками педагогического коллектива не только на создание и реализацию образовательных программ и модулей, ориентированных на компетентность, но и на развитие исследовательской культуры и творческой деятельности студентов.

Рассматривая профессиональную подготовку как сочетание теоретического и производственного обучения, как основу профессионального образования, считается целесообразным в широком плане говорить не о техническом мышлении, а о профессиональном, полагая одновременно безусловное наличие творчества в деятельности работников квалифицированного труда и специалистов.

При подготовке конкурентоспособных рабочих и специалистов критерием профессионализма и одновременно стержнем всего профессионального обучения является профессиональная компетентность, которая способствует реализации в деятельности творческого профессионального мышления [2].

Образовательная среда колледжа должна воспитывать, развивать творческие способности студентов; прививать навыки работы над проектами; учить подростков приемам и методам решения технических задач, способам развития творческого воображения, преодоления психологических барьеров, мешающих творчеству, приобщать подростков к творческой работе, раскрывать и развивать у них природные способности и задатки.

Способность молодых к неожиданному взгляду на природу вещей, свежесть восприятия, свободного от предвзятости и предрассудков, стремление к нестандартным решениям – эти качества молодежи составляют огромный капитал общества. Бесспорно, что когда у человека раскрываются и получают развитие в учении и работе его творческие способности, то выигрывает не только он сам, но и все общество в целом. Именно на таких людях во всех развитых странах мира основывается движение вперед, поднимающее все человечество на новую ступень развития [1].

Творчество молодых не только дает экономический эффект, но и воспитывает в них лучшие качества. Сегодня очевидно, что накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность и на первый план выдвинулась способность к их обновлению и практическому применению. Новые идеи (научные, технические, гуманитарные, социальные) составляют богатство страны, в значительной мере определяют ее экономический, технический и культурный потенциал.

Для совершенствования образовательной среды колледжа идёт работа над созданием творческих групп по инженерно-техническому профилю.

Направления работы творческих групп:

  • создание инженерного инкубатора для привлечения студентов к работе в творческих объединениях;
  • оформление лабораторно-производственного корпуса как развивающей и информационной среды колледжа в соответствии с целями и задачами программы развития до 2019 года;
  • создание сайтов творческой группы в целом и отдельных её представителей в частности на образовательных порталах округа, региона, страны;
  • формирование творческих и профессиональных объединений студентов;
  • работа с инженерно-техническим составом предприятий города и региона (лекции, беседы, встречи, экскурсии и др.) с целью ознакомления студентов с принципами и содержанием профессий и специальностей инженерно-технического профиля;
  • работа над совершенствованием и внедрением профессиональной составляющей в учебные дисциплины общеобразовательного цикла в соответствии требованиями ФГОС и работодателей.
  • соотнесение учебных планов среднего и высшего профессионального образования, с целью определения возможности получения последующего высшего образования по ускоренным программам.

Создаются и уже работают следующие творческие (проектные) группы по направлениям:

  • Клуб инженерно-технического творчества (КИТТ) по изучению и внедрению теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), работой над рационализаторскими и творческими проектами.
  •  «Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство».
  •  «Транспорт и логистика».
  •  «Технология машиностроения и металлообработка».
  •  «Исследования в области истории развития технических систем, механизмов, изобретений».
  • «Энергетика и энергосбережение.

Клуб инженерно-технического творчества создаётся с целью развития творческого профессионального мышления студентов. И подразумевает не только периодические собрания и беседы о профессии, а и целенаправленное обучение навыкам изобретательства, рационализаторства и проектной деятельности как в рамках профессии, так и в быту. Обязательным планируется введение теоретического курса «Основы технического творчества», который раскрывает основные приёмы и правила решения изобретательских и творческих задач и параллельная работа над проектами (в виде практических работ по курсу) с целью развития творческих способностей обучаемых вне сетки основных занятий.

В плане работы клуба:

- создание логотипа клуба;

- работа над проектами, интересующими студентов, например:

  •  Как побороть силу трения и создать двигатель, работающий без смазки?
  •  Как решить проблему борьбы с сосульками?
  •  Можно ли создать плащ-невидимку?
  •  Что полезного можно сделать из старых покрышек?
  •  Как сделать дороги в любую погоду чистыми и сухими?
  •  Могут ли шины сами себя чинить?
  •  Как использовать программы microsoft в учебной деятельности?
  •  Как побороть тягу к курению?
  • и другими…

В процессе работы в творческих объединениях студентам рекомендуется выполнение рационализаторского предложения или наглядного пособия или подготовка исследовательского реферата, другой подобной работы исходя из местных условий и возможностей. Со своими работами обучающиеся будут выступать на научно-практических конференциях как внутриколледжного так и других уровней. Студенты, успешно освоившие курс обучения, получают сертификат об обучении и выдвинутых рацпредложениях, выступлениях, исследовательских работах.

Создание развивающей творческой образовательной среды будет способствовать повышению исследовательской культуры, развитию инженерного мышления, расширению поля рабочих специальностей, мотивации обучающихся к дальнейшему профессиональному  совершенствованию. А в контексте развития колледжа как образовательного логистического центра содействовать удовлетворению потребности в  осуществлении непрерывности профессионального образования в целом.

Непрерывное техническое образование – это образование, которое должно обеспечить непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков. В логике такого образования лежит получение и второго, и третьего, и т.д. высших образований, а также прохождение одновременно с этим различных курсов повышения квалификации и переподготовки. В принципе, здесь возникает возможность многоразовых смен профессиональных и образовательных траекторий. Например, получив техническое образование, далее получают дополнительные профессиональные квалификации, затем происходит смена траектории:  получают второе высшее гуманитарное образование, занимаются управленческой деятельностью, повышая там свою управленческую квалификацию, потом возвращаются, например, к инженерной деятельности и добирает технические знания и т.п. И в этом жизненном лабиринте образовательных траекторий, должна помочь разобраться практикоориентированная, творческая, развивающая образовательная среда колледжа.

Литература

  1. Альтшуллер Г. Найти Идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач/ Генрих Альтшуллер. – 9-е изд. – М. : Альпина Паблишер, 2016. – 402 с.
  2. Пархоменко В.П. Основы технического творчества: Учеб. Пособие. – Мн.: Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 2000. – 148 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС

В статье "Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода  в условиях перехода на ФГОС" рассказывается о реализации компетентностного по...

Информационная образовательная среда колледжа/ Проблемы и перспективы развития

Современный человек с детства погружен в информационную среду - он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и в с...

РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ И ТВОРЧЕСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье раскрывается проект формирования творческой образовательной среды колледжа через создание Клуба инженерно-технического творчества....

Мониторинг адаптации первокурсников в образовательную среду колледжа: выводы и рекомендации

Доклад для выступления на методсовете о проблеме адаптации студентов 1 курса в образовательную среду колледжа. Пути решения, выводы и рекомендации....

Презентация к уроку педагогики по теме: "Обучение как составная часть целостного педагогического процесса, его особенности в условиях разных типов и видов образовательных учреждений"

Данная презентация может быть использована при проведении урока педагогики по теме: "Обучение как составная часть целостного педагогического процесса, его особенности в условиях  разных...

Презентация к уроку педагогики по теме: "Обучение как составная часть целостного педагогического процесса, его особенности в условиях разных типов и видов образовательных учреждений"

Данная презентация может использоваться для проведения урока педагогики по теме: "Обучение как составная часть целостного педагогического процесса, его особенности в условиях  разных типов и...

Формирование единой информационной образовательной среды как условие развитие профессиональной компетентности студентов колледжа.

Одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которая заключается в обеспечении данной сферы образования те...