Организация учебно-производственной работы в системе СПО с применением современных образовательных технологий
методическая разработка на тему

Бобкова Татьяна Николаевна

Современная постоянно меняющаяся экономика предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке кадров в системе СПО. Однако обеспечение производства рабочими кадрами с творческими возможностями, аналитическими способностями, склонностями к поиску нового в сфере своей деятельности, инициативностью и социальной ответственностью за результаты своей работы – непростая задача. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка17.09 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБПОУ Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

Мастер п/об Бобкова Т.Н.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Организация учебно-производственной работы в системе СПО с применением современных образовательных  технологий 

Современная постоянно меняющаяся экономика предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке кадров в системе СПО. Однако обеспечение производства рабочими кадрами с творческими возможностями, аналитическими способностями, склонностями к поиску нового в сфере своей деятельности, инициативностью и социальной ответственностью за результаты своей работы – непростая задача. Это объясняется следующими факторами.

- во-первых, промышленные предприятия сегодня функционируют в форме единого регионального комплекса (отраслевых комплексов) или кластеров1, а значит, необходимо создание такой системы подготовки рабочих кадров, численность и квалификация которых основывались бы на приоритетах и прогнозах развития этих кластеров;

- во-вторых, переход производства на новый технологический уровень требует модернизации системы кадрового обеспечения. Учреждения СПО должны интегрироваться в многоуровневую систему непрерывного образования. Решение этой задачи возможно на основе включения в состав отраслевых кластеров соответствующих учебных заведений, обеспечивающих региональные производственные комплексы кадрами (в том числе – рабочими) и на основе развития связей между образовательными учреждениями разного уровня;

- в третьих, необходимо обеспечить обратную связь между образовательными учреждениями и предприятиями кластера с тем, чтобы повышать качество и расширять перечень образовательных услуг, развивать материально-техническую базу образовательных учреждений и новые формы сотрудничества на взаимовыгодной основе.

 Работодатели проводят экскурсии на предприятиях, согласовывают учебные программы по рабочим профессиям, перечни учебно-производственных и проверочных работ. Предоставляются рабочие места для прохождения производственной практики с закрепленными специалистами-наставниками. Опытные специалисты участвуют в работе государственных аттестационных комиссий, выступают в качестве рецензента в письменных экзаменационных работах. Предприятия предоставляют рабочие места для стажировки преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения, гарантируют трудоустройство выпускников. Все это позволяет существенно приблизить профессиональную подготовку обучающихся к реальному производству.

Взаимодействие учреждения СПО с предприятиями кластера, Центрами занятости и образовательными учреждениями строится на принципах социального партнёрства и может осуществляться в различных формах. Основными направлениями сотрудничества для модернизации учреждений СПО в рамках образовательно-производственного кластера должны быть следующие:

- формирование стратегии развития учебного заведения СПО с учётом перспектив развития образовательно-производственного кластера;

- совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса с учётом потребностей развития промышленных кластеров (для обеспечения учета современных и перспективных требований к кадрам возможно привлечение специалистов предприятий - работодателей к разработке учебно-программной документации попрофессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров;закрепление баз практик2);

- контроль качества образования (учебные заведения системы НПО должны привлекать ведущих работодателей - потребителей кадров к обеспечению контроля качества подготовки специалистов путем участия в работе государственных аттестационных комиссий при проведении итоговой государственной аттестации выпускников);

- мониторинг рынка труда (развитие взаимодействия учебных заведений СПО и региональных служб занятости населения; создание служб содействия трудоустройству выпускников учебных заведений СПО; заключение и реализация договоров с предприятиями о подготовке переподготовке и повышению квалификации кадров3);

- кадровое обеспечение образовательного процесса в учреждениях системы СПО (привлечение к преподаванию в средних специальных учебных заведениях специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства для проведения теоретических и практических занятий; руководства курсовым проектированием; руководство дипломным проектированием);

- материально-техническое обеспечение учреждений системы СПО (развитие сотрудничества по вопросам практического обучения на производстве с использования современного оборудования и технологий; развитие производственной деятельности учреждений СПО, формирование учебно-производственных комплексов путем интеграции учебных заведений СПО с производством, заключение двусторонних договоров о сотрудничества между работодателями и образовательными учреждениями и передача имущества учебным заведениям системы СПО);

- привлечение дополнительных финансовых средств (пожертвований и целевых взносов) в учреждения системы СПО (средства, полученные от работодателей, могут быть использованы на развитие образовательного учреждения, в том числе для совершенствования образовательного процесса, материально-технической базы, проведения ремонтных работ, организации досуга обучающихся и др.);

- создание попечительских советов образовательных учреждений системы СПО, куда наряду с представителями предприятий – работодателей могут входить представители органов власти, профессиональных сообществ, средств массовой информации, общественных организаций (объединений), других организаций независимо от их организационно-правовых форм (в том числе зарубежных и международных организаций), родители (законные представители) обучающихся, выпускники образовательного учреждения, другие физические лица. Попечительский совет оказывает содействие функционированию и развитию образовательного учреждения СПО путем установления связей с работодателями, службами занятости населения, органами власти, средствами массовой информации, другими организациями, родителями (законными представителями) обучающихся, выпускниками образовательного учреждения; участия в обеспечении финансирования образовательного учреждения; рассмотрения вопросов организации образовательного процесса, распределения финансовых средств и иных вопросов деятельности образовательного учреждения и выработки соответствующих решений; пропаганды результатов деятельности образовательного учреждения).

Таким образом, в результате реализации кластерного подхода предприятия смогут получать в необходимом количестве кадры с уровнем подготовки, который соответствует потребностям развивающегося производства, оптимизируется структура подготовки кадров, минимизируются затраты, связанные с занятостью выпускников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Как соединить два течения: общее образование и профессиональную подготовку так, чтобы слить их в общий поток? Есть, по меньшей мере, два подхода к его решению.       Перв...

«Применение современных образовательных технологий в работе преподавателя профессионального модуля»

В настоящее время методика обучения требует новых педагогических исследований в области методики преподавания, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработк...

Доклад Применение современных образовательных технологий на уроках физики

Доклад Применение современных образовательных технологий  на уроках физики...

Статья «Организация работы преподавателя обществознания в системе СПО с применением современных образовательных технологий»

Статья "Организация работы преподавателя обществознания в системе СПО с применением современных образовательных технологий" методиста, преподавателя Тетачко С.И....

Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение. Конспект занятия "Упражнение змейка" с использованием автотренажера ФОРСАЖ-9 к образовательной программе «Безопасность дорожного движения» 3

В работе представлена Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение на примере занятия "Упражнение змейка" с использованием автотре...

Организация работы преподавателя обществознания в системе СПО с применением современных образовательных технологий

           В преподавании обществознания в организации СПО применяются прежде всего образовательные технологии, обеспечивающие реализацию требований ФГОС. И п...