Викторина «Немного о металлах и металлургии»
занимательные факты на тему

Шахбанова Валентина Ивановна

Викторина расширяет рамки изучаемого материала по материаловедению, химии, физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogapou.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум

Викторина

«Немного о металлах и металлургии»

Выполнил преподаватель Шахбанова В.И.

Цели:

 • Формирование познавательной активности учащихся, представлений о естественнонаучной картине мира.

• Повторить тему «Металлы».

 • В игровой форме развить у учащихся интерес кматериаловедению, химии, расширить кругозор обучающихся.

  1. Кто автор следующего определения: «Металлом называется твердое, непрозрачное и светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно»?

(М. В. Ломоносов, «Первые основания горной науки»).

  1. Какой из металлов в глубокой древности называли «небесной медью» и почему?

 (Железо. Первое железо, с которым познакомился человек, было метеоритным, т. е. «небесного» происхождения, обрабатывали его так же, как и медь).

  1. Алхимики утверждали: «Семь металлов создал свет по числу семи планет»

Назовите эту великолепную семерку (золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, ртуть).

  1. Откуда идет название химического элемента  медь?

(«купрум»– его название произошло от латинского названия острова Кипр).

  1. Кем был открыт «русский представитель платинового семейства»? (Наш соотечественник профессор Казанского университета К. К. Клаус открыл новый металл, «русский представитель платинового семейства», названный «рутением» в честь России).
  2. Какой металл академик А. Е. Ферсман назвал «металлом консервной банки»? Правомерно ли это определение в наше время?

(Олово. До сих пор в консервную промышленность, использующую банки из жести, покрытой оловом, идет значительная часть этого металла. В условиях растущего оловянного дефицита в последние годы вместо белой жести применяется безоловянистая жесть с хромовым покрытием, а в будущем основным «металлом консервной банки» станет алюминий).

  1. Если бы существовал приз «за активность», то атомам какого из металлов вы бы его присудили?

(Цезию, если не считать франций, которого практически нет в природе).

  1. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковые, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда?

(Из серебра, обладающего бактерицидными свойствами).

  1. В каких случаях золото бывает разноцветным? Бывает ли оно белым? (Золото бывает разноцветным в случае сплавления с медью или серебром. За счет легирования создается богатая цветовая гамма: от фиолетовой до иссиня-черной, от желто-золотой до зеленой и т. д. Даже небольшие добавки палладия придают золоту красивый белый оттенок. Белое золото используют в ювелирном деле).
  2. Какой металл помогает олову «излечиться» от его «хронического заболевания»? как оно протекает?

(Висмут, атомы которого при добавлении к олову как бы цементируют его кристаллическую решетку, предотвращая «оловянную чуму» - превращение олова в порошок при низких температурах. Причина – переход белого олова в серое).

  1. На какой особенности ртути был основан древний способ золочения? (Ртуть обладает способностью растворять многие металлы, образуя с ними сплавы – амальгамы. Золото очень легко растворяется в ртути, образуя золотую амальгаму. Ее наносили на обрабатываемое изделие, которое нагревали, ртуть испарялась, золото оставалось на изделии).
  2. Назовите два металла, наиболее легко расстающихся с электронами «по просьбе» световых лучей. Как называется это явление и кем из наших соотечественников оно было изучено?

(Рубидий и цезий. Это явление называется фотоэффектом, оно было подробно изучено в 1888 – 1890 гг. А. Г. Столетовым, крупным русским физиком, профессором Московского университета).

  1. О каком металле говорят: «В грамм добыча, в год труды»? кто из ученых получил в подарок грамм этого металла? Кем он был произведен в России?

 (Радий. Грамм этого металла был подарен Марии Кюри в 1921 г. Первый радий в России был получен немногим позже сотрудниками Радиевого института под руководством В. Г. Хлопина из отечественной руды).

  1. Что означает выражение: «Металл, принесенный в жертву рыжему дьяволу»?

 (Железо, а также стали превращаются в ржавчину в процессе коррозии).

  1. Кто автор первой в России научной монографии по металлургии? Как она называлась?

 (М. В. Ломоносов в 1742 г. написал «Первые основания металлургии или рудных дел»).

  1. Почему морскую воду можно назвать «жидкой железной рудой»? (Если извлечь все железо, растворенное в морской воде, то его придется по 35 т на каждого жителя планеты, в то время как за все существование человечества произведено по 6 т на каждого ныне живущего человека).
  2. По наблюдениям какого ученого растительность изменяет свой облик над рудными жилами?

(М. В. Ломоносов, 1757 г.)

  1. Как называется наука, изучающая поиск руд по растениям? (биогеохимия).
  2. Что вы знаете о «подводных металлургах»?

(«Подводными металлургами» называют бактерии, способные накапливать химические элементы из окружающей среды, благодаря чему их считают главными производителями рудных пластов и конкреций).

  1. Где работает домна-великан?

(г. Череповец. Домна-гигант объемом 5580 м3; 5,5 млн. т чугуна в год).

  1. Как называются вещества, улучшающие «пищеварение» домны? (Флюсы – «помогающие плавить», или плавни, под действием которых расплавленная пустая порода, зола кокса переходят в шлак).
  2. Почему шлаковые воды (вода, использованная при грануляции доменного шлака) обладают целебными свойствами? Находят ли они применение?

(Содержащиеся в шлаках серные соединения при грануляции растворяются в воде, которая по своему составу, температуре и воздействию приобретает целебные свойства, сходные со свойствами Мацестинских и Пятигорских вод. сейчас шклаковые водолечебницы действуют на крупных металлургических заводах страны).

  1. Кому из великих русских химиков принадлежат слова: «Я полагаю, что придет со временем пора искать способы прямого получения железа и стали из руд, минуя чугун»? Изысканы ли эти способы? (Эту мысль высказал Д. И. Менделеев в 1899 г. В СССР построен Оскольский электрометаллургический комбинат, на котором получают сталь бездоменным способом).
  2. При разработке конвертерного способа получения стали свои первые опыты Бессемер проводил в тиглях, установленных в раскаленных печах. В чем его ошибка? (Длительный обогрев не требовался, так как нужный температурный режим обеспечивался теплом экзотермических реакций, идущих в конвертере).
  3. Кем предложены «кислородные инъекции» для мартеновского способа производства стали? Что они дают? (Кислородное дутье предложено академиком И. П. Бардиным для интенсификации мартеновского процесса).
  4. Кто из русских ученых положил начало алюминотермии? Чем еще знаменит этот ученый? (Николай Николаевич Бекетов (1826 – 1911), профессор Харьковского университета, открыл способность алюминия восстанавливать при высоких температурах металлы из их оксидов, что легло в основу металлотермии. Н. Н. Бекетов – создатель электрохимического ряда напряжений металлов).
  5. Кто из наших соотечественников раскрыл секрет булата? (Секрет булата раскрыт Павлом Петровичем Аносовым (1799 – 1851), русским металлургом).

Материаловедение. Список Литературы

  1. Барташевич А.А. Материаловедение. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.
  2. Вишневецкий Ю.Т. Материаловедение для технических колледжей: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2017.
  3. Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): Учеб. пособие для НПО. – М.: Академия, 2017.
  4. Материаловедение: Учебник для ВУЗов. / Под ред. Арзамасова Б.Н. – М.: МГТУ им. Баумана, 2015.
  5. Материаловедение: Учебник для СПО. / Адаскин А.М. и др. Под ред. Соломенцева Ю.М. – М.: Высш. шк., 2016.
  6. Материаловедение: Учебник для СПО. / Под ред. Батиенко В.Т. – М.: Инфра-М, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, викторина. «Немного таких городов в Московском государстве…»

На подвигах и именах Героев формируется характер современной молодежи, будут воспитываться и следующие поколения защитников Отечества. Цель внеклассного мероприятия  формирование уважительного от...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению самостоятельной работы по МДК 04.05. «Информационные технологи в профессиональной деятельности» для студентов специальности «Металлургия цветных металлов»

В настоящее время актуальным становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, бы...

Методическая разработка открытого урока ПМ01."Подготовка и ведение технологического процесса производства цветных металлов и сплавов".Тема :" Производство глинозема". для студентов специальности 150402 "Металлургия цветных металлов"

В данной методической разработке рассмотрены цели урока: методическая, обучающая, воспитательная, развивающая и личностные. В пояснительной записке рассмотрена роль самостоятельной работы студентов. Н...

Контрольно-оценочные средства для оценки результатов освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 150402 "Металлургия цветных металлов" по МДК 01.01 "Металлургия цветных металллов"

В данной разработке представлены следующие разделы:1. Паспорт КОС2. Комплект КОС, в котором представлены перечень вопросов промежуточной аттестации и билеты3. Таблица "Оценка формирования компетенций"...

Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине "Экономика и управление предприятием" для специальности 150402 "Металлургия цветных металлов"

Данные рекомендации преднозначены для студентов и являются не только основой выполнения курсового проекта по данной дисциплине, но и методикой расчета экономической части дипломного проекта по данной ...

Презентации для проведения уроков по специальности Металлургия чёрных металлов

Презентации для проведения уроков по специальности Металлургия чёрных металлов...

Урок "Хочу всё знать!" - хорошая помощь при закреплении пройденного материала по темам: сталь, чугун, цветные металлы и немного любознательности.

«Три пути ведут к знанию:путь размышления – самый благородный ,путь подражания – самый лёгкий ,и путь опыта – это самый горький»КонфуцийТЕМА УРОКА: Хочу все знатьЦель: актуализация знаний посред...