Учебно - методическое пособие
учебно-методическое пособие на тему

Учебно - методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая публикация180 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области

 «Подмосковный колледж «Энергия»

Методическая разработка

 

 

  • «Методика проведения контроля качества знаний, умений и навыков обучаемых. Обоснование выбора методики. Контрольно- оценочный компонент урока. Тактика и стратегия оценки».

 

Автор-составитель –

Колпакова Г.О. преподаватель

                                             

Ногинск, 2018г.

Содержание        стр

1.Введение         3

2. Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса.

2.1.Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования.                                                                                                  5

2.2.Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости

учащихся.         5

2.3.Этапы проверки успеваемости.        6

 2.4.Задачи предлагаемой системы оценки.         7

2.5.Сущность предлагаемой системы оценки.        8

3.Контрольно-оценочный компонент урока. Оценочная деятельность на 10 уроке.

3.1.Традиционный и современный подходы к оцениванию в учебном 10 процессе

3.2.Тактика и стратегия оценки.         14

3.3.Основные правила устной проверки знаний учащихся.        20

 3.4.Памятка мастеру и преподавателю по контролю и оценке знаний и

умений учащихся.         21

4.Методы контроля знаний учащихся.        22

 4.1.Поощрение и наказание как методы стимулирования.        23

 4.2 Тестирование как одна из форм контроля знаний.        23

 5.Заключение.         24

6. Список литературы.        26

1. Введение

Российское образование вступило в новый очень важный период своего реформирования. Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности: - гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике; - самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; - четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; - грамотно работать с информацией; - быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; - легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций; - самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Проблема оценки качества образования является одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации.

Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО) включает три уровня оценки. Первый – независимая оценка индивидуальных достижений обучающихся, выпускников общеобразовательных учреждений. Второй – оценка общеобразовательного учреждения, включающая в первую очередь, оценку качества образования учащихся, которое она обеспечивает. Третий – оценка качества образования, которое обеспечивает система на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Цель оценки качества образования - предъявление равных требований при определении образовательного рейтинга, получение объективных данных о состоянии и результатах образовательного процесса. Понятие «качество образования» можно рассматривать как социальный и государственный заказ системе образования на развитие личности обучающегося, на восполнение профессионального кадрового потенциала страны. Государство даёт оценку качества образования через достижение государственных образовательных стандартов. Общество - через получение жизненно важных и социально значимых компетентностей. Проблема оценки качества образования является одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации.

Цель оценки качества образования - предъявление равных требований при определении образовательного рейтинга, получение объективных данных о состоянии и результатах образовательного процесса. В связи с этим могут быть выделены основные составляющие понятия «оценка качества образования»:

1) фиксирование результатов достижений в соответствии или в сравнении с целями, эталонными значениями;

2) оценка свойств личности (компетенций), определяющих социальное, психическое, физическое развитие;

3) соответствие образования общественным потребностям, ожиданиям социальных заказчиков, родителей, самих учащихся.

 Сегодня о качестве образования мы судим по академическим показателям, оно понимается только как выполнение Государственного стандарта. Между тем, потребителями образовательных услуг, прежде всего, являются обучающиеся и родители, а их заказ отличается от заказа государства, который сформулирован в статье 14 Закона «Об образовании» и заключается в воспроизводстве кадрового потенциала.

Любой цикл обучения содержит следующие моменты:

  • - установление цели обучения;
  • - предварительная оценка уровня обученности;
  • - обучение, совокупность учебных процедур и корректировка согласно результатам обратной связи;

- итоговая оценка результатов и постановка новых целей.

Важным и чрезвычайно тонким моментом для организации учебно-воспитательного процесса и руководства им является контроль за знаниями учащихся. Являясь составляющей частью процесса обучения, контроль призван установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания и умения учеников. Результаты традиционных проверок не дают учителю полной и достоверной информации о том, достигнут ли учеником уровень обязательной подготовки, владеет ли он в необходимой мере основными знаниями и умениями и на какой уровень подготовки можно опереться в его дальнейшем обучении.                                                    

2.Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса

2.1.Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ.

Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества: - они должны быть "валидными" (четко соответствовать программам преподавания),

 - жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего), - «доступными" (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству).

2.2.Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся

Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом ПК безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.

 В практике традиционного обучения обнаруживаются существенные отрицательные стороны системы оценок. Анализ традиционных методов проверки показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому "качество" трактуется сегодня достаточно произвольно, каждым педагогом разрабатывается своя система проверочных заданий. Цель измерения в педагогике - это получение численных эквивалентов уровней знаний. Измерителями являются средства и способы выявления по заранее заданным параметрам качественных и количественных характеристик достижения учащимися уровня учебной подготовки.

Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Нередко оценка темы, курса или его частей происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых знаний, умении, навыков. Качество и последовательность вопросов определяются каждым учителей интуитивно, и часто не лучшим образом. Неясно, сколько нужно задать вопросов для проверки всей темы, как сравнить задания по их диагностической ценности.

Нельзя обойти молчанием роль психологических факторов, общую и специальную подготовку учителя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Все это, так или иначе, влияет на результат проверки и оценки знаний. Личные качества педагога непременно проявляются как в характере преподавания, так и в процессе проверки и оценки знаний, о чем более подробно мы поговорим дальше.

2.3.  Этапы проверки успеваемости

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знания учащихся важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года.

 Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Главная функция текущей проверки - обучающая.

 Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее.

Четвертое звено в системе - периодическая проверка знаний, умений, обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки - диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки - систематизация и обобщение.
Пятым звеном в организации проверки является итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года.
Специальным видом является
комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания, умения для решения практических задач (проблем).

Главная функция комплексной проверки - диагностирование качества реализации межпредметных связей, практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.
 В последнее время вместо традиционного понятия "контроль", кроме уже упоминавшегося понятия "диагностика" все чаще стали использовать понятие мониторинг. Под
мониторингом в системе "педагог - обучающийся" понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися материала и его корректировку. Иначе говоря, мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе "педагог - обучающийся ", позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.
          Основой для оценивания успеваемости учащегося являются
итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные - в оценочных суждениях типа "хорошо", "удовлетворительно" и т.п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению "отлично" - балл 5). Очень важно при этом понимать, что оценка — это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение.

2.4.Задачи предлагаемой системы оценки

Основная задача - стимулировать познавательную активность учащихся. Вторая задача - научить учащихся распределять свои силы и возможности. Третья задача - реализовать новые формы взаимодействия семьи и школы, ввести в жизнь ученика и семьи такие новые понятия "рынка знаний", как "заработать оценку", "получить кредит", "накопить сбережения", "прибыль" и т.д. Перспективная задача - создать на базе современной компьютерной техники средства поддержки новой технологии.

Воспитательная задача предлагаемой методики - формирование у учеников уважительного отношения и привычки к труду, сознательной дисциплины, чувства ответственности и т.д. В процессе учебы выражаются навыки объективного анализа, оценки и самооценки. Очень важно, чтобы учитель все это держал в поле зрения и своевременно оценивал, с учетом индивидуальных способностей, каждого ученика.

Новая система должна обязательно содержать оценку всей работы на протяжении контрольного периода, включая различные дополнительные формы работы. А новые формы взаимодействия преподавателя и ребенка, школы и семьи должны обеспечить систематический контроль за усвоением знаний.

Новизна предлагаемой методики заключается в методах проведения занятий и оценки результатов деятельности детей, посредством создания игровой обстановки, имитирующей нарождающиеся реалии рыночных отношений. В ее основе заложено стимулирование познавательной активности, выявление и развитие деловых качеств и творческих способностей детей, помощь родителям и педагогам в развитии у детей инициативы и предприимчивости.

2.5. Сущность предлагаемой системы оценки

Сущность предлагаемой системы оценки состоит в стимулировании учащихся через возможность воздействия на "оценку" своим трудом, творчеством, талантом. Стимулирование можно применять и при обычных методах обучения и оценки работы учащегося, особенно в тех случаях, когда у учителя возникает необходимость дополнительно поощрить ученика, учесть его старание, аккуратность или качества, которые невозможно учесть в оценке. В своей работе я использую следующую систему оценки знаний учащихся.

Первое. В предлагаемой методике вводится понятие "заработать оценку", которое включает в себя понятие "заработать балл" (часть оценки).

Второе. За определенный промежуток времени, у меня это два урока, в течение которых можно исправить любую оценку даже "0" (дайте ребенку шанс), ученик зарабатывает баллы из которых формируется оценка (например, баллы суммируются за устный ответ, домашнюю работу, самостоятельную работу, за рефераты и т.д.).

Третье. Работая дополнительно или выполняя более сложные задания, ученик имеет возможность заработать любое количество баллов (не ограничивайте учеников). Если баллов заработано больше чем требуется для выставления оценки, то по желанию ученика можно выставить в журнал оценку, а оставшихся баллы идут в сбережения (рейтинг) ученика.

Желательно придерживаться правил:

  • минимальное количество баллов ученик может получить за выполнение простейших программных заданий в рамках минимальных требований школьной программы, т.е. старательный, но не очень способный ученик, выполняя большое количество заданий, может получить хорошую оценку при этом задания усложняются, изменяются параметры заданий;
  • максимальное количество баллов за задание творческое с применением навыков на практике или в нестандартной ситуации;
  • премируйте ученика, первым выполнившего задание, за быстрое и качественное выполнение работы, работу с книгой, на факультативе и т.д.
  • если тема большая, целесообразно разбить ее на подтемы. Баллы за небольшие схожие темы можно объединить, отложить в сбережения или оценивать отдельных учеников по обычной методике.

При подведении итога за урок, тему, четверть, полугодие, я думаю, можно использовать любую общепринятую систему оценки знаний с учетом сбережений.

Рекомендации и предостережения по использованию методики

  • Баллы слабым ученикам регулируются простыми заданиями, домашними заданиями или самостоятельными письменными работами, которые у меня оцениваются по следующей системе: один балл - за самостоятельную работу с использованием литературы из библиотеки; два балла - за авторскую работу по теме. При этом если работа ученика будет опубликована в печати (школьной, классной газете и т.д.), он получает дополнительный балл "авторского гонорара" к текущей оценке (или в банк).
  • За тему можно подготовить только один доклад или самостоятельную работу.
  • В журнале регистрируется не только выполнение заданий, но и возможность их выполнения. В этом случае выставляется "0" - значит, была дана возможность заработать, но ученик ее не реализовал.
  • Не выпускайте много баллов: это может привести к инфляции балла.
  • Совместно с плановым опросом, можно проводить аукцион - вы выставляете "на продажу" вопрос или задание, а ученики пытаются "выкупить" его за счет "сбережений" и выполнить.
  • Неработающим ученикам предоставляется "пособие по безработице" - оценка "неудовлетворительно" в журнал за тему, которую он не проработал.
  • Если ученик болел, ему можно "выплатить" "медицинскую страховку" (бюллетень) до 2-х баллов (при этом желательно оформление документов) и дополнительно он может заработать баллы за самостоятельную работу (доклад, отчет, домашнее задание, оригинально и аккуратно оформленную тетрадь и т.д.)

3. Контрольно-оценочный компонент урока                                                    Оценочная деятельность на уроке.

 Отметка- это попытка объективизации, информация для ученика о соответствии его результата некой норме, общему эталону. Отметка – количественное выражение оценки усилий и результата деятельности человека в баллах, в которых зафиксирован достигнутый им уровень по отношению к стандарту. В практической работе массовой школы отметка является единственной общепринятой мерой успешности учебного труда школьника. Одна и та же отметка сегодня и мера успеваемости детей, и измеритель качества работы учителя, и «регулятор» психологической комфортности ребёнка.

3.1. Традиционный и современный подходы к оцениванию в учебном процессе

Варианты нетрадиционных форм оценивания:

- Взаимооценка.

– Лотерея (пятёрка тому, кто вынет красную фишку).

– «Никакая оценка» ставится в случае, когда нет возможности поставить даже «2».

 – «ОХ, ХО, ЗН, ГН, ХН» - очень хорошо; хорошо, но не очень; знает, но не

говорит; говорит, но не знает; хуже некуда

- Графическая оценка (линией рисуется динамика знаний, умений, навыков учащегося).

– Рейтинговая (накопительная).

– Именные сертификаты (выдаются как знак победы, успеха в долгосрочном конкурсе).

– Жетонная система (разноцветными жетонами поощряются разные виды активности учащегося на уроке: жёлтыми-рациональная, красными-эмоциональная, синими - интуитивная, зелёными – успешные практические действия).

Критерии

Традиционный подход

Современный подход

1.Эталон для оценивания

Ориентация на единые требования, общий эталон, норматив, стандарт-один для всех

Применение индивидуальных эталонов, учёт индивидуально-личностной динамики каждого. Сравнение каждого только с самим собой.

2. Тип используемых оценок

Нормативные, выраженные в баллах, количественные, абсолютные

Личностно - ориентированные, выраженные словесно, качественные

3. Частота оценивания

Отметки на каждом уроке. Частот оценивания- до 2000 раз в год. Иного отметок, мало содержательных оценочных суждений

Отметка только как итог завершения темы, раздела, четверти или полугодия. Оценки как позитивные словесные характеристики постоянно. Мало отметок, много содержательных оценочных суждений.

  4.Уровень комфортности

Низкий (акцент на ошибках)

Высокий (акцент на удачах и успехах)

5.Отношение к 5-бальной системе оценивания

Достаточно трёх баллов: 3,4,5.

Выход за пределы пятибалльной системы; дополнение качественными характеристиками  - знаки, символы

 6.От чего зависит итоговая оценка

Как среднее арифметическое из всех текущих отметок

Только от результата итогового испытания: экзамена, собеседования, зачёта

7. Кто оценивает?

Учитель

Учащийся                                                                        

Приемы, включающие механизмы саморегуляции:

- Взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка в парах, группах                   - Самостоятельный выбор заданий по уровню сложности.                                                                        - Сопоставление индивидуального варианта ответа с групповым и эталонным (проверка прочности и уверенности в собственных знаниях).                                                            - Работа под копирку (один экземпляр - учителю, другой – ученику; проверяют и оценивают оба; потом сравнивают свои варианты).                                                                                      - Без ошибок, но с отметкой, (проверенные работы возвращаются ученикам только с отметкой; задача учащихся - понять, почему отметка такова, какова она есть, найти ошибки, которые привели к снижению балла).                                                                                                – Без отметок и без ошибок (проверенные работы учащихся выдаются без признаков учительской оценки, все свои пометки он оставляет только в своей рабочей тетради; ученику предлагается свежим глазом посмотреть собственную работу: исправить найденные ошибки и поставить соответствующую отметку).

– Комментарий учащихся к вопросам для зачёта по степени их понятности – непонятности, интересности – неинтересности. Особое внимание учителя к тем вопросам, которые охарактеризованы как непонятные и неинтересные одновременные.

– «Чистая доска». Сначала все, что требуется запомнить, написано на доске. Потом на каждом шаге работы стирается часть материала, а ребята устно восстанавливают «пустоты». На каком- то шаге доска становится чистой, а учащиеся по памяти воспроизводят весь текст.                                                                             – Выбор билета, вопроса, который ученик лучше всего знает.

Варианты результатов на современном уроке

Пространство педагогических результатов можно структурировать следующим образом

Предметно ориентированные результаты

Личностно ориентированные результаты

Сфера сознания

Представления о… Знания о … Понимание законов…

Я - образ                                                      Основы для самопознания, самоанализа, самоопределения

Сфера отношения

Познавательный интерес Опыт эмоционально- ценностного отношения к предмету

Адекватная самооценка Самоуважение                                        Чувство собственного достоинства

Сфера деятельности

Разнообразные умения, навыки. Опыт творческой деятельности

Навыки саморегуляции, самоорганизации, самостоятельного принятия решения

 Результаты учебного взаимодействия на личностно ориентированном уроке – это не столько качество усвоенных знаний, а скорее те изменения, которые происходят в личности, в её развитии и росте, к ним можно отнести изменения следующего рода:

 человек начинает воспринимать себя по- иному;  

- он более полно принимает себя и свои чувства;

- становится более уверенным в себе и самостоятельным;

- ставит перед собой реальные цели, более зрело ведёт себя;

- он всё более становится похожим на человека, которым хотел бы быть; - начинает принимать и понимать других людей.

3.2.Тактика и стратегия оценки

Контролируя учебную деятельность учащихся. Мастер, преподаватель оценивает её успешность. Оценка должна быть объективной и справедливой. Правильно определённая оценка помогает учащемуся правильно оценить свои возможности и направить необходимую энергию на осуществление реальных перспектив, в чём проявляется роль оценки. Правильно организованный и проводимый контроль, и оценка успеваемости должна быть, с одной стороны, всесторонними, т.е. охватывать все стороны учебной и учебно-производственной деятельности учащихся, с другой – дифференцированными. Т.е. осуществляться применительно к каждой теме, к каждому узловому вопросу учебной программы.                                                                         Учёт успеваемости учащихся должен осуществляться с ориентировкой на их индивидуальные особенности. Естественно, ко всем учащимся группы предъявляются одинаковые требования в отношении содержания и уровня их знаний, умений и навыков. Но вместе с тем в ряде случаев нужно принимать во внимание такие качества учащихся, как робость и застенчивость, замедленность в мышлении и практической деятельности, излишнюю самоуверенность, физические возможности. Контроль и оценка учебных успехов учащихся должны также соответствовать требованиям валидности. Валидность контроля и оценки предполагает: соответствие способов и средств контроля содержанию обучения; соответствие выявленного уровня знаний и умений поставленным целям процесса обучения; чёткое соответствие оценки заданному объёму знаний и уровню умений контролируемого; диагностичность, т.е. объективную достоверность, точность измерения, воспроизводимость результатов контроля.                                    Методы контроля успеваемости разделяются на текущие наблюдения мастера, преподавателя за учащимися в процессе их теоретического и производственного обучения, а также проверку и оценку качества формируемых и сформированных знаний и умений, соответствие выполненных заданий предъявляемым требованиям. Каждый из этих методов учёта имеет свои специфические задачи, место, методику осуществления в процессе обучения.

 Исходные данные для определения оценок отражены в единых для всех педагогических работников учебного заведения критерия оценки знаний и умений учащихся. Наличие таких критериев и следование им должно обеспечить объективность и единство в подходе к определённой оценки.                                                                                        Общими критериями успешности производственного обучения учащихся являются: правильность выполнения трудовых приёмов и способов выполнения работы; соблюдение требований к качеству выполненной работы; производительность труда (выполнение установленных норм времени или выработки); соблюдение требований безопасности труда).                                                                                                        Применительно к оценке учащихся по предметам теоретического обучения, выделяются общие критерии: полнота, системность, обобщённость, действенность, прочность знаний. Кроме указанных основных критериев при оценке знаний и умений, учащихся учитываются также показатели, характеризующие проявление познавательной активности, познавательного интереса, культура учебного труда, самостоятельности. Однако эти общие показатели, отражённые в критериях, и зафиксированные в официальных документах, не дают ещё возможности преподавателю, мастеру точно определить, как оценить отдельный ответ или выполнение конкретного задания учащегося с достаточной степенью объективности. На определение оценки в реальных условиях реального учебного процесса влияет уверенность учащихся при ответе на вопрос, реакция на наводящие вопросы, способность литературно грамотно изложить мысль, оригинальность приводимых учащимися примеров, умение пользоваться приборами, читать чертёж и т.д. и т.п. В ходе экзаменов влияние на оценку оказывают также общий уровень знаний группой, манера ответа, личное обаяние отвечающего. И многие субъективные факторы.

Каждая оценка, выставляемая учащемуся - в определённой степени является субъективной, что налагает на мастера, преподавателя особую ответственность при её определении.  Критерии оценки в зависимости от этапа изучения учебного материала должна применяться выборочно.                                                                                             Так в начале изучения в процессе производственного обучения новой темы, новой трудовой операции, когда основной целью является обучение учащихся правильно и качественно выполнять новые для них трудовые приёмы и способы выполнения работ, требование производительности труда при выставлении оценки не учитывается. Этот критерий является одним из важнейших критериев при оценке работ «законченного», комплексного характера, выполняемых на основе отработанных приёмов и способов выполнении Требование соблюдения безопасности труда учитывается при оценивании учебно-производственного труда учащимися на всех этапах учебного процесса, ранее изученных трудовых операций.                                                                             При изучении специального предмета, в начале изучения новой темы, когда преподаватель вводит основные понятия, нет необходимости использовать при оценивании такой критерий, как прочность знаний. В этом случае преподаватель оценивает, насколько осознанно учащиеся воспроизводят изученный материал, хорошо ли они понимают его смысл, связь с ранее изученным. При итоговом контроле оценка выставляется с учётом всех критериев и показателей. Практика оценочного общения создаёт атмосферу контакта и доверия между педагогом и учащимися, позволяет мастеру, преподавателю накапливать педагогические наблюдения, которые затем учитываются при определении объективной оценки. Особенно важно положительное оценочное общение, так как нет таких учащихся, которые не любили бы поощрения за свои успехи. Одобрение мастера, преподавателя – мощный стимул к хорошему учению, своевременная похвала рождает цепную реакцию хороших поступков и добрых дел.                                                                              Одним из путей совершенствования контроля является привлечение учащихся к оценке своей деятельности, к самоконтролю. Необходимо, чтобы во время каждой проверки учащиеся не только узнавали, чему они научились, что ещё недостаточно освоили, какие допустили ошибки, но и учились сами оценивать свои знания и умения.  Для этого полезно ознакомить учащихся с применяемыми критериями оценки и постоянно развивать их умение объективно и содержательно оценивать свои знания и знания товарищей по учёбе.                                                                                                    Контроль и оценка учебных успехов учащихся является важной составной частью процесса обучения. Поэтому исключительно важное значение имеет выработка и соблюдение преподавателем правильной педагогической тактики этого компонента их педагогической деятельности.                                                                                   Один из важных вопросов тактики оценки – отношение к отрицательной оценке. Некоторые преподаватели видят в оценке «два» рычаг, стимулятор стремления к учению. «Двойкой» грозят, запугивают, карают, но это, как правило, пользы не приносит. Отдавая должное неудовлетворительным оценкам, которые оказывают сдерживающее влияние на тех учащихся, кто склонен к лени и благодушию, вред такой оценки гораздо больший, чем польза, и прежде всего потому, что она убивает интерес к учению. Ничто не угнетает учащегося так, как сознание бесперспективности. Мысль, что он ни на что не способен. Чувство разочарования и угнетённости отражается на всей умственной деятельности учащегося.                                                                                                                 Тактика карания «двойками» приводит к тому, у учащегося вырабатывается определённый иммунитет против отрицательных оценок. Поэтому «двойку» следует выставлять, в крайнем случае, только тогда, когда всё сделано, чтобы её не было. Наказание отрицательной оценкой может оказать полезное влияние лишь в том случае, если она вынесена с полным основанием, тактично, с учётом ситуации и состояния учащегося. Выставление отрицательной оценки ни в коем случае не должно сопровождаться отрицательной характеристикой личности учащегося. Важно соблюдать правильную тактику выставления «тройки». «Тройка» - это положительная оценка, символ благополучия. В этом её опасность. Ведь «тройки» бывают разные. Одно дело «тройка», когда она «немного» меньше «четвёрки», другое – когда «немного больше «двойки». К сожалению, часто не совсем добросовестные педагоги «обеспечивают» своё благополучие именно такими тройками. А для нерадивых учащихся такая «тройка2 предел мечтаний. «Тройка» - положительная оценка, и выставлять её нужно за положительные результаты, т. е. за твёрдое знание основного учебного материала, за умение применять знания в известной учащимися учебной или учебно- производственной ситуации. В целом же с «тройками», с «троечным уровнем» знаний и умений, учащихся нужно бороться, так как они усыпляют бдительность и учащихся, и педагогов, ни в коей мере не характеризуют успешность усвоения.                                                                                                       Одним из тактических требований к контролю и оценке учебных успехов является своевременность и систематичность. Мастер и преподаватель всегда должны знать, каковы успехи каждого учащегося, с тем, чтобы иметь возможность вовремя выявить и исправить его ошибки, оказать необходимую и своевременную помощь. Вместе с тем неправильно было бы слишком возвышать значение контроля, придавать ему самодовлеющую роль. Учащиеся всё реже задают вопросы при затруднениях, боясь прослыть отстающими, получить пониженный балл.                                                           Ещё одной стороной требования систематичности контроля является «накопляемость оценок», введение «поурочного балла» всем без исключения учащимся. Всё это вредит нормальному учебному процессу, дискредитирует оценку в глазах учащихся, подрывает основы объективности при её выставлении, не стимулирует самостоятельность учащихся. Погоня за количеством оценок, тем более за «поурочным баллом», приводит к тому, что оценки зачастую выставляются формально, не отражая физического труда, затраченного учащимися. Нужно стремиться не к накапливанию оценок. А к накапливанию наблюдений за учащимися, которые потом учитываются при определении оценки.  

Работу по проверке и оценке учебных успехов учащихся нельзя сводить лишь к контролю за качеством усвоения учебного материала. Оценка должна «работать», содействуя углублению и расширению знаний и умений учащихся, вызывая их умственную активность. В этом её важная обучающая функция.

Необходимо в процессе контроля и оценки как можно чаще ставить учащихся в условия самостоятельного применения знаний в новых ситуациях, самостоятельного решения познавательных задач. Это позволяет педагогу более полно определить глубину знаний и умений учащихся, с другой – способствует повышению их действенности, углублению и расширению, позволяет выявить пробелы в знаниях и умениях, управлять процессом их усвоения, по ходу урока корректировать применяемые методы обучения. Обучающая функция контроля и оценивания значительно повышается при сочетании его в структуре урока с подачей учебного материала, его закрепления, текущим и обобщающим повторением, с выполнением упражнений и самостоятельных работ.

Определённые требования предъявляются к выставлению итоговой оценки. Не изжита практика выставления итоговой оценки как среднеарифметической от текущих оценок. Это совершенно неправильно. Текущая оценка отражает лишь промежуточный этап в овладении учебным материалом. Учащийся в дальнейшем усваивает его шире и глубже, может ликвидировать пробелы в знаниях и умениях или, наоборот, снижает усердие и не подтверждает высокую текущую оценку. Итоговая оценка должна отражать конечный результат усвоения в пределах определённой части учебного материала и отрезка времени. Объективность итоговой оценки в значительной степени повышается при организации тематического контроля, введения зачетной системы контроля и оценки знаний и умений учащихся.                                                                                                                         Оценка должна обучать и воспитывать одновременно. Чтобы оценка действительно обучала, она должна объективно отражать уровень подготовленности учащегося, чтобы имела воспитательное воздействие, должна характеризоваться перспективностью. Это способствует мобилизации воли и сил учащихся в конкретных учебных ситуациях. В этом проявляется определённая стратегия, дальняя цель контроля и оценки, прежде всего применительно к учащимся со слабыми учебными возможностями. Перспективность оценки состоит в том, что на определённых этапах обучения «слабым» учащимся, проявившим настойчивость в достижении более высоких учебных успехов, мастер, преподаватель, в ряде случаев может выставлять за ответы и выполненные работы и задания более высокие оценки, чем того они заслуживают. Перспективная оценка – это не любая завышенная оценка, а лишь та, которая временно допуская отступление от объективных показателей, правильно отражает динамику развития деловых качеств учащегося, его движение от незнания к знанию, к прочному умению, к системе в работе. Таким образом, перспективная оценка отражает не только результат, но и усилия учащегося для достижения успеха.

Перспективная оценка при правильном её использовании играет положительную роль в организации учебной деятельности учащегося. Нельзя недооценивать те опасности, которые влечёт за собой неумелое, педагогически нецелесообразное использование перспективной оценки, перспективного оценивания учебных успехов учащихся. Нужно строго разграничивать оценки перспективные и оценки незаслуженные. Перспективную оценку, как средство мотивации учебной деятельности, можно и нужно применять, лишь утвердив приоритет и незыблемость объективной оценки, без которой не может протекать ни учебный, ни воспитательный процесс.

3.3.Основные правила устной проверки знаний учащихся

1.При проверке знаний нельзя ограничиваться обычными способами пересказа, учащимися учебника или объяснений преподавателя.         Нужно чаще ставить перед учащимися вопросы, задания, требующие преобразующего воспроизведения, самостоятельного применения знаний и умений в новых ситуациях к решению новых познавательных задач.                                                                                                                    2.Вопросы учащимся предлагать в вопросительной форме, технически и литературно грамотно.                                                                                                              3. По содержанию вопросы должны быть достаточной сложности и трудности, но доступными для учащихся на соответствующем этапе обучения.

4. Формулировка вопросов должна быть чёткой, понятной, определённой по содержанию, требовать определённого ответа.

5. Не следует формулировать вопрос так, чтобы он требовал односложного ответа или «угадывания» типа «да – нет», «больше – меньше» и т.п.                                                                           6. При опросе на оценку не задавать учащемуся несколько вопросов одновременно – это рассеивает внимание учащегося и нередко вызывает растерянность.

 7. Не следует пользоваться «каверзными» вопросами, т.е. вопросами, на которые вообще невозможно дать правильного ответа.

 8. Следует избегать постановки «подсказывающих» вопросов. В содержании формулировки которых уже содержится ответ.

9. Не удовлетворяйтесь ответами и объяснениями общего характера, добивайтесь от учащегося конкретных ответов.

10. Если учащийся затрудняется выразить свою мысль – помогите ему уточняющими, дополнительными, «наводящими» вопросами.

 11. При «фронтальном» опросе не ограничивайтесь выслушиванием только активных учащихся. Вовлекайте молчаливых и неактивных, добивайтесь, чтобы активными стали все.

12.При «фронтальном» опросе – беседе активно привлекайте учащихся к самооценке и комментированию ответов товарищей по группе; широко практикуйте различные формы самоконтроля и взаимоконтроля знаний и умений учащихся.

3.4.Памятка мастеру и преподавателю по контролю и оценке знаний и умений учащихся

1.Во время контроля и оценки учащихся нужно всегда создавать атмосферу доверия, доброжелательности, справедливости. Учащийся всегда должен быть уверен в объективности и справедливости мастера и преподавателя.                                                               2.Оценивать учащихся можно и нужно на всех этапах урока: в процессе опроса, во время объяснения нового материала, в процессе самостоятельной работы, в конце урока.

 3.Оценка ответа, выполнения задания не должна быть для ученика неожиданностью. Учащийся должен иметь право предельно точно знать, что от него требуется, и те показатели, по которым оценивается его ответ, его действие

4. Всегда объясняйте учащемуся и группе выставляемые оценки.

5.Оценка успеваемости только тогда играет положительную роль, когда учащийся внутренне согласен с ней и понимает её смысл.

6. При проверке и оценке учеников «с пониженной обучаемостью» нужно всегда исходить из правила – сначала научить, а затем оценивать, ставить отметку.

7.  Ошибки учащихся - это нечто закономерное в учебном процессе. Безошибочного обучения не бывает. Не следует их бояться и делать из этого проблемы. Нужно создавать условия для того, чтоб анализ их служил средством развития мышления учащихся. В этом смысле ошибка своеобразное средство обучения, отражение противоречий. Являющихся движущей силой познания.

8. Нужно больше внимания уделять «троечникам», проявлять к ним больше доброжелательности, внимания. Речь идёт о внимательности к человеческому достоинству, которые часто бывают скрытыми и их нужно суметь увидеть.

9. При контроле «слабого» ученика не следует резко реагировать на неправильные ответы или действия. Как бы слаб ни был ученик, никогда нельзя закрывать перед ним возможность выправиться.

 10. Выставляя учащемуся неудовлетворительную оценку. Нужно всегда стараться внушить ему надежду на дальнейший успех, поддержать веру в свои силы.

11. Не скупитесь на похвалу. Своевременная похвала рождает цепную реакцию хороших поступков и добрых дел, стремление узнать больше и лучше.

12. Не следует захваливать и поощрять всегда одних и тех же учащихся. Особенно тех. Кто достигает высоких результатов без особого труда. Хвалить и поощрять хорошо успевающих учащихся следует не столько за хорошую учёбу, сколько за стремление учиться лучше.                                          13.Чем более способен учащийся, чем больше его возможности, тем строже с него нужно и можно спрашивать.

14. Работу «сильных» учащихся следует оценивать «во весь голос». Поощрение им – это эталон и назидание для расслабленной, вяло работающей «серединки».

 15. При проверке и оценке успеваемости сравнение учащихся не должно носить стихийного, случайного характера. Сравнивать учащихся нужно так, чтобы не возвышать одних и не принижать других. А стимулировать их к достижению лучших результатов.

 16. Никогда не допускайте безразличного отношения к выставляемой учащемуся оценке. Ничто так не ущемляет самолюбия учащегося, как равнодушие преподавателя, мастера к его успехам в учёбе. Только сопереживание, истинная сопричастность педагога к успеху учащегося порождает встречное его движение, усиливает активность.

4. Методы контроля знаний учащихся

В практике среднего образования используются различные методы текущего и итогового контроля за качеством знаний учащихся. Чаще всего используются различные формы устного опроса и проведение письменных контрольных работ.
     
Устные методы контроля пригодны для непосредственного общения учителя со школьниками на уроке по конкретным изучаемым на данном занятии вопросам. Они помогают учителю получить некоторую информацию о текущем усвоении учебного материала и осуществить необходимое педагогическое воздействие, а учащимся - подробнее и глубже разобраться в изучаемом материале. Письменные контрольные работы также могут использоваться для активизации самого процесса обучения и помощи учителю и учащимся в обнаружении наиболее слабых мест в усвоении предмета.
Оценивание как при устном опросе, так и при контрольных работах является неточным. Основными недостатками этих методов являются субъективность оценок и невоспроизводимость (неповторимость) результатов. Эти недостатки приводят к тому, что учитель не всегда может получить реальную и объективную картину учебного процесса. Таким образом, для оценки качества знаний эти методы контроля не годятся.
     Однозначные и воспроизводимые оценки способны дать лишь объективные методы контроля качества знаний учащихся, опирающиеся на специально созданные для этого материалы - тесты. Они должны быть разработаны по каждому уровню усвоения опыта. Тест - это средство, которое позволяет выявить уровень и качество усвоения. Однако при использовании тестов также возникает ряд проблем, о которых мы поговорим в одном из следующих разделов.

4.1.Поощрение и наказание как методы стимулирования

Какие бы мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и в воспитании детей, мы ни рассматривали, все они, в конечном счете, сводятся к системе поощрений и наказаний. Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психологии, а наказания предотвращают возникновение отрицательных.
Умелое сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию, которая, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных. Для психологического развития ребенка одинаково важна стимулирующая роль и поощрений, и наказаний: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания - исправлению, или коррекции, отрицательных. Соотношение между теми и другими на практике должно изменяться в зависимости от задач обучения и воспитания.
Одна и та же оценка может восприниматься по-разному в условиях, когда ей предшествовали неудача или успех или когда она повторяет ранее уже много раз полученную оценку. Повторяющиеся от ситуации к ситуации оценки содержат в себе слабые побуждения к деятельности. Успех, следующий после неудачи, а также неудача, наступающая вслед за успехом, заставляют индивида что-то менять в своем поведении.

4.2.Тестирование как одна из форм контроля знаний

Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества.                                                                                          При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил:

- Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.

 - Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

- Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.

- Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

- Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.

 - Вопросы не должны содержать "ловушек".

 Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.
Преимущество такой проверки в том, что одновременно занят и продуктивно работает весь класс и за несколько минут можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой прочности знаний.

Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. Правильно действуют те педагоги, которые, используя письменные тесты, дают возможность обучаемым устно обосновывать свои ответы.

5.Заключение

Оценки учителя оказывают большое влияние на взаимоотношения между учителем и учеником. Оценки и отметки являются лишь одним из множества других педагогических средств. Основной принцип любых педагогических действий - способствование развитию учащихся. Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует, а не тормозит дальнейшее развитие учащихся в направлении решения задач, поставленных обществом. Решение о выставлении той или иной оценки носит всегда конкретный характер. Контроль и оценка служат делу подготовки ученика к жизни. Результаты практической апробации системы

В результате апробации этой системы на практике было замечено:

 - возросла заинтересованность, активность учеников;

 - система воспитывает ответственность, усердие;

- развиваются творческие способности учеников;

 - между учеником учителем устанавливаются деловые отношения (работодателя и работника

 - улучшилось усвоение предмета;

 - оценка учеников происходит на протяжении изучения темы, уменьшается вероятность случайной оценки (за каждый бал надо выполнить задание по теме), ученик сам выбирает себе нагрузку;

- методика упрощает создание и применение компьютерных средств, информационного обеспечения, ведение учета и наглядное представление результатов обучения;

 - появляется возможность планирования наполняемости оценок;

 - в процессе обучения по данной методике дети быстрее и легче приобретут новые знания и адаптируются к новым реалиям жизни.

- ученик должен постоянно работать, ибо любая недоработка влечет за собой дополнительные усилия;

- новая система несколько противоречит традиционной системе оценки. В объект оценки входят не только знания, умения и навыки, но и интерес к учебе, инициатива и способности учеников;

- оценка выставляется как за тему в целом, так и за отдельные ее элементы. При оценке учитель использует различные контрольные и тестовые упражнения:

 - данная оценка имеет достоверно объективный характер, так как основана на конкретных результатах, показанных учеником;

 - ученики понимают смысл требования учителя, не сомневаются в их необходимости и справедливости оценки, они уверены, что оценка зависит только от них самих.

Недостатки:

- приходится вести дополнительный журнал учета баллов; - на начальном этапе требуется более углубленная проработка дидактического и методического материала;

- ученик должен постоянно работать, любая недоработка влечет за собой дополнительные усилия;

- методика не отработана до конца и требуется доработка метода со стороны педагогов, психологов, экономистов.

Выводы

Практическая апробация методики может осуществляться в процессе проведения школьных занятий, факультативов, кружковой работы и внеклассном общении с детьми и родителями... Важно чтобы этот процесс определялся требовательностью и доброжелательностью.

Объективная систематическая оценка работы положительно влияет на развитие способностей школьников, активизирует формирование морально-волевых качеств. Степень соответствия оценки затраченному труду - очень важный фактор в формировании личности ученика

6.Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980.

2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки: Избранные психол. труды в 2 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1980. - С. 129-267.

3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. – С.224.

4. Безрукова В.С., Королеева Н.А. Школьная отметка и управленческая деятельность // Завуч.- 2001.- №2.- С.101-103.

5. Ксензова Г. Школьная отметка: стимулятор учения или "дамоклов меч"? // Директор школы. - 2000. - N 5. - С. 49-57.

6. Кабардин О.Ф., Землякова А.Н. Тестирование знаний и умений учащихся //Советская педагогика. — 1991. — №' 12. - С'.27-33.

7. Памятка-рекомендация по организации контроля знаний и умений учащихся/ Н.Мочалова. Руководитель школы идет на урок// Народное образование.- 2000.- №9.-С.136-138.

8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ С.А.Смирнов и др.-М.:Академия,2001.- 512с.

9. Цукерман Г. Оценка без отметки.- М.-Рига: Эксперимент, 1999.- 133с.

10. Чошанов М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы // Педагогика.- 2000.- №10.- С.95-102.

11. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1979. С. 119-125.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для студентов первого курса средних профессиональных учебных заведений по теме "Решение показательных уравнений".

Данное методическое пособие охватывает материал по теме: «Решение показательных уравнений». При решении задач по предложенной теме студенту необходимо владеть комплексом умений, а также новыми знаниям...

Учебно-методическое пособие "Рекомендации для студентов медицинского колледжа по написанию учебной истории болезни ребёнка".

Методические рекомендации "Написание учебной истории болезни ребёнка" имеют своей целью обучение студентов медицинского колледжа ведению медицинской документации в условиях практического здравоохранен...

Учебно-методическое пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины Химия, Естествознание (Химия)

Учебно-метдическое пособие содержит:1. Результаты выполнения самостоятельных работ, подлежащие проверке  2. Оценку результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов  3. М...

Учебно-методическое пособие по Основам учебно-исследовательской деятельности

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по профессиям 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, 23.01.03 Автомеханик, 19.01.17 Повар, кондитер содержит ре...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АУДИРОВАНИЮ по учебной дисциплине Иностранный язык

Обучение аудированию и контроль понимания прослушанного текста является важной частью обучения английскому языку: этот вид речевой деятельности входит в формат единого государственного экзамена. Обуча...

Учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений " ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по профессии Кассир"

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо МДК 05.01 Технология работ по профессии КассирПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих учебно - методическое пособие для с...

Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине "История исполнительского искусства"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКурс «История исполнительства на народных инструментах» является составной частью подготовки преподавателей, исполнителей, руководителей оркестров и инструментальных а...