Инструменты для паяния
методическая разработка

Открытый урок по теме "Инструменты для паяния"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инструменты для паяния28.32 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

 «Подмосковный колледж «Энергия»

Открытый  урок

Тема: Инструменты для паяния

        Выполнила:

Преподаватель ГАПОУ ПК «Энергия»

Колпакова Г.О.

Тема: «Инструменты для паяния»

 Цели урока:

обучающая: систематизация приемов, навыков обращения с инструментами;

развивающая: уметь анализировать, формировать и совершенствовать умения и навыки;

воспитывающая: воспитать у учащихся добросовестное отношение к изучению основ своей профессии, данной темы.

Технология: проблемного обучения

 Тип урока: комбинированный

 Форма контроля: фронтальный опрос (вопросы, тесты).

 Межпредметные связи: материаловедение, производственная практика

 Оснащение: плакаты, инструменты, презентация.

 Ход урока:

  1. Введение в учебную деятельность – создание учебной мотивации, осознание и принятие учебной цели, постановка учебных задач.
  2. Создание учебной ситуации – решение учебных задач, направленных на результат, т.е. усвоение способа деятельности.
  3. Обеспечение учебной рефлексии – самоанализ, учащиеся должны понять причины ошибок и по возможности их устранить.
  4. Обеспечение контроля  за деятельностью учащихся – выявление, измерение усвоенного по эталону и оценка деятельности учащихся. Выявить, что усвоено учащимися. Измерить усвоенное по уровням усвоения, по осознанности, по полноте.

План

 1. Назначение паяния.

 2. Инструменты-паяльники.

 3. Классификация паяльников.

 4. Выбор паяльников и припоев.

 

   Изучение нового материала.

 1.  Пайка – это процесс неразъемного соединения материалов с нагревов ниже температуры их расплавления путем смачивания и заполнения зазора между ними расплавленным припоем.

  Пайку применяют в:

- машиностроении (пайка радиаторов)

- в электропромышленности и приборостроении (пайка проводов и плавких предохранителей)

  Паяльники бывают:

- периодического подогрева

- электрический паяльник

- газовый непрерывного подогрева

- бензиновый непрерывного подогрева

  Электрические паяльники широко применяют т.к. они:

- просты по устройству и удобны в обращении.

-при их работе не образуются вредные газы

- нагрев спаиваемых мест осуществляется равномерно и при постоянной температуре

- паяльник нагревается от 2 до 8 минут

- паяльник обмакиваю в канифоль, которая от нагрева расплавляется

- набирают с прутка 1-2 капли припоя, пока конец паяльника не покроется ровным слоем припоя

- паяльник накладывают на место спая, намного придерживают его на одном месте для прогрева металла

- затем медленно и равномерно перемещают его по месту спая

- при этом расплавленный припой стекает с паяльника и заполняет зазоры шва

 Припои бывают:

- легкоплавкие (сплав олова и свинца имеют хорошую смачивающую способность.)

- тугоплавкие (медно-цинковые)

- припой поставляют в виде: - зерен

                                                   - прутков

ПОС 90 – припой оловянно-свинцовый (первая цифра указывает на содержание олова в%

При слесарных работах применяют припой ПОС 40

 Флюсы улучшают:

-условия смачивания поверхности паяемого материала припоем

 -растворяют имеющиеся, на поверхности паяемого металла и припоя оксидные пленки

Флюсы:

1. Для мягких припоев:

    а) Хлористый цинк (травленая кислота). Получают растворением 1 части мелко разрубленного цинка в 5 частях соляной кислоты.

    б) Нашатырь (хлористый аммоний)

    в) Канифоль (Желтовато-коричневое смолистое вещество в виде палочек или кусков, или порошка.)

  2. Для твердых припоев:

     а) Бура

     б) Борная кислота

Мягкие припои.

    Пайка мягкими припоями получила широкое распространение, особенно при производстве монтажных работ. Наиболее часто применяемые мягкие припои содержат значительное количество олова. В табл. 1 приведены составы некоторых свинцово-оловянных припоев.

    Таблица 1

    Марка

    Химический состав в %

Температура

оC

олово

свинец

сурьма

примесей не более

медь

висмут

мышьяк

начало

конец

    ПОС-90

90

9,62

0,15

0,08

0.1

0,05

183

222

    ПОС-40

40

57,75

2,0

0,1

0,1

0,05

183

230

    ПОС-30

30

67,7

2,0

0,15

0,1

0,05

183

250

    ПОС-18

18

79,2

2,5

0,15

0,1

0,05

183

270

    При выборе типа припоя необходимо учитывать его особенности и применять в зависимости от назначения спаиваемых деталей. При пайке деталей, не допускающих перегрева, используются припои, имеющие низкую температуру плавления.

Твердые припои.

    Твердые припои создают высокую прочность шва. В электро- и радиомонтажных работах они используются значительно реже, чем мягкие припои. В табл. 2 приведены составы некоторых медно-цинковых припоев.

    Таблица 2

    Марка

    Химический состав в %

    Температура плавления в оС

    медь

    цинк

    примесей не более

    сурьма

    свинец

    олово

    железо

    ПМЦ-42

 40—45

    остальное

    0,1

    0,5

    1,6

    0,5

    830

    ПМЦ-47

 45—49

    0,1

    0,5

    1,5

    0,5

    850

    ПМЦ-53

  49-53

    0,1

    0,5

    1,5

    0,5

    870

    В зависимости от содержания цинка изменяется цвет припоя. Эти припои применяются для пайки бронзы, латуни, стали и других металлов, имеющих высокую температуру плавления. Припой ПМЦ-42 применяется при пайке латуни с содержанием 60—68% меди. Припой ПМЦ-52 применяется при пайке меди и бронзы. Медно-цинковые припои изготовляются путем сплавления меди и цинка в электропечах, в графитовом

 Решение проблемных ситуаций:

 -       Как припаять провод в электробытовом приборе.

 -       Какие взять паяльники  и материалы для паяния в этом случае?

 

 Подведение итогов занятия.

 Закрепление изученного материала по тестам и презентации

Тест.

 1.Как называется операция соединения нагретых деталей расплавленным сплавом?

 а) сварка;   

 б) пайка;   

 в) литье.

 2.Из чего состоит припой?

а) из олова;   

б) из свинца;    

в) сплав олова и свинца.

 3.Как называют место спая при пайке?

а) торцом;    

б) кромкой;   

в) швом.

 4.Какой флюс применяют при паянии деталей из меди?

а) паяльную жидкость;    

б) серную кислоту;    

в) канифоль.

 5.Как подготавливают место спая деталей?

а) зачищают напильником или наждачной шкуркой;    

б) обезжиривают ацетоном;          

в) покрывают парафином.

 6.Из какого металла изготавливают наконечник электропаяльника?

а) сталь;    

б) алюминий;    

в) медь.

7.Что называют лужением?

а) покрытие поверхности специальным раствором;

б) покрытие поверхности тонким слоем припоя;

в) покрытие поверхности тонким слоем парафина.

 8.Для чего нагретым паяльником водят по месту спая деталей?

а) для нагрева места спая;   

 б) для очистки места спая;    

в) для удаления флюса.

10.Какой металл можно использовать для лужения?

а) олово;    

б) цинк;    

в) медь.

11.Что надо сделать, чтобы к жалу паяльника прилипал припой?

а) обезжирить жало;    

б) залудить жало;    

в) натереть жало парафином.

 12.При пайке твердыми припоями в качестве флюса используется … (вставьте пропущенное слово):

а) канифоль;    

б) хлористый цинк;    

в) бура;    

г) нашатырь.

13.Для получения мягкого припоя в сплав к олову добавляют …

а) серебро;    

б) цинк;    

в) свинец;    

г) медь;    

д) флюс.

 14.Для пайки мягкими припоями применяют … (вставьте пропущенное слово):

а) газовые горелки;    

б) бензиновые паяльные лампы;    

в) электрическую дугу;    

г) медный паяльник;    

д) токи высокой частоты.

15.Флюсом является:

А) вздутие на поверхности детали или изделия;   

б) вещество для окисления поверхности детали;   

в) вещество для обезжиривания поверхности детали и снятия оксидных пленок.

 Заключительная часть урока.

 1. Оценка ответов и выставление отметок.

 2. Подведение итогов.

 

3. Домашнее задание  стр. 35-38.

Литература. Покровский Б.С. Основы слесарного дела стр. 35-38.


 

 

 


Тест.

 1.Как называется операция соединения нагретых деталей расплавленным сплавом?

 а) сварка;   

 б) пайка;   

 в) литье.

 2.Из чего состоит припой?

а) из олова;   

б) из свинца;    

в) сплав олова и свинца.

 3.Как называют место спая при пайке?

а) торцом;    

б) кромкой;   

в) швом.

 4.Какой флюс применяют при паянии деталей из меди?

а) паяльную жидкость;    

б) серную кислоту;    

в) канифоль.

 5.Как подготавливают место спая деталей?

а) зачищают напильником или наждачной шкуркой;    

б) обезжиривают ацетоном;          

в) покрывают парафином.

 6.Из какого металла изготавливают наконечник электропаяльника?

а) сталь;    

б) алюминий;    

в) медь.

7.Что называют лужением?

а) покрытие поверхности специальным раствором;

б) покрытие поверхности тонким слоем припоя;

в) покрытие поверхности тонким слоем парафина.

 8.Для чего нагретым паяльником водят по месту спая деталей?

а) для нагрева места спая;   

 б) для очистки места спая;    

в) для удаления флюса.

10.Какой металл можно использовать для лужения?

а) олово;    

б) цинк;    

в) медь.

11.Что надо сделать, чтобы к жалу паяльника прилипал припой?

а) обезжирить жало;    

б) залудить жало;    

в) натереть жало парафином.

 12.При пайке твердыми припоями в качестве флюса используется … (вставьте пропущенное слово):

а) канифоль;    

б) хлористый цинк;    

в) бура;    

г) нашатырь.

13.Для получения мягкого припоя в сплав к олову добавляют …

а) серебро;    

б) цинк;    

в) свинец;    

г) медь;    

д) флюс.

 14.Для пайки мягкими припоями применяют … (вставьте пропущенное слово):

а) газовые горелки;    

б) бензиновые паяльные лампы;    

в) электрическую дугу;    

г) медный паяльник;    

д) токи высокой частоты.

15.Флюсом является:

А) вздутие на поверхности детали или изделия;   

б) вещество для окисления поверхности детали;   

в) вещество для обезжиривания поверхности детали и снятия оксидных пленок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая (модифицированная) программа дополнительного образования детей по предмету "Музыкальный инструмент фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ, ДШИ

Отсутствие министерской учебной программы по предмету "Музыкальный инструмент Фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ и ДШИ, заставляет преподавателей данного курса составлять свои раб...

программа учебного предмета ПО.01УП.01 (домра) по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

Программа учебного предмета "Трехструнная домра" является частью дополнительной предпрофессиональной программы в облпсти музыкального искусства "Народные инструменты"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Оркестровый инструмент » (ознакомление с инструментами домра, балалайка) для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

     Рабочая программа предмета «Оркестровый инструмент» (ознакомление с инструментами народного оркестра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Коллективное музицирование» Ансамбль русских народных инструментов для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

      Рабочая  программа  дисциплины  «Музыкальный  инструмент»   Ансамбль русских  народных инструментов    составлена  с ...

План-конспект урока по слесарному делу специальной (коррекционной) школе VIII вида, 8 класс, тема "Инструменты для паяния"

P { margin-bottom: 0.21cm; } План-конспект урока по слесарному делу специальной (коррекционной) школе VIII вида, 8 класс, тема урока"Инструменты для паяния"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "ХОРОВОЙ КЛАСС" В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННО-СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИМУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Фортепиано»,«Струнно-смычковые инструменты»,    «Народные     инстр...

Открытый урок преподавателя Смирнова Ю.П., художественного руководителя и дирижера оркестра русских народных инструментов "Югорская фантазия", на тему: "Знакомство с инструментами русского народного оркестра"

Ознокомление с инструментальным составом народного оркестра, с задачами групп инструментов, солистов...На примере пьес из репертуара оркестра "Югорская фантазия" показаны музыкально-выразите...