РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Оркестровый инструмент » (ознакомление с инструментами домра, балалайка) для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)
рабочая программа по теме

Кривобокова Лидия Викторовна

       Рабочая программа предмета «Оркестровый инструмент» (ознакомление с инструментами народного оркестра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.

     Целью обучения является подготовка детей к игре в оркестре русских народных инструментов. Учащийся во время обучения должен приобрести исполнительские навыки игры на музыкальных инструментах народного оркестра.

  Задача курса состоит в формировании художественного вкуса, приобщение учащихся к лучшим образцам отечественной, зарубежной и современной музыки, овладение навыками чтения нот «с листа».

  Большое внимание в программе уделено репертуару, где на первый план автором программы выдвигаются оригинальные сочинения современных композиторов и обработки современных тем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr._po_obshchemu_instr.doc61.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного  образования  детей

«Петровская   детская   школа   искусств»

      Одобрена                                                                                                                         Утверждаю                        

на методическом заседании  отделения                                                               Директор МБОУ ДОД                                                                   

народных инструментов                                                                                             «Петровская ДШИ»                                            

МБОУ  ДОД «Петровская детская школа искусств»                       «____»_______________20____г.                              

___________________В.Н.Зайцев

 Зав. отделением                                    О.А.Раева                                                      

Зам. директора

по учебной работе                                 Е.А.Припадчева                                                

Утверждена и рекомендована к работе Педагогическим советом

Протокол заседания №___ от «___»________________20 г.

                                                         

                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  предмету

« Оркестровый  инструмент »

 (ознакомление с инструментами  домра, балалайка)

для специальности Музыкальное  исполнительство

(Народные  инструменты)

(четырёхлетний  срок  обучения)

Срок  реализации программы- 4 года

                                                                                                               Составитель:

                                                                                    преподаватель  Кривобокова Л.В.                                                

с. Петровское, 2011г.

Рецензия

на  рабочую  программу     «Оркестровый  инструмент» (ознакомление с          инструментами народного оркестра)  для  специальности Музыкальное  исполнительство (Народные  инструменты) образовательная   программа  дополнительного образования  детей   преподавателя народного отделения

МБОУ ДОД «Петровская детская школа искусств»

Кривобоковой Л.В.

       Рабочая программа предмета «Оркестровый инструмент» (ознакомление с инструментами народного оркестра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.

     Целью обучения является подготовка детей к игре в оркестре русских народных инструментов. Учащийся во время обучения должен приобрести исполнительские навыки игры на музыкальных инструментах народного оркестра.

  Задача курса состоит в формировании художественного вкуса, приобщение учащихся к лучшим образцам отечественной, зарубежной и современной музыки, овладение навыками чтения нот «с листа».

  Большое внимание в программе уделено репертуару, где на первый план автором программы выдвигаются оригинальные сочинения современных композиторов и обработки современных тем.

  Программа составлена с учётом индивидуальных способностей учащихся и позволяет решать поставленные задачи.

  Данная программа отвечает требованиям,  предъявляемым  к дополнительному образованию детей и может быть рекомендовано к использованию в учебном процессе предмета «Оркестровый инструмент» (ознакомление с инструментами народного оркестра).

Зав. нар.отд.        Раева.О.А.

Директор

МБОУ ДОД        Зайцев В.Н.

«Петровская детская

школа искусств»        

Содержание

I. Пояснительная записка

II. Методические рекомендации

III. Структура курса

IV. Контроль и учет успеваемости

V. Примерные репертуарные списки

VI . Рекомендуемая нотная литература

VII. Рекомендуемая методическая литература

___________________________________________________________________________________

 При составлении программы учтены следующие программные разработки:

1. Примерная программа по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент» ( гитара шестиструнная) для ДМШ и ДШИ. Составители В. А. Кузнецов и А. Ф. Гитман. Министерство культуры Р Ф, научно – методический центр по художественному образованию. - Москва, 2002.

I. Пояснительная записка

 

  Цель обучения в классе по предмету ознакомления с инструментами народного оркестра – освоить начальные навыки игры на музыкальных инструментах народного оркестра, формировать у учащихся музыкальный вкус, приобщить их к лучшим образцам отечественного и зарубежного классического наследия, произведениям современных композиторов, народному музыкальному творчеству.

   За время обучения педагог должен научить ученика:

1. Элементарным навыкам игры на инструменте

2. Чтению нот с листа

3. Игре в ансамбле или оркестре

4. Освоению необходимых технических приемов игры

5. Свободной и естественной посадке, правильной постановке рук

6. Качественно извлекать звук.

II. Методические рекомендации

  В начале обучения педагог должен рассказать об инструменте, дать точное представление о назначении частей инструмента. Правильно посадить исполнителя за инструмент. Качество исполнения зависит от собранности, подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом.

   Постановка рук – важнейший компонент формирования качества звука, правильного звукоизвлечения.

   Педагог должен кропотливо работать над развитием музыкальных способностей учащихся, воспитывать у них любовь к музыке, поддерживать их творческую инициативу.

III. Структура курса

  Урок  в  классе  является  основной  формой  учебной  и  воспитательной  работы. Важнейшим  условием  воспитания  учащихся  является  дисциплина.

Курс рассчитан на 4 летний срок обучения. Рекомендуется его прохождение учащимся средних и старших классов преимущественно народного отделения.     Можно привлекать учащихся младших классов, а также учащихся других отделений.

  Длительность урока 0,5 академического часа в неделю во 2 классе, 1 час (45 минут) с 3 по 5 класс.

Занятия проводятся индивидуально.

IV. Контроль и учет успеваемости

   В конце каждой четверти выставляются учащимся оценки. При этом учитывается общее развитие ученика, его успехи в освоении инструмента.

Успеваемость учащихся учитывается на контрольных уроках в конце учебных полугодий, выступлениях в концертах.

Учебный год завершается итоговым выступлением учащихся в составе оркестра, ансамбля русских народных инструментов..

V. Примерные репертуарные списки

Первый год обучения

1.В. Иванников «Паучок»

2. М.Красев  « Топ –топ »

3.Р.н.п. «У ворот, ворот»

4. Р.н.п. «Во поле берёза  стояла»

5. М. Красев «Елочка»

6.И.Иорданский  «У дороги  чибис»

7.В.Калинников « Тень-тень»

8.Р.н.п. «Как пошли наши подружки»

9.Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

10.Р.н.п.  «Как под горкой  под  горой»

11.А. Дорожкин «Ходит зайка по саду»

12. Р.н.п.  «Как на тоненький  ледок»

13 . О. Гравитис «Детская  песенка »

14. Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»  

Дополнительный

1.Беларусская н.п. «Перепелочка»

2.Р.н.п. «Ходит зайка по саду»

3.А. Филиппенко «Цыплятки»

4.Л. Качурбина «Мишка с куклой»

5.В. Левина «Неваляшки»

6.В. Шаинский «Песенка про кузнечика»

из мультфильма «Приключение Незнайки»

Второй год обучения

1. Ф.Лещинская  «Полька»»

2.Р.н.п. «Улица широкая» обр. С. Фурмина

3.Украинская н.п. « Ехал казак за Дунай» обр. Л. Бетховена

4.Литовская н.п. «Где течет речонка» обр. В.Евдокимова

5.Р.н.п. «Пивна ягода по сахару плыла» обр. М.Балакирева

6.Н. Римский - Корсаков. «Колыбельная» из оперы «Сказка о царе Салтане»

7.Р.н.п. «Веселые гуси»

8.М. Глинка «Полька»

9.Уральская плясовая «Полянка» обр. Н. Привалова

10.Р.н.п. «Под горою калина» обр. С. Стемпневского.

Дополнительный

1.М.Старокадомский «Любитель – рыболов»

2.Р.Шуман «Вечерняя звезда»

3.Р.н.п. обр. С.Фурмина «Земелюшка – чернозем»

4.Польская н.п. «Шла девица по лесочку».

Третий год обучения

1.  Л.Бетховен «Сурок»»

2.А. Лепин «Учительница»

3.Р.н.п. «Среди долины ровные» обр. Булатова

4.Р.н.п. «Уж и я ли, молода»

5.М. Глинка хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

6.И. Гайдн  «Песня»

7.А.Спадавекина «Добрый жук»

8. Н.Фомин обр. р.н.п. «У ворот, ворот»

9. Белорусский народный танец «Крыжачок»

10. Б. Мокроусов «Мы с тобой не дружим»

Дополнительный

1.Обр. А. Шалова «Шуточная» на тему р.н.п.

2. «Заставил меня муж парну банюшку топить»

3. А. Даргомыжский «Лихорадушка»

4.Ф. Шуберт «Экосез»

5.А. Хачатурян «Вальс дружбы»

6.Б. Дварионас «Прелюдия»

7.М. Глинка «Ах ты, ночь ли, ноченька»

8.Т. Попатенко «Частушка»

9.Старинный русский танец «Я встретил Вас» перел. А. Дорожкина

Четвёртый  год  обучения

  1. А.Гречанинов «Пойду ль я ,выйду ль я»
  2. Ж. Пьерпон «Бубенчики»
  3.  Обр.А.Лысаковского «Козлик» р.н.п.

  1. М. Ипполитов -Иванов «Я на камушке  сижу» р.н.п.

     5.  Обр. Т.Сегитинского «Кукушка» п.н.п.

     6.  А.Иванов «Полька»

     7.  обр.М.Красев  «Полька-янка» б.н.т.

     8.  Р. Шуман «Весёлый  крестьянин»

     9.  К.Эдерли  «Весёлая»

     10. В.Мельников «Весёлое  настроение»

     11. Обр. В.Попонова «Латышская  народная  песня»

    Дополнительный

    1.   А.Александров  «Пьеса»

    2.   Ж.-Б. Люлли  «Жан  и Пьеро»

    3.   М. Красев  «Песня  зайчиков»

    4.   А. Гедике  «Маленькая  пьеса»

    5.   В. Панин  «Заводная  игрушка»

    6.   Обр. М. Балакирева «Как по морю, морю синему» р.н.п.

    7.    А. Даргомыжский  «Казачок»

    8.    Обр. В.Андреева  « Как под яблонькой »

    9.    М. Глинка «Полька»

    10.  Обр. В.Пасхалова  «Чтой-то  звон»

VI. Рекомендуемая нотная литература

1. Александров А. «Школа игры на трехструнной домре». Изд. II. -М., 1975.

2. Библиотека домриста: Вып.31.-М.,1960.

3. Библиотека домриста: Вып.42.-М.,1962.

4. Библиотека домриста: Вып.73.- М.,1965.

5. Библиотека домриста: Вып.74.- М.,1965.

6. Букварь балалаечника 1-2 класс ДМШ. Сост. А. Зверев. Л.,1988.

7. Домристу любителю. Вып.7. - М., 1983.

8. Дорожкин А. « Самоучитель игры на балалайке» . - М., 1987.

9. Илюхин А. « Практический самоучитель игры на балалайке». - М-Л. 1950.

10. Ставицкий «Начальное обучение игре на домре». - Л., 1984.

11. Первые шаги домриста. Вып.15. - М., 1976.

12. Педагогический репертуар домриста А. Александрова. Вып. 5. - М., 1982.

13. Педагогический репертуар домриста А. Александрова. Вып. 2.- М., 1977.

14. Илюхин А. «Практический самоучитель игры на балалайке» . -М-Л., 1950.

15. Лёгкие пьесы для трёхструнной домры: Вып.1. - М.,1964.

16. Лёгкие пьесы для трёхструнной домры . Сост. А.Лачинов: Вып.З.- М.,1961.

17. Лёгкие пьесы для трёхструнной домры: Вып.4.- М.,1961.

18. Лёгкие пьесы для трёхструнной домры: Вып.5.- М.,1962.

19. Чунин В. «Школа игры на трехструнной домре» .-М., 1988.

20. Лёгкие пьесы для трёхструнной домры: Вып.6.- М.,1963.

21. Фурмин С. « Альбом начинающего домриста». – В. 8 М., 1976

22. Фурмин С. « Альбом начинающего домриста» . - В. 9 М., 1977

23. Фурмин С. « Альбом начинающего домриста». В. 11. - М., 1979.

24. Фурмин С. « Альбом начинающего домриста». В. 13. - М., 1981.

25. Фурмин С. « Альбом начинающего домриста» . В-19. - М., 1988.

VII. Рекомендуемая методическая литература

 1. Александров А. Школа игры на трёхструнной домре.- М., 1981.

2. Александров А. Способы извлечения звука. Приёмы игры и штрихи на домре: Материалы к курсу «Методика обучения игре на трёхструнной домре».- М.,1975.

3. Александров А. Гаммы и арпеджио,- М.,1963.

4. Вольская Т., Уляшкин М. Школа мастерства домриста.- Екатеринбург, 1995.

5. Круглов В. Искусство игры на домре. - М., 2001

6. Мироманов В. «К вершинам мастерства» развитие техники игры на трёхструнной домре.- М., 2003.

7. Наумов Н. Гаммы, арпеджио, упражнения.- Тамбов, 1995.

8. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке.- М.,1991.

9. Развитие художественного мышления домриста: Методическая разработка для педагогов ДМШ и Школ искусств. / Сост. В.Чунин.- М.,1988.

10. Формирование основ двигательной техники левой руки у учащихся в класс домры: Методические рекомендации для преподавателей ДИШ, ДШИ. / Сост. В.Рябов. -М.,1988.

11. Чунин В. Гаммы и арпеджио. - М.,1963.

12. Чунин.В. Школа игры на трёхструнной домре. - М.,1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины Детская литература страны изучаемого языка для специальности: 050704 Дошкольное образование

Входит в цикл специальных дисциплин в раздел дисциплин углубленной подготовки.Реализация данной дисциплины дает возможность представить адекватную картину развития детской литературы Велико...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...

Рабочая программа по "Информационным технологиям в профессиональной деятельности" для специальности "Товароведение"

Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии» составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности.Рабочая п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Организация сетевого администрирования специальность 230111 Компьютерные сети по программе углубленной подготовки

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ организация сетевого администрирования 1.1. Область применения программыРабочая программа профессионального модуля  является ча...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОП.В.10. Введение в специальность по программе базовой подготовки специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

Предмет «Введение  в специальность » формирует необходимый объем знаний, умений и навыков использования ЭВМ в производственной деятельности, базируется на знании курса «Информатика», «Математика»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПП 02. «ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ» ПМ.02 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

Рабочая программа производственной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 38.02.04  «Коммерция»...