Рабочая программа дисциплины "Обществознание" для профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением
рабочая программа

Царева Светлана Михайловна

Рабочая программа дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением, входящей в ТОП-50.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для изучения обществознания в СПб ГБПОУ «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина» для реализации среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

Общеобразовательная учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» изучается как базовая по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по методической работе

__________С.А. Семенова

«___» ___________ 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины

ОДБ.09 Обществознание (включая экономику и право)

Предметная область: Общественные науки

Профиль: технический

Профессия

15.01.32 Оператор станков с программным управлением

Форма обучения – очная

Санкт-Петербург

2018


РАССМОТРЕНО

предметной (цикловой) комиссией

    естественнонаучных дисциплин

Протокол № ___от ___. ___.20 __ г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

_________________________________

ОДОБРЕНО

Методический совет

Протокол № 1 от 30.08.2018 г.

Председатель Методического совета

______________ С.А.Семенова      

Рабочая программа дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением.

Организация-разработчик: СПб ГБПОУ «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина»

Автор-разработчик: Царева С.М., преподаватель


Содержание

Раздел

Страницы

1

Пояснительная записка

4

2

Место учебной дисциплины в учебном плане

5

3

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной дисциплины

6

4

Содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования

8

5

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

14

6

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

27

7

Приложение. Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине

29


1. Пояснительная записка

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для изучения обществознания в СПб ГБПОУ «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина» для реализации среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

Программа разработана на основании требований:

- ФГОС среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413,

- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259),

- Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание», 

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии: 15.01.32 Оператор станков с программным управлением,

- Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением,

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

        Общеобразовательная учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» изучается как базовая по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки».

Содержание рабочей программы «Обществознание (включая экономику и право)» направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры студента;

- углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

- умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать её, делать выводы и прогнозы;

- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках социальных групп и общества в целом;

- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;  

- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.  


2. Место учебной дисциплины в учебном плане

Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачёта в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ППКРС.

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

167

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

167

в том числе:

     лекции, комбинированные занятия

167

1 сем

2 сем

3 сем

4 сем

34

69

34

30

     практико-ориентированные занятия

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

0

в том числе:

Промежуточная аттестация во втором и четвёртом семестрах в форме дифференцированного зачета     


3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

  • личностных:
  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам;
  •  гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире;
  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • метапредметных: 
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически её оценивать и интерпретировать;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
  • предметных: 
  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

4. Содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования

Содержание программы учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы СПб ГБПОУ «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина»

Введение

Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении специальностей СПО.

1. Человек и общество

  1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

1.2. Общество как сложная система

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Практические занятия

Человек, индивид, личность.

Потребности, способности и интересы.

Мировоззрение. Типы мировоззрения.

Основные институты общества.

Общество и природа. Глобализация.

2. Духовная культура человека и общества

2.1. Духовная культура личности и общества

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

2.2. Наука и образование в современном мире

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

Практические занятия

Духовная культура личности и общества.

Виды культуры.

Наука в современном мире.

Роль образования в жизни человека и общества.

Мораль.

Религия.

Искусство.

3. Экономика

3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

3.3. Рынок труда и безработица

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Практические занятия

Экономика как наука.

Типы экономических систем.

Факторы спроса и предложения.

Функции государства в экономике.

Причины безработицы и трудоустройство. Особенности современной экономики России.

4. Социальные отношения

4.1. Социальная роль и стратификация

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

4.2. Социальные нормы и конфликты

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов

4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Практические занятия

Социальная стратификация.

Виды социальных норм.

Социальные конфликты.

Социальная стратификация в современной России. Межнациональные отношения.

Семья в современной России.

5. Политика

5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

Правовое государство, понятие и признаки.

5.2. Участники политического процесса

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Практические занятия

Политическая система общества, ее структура.

Государство в политической системе общества.

Функции государства. Формы государства.

Гражданское общество и правовое государство. Избирательное право в Российской Федерации. Личность и государство.

6. Право

6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Юриспруденция как общественная наука.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.

Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.

Право на благоприятную окружающую среду.

Обязанность защитыусловиях мирного и военного времени.

6.3. Отрасли российского права

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Практические занятия

Право в системе социальных норм.

Система права. Формы права.

Конституционное право.

Права и обязанности человека и гражданина.

Гражданское право.

Трудовое право.

Административное право.

Уголовное право.

Темы рефератов, докладов, сообщений

Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.

Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.

Проблема познаваемости мира в трудах ученых.

Я или мы: взаимодействие людей в обществе.

Индустриальная революция: плюсы и минусы.

Глобальные проблемы человечества.

Современная массовая культура: достижение или деградация?

Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?

Кем быть? Проблема выбора профессии.

Современные религии.

Роль искусства в обществе.

Экономика современного общества.

Структура современного рынка товаров и услуг.

Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.

Я и мои социальные роли.

Современные социальные конфликты.

Современная молодежь: проблемы и перспективы.

Этносоциальные конфликты в современном мире.

Проблемы семьи – это проблемы общества.

Политическая власть: история и современность.

Политическая система современного российского общества.

Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.

Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное).

Формы участия личности в политической жизни.

Политические партии современной России.

Право и социальные нормы.

Система права и система законодательства.

Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.

Характеристика отрасли российского права (на выбор).


5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

                        

Наименование

раздела / темы

№ занятий

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Вид

занятий

Самостоятельная работа

Уровень освоения

Кол-во

часов

Задание для самостоятельной работы

1

2

3

4

5

6

7

8

1 семестр

Обществознание как учебная дисциплина

1

Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий и специальностей СПО.

2

лекция

1

Раздел 1. Человек и общество.

Антропогенез, социогенез, антропосоциогенез

2

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.

2

комб

2

Человек: индивид, индивидуальность, личность

3

Личность как субъект общественной жизни. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация и воспитание личности. Возрастные особенности социализации

2

комб

2

4

Поведение. Самореализация личности. Саморегуляция. Свобода и ответственность личности.

2

комб

2

Деятельность человека

5

Понятие деятельности, ее основные виды. Субъект и объект деятельности. Классификация потребностей. Практическая и духовная деятельность.

2

комб

2

6

Структура деятельности человека. Цель, приоритеты. Мотивы и ценности.  Возможности и действия. Проблема выбора. Результаты деятельности, их оценка.

2

комб

2

7

Основные формы деятельности человека. Игра, обучение, труд, творчество. Виды профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение

2

комб

2

Общение

8

Функции общения, виды и средства общения. Культура общения. Каналы и барьеры коммуникации.

2

комб

2

Сознание, соотношение бытия и сознания

9

Личное и общественное сознание, идеальное бытие, реальное бытие, бессознательное.

2

комб

2

10

Формы сознания: моральное, правовое, бытовое, обыденное и т.д. Самосознание.

2

комб

2

11

Проблемы целей и смысла жизни.

2

комб

3

Познание

12

Понятие познания. Чувственное и рациональное познание, их формы. Процесс познания.

2

лекция

1

13

Познание – практика – истина. Относительная истина, абсолютная истина. Заблуждение и ложь. Проблема познаваемости мира.

2

комб

2

14

Виды познавательной деятельности. Научное познание. Ненаучное познание. Обыденное познание. Здравый смысл.  Самопознание.  Самооценка.

2

комб

2

Развитие общества

15

Социальное развитие. Социальные изменения. Виды социальных изменений. Объективные и субъективные факторы развития общества. Закономерности развития общества.  Эволюция и революция как формы социального изменения. Прогресс и регресс.

2

лекция

1

16

Типология общества. Сравнительная характеристика: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Модели развития общества. Закрытые и открытые общества (кастовые и некастовые). Развитые, развивающиеся, слаборазвитые общества.

2

лекция

2

Зачётное занятие

17

Смысл и цель истории. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

2

итоговое за семестр

3

Итого за 1 семестр

34

2 семестр

Общество как сложная система

18

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений.

2

лекция

2

19

Основные институты общества, их функции.

2

комб

2

Глобализация человеческого общества

20

Потенциальные опасности деятельности человека. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

2

комб

2

21

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Глобальные проблемы человечества. Социальные и  гуманитарные аспекты глобальных проблем.

2

комб

2

22

Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

2

комб

2

Раздел 2. Духовная культура человека и общества.

Культура и искусство

23

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России.

2

лекция

2

24

Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы.

2

комб

3

Наука

25

Наука как часть культуры. Наука как система знаний и вид духовного производства. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знания.

2

комб

2

Образование

26

Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации.

2

комб

2

Мораль

27

Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности.

2

комб

2

Религия

28

Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религиозные организации. Религии и мораль.

2

комб

2

29

Религия в современном мире.

2

комб

3

Раздел 3. Экономика.

Экономика. Типы экономических систем

30

Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Основные экономические вопросы. Современное производство.

2

лекция

1

31

Типы экономических систем, их отличительные признаки.

2

комб

2

Собственность

32

Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности.

2

комб

2

Экономическая деятельность

33

Экономическая деятельность. Производство: структура, факторы, виды. Экономика производителя.

2

комб

2

34

Предприятие (фирма). Роль фирм в экономике. Основные признаки предприятия. Основные виды и организационно-правовые формы предприятий.

2

комб

2

35

Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели  предпринимательской деятельности.

2

комб

2

Рынок

36

Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества. Товар и его свойства.

2

комб

2

37

Теория спроса и предложения. Цена. Рыночное равновесие.

2

комб

2

38

Многообразие рынков. Конкуренция и монополия. Функции рынка. Преимущества и недостатки рыночной экономики.

2

комб

2

39

Россия в условиях рыночных отношений.

2

комб

3

Государство и экономика

40

Деньги: причины возникновения, формы и функции денег. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции.

2

лекция

2

41

Экономические функции и задачи государства. Экономическая политика. Измерители экономической деятельности. Государственный бюджет. Государственный долг. ВВП, его структура и динамика.

2

комб

2

42

Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Основы налоговой политики, виды налогов.

2

комб

2

43

Банковская система. Кредит. Основные операции коммерческих банков. Паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

2

комб

2

Экономика потребителя

44

Экономика потребителя. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработица.

2

лекция

2

45

Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических отношений.

2

комб

2

Мировая экономика

46

Мировая экономика. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция.

2

комб.

2

47

Россия в системе международных экономических отношений.

2

комб

2

Раздел 4. Социальные отношения.

Социальная стратификация

48

Социальные отношения и взаимодействия. Социальная стратификация. Неравенство и бедность.

2

лекция

2

Социальные статусы и роли

49

Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье, в трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

2

комб

2

Социальная мобильность

50

Виды и каналы социальной мобильности. Социальная лестница. Вертикальное и горизонтальное направление.

2

комб

2

50,5

Выполнение разноуровневых заданий по пройденному в 1 семестре материалу

1

комб

3

Зачётное занятие

51-51,5

Дифференцированный зачёт

2

Итого за 2 семестр

69

Всего за 1 курс

103

3 семестр

Социальные группы

1

Человек в социальной группе. Многообразие социальных групп: социально-классовые, социально-демографические, этнические.

2

лекция

2

2

Межличностные отношения. Этикет. Избирательность. Психологическая несовместимость. Соперничество. Лидерство.

2

комб

2

3

Семья как социальный институт и малая группа. Исторические типы семьи. Семейно-демографическая структура общества. Виды семьи и её функции. Семья и брак. Внутрисемейные взаимоотношения. Проблемы современной семьи. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

2

лекция

2

4

Этнические общности. Национальное самосознание. Нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

2

комб

2

5

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

2

комб

2

6

Социальные процессы в современной России.

2

комб

3

Социальные нормы

7

Социальное поведение. Виды социальных норм. Отклоняющееся поведение. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.

2

лекция

2

8

Социальный контроль. Виды санкций. Самоконтроль. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

2

комб

2

9

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

2

комб

2

10

Социальное взаимодействие и коллективное поведение. Формы массового поведения. Типология социальных движений.

2

комб

2

11

Обобщающее повторение по темам занятий 1-10.

Контрольная работа

2

комб

2

Раздел 5. Политика.

Политика как общественное явление

12

Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, её внутренняя структура. Политические институты.

2

лекция

2

Государство в политической системе

13

Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства.

2

комб

2

14

Особенности функционального назначения современных государств. Формирование надгосударственных институтов.

2

комб

2

15

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.

2

комб

2

16

Демократия, её основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки. Роль СМИ в политической жизни общества.

2

комб

2

Личность и государство

17

Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Политическое лидерство.

2

комб

3

Итого за 3 семестр

34

Гражданское общество и государство

18

Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в РФ. Выборы в демократическом обществе. Избирательная кампания РФ.

2

комб

2

Политические партии

19

Политические партии и движения, их классификация. Партийные системы. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ.

2

комб

2

Политическая идеология и культура

20

Современные идейно-политические течения: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Политический плюрализм.

2

комб

2

21

Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути и формы политической социализации личности.

2

комб

2

22

Обобщающее повторение по темам раздела.

Контрольная работа

2

комб

3

Раздел 6. Право.

Право в системе социальных норм

23

Правовые нормы в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Публичное и частное право. Правоотношения.

2

лекция

2

Юридическая ответственность и ее виды

24

Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Правовая культура. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Система судебной защиты прав человека.

2

комб

2

Государственное право. Конституция РФ

25

Государственное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Органы государственного управления.

2

комб

2

26

Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание. Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура. Местное самоуправление.

2

комб

2

Основы гражданского права

27

Гражданское право: понятие, принципы, источники, методы. Субъекты гражданского права: физические лица, юридические лица. Гражданско-правовая ответственность.

2

комб

2

Семейное право

28

Семейное право. Порядок заключения и прекращения брака. Обязательства детей и родителей.

2

комб

2

Трудовое право

29

Регулирование трудовых отношений. Субъекты трудового права. Трудовой договор. Заработная плата.

2

комб

2

30

Дисциплина труда. Виды дисциплинарных взысканий. Трудовые споры и порядок их разрешения. Процедура коллективного трудового спора.

2

комб

2

Уголовное право

31

Понятие и виды преступлений. Преступления против личности. Экономические преступления. Экологические преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды наказаний.

2

комб

2

Дифф.зачёт

32

2

3

Итого за 2 семестр

30

Итого за второй год обучения

64

Всего по программе дисциплины

167

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

реализации программы учебной дисциплины

6.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин»

Оборудование учебного кабинета:

– посадочные места по количеству обучающихся;

– рабочее место преподавателя;

– наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов по обществознанию).

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийное устройство;

- экран.

6.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. –  М., 2014.

2. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. – М., 2014.

3. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание. Практикум. – М., 2014.

Дополнительные источники:

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. – М., 2015.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. N 613 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012г. N413»

5. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Интернет-ресурсы:

1. www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).

2. www.school-collection.edu.ru  (Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов).

3. www.openclass.ru  (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

4. www.istrodina.com  (Российский исторический журнал «Родина»).


Приложение

Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине

        Текущий контроль знаний, умений и навыков проводится в виде устного опроса или тестирования, проверке результатов выполнения самостоятельной работы. Каждый вид работы оценивается по пятибалльной системе.

По окончании освоения учебной дисциплины проводится промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта.

Пример формулировки заданий для опроса

  1. Может ли человек жить вне общества? Представьте себя изолированным от общества. Каким бы мог быть результат такой ситуации?
  2. Чем социальная роль отличается от статуса. Какие социальные роли вы выполняете?
  3. В чём состоит закон возвышения потребностей? Подтвердите его на конкретных примерах.
  4. Чем политическая партия отличается от общественной организации?
  5. Каковы причины противоречий между гражданским обществом и государством?

Примеры тестовых заданий.

  1. Отметьте правильный ответ:

Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется:

1)  цель деятельности

2)  результат деятельности

3)  мотив деятельности

4)  потребность

2. Закончите фразу: «Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении – это………………»

3. Установите соответствие между объектами изучения и разделами экономической науки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

РАЗДЕЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

А) безработица

Б) отраслевой рынок

В) инфляция

Г) экономический рост

Д) поведение отдельных потребителей

1) микроэкономика

2) макроэкономика

4. Укажите правильную последовательность стадий выборов.

1) предвыборная агитация

2) назначение сроков выборов

3) голосование и подведение итогов выборов

4) выдвижение и регистрация кандидатов

5) регистрация и учет избирателей

5. Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ?

А. Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Б. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный институт». Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) семья

2) бизнес

3) наука

4) акция

5) налоги

6) право

Примеры заданий для самостоятельной работы

  1. Написать эссе на тему: «Быть человеком – это… Быть или казаться? Иметь или быть?».
  2. Сравнить формы получения образования: очная, очно-заочная, заочная. 
  3. Подготовить презентацию «Молодёжная субкультура».
  4. Написать эссе на тему «Политический лидер (по выбору)».
  5. Составить словарь основных понятий темы «Рынок. Конкуренция и монополия. Роль государства в экономике».
  6. Изучить вопрос «Опека и попечительство».

Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (дифференцированный зачет)

Дифференцированный зачет – 2 семестр

  1. Биосоциальная природа человека.
  2. Человек, индивид, личность. Социализация личности.
  3. Бытие и сознание.
  4. Деятельность: её структура, виды.
  5. Общество как система: сферы общественной жизни, общественные отношения,

        социальные институты общества.

  1. Типология обществ по Д. Беллу. Особенности постиндустриального общества.  
  2. Социальное развитие. Формы социального прогресса.
  3. Глобализация и её последствия.
  4. Глобальные проблемы современности.
  5. Культура. Виды и формы культуры.
  6. Образование и наука.
  7. Мораль: нормы, категории, принципы.
  8. Роль религии в современном мире.
  9. Понятие экономики. Основные вопросы, уровни и проблемы экономики.
  10. Собственность и экономические системы.
  11. Рынок. Спрос и предложение. Цена.
  12. Конкуренция и монополия. Антимонопольное законодательство.
  13. Деньги, их виды и функции
  14. Инфляция, её виды и последствия.
  15. Банки и банковская система.
  16. Измерители экономики. ВВП. Государственный бюджет.
  17. Основные формы организации бизнеса. Цель предпринимательской деятельности.
  18. Фирма в экономике. Прибыль, издержки, выручка. Производительность труда.
  19. Рынок труда и безработица.
  20. Экономика современной России.
  21. Международные экономические связи.
  22. Стратификация. Исторические формы общности людей и типы стратификации.
  23. Неравенство и бедность.
  24. Социальные статусы и роли.
  25. Социальная мобильность.

Дифференцированный зачет – 4 семестр

        

  1. Человек в социальной группе.
  2. Семья как малая группа и социальный институт.
  3. Нации и национальные отношения. Пути преодоления национальных конфликтов.
  4. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
  5. Политическая система общества. Власть: виды и признаки. Легитимность и суверенитет.
  6. Государство в политической системе, его функции.
  7. Типология государств. Формы правления.
  8. Формы государственного устройства. Политические режимы.
  9. Политические партии, их роль в политической системе.
  10. Политическое лидерство и руководство.
  11. Политическая идеология.
  12. Избирательное право. Избирательные системы.
  13. Гражданское общество и правовое государство.
  14. Геополитические интересы России.
  15. Понятие права. Право в системе социальных норм.
  16. Норма права. Система права.
  17. Правонарушение и юридическая ответственность.
  18. Конституционная история России. Основные положения Конституции РФ.
  19. Права и свободы человека и гражданина.
  20. Президент РФ. Его полномочия.
  21. Федеральное собрание и правительство. Формирование, полномочия.
  22. Судебные органы. Прокуратура. Способы защиты прав граждан.
  23. Гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства.
  24. Публичное и частное право. Отрасли права.
  25. Основы гражданского права. Право собственности, способы его защиты.
  26. Основы трудового права. Трудовой договор.
  27. Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры.
  28. Административное право и административная ответственность.
  29. Основы семейного права.
  30. Уголовная ответственность. Преступление и наказание в уголовном праве, обстоятельства, исключающие и отягощающие вину.

Дополнения и изменения в рабочую программу учебной дисциплины_________________

На ______/______ учебный год

В рабочей программе дисциплины ______________________________________ для специальности ________________________________________________________________

вносятся следующие дополнения и изменения (перечисляются составляющие рабочей программы и указываются вносимые в них изменения):

(пример)

1. Раздел 1. Тема 1. Внести следующие изменения….

2. Самостоятельная работа студентов…

3. Литература……

4.

Дополнения и изменения внес ______________________

Дополнения и изменения рассмотрены и одобрены на заседании ПЦК ____________________________________________________________дисциплин.

 «___» _______________ 20__г, протокол №____

Председатель ПЦК ___________________

 «___» ___________201__г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МДК 01.01Технология металлообработки на металлорежущих станках с программным управлением.

Профессия 15.01.25Станочник (металлообработка)Наименование учебных  дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик:МДК 01.01Технология металлообработки на металлорежущих станках с программным ...

МДК.01.01 Технология металлообработки на металлорежущих станках с программным управлением.

Профессия: 15.01.25 Станочник (металлообработка )Наименование учебных  дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик:МДК.01.01 Технология металлообработки на металлорежущих станках с программ...

Рабочая программа УД Химия ОПОП для профессии "Оператор станков с программным управлением"

Рабочая программа учебной дисциплины Химия является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.32 "Оператор станков с программным упра...

ОУДп.04 Математика общеобразовательного цикла для профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением

Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего  общего образования,  приказ Министерства образования и науки...

КОС по ПМ.02 «Разработка управляющих программ для станков числовым программным управлением»

Комплект контрольно-оценочных средств по  профессиональному модулю предназначен для проверки результатов освоения профессионального модуля программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих...

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническая графика" по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО, утвержденного Приказом Министерства просвещения России от 9 декабря 2016 г. № 1555( з...

Комплект контрольно-измерительных материалов промежуточной аттестации учебной дисциплины «Техническая графика» по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением (на базе среднего образования)

Комплект контрольно-измерительных материалов (КИМ) промежуточной аттестации предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Техническая графика»....