МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
методическая разработка

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stanochnik.docx168.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО

 «САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

ПМ02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных)

Профессия 15.01.25 Станочник (металлообработка)

Тема программы: Нарезание крепёжной резьбы.

Тема урока:  Отработка навыков нарезания крепежных резьб плашками

Разработала: мастер производственного обучения ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» - Доронкина Ирина Николаевна

           

 

г. Саратов

2019 год

Аннотация

Методическая разработка урока учебной практики по профессиональному модулю  ПМ.02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) для групп, обучающихся по профессии СПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)

Тема программы: «Нарезание крепёжной резьбы».

Тема урока:  «Отработка навыков нарезания крепежных резьб плашками».   Данная разработка может быть полезна для подготовки и проведения уроков учебной практики в контексте современных требований образовательного стандарта профессионального обучения.  Методическая разработка включает в себя проект занятия и презентацию.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация………………………………………………………………3

Пояснительная записка         5

План урока…………………………………………………………………………9

Технологическая карта урока..        …………….12

Приложения № 1 чертеж детали «Шпилька»………………………………….32

Приложение № 2 инструкционная карта ………………………………………34

Приложение № 3 памятка для мастера производственного обучения………..36

Приложение № 4 маршрутная карта технологического процесса……………..37

Используемая литература…………………………………………………………39


Пояснительная записка к уроку.

Вопросом собственного выбора профессии озадачены многие выпускники. Сегодня выбрать профессию – это не только выбрать работу, но и выбрать определенный образ жизни.  Для вступающего в жизнь молодого человека особенно важно не разочароваться в выбранной профессии, а убедиться в верности вашего решения для успешной профессиональной трудовой деятельности. Молодежь, осваивающая сегодня профессиональное мастерство, будет трудиться в условиях более высокого уровня развития техники и технологии. Все это потребует постоянного роста профессионального мастерства.
Жизнь предъявляет все более жесткие требования к профессиональному, образовательному и культурному уровню всех тружеников общества. Поэтому необходимо уделять первостепенное внимание развитию индивидуальных способностей обучающихся, расширять дифференцированное обучение в соответствии их запросами и склонностями. В связи с этим особую значимость приобретает проблема формирования профессионального интереса. Практика показывает, что у многих обучающихся интерес к избранной профессии не сформирован. Это приводит к неудовлетворенности, разочарованию, поверхностному отношению к общеобразовательной и профессиональной подготовке и в результате к отсеву обучающихся. Поэтому вся деятельность мастера и учебная и производственная, и воспитательная должны быть объединены единой стержневой идеей - развитием интереса обучающегося к избранной профессии.  Процесс обучения происходит в условиях определенной ориентированности учащихся на получение конкретной профессии; это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес учащихся к специальным предметам и производственному обучению.
Процесс производственного обучения представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий мастера и руководимых им обучающихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на практике. Основной формой организации занятий в учебных мастерских является урок. Для того чтобы урок стал интересным, наполненным, содержательным на начальном этапе используются различные формы. Одна из используемых мной форм – дидактическая игра.
Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению приемов. Игра является проявлением желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта и в сфере познавательной деятельности, творчества, активности, стимулирует целеустремлённость. Игра помогает связать в комплекс знания по специальным дисциплинам, материаловедению, черчению и умения по производственному обучению. Каждый обучающийся принимает активное участие в проведении игры на условиях само- и взаимоконтроля. При проведении уроков производственного обучения, я так же применяю бригадную форму учебной деятельности, так как на предприятиях широко используется  бригадная форма организации труда. Бригадная форма обучения создает такие условия, при которых овладение профессией превращается из сугубо индивидуальную деятельности каждого, в совместный труд всей группы.  
Но еще более важным показателем эффективности этой формы работы является профессиональный рост учащихся. Получили развитие такие профессионально важные качества личности, как способность к общению, взаимопомощь, выполнение ролевых функций в коллективе.  Я считаю, что такое обучение повышает интерес обучающихся к овладению профессией, вырабатывает чувство ответственности за конечные результаты работы каждого члена бригады, прививает навыки самоуправления, дисциплины, организованности, сознательного отношения к труду.
Новые образовательные программы подразумевают и новые требования к мастерам производственного обучения. Для успешной и плодотворной работы по обучению обучающихся, мастер производственного обучения должен в совершенстве владеть мастерством работы, т.е.успешно передавать свой профессиональный опыт, прочные производственные навыки, и личным примеров стимулировать безукоризненное выполнение производственных операций. Все это позволяет мастеру в любой момент помочь обучающемуся быстро выявить и устранить те или иные ошибки, научить правильно, выполнять все операции.
От построения занятий и качество его проведения зависит постановка всего учебно-воспитательного процесса. Мастер производственного обучения должен учитывать, что овладение всеми операциями в отдельности при обучении в учебных мастерских еще не гарантирует качественного изготовления того или иного изделия. Выполняя задания на различных стадиях обучения, обучающиеся закрепляют ранее освоенные приемы и способы выполнении операций, совершенствуют точные скоростные навыки. При этом они осваивают выполнение новых операций, и их сочетания, а также изучают технологический процесс в целом и его компоненты.
Специфика проводимого урока производственного обучения. В соответствии с учебным планом на изучение темы: «Нарезание крепежных резьб» выделено 30 часов. В процессе изучения темы обучающиеся должны отработать приемы по выполнению упражнений по нарезанию резьбы метчиками и плашками. Обучающиеся должны знать и уметь оперировать такими понятиями: элементы резьбы, профиль резьб, система резьб, знать устройство и уметь выбирать режущий инструмент, пользоваться таблицами резьб, выполнять контроль резьбы.
Данный урок «Освоение приемов нарезания крепежных резьб плашками» является четвертым уроком в разделе программы. Обучающиеся могут показать и закрепить свои знания по изученной теме, развить практические умения и навыки. План-конспект урока - основной документ для проведения конкретного урока по теме. Стандартных, обязательных форм планов-конспектов урока не установлено, ибо форма плана-конспекта, как и его содержание, методы проведения, глубина раскрытия материала изменяются в зависимости от содержания урока, его учебной и воспитательной целей, характера предстоящих работ, организации упражнений, опыте мастера. Хорошо составленный конспект помогает вести урок на высоком уровне. В конспекте кратко излагается основная сущность учебного материала, приводятся необходимые обоснования, табличные данные, схемы, эскизы, расчеты и т.п. Конспект целесообразно составлять целиком на тему. При этом имеется возможность всегда дополнять ранее составленный конспект вырезками и выписками из журналов, газет, статей, новых учебников, брошюр по обмену опытом, данных из Интернета и других источников. Таким образом, конспект становится сборником дидактических, методических и справочных технических материалов, куда мастер вносит всё новое, что он изучил, узнал. Такие конспекты представляют большую ценность при подготовке к урокам. Методическая разработка может быть актуальна для подготовки и проведения уроков учебной практики, в контексте современных требований Федерального образовательного стандарта профессионального обучения.

План урока

 Тема программы: «Нарезание крепёжной резьбы»

Тема урока: «Отработка навыков нарезания крепежных резьб плашками ».

Цели урока: 

Образовательные. 

1. Закрепить навыки по настройке станка и обработке заготовок на токарных станках.

2. Отработать навыки нарезания резьбы плашками.

3. Приобрести собственный опыт по проверке качества нарезаемой резьбы

4. Овладеть профессиональными компетенциями согласно ФГОС

СПО  по профессии 15.01.25 «Станочник (металлообработка)

                   ПК 2.1–Выполнять обработку заготовок, деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных, копировальных и шпоночных станках.

               ПК 2.2. Осуществлять наладку обслуживаемых станков.

               ПК 2.3. Проверять качество обработки деталей выполнять обработку заготовок, деталей на  токарных станках;

Развивающие:

1. Освоение в процессе работы общих компетенций (ОК)

2. организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

3. анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

4. работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Воспитательные:

1.Воспитание профессиональной культуры, ответственности, дисциплинированности, аккуратности с акцентом на освоение общих компетенций (ОК):

2. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

3. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний

Профиль урока: урок производственного обучения.

Тип урока по основной дидактической цели: комбинированный.

Методы обучения

Методы мотивации интереса к учению:

словесные: диалоговый (беседа),

наглядные: метод демонстраций (ЭОР); метод учебного сотрудничества (показ трудовых приемов и операций):

стимулирования: создание ситуации познавательной новизны, поощрение.

Методы практические:

репродуктивный /метод формирования умений (под наблюдением мастера)/

продуктивный /метод применения полученных знаний и умений (самостоятельно)/.

Методы контроля:

самоконтроль обучающихся,  

наблюдение мастера производственного обучения.

Рефлексия

рефлексия деятельности (представление изделия)

настроения и эмоционального состояния (диалог при представлении)

рефлексия содержания учебного материала (опрос, тестирование).

Междисциплинарные связи:

ОД.11. «Математика» – тема  «Элементы геометрии», «Измерение длины»

ОП.02. «Техническая графика»

ОП 01 «Технические измерения»

В результате выполнения работ обучающиеся должны освоить и закрепить:

практический опыт (ПО)

1;обработка цилиндрической поверхности на токарных станках

 2.нарезание наружной резьбы плашками

 3. наладки обслуживаемых станков;

 4.проверки качества обработки деталей

Умения (У) (в соответствии с кодификатором)

 1.1; выполнять работы по обработке деталей на, токарных станках с применением    охлаждающей жидкости, с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений и соблюдением последовательности обработки и режимов резания в соответствии с технологической картой или указаниями мастера;

1.2 нарезать наружную, внутреннюю треугольную резьбу метчиком или плашкой на токарных станках;

Форма организации учебной работы – индивидуальная, групповая, бригадная

 Материально-техническое обеспечение урока:

1. Токарная мастерская

2. Токарно-  винторезный станок

3. Заготовки

4. Трехкулачковые самоцентрирующие патроны,

5.  резцы: проходной отогнутый,  проходной упорный,  отрезной

6. Плашкодержатели, плашки круглые М8,

7. Штангенциркули, измерительные линейки, калибр кольца

8. Крючки для удаления стружки, защитные очки, щетки - сметки

9. медиапроектор, компьютер

Информационное обеспечение занятия:

1. технологическая документация: технологические, инструкционные, операционные карты

2.  раздаточный дидактический материал по теме: чертежи, тех. процессы

3. ЭОР презентация

4. учебно-справочная литература: справочник …..


Технологическая карта урока  учебной практики по профессиональному модулю ПМ 02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) Профессия 15.01.25 Станочник (металлообработка)

Тема программы: 1.4 «Нарезание крепежной резьбы» -30 часов.

Предмет, курс,

кол-во часов

Учебная практика                  I курс              144 часа

Тема урока

Отработка навыков нарезания крепежных резьб плашками

Время на изучение темы урока

6 часов

Цели урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

1. Закрепить навыки по настройке станка и обработке заготовок на токарных станках.

2. Отработать навыки нарезания резьбы плашками.

3. Приобрести собственный опыт по проверке качества нарезаемой резьбы

1. Научиться организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

2. анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

3.  работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

1. понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2. Формировать профессионально важные интегративные качества личности у будущих рабочих: нетерпимости к браку;

Тип урока

Комбинированный урок

Этапы урока

1. Организационная часть. Поэтапная цель: позитивный настрой на учебно – познавательную деятельность.

2.Вводный инструктаж.

3. Текущий инструктаж

4. Заключительный инструктаж.

Методическое оснащение

Материально-техническая база

Дидактическое обеспечение

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

Токарная мастерская

Токарно-  винторезный станок

Заготовки

Трехкулачковые самоцентрирующие патроны,

 резцы: проходной отогнутый,  проходной упорный,  отрезной

Плашкодержатели, плашки круглые М8,

Штангенциркули, измерительные линейки, калибр кольца

Крючки для удаления стружки, защитные очки, щетки - сметки

медиапроектор, компьютер

технологическая документация: технологические, инструкционные, операционные карты

раздаточный дидактический материал по теме: чертежи, технологический процесс

Презентация

MS office Power Point

Организационная структура урока (ход урока)

№ п\п

Этап занятия, длительность (мин.)

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Методы обучения

Формы организации познавательной деятельности

Планируемый результат

1.

Организационная часть

1 минуты

1.1Установление психологического контакта с обучающимися. Мотивация на успешную совместную деятельность на уроке.

1.2 Доклад бригадиров о явке, наличие спецодежды.

Приветствие учащихся

За работу на уроке , за дисциплину (опоздания), за инициативу, за правильные ответы и корректно сформулированные  вопросы, соблюдение техники безопасности бригада набирает баллы или лишается их. В результате соревнования, бригада получившая наибольшее количество баллов побеждает и премируется.

Приветствие мастера

Беседа

Групповая

Учащиеся готовы к занятию

2.

2. Вводный инструктаж

Актуализация базовых знаний, умений и навыков.

Сообщение темы, целей урока

1 мин

Формулировка темы и постановка целей урока

 Инициация занятия Слайд №1 Постановка темы и целей урока, задает вопросы, фиксирует правильные ответы

Тема урока: Отработка навыков нарезания крепежных резьб плашками

Цель урока: 1. Закрепить навыки по настройке станка и обработке заготовок на токарных станках.

2. Отработать навыки нарезания резьбы плашками.

3. Приобрести собственный опыт по проверке качества нарезаемой резьбы

Слушают, отвечают на вопросы, беседуют с мастером

Рассказ

Беседа

Фронтальная

Тема и цель урока сформулированы

5минут

2 минуты

1 минуты

3 минуты

10 минут

1 минуты

2 минуты

3 минуты

1 минута

2.1 Повтор пройденного материала, выработка позитивной мотивации к изучению  новой темы.

2.2 Проверка знаний по составлению  чертежа.

2.3 Разбор чертежа.

Систематизация знаний учащихся по знаниям предмета черчение и материаловедение

2.4  Составление технологического процесса изготовления  детали «Шпилька»

2.5 Показ приемов нарезания резьбы плашками с соблюдением размеров и способов контроля, согласно чертежа.

При показе приемов  повторяем технику безопасности

 во время работы

2.6 Виды брака, причины возникновения и меры предупреждения брака при нарезании резьбы плашками.

2.6 Инструктаж по технике безопасности.

Игровой момент: Рассмотрение нештатных ситуаций.

Критерии оценок

Слайд  №2

Задать вопросы, связанные с темой урока, провести корректировку ответов

Блиц опрос

1. Назовите режущий инструмент для нарезания резьбы?…(плашка, метчик, резьбовой резец, резьбонарезные головки)

2. Что такое резьба? (определение) … Резьба представляет собой винтовую канавку определенного профиля, прорезанную на цилиндрической или конической поверхности)

 3. Классификация резьбы по форме профиля? …(по форме профиля:  треугольная,  трапецеидальная; прямоугольная, круглая; упорная;  

 4.  Перечислите инструмент для контроля резьбы?

 а) масштабной линейкой - шаг резьбы, измеряя расстояние через 10-20 витков.

б) для контроля шага и угла профиля резьбы пользуемся набором шаблонов - резьбомеров.

в) средний диаметр резьбы измеряют резьбовым микрометром.

г) В массовом производстве контроль предельными калибрами: наружную - резьбовыми кольцами.)

5.Назначение и применение режущего инструмента?

6.Что называется шагом резьбы?…(расстояние между одноименными боковыми сторонами профиля)

7. Классификация резб по числу заходов? (однозаходные, многозаходные)

Слайд № 3. (чертеж ) ) Проанализировав геометрическую форму детали, выберите правильный ответ    

1. Сочетанием каких геометрических тел представлена деталь?

2. Выберите правильный ответ. Знак в правом верхнем углу чертежа означает?

 3. Выберите правильный ответ: Размер М12 означает?

Слайд №4 - чертеж детали «Шпилька»

1. Габаритные размеры?

2.Какая резьба на чертеже?

3.Характеристика резьбы?

4.Какие фаски?

5. Длина резьбы?

Слайд №5

1. Получить заготовку Ø 10мм. L=101мм

2. Подрезать торец на L=0,5мм.

3. Проточить Ø7,8мм. L=30мм.

4. Снять фаску 1*45°

5.Нарезать резьбу М8h6 на длину 20мм.

6. Переустановить  заготовку.

7. Подрезать  торец на L=0,5мм.

8. Проточить Ø7,8мм. L=30мм.

9. Снять фаску 1*45°

Слайд № 6

1. Установка режущего инструмента

2. Настройка режимов коробки скоростей и подач

3 Установка  заготовки в трех кулачковый патрон

4.Обработка торца

5. Обтачиваем деталь до требуемого диаметра на длине нарезаемой  части.

6. Снятие фаски по размерам чертежа

7. Проверить диаметр обточенного участка штангенциркулем.

8. Наладка и настройка станка для нарезания резьбы плашкой.

9. Установить и закрепить заднюю бабку на таком расстоянии от  торца детали,  которое позволило бы путём выдвижения пиноли подавать плашку соответственно длине нарезаемой части детали.

11. Установить суппорт так, чтобы рукоятка плашкодержателя  опиралась на верхние салазки поворотного суппорта.

12. Включить вращение шпинделя и произвести нарезание резьбы,  Равномерно подавая пиноль задней бабки до тех пор, пока вся  плашка не окажется навёрнутой на нарезаемый стержень; при этом  нужно наблюдать за тем, чтобы  задний торец плашкодержателя всё время прижимался пинолью; нарезаемую   часть поверхности необходимо охлаждать ( смазывать).

13. Изменить направление вращения шпинделя и свинтить плашку с  детали, выключить вращение шпинделя.

14. Контроль резьбы резьбовым  калибр-кольцом.    

- безопасная зона работы                        - вылет заготовки                                    -вылет резца                                             - крепление заготовки

Слайд №7

Виды брака: Неполная высота резьбы

Причины:  Неправильно подготовлена заготовка: занижен диаметр стержня

Меры предупреждения: Размеры стержня принимать по справочнику и тщательно контролировать. Тщательно контролировать заготовку. Крепить инструмент в подвижной качающейся оправке.

Виды брака: Неодинаковая высота резьбы по всей длине              Причины: Конусность стержня Перекос плашки  при нарезании    Меры предупреждения: Контролировать положение плашки  в момент врезания.

Виды брака: Не чистая, «рваная» поверхность резьбы                Причины:  Чрезмерное  затупление инструмента.. Завышена скорость резания.                                           Меры предупреждения: заменить  инструмент. Откорректировать скорость резания по первой детали.

Виды брака: «Растяжка» резьбы Причины: Недостаточная смазка  Меры предупреждения:  Улучшить смазку

Слайд №8

Техника безопасности до начала работы:                                                          1. Заземление станка.                          2. Наличие деревянного настила. 3. Наличие защитных очков.         4. Проверка работы станка на холостом ходу.                                      5. Проверить исправность систем смазки и охлаждения.                      6. Обо всех неисправностях станка доложить мастеру, и до устранения неисправностей к работе не приступать.

Слайд №9

- внезапное отключение электроэнергии или замыкание-необходимо:  немедленно отключить станок;  сообщить мастеру.

- возгорание-               необходимо:  остановить станок немедленно сообщить мастеру и  в пожарную часть;  до прибытия пожарной охраны приступить к  тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

- травма –                    необходимо: оказать первую помощь пострадавшему; сообщить мастеру;  обратится в медпункт или вызвать скорую помощь.

Слайд № 10

« 5»

- Соблюдения техники безопасности.                                    - Соблюдение организации труда.                                                   - Соблюдение технологического процесса.

«4»

- Соблюдения техники безопасности.

- Не соблюдение организации труда.                                                   - Соблюдение технологического процесса

«3»

-Соблюдение техники безопасности.                                    - Не соблюдение организации труда.                                                   - Не соблюдение технологического процесса

Слушают, отвечают на вопросы, беседуют с мастером

Слушают, отвечают на вопросы, беседуют с мастером

Слушают, отвечают на вопросы, беседуют с мастером

Слушают, отвечают на вопросы, беседуют с мастером

Настроение и эмоции, соревновательный момент при диалоге. Дополнения и исправление ошибок товарищей

Слушают, отвечают на вопросы, задают вопросы, беседуют с мастером

Слушают, отвечают на вопросы, задают вопросы беседуют с мастером

Слушают, отвечают на вопросы, беседуют с мастером

Слушают, отвечают на вопросы, активно включаются в игру, представляя внештатные ситуации

1 бригада службы спасения,

2 бригада рабочие завода

беседуют с мастером

Слушают, отвечают на вопросы, беседуют с мастером

Рассказ

Беседа

Рассказ

Беседа

Рассказ

Беседа

Рассказ

Беседа

Рассказ

Беседа

Демонстрация:

Рассказ

Беседа

Рассказ

Рассказ

Беседа

игра

Беседа

Рассказ

Беседа

Групповая индивидуальная бригадная

групповая индивидуальная бригадная

групповая индивидуальная бригадная

групповая индивидуальная бригадная

групповая индивидуальная бригадная

групповая индивидуальная бригадная

групповая индивидуальная бригадная

групповая индивидуальная бригадная

групповая индивидуальная бригадная

Ответы на вопросы получены

Ошибки найдены и

устранены

 освоены элементы ПК  2.1

ОК 06

Чертеж прочитан

освоены элементы ПК  2.1

ОК 06

технологический процесс составлен

освоены элементы ПК  2.1

ПК2.2

ОК 06

ОК 03

ознакомлены с приемами нарезания резьбы

освоены элементы ПК  2.1

ПК2.2

ПК 2.3

ОК 02

ОК 06

ОК 03

на вопросы по ТБ ответили

ознакомились с видами брака, причинами и мерами предупреждения

освоены элементы ПК  2.1

ПК2.2

ПК 2.3

ОК 02

ОК 06

ОК 03

ОК 07

на вопросы ответили

Игра «Что? Если…» прошла успешно

освоены элементы ПК  2.1

ПК2.2

ПК 2.3

ОК 02

ОК 06

ОК 03

ОК 07

критерии понятны

3.

Текущий инструктаж

3 часа

3.1 Тренировочные упражнения по нарезанию резьбы плашками с соблюдением  необходимых размеров

3.2Обход рабочих мест с целью проверки правильности настройки станка, выполнения трудовых приемов.

3.3 Проверка качества изготавливаемых деталей.

3.4 Проведение индивидуального инструктажа.

Для достижения целей нам необходимо изучить следующие приёмы трудовых навыков.   И так обратите внимание на упражнения: (перечисляю упражнения)

  1. Установка режущего инструмента
  2. Настройка режимов коробки скоростей и подач

         3    Установка  заготовки в трех кулачковый патрон

         4.   Обработка торца

         5.   Обтачиваем деталь до требуемого диаметра на длине нарезаемой  части.

         6.   Снятие фаски по размерам чертежа

         7.   Проверить диаметр обточенного участка штангенциркулем.

          8.  Наладка и настройка станка для нарезания резьбы плашкой.

        10.  Установить и закрепить заднюю бабку на таком расстоянии от  торца детали,  которое позволило бы путём выдвижения пиноли подавать плашку соответственно длине нарезаемой части детали.

        11.  Установить суппорт так, чтобы рукоятка плашкодержателя  опиралась на верхние салазки поворотного суппорта.

        12.  Включить вращение шпинделя и произвести нарезание резьбы,  Равномерно подавая пиноль задней бабки до тех пор, пока вся  плашка не окажется навёрнутой на нарезаемый стержень; при этом  нужно наблюдать за тем, чтобы  задний торец плашкодержателя всё время прижимался пинолью; нарезаемую   часть поверхности необходимо охлаждать ( смазывать).

        13.  Изменить направление вращения шпинделя и свинтить плашку с  детали, выключить вращение шпинделя.

        14.   Контроль резьбы резьбовым  калибр-кольцом.    

Получают задания , отрабатывают приемы

Индивидуальные инструктажи.

Выполняют упражнения.

Изготавливают изделие.

Беседа

Демонстрация

групповая индивидуальная бригадная

отработали все упражнения, освоили приемы

освоены элементы ПК  2.1

ПК2.2

ПК 2.3

ОК 02

ОК 06

ОК 03

ОК 07

4.

Заключительный инструктаж

7 минут

4.1 Разбор типовых ошибок и методов их устранения.

4.2 Техника безопасности по окончании работы

4.3 Выставление оценок с комментариями.

4.4 Домашнее задание.

4.5 Уборка рабочих мест.

  Сегодня Вы освоили приемы нарезания крепежных резьб плашками. Все упражнения выполнены.  Хочу обратить Ваше внимание на типичные ошибки:

  1. Неуверенность в выполнении трудовых приёмов.
  2. Занижен или завышен диаметр, вследствие этого рваная резьба, не полная  резьба.
  3. Неверно выбрана скорость оборотов шпинделя, также может быть рваная резьба.
  4. Неверный подбор охлаждающей жидкости

   - выключить станок

 - привести в порядок инструмент  и рабочее место

  -очистить станок от стружки и грязи.

   - смазать станок.

Подведение итогов  

Озвучить следующую тему занятия

Повторить теорию по данной теме.

 Рефлексия:

Сегодня вы отработали навыки нарезания крепежной резьбы плашками. Вспомнили и закрепили теоретические знания по данной теме. Получилось ли у вас то что было запланировано? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? Понравилось ли вам работать в бригаде? Что бы вы предложили для более плодотворной работы и выполнения задания.

 Поблагодарить за активную работу. Отметить лучших

Слушают, отвечают на вопросы, беседуют с мастером

Записывают домашнее задание

Беседа,

Беседа, 

Индивидуальная  групповая  бригадная

Групповая бригадная

отработаны

приемы разобраны типичные ошибки выставлены оценки подсчитаны и озвучены баллы которые набирали бригады за время всего урока.

Поощрены лучшие.

освоены

элементы ПК  2.1

ПК2.2

ПК 2.3

ОК 02

ОК 06

ОК 03

ОК 07

домашнее задание получено

Рабочие места убраны и сданы бригадирами мастеру

Шпилька

Приложение 1


Приложения 2.

Инструкционная карта

        Содержание  работы по заданию

   Инструктивные указания и пояснения      

 Наладка и настройка станка для  нарезания резьбы плашкой

  1. Наладка станка для нарезания резьбы плашкой              

  1.  Настроить станок для нарезания резьбы плашкой.

      Нарезание резьбы плашкой

  1. нарезать резьбу плашкой

   

   

2. Свинтить плашку с нарезанной части детали

3. Проверить нарезанную резьбу

 Установить и закрепить в трех кулачковом патроне деталь. 

    Снять резцедержатель; переместить и закрепить заднюю бабку к правому концу детали с таким расчетом, чтобы между пинолью  задней бабки (выдвинутой из корпуса на 30—40 мм) и торцом детали можно было вставить плашкодержатель  с плашкой.

   Переместить нижние салазки до положения, при котором можно будет упереть рукоятку  плашкодержателя в верхнюю часть суппорта

Подобрать режим резания: скорость для стали 3-4 м/мин; чугуна — 2,5 м/мин; латуни — 9—15 м/мин.  Настроить станок на выбранный режим резания

Пустить станок. Взять плашкодержатель ,в левую руку , установить его корпус в пиноль  задней бабки и одной рукояткой в поверхность верхней поворотной части  суппорта; вращая маховик задней бабки по часовой стрелке, подать при помощи пиноли плашку на вращающуюся  деталь. Как только плашка полностью навинтится на нарезаемую часть детали, вращением маховика в обратную сторону против часовой стрелки, отвести пиноль  в исходное положение.

 Следить, чтобы плашка на ходу станка не подошла вплотную к уступу детали . Подвести плашку вплотную к уступу, вращая патрон или плашкодержатель , вручную.

 Применять смазочно-охлаждающую жидкость:  для стальных деталей — эмульсию простую и осерненную, растительные и смешанные масла, вареное масло;  для чугунных деталей — без охлаждения или керосин; для латунных — сурепное масло;  для бронзовых — без охлаждения или сурепное масло;  алюминий и его сплавы — без охлаждения или керосин, или сурепное масло.

Пустить станок на обратное вращение шпинделя и, придерживая плашкодержатель левой рукой, свинтить его. Обратить внимание на отвод пиноли на  расстояние, достаточное для свободного схода  плашкодержателя с детали

 Проверить резьбу калибром-кольцом или ранее нарезанной гайкой (втулкой)

Если проходное калибр-кольцо не навинчивается на резьбу или непроходное, наоборот, навинчивается, следует  заменить плашку на такую же другую

Приложение 3.

Памятка для мастера производственного обучения

 Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам эти рекомендации исходя из собственного опыта и на основании изучения многочисленных инструкций.  Помните, что

1. поощрение за бережное, экономное отношение к материально - техническим средствами и наказание за халатное, расточительное отношение - способствуют экономическому воспитанию, воспитанию чувства хозяина;

2. систематическая организация выставок работ учащихся закрепляет интерес к труду, к выбранной профессии;

3. повышение оценки за красоту изделия, тщательную внешнюю отделку - способствует эстетическому воспитанию;

4. четкая организация учебной работы - приучает к дисциплинированности;

5. постановка в процессе обучения содержательных задач и проблем, когда у учащихся возникает потребность в самостоятельном поиске решений, содействуют развитию у них познавательной активности;

6. правильно раскрытая учащимся цель урока обеспечивает сознательное усвоение знаний, умений и навыков;

7. вооружение учащихся способами самоконтроля в процессе выполнения операции - позволяет воспитывать умение саморегуляции своих действий и так далее.

8. Важным для достижения поставленных воспитательных целей является личный пример мастера, а также четкое планирование воспитательной работы.

9. продуманные общественные обязанности учащихся - воспитывают чувство ответственности;

10. умелая организация соревнования бригад или отдельных учащихся - развивает их активность, творческое мышление;


Маршрутная карта

Технологического процесса 

Номер карты 

Обозначение и наименование детали 

Код технологического процесса 

шпилька 

Код и наименование

 материала 

Профиль и размеры заготовки 

Номер расхода 

Код заказа 

Сталь 45 

Ø10 

ГОСТ 1050-88 

10×101 

Код на заказ 

Номер 

Наименование и содержание операции 

Оборудование (код, наименование, инвентарный номер, шифр наладки) 

Оснастка

(код, наименование) 

Код изгото-

вляемых деталлей 

Разряд работы 

Тш.к 

Рас-

ценка 

цеха 

Уч-ка 

опер 

01 

Заготовительная:

Получить заготовку Ø 10мм. L=101мм

02 

Токарно-винторезная:

токарно-винто-

резный станок, патрон 3х кулачковый, патрон 

Резец проходной отогнутый,  проходной упорный.

Плашка М8 

Закрепить заготовку в 3х кулачковом патроне,

подрезать торец на L=0,5 мм. Проточить Ø 7,8мм. на L=30мм., снять фаску 1×45º.

Нарезать резьбуМ8 h6 на L=20мм.

Переустановить и подрезать торец

в размер L =100 мм. Проточить Ø 7,8мм. на L=30мм., снять фаску 1×45º.

Нарезать резьбуМ8 h6 на L=20мм.

03

Контрольная:

Контролировать размеры детали по чертежу

ШЦ-1 ШЦ-2 


                                             Используемая литература:

 Основные источники:

Холодкова А.Г. «Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках»

Богдасарова Т.А. Технология токарных работ Москва, «Академия», 2014

 Дополнительные источники:

 Вереина Л.И. «Токарь высокой квалификации», Москва, «Академия», 2007

Вереина Л.И. др. «Справочник станочника» Москва «Академия» 2006.

Богдасарова Т.А. «Токарь. Технология обработки» Москва «Академия» 2007

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебной практики по профессиональному модулю ПМ 01 Токарная обработка деталей и изделий на станках токарной группы

Программа учебной практики по профессиональному модулю ПМ 01 Токарная обработка деталей и изделий на станках токарной группы...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.03 РЕМОНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ОБОРУДОВАНИЯ

Методические рекомендации по организации и прохождению производственной  и учебной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ.03 Ремонт и техническое обслуживание аварийно-с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 03 профессионального модуля 03 Озеленение и благоустройство различных территорий профессионального обучения по программе профессиональной подготовки 17531 Рабочий зеленого хозяйства 18103 Садовник

Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 250109.01 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения по использованию дифференцированного подхода на занятиях учебной практики по профессиональному модулю ПМ.01 «Моделирование швейных изделий» для

Методические рекомендации предназначены для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения в качестве обобщения и трансляции опыта по использованию дифференцированного п...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения по использованию дифференцированного подхода на занятиях учебной практики по профессиональному модулю ПМ.02 «Конструирование швейных изделий» д

Методические рекомендации предназначены для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения в качестве обобщения и трансляции опыта по использованию дифференцированного п...

Учебно-методическое пособие по учебной практике по профессиональному модулю "Текущий ремонт различных типов автомобилей"

Учебно-методическое пособие по учебной практике по профессиональному модулю "Текущий ремонт различных типов автомобилей"...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ по профессиональному модулю ПМ 02. Техническое обслуживание автотранспорта для обучающихся по профессии СПО 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ:В результате изучения профессионального модуля студент должен:иметь практический опыт:- проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами...