Статья "Использование технологических карт урока"
статья

Спиридонова Елена Александровна

В разработке представлен комплект технологических карт для учебной дисциплины "Материаловедение". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskikie_karty_materialovedenie.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время от преподавателя требуется не только пошаговая инструкция урока, но и четкое понимание формы деятельности как самого преподавателя, так и студентов. Отразить системно - деятельностный подход к уроку помогает составление технологических карт.

Технологическая карта – есть изображение хода образовательного процесса за конкретный промежуток времени с обозначением всех связей и отношений между предметным содержанием, способами и формами достижения результата изучения темы.

Основными целями составления карт являютсяопределение последовательности изложения материала; распределение часов материала на каждую тему материала; разделение учебного времени внутри урока. В результате составления карт происходит систематизацияи оптимизация  работы преподавателя и студентов.

В статье представлен набор технологических карт по дисциплине «Материаловедение» для специальности «Судостроение», тема «Общие сведение о металлах»

Урок № 1

Тема: «Роль материалов в современной технике»

Тип урока: Урок получения новых знаний

Вид: вводное занятие

Метод обучения–проблемный, исследовательский (анализ и синтез полученной информации, сравнение, систематизация), демонстрация, рассказ.

Образовательные технологии- информационная, рефлексивная.

Межпредметные связи-география, история.

Цели:

  • обучающие:

- создать условия для активизации практической деятельности;

- организовать проверку знаний, умений и навыков студентов, полученных в процессе обучения;

- ознакомить студентов с целями и задачами курса, с историей развития металловедения;

  • развивающие:

 - развивать навыки использования информационно-коммуникативных технологий и профессиональной деятельности (ОК 5.);

- развивать навыки участия в реализации технологического процесса по изготовлению детали (ПК 3.1.);

  • воспитательные:

- способствовать расширению общего кругозора студента;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1.);

- создать положительную мотивацию к изучению дисциплины.

Методическое оснащение урока:

•        Наглядные пособия- учебник, презентация, портреты ученых, образцы руд и изделий из металлов.

•        Технические средства обучения- компьютер, экран.

Ход занятия:

Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Организационный (2 мин.)

Организовать группу.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих.

Приветствуют

2. Постановка целей (3 мин.)

Психологический настрой на активную работу.

Объявляет: тему занятия; цели занятия;

определяет значение полученных знаний в практической деятельности.

Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия, знакомятся с инструкцией занятия.

3. Изучение нового материала (25 мин.)

Изучить запланированный учебный материал по теме «Введение»

Цели и задачи дисциплины, ее связь с другими дисциплинами учебного плана. Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Ознакомление студентов с необходимыми для занятия учебными пособиями, материалами. Краткие исторические сведения о развитии металлургии, роли ученых в развитии науки о металлах.

слушают; ведут краткий конспект; отвечают на поставленные вопросы; дополняют ответы друг друга

5.Обобщение мат. и закрепление (10 мин)

Привести полученные знания в систему

Обобщает и дополняет информацию по теме

Отвечают на вопросы и делают выводы

7. Подведение итогов обучения (3 мин.)

Определение результатов учебной деятельности студентов

Анализирует ответы выступающих, активно работающих студентов, выставляет оценки, комментирует их.

Показывают конспекты

8. Определение домашнего задания (2 мин.)

Закрепление изученного материала,

Проводит инструктаж по выполнению домашних заданий

Записывают домашнее задание: повторить из курса химии виды материалов.

Учебник: [2] стр. 4-6

Всего: 45 минут

Урок № 2

Тема: «Классификация конструкционных материалов»

 

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний;

Вид: комбинированный

Метод обучения–проблемный, исследовательский (анализ и синтез полученной информации, сравнение, систематизация), демонстрация, рассказ.

Образовательные технологии- информационная, интерактивная, рефлексивная.

Межпредметные связи- химия, физика.

Цели:

  • обучающие: 

- ознакомить студентов с основными конструкционными материалами, классификацией и сферами их применения;

- создать условия для активизации практической деятельности

  • развивающие: 

- развивать навыки использования информационно-коммуникативных технологий и профессиональной деятельности (ОК 5.);

- формировать умение анализировать полученную информацию;

- развивать навыки участия в реализации технологического процесса по изготовлению детали (ПК 3.1.); 

- развивать навыки выбора методов получения заготовок и схемы их базирования (ПК 1.2).

- развивать навыки составления маршрута изготовления деталей и проектирования технологических операций (ПК 1.3.)

  • воспитательные:

-формировать познавательную и творческую активность

- способствовать расширению общего кругозора студента;

- создать положительную мотивацию к изучению дисциплины.

Методическое оснащение урока:

  • Наглядные пособия- учебник, презентация, образцы изделий из конструкционных материалов.
  • Раздаточный материал- карточки-задания.
  • Технические средства обучения- компьютер, экран.

Ход занятия:

Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Этап мотивации (3 мин)

Организовать группу. Психологический настрой на активную работу.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих.

Объявляет: тему занятия;

цели занятия; определяет место занятия в теме; определяет значение полученных знаний в практической деятельности.

Приветствуют. Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия

2. Этап актуализации изученного (повторения)-5 мин

Закрепить и проверить усвоение материала вводного занятия

Проводит:

Фронтальный опрос

Отвечают на поставленные вопросы

3. первичное усвоение материала. (25 мин.)

Изучить запланированный учебный материал

Выдает учебный материал: материалы, применяемые в машиностроении, их состав, классификация и области применения.

слушают; ведут краткий конспект; отвечают на поставленные вопросы; дополняют ответы друг друга

4. Этап самостоятельного осмысления (5мин.)

Привести полученные знания в систему

Обобщает и дополняет информацию по теме

Самостоятельно составляют схему классификации материалов

5. Проверка понимания студентами материала (до 5 мин.)

Определение уровня усвоения темы, изученной студентами

Проверяет схему, анализирует ответы и вносит поправки

Сдают выполненные работы,

показывают конспекты

7. Подведение итогов обучения (2 мин.)

Определение результатов учебной деятельности студентов

проводит экспресс-опрос. Анализирует ответы, студентов, выставляет оценки, комментирует их.

Выполняют самоанализ

8. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению (2 мин.)

Закрепление изученного материала

Дает задания. Проводит инструктаж по выполнению домашних заданий

Записывают домашнее задание: повторить «атомно-молекулярное строение вещества»

Учебник: [2] стр.7

Конспект (рабочая тетрадь)

Всего: 45 минут

Урок № 3

Тема: «Основные сведения о строение металлов»

 

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний

Вид: комбинированный

Метод обучения–проблемный, исследовательский (анализ и синтез полученной информации, сравнение, систематизация), демонстрация, рассказ.

Образовательные технологии- информационная, интерактивная, рефлексивная.

Межпредметные связи- химия, физика.

Цели:

  • обучающие: 

- углубить знания студентов о внутреннем строении металлов;

- познакомить с кристаллическим и аморфным состоянием тел;

- создать условия для активизации практической деятельности

  • развивающие: 

- развивать навыки использования информационно-коммуникативных технологий и профессиональной деятельности (ОК 5.);

- формировать умения сравнивать, вычленять в изученном существенное;

- развивать навыки выбора методов получения заготовок и схемы их базирования (ПК 1.2).

- развивать навыки составления маршрута изготовления деталей и проектирования технологических операций (ПК 1.3.)

- развивать навыки участия в реализации технологического процесса по изготовлению детали (ПК 3.1.); 

  • воспитательные:

-формировать познавательную и творческую активность;

- способствовать расширению общего кругозора студента;

- воспитывать умения организовать свой учебный труд.

Методическое оснащение урока:

  • Наглядные пособия- учебник, презентация, образцы аморфных и кристаллических веществ.
  • Раздаточный материал- карточки-задания.
  • Технические средства обучения- компьютер, экран.

Ход занятия:

Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Этап мотивации (3 мин)

Организовать группу. Психологический настрой на активную работу.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих.

Объявляет: тему занятия;

цели занятия.

Приветствуют. Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия

2. Этап актуализации изученного (повторения)-7 мин

Закрепить и проверить усвоение материала вводного занятия

Проводит:

Фронтальный опрос

Отвечают на поставленные вопросы

3. первичное усвоение материала. (20 мин.)

Изучить запланированный учебный материал, создание проблемной ситуации.

Выдает учебный материал: черные и цветные металлы, сплавы. Кристаллические и аморфные вещества. Строение металлов.

слушают; ведут краткий конспект; отвечают на поставленные вопросы; дополняют ответы друг друга

4. Этап самостоятельного осмысления (5мин.)

Привести полученные знания в систему

Обобщает и дополняет информацию по теме

Самостоятельно записать выводы о свойствах кристаллических и аморфных веществ.

5. Проверка понимания студентами материала (до 5 мин.)

Определение уровня усвоения темы, изученной студентами

Проверяет и анализирует ответы и вносит поправки

Сдают выполненные работы, показывают конспекты

6. Подведение итогов обучения (2 мин.)

Определение результатов учебной деятельности студентов

проводит экспресс-опрос. Анализирует ответы, студентов, выставляет оценки, комментирует их.

Выполняют самоанализ

7. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению (3 мин.)

Закрепление изученного материала

Дает задания. Проводит инструктаж по выполнению домашних заданий

Записывают домашнее задание: проделать опыт с нагревом диска из аморфного вещества и описать характер его расплавления

Учебник: [1] §1.1

Конспект (рабочая тетрадь)

Всего: 45 минут

Урок № 4

Тема: «Виды кристаллических решеток»

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний

Вид: комбинированный

Метод обучения – метод учебного сотрудничества, исследовательский (анализ и синтез полученной информации, сравнение, систематизация), демонстрация, методом объяснения.

Образовательные технологии- информационная, рефлексивная.

Межпредметные связи- химия, физика, геометрия.

Цели:

  • обучающие: 

- Сформировать понятие кристаллическая решетка;

-Ознакомить с типами кристаллических решеток;

-Рассмотреть влияние химической связи на тип кристаллической решетки;

-Показать связь между данным типом кристаллической решетки и свойствами материала.

  • развивающие: 

- устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать навыки выбора методов получения заготовок и схемы их базирования (ПК 1.2).

- развивать навыки составления маршрута изготовления деталей и проектирования технологических операций (ПК 1.3.)

- развивать навыки участия в реализации технологического процесса по изготовлению детали (ПК 3.1.)

- делать обобщения;

  • воспитательные:

-формировать познавательную и творческую активность

- способствовать расширению общего кругозора студента;

- воспитывать умения организовать свой учебный труд.

Методическое оснащение урока:

  • Наглядные пособия- учебник, презентация, модели кристаллических решеток.
  • Раздаточный материал- карточки-задания.
  • Технические средства обучения- компьютер, экран.

Ход занятия:

Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Этап мотивации (3 мин)

Организовать группу.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих. Объявляет тему и цели занятия.

Приветствуют. Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия

2. Этап актуализации изученного (повторения)-7 мин

Закрепить и проверить усвоение материала по прошлой теме

проводит индивидуальную (групповую) работу со студентами;

Выполняют (отвечают) на поставленные задачи (вопросы)

3. первичное усвоение материала. (20 мин.)

Изучить запланированный учебный материал по теме

Выдает учебный материал: определение кристаллическая решетка, виды кристаллической решетки, связь свойств металла с типом решётки.

слушают; ведут краткий конспект;

4. Этап самостоятельного осмысления (5мин.)

Привести полученные знания в систему

Обобщает и дополняет информацию по теме

зарисовывают типы кристаллических решеток

5. Обобщение материала, закрепление и систематизация (5 мин.)

Привести полученные знания в систему

Обобщает и дополняет информацию по теме.

Отвечают на вопросы и делают выводы

6. Подведение итогов обучения (3 мин.)

Определение результатов учебной деятельности студентов

Анализирует ответы выступающих, выставляет оценки, комментирует их

Сдают выполненные работы,

показывают конспекты

7. Определение домашнего задания (2 мин.)

Закрепление изученного материала

Проводит инструктаж по выполнению домашних заданий

Записывают домашнее задание:

Учебник: [1] §1.2, 1.3

Конспект (рабочая тетрадь)

Всего: 45 минут

Урок № 5

Тема: «Кристаллизация»

Форма урока – лекция

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний

Вид: комбинированный

Метод обучения – метод учебного сотрудничества, исследовательский (анализ и синтез полученной информации, сравнение, систематизация), демонстрация, методом объяснения.

Образовательные технологии- информационная, рефлексивная.

Межпредметные связи- химия, физика.

Цели:

  • обучающие: 

- познакомить с процессом кристаллизации металлов и сплавов;

- изучить схемы процессов кристаллизации;

- изучить строение металлического слитка.

  • развивающие: 

- развивать навыки использования информационно-коммуникативных технологий и профессиональной деятельности (ОК 5.);

- развивать навыки выбора методов получения заготовок и схемы их базирования (ПК 1.2);

- развивать навыки составления маршрута изготовления деталей и проектирования технологических операций (ПК 1.3.);

- развивать навыки участия в реализации технологического процесса по изготовлению детали (ПК 3.1.);

- формировать умения сравнивать, вычленять в изученном существенное.

  • воспитательные:

-формировать познавательную и творческую активность

- способствовать расширению общего кругозора студента;

- воспитывать умения организовать свой учебный труд.

Методическое оснащение урока:

  • Наглядные пособия- учебник, презентация.
  • Раздаточный материал- карточки-задания.
  • Технические средства обучения- компьютер, экран.

Ход занятия:

Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Этап мотивации (3 мин)

Организовать группу.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих. Объявляет тему и цели занятия.

Приветствуют. Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия

2. Этап актуализации изученного (повторения)-7 мин

Закрепить и проверить усвоение материала по прошлой теме

проводит индивидуальную (групповую) работу со студентами;

Отвечают на поставленные вопросы

3. первичное усвоение материала. (20 мин.)

Изучить запланированный учебный материал по теме

Выдает учебный материал: определение первичной кристаллизации; этапы процесса кристаллизации; Зависимость свойств от величины зерна; Аллотропия; Строение металлического слитка.

слушают; ведут краткий конспект; отвечают на поставленные вопросы; дополняют ответы друг друга

4. Этап самостоятельного осмысления (5мин.)

Привести полученные знания в систему

Обобщает и дополняет информацию по теме

зарисовывают график «Аллотропические превращения в железе»

5. Обобщение материала, закрепление и систематизация (5 мин.)

Привести полученные знания в систему

Обобщает и дополняет информацию по теме.

Отвечают на вопросы и делают выводы

6. Подведение итогов обучения (3 мин.)

Определение результатов учебной деятельности студентов

Анализирует ответы, выставляет оценки, комментирует их

Сдают выполненные работы, показывают конспекты

7. Определение домашнего задания (2 мин.)

Закрепление изученного материала

Проводит инструктаж по выполнению домашних заданий

Записывают домашнее задание:

Учебник: [1] §1.4

Конспект (рабочая тетрадь)

Всего: 45 минут

Урок № 6-7

Тема: «Изучение строения сплавов»

Тип урока: Урок комплексного применения знаний 

Вид: Лабораторная работа.

Метод обучения – метод учебного сотрудничества, исследовательский (анализ и синтез полученной информации, сравнение, систематизация), демонстрация.

Образовательные технологии- информационная, интерактивная, рефлексивная.

Межпредметные связи- химия, физика.

Цели:

  • обучающие:

- Ознакомиться с приборами и методами исследования металлов и сплавов;

-  Изучить работу металлографических микроскопов.

  • развивающие:

 - развивать навыки использования информационно-коммуникативных технологий и профессиональной деятельности (ОК 5.);

- Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6.);

- развивать навыки выбора методов получения заготовок и схемы их базирования (ПК 1.2).

- развивать навыки составления маршрута изготовления деталей и проектирования технологических операций (ПК 1.3.)

- развивать навыки участия в реализации технологического процесса по изготовлению детали (ПК 3.1.)

- развивать навыки проведения контроля соответствия качества деталей требованиям технической документации (ПК 3.2.)

  • воспитательные:

- способствовать расширению общего кругозора студента;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1. – общая компетенция).

Методическое оснащение урока:

  • Наглядные пособия- учебник, презентация, металлографические микроскопы МЕТАМ РВ-21-1, МЕТ 2С; коллекции микрошлифов; наборы образцов металлов, альбом микроструктур 
  • Раздаточный материал- карточки-задания.
  • Технические средства обучения- компьютер, экран.

Ход занятия:

Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Этап мотивации -3 мин

Организовать группу.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих. Объявляет тему и цели занятия.

Приветствуют. Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия

2. Этап актуализации изученного (повторения)-10 мин

Закрепить и проверить усвоение материала по прошлой теме

Проводит фронтальный опрос.

Отвечают устно на вопросы по пройденной теме

3. Этап самостоятельной работы -58 мин

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Проводит инструктаж по работе в аудитории, выдает задания по работе, корректирует выполнение работы.

Студенты, руководствуясь методическими указаниями выполняют лабораторную работу, делают выводы по ней, заполняют отчетный бланк

4. Обобщение материала, закрепление и систематизация -10мин

Привести полученные знания в систему

Организует совместное и индивидуальное обсуждение выполнения лабораторной работы

Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение

5. Подведение итогов обучения -7 мин

Определение результатов учебной деятельности студентов

Анализирует ответы выступающих студентов, выставляет оценки, комментирует их

Сдают выполненные работы,

показывают конспекты

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению (2 мин.)

Закрепление изученного материала, углубление знаний по теме

Проводит инструктаж по выполнению домашних заданий

Записывают домашнее задание:

Учебник: [1] §1.3

Конспект (рабочая тетрадь)

Всего: 90 минут

Урок № 8-9

Тема: «Заполнить таблицу методов изучения строения металлов»

 

Форма урока –Практическая работа.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний

Вид: комбинированный

Метод обучения–исследовательский (анализ и синтез полученной информации, сравнение, систематизация), рассказ, метод учебного сотрудничества.

Образовательные технологии- информационная, рефлексивная.

Межпредметные связи-физика, химия.

Цели:

  • обучающие:

- Ознакомить студентов с существующими методами.

- Ознакомиться с приборами для изучения структур.

  • развивающие:

 - развивать навыки использования информационно-коммуникативных технологий и профессиональной деятельности (ОК 5. – общая компетенция);

- развивать навыки выбора методов получения заготовок и схемы их базирования (ПК 1.2).

- развивать навыки составления маршрута изготовления деталей и проектирования технологических операций (ПК 1.3.)

- развивать навыки участия в реализации технологического процесса по изготовлению детали (ПК 3.1.)

- развивать навыки проведения контроля соответствия качества деталей требованиям технической документации (ПК 3.2.)

  • воспитательные:

- способствовать расширению общего кругозора студента;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1.)

Методическое оснащение урока:

•        Наглядные пособия- учебник, презентация, набор образцов.

•        Раздаточный материал- карточки-задания.

•        Технические средства обучения- компьютер, экран.

Ход занятия:

Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Этап мотивации -3 мин

Организовать группу.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих. Объявляет тему и цели занятия.

Приветствуют. Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия

2. Этап актуализации изученного (повторения)-10 мин

Закрепить и проверить усвоение материала по прошлой теме

Проводит фронтальный опрос.

Отвечают устно на вопросы по пройденной теме

3. Этап самостоятельной работы -58 мин

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Проводит инструктаж по работе в аудитории, выдает задания по работе, корректирует выполнение работы.

Студенты, руководствуясь методическими указаниями выполняют лабораторную работу, делают выводы по ней, заполняют отчетный бланк

4. Обобщение материала, закрепление и систематизация -10мин

Привести полученные знания в систему

Организует совместное и индивидуальное обсуждение выполнения лабораторной работы

Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение

5. Подведение итогов обучения -7 мин

Определение результатов учебной деятельности студентов

Анализирует ответы выступающих студентов, выставляет оценки, комментирует их

Сдают выполненные работы,

показывают конспекты

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению (2 мин.)

Закрепление изученного материала, углубление знаний по теме

Проводит инструктаж по выполнению домашних заданий

Записывают домашнее задание:

Учебник: [2] §4

Конспект (рабочая тетрадь)

Всего: 90 минут

Урок № 10

Тема: «Физические свойства металлов»

Форма урока – лекция

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний

Вид: комбинированный

Метод обучения – метод учебного сотрудничества, исследовательский (анализ и синтез полученной информации, сравнение, систематизация), демонстрация, рассказ.

Образовательные технологии- информационная, интерактивная, рефлексивная.

Межпредметные связи- химия, физика.

Цели:

  • обучающие: 

- познакомить с группами свойств металлов;

- изучить основные физические свойства металлов.

  • развивающие: 

- развивать навыки использования информационно-коммуникативных технологий и профессиональной деятельности (ОК 5.);

- формировать умения сравнивать, вычленять в изученном существенное;

- развивать навыки выбора методов получения заготовок и схемы их базирования (ПК 1.2).

- развивать навыки составления маршрута изготовления деталей и проектирования технологических операций (ПК 1.3.)

  • воспитательные:

-формировать познавательную и творческую активность

- способствовать расширению общего кругозора студента;

- воспитывать умения организовать свой учебный труд.

Методическое оснащение урока:

•        Наглядные пособия- учебник, презентация, набор образцов.

•        Раздаточный материал- карточки-задания.

•        Технические средства обучения- компьютер, экран.

Ход занятия:

Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Этап мотивации (3 мин)

Организовать группу.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих. Объявляет тему и цели занятия.

Приветствуют. Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия

2. Этап актуализации изученного (повторения)-7 мин

Закрепить и проверить усвоение материала по прошлой теме

проводит фронтальный опрос (блиц-опрос)

отвечают на поставленные вопросы

3. первичное усвоение материала. (20 мин.)

Изучить запланированный учебный материал по теме

Выдает учебный материал: общая классификация свойств металлов, физические свойства, значение физических свойств для выбора материала.

слушают; ведут краткий конспект; отвечают на поставленные вопросы;

4. Обобщение материала, закрепление и систематизация (10 мин.)

Привести полученные знания в систему

Обобщает и дополняет информацию по теме. Выдает кроссворды.

Заполняют кроссворды

5. Подведение итогов обучения (3 мин.)

Определение результатов учебной деятельности студентов

Анализирует работы, выставляет оценки, комментирует их

Сдают выполненные работы, показывают конспекты

6. Определение домашнего задания (2 мин.)

Закрепление изученного материала

Проводит инструктаж по выполнению домашних заданий

Записывают домашнее задание:

Учебник: [1] §1.5

Конспект (рабочая тетрадь)

 

Всего: 45 минут

Урок №11  

Тема: «Химические свойства металлов»

 

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний

Вид: семинар

Метод обучения – метод учебного сотрудничества, исследовательский (анализ и синтез полученной информации, сравнение, систематизация), интерактивные методы обучения; метод «Дебатов»; демонстрация, рассказ.

Образовательные технологии- информационная, интерактивная, рефлексивная.

Межпредметные связи- химия, физика.

Цели:

  • обучающие:

- раскрыть сущность механизма коррозии и изучить методы защиты металлов и сплавов от коррозии;

- исследовать различные виды коррозии;

-определить прогрессивные методы защиты металлов и сплавов от коррозии.

  • развивающие:

 - развивать навыки использования информационно-коммуникативных технологий и профессиональной деятельности (ОК 5.);

- Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6.);

- развивать навыки выбора методов получения заготовок и схемы их базирования (ПК 1.2);

- развивать навыки составления маршрута изготовления деталей и проектирования технологических операций (ПК 1.3.);

- развивать навыки участия в реализации технологического процесса по изготовлению детали (ПК 3.1.)4

- подвести к пониманию важности знаний, необходимых для использования конструкционных материалов в технике.

  • воспитательные:

- способствовать расширению общего кругозора студента;

- воспитывать умения организовать свой учебный труд;

- соблюдать правила работы в коллективе.

Методическое оснащение урока:

•        Наглядные пособия- учебник, презентация, набор образцов с коррозией.

•        Раздаточный материал- карточки-задания.

•        Технические средства обучения- компьютер, экран.

Ход занятия:

Заранее группа разбивается на бригады. Каждой бригаде выдается задание.

Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Этап мотивации (3 мин)

Организовать группу.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих. Объявляет тему и цели занятия.

Приветствуют. Садятся по мини группам. Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия

2. Этап актуализации изученного (повторения)-5 мин

Закрепить и проверить усвоение материала по прошлой теме

проводит групповую работу со студентами;

Отвечают на поставленные задачи вопросы

3. первичное усвоение материала. (25 мин.)

Изучить запланированный учебный материал по теме

Слушает и корректирует сообщения и вопросы по темам: Сущность коррозии, Классификация коррозионных процессов, Методы защиты от коррозии

Каждая бригада показывает свою презентацию, которую подготовила в домашних условиях, пользуясь материалами интернета и знаниями. Остальные слушают и задают вопросы

4. Этап самостоятельного осмысления (5мин.)

Привести полученные знания в систему

Обобщает и дополняет информацию по теме

Студенты выполняют схему  

«Классификация коррозии»

5. Обобщение материала, закрепление и систематизация (2 мин.)

Привести полученные знания в систему

Обобщает и дополняет информацию по теме.

Отвечают на вопросы и делают выводы

6. Подведение итогов обучения (3 мин.)

Определение результатов учебной деятельности студентов

Оценивает материалы презентаций, выступлений и выставляет оценки

Студенты производят самооценку своей работы.

7. Определение домашнего задания (2 мин.)

Закрепление изученного материала

Проводит инструктаж по выполнению домашних заданий

Записывают домашнее задание:

Учебник: [2] §6-8

Конспект (рабочая тетрадь)

 

Всего: 45 минут

Урок № 12

Тема: «Механические свойства металлов»

 

Форма урока – лекция

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний

Вид: комбинированный

Метод обучения – метод учебного сотрудничества, исследовательский (анализ и синтез полученной информации, сравнение, систематизация), демонстрация, рассказ.

Образовательные технологии- информационная, интерактивная, рефлексивная.

Межпредметные связи- химия, физика.

Цели:

  • обучающие: 

- обобщить знания о нагрузках и деформации металлов;

- познакомить с основными механическими свойствами металлов и их роли при выборе материала.

  • развивающие: 

- развивать навыки использования информационно-коммуникативных технологий и профессиональной деятельности (ОК 5.);

- формировать умения сравнивать, вычленять в изученном существенное;

- развивать навыки выбора методов получения заготовок и схемы их базирования (ПК 1.2);

- развивать навыки составления маршрута изготовления деталей и проектирования технологических операций (ПК 1.3.);

- развивать навыки участия в реализации технологического процесса по изготовлению детали (ПК 3.1.).

  • воспитательные:

-формировать познавательную и творческую активность;

- способствовать расширению общего кругозора студента;

- воспитывать умения организовать свой учебный труд.

Методическое оснащение урока:

•        Наглядные пособия- учебник, презентация.

•        Раздаточный материал- карточки-задания.

•        Технические средства обучения- компьютер, экран.

Ход занятия:

Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Этап мотивации (3 мин)

Организовать группу.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих. Объявляет тему и цели занятия.

Приветствуют. Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия

2. Этап актуализации изученного (повторения)-7 мин

Закрепить и проверить усвоение материала по прошлой теме

проводит индивидуальную (групповую) работу со студентами;

Выполняют (отвечают) на поставленные задачи (вопросы)

3. первичное усвоение материала. (20 мин.)

Изучить запланированный учебный материал по теме

Выдает учебный материал: виды нагрузок, виды деформации, механические свойства.

Слушают, ведут краткий конспект

4. Этап самостоятельного осмысления (5мин.)

Привести полученные знания в систему

Обобщает и дополняет информацию по теме

зарисовывают основные типы деформации и приводят примеры.

5. Обобщение материала, закрепление и систематизация (5 мин.)

Привести полученные знания в систему

Раздает дидактический материал и проверяет ответы

Разгадывают ребусы по теме.

6. Подведение итогов обучения (3 мин.)

Определение результатов учебной деятельности студентов

выставляет оценки, комментирует их

Сдают выполненные работы, показывают конспекты

7. Определение домашнего задания (2 мин.)

Закрепление изученного материала

Проводит инструктаж по выполнению домашних заданий

Записывают домашнее задание:

Учебник: [1] §1.6; [2] §9

Конспект (рабочая тетрадь)

 

Всего: 45 минут

Урок № 13-14

Тема: «Изучение испытаний на растяжения»

 

Форма урока – Лабораторная работа.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработка умений и навыков

Вид: Лабораторная работа

Метод обучения – метод учебного сотрудничества, исследовательский (анализ и синтез полученной информации, сравнение, систематизация), демонстрация, рассказ.

Образовательные технологии- информационная, интерактивная, рефлексивная.

Межпредметные связи- химия, физика.

Цели:

  • обучающие:

- Ознакомиться с проведением испытания на растяжение;

- показать связь между данными методами испытания и механическими свойствами материала;

- изучить методы определения показателей прочности и пластичности;

-  Изучить работу испытательной машины.

  • развивающие:

- формировать умения сравнивать, вычленять в изученном существенное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать навыки проведения контроля соответствия качества деталей требованиям технической документации (ПК 3.2.)

-делать обобщения;

- пользоваться справочной и учебной литературой.

  • воспитательные:

- способствовать расширению общего кругозора студента;

- воспитывать умения организовать свой учебный труд;

- соблюдать правила работы в коллективе.

Методическое оснащение урока:

•        Наглядные пособия- учебник, презентация, разрывная машина, штангенциркуль, мерительная линейка, набор образцов.

•        Раздаточный материал- карточки-задания.

•        Технические средства обучения- компьютер, экран.

Ход занятия:

Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Этап мотивации -3 мин

Организовать группу.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих. Объявляет тему и цели занятия.

Приветствуют. Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия

2. Этап актуализации изученного (повторения)-10 мин

Закрепить и проверить усвоение материала по прошлой теме

Проводит фронтальный опрос.

Отвечают устно на вопросы по пройденной теме

3. Этап самостоятельной работы -58 мин

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Проводит инструктаж по работе в аудитории, выдает задания по работе, корректирует выполнение работы.

Студенты, руководствуясь методическими указаниями выполняют лабораторную работу, делают выводы по ней, заполняют отчетный бланк

4. Обобщение материала, закрепление и систематизация -10мин

Привести полученные знания в систему

Организует совместное и индивидуальное обсуждение выполнения лабораторной работы

Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение

5. Подведение итогов обучения -7 мин

Определение результатов учебной деятельности студентов

Анализирует ответы выступающих студентов, выставляет оценки, комментирует их

Сдают выполненные работы,

показывают конспекты

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению (2 мин.)

Закрепление изученного материала, углубление знаний по теме

Проводит инструктаж по выполнению домашних заданий

Записывают домашнее задание:

Учебник: [2] §10; [1] §1.6

Конспект (рабочая тетрадь)

Всего: 90 минут

Урок № 15-16

Тема: «Изучение методов измерения твердости»

 

Форма урока – Лабораторная работа.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработка умений и навыков

Вид: комбинированный

Метод обучения – метод учебного сотрудничества, исследовательский (анализ и синтез полученной информации, сравнение, систематизация), демонстрация, рассказ.

Образовательные технологии- информационная, интерактивная, рефлексивная.

Межпредметные связи- химия, физика.

Цели:

  • обучающие:

- Научиться измерять твёрдость металлических образцов различными методами;

 - ознакомиться с условиями применения того или иного метода определения твёрдости;

- ознакомиться с устройством приборов для измерения твёрдости;

- показать связь между данными методами испытания и механическими свойствами материала;

  • развивающие:

- формировать умения сравнивать, вычленять в изученном существенное;

- развивать навыки проведения контроля соответствия качества деталей требованиям технической документации (ПК 3.2.);

- устанавливать причинно-следственные связи;

 -делать обобщения;

- пользоваться справочной и учебной литературой.

  • воспитательные:

- способствовать расширению общего кругозора студента;

- воспитывать умения организовать свой учебный труд;

- соблюдать правила работы в коллективе.

Методическое оснащение урока:

•        Наглядные пособия- учебник, презентация, приборы Бринелля, Роквелла, образцы различных сплавов.

•        Раздаточный материал- карточки-задания.

•        Технические средства обучения- компьютер, экран.

Ход занятия:

Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Этап мотивации -3 мин

Организовать группу.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих. Объявляет тему и цели занятия.

Приветствуют. Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия

2. Этап актуализации изученного (повторения)-10 мин

Закрепить и проверить усвоение материала по прошлой теме

Проводит фронтальный опрос.

Отвечают устно на вопросы по пройденной теме

3. Этап самостоятельной работы -58 мин

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Проводит инструктаж по работе в аудитории, выдает задания по работе, корректирует выполнение работы.

Студенты, руководствуясь методическими указаниями выполняют лабораторную работу, делают выводы по ней, заполняют отчетный бланк

4. Обобщение материала, закрепление и систематизация -10мин

Привести полученные знания в систему

Организует совместное и индивидуальное обсуждение выполнения лабораторной работы

Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение

5. Подведение итогов обучения -7 мин

Определение результатов учебной деятельности студентов

Анализирует ответы выступающих студентов, выставляет оценки, комментирует их

Сдают выполненные работы,

показывают конспекты

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению (2 мин.)

Закрепление изученного материала, углубление знаний по теме

Проводит инструктаж по выполнению домашних заданий

Записывают домашнее задание:

Учебник: [1] §1.6; [2] §11

Конспект (рабочая тетрадь)

Всего: 90 минут

Урок № 17

Тема: «Технологические свойства и пробы металлов»

 

Форма урока – лекция

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний

Вид: комбинированный

Метод обучения – метод учебного сотрудничества, исследовательский (анализ и синтез полученной информации, сравнение, систематизация), демонстрация, рассказ.

Образовательные технологии- информационная, рефлексивная.

Межпредметные связи- химия, физика.

Цели:

  • обучающие: 

- познакомить с основными технологическими свойствами металлов и их роли при выборе материала;

- познакомить с технологическими испытаниями.

  • развивающие: 

- формировать умения сравнивать, вычленять в изученном существенное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-делать обобщения - развивать навыки использования информационно-коммуникативных технологий и профессиональной деятельности (ОК 5.);

- формировать умения сравнивать, вычленять в изученном существенное;

- развивать навыки выбора методов получения заготовок и схемы их базирования (ПК 1.2).

- развивать навыки составления маршрута изготовления деталей и проектирования технологических операций (ПК 1.3.)

- развивать навыки участия в реализации технологического процесса по изготовлению детали (ПК 3.1.)

  • воспитательные:

-формировать познавательную и творческую активность

- способствовать расширению общего кругозора студента;

- воспитывать умения организовать свой учебный труд.

Методическое оснащение урока:

•        Наглядные пособия- учебник, презентация, набор образцов.

•        Раздаточный материал- карточки-задания.

•        Технические средства обучения- компьютер, экран.

Ход занятия:

Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Этап мотивации (3 мин)

Организовать группу.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих. Объявляет тему и цели занятия.

Приветствуют. Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия

2. Этап актуализации изученного (повторения)-7 мин

Закрепить и проверить усвоение материала по прошлой теме

проводит фронтальный опрос

отвечают на поставленные вопросы

3. первичное усвоение материала. (20 мин.)

Изучить запланированный учебный материал по теме

Выдает учебный материал: технологические свойства: обрабатываемость резаньем, свариваемость, прокаливаемость, ковкость, литейные свойства; технологические испытания.

Слушают, ведут краткий конспект

4. Этап самостоятельного осмысления (5мин.)

Привести полученные знания в систему

Обобщает и дополняет информацию по теме

зарисовывают основные виды технологических проб

5. Обобщение материала, закрепление и систематизация (5 мин.)

Привести полученные знания в систему

Проводит блиц-опрос

Отвечают на вопросы

6. Подведение итогов обучения (3 мин.)

Определение результатов учебной деятельности студентов

выставляет оценки, комментирует их

Сдают выполненные работы, показывают конспекты

7. Определение домашнего задания (2 мин.)

Закрепление изученного материала

Проводит инструктаж по выполнению домашних заданий

Записывают домашнее задание:

Учебник: [1] §1.7; [2] §15

Конспект (рабочая тетрадь)

Всего: 45 минут

Урок № 18

Тема: «Эксплуатационные свойства»

 

Форма урока – лекция

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний

Вид: комбинированный

Метод обучения – метод учебного сотрудничества, исследовательский (анализ и синтез полученной информации, сравнение, систематизация), демонстрация, рассказ.

Образовательные технологии- информационная, рефлексивная.

Межпредметные связи- химия, физика.

Цели:

  • обучающие: 

- познакомить с основными эксплуатационными свойствами металлов и их роли при выборе материала;

- проанализировать влияние всех свойств на выбор материала.

  • развивающие: 

- формировать умения сравнивать, вычленять в изученном существенное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-делать обобщения;

- развивать навыки использования информационно-коммуникативных технологий и профессиональной деятельности (ОК 5.);

- формировать умения сравнивать, вычленять в изученном существенное;

- развивать навыки участия в реализации технологического процесса по изготовлению детали (ПК 3.1. – профессиональная компетенция); 

  • воспитательные:

-формировать познавательную и творческую активность

- способствовать расширению общего кругозора студента;

- воспитывать умения организовать свой учебный труд.

Методическое оснащение урока:

•        Наглядные пособия- учебник, презентация, набор образцов.

•        Раздаточный материал- карточки-задания.

•        Технические средства обучения- компьютер, экран.

Оснащение: компьютер, экран, учебник,

Ход занятия:

Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Этап мотивации (3 мин)

Организовать группу.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих. Объявляет тему и цели занятия.

Приветствуют. Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия

2. Этап актуализации изученного (повторения)-7 мин

Закрепить и проверить усвоение материала по прошлой теме

проводит фронтальный опрос

отвечают на поставленные вопросы

3. первичное усвоение материала. (20 мин.)

Изучить запланированный учебный материал по теме

Выдает учебный материал: эксплуатационные свойства.

Слушают, ведут краткий конспект

4. Этап самостоятельного осмысления (10мин.)

Привести полученные знания в систему

Обобщает и дополняет информацию по теме.

Используя конспект заполняют сводную таблицу «Группы свойств металлов»

5. Подведение итогов обучения (3 мин.)

Определение результатов учебной деятельности студентов

выставляет оценки, комментирует их

Сдают выполненные работы, показывают конспекты

6. Определение домашнего задания (2 мин.)

Закрепление изученного материала

Проводит инструктаж по выполнению домашних заданий

Записывают домашнее задание:

Учебник: [2] §15

Конспект (рабочая тетрадь)

Всего: 45 минут

Урок № 19

Тема: «Составление кроссвордов по изученной теме»

 

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Вид: Практическая работа

Метод обучения – метод учебного сотрудничества, исследовательский (анализ и синтез полученной информации, сравнение, систематизация), демонстрация, рассказ.

Образовательные технологии- информационная, интерактивная, рефлексивная.

Межпредметные связи- химия, физика.

Цели:

  • обучающие:

- Закрепить основные понятия и определения по изученной теме курса.

  • развивающие:

- формировать умения сравнивать, вычленять в изученном существенное;

- развивать навыки использования информационно-коммуникативных технологий и профессиональной деятельности (ОК 5. – общая компетенция);

- развивать навыки участия в реализации технологического процесса по изготовлению детали (ПК 3.1. – профессиональная компетенция);

  • воспитательные:

- способствовать расширению общего кругозора студента;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1. – общая компетенция)

Методическое оснащение урока:

•        Наглядные пособия- учебник, презентация.

•        Раздаточный материал- карточки-задания.

•        Технические средства обучения- компьютер, экран.

Ход занятия:

Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Этап мотивации -3 мин

Организовать группу.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих. Объявляет тему и цели занятия.

Приветствуют. Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия

2. Этап актуализации изученного (повторения)-5 мин

Закрепить и проверить усвоение материала по прошлой теме

Проводит фронтальный опрос.

Отвечают устно на вопросы по пройденной теме

3. Этап самостоятельной работы -30

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Проводит инструктаж по работе в аудитории, выдает задания по работе, корректирует выполнение работы.

Студенты, руководствуясь методическими указаниями выполняют практическую работу, делают выводы по ней, заполняют отчетный бланк

4. Подведение итогов обучения -5 мин

Определение результатов учебной деятельности студентов

Анализирует ответы студентов, выставляет оценки, комментирует их

Сдают выполненные работы,

показывают конспекты

5. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению (2 мин.)

Закрепление изученного материала, углубление знаний по теме

Проводит инструктаж по выполнению домашних заданий

Записывают домашнее задание:

Конспект (рабочая тетрадь)

Подготовится к контр. работе

Всего: 45 минут

Урок № 20

Тема: «Контрольная работа №1»

Тип урока: Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Вид: Контрольная работа

Метод обучения – метод учебного сотрудничества.

Образовательные технологии- рефлексивная.

Межпредметные связи- химия, физика.

Цели:

  • обучающие:

- определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

  • развивающие:

- формировать умения сравнивать, вычленять в изученном существенное;

- развивать навыки участия в реализации технологического процесса по изготовлению детали (ПК 3.1. – профессиональная компетенция);

  • воспитательные:

- способствовать расширению общего кругозора студента;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1. – общая компетенция)

Методическое оснащение урока:

•        Наглядные пособия- учебник, презентация.

•        Раздаточный материал- карточки-задания.

•        Технические средства обучения- компьютер, экран.

Ход занятия:

Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Этап мотивации -3 мин

Организовать группу.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих. Объявляет тему и цели занятия.

Приветствуют, знакомятся с планом занятия

2. Этап самостоятельной работы -30

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Проводит инструктаж по работе в аудитории, выдает задания по работе, корректирует выполнение работы.

Студенты выполняют задания

3. Подведение итогов обучения -3 мин

Определение результатов учебной деятельности студентов

Собирает контрольные работы

Сдают выполненные работы

4. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению (2 мин.)

Закрепление изученного материала

Проводит инструктаж по выполнению домашних заданий

Записывают домашнее задание:

Учебник:

Конспект (рабочая тетрадь)

Всего: 45 минут

Литература

  1. Овчинников В.В. Основы материаловедения для сварщиков: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Овчинников.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.-256 с.
  2. Андреев В.В. Материаловедение для судостроителей: Учебное пособие, стереотипное с издания (Л.: Судостроение, 1981) - СПб., ИД Морская энциклопедия, 2016-248 с., ил.
  3. Конспект (рабочая тетрадь) студента.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4...