Лекция на тему: «Творчество как полёт мысли за пределы неизвестного»
методическая разработка

Братчиков Александр Станиславович
Рабочие умельцы на Руси были, наверное, всегда. В древних сказаниях попадаются вести о землепашце, впервые создавшем дивную машину, использовавшую силу ветра для размола зерна, и произошло это значительно раньше, чем появились ветряные мельницы в Западной Европе. Известно из преданий и о первом в нашем летосчислении дворовом человеке князя Долгорукова, возмечтавшем "летать яко птица", соорудившем крылья и не побоявшемся совершить столь рискованный эксперимент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция  на тему:

«Творчество как полёт мысли за пределы неизвестного»

            Рабочие умельцы на Руси были, наверное, всегда.

В древних сказаниях попадаются вести о землепашце, впервые создавшем дивную машину, использовавшую силу ветра для размола зерна, и произошло это значительно раньше, чем появились ветряные мельницы в Западной Европе. Известно из преданий и о первом в нашем летосчислении дворовом человеке князя Долгорукова, возмечтавшем "летать яко птица", соорудившем крылья и не побоявшемся совершить столь рискованный эксперимент.

В прошедших веках было немало великих открытий и изобретений, сделанных рабочими умельцами, овладевшими высшим по тому времени мастерством своей профессии и шагнувшими дальше своих учителей, открывавшими подчас новую эпоху в той отрасли, где они творили.

Всем памятен герой произведения Н. С. Лескова русский умелец Левша, слава о котором живет и сейчас. Этот  тульский мастер удивил самого царя, подковав собственноручно блоху. Работа была столь тонка, что  не нашлось мелкоскопа, чтобы разглядеть невидимые детали. Правда это или небыль, не знает никто –  той подкованной блохи в музейных коллекциях не сохранилось, хотя могила Левши в Туле есть, и с давних времен на Руси умельца с золотыми руками   народ  нарекает в честь знаменитого героя.

ХХI век - век компьютерных технологий и космических навигаций. Самые невероятные изобретения воспринимаются, как привычный ход бесконечного совершенства.  Но люди не утратили способность удивляться – в третьем тысячелетии истинными  чудесами признаются рукотворные произведения искусства. Мастеровые люди возрождают  традиции, делают реальностью  волшебные сказки. В середине двадцатого века стала правдой и легенда о подкованной блохе.

 Искусство микроминиатюры доступно не всем –  в мире таких мастеров единицы, в России меньше десятка – говорят семь-восемь не более

Вот например та самая - подкованная блоха личной персоной. В исполнении Новосибирского ученого-физика Владимира Анискина подковы у манерного жучка платиновые толщиной– 5мкм (0,005см)

фото 1

      Совсем как настоящий – 2-х миллиметровый танк Т-34 (257 золотых деталей) сделанный феноменом из-под Тулы Николаем Алдуниным,  для почитателей уникального оружия - автомат Калашникова.

  

     Омский творец, ныне обосновавшийся близ Царского Села,  Андрей Рыкованов удивляет микрогравюрами на тему сказок А.С. Пушкина

       

фото 2

      Не менее интересна история изобретения привычных нам вещей. Например, шариковой ручки. Её предшественница – перьевая ручка появилась в 1883 году. Идея соединить в одном инструменте перо и чернильницу пришла бывшему страховому брокеру американцу Льюису Эдсону Уотермену после того как им был сорван контракт из-за несовершенства пишущего инструмента. Та злополучная ручка отказывалась писать, а потом поставила на ценном документе кляксу.

Вы когда-нибудь пробовали провести на бумаге прямую ровную линию чернильной ручкой или металлическим пером (например, при получении паспорта)? Если да, то вы прекрасно поймёте, как радовались люди изобретению, сделанному венгерским журналистом Ласло Биро. В своей ручке нового типа Биро применил быстросохнущие чернила, о которых он впервые узнал в одной из типографий родного Будапешта. Из ручки на бумагу чернила попадают, обтекая крошечный крутящийся металлический  шарик. В результате ручка пишет чрезвычайно мягко, это позволило писать без помарок и клякс, правда считается, что это привело к поголовному ухудшению почерка. Сам изобретатель предрекал своим шариковым ручкам великое будущее. «Они будут дёшевы в производстве, - говорил он, - и рано или поздно такая ручка будет у каждого».

Интересен другой пример. Однажды Жорж де Марсаль щвейцарский инженер решил прогуляться на природе, а когда вернулся домой, заметил что к его одежде крепко прицепились соцветия растения дурнишник. Вместо того чтобы просто почистить костюм и посетовать на приставучий сорняк, инженер задумался о созданном самой природой оригинальном механизме. Поверхность соцветий покрыта крошечными крючочками, которые и зацепляются за волокна ткани. В результате этих размышлений возникла идея застёжки – «липучки»

Фото 3

Все эти примеры являются результатом творчества. Так что же такое творчество?

Существует множество различных определений понятия творчества. Например по мнению американского учёного Хилла, творчество – успешный полёт мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее.

Польский исследователь Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.

Большой энциклопедический словарь даёт такое обобщающее определение творчества «это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью».

Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает личное начало, творца.

Творчество это своеобразный психический акт, который выражается в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в новой оригинальной форме, в области отвлечённой мысли, художественной и практической деятельности. Оно может быть: научным, поэтическим, музыкальным, изобразительных искусств, администратора, полководца, учителя, ученика.

Интересную трактовку творчества как физиологического акта даёт профессор Томского университета Леонид Евгеньевич Попов.

Человеку дают задачу «сколько будет «2х2». Он отвечает «4».

Это творчество? Конечно нет! Эта информация уже есть в голове.

Но вот человек получает задачу, а известного ему, готового ответа нет. Начинается творчество.

Гипоталамус головного мозга, регулирующий эмоциональное состояние человека, отдаёт приказ и в кровь выделяется большое количество норадреналина, отвечающего за отрицательные эмоции. Эмоциональное состояние падает. И вдруг в какой-то момент времени (его Попов назвал «миг озарения») у человека в работу включается все 15 млрд. нейронов и находится ответ. Гипоталамус вырабатывает серотонин – происходит всплеск эмоций.

Т.о. творчество – есть процесс прояснения нашего сознания, а продукт творчества – расширение горизонта сознания.

Алексей Толстой так сказал об этом:

Много в пространстве невидимых

Форм и неслышимых звуков,

Много чудесных в нём есть сочетаний

И слова и света,

Но передаст их лишь тот, кто

Умеет и видеть и слышать.

     В этом умении воспринимать и воплощении воспринятого – основные атрибуты творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по теме "Творчество Анны Ахматовой"

Методическая разработка по творчеству А. А. Ахматовой включает в себя три разработки урока.  Каждый из них  раскрывает основные направления ее творчества, такие как мотив памяти и скорби, те...

Урок по теме "Основные темы творчества М.И. Цветаевой"

Урок по творчеству Цветаевой  проводила  для обучающихся 1 курса. Ребята читали стихи поэта наизусть, анализировали содержание произведений....

Контрольная работа по теме «Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина»

Контрольная работа по теме «Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина»...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А. по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Творчество Эль Греко»

Данная методическая разработка может использоваться как на занятиях по дисциплине "История изобразительного искусства" в колледжах художественной направленности", так и на уроках МХК и ...

Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»

Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»...

Презентация к открытому занятию по литературе на тему «Тема творчества и нравственного выбора в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Презентация к открытому занятию по литературе на тему «Тема творчества и нравственного выбора в повести Н.В. Гоголя «Портрет»...

Конспект урока по математике в 1 «Б» классе Тема: « Решение примеров и задач в пределах 10»

Урок по математике в 1 «Б» классе Тема: Решение примеров и задач в пределах 10Цели: — тренировать детей в решении примеров и задач;— учить ребят правильно ставить знаки: больше...