Инструктивная карта
учебно-методический материал

Ефимов Алексей Александрович

Вид работы: Выполнение слесарной операции – разметка. Пользование разметочным инструментом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instruktivnaya_karta.docx415.95 КБ

Предварительный просмотр:

Инструкционная карта № 2

Вид работы: Выполнение слесарной операции – разметка. Пользование разметочным инструментом.

Содержание:

1. Нанесение рисок с помощью металлической измерительной линейки и чертилки.
2. Кернение.
3. Пользование разметочным циркулем.
4. Пользование центроискателями.
5. Заточка и заправка разметочного инструмента.

Оборудование, инструменты и приспособления: 

  1. линейки измерительные металлические,
  2. чертилки,
  3. циркули разметочные,
  4. вертикальные линейки,
  5. центроискатели,
  6. угольники - центроискатели,
  7. раздвижные центроискатели,
  8. кернеры,
  9. механические кернеры,
  10. молотки слесарные массой 200 г,
  11. деревянные бруски,
  12. плита разметочная,
  13. заточный станок,
  14. шаблоны для проверки угла заточки кернера,
  15. бруски шлифовальные.

Упражнения №1: Нанесение рисок с помощью металлической измерительной линейки и чертилки.

1. Приложите линейку к заготовке. Линейку прижмите к заготовке плотно тремя пальцами левой руки так, чтобы между ней и заготовкой не было просвета.
2. Возьмите чертилку и проведите риску. Чертилку возьмите в правую руку, как карандаш, и, не прерывая движения, проведите риску необходимой длины. При проведении риски чертилку плотно прижимайте к линейке, отклоняя от нее на небольшой угол (рис. 1)
Не рекомендуется проводить риску несколько раз по одному и тому же месту, так как это приводит к раздваиванию риски.

Рис.1

Упражнения №2: Кернение.

1. Накерните риску простым кернером.  Возьмите кернер в левую руку тремя пальцами: большим, указательным и безымянным.  Слегка наклонив кернер «от себя», установите его остриё точно на риске.  Расположите кернер перпендикулярно размечаемой плоскости и нанесите по головке его несильный удар разметочным молотком.  В такой же последовательности делайте следующие керновые углубления (рис. 2).

Соблюдайте следующие правила кернения разметочных рисок:

  • при накернивании длинных рисок (150 мм и более) расстояние между углублениями должно быть 25-30 мм;
  • при накернивании коротких рисок (менее 150 мм) расстояние между углублениями должно быть 10-15 мм;
  • линии малых окружностей ( до 15 мм) накернивать в четырех взаимно перпендикулярных точках;
  • линии больших окружностей ( более 15 мм) накернивать равномерно в 6-8 местах;
  • дуги в сопряжениях накернивать с меньшими промежутками между углублениями, чем на прямолинейных рисках;
  • точки сопряжения и пересечения рисок накернивать обязательно.

Не рекомендуется: пользоваться тупым кернером; отступать от разметочной риски; сильно ударять по кернеру.

Рис.2

2. Накерните риску пружинным кернером.
Возьмите кернер в правую руку. Слегка наклонив кернер «от себя», установите его острие точно на рисунке. Установив кернер вертикально, нажмите на него вниз.

Упражнения №3: Пользование разметочным циркулем

1. Установите ножки циркуля на размер. Возьмите разметочный циркуль в левую руку и слегка отпустите зажимной винт. Установите одну ножку циркуля острием на десятое деление линейки, а вторую – на деление, превышающее заданное на 10 мм. Закрепите зажимный винт, держа циркуль за ту же ножку, в которую ввернут зажимный винт.  Проверьте установленный размер по линейке
Примечание. Пользоваться циркулем с ослабленным шарниром запрещается.

2. Проведите дугу. Нанесите на заготовке две взаимно перпендикулярные риски(оси).  Накерните точку пересечение осей. Установите ножки циркуля на размер радиуса дуги. Установите острие одной (неподвижной) ножки, в сделанное керновое углубление и, слегка прижимая обе ножки к поверхности детали, другой (подвижной) ножкой прочертите на детали дугу заданной длины. При проведении дуги циркуль слегка наклоните в сторону движения (Рис. 3)

Рис.3

Упражнения №4: Пользование центроискателями.

  1. Наметьте центр кернером – центроискателем. Кернером – центроискателем намечают центры только на торцах цилиндрических деталей. Установите кернер - центроискатель на торец цилиндрической детали. Придерживая центроискатель в вертикальном положении левой рукой, нанесите удар молотком по головке кернера.
  2. Наметьте центр с помощью угольника центроискателя. С помощью угольника- центроискателя находят центры только на торцах цилиндрических деталей. Установите угольник – центроискатель на торец детали таким образом, чтобы угловые планки касались детали. Придерживая угольник - центроискатель левой рукой, проведите чертилкой риску на торце детали. Поверните угольник примерно на 90° и проведите вторую риску, пересечение которой с первой даст центр торца – 0. В точке пересечения рисок сделайте керновое углубление
  3. Найдите центр отверстия с помощью раздвижного центроискателя. С помощью раздвижного центроискателя находят центры отверстий. Плотно вставьте в отверстие деревянный брусок с пластинкой и с белой жести так, чтобы плоскость пластинки была на 4-5 мм ниже торцовой плоскости детали. Раздвиньте ножки центроискателя на размер, примерно равной радиусу отверстия. Прижимая отогнутую ножку центроискателя к внутренней поверхности отверстия, сделайте засечки на пластинке из 4 взаимно перпендикулярных положения. Определите «на глаз» центр внутри 4 дуг – засечек и накерните его. Проверьте точность разметки центра отверстия и при необходимости разметку поверните

Упражнения №5: Заточка и заправка разметочного инструмента.

  1. Заточите (заправьте) чертилку. Проверьте величину зазора между подручником заточного станка и периферией шлифовального круга, и, если он превышает 2-3 мм, произведите соответствующую регулировку (установку). Опустите защитный экран и, нажимая на кнопку «пуск», включите станок. Возьмите чертилку в обе руки и, опираясь левой рукой на подручник, расположите чертилку под небольшим углом к торцовой поверхности шлифовального круга. Слегка вращая стержень чертилки, заточите ее на длине 12-15 мм.
  2. Заточите (заправьте) кернер. Отрегулируйте зазор между подручником и кругом, опустите защитный экран и включите станок. Возьмите кернер в обе руки и расположите его под углом 50-60° к горизонтальной оси круга. Заточите кернер на периферии круга, поворачивая его вокруг оси. Проверьте шаблоном угол заточки, который должен быть равен 60-70°.
  3. Заточите и заправьте (доведите) ножки разметочного циркуля. Сведите ножки циркуля вместе. Включите станок. Заточите ножки циркуля с 4 сторон на квадрат на длине 15-20 мм так, чтобы острия обеих ножек сходились в одну точку. Заправьте (доведите) ножки циркуля поочередно на бруске продольными движениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы инструктивно-методического лагеря для студентов педколледжа

Неотъемлемой частью подготовки студентов педколледжа к летней практике является их участие в работе  инструктивно-методического лагеря. Предлагаю план работы  лагеря, где сочетаю...

Инструктивно-методические рекомендации «В помощь мастеру учебной и производственной практики»

Каким должен быть мастер? Что должен он знать? В чем заключаются его основные обязанности и права? Как следует организовать образовательный процесс, чтобы подготовить высококвалифицированного сп...

Инструктивно - методические рекомендации для студентов по подготовке и выполнению ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ дисциплина ОП. 05 Материаловедение ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ

Инструктивно - методические рекомендации   для студентов по подготовке и выполнению  ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ дисциплина  ОП. 05 Материаловедение  ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ...

Инструктивно - методические рекомендации для студентов по подготовке и выполнению лабораторних и практисеских работ дисциплина ОП. 05 Материаловедение

Инструктивно - методические рекомендации   для студентов по подготовке и выполнению  лабораторних и практисеских работ   дисциплина  ОП. 05 Материаловедение ...

Приказ о подготовке к инструктивно - методическому семинару по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"

Инструктиво - методический семинар по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"...

Инструктивно-методические семинары, организационно-методические совещания, материалы к ним

1. План семинара "Создание тестов в системе дистанционного обучения «1С Электронное обучение".2. Фрагмент материала к семинару 1- о создании тестов в программе "1С Электронно...