План-конспект открытого урока по предмету «Специальная технология». Профессия: 13786 машинист (кочегар) котельной
план-конспект занятия

Пименов Виктор Петрович

Тема занятия: Приборы для измерения давления. Мастера  производственного  обучения: Пименова Виктора Петровича. п.г.т. Сосновый Бор 2022 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_13.12.22_g._mkk_1.docx258.31 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №39

Федеральной службы исполнения наказаний

План-конспект

открытого урока по предмету «Специальная технология».

Профессия: 13786 машинист (кочегар) котельной

Тема занятия: Приборы для измерения давления.


Мастера  производственного  обучения:

 Пименова Виктора Петровича

п.г.т. Сосновый Бор
2022 г.

Дата проведения: 13.12.2022 г.

Тема: "Приборы для измерения давления".

Цели урока: Формирование знаний о приборах для измерения давления.

Задачи:

1. Образовательная:

- Формирование знаний о приборах для измерения давления, их устройстве, местах установки манометров, требованиях Правил (Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536) к манометрам

2. Развивающая:

- Развивать самостоятельность мышления, формирование интеллектуальных умений (овладение мыслительными операциями анализа и сравнения), инициативность.

3. Воспитательная:

- Воспитывать умение работать в коллективе, организованность, развить интерес к познанию нового.

Тип урока

-урок-лекция с элементами беседы и применением электронно-образовательных ресурсов.

Технологии и методы обучения:

- наглядные.

Форма организации обучения:

- групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи:

 -  Материаловедение.

- Основы электротехники.

- Чтение чертежей.                                                                                                                                                                  

 - Охрана труда.           

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. Компьютер, проектор, экран.
  2. Презентация к занятию «Приборы для измерения давления и разряжения».
  3. Обучающий макет «Различные положения трёхходового крана»
  4. Документация.
  1. Манометры.
  2. Плакаты.

Литература:

  1.  Б.А. Соколов. «Котельные установки и их эксплуатация»
  2. Интернет-ресурсы.

                          Ход урока:

 1. Организационная часть -  5 мин.

  - Проверка наличия учащихся и их готовность к уроку.

  - Объявление темы урока.

  - Активизация учебной деятельности учащихся, фронтальный опрос по тем вопросам пройденного материала, знание которых потребуется для восприятия нового.

1.Что происходит в закрытом сосуде при увеличении температуры?

2.Что такое давление?

3. Какой буквой обозначается давление?

4. Какова единица измерения давления?.

5. Каким прибором можно измерить давление?

6. Какое давление измеряет манометр (абсолютное, относительное, избыточное)?

2. Изложение нового материала – 30 мин.

На доске рисую последовательно схему примитивного жидкостного манометра, "подключаю" его к нарисованному "сосуду", "нагреваю сосуд" и т.д. На каждом этапе прошу обучающихся  комментировать, что происходит с газом в сосуде, с жидкостью в трубке, почему уровень жидкости отклонятся и т. д. Можно ли происходящее использовать для измерения давления и в каких единицах?

Затем переходим к работе с презентацией. Произвожу показ слайдов, обучающиеся просматривают их и записывают в тетрадь основную информацию.

Манометр (от греческого manos — «неплотный» и metreo — «измеряю») — прибор, измеряющий избыточное давление жидкости или газа в закрытой системе (слайд№2).

        Манометр предназначен для измерения давления жидкостей и газов. Он показывает разность между давлением газа или жидкости в закрытом сосуде и атмосферным давлением.

        По виду измеряемого давления манометры подразделяют на: манометры избыточного давления, манометры абсолютного давления, барометры, вакуумметры, мановакуумметры – для измерения избыточного и вакуумметрического давления; напоромеры – манометры малых избыточных давлений (до 40 кПа); тягомеры – вакуумметры с верхним пределом измерения до 40 кПа; дифференциальные манометры – средства измерений разности давлений.

По принципу действия манометры подразделяют на: жидкостные манометры; пружинные манометры; мембранные манометры; электроконтактные манометры (ЭКМ); дифференциальные манометры.

(слайд№3-8).

Пружинный манометр предназначен для показания давления в сосудах и трубопроводах и устанавливается на прямолинейном участке. Чувствительным элементом служит латунная овально-изогнутая трубка, один конец которой вмонтирован в штуцер, а свободный конец под действием давления рабочего тела выпрямляется (за счет разности внутренней и наружной площадей) и через систему тяги и зубчатого сектора передает усилие на стрелку, установленную на шестеренке. Этот механизм размещен вкорпусе со шкалой, закрыт стеклом и опломбирован.

        В электроконтактных манометрах ЭКМ на шкале установлены два задаточных неподвижных контакта, а подвижный контакт – на рабочей стрелке (слайд№9-13).

Мембранный манометр работает по физическому принципу пневматической компенсации. Внутри прибора имеется специальная мембрана, уровень прогиба которой зависит от воздействия создаваемого давлением. Обычно применяется две спаянных между собой мембраны, образовывающие коробку. По мере изменения объема коробки чувствительный механизм отклоняет стрелку (слайд № 14).

Показательно сравнение пружинного и мембранного манометра (слайд № 15).

Вакуумметр — устройство, измеряющее разрежение (давление, которое ниже атмосферного).

Мановакуумметры — это устройства, которые способны измерять как вакуумметрическое, так и избыточное давление в пределах 60−240000 кПа.

(слайд № 16-17).

Дифференциальные манометры являются одними из самых сложных механизмов. Они работают по принципу измерения деформации внутри специальных блоков. Данные элементы манометра восприимчивы к давлению. По мере деформации блока специальный механизм передает изменения на стрелку, указывающую на шкалу. Движение указателя происходит до тех пор, пока перепады в системе не прекратятся и не остановятся на определенном уровне(слайд № 18).

Каждому манометру присваивается соответствующий класс точности, показывающий величину допустимой для этого прибора погрешности в измерении давления. Чем меньше число, которым выражается класс точности, тем более точным будет измерение.
Наиболее распространены манометры с классом точности от 4,0 до 0,5 – рабочие приборы, и от 0,2 до 0,05 – образцовые, или поверочные манометры.

Класс точности – величина, характеризующая основную допустимую приведенную погрешность прибора. Она выражает в процентах отношение наибольшей допустимой абсолютной погрешности прибора, находящегося в нормальных условиях работы, к его номинальной величине (слайд № 18).

Манометр должен быть установлен так, чтобы его показания были видны обслуживающему персоналу, при этом шкала его должна быть расположена вертикально или с наклоном вперед до 30° для улучшения видимости показаний.

      Номинальный диаметр корпуса манометров, устанавливаемых:

на высоте менее 2 метра от уровня площадки наблюдения за манометром, должен быть не менее 100 мм;

на высоте от 2 до 5 метров - не менее 160 мм;

на высоте более 5 метров - не менее 250 мм.

При установке манометра на высоте более 5 метров должен быть установлен сниженный манометр в качестве дублирующего (слайд № 19).

Требования по установке и эксплуатации манометров определены следующим документом: «Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536
«Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» (слайд № 20).

Тип, количество и места установки на котле приборов для контроля давления должны соответствовать указаниям разработчика проекта и организации-изготовителя в технической документации котла.

Шкалу манометра выбирают исходя из условия, что при рабочем давлении стрелка манометра должна находиться во второй трети шкалы.

На шкале манометра должна быть нанесена красная черта на уровне деления, соответствующего максимально допустимому рабочему давлению.

Взамен красной черты разрешается в качестве указателя значения максимально допустимого давления прикреплять к корпусу манометра пластину (скобу) из металла или иного материала достаточной прочности, окрашенную в красный цвет и плотно прилегающую к стеклу манометра(слайд № 21-22).

     Манометр должен быть установлен так, чтобы его показания были видны обслуживающему персоналу, при этом шкала его должна быть расположена вертикально или с наклоном вперед до 30° для улучшения видимости показаний.

      Номинальный диаметр корпуса манометров, устанавливаемых:

на высоте менее 2 метра от уровня площадки наблюдения за манометром, должен быть не менее 100 мм;

на высоте от 2 до 5 метров - не менее 160 мм;

на высоте более 5 метров - не менее 250 мм.

При установке манометра на высоте более 5 метров должен быть установлен сниженный манометр в качестве дублирующего(слайд № 23).

Проверка манометров (слайд № 24).

Перед каждым манометром должны быть установлены трехходовой кран или другое аналогичное устройство для продувки, проверки и отключения манометра.

Перед манометром, предназначенным для измерения давления пара, кроме трехходового крана или другого аналогичного устройства, должна быть установлена сифонная трубка внутренним диаметром не менее 10 мм.

На котлах с рабочим давлением 4 МПа и более должны быть установлены запорные устройства, позволяющие отключать манометр от котла, обеспечивать сообщение его с атмосферой и производить продувку сифонной трубки(слайд № 25-26).

Манометры не допускаются к применению на сосудах в следующих случаях:

а) отсутствует информация о проведении поверки (пломба или клеймо, или документ о проведении поверки);

б) истек срок поверки манометра;

в) стрелка манометра при его отключении не возвращается к нулевой отметке шкалы на величину, превышающую половину допускаемой погрешности для данного манометра;

г) разбито стекло или имеются другие повреждения манометра, которые могут отразиться на правильности его показаний.

Поверка манометров с их опломбированием или клеймением должна быть произведена не реже одного раза в 12 месяцев, если иные сроки не установлены в документации на манометр. Обслуживающий персонал должен производить проверку исправности манометра с помощью трехходового крана или заменяющих его запорных вентилей путем установки стрелки манометра на нуль(слайд № 27-28).

В заключении работы с презентацией предлагаю ответить на вопросы (слайд № 29).

  1. Закрепление нового материала - 8мин.

Для закрепления нового материала, демонстрирую обучающимся плакат (фото1), где указаны положения трёхходового крана при проверке манометра.

Фото 1. Плакат "Обслуживание котла во время работы"

C:\Users\User\Desktop\DSC03324.JPG

Затем, на обучающем макете «Различные положения трёхходового крана», предлагаю в соответствии с заданием, указанном на табличках, самостоятельно установить положение трёхходового крана и стрелки манометра.

Фото 2.  Обучающий макет  «Различные положения трёхходового крана».

C:\Users\User\Desktop\DSC03323.JPG

4.Подведение итогов урока - 2 мин

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание:  

         - Повторить материал, законспектировать.

        - Знать устройство, правила эксплуатации манометров.

        - Знать правила проверки манометра.

Преподаватель: ___________ Пименов В.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект открытого урока по предмету: «ансамблевое исполнительство»

Особенности ансамблевого мастерства в классе ансамблевого исполнительства на примере сонаты А.Вивальди для альта и фортепиано G-dur....

План-конспект открытого урока по предмету "Музыка и движение"

Ежегодно в нашей школе проходят открытые уроки для родителей учащихся подготовительной группы "Непоседы". Этот год не стал исключением. Родители наших воспитанников познакомились со всеми предметами, ...

Программа производственного обучения Машинист (кочегар) котельной

Содержание производственного обученияНаименование тем и краткое содержание занятийСамостоятельная работа учащихся на урокеУчебно-наглядные пособия и инструментыМежпредметные связиЗадание на домТема № ...

План-конспект для открытого урока по английскому языку на тему "Human and nature. Protection of animals"

План открытого урока преподавателя Кузьминой А.И. по дисциплине «Иностранный язык», проведенного 17 ноября 2022 г. в группе специальности 40.02.01 «Право и организация социально...

План-конспект открытого урока МДК.01.01 Технология обработки текстильных изделий УП.00. Производственная практика по профессии «Оператор швейного оборудования», код 29.01.08

ФСИН РоссииФедеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 114 План-конспект открытого урокаМДК.01.01 Технология обработки текстильных изделийУП.00. Производственная практикапо...