План конспект открытого урока по предмету: «ансамблевое исполнительство»
план-конспект урока на тему

Гричановская Ольга Николаевна

Особенности ансамблевого мастерства в классе ансамблевого исполнительства на примере сонаты А.Вивальди для альта и фортепиано G-dur.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_kamernomu_ansamblyu.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки»

план конспект открытого урока

по предмету: «ансамблевое исполнительство»

преподавателя Гричановской О.Н.

со студенткой  3-го курса

фортепианного отделения Кравченко Юлей

Тема урока: «Особенности ансамблевого мастерства в классе ансамблевого исполнительства на примере сонаты А.Вивальди для альта и фортепиано G-dur».

Произведение соответствует программным требованиям и выбрано с учётом индивидуальных особенностей учащейся.

Цель урока: научиться искусству совместного исполнения; постижение авторского замысла произведения; понимание, совершенствование и применение различных средств музыкальной выразительности в ансамбле: ритма, фразировки, динамики, штрихов, темпа и т.п. (эти элементы зачастую оказываются качественно неоднородными в связи с различием инструментов и приёмов звукоизвлечения).

Задачи урока:

Обучающие:

- продолжить формировать умения и навыки игры в ансамбле;

- повторить биографические сведения итальянского композитора;

- закрепить стилевые особенности исполняемого произведения;

- продолжить работу над рациональными приемами игры.

Развивающие:

- расширение кругозора путём знакомства с новой национальной культурой;

- развитие познавательных процессов – памяти, мышления, воображения, внимания

- закрепление двигательно-игровых навыков, пластики движений, культуры звукоизвлечения;

- развитие чувства формы;

- развитие творческой инициативы;

- развитие умения донести до публики своё понимание произведения.

Воспитательные:

- воспитание коммуникативной культуры поведения и общения;

- воспитание ответственности за коллектив.

Методическое обеспечение /оборудование/:

 Альт, фортепиано, пульт, 2 стула, нотный материал (соната для альта и фортепиано), ноутбук, иллюстрации, аудиозаписи.

Форма урока: урок практической работы.  

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Применение педагогических технологий:

-Здоровьесберегающие (снятие напряжения упражнениями на расслабление мышц, развитие мелкой моторики пальцев активизирует мозговую деятельность);

- личностно – ориентированное обучение (развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, личностных качеств);

- информационно коммуникативная технология (получение учащимися дополнительной обучающей и развивающей информации);

- дифференцированного  обучения (усвоение программного материала на различных уровнях или по различным направлениям);

- проблемного обучения (последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед учащимися).

План урока:

1. Организационный этап.                                                                        

- Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога.

2. Основной этап.

Работа над произведением:  А. Вивальди. Соната для альта и фортепиано G-dur.

- Выработка умения слышать общее звучание, умение критически оценивать своё исполнение, решение ансамблевых задач (единство штрихов, динамики, темпа, ритма, мелодии).

- Физкультминутка - легкой разминкой снять мышечное напряжение.

- Просмотр видео материалов о композиторе, просмотр разных интерпретаций данного произведения.

3.Заключительный этап.                                                                        

-Подведение итогов.

-Оценивание работы учащейся.

-Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный этап.                                                                        

-Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога. Обоснование выбранной темы.

2. Основной этап.

- Работа над произведением.

Соната написана в старинной сонатной форме. Соната имеет четыре части. Первая часть – Andante, вторая – Allegretto, третья – Adagio, четвёртая – Allegro сon moto.

Учащаяся исполняет первую часть вместе с концертмейстером Гуляевой Т.В. Одно из самых главных условий ансамблевого исполнительства является синхронное начало и окончание произведения. Поэтому, сначала мы поработаем над вступлением. Исполнители обязательно должны вначале посмотреть друг на друга, чтобы убедиться в готовности к исполнению. После того как руки поставлены на клавиатуру у пианистки и приготовлен смычок у альтистки, вместе сделать вдох и начать. Теперь учащаяся должна понять, какая партия является солирующей, а какая аккомпанирующей. Глядя на ноты и с помощью слухового анализа она определяет, что мелодия вначале звучит в партии альта, а пианистка  равномерными аккордами заполняет движение мелодии и придаёт ей различную окраску. Исходя из этого, поработаем над балансировкой звука, пока только во вступлении. Начнем с партии фортепиано, которая является чисто аккомпанирующей. У Юли в партии написаны аккорды. Как же мы будем их исполнять? Поскольку характер 1-ой части спокойный, повествовательный, аккорды следует брать очень мягко, без резких толчков. А для плавности перехода одного аккорда в другой мы будем использовать запаздывающую педаль. Важно обратить внимание, на момент постановки ноги на педаль, она должна ложиться мягко и без замаха, и конечно только после взятия ноты (аккорда). Далее мелодия переходит от партии альта к партии фортепиано. Важно поработать над плавностью передачи темы. Обязательно следует поиграть тему вместе, чтобы в отдельном исполнении она звучала одинаково и с ритмической стороны, и в интонационном плане, и в плане голосоведения. От партии фортепиано зависит красочность исполнения, так как именно Юля должна услышать и показать модуляции в другие тональности: F-dur, A-dur и вернутся в начальную тональность. Первая часть написана в двухчастной форме. Кульминация приходится на конец данной части. Юля вместе с концертмейстером должна почувствовать и выстроить кульминацию первой части.

Вторая часть имеет совершенно другой характер. Она танцевальная, подвижная. Воспроизведение мелодических линий требует от исполнителей специфического туше, которое можно было бы назвать «неполным legato» с некоторыми признаками «portamento». Это потребовало от учащейся особых усилий и нужной приспособленности. В работе над этой частью мы добиваемся отчётливого, упругого, рельефного произнесения линий и пластов фактуры. Учимся непринуждённо, пластично вести музыкальные фразы, смело выделять отдельные звуки, которые занимают в такте метрически подчинённое положение, то есть приходятся на слабые доли такта или на промежуточные моменты – между основными метрическими долями. Важно обратить внимание Юли на такие детали нотного текста, как подчёркнутые и акцентированные ноты. Это помогает  должным образом реализовать намерения композитора. Поскольку темп, в котором мы работаем медленный, Юле тяжело выстроить по форме эту часть, кульминация которой приходится на конец. Исходя из этого, делаем вывод, что темп должен быть более подвижным.

Таким образом, мы работаем дальше над этой сонатой для достижения наилучшего результата.

- Физкультминутка. Был сделан ряд расслабляющих упражнений.    

- Прослушивание и просмотр видео материалов: исполняют И. Конькова и В.Бритвин; Ю. Башмет и С. Рихтер. Сравнительный анализ двух интерпретаций. А также просмотр видеофильма о композиторе А.Вивальди.

3.Заключительный этап.            

При самостоятельных домашних занятиях отработать всё, о чём говорилось на уроке.    

                                                      Заключение

Приобретённые навыки и умения игры в различного рода ансамблях совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся, формируют их музыкально – эстетический вкус на высокохудожественных произведениях, воспитывают чувство партнёра, обогащают кругозор, учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль. Ценным в работе над ансамблевым исполнительством является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства. Все это говорит о необходимости занятий ансамблевым музицированием.

Список использованной литературы:

  1. 166 биографий знаменитых композиторов / Автор – составитель Л. В. Михеева. – СПб.: Композитор, 2000
  2. Ладвинская А. А. 70 знаменитых композиторов: судьба и творчество. – Ростов н/Д: «Феникс»; Донецк: «Кредо», 2007
  3. «Музыка»: Энциклопедия / под ред. Г. В. Келдыш. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003
  4.  Розеншильд К. История зарубежной музыки. Выпуск 1. До середины XVIII                                  века.    Издание 4. – М.: «Музыка», 1978  

Использованные электронно-образовательные ресурсы:

1.http://www.classic-musik.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по классу фортепиано "Интонация - главное в исполнительстве".

Представляю план-конспект открытого урока, который поможет вам самим составить свой конспект .Возможно, этот конспект будет вам чем-то полезен в вашей работе ....

План - конспект открытого урока по теме: "Рождественские открытки, как предмет эстетически - нравственного воспитания учащихся".

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    -    ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА: Преподаватель: Плотникова Ирина НиколаевнаНаименование творческого объединения: МОУ ДОД "Волосовская Де...

План-конспект открытого урока по предмету "Музыка и движение"

Ежегодно в нашей школе проходят открытые уроки для родителей учащихся подготовительной группы "Непоседы". Этот год не стал исключением. Родители наших воспитанников познакомились со всеми предметами, ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО занятия учебного предмета «Композиция» ТЕМА: «ЭТЮД НАТЮРМОРТА С ЦВЕТАМИ»

Представленное занятие предмета  «Композиция» дополнительной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства (срок обучения 5лет), разработан для учащихся 3 класса ...

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».

План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...

План-конспект открытого урока по предмету «Специальная технология». Профессия: 13786 машинист (кочегар) котельной

Тема занятия: Приборы для измерения давления. Мастера  производственного  обучения: Пименова Виктора Петровича. п.г.т. Сосновый Бор 2022 г....