План - конспект открытого урока по теме: "Рождественские открытки, как предмет эстетически - нравственного воспитания учащихся".
план-конспект урока по теме
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА:
Преподаватель: Плотникова Ирина Николаевна
Наименование творческого объединения: МОУ ДОД "Волосовская Детская Школа Искусств им. Н.К Рериха".
Тема урока: "Рождественские открытки, как предмет эстетически-нравственного воспитания учащихся".
Урок посвящён Году Духовной культуры, объявленному Президентом РФ, и проведён в рамках дополнительной
образовательной модифицированной программы ДПИ (составитель Плотникова И.Н.) 12 апреля 2013 года в пятом
классе (семилетнее обучение). Подобное занятие проводится в 1, 3, 7 классах . Полное выполнение задания
рассчитано на 7 учебных часов. Планируется дальнейшее усовершенствование программы с включением заданий,
знакомящих учащихся с главными Библейскими праздниками, со Святынями Древней Руси и России.
Форма проведения учебного занятия: комбинированное занятие (лекции и практика).
Форма организации урока: индивидуально - групповая.
Состав учебной группы (класса): 12 человек (12 девочек),
возрастная категория - 12-15 лет.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- Выявление в детском возрасте художественно-одарённых детей. Раскрытие и развитие индивидуальных творческих способностей
каждого ребёнка. Формирование эстетического и глубоко - нравственного отношения к окружающему миру, к его красоте, через осознание
сопричастности и любви к чудесному Рождественскому празднику, к своей семье (ведь открытка - это подарок бабушке и дедушке, папе
и маме, друзьям и близким, сделанный своими руками и от всего сердца). Формирование художественной культуры, как неотъемлемой
части культуры духовной. Ознакомление, изучение и исследование исторических аспектов появления открытки в мировой истории (в
данном случае - "винтажной" (старинной) РОЖДЕСТВЕНСКОЙ открытки). Получение знаний о символике и эстетике открыточного жанра.
Формирование и развитие художественно-практических навыков в стилизации, применении символики, как элемента графики. Использование
самых простых, привычных в повседневном обиходе для детей материалов, которые в данном случае, при создании рисунка-открытки,
становятся художественными (напр., гелиевые ручки, маркеры...). Изучение новых графических приёмов и техник, способов создания
композиции на основе проведённого исследования и полученного опыта, а также закрепление уже имеющихся навыков при создании
вариантов новых творческих графических композиций. Получение исследовательского и практического опыта в изучении аналогов в
открыточном жанре декоративно-прикладного творчества, умение придумать и воплотить свой творческий замысел в авторской открытке.
Развитие интереса и приобщение к мировой художественной культуре и к декоративно-прикладному творчеству, через изучение
символики дореволюционных и современных открыток из собрания Русского музея и частных коллекций (информационные ресурсы
сети Интернет, посещение ГРМ...). Развитие осознанной потребности, несмотря на юный возраст и малый формат бумаги, к грамотному построению
композиции в листе, к строгой последовательности в ведении работы. Воспитание бережного и тёплого отношения к произведениям
декоративно-прикладного искусства (к изделиям авторским, ручной работы). Единение с историческими корнями праздника
Рождества, с историей своего государства и всего христианского мира. Воспитание в детях чувства прекрасного, чувства меры,
стиля, аккуратности, внимательности, усидчивости, терпения, понимания и взаимопомощи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Преподаватель высшей категории Плотникова Ирина Николаевна
Содержание: Цель урока, задачи. Структура учебного занятия. Содержательные блоки учебного занятия. Объяснение материала. Определённый этап выполнения работы. Методы обучения. Достигнутые результаты. Материалы и инструменты. Список литературы. Список профильных сайтов сети Интернет. Заключение.
Цель урока: создать новую, интересную своей лаконичностью и сдержанностью в цвете и тоне Рождественскую открытку. Задачи: Обучающие : Совершенствовать технику прикладной графики; Искать оптимальное решение обобщающей формы модулей; Уметь скупыми , условными графическими средствами передать своё видение Рождественской темы, добавив к графическим фактурам смешанную технику гуаши и маркеров с бронзаторами ; Развивающие : Развивать у ребёнка эмоциональную отзывчивость ; Развивать художественно-образное мышление, творческое восприятие, воображение, внимание, память, усидчивость, аккуратность; Развивать владение различными графическими средствами, приёмами и техниками; Развивать чувство цвета при подборе колорита открытки; 3. Воспитательные : Вызвать интерес к творческой деятельности и стремление проявить в ней инициативу; Развивать коммуникативную культуру поведения; Формировать художественно-эстетический вкус; Развивать серьёзный интерес к истории Христианства на Руси и в современном обществе.
Структура учебного занятия : Вводная часть: Организационный момент; Вводная беседа; Основная часть: Изложение материала; Объяснение задания, последовательность выполнения (урок начат с определённого этапа работы); Практическая деятельность учащихся; Заключительная часть: Подведение итогов урока. Выставка работ; Анализ урока .
Содержательные блоки учебного занятия: Планируется обратить наибольшее внимание на следующие этапы основного блока учебного занятия: Объяснение материала на примере «винтажной» и современной Рождественской открытки, работ великих художников и современных мастеров, лучших работ уч-ся Плотниковой И.Н. из методфонда ВДШИ им Н.К.Рериха, на Библейский сюжет Рождества Христова. Выполнение определённого этапа работы (модуля) над Рождественской открыткой (3-й урок из 7-ми по программе). Освоение тренировочных приёмов: перевода эскиза на тонированную бумагу и графической техники (гелиевые ручки, маркеры с «бронзаторами»); Самостоятельная работа учащихся.
Объяснение материала на примере старинных, современных Рождественских открыток, работ художников.
Объяснение материала на примере детских работ Плотниковой И.Н. из методического фонда ВДШИ им. Н.К.Рериха.
Обсуждение с учащимися 5 класса и преподавателями развёрнутого визуального ряда , подготовленного для открытого урока на ноутбуке (« винтажных » открыток, современных открыток , работ знаменитых художников, детских работ уч-ся Плотниковой И.Н. из методфонда ВДШИ им. Н.К.Рериха на Библейский сюжет Рождества Христова).
Кошка Выполнение определённого этапа работы (модуля) над открыткой: Перенос выполненного заранее эскиза с кальки на тонированную бумагу, с целью не повредить её поверхность и придать будущей открытке аккуратный и профес-сиональный облик для подарка. Привить детям уважительное отношение к предметам утилитарного характера и художникам, которые их создают.
Учащиеся класса за работой.
Наблюдение процесса работы над открыткой:
Разбираются работы уч-ся этого класса, выполненные ранее на уроках по теме: «Рождественская открытка, как предмет эстетически-нравственного воспитания учащихся».
Подведение итогов занятия: Работы учащихся, законченные ранее и подготовленные к обл. конкурсу: «Светлый Ангел Рождества» (на задание, в связи с кропотливостью работы, отводится 7 уроков) крепятся на мольбертах, проходят обсуждение и просмотр готовых работ с этапными работами, выполненными сегодня теми же детьми . Разбираются ошибки, отмечаются удачные моменты. Оцениваются работы.
1.Наглядный метод: Зрительная наглядность (выбор открытки-оригинала, выбор наиболее интересной графической техники). 2. Словесный метод: Объяснение (используется для объяснения нового материала). Пояснение (даётся при показе применения новых графических приёмов). Указание (даётся во время выполнения задания). Беседа (по данной тематике). 3. Метод практической деятельности: Упражнения по применению новых навыков. Выполнение учащимися задания. Показ преподавателем исполнения работы Методы обучения :
Достигнутые результаты урока: Учащиеся показали хорошие результаты по овладению техникой: переноса эскиза на тонированную бумагу и освоения новых графических приёмов. Укрепили навыки техники . Развили понимание важности каждого этапа работы (для её полноценной законченности). На занятии присутствовало доброжелательное отношение учащихся друг к другу. Все учащиеся работали добросовестно и увлечённо.
Материально – техническое оснащение занятия: - Аудитория 30 кв. м; - Мольберты и планшеты в количестве 12 шт.; - Табуретки в количестве 12; - Чёрный картон, тонированная цветная бумага формата А/4; Карандаши простые KOH - I - NOOR – 24 шт. (НВ, В, 2В, Н); Резинки KOH-I-NOOR – 12 шт .; - Гелиевые ручки: чёрные, серебряные, золотые, бронзовые, белые;- - Маркеры: чёрные, серебряные, золотые, бронзовые; - Кисти синтетические № 1, 2, 3 – круглые – 36 шт.; - Гуашь «глубокая чёрная», белая, бронзовая, золотая, серебряная; - Пластмассовые баночки для воды – 12 шт.; - Визуальный ряд « винтажных » Рождественских открыток с профильных сайтов в Интернете; - Ноутбук; - Наглядные пособия (книги: с иллюстрациями И.Билибина , В.Васнецова , гравюрами А. Дюрера, Г. Доре; «Искусство Модерна»; детские Библии в картинках; лучшие работы из методического фонда уч-ся Плотниковой И.Н. на тему Рождества (за 2005 – 2012гг.); полиграфическая продукция (календари, открытки, постеры, этикетки…); - Подготовленные на предыдущем занятии эскизы открыток в карандаше на кальке; - Ножницы с закруглёнными концами, линейки.
Список литературы : Иванов Е.В . " Новый год и Рождество в открытках"- СПб. Искусство-СПб.,2000; Власов В. Г.-«Иллюстрированный художественный словарь» - СПб: АО «ИКАР»,1993г.; Ян Бертер . «Альбрехт Дюррер ». Taschen / Арт. Родник, 2002 г.; Далибор Кусак. «Альфонс Муха» - « Принтакс », Москва. 0.95.232.02.82; «Мифы народов мира». Энциклопедия в 2-х томах с иллюстрациями. - Москва. 1991 - 1992 гг.; Великие художники. Художественное объединение «Голубая роза». Том 95. - « Директ -Медиа». Москва. 2011 г.; Великие художники. Васнецов. Том 30. - « Директ -Медиа». Москва. 2010 г.; Детская Библия (Библейские рассказы в картинках) – Российское Библейское общество. Москва. 1990 г.; Библия в рассказах для детей (184 иллюстрации). – Российское Библейское общество. Москва. 2006 г.; Библия в гравюрах Гюстава Доре. – «Свет на Востоке». 470 стр. 230 илл .; Энциклопедический мифологический словарь. - Москва. 1992; «Искусство МОДЕРНА» - Москва. ЭКСМО. 2012.
Координаты учреждения МОУ ДОД «ВДШИ им. Н.К.Рериха: 188410 Ленинградская область. г.Волосово, ул. Красных партизан, д.10/5 8(813-73) 21132 E-mail : Shcolaroerich . ru
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.
План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....
План конспект открытого урока по предмету: «ансамблевое исполнительство»
Особенности ансамблевого мастерства в классе ансамблевого исполнительства на примере сонаты А.Вивальди для альта и фортепиано G-dur....
План-конспект открытого урока по предмету "Музыка и движение"
Ежегодно в нашей школе проходят открытые уроки для родителей учащихся подготовительной группы "Непоседы". Этот год не стал исключением. Родители наших воспитанников познакомились со всеми предметами, ...
План-конспект открытого урока по предмету "Слушание музыки" на тему «Краски «Детского альбома» П.И.Чайковского».
План-конспект открытого урока по предмету «Слушание музыки»...
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».
План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...
План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»
Тема программы: «Создание гипертекстовых документов». Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...
План-конспект открытого урока по предмету «Специальная технология». Профессия: 13786 машинист (кочегар) котельной
Тема занятия: Приборы для измерения давления. Мастера производственного обучения: Пименова Виктора Петровича. п.г.т. Сосновый Бор 2022 г....