МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУП.02 «ЛИТЕРАТУРА»
методическая разработка

Цель методических указаний: эффективная организация различных форм учебной деятельности в преподавании литературы, направленная на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_k_pr.docx64.11 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОУП.02 «ЛИТЕРАТУРА»

по профессии:  15.01.32 Оператор станков с программным управлением

Срок обучения 2 года 10 месяцев

Белгород, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «литература» предназначены для обучающихся по профессиям СПО: 15.01.32 Оператор станков с программным управлением

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Литература» на 42ч.

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Самостоятельная работа обучающихся  является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда учебные заведения переходят на стандарты нового поколения, в рамках которых реализуется компетентностный подход, когда появилась необходимость выработать у студентов навыки и способности к самостоятельной учебной деятельности.

Цель методических указаний: эффективная организация различных форм учебной деятельности в преподавании литературы, направленная на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Настоящие методические указания содержат практические работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями в области литературы, опытом творческой и исследовательской деятельности и направлены на достижение следующих результатов:

личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • эстетическое отношение к миру;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.).

метапредметных:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

предметных:

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Содержание

1.

Перечень практических работ        5

2.Правила выполнения практических работ        7

3.Структура урока-практикума по литературе.        8

4.Формы и методы оценивания        8

5.Методические рекомендации для устных ответов обучающихся        9

6.Методические рекомендации для написания сочинения        9

7.Методические указания к проведению практической работы в форме семинара.        11

8.Методические рекомендации для  анализа поэтического текста        12

9.Методические рекомендации для анализа прозаического произведения (ОТРЫВКА)        15

10.Методические рекомендации для анализа драматических произведений (отрывка)        17

11.Список литературы        19

Перечень практических работ

Тема учебного занятия

Объем

в часах

1. Практическая работа № 1 «Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина»

2

2. Практическая работа № 2 «Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести»

1

3. Практическая работа № 3 «Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии»

1

4. Практическая работа № 4 «Повесть «Невский проспект». Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе»

2

5. Практическая работа № 5 «Контрольное тестирование по теме: А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»

1

6. Практическая работа № 6 «Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения»

2

7.Практическая работа № 7 «Контрольное тестирование по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1

8. Практическая работа № 8 «Гражданские мотивы в некрасовской лирике. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни»

1

9. Практическая работа № 9 «Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.

Проблема счастья и ее решение в поэме. Гриша Добросклонов»

1

10. Практическая работа № 10 «Контрольное тестирование по теме»

1

11. Практическая работа № 11 «Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта»

2

12. Практическая работа № 12«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

 13. Практическая работа № 13 «Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Тушин и Тимохин. Жерков и Несвицкий»

1

 14. Практическая работа № 14 «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории»

1

 15. Практическая работа № 15 «Контрольное тестирование по теме «Творчество Л.Н. Толстого»

1

 16. Практическая работа № 16 «Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольников. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе»

1

 17. Практическая работа № 17 «Написание сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

2

 18. Практическая работа № 18 «Контрольное тестирование по теме»

1

19. Практическая работа № 19. «Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах»

1

20. Практическая работа № 20 «Поэма «Реквием». Монументальность, трагическая сущность ахматовского «Реквиема»

2

21. Практическая работа № 21 «Контрольное тестирование. Р/Р. Подготовка к сочинению по лирике поэтов серебряного века»

1

22. Практическая работа № 22 «Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник «Донские рассказы»

1

23. Практическая работа № 23 «Написание сочинения по произведениям М.А. Шолохова»

1

24. Практическая работа № 24 «Поэзия Б.Л. Пастернака. Единство человеческой души и стихии мира в лирике поэта. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б. Пастернака»

2

25. Практическая работа № 25 «Подготовка и написание сочинения на основе произведений о Великой Отечественной войне (Ю. Бондарев, Б. Васильев, К. Воробьев)»

1

26. Практическая работа № 26 «Нравственный пафос романов писателя. Проблема утраты человеческого в человеке»

1

27. Практическая работа № 27 «Повесть «Прощание с Матерой». Философское осмысление социальных проблем современности»

2

28. Практическая работа № 28 «Повесть «Живи и помни». Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В. Распутина»

2

29. Практическая работа № 29 «Сочинение по современной литературе»

2

30. Практическая работа № 30. Повторение русской литературы XIX века. Особенности развития литературы этого периода

1

31. Дифференцированный зачет

2

Правила выполнения практических работ.

1. Студент должен прийти на практическое занятие подготовленным к выполнению работы.

2. Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет (работу) о проделанной работе с выводом о работе.

3. Отчет о проделанной работе следует делать в рабочей тетради по дисциплине. Содержание отчета указано в практической работе.

4. В случае невыполнения практической работы (части) работа может быть выполнена во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

6. Оценку по практической работе студент получает с учетом срока выполнения работы, если:

- работа выполнена правильно и в полном объеме;

- работа грамотна орфографически, грамматически и стилистически;

- студент может пояснить выполнение любого задания;

- работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.

7. Зачет (оценку) по лабораторно-практической работе студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ после сдачи

Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века и писателей и поэтов XX века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Зачет по практической работе студент получает при условии:

  • выполнения всех предусмотренных программой работ после сдачи
  • отчетов по работам при удовлетворительных оценках за опросы и контрольные вопросы во время практических занятий.

Структура урока-практикума по литературе.

1.Сообщение темы практической работы, постановка учебной цели.

2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию темы практической работы (создание проблемной ситуации через систему вопросов, постановка исследовательских задач, сообщение учителем дополнительного материала по теме).

3. Практическая работа (работа по художественному тексту, систематизация материала по поставленным проблемам).

4. Творческая работа:

а) создание иллюстрации, картины к задания;

б) написание сочинения или развёрнутого ответа по теме практической работы.

5. Рефлексия.

6. Подведение итогов за урок.

7. Определение домашнего задания.

Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине литература, направленные на реализацию программы общего образования, на формирование общих и профессиональных компетенций. Технология оценки З и У – пятибалльная.

На уроках литературы используются многообразные формы письменного и устного контроля. Их можно разделить на проверочные работы промежуточного характера и проверочные работы итоговые.

Для проверки усвоения и понимания идейно-художественного содержания произведения в качестве промежуточного контроля целесообразно использование индивидуально-групповой работы учащихся с карточками, содержащими вопросы и задания для самостоятельной работы на уроке. Вопросы в карточках предусматривают отбор отдельных эпизодов, компоновки их с целью анализа текста. Выполнение заданий предполагает несложные (на первом этапе) рассуждения учащихся, формирование оценочных суждений. Одни и вопросы и задания выявляют знание содержания произведения, подводят к пониманию роли отдельных деталей, а через них — к пониманию позиции автора в целом. Другие ориентируют на элементарный анализ эпизода, фрагмента произведения, где необходимо домыслить, оценить рассказанное автором с опорой на воображение, обобщение. Третьи предназначены для повторения, самопроверки, для формирования умения самостоятельно сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Очень популярным видом проверочной работы стало тестирование, которое в удобной для проверки форме даст возможность выявить и знание фактов биографии, творчества писателя, и знание текстов и умение анализировать. Тестирование можно проводить и в качестве итоговой работы во всему материалу изучаемой темы, а также в качестве небольшой проверочной работы по какой-то проблеме. Отрицательной стороной тестирования можно признать то, что эта работа не всегда объективно отражает уровень знаний обучающегося. Но такой тип работы интересен прежде всего для обучающихся.

Интерпретация текста художественного произведения как вид контроля целесообразно дать на завершающей стадии изучения романа, пьесы, поэмы. Данный тип работы носит универсальный характер и преследует различные учебные цели: во-первых, обучает чтению и пониманию литературно-критических и литературоведческих текстов, во-вторых, формирует умение ими пользоваться, в-третьих, учит критически осмыслять чужие интерпретации художественных произведений и аргументированию высказывать собственную точку зрения, в-четвертых, развивает навыки письменной монологической речи обучающихся, умение писать в жанре критической статьи. Работа может носить фронтальный, индивидуальный или групповой характер, исходя из особенностей группы, интересов, склонностей обучающихся.

Методические рекомендации для устных ответов обучающихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучающихся по литературе. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа обучающегося надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки обучающегося отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Методические рекомендации для написания сочинения

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающегося.

С помощью сочинений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Примерный план:

1. Работаем с темой.

2. Определяем жанр работы.

3. Отбираем и анализируем текстовый материал.

4. Формулируем основную мысль.

5. Составляем план.

6. Пишем текст сочинения.

7. Проверяем и редактируем

Работаем с темой

Одним из важнейших этапов работы над сочинением является работа с темой.

Вопрос уточнения круга проблем, заданных темой, является определяющим для успешного ее раскрытия. Проанализировать тему – во многом означает определить ее ключевые слова и понятия.

Чтобы понять определенный темой круг вопросов, необходимо найти ключевые слова.

Анализ ключевых слов помогает:

-определить жанр сочинения, понять, в каком жанре должно (или может) быть написана работа. Это исключительно важно, так как существуют темы, «программирующие» жанр сочинения (например, сочинение-рассуждение). Композиция и стиль сочинения зависит от его жанра.

-конкретизировать круг вопросов, которые необходимо осветить в работе. Часто можно встретить ошибки, связанные с нарушениями логики и композиции работы – автор сочинения пишет «обо всем сразу». Печальными последствиями этого может быть даже дисквалификация работы с обоснованием «Тема не раскрыта».

Если ключевое слово многозначно, то каждый аспект или некоторые аспекты значения могут быть задействованы в Вашем рассуждении.

Отбираем текстовый материал

Текстовый материал для сочинения – и предмет исследования, и основа аргументации. Этот этап позволяет точнее определить и сформулировать точку зрения автора, его основные идеи, высказанные в произведении.

Отбирая текстовый материал, следует ориентироваться на:

-описание внешности персонажей;

-их самохарактеристику (что сам персонаж говорит о себе);

-характеристику персонажа, сделанную другим героем/автором;

-описание пространства, которое принадлежит рассматриваемому герою, или места действия произведения;

-вставные элементы композиции произведения (сны, воспоминания, истории жизни и пр.);

- наиболее значимые элементы композиции (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

Работу с текстом произведения производим с карандашом в руках. Отмечаем средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.п.), используемые автором для создания образа героя, формулировки идеи и пр. Сопоставляя и обобщая отобранный литературный материал, проводим лексический анализ выбранного отрывка.

Составляем план

Одним из основных условий успешной речевой коммуникации (а сочинение как раз и представляет собой акт речевой коммуникации) является ее правильная, логичная, очевидная для адресата (читателя, а для сочинения – проверяющего, учителя, эксперта) структура. В связи с этим вопрос организации композиции особенно важен.

Композиция – это закономерное и мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и их целесообразное соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе.

Особенности вступления

Особенности вступления (зачина) определяются, во-первых, необходимостью обозначить тему работы и, во-вторых, привлечь внимание. Текст вступления должен настроить читателя на восприятие, дать концентрированное представление обо всем сочинении.

Для того, чтобы подготовить читателя к восприятию, первые слова сочинения должны быть просты, доступны, понятны и интересны. Во вступлении можно подчеркнуть актуальность темы, значение ее для автора, читателя и их современников, «Ввести» адресата в суть (основную мысль) текста можно, начав вступление с определения центрального понятия, риторического вопроса, интересного примера, пословицы или поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

Структура основной части

Но хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает общего успеха работы. В этом плане основная, главная часть выступления оказывается наиболее ответственной. Основная часть – главная композиционная часть письменной работы, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы. 

Роль заключения

Задачи заключения:

  • суммировать сказанное;
  • повысить интерес к предмету речи;
  • подчеркнуть значение сказанного.

В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность аргументов

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Методические указания к проведению практической работы в форме семинара.

Цель семинарского занятия – развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.

Задачи семинарского занятия:

  • закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответствующей учебной дисциплине
  • формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем
  • совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений
  • демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подготовки
  • формирование навыков самостоятельной работы с литературой

Требования к выступлениям студентов

Одним из условий, обеспечивающих успех семинарских занятий, является совокупность определенных конкретных требований к выступлениям, докладам, рефератам студентов. Эти требования должны быть достаточно четкими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль, насаждать схематизм.

Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:

- связь выступления с предшествующей темой или вопросом;

- раскрытие сущности проблемы;

- методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.

Важнейшие требования к выступлениям студентов – самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.

Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения. Примеры из области наук, близких к будущей специальности студента, из сферы познания, обучения поощряются руководителем семинара. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов

Методические рекомендации для  анализа поэтического текста

Слагаемые анализа поэтического текста

1. Первоначальная реакция.

После прочтения стихотворения учащиеся могут говорить о впечатлении, которое произвело на них поэтическое произведение. Пусть их высказывания будут непосредственными, а форма выражения мыслей и чувств – произвольной.

2. Предварительные сведения.

Продолжить анализ можно в такой последовательности:

- время создания стихотворения;

- чем вызвано его появление на свет;

- кому или какому событию посвящено;

- с какими событиями в жизни поэта связано.

3. Смысл заглавия.

Часто смысл заглавия помогает понять суть стихотворения. Заглавие может быть соотнесено с содержанием стихотворения или противопоставлено ему, особенно в стихотворениях иронического, сатирического плана.

4. Жанровая специфика.

Определение жанра: баллада, песня, романс, элегия, дума, ода, послание и др.

5. Виды лирики.

Политическая, философская, любовная, гражданская, пейзажная.

Такое деление весьма условно, так как в одном стихотворении могут быть слиты разные виды лирики.

6. Тема стихотворения.

В переводе с греческого «тема» означает то, что «положено в основу». Кстати, в определении темы путаются даже учёные мужи. В лирической поэзии тему стихотворения определить подчас очень трудно, иногда –невозможно. Надо помнить, что в лирике важно не описание (кого-то или чего-то), а чувство поэта. Значит, важно не что описано, а как и кем описано.

7. Образный строй произведения.

Здесь изучаются образы, которыми населено стихотворение.

«Образ – это целостная картина человеческой жизни». (Тимофеев).

«В настоящее время для обозначения этой картины употребляют термин «образ-переживание», который отражает человечески значимые, глубокие чувства и переживания, отдельные мгновения жизни человеческой души» (Лисовский).

8. Композиция стихотворения.

Это построение, архитектура произведения. Как сказано в одной из литературоведческих работ: «Композиция – это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничего не вырывалось в сторону, а сопрягалось в целое. Её цель – расположить куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи».

Композиция имеет свои составные части: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.

9. Лирический герой – это условное литературоведческое понятие.

Образ лирического героя часто бывает автобиографичным, но его нельзя отождествлять с автором, даже если повествование ведётся от первого лица.

Это понятие было введено в художественную литературу, чтобы не смешивать возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным человеком.

10. Звуковой строй стихотворения.

Ритмика (строение строфы, стихотворный размер, рифма).

11. Словесное строение текста.

Здесь говорят об особенностях лексики, морфологии, синтаксиса.

Особенности лексики и синтаксиса издавна изучались поэтикой как тропы и стилистические фигуры. Стилистические фигуры индивидуализируют речь, придают ей эмоциональную окраску.

Тропы – обороты речи, в которых слово употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-то отношении:

14. Ассоциативный фон.

В конце анализа возможно обращение к ассоциативным связям, возникающим при чтении стихотворения.

  вариант традиционного плана анализа стихотворения.

План анализа стихотворения:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта – символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Тема стихотворения: 
 - пейзаж; 
 - общественно-политическая; 
 - любовная/интимная; 

  - философская.

Сюжет
    - есть сюжет: образы событий (...каких именно...); 
    - без сюжета: образы чувств (...).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы. 
Какую лексику использует автор: 
- бытовую, повседневную 
- литературную, книжную 
- публицистическую 
- архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения. 
Необходимо: 
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; 
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) 
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; 
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок"). 
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). 
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. 
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. 
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

6. Поэтическая лексика. 
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов  общеупотребительной лексики – антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 
Выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; определить своеобразие и активность использования тропов.

Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

  • Аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы.
  • Гипербола - художественное преувеличение.
  • Ирония - скрытая насмешка.
  • Литота - художественное преуменьшение. 
  • Метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" – отсутствуют.
  • Олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует. 
  • Сравнение. 
  • Эпитет.

7. Стилистические фигуры: 

  • Антитеза – противопоставление. 
  • Градация – например: светлый – бледный – едва заметный. 
  • Инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции. 
  • Повторы/рефрен. 
  • Риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа. 
  • Умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика: 
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих  своеобразный звуковой «рисунок» речи. 

  • Аллитерация – повторение одинаковых согласных. 
  • Анафора – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф. 
  • Ассонанс - повторение гласных.
  • Эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское «Я»:

  • Сам автор. 
  • Рассказ от лица персонажа. 
  • Автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма и др.

Методические рекомендации для анализа прозаического произведения (ОТРЫВКА)

Определить тему и идею (главную мысль) данного произведения; проблемы, затронутые в нём; пафос, с которым произведение написано.

Показать взаимосвязь сюжета и композиции.

Рассмотреть субъектную организацию произведения (художественный образ человека, приёмы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей).

Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения.

Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка.

Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

Развернутое обоснование выводов.

План анализа

1. История создания.  При анализе художественного произведения в первую очередь необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст в период его создания. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеются в виду:

Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).

Концептуальный уровень художественного произведения (тематика, проблематика, конфликт и пафос).

Тема – это то, о чём идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.

Проблема – это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

Идея – что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.) .

Пафос – эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).

2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:

- действующие лица;

- события.

3. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):

Экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта (может быть развернутой и нет, цельной и "разорванной"; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия.

Конфликт - столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта.

Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко).

Завязка - начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.

Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются всё яснее и острее.

Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после неё действие ослабевает.

Развязка - решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда даётся оценка изображённому); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

4. Композиция: 

- последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;

- способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;

- способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";

- точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;

- придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.

Основные средства композиции:

Сюжет – то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;

2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

Сюжет может излагаться:

- в прямой хронологической последовательности событий;

- с отступлениями в прошлое - ретроспективами - и "экскурсами" в будущее;

- в преднамеренно изменённой последовательности (художественное время в произведении).

        Несюжетными элементами считаются:

  • вставные эпизоды;
  • лирические (авторские) отступления.

        Их основная функция –расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

        5. Образы действующих лиц (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.

        Позиция автора и способы её выражения:

- Авторские оценки: прямые и косвенные.

- Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).

        6. Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:

- выбор темы и её раскрытие;

- использование художественных средств;

- разработку любимых жанровых форм;

- язык.

        7. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический, социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направления), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания.

        8. Жанровые особенности.

Методические рекомендации для анализа драматических произведений (отрывка)

Анализ драмы предпочтительно начинать с анализа небольшого ее фрагмента, эпизода (явления, сцены и т.д.). Анализ эпизода драматического произведения проводится практически по той же схеме, что и анализ эпизода эпического произведения, с той только разницей, что следует дополнить рассуждения пунктом анализа динамической и диалогической композиций эпизода.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.

Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить: кто они? каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания: автора; персонажей.

Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.

Охарактеризовать героев - участников эпизода: их отношение к событию; к вопросу (проблеме); друг к другу; кратко проанализировать речь участников диалога; сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев); выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую); определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог?

Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.

Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.

Список литературы

Основные источники:

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство,

год издания

ОИ1

Литература. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1.

Сахарова В.И., Зинин С.А.

М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009

ОИ2

Литература. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 2

Сахарова В.И., Зинин С.А.

М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009

ОИ3

 Дополнительные источники:

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство,

год издания

ДИ1

Русский язык и литература. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1  

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л.

Издательский центр «Академия», 2017

ДИ2

Русский язык и литература. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л.

Издательский центр «Академия», 2017

Интернет-ресурсы (И-Р):

И-Р 1

www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).

И-Р 2

www. ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

И-Р 3

http://slovar.by.ru/dict.htm («Словарь литературоведческих терминов»)

И-Р 4

www. rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

И-Р 5

www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).

И-Р 6

www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru)

И-Р 7

http://gramota.ru/class/sites/ (справочно-информационный портал Грамота.ру)

И-Р 8

http://lit.1september.ru/index.htm (электронная версия газеты «Литература»)

И-Р 9

http://www.klassika.ru/ (Классика.Ru - электронная библиотека классической литературы)

И-Р 10

http://writerstob.narod.ru/ (Биография великих русских писателей и поэтов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине: «Менеджмент»

Менеджмент – междисциплинарная наука, базирующаяся на многих дисциплинах гуманитарных, естественно-научных, общественно-социальных, технических и экономических наук....

методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Спецрисунок и художественная графика"

Методические указания по выполнения практических работ разработаны на основе Госстандарта среднего специального образования и рабочей программы дисциплины «Спецрисунок и художественная графика» для ре...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Операционные системы"

Методические рекомендации по выполнению практических работ студентов при изучении учебной дисциплины ОП.01. «Операционные системы» предназначены для студентов специальности 230115 Программирование в к...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Операционные системы" для неуспевающих студентов

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.01. «Операционные системы» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта...

Методические рекомендации к выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07 "Электронная техника"

Учебное пособие содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.07 «Электронная техника», являющейся общепрофессиональной дисциплиной. Методические рекомендации составлены в соотве...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.04 «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК».

Для повышения эффективности проведения практических занятий по дисциплине «Иностранный язык (английский)» разработаны методические рекомендации по их проведению. Основными этапами практического занят...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Литература"

Методические рекомендации по выполнению практических занятий по дисциплине «Литература» предназначены для обучающихся 1 курса очной (заочной) формы обучения по специальностям: 08.02.05 &la...