Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ
методическая разработка

Шумкова Антонина Алексеевна

Методическое пособие предназначено для студентов по профессии "Сварщик", содержит рекомендации  самостоятельного изучения некоторых вопросов по дисциплине "Допуски и технические измерения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m_rpo_samost_rabote_dopuski.doc310.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ”

Методическая разработка

по методике самостоятельного обучения

по дисциплине «Допуски и технические измерения»

Профессия: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Составитель: Шумкова А.А., преподаватель

специальных дисциплин

                                                                                   

                                                               Рассмотрено на заседании ПЦК

                                                                ______________20__ г., протокол № __

Тамбов

2023

Аннотация

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, при этом носящая сугубо индивидуальный характер.

Целью самостоятельной работы студентов по дисциплине «Материаловедение» является:

- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- овладение практическими навыками работы с нормативной и справочной литературой;

- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

- развитие исследовательских умений.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

– готовность студентов к самостоятельному труду;

– мотивация получения знаний;

– наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

– система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

– консультационная помощь преподавателя.

Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины «Материаловедение», степенью подготовленности студентов. Эта работа включает в себя:

- работа с различными источниками информации (в т.ч. с нормативно- справочной литературой и Интернет-ресурсами);

- подготовка докладов и рефератов;

- подготовка презентационных материалов.

Содержание

Введение

Основная часть

  1. 1. Как слушать лекцию
  2. 2. Как выполнять внеаудиторное самостоятельное задание
  1. Как составить конспект
  2. 4. Как составить план
  3. 5. Как работать с текстом учебника
  4. 6. Алгоритм действия студента при выполнении доклада

7. Критерии оценки доклада

  1. 8. Указания  по выполнению рефератов

Заключение

Список используемых источников

Приложение

5

6

6

6

7

7

7

8

8

9

11

12

13

Введение

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по дисциплине;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать полученные знания в новых условиях;

- развития познавательных и творческих способностей;

- формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самореализации.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы – аудиторную, которая выполняется под руководством преподавателя, и внеаудиторную, которая выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия в определенные сроки и с последующей проверкой результатов на занятиях.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студента по дисциплине «Материаловедение»:

для овладения знаниями: 

- чтение текста (учебной, дополнительной литературы);

- работа со словарем;

- учебно-исследовательская работа;

- использование аудио и видео записей, компьютерной техники и Интернета.

для закрепления и систематизации знаний:

- составление плана и тезисов ответа;

- составление таблиц, схемоконспектов;

- ответы на контрольные вопросы;

- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

- подготовка рефератов, докладов, тематических кроссвордов, презентаций

для формирования умений:

- выполнение схем, диаграмм и их анализ;

- подготовка к деловым играм.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению заданий, которые включают цель задания, его содержание, сроки выполнения, объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы.

В качестве форм контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся используется тестирование, самоотчеты, контрольные работы.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- степень овладения профессиональными компетенциями;

- сформированность общеучебных компетенций;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

        

Основная часть

  1. Как слушать лекцию

     1. Лекция - вид учебного занятия, в ходе которого преподаватель в живом взаимодействии со студентами раскрывает систему представлений о том или ином предмете, явлении, помогая слушателям осмыслить проблему и прийти к определенному выводу. Как правило, содержание лекции представляет собой интегрированную научную информацию, преломленную в свете изучаемой проблемы

     2. Во время лекции работайте в полную меру  ваших  возможностей,  устремляйте внимание не только на интересный,  яркий материал, но в равной мере, на "сухие" факты,  формулы,  определения.

     3. Конспектируйте лекцию. Выделяйте положения, термины, значение которых осталось непонятным. Запишите возникшие вопросы. Задайте их преподавателю сразу же после окончания лекции.

     4. Помните, что на лекции происходит первоначальное восприятие и осмысление учебного материала, научной информации. Понимание достигается в результате последующей работы  над содержанием лекции и другими источниками знаний по данной проблеме.

     5. Повторную работу над конспектом лекции проведите в тот же день. Это позволит наиболее полно восстановить положения,  пропущенные или неточно записанные в ходе лекции,  лучше понять  общую идею, главные аспекты.        

  1. Как выполнять внеаудиторное самостоятельное задание

1. Выполняйте внеаудиторное задание в день его получения, а накануне занятия повторите его.

2. Для успешного выполнения задания создайте условия, которые отвечают требованиям гигиены умственного труда: удобное место, достаточное освещение, тишина, перерывы, необходимое оборудование.

3. Начинайте выполнять задание с его осмысления: определите цель, содержание, степень новизны, уровень усвоения, объем, сроки, этапы и приемы выполнения. Спланируйте и соблюдайте затем последовательность действий. Познакомьтесь с алгоритмом и эталоном выполнения задания.

4. Изучите вначале теоретическую основу задания (закон, правило, первоисточник и др.), затем принимайтесь за письменную работу или другие практические действия.

5. Старайтесь выполнять задание самостоятельно, применяя знания и умения, усвоенные ранее.

6.Определите свой оптимальный ритм работы.

7. Помните, что точное следование рекомендациям научной организации учебного труда экономит время, способствует достижению наилучших результатов.

  1. Как составить конспект

1. Конспект - это письменное изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений.

2. Конспектированию предшествует внимательное прочтение текста. Используйте при необходимости словари, справочники, энциклопедии,  если впервые встречаетесь с терминами,  значение которых непонятно.

3. В краткой форме письменно изложите основные положения текста, но главные мысли или аргументы автора произведения воспроизводите в конспекте точно, с сохранением особенностей подлинника.

4. Приведенные в конспекте цитаты оформляйте либо кавычками, либо курсивом, сопровождайте ссылкой в квадратной скобке номер источника, запятая, страницы. Для себя можно писать полностью указание фамилии и инициалов автора,  точное и полное название книги, статьи,  издательства, года издания и страницы.

      5. При конспектировании не допускайте терминов, бытующих, в разговорном языке; не применяйте сокращения слов, не предусмотренные в официальных источниках.

6. При оформлении конспекта пользуйтесь приемами, которые помогут в дальнейшей работе (подчеркивание, пометки на полях и др.)

  1. Как составить план

1.Внимательно прочитайте текст.

2. Разделите текст на логически законченные части, выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части.

4. В каждой части выделите несколько положений,   развивающих  главную мысль.

  1. Как работать с текстом учебника

1. Прочитайте весь текст, составьте целостное представление об изложенных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотрите карты, схемы, чертежи, таблицы и другие иллюстрации.

2. Обратите внимание на выделенные в тексте новые понятия. Формулировки законов, обобщения, выводы, основные факты, хронологию.

3. Составьте развернутый план, это поможет в осмыслении научной информации.

4. Вспомните, что изучалось ранее по данной тематике. Иногда необходимо восстановить в памяти базовые положения, принципы, законы, понятия.

5. Постарайтесь связать учебную информацию с современностью, определить значение новых знаний для будущей профессиональной деятельности.

6. В случае необходимости обратитесь к тематическим словарям, предметным и географическим указателям,  энциклопедиям.  Выпишите новые понятия, термины иностранного происхождения, произнесите их вслух.

7. Проверьте,  как усвоен новый материал,   перескажите  его, пользуясь планом, затем без него.

8. Подготовьте ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа, главы.

      9. Выполните задания, предложенные преподавателем.

  1. Алгоритм действия студента при выполнении доклада

1. Найти необходимую информацию по теме: учебное пособие, статьи, материалы Интернета.

2. Выявить различные факты, суждения, мнения, гипотезы, теории.

3. Сопоставить различные точки зрения на решение проблемы.    

4. Выразить свой взгляд на решение проблемы.

5. Аргументировать свою позицию логическими доказательствами, фактами, примерами.

6. Сделать общие выводы по своей работе.

7. Оформить текст работы в рукописном или отпечатанном виде.

8. Продумать устное сообщение (на 7-8 минут) по выполненной работе.        

9. Подготовиться к публичной защите работы (сообщение, иллюстрации, технические средства, ответы на вопросы, стиль поведения и др.)

  1. Критерии оценки доклада

1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объем реферата, убедительность и убежденность.

      2. Объем и глубина знаний по теме (или дисциплине), эрудиция.

3. Культура речи, манера поведения, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, дружелюбность, направленность ответов на успешное раскрытие темы и сильных сторон работы, контактность со слушателями, готовность к дискуссии.

5. Деловые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов.

  1. Указания  по выполнению рефератов

          В реферате студент должен показать умение самостоятельно подбирать и анализировать материал по избранной теме. Темы работ студент выбирает из перечня, представленного преподавателем.

        Реферат должен быть написан самостоятельно, строго соответствовать поставленным вопросам, быть кратким, конкретным и содержать необходимые примеры.

        При выполнении реферата необходимо составить план, поместив его в начале работы. На основе изучения всех источников по исследуемому вопросу в конце работы необходимо сформулировать выводы.

        Каждый раздел работы должен иметь заголовок в соответствии с планом.        

        Работа должна быть написана разборчиво, аккуратно или отпечатана через 2 интервала. На странице должны быть поля. К работе оформляется титульный лист (по типовой схеме). При использовании цитат должна быть ссылка на источники. В конце работы помещается список использованной при написании работы литературы. Кроме рекомендуемой литературы, студент может использовать дополнительную литературу и интернет – источники по своему усмотрению.

         Реферат – это работа, имеющая целью научить студента самостоятельно применять полученные теоретические знания для решения практических задач, прививать навыки в исследовании и обосновании принимаемых решений.

    Реферат должен отвечать следующим требованиям:

- глубокой теоретической проработке исследуемых проблем на основе анализа изученных источников;

- всестороннего использования статистических и других необходимых аналитических данных и сведений, характеризующих рассматриваемые процессы;

- умелой систематизации изучаемого материала, обобщению и выделению главного;

- аналитического и критического подхода к изучаемым фактам в интересах проблемы, поставленной в работе;

- аргументированности выводов, обоснованности предложений и рекомендаций;

- логичности, последовательности и самостоятельности изложения решаемой проблемы.

В разработке реферата выделяют следующие этапы:

Выбор темы и согласование ее с преподавателем.

Подбор источников (литературы, интернет - ресурсов).

Изучение требований к оформлению работы.

Оформление организационных документов по написанию работы (задание, план и график написания).

Написание работы и представление ее преподавателю на проверку.

Защита работы.

План реферата включает следующие элементы:

Тема работы.

Введение.

Два-три вопроса, рассматриваемые в работе, например:

1. ………………….

1.1.  ……………………

2. …………………… и т.д.

Заключение.

Приложения (графики, таблицы и т.д.).

Список использованной литературы.

Интернет – источники.

Общий объем реферата составляет 10-15 страницы машинописного текста через 1,5 интервала.

Во введении должны быть отражены:

- обоснованность актуальности (важности, научности, новизны и своевременности, т.е. почему необходимо рассматривать данную тему и проблему);

- объект исследования (что рассматривается в исследуемой теме);

- предмет исследования (как рассматривается объект, каковы его свойства, функции, отношения);

- цель разработки (какой результат намерен получить автор в работе);

- задачи исследования (что нужно сделать в интересах достижения цели).

     В основной части работы:

- раскрывается история и теория исследуемого вопроса;

- дается критический анализ каждого исследуемого вопроса на основе изучаемых источников;

- показывается личная позиция автора к исследуемой проблеме;

- излагаются методы и результаты проведенного исследования.

     В заключении излагается:

- итоги работы (важнейшие выводы, к которым пришел автор);

- практическая значимость, полученных автором выводов;

- возможность внедрения результатов работы и перспективы дальнейшей проработки раскрываемой темы (проблемы).

Представление в качестве реферата ксерокопированных материалов не допускается, такие работы оцениваются неудовлетворительно и возвращаются на доработку.

Заключение

Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать технические, экономические и научные задачи.

     Для того чтобы самостоятельная работа студента была эффективной, необходимо выполнить ряд условий, к которым можно отнести следующие:

1. Обеспечение   правильного   сочетания   объемной   аудиторной и самостоятельной работы.

2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и внеаудиторная самостоятельна работа.

3. Обеспечение студента необходимыми методическими и учебными материалами.

4. Контроль за ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.

Список используемых источников

  1. Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измрения в машиностроении. - М.: Издательский центр «Академия», 2020.
  2. Палий М.А., Брагинский В.А. Нормы взаимозаменяемости в машиностроении. -М.: Машиностроение,2017.
  3. Исаев Л.К., Маклинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2016.
  4. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством. - М.: Радио и связь, 2017.

  1. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. - М.: Высшая школа, 2020.
  2. Никифоров А.Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. - М.: Высшая школа, 2019.
  3. Форум металлообработки
    http://spisok-literaturi.ru/forum/index.php?topic=128
  4. www.bookstore.uz/context/detail/568532
  5. shop.top-kniga.ru/books/item/in/401448

Приложение

Перечень самостоятельных работ по дисциплине «Допуски и технические измерения»

Тема

Вид работы

Кол- во часов

Форма контроля

1

Понятие о погрешностях изготовления и измерения деталей

Подготовить доклад

2

устный опрос

2

Определение характера сопряжения по данным чертежа

 Подготовить реферат

4

устный опрос, защита работы

3

Виды размерных цепей и их расчет

Подготовить реферат

2

устный опрос,

защита работы

4

Расчет размерной цепи

Подготовить сообщение

2

устный опрос, самоотчет  

5

Средства измерений

Подготовить реферат

2

выступление на семинаре

6

Выбор средств измерений.

1.Составить таблицу: «средства измерений»

2.Составить конспект

2

устный опрос

7

Средства для измерения линейных размеров

Подготовить презентацию

2

выступление с презентацией на семинаре, устный опрос,  самоотчет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/

заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по ПМ. 02 Производство рекламной продукции МДК 02.01 Выполнение рекламных проектов в материале

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по  МДК 02.01 Выполнение рекламных проектов в материале разработаны для студентов 2-4 курсов по специальности 42.02.01 Реклама и пре...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПМ.05 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФССИЯМ РАБОЧИХ «МАНИКЮРША». «ПЕДИКЮРША» МДК 05.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИКЮРА»

методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплинеПМ.05 «Выполнение работ по профссиям рабочих «Маникюрша». «Педикюрша»МдК 05.01 «Технологи...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.05 Выполнение работ с прикладным программным обеспечением

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса МДК.05.01 «Технология использования прикладного программного обеспече...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса

Методические рекомендации  для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса...