Учебно методический комплекс по дисциплине ОП.11 "Статистика"
учебно-методический материал

Долгова Кристина Евгеньевна

УМК содержит конспект лекций, практические работы и рекомендации по их выполнению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk_statistika.docx237.63 КБ

Предварительный просмотр:

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ”

                                                         

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины

ОП.11 Статистика

для специальности: 12.02.03 Радиоэлектронные приборные устройства,

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям),

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».

Долгова Кристина Евгеньевна

(фамилия. имя. отчество составителя)

                                                                                   

                                                               Рассмотрена на заседании ПЦК

                                                                _________2023 г., протокол №_

Тамбов 2023

Содержание

Аннотация                                                                                                                3      

Тема 1. Введение в статистику                                                                               5

Тема 2. Статистическое наблюдение                                                                     8

Тема 3. Сводка и группировка в статистике                                                       11

Практическая работа №1                                                                                      14

Практическая работа №2                                                                               18

Тема 5. Абсолютные и относительные величины                                              20

Практическая работа №3                                                                                      26

Тема 6. Ряды распределения                                                                                 29

Тема 7. Сезонные колебания                                                                                31

Тема 8. Индексы                                                                                                    33

Практическая работа №4                                                                                      36

Тема 9. Выборочное наблюдение                                                                        38

Практическая работа №5                                                                                      40

                                                   

Аннотация

Целью УМК «Статистика» является приобщение студентов к системной организации статистических данных, построению интегрированной системы макроэкономических показателей, выработка навыков оценки закономерностей и пропорций, формирующихся в экономике страны, формирование самостоятельных обоснованных выводов и обобщений о развитии массовых социально-экономических процессов и явлений. УМК содержит теоретическую часть (курс лекций), материалы к практическим занятиям (задачи с разбивкой по темам), раздел контроля знаний (тесты для контроля знаний с разбивкой по темам, вопросы для самостоятельной работы, перечень вопросов для зачета) и вспомогательный раздел (программа курса и список рекомендуемой литературы). УМК «Статистика» базируется на достижениях современной экономической науки и адаптирован к условиям практические навыки в области статистического изучения социально-экономических процессов на макроуровне с использованием методологии национального счетоводства как статистического метода. В данном УМК рассматривается сущность и виды статистических показателей, методов и способов их расчета. Большое внимание уделено изучению динамики социально-экономических процессов, а также индексному методу как основному методу анализа экономических явлений. Уделено внимание изучению процессов в области населения и трудовых ресурсов. Важное место занимают методы изучения уровня жизни населения страны.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач профессиональной деятельности;

- собирать и регистрировать статистическую информацию;

- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

-выполнять расчёты статистических показателей.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 

- предмет, метод и задачи статистики;

- принципы организации государственной статистики;

- общие основы статистической науки;

- современные тенденции развития статистического учета;

-основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

-основные формы и виды действующей статистической отчетности;

-виды статистического наблюдения;

-сводки и группировки, способы наглядного представления статистических данных;

- статистические величины: абсолютные, относительные, средние;

- показатели вариации;

- ряды: динамики и распределения, индексы.

Тема 1. Введение в статистику

1 вопрос. Понятие и предмет статистики

Статистика зародилась много веков назад и возникла со времен становления государства. В начале ее воспринимали как практическую деятельность. И только с середины 17 века статистику воспринимают как наука. Ее основы заложены английским экономистом Уильямом Петти. Слово статистика в переводе с латинского, означает «статус», в начале оно употреблялось в значение слова «государствоведение».

В настоящее время слово статистика употребляется в 3-х значениях:

  1. Статистика – это наука, занимающаяся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой;
  2. Статистика – это практическая деятельность людей, занимающихся сбором, обработкой и анализом данных о различных социально-экономических явлениях и процессах.
  3. Статистика –это разнообразные теоретические данные публикуемые в отчетности предприятий, в СМИ и используемые в обычной жизни.

Статистика – это общественная наука, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление данных относящихся к самым различным массовых социально-экономическим процессам и явлениям.

Предметом изучения статистики являются количественные и качественные характеристики социально-экономических явлений и процессов, в неразрывной связи с их качественной стороной.

2 вопрос. Категории статистики

Теоретическую основу любой науки, как и статистики составляют понятия и категории, в совокупности которых, отображаются основные принципы данной науки.

В статистике к основным категориям статистики относят:

  1. Статистическая совокупность – это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Отдельные объекты или явления, образующие статистическую совокупность называют – единицей совокупности.
  2. Признак – это характерное свойство, изучаемого явления, отличающее его от других явлений и процессов. Различают количественные и качественные признаки.
  3. Вариация – это многообразие и изменяемость величины признака у отдельных единиц в совокупности.
  4. Статистическая закономерность – это форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности событий с достаточной высокой  степенью точности.
  5. Статистический показатель – это количественная характеристика признаков общественных явлений и процессов.
  6. Система статистических показателей – это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между величинами.

3 вопрос. Методы и задачи статистики

Опираясь на теоретическую базу статистика применяет ряд методов (способов подхода к изучению предмета):

  1. Метод массовых наблюдений
  2. Метод сводки и группировки
  3. Расчет обобщающих показателей
  4. Балансовый метод
  5. Индексный метод.

Все приемы статистического исследования объединены в 3 этапа:

  1. Статистическое наблюдение;
  2. Сводка и группировка результатов исследования;
  3. Анализ обобщающих результатов.

Задачи статистики как науки – это изучение:

- уровня и структуры массовых социально-экономических явлений и процессов;

- взаимосвязей массовых социально-экономических явлений и процессов;

- динамики массовых социально-экономических явлений и процессов.

Статистику можно разделить на несколько разделов:

- общая теория статистики – разрабатывает общие методы и принципы статистических исследований;

- экономическая статистика – разрабатывает и анализирует показатели различных видов экономической деятельности;

- социальная статистика – формирует систему показателей для характеристики образа жизни  населения и различных социальных отношений.

Тема 2. Статистическое наблюдение

Для того чтобы осуществить любое статистическое исследование необходима научно-обоснованная информационная база. Она формируется за счет статистического наблюдения – планомерный научно-обоснованный сбор данных о социально-экономических процессах и явлениях.

Научная организация наблюдения, предполагает наблюдение объекта и единицы наблюдения, разработку плана и программы.

Объект наблюдения – это то, зачем устанавливается наблюдение.

Единица наблюдения – это составной элемент объекта наблюдения, обладающий признаками, подлежащих регистрации.

План наблюдения – это перечень мероприятий, необходимых для успешного проведения наблюдения. В нем указывается объект, единица, место, сроки и исполнители.

Программа наблюдения – это перечень вопросов, на которые необходимо получить ответ по каждой единице.

Процентов наблюдения включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовка наблюдения;
  2. Проведение массового сбора данных;
  3. Подготовка к автоматизированной обработке данных:
  4. Разработка мероприятий по совершенствованию статистического наблюдения.

Способы статистического наблюдения:

- непосредственное наблюдение – это регистрация признаков производится частично исследователем, путем обмена, взвешивания и подсчета;

- документальное наблюдение – основывается на документах, подтверждающих тот и иной факт;

- опрос – сведения фиксируются со слов опрашиваемого.

Виды статистического наблюдения:

1.По степени охвата единиц :

1.1 сплошное – когда наблюдаются все без исключения единицы;

1.2 не сплошное:

1.2.1 выборочное – когда из всей совокупности, выбирают часть, ее исследуют, делают вывод и переносят его на всю совокупность;

1.2.2 основного массива – когда изучают большую часть совокупности, чтобы сделать вывод обо всей;

1.2.3 монографическая –это углубленное изучение одной единицы.

2. по времени регистрации:

2.1 непрерывное – проводится постепенно, факты фиксируются по мере их возникновения;

2.2 прерывное – проводится с перерывами время от времени.

Если наблюдение проводится регулярно через равные промежутки времени оно называется периодическим, если такой регулярности нет – единовременным.

Виды наблюдения

В России существует 3 основные формы статистического наблюдения:

  1. Отчетность – это основная форма статистического наблюдения с помощью, которой органы статистики в определенные сроки получают от хозяйствующих субъектов необходимые данные в виде, установленных законом порядке, отчетных документов.

Отчетность подтверждается органами государственной статистики. Представление информации по неутвержденным формам, является нарушением отчетной документации.

Отчетность имеет обязательный характер – все хозяйствующие субъекты обязаны предоставить ее в установленные сроки.

Отчетность имеет юридическую силу, т.е подписывается специалистом и руководителем предприятия, ставится печать, а также документальную обоснованность (данные отчетности должны базироваться на документах первичного учета).

По длительности периода выделяют отчетность:

- периодическую (представляется ежедневно, еженедельно, ежеквартально);

- годовую.

В зависимости от оперативности представления отчетность может быть срочной (факс, эл.почта) и почтовой.

  1. Специально организованное наблюдение – проводится с целью получения сведений отсутствующих в отчетности или для проверки ее данных.
  2. Регистры – это форма непрерывного статистического наблюдения, за долговременными процессами имеющие фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. В регистре каждая единица характеризуется совокупностью показателей, все показатели хранятся до полного завершения наблюдения.

Тема 3. Сводка и группировка в статистике

Важнейшим этапом статистического исследования является - сводка и группировка.

Сводка – это комплекс последовательных операций по общению конкретных единичных фактов.

Проведение сводки включает в себя в следующие этапы:

  1. Выбор группировочного признака;
  2. Определение порядка формирования групп;
  3. Разработка статистических показателей для характеристики групп о объекта в целом;
  4. Разработка макетов таблиц для характеристики групп и объекта в целом.

Группировка – это расчленение единиц совокупности на отдельные группы по отдельным существенным признакам.

Результаты сводки могут быть представлены в виде статистических рядов распределения – это упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по определенному признаку.

Различают:

1.атрибутивный ряд распределения – это ряд построенный по качественному признаку;

2.вариационный ряд распределения – это ряд построенный по количественному признаку.

Любой вариационный ряд состоит из двух элементов:

  1. Варианта
  2. Частота.

Вариантом называют отдельные значения признака, которые он принимает в вариационном ряду.

Частотой называют числа, которые показывают, как часто встречаются те или иные варианты в ряду распределения.

В зависимости от характера признака вариационные ряды делятся на:

1.дискретный ряд – это ряд, в котором варианты представлены целыми числами;

Пример:

Группы квартир по числу комнат

Количество квартир

1

1

15

2

2

10

3

3

3

4

5

2

всего

30

2.интервальный ряд – это ряд в котором варианты представлены в виде интервала

Пример:

Группы рабочих по уровню дохода

Количество рабочих

1

До 10000

2

2

10 000 – 15 000

7

3

15 000 – 20 000

11

4

Свыше 20 000

2

всего

22

Виды статистических группировок

1.Типологическая – это группировка, характеризующая качественные особенности и различия между типами явлений;

Форма собственности  

объем платных услуг  

Всего

5054

В том числе:

Государственная собственность

1590

Частная собственность

2207

Негосударственная собственность

1257

2.Структурная – это группировка выявляющая состав (структуру) однородной совокупности по отношению к какому-либо признаку.

Всего

144

100%

В том числе:

Городские

106

73, 6

Сельские

38

26,4

  1. Аналитическая – это группировка, которая используется для исследования взаимосвязи между явлениям.

Здесь определяют факторные и результативные признаки (между этими факторами также выявляется взаимосвязь).

Принципы построения группировки:

  1. Определение группировочного признака;
  2. Определение числа групп;
  3. Определение интервала группировки

Интервал – это значение признака, лежащего в определенных границах.

Низшая граница интервала -  наименьшее значение, высшая граница интервала – наибольшее значение.

Практическая работа №1.

Тема: «Проведение сводки и группировки статистических данных»

Цель: освоить полученные знания по теме сводка и группировка

Оборудование: раздаточный материал.

Задание 1. Выполнить тестовое задание.

1. Группировка - это: 
а) упорядочение единиц совокупности по признаку; 
б)  разбивка единиц совокупности на группы по признаку; 
в)   обобщение единичных фактов.

 

2.Группировка, выявляющая взаимосвязи между явлениями и их признаками, называется: 
а)типологической; 
бструктурной; 
в)  аналитической.

3.Группировка, в которой разнородная совокупность разбивается на однородные группы, называется: 
а) типологической; 
б) структурной; 
в)  аналитической.

4.Группировка, построенная по двум признакам, называется: 
а)  рядом распределения; 
б)  простой; 
в) комбинационной.

5.Группировочным признаком при построении аналитической группировки выступает: 
а) факторный; 
б) факторный и результативный.

6.Основанием группировки может быть: 
а)  качественный признак; 
б) количественный признак; 
в) как качественный, так и количественный признаки.

 7.Ряд распределения, построенный по качественному признаку, называется: 
а) атрибутивным; 
б)  дискретным; 
в)  вариационным.

8.Вариационный ряд распределения - это ряд, построенный: 
а) по качественному признаку; 
б)  по количественному признаку; 
в) как по качественному, так и по количественному признаку.

9.При непрерывной вариации признака целесообразно построить: 
а)  атрибутивный ряд распределения; 
б)  дискретный ряд распределения; 
в)  интервальный ряд распределения.

10.Для изображения дискретных рядов распределения используется: 
а) полигон; 
б)  гистограмма; 
в) кумулята.

Задание 2. Охарактеризуйте вид ряда распределения абитуриентов по результатам сдачи вступительных экзаменов:

Группа абитуриентов по результатам сдачи экзаменов

Число абитуриентов

Удельный вес, % к итогу

Не поступившие

50

?

Поступившие

150

?

Итого

200

100

а)  дискретный вариационный; 
б)  интервальный вариационный; 
в)  атрибутивный.

Задание 3.Охарактеризуйте вид ряда распределения коммерческих банков по величине работающих активов:

Величина работающих активов банка, млн.руб

Число банков  

Удельный вес, % к итогу

До 7,0

7,0-12,0

12,0-17,0

17,0-22,0

22,0 и более

4

5

10

6

5

?

?

?

?

?

Итого

200

100

а) дискретный вариационный; 
б)  интервальный вариационный; 
в)  атрибутивный.

Задание 4.Представлен макет статистической таблицы, характеризующий группировку промышленных предприятий по среднегодовой стоимости основных фондов:

Стоимость основных фондов предприятия, млн.руб

Число предприятия

Объем выпускаемой продукции, млн.руб

Численность промышленно-производственного персонала, чел.

Всего

В среднем на одно предприятии

Всего

В среднем на одно предприятии

10,0-12,0

12,0-14,0

14,0-16,0

итого

Какой вид группировки отражает данный макет: 
а) типологическую; 
б) структурную; 
в) аналитическую.

Задание 5. Распределение предприятий по тарифному разряду характеризуется следующими данными:

Тарифный разряд

Число рабочих

Удельный вес, в % к итогу

2

3

4

5

6

5

6

5

12

22

?

?

?

?

?

итого

Определите вид ряда распределения: 
а)  интервальный вариационный; 
б)  дискретный вариационный; 
в)  атрибутивный

Задание 6. Имеются следующие данные об успеваемости 30 студентов: 5,4,4,5, 3, 3, 4, 4, 4, 5, 5, 2, 5, 4, 4, 2, 3, 3, 4, 4, 4, 5, 4, 5, 4, 4, 3, 4, 5, 5. Постройте дискретный ряд распределения студентов по баллам, полученным в сессию.

Задание 7. По данным задания 6 постройте ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем две группы студентов: не успевающие и успевающие. 

Практическая работа №2.

Тема: «Способы наглядного представления статистических данных»

Цель: освоить полученные знания по теме статистические таблицы, статистические графики.

Оборудование: раздаточный материал.

На основе раздаточного материала заполнить нижерасположенные таблицы.

Таблица 1- Группировка коммерческих банков по величине кредитных вложений

Величина кредитных вложений, млн.руб

Число банков

Кредитные вложения, млн.руб

Капитал млн.руб

Прибыль, млн.руб

0,1-91,8

91,8-183,5

183,5-275,2

275,2-366,9

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

итого

Таблица 2 - Группировка коммерческих банков региона по величине кредитных вложений, % к итогу

Величина кредитных вложений, млн.руб

Доля банков

Структура кредитных вложений

Структура капитал

Структура прибыль

0,1-91,8

91,8-183,5

183,5-275,2

275,2-366,9

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

итого

100%

100%

100%

100%

Таблица 3 - Группировка коммерческих банков региона по величине кредитных вложений, % к итогу

Величина кредитных вложений, млн.руб

Число банков

кредитных вложений, млн.руб

Прибыль, млн.руб

всего

В среднем на один банк

всего

В среднем на один банк

0,1-91,8

91,8-183,5

183,5-275,2

275,2-366,9

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

итого

?

?

-

?

-

В среднем на один банк

-

-

?

-

?

Тема 5. Абсолютные и относительные величины

Абсолютные величины — это результаты статистических наблюдений. В статистике в отличие от математики все абсолютные величины имеют размерность (единицу измерения), а также могут быть положительными и отрицательными.

Единицы измерения абсолютных величин отражают свойства единиц статистической совокупности и могут быть простыми, отражая 1 свойство (например, масса груза измеряется в тоннах) или сложными, отражая несколько взаимосвязанных свойств (например, тонно-километр или киловатт-час).

Единицы измерения абсолютных величин могут быть 3 видов:

  1. Натуральные — применяются для исчисления величин с однородными свойствами (например, штуки, тонны, метры и т.д.). Их недостаток состоит в том, что они не позволяют суммировать разнородные величины.
  2. Условно-натуральные — применяются к абсолютным величинам с однородными свойствами, но проявляющим их по-разному. Например, общая масса энергоносителей (дрова, торф, каменный уголь, нефтепродукты, природный газ) измеряется в т.у.т. — тонны условного топлива, поскольку каждый его вид имеет разную теплотворную способность, а за стандарт принято 29,3 мДж/кг. Аналогично общее количество школьных тетрадей измеряется в у.ш.т. — условные школьные тетради размером 12 листов. Аналогично продукция консервного производства измеряется в у.к.б. — условные консервные банки емкостью 1/3 литра. Аналогично продукция моющих средств приводится к условной жирности 40%.
  3. Стоимостные единицы измерения выражаются в рублях или в иной валюте, представляя собой меру стоимости абсолютной величины. Они позволяют суммировать даже разнородные величины, но их недостаток состоит в том, что при этом необходимо учитывать фактор инфляции, поэтому статистика стоимостные величины всегда пересчитывает в сопоставимых ценах.

Абсолютные величины могут быть моментными или интервальными. Моментные абсолютные величины показывают уровень изучаемого явления или процесса на определенный момент времени или дату (например, количество денег в кармане или стоимость основных фондов на первое число месяца). Интервальные абсолютные величины — это итоговый накопленный результат за определенный период (интервал) времени (например, зарплата за месяц, квартал или год). Интервальные абсолютные величины, в отличие от моментных, допускают последующее суммирование.

Абсолютная статистическая величина обозначается X, а их общее число в статистической совокупности — N.

Количество величин с одинаковым значением признака обозначается f и называется частота (повторяемость, встречаемость).

Cами по себе абсолютные статистические величины не дают полного представления об изучаемом явлении, так как не показывают его динамику, структуру, соотношение между частями. Для этих целей служат относительные статистические величины.

Понятие и виды относительных величин

Относительная статистическая величина — это результат соотношения двух абсолютных статистических величин.

Если соотносятся абсолютные величины с одинаковой размерностью, то получаемая относительная величина будет безразмерной (размерность сократится) и носит название коэффициент.

Часто применяется искусственная размерность коэффициентов. Она получается путем их умножения:

  • на 100 — получают проценты (%);
  • на 1000 — получают промилле (‰);
  • на 10000 — получают продецимилле (‰O).

Искусственная размерность коэффициентов применяется, как правило, в разговорной речи и при формулировании результатов, а в самих расчетах она не используется. Чаще всего применяются проценты, в которых принято выражать полученные значения относительных величин.

В каждом конкретном случае выбор той или иной формы относительной величины определяется задачами исследования и социально-экономической сущностью, мерой которого выступает искомый относительный показатель. По своему содержанию относительные величины подразделяются на следующие виды:

• выполнения договорных обязательств;

• динамики;

• структуры;

• координации;

• интенсивности;

• сравнения.

Относительная величина договорных обязательств представляет собой отношение фактического выполнения договора к уровню, предусмотренному договором:

Эта величина отражает степень выполнения предприятием своих договорных обязательств, и может быть выражена в виде числа (целого или дробного) или в процентах. При этом необходимо, чтобы числитель и знаменатель исходного отношения соответствовали одному и тому же договорному обязательству.

Относительными величинами динамики – темпами роста – называются показатели, характеризующие изменение величины общественных явлений во времени. Относительная величина динамики показывает изменение однотипных явлений за период времени. Рассчитывается эта величина посредством сравнения каждого последующего периода с первоначальным или предыдущим. В первом случае получаем базисные величины динамики, а во втором – цепные величины динамики. И те и другие величины выражаются либо в коэффициентах, либо в процентах. Выбору базы сравнения при расчете относительных величин динамики, как и других относительных показателей, следует уделять особое внимание, так как от этого в существенной мере зависит практическая ценность полученного результата.

Относительные величины структуры^ характеризуют составные части изучаемой совокупности. Относительная величина совокупности рассчитывается по формуле

Относительные величины структуры, обычно называемые удельными весами, рассчитываются делением определенной части целого на общий итог, принимаемый за 100 %. У этой величины есть одна особенность – сумма относительных величин изучаемой совокупности всегда равна 100 % или 1 (в зависимости от того, в чем она выражается). Относительные величины структуры применяются при изучении сложных явлений, распадающихся на ряд групп или частей, для характеристики удельного веса (доли) каждой группы в общем итоге.

Относительные величины координации характеризуют соотношение отдельных частей совокупности с одной из них, принятой за базу сравнения. При определении этой величины одна из частей целого берется за базу для сравнения. С помощью этой величины можно соблюдать пропорции между составляющими совокупности. Показателями координации является, например, число городских жителей, приходящихся на 100 сельских; число женщин, приходящихся на 100 мужчин, и т. п. Характеризуя соотношение между отдельными частями целого, относительные величины координации придают им наглядность и позволяют, если это возможно, контролировать соблюдение оптимальных пропорций. Так как числитель и знаменатель относительных величин координации имеют одинаковую единицу измерения, то эти величины выражаются не в именованных числах, а в процентах, промилле или кратных отношениях.

Относительными величинами интенсивности называются показатели, определяющие степень распространенности данного явления в какой-либо среде. Они рассчитываются как отношение абсолютной величины данного явления к размеру среды, в которой оно развивается. Относительные величины интенсивности находят широкое применение в практике статистики. Примером этой величины может быть отношение численности населения к площади, на которой оно проживает, фондоотдача, обеспеченность населения врачебной помощью (численность врачей на 10 000 населения), уровень производительности труда (выпуск продукции на одного работника или в единицу рабочего времени) и т. п.

Таким образом, относительные величины интенсивности характеризуют эффективность использования различного рода ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), социальный и культурный уровень жизни населения страны, многие другие аспекты общественной жизни.

Относительные величины интенсивности вычисляются путем сопоставления разноименных абсолютных величин, находящихся в определенной связи друг с другом, и в отличие от других видов относительных величин являются обычно именованными числами и имеют размерность тех абсолютных величин, соотношение которых они выражают. Тем не менее в ряде случаев, когда полученные результаты расчетов слишком малы, их умножают для наглядности на 1000 или 10 000, получая характеристики в промилле и продецимилле.

Особый интерес представляет разновидность относительных величин интенсивности – валовой внутренний продукт на душу населения. Применяя этот показатель в различных отраслях или конкретных видах продукции, можно получать следующие относительные величины интенсивности: производство электроэнергии, топлива, машин, оборудования, услуг, товаров и т. д. на душу населения.

Относительными величинами сравнения называются относительные показатели, получающиеся в результате сравнения одноименных уровней, относящихся к различным объектам или территориям, взятым за один и тот же период или на один момент времени. Они также исчисляются в коэффициентах или процентах и показывают, во сколько раз одна сравнимая величина больше или меньше другой.

Относительные величины сравнения находят широкое применение при сравнительной оценке различных показателей работы отдельных предприятий, городов, регионов, стран. При этом, например, результаты работы конкретного предприятия и т. п. принимаются за базу сравнения и последовательно соотносятся с результатами аналогичных предприятий других отраслей, регионов, стран и т. д.

В статистическом изучении общественных явлений абсолютные и относительные величины дополняют друг друга. Если абсолютные величины характеризуют как бы статику явлений, то относительные величины позволяют изучить степень, динамику, интенсивность развития явлений. Для правильного применения и использования абсолютных и относительных величин в экономико-статистическом анализе необходимо:

• учитывать специфику явлений при выборе и расчете того или иного вида абсолютных и относительных величин (поскольку количественная сторона явлений, характеризуемая этими величинами, неразрывно связана с их качественной стороной);

• обеспечить сопоставимость сравниваемой и базисной абсолютной величины с точки зрения объема и состава представляемых ими явлений, правильности методов получения самих абсолютных величин;

• комплексно использовать в процессе анализа относительные и абсолютные величины и не отрывать их друг от друга (так как использование одних только относительных величин в отрыве от абсолютных может привести к неточным и даже ошибочным выводам).

Практическая работа №3.

Тема: «Статистические показатели»

Цель: освоить знания основных статистических показателей и умение их рассчитывать

Оборудование: раздаточный материал

Задание 1. Выполнить тестовое задание

1.Показатели, выражающие размеры, объем, уровни социально-экономических явлений и процессов

а)   абсолютными; 
б)   относительными.

2. Абсолютные величины могут выражаться в единицах измерения: 
а)  натуральных и условно-натуральных; 
б)   трудовых и денежных; 
в)  отвлеченных.

3.Абсолютные величины выражаются в единицах измерения: 
а)  килограммах, штуках, метрах, тоннах, километрах и т.д.; 
б)   коэффициентах, процентах, промилле, продецимилле.

4.Виды абсолютных величин:

а)индивидуальные, общие;
б) отношение фактически достигнутого уровня к плановому заданию за тот же период времени.

5.Объемные абсолютные величины получаются в результате:

а)сложения индивидуальных абсолютных величин;

б)подсчета числа единиц, входящих в каждую группу или совокупность в целом.

6.Относительные величины выполнения плана исчисляются как:

а)отношение планового задания на предстоящий период к фактически достигнотому уровню, являющемуся базисным для плана;

б)отношение фактически достигнутого уровня к плановому заданию за тот же период времени;

7. Относительные величины динамики получаются в результате сопоставления показателей каждого последующего периода: 
а)  с предыдущим; 
б)  с первоначальным; 
в)  со средним.

8.Относительные величины структуры: 
а)   характеризуют состав явления и показывают, какой удельный вес в общем итоге составляет каждая его часть; 
б)  показывают соотношение отдельных составных частей целого явления.

9.Относительные величины интенсивности представляют собой: 
а)  отношение двух разноименных показателей, находящихся в определенной взаимосвязи; 
б)  отношение двух одноименных показателей, относящихся к разным объектам или территориям за один и тот же период или момент времени.

10.Укажите относительную величину уровня экономического развития: 
а)  в одном из регионов на душу населения было произведено 760 м3 газа; 
б)   производство хлопчатобумажных тканей на душу населения в одном из регионов в 2,3 раза больше, чем в другом.

Задание 2. Имеются следующие данные о производстве муки в РФ:

Показатель

2014

2015

2016

2017

Произведено муки, млн т

11,5

9,6

19,9

11,2

Вычислите относительные показатели динамики с переменной и постоянной базой сравнения. Проверьте их взаимосвязь.

Задание 3. Известны следующие данные о производстве легковых автомашин в РФ в I полугодии 2020 г.:

показатель

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Объем производства, в % к декабрю 2020 г.

109,6

116,1

120,8

125,6

112,9

120,6

Вычислите относительные показатели динамики с переменной базой сравнения. Сделайте выводы. 

Задание 4. Произведенные затраты металлургического комбината за год составили:

Статьи затрат

Объем затрат, млн.руб

Сырье и материалы

Топливо и энергия

Оплата труда

Амортизация

Прочие расходы

280,5

110,5

34,0

85,0

340,0

итого

850,0

Вычислите относительные показатели структуры и координации.

Задание 5. Известны объемы производства отдельных видов промышленной продукции в трех странах:

Виды продукции

Венгрия

Германия

Россия

Электроэнергия, млрд кВтч

Синтетические смолы и пластмассы, млн т

Пиломатериалы, млн м

33

0,7

0,6

521

10,51

4,1

876

1,5

32,1

Рассчитайте относительные показатели уровня экономического развития, используя следующие данные о среднегодовой численности населения: Венгрия - 10,3 млн чел.; Германия - 81,4 млн чел.; Россия - 148,3 млн чел.

Задание 6. Имеются следующие данные об урожайности пшеницы в некоторых странах (ц/га): Казахстан - 7,2; Россия - 14,5; США - 25,3; Китай - 33,2; Нидерланды - 80,7. Рассчитайте относительные показатели сравнения. 

Тема 6. Ряды распределения

Динамика – это процесс развития, движения социально-экономических явлений и процессов во времени.

Ряды чисел, характеризующие состояние изменение явления во времени называют рядами распределения.

Для любого ряда распределения характерно 2 элемента:

  1. Уровни-это числа, составляющие ряд динамики;
  2. Период времени (год, месяц, день).

В зависимости от характера уровней, ряды динамики могут быть двух видов:

  1. Интервальные – называют такие ряды динамики, уровни которых показывают изменения размера явления за определенный период времени(таб.1).

Пример:

Таблица 1. Производительность сахара из сахарной свеклы в Тамбовской области за 2004-2008 гг

Показатель

2004 г

2005 г

2006 г

2007 г

2008 г

Количество сахара тыс.тонн

88,9

146,4

124,8

152,5

136,5

  1. Моментный – называют такие ряды, уровни которых показывают размеры явления на определенный период времени (таб.2)

Таблица 2. Число телефонов общего пользования в Тамбовской области  в 2004-2008гг

Показатель

31.12.2004 г

31.12.2005 г

31.12.2006 г

31.12.2007 г

31.12.2008 г

Число телефонов

196.9

207.4

217.8

224.8

235.9

Абсолютные уровни интервальных рядов , можно складывать, уровни моментных рядов – нет, не имеет смысла.

В зависимости от способа выражения ряды динамики бывают:

- абсолютные;

- относительные;

- средние.

Показатели анализа рядов динамики и методы их расчета

Для анализа рядов динамики рассчитывают следующие показатели (расчеты рассмотрим на примере таб.1).

  1. Δ абсолютный прирост – рассчитывается разницей между каждым последующим и предыдущим  (или базисным) уровнем  ряда динамики.

Δ 05/04 = 146,4 – 88,9 = 57,5

Δ 06/05 = 124,8-146, 4 = - 21,6

Δ 07/06 = 152,5 – 124,8 = 27,7

Δ 08/07 = 136,5 – 152,5 = - 16.

  1. Темп роста - это отношение абсолютного последующего уровня ряда динамики к предыдущему (базисному).

Δ 05/04 = 146,4 : 88,9  * 100% = 164,7

Δ 06/05 = 124,8 : 146, 4 * 100% = 85,2

Δ 07/06 = 152,5 : 124,8 * 100% = 122,2

Δ 08/07 = 136,5 : 152,5 * 100% = 89,5.

  1. Темп прироста – рассчитывается разницей между темпом роста и 100%.

Т пр. 05/04 = 164,7 – 100 = 64,7

Т пр 06/05 = 85, 2 – 100 = 14,8

Т пр 07/06 = 122, 2 – 100 = 22,2

Т пр 08/07 = 89,5 – 100 = 10,5.

  1. Абсолютное значение i-прироста – это отношение абсолютного прироста к темпам прироста, показывает сколько единиц приходится на каждый процент прироста , т.е  57, 5 : 64,7 * 100 % = 88,8.

Тема 7. Сезонные колебания

Сезонными колебаниями называются более или менее устойчивые внутригодовые колебания уровней различных социально-экономических явлений, сезонные колебания проявляются с различной интенсивностью во всех сферах жизни общества: производство, образование, потребление. Сезонность наносит большой вред национальной экономике, связанный с неравномерностью использования оборудования и рабочей силы, неравномерной загрузкой транспорта и необходимостью создавать резервы.

Задачи сезонности:

1) определение наличия сезонности, ее силы и характера в различных фазах годичного цикла;

2) характеристика факторов, вызывающих сезонные колебания;

3) оценка последствий, к которым приводят сезонные колебания;

4) математическое моделирование сезонности.

Для измерения сезонных колебаний наиболее часто применяются следующие методы:

- метод абсолютных разностей (применяется тогда, когда оперируют размерами этих разностей);

- метод относительных разностей (при использовании метода относительных разностей оперируют отношениями абсолютных размеров данных разностей к выровненному уровню);

- построение индексов сезонности (для исчисления сезонных колебаний определяют индексы сезонности).

Индексы сезонности рассчитываются как отношение среднего уровня соответствующего  месяца к общей средней за весь период:

https://www.ekonomstat.ru/images/lekcionnyj-material-po-statistike/sezonnye-kolebanija_1.gif

Значения индекса сезонности могут быть также вычислены как отношение фактического уровня соответствующего месяца к уровню, рассчитанному по методу скользящей средней или определенному по уровню тренда:

https://www.ekonomstat.ru/images/lekcionnyj-material-po-statistike/sezonnye-kolebanija_2.gif, где yi – фактический уровень, https://www.ekonomstat.ru/images/lekcionnyj-material-po-statistike/sezonnye-kolebanija_3.gif - выровненные данные.

В этой формуле влияние основной тенденции развития устраняется. Для устранения случайных колебаний производится усреднение индивидуальных индексов одноименных годовых периодов анализируемого ряда динамики:

https://www.ekonomstat.ru/images/lekcionnyj-material-po-statistike/sezonnye-kolebanija_4.gif

Выделение сезонной волны можно выполнить на основе построения аналитической модели сезонных колебаний. При использовании способа аналитического выравнивания ход вычислений индексов сезонности следующий:

1) отношение фактических месячных (квартальных) данных (yi) к соответствующим выравненным данным (https://www.ekonomstat.ru/images/lekcionnyj-material-po-statistike/sezonnye-kolebanija_5.gif) в процентам  https://www.ekonomstat.ru/images/lekcionnyj-material-po-statistike/sezonnye-kolebanija_6.gif;

2) средние арифметические из процентных соотношений, рассчитанных по одноименным периодам в процентахhttps://www.ekonomstat.ru/images/lekcionnyj-material-po-statistike/sezonnye-kolebanija_7.gif, где

n – число одноименных периодов.

Индекс сезонности:

https://www.ekonomstat.ru/images/lekcionnyj-material-po-statistike/sezonnye-kolebanija_8.gif

Тема 8. Индексы

«Индекс» в переводе с латинского – указатель, показатель.

В статистике под индексом понимается относительная величина, характеризующая соотношение значений определенного показателя во времени, пространстве, а также сравнение фактических данных с планом или другим нормативом.

С помощью индексов можно определить количественные изменения самых различных показателей функционирования народного хозяйства, развития социально-экономических процессов и т.п.

В экономической работе с помощью индексов можно объективно и точно показать изменения в росте или снижении производства, изменения в урожайности, состоянии себестоимости и цен выпускаемой продукции, численности работающих, производительности труда, заработной платы, изменения в цене акций на фондовых рынках (индекс Доу Джонса), сравнительную характеристику изменения погоды за определенный период времени (температуры, влажности, давления) и т.д. и т.п.

Индексы в своей основе представляют разновидность относительных величин, характеризующих средние показатели исследуемых процессов или явлений в социально-экономических и других областях деятельности общества. Однако от средних величин, рассмотрению которых посвящены были предыдущие темы, индексы отличаются тем, что они воплощают в себе, как правило, сводные, обобщающие показатели, т.е. выражают собой некоторое содержание, свойственное всем рассматриваемым явлениям и процессам.

Индексный метод имеет свою терминологию и символы.

Обозначения индексируемых величин:

–  индивидуальный индекс, его вычисляют для одной единицы совокупности;

I – общий (сводный) индекс (он определяется для всех единиц совокупности);

– количество (объем) какого-либо товара в натуральном выражении;

p – цена единицы товара;

z – себестоимость единицы продукции;

– затраты времени на производство единицы продукции, трудоемкость;

T – общие затраты времени на производство (tq) или численность рабочих;

pq – стоимость продукции или товарооборот;

zq – издержки производства.

Знак внизу справа означает период, например:

q0 – базисный, q1 – отчетный и т.п.

Экономический индекс – это относительная величина, которая характеризует изменение исследуемого явления во времени, в пространстве или по сравнению с некоторым эталоном (планируемым, нормативным уровнем и т.п.).

Если в качестве базы сравнения используется уровень за какой-либо предшествующий период – получают динамический индекс; если же базой является уровень того же явления по другой территории – территориальный индекс.

Индексируемая величина – показатель, изменение которого характеризуется индексом, она содержится в названии самого индекса, например: индекс цен, индекс заработной платы, индекс физического объема продукции и т.д.

Вес индекса – величина, служащая для целей соизмерения индексируемых величин.

Классификация индексов:

  • по степени охвата явления индексы бывают индивидуальные и сводные;
  • по виду весов – с постоянными и переменными весами;
  • в зависимости от формы построения – агрегатные и сводные;
  • по базе сравнения – динамические и территориальные;
  • по характеру объема исследования – общие индексы подразделяются на количественные и качественные;
  • по составу явления – постоянного (фиксированного) состава и переменного состава,
  • по периоду исчисления – годовые, квартальные, месячные, недельные и т.д.

В экономическом анализе индексы используются не только для сопоставления уровней изучаемого явления, но главным образом для определения экономической значимости причин, объясняющих абсолютное различие сравниваемых уровней.

Экономические индексы позволяют: 1) измерить динамику социально-экономического явления за два и более периодов времени; 2) измерить динамику среднего экономического показателя; 3) измерить соотношение показателей по разным регионам; 4) определить степень влияния изменений значений одних показателей на динамику других; 5) пересчитать значения макроэкономических показателей из фактических цен в сопоставимые.

Методика построения агрегатного индекса предусматривает решение трех вопросов: 1) какая величина будет индексируемой; 2) по какому составу разнородных элементов явления необходимо исчислить индекс; 3) что будет служить весом при расчете индекса.

Правило при выборе индекса

При выборе веса индекса принято руководствоваться следующим правилом: если строится индекс количественного показателя, то веса берутся за базисный период, при построении индекса качественного показателя используются веса отчетного периода.

Практическая работа №4.

Тема: «Ряды распределения»

Цель: освоить полученные знания по теме ряды распределения и индексы, уметь применять данные показатели в анализе

Оборудование: раздаточный материал

Задание 1. Выполнить тестовое задание

1.Индексы позволяют соизмерить социально-экономические явления: 
а)  в пространстве; 
б)   во времени; 
в)  в пространстве и во времени.

2.Можно ли утверждать, что индивидуальные индексы по методологии исчисления адекватны темпам роста? 
а)  можно; 
б)  нельзя.

3.Сводные индексы позволяют получить обобщающую оценку изменения: 
а)  по товарной группе; 
б)  одного товара за несколько периодов.

4. Является ли средний арифметический индекс разновидностью агрегатной формы индексов? 
а)  является; 
б)  не является.

5.Может ли в отдельных случаях средний гармонический индекс рассчитываться по средней гармонической невзвешенной? 
а)  может; 
б)   не может.

 6 Может ли средний гармонический индекс быть меньше минимального из осредняемых индивидуальных индексов?              * 
а)  да; 
б)  нет. 


7.Какие индексы обладают свойством мультипликативности? 
а) цепные с переменными весами; 
б)  цепные с постоянными весами; 
в)  базисные с переменными весами.

8.Являются ли цепные индексы с переменными весами индексами Пааше? 
а) являются; 
б)  не являются.

9.Индексы переменного состава рассчитываются: 
а)  по товарной группе; 
б) по одному товару.

10.Может ли индекс переменного состава превышать индекс фиксированного состава? 
а)  может; 
б)  не может.

11. Имея следующие данные рассчитайте:

1. абсолютный прирост

2. темп роста

3.темп прироста

4.абсолютное значение

А также, полученные данные оформите в виде общей таблицы.

года

Показатели

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Производство муки . тыс.т

90.5

111.8

167.3

132.6

145.5

150.8

12. Дайте определение понятиям: ряд динамики, интервальный и моментный ряд динамики.

Тема 9. Выборочное наблюдение

Статистическая методология исследования массовых явлений в зависимости от полноты охвата объектов различает 2 способа наблюдения:

  1. Сплошное;
  2. Не сплошное.

Разновидностью не сплошного наблюдения является выборочное наблюдение.

Выборочное наблюдение – это метод статистического исследования, при котором из всей совокупности единиц наблюдения выбирают часть, ее исследуют, делают вывод и переносят его на всю совокупность.

К выборочному наблюдению прибегают в следующих случаях:

  1. Когда исследование необходимо провести быстро и качественно;
  2. При проведении исследования с наименьшими трудовыми, материальными и финансовыми затратами;
  3. Когда проведение сплошного наблюдения может привести к уничтожению или порче всей продукции.

Совокупность отобранных для исследования единиц в статистике принято называть выборочной ( n ), а совокупность единиц из которых производится отбор, называется генеральной ( N ).

Способы формирования выборочной совокупности:

  1. По виду различают:
  1. индивидуальный отбор;
  2. групповой отбор;
  3. комбинированный отбор.

При индивидуальном отборе в выборочную совокупность отбираются отдельные единицы из генеральной совокупности.

При групповом – группы единиц.

Комбинированный отбор сочетает в себе индивидуальный и групповой.

В статистике существует 2 метода отбора единиц из генеральной совокупности:

  1. бесповторный – такой отбор, при котором попавшаяся в выборку единица не возвращается в генеральную совокупность , из которой осуществляется дальнейший отбор.
  2. Повторный – попавшая в выборку единица, после регистрации наблюдаемых признаков, возвращается в генеральную совокупность для участия в дальнейшей процедуре отбор.

Существует несколько способов отбора, которые характеризуются конкретным механизмом или процедурой выборки:

  1. Собственно случайная выборка – отбор единиц из генеральной совокупности производится наугад, без каких-либо элементов системности;
  2. Механическая выборка – когда генеральная совокупность каким-либо образом упорядочена, в данном случае устанавливается пропорция отбора, которая определяется соотношением объектов выборочной и генеральной совокупности.
  3. Типическая выборка – используется в тех случаях, когда все единицы генеральной совокупности можно разбить на несколько типических групп. Типический отбор предполагает выборку единиц из каждой типической группы собственно-случайным или механическим образом.
  4. Серийная выборка – удобна в тех случаях\, когда единицы совокупности объединены небольшие группы или серии. Сущность серийной выборки заключается в собственно-случайном или механическом отборе серий внутри которого проводят сплошное обследование единиц.
  5. Комбинированная выборка – это комбинация выше рассмотренных способов.

Практическая работа №5.

Тема: «Выборочное наблюдение»

Цель: освоить полученные знания по теме выборочное наблюдение.

Оборудование: раздаточный материал.

Задание 1. Дать определение понятию выборочное наблюдение.

Задание 2. В каких случаях прибегают к выборочному наблюдению?

Задание 3.Перечислите способы отбора при выборочном наблюдении.

Задание 4.Представлены следующие статистические наблюдения:

- Рейтинговая оценка популярности политиков;

- Изучение бюджета типичной городской семьи на основе ответов 5% семей на разосланные им по почте опросные листы;

- Изучение потребительского спроса населения на выставке-продаже товаров путем регистрации фактов покупки товаров;

- Изучение потребительского спроса населения на выставке-продаже товаров путем проведения опроса посетителей выставки.

1. Сформулируйте цель и задачи проведения каждого статистического наблюдения из перечня.

2. Укажите объект и единицу, а также определите форму и вид статистического наблюдения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Экономика отрасли"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика отрасли»  для  специальности 270802   «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» предназначен для студентов заочного обучен...

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Экологические основы природопользования"

УМК по дисциплине "Экологические основы природопользования" предназначен для изучения по специальностям "Ветеринария", "Обработка биоресурсов", "Земельно-имущественные отношения"...

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Основы зоотехнии" для специальности 111801 "Ветеринария"

Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу по дисциплине "Основы зоотехнии", курс лекций, методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентами....

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине "Информационноя безопасность"

ЭУМКД "Информационная безопасность" содержит материалы и разработки в помощь преподавателю...

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Общая экология"

Оптимизация отношений человека, общества и природы в значительной мере зависит от эффективности образования в области экологии и охраны окружающей среды, развития у всех членов общества экологического...

Учебно – методический комплекс по дисциплине: «Экономика организации»

Учебно – методический комплекс по дисциплине: «Экономика организации» Общеобразовательного цикла основной профессиональной программы по специальности 250109 «Садово – парковое и ландшафтное строительс...

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Элементы высшей математики"

Учебно-методический комплекс (УМК) учебной дисциплины «Элементы высшей математики» составлен в соответствии с ФГОС СПО 3 поколения и учебным планом специальности 230111 «Компьютерные сети» КГБОУ СПО «...