Учебно – методический комплекс по дисциплине: «Экономика организации»
методическая разработка по теме

Учебно – методический комплекс по дисциплине: «Экономика организации» Общеобразовательного цикла основной профессиональной программы по специальности 250109 «Садово – парковое и ландшафтное строительство» для студентов заочной формы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon экономика организации114 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Краснодарский гуманитарно-технологический колледж»

Краснодарского края

Учебно – методический комплекс по дисциплине:

«Экономика организации»

Общеобразовательного цикла основной профессиональной программы

по специальности 250109 «Садово – парковое и ландшафтное строительство»

Для студентов заочной формы обучения.

Краснодар,2013г.

Рассмотрено

На заседании кафедры строительства,

Деревообработки и технического обслуживания

___________ В.Г. Птицына

«___» ______________ 2013г.

«Утверждаю»

Зам. Директора по УР

___________ Г.А. Словцова

«___» _______________ 2013г.

Составитель:

Ослина Г.А. -         преподаватель высшей категории ГБОУ СПО КГТК КК

        

        Учебно – методический комплекс по дисциплине «Экономика организации» составлен в соответствии с характеристикой профессиональной деятельности выпускников требований к минимуму результатов освоения дисциплины.

        Учебно – методический комплекс по дисциплине «Экономика организации» адресован студентам заочной формы обучения в помощь для организации самостоятельной работы по изучению материалов курса.

        УМКД содержит рекомендации по изучению теоретического блока, перечень контрольных работ, а также включает вопросы и задания по промежуточной аттестации.

Содержание

  1. Введение
  2. Тематический план
  3. Содержание дисциплин. Примерное содержание разделов
  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
  5. Информационное обеспечение дисциплины

Пояснительная записка

        В условиях рыночной экономики создаются новые социально – экономические отношения. Возникновение рыночных форм собственности, зарождение экономической свободы, реальное появление конкуренции товаров и производств – все это свидетельствует о возникновении новой модели социально – экономического развития общества, т.е. рыночной экономики.

        Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.

        При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.

        Изучение материала необходимости вести в форме, доступной пониманию студентов. Для проведения занятий целесообразно использовать лекционно –семинарские занятия, организационно – деятельностные и деловые игры, разбор производственных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам экономики, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и вычислительную технику, организовать экскурсии в организации (на предприятия) отрасли.

        При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств.

        Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение или самостоятельных творческих работ по экономическим проблемам развития организации (предприятия).

        Освоение дисциплины предполагает практическое ее разделов и тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые навыки и умения.

        В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

В результате изучения дисциплины студент должен

 Знать

  • Современное состояние экономики;
  • Основные принципы построения экономической системы организации;
  • Экономические показатели деятельности организации;
  • Механизм ценообразования и формы оплаты труда.

Уметь

  • Рассчитывать основные показатели экономической деятельности организации;
  • Рассчитывать основные удельные технико – экономические показатели различных работ;
  • Планировать рентабельность организаций.

Учебная дисциплина «Экономика организации» изучается студентами

Заочного отделения в течении одного семестра. Учебным планом предусматривается выполнение контрольной работы и сдача зачета.

Тематический план курса «Экономика организации»

Введение:

Раздел I        «Предприятие, фирма, отрасль в условиях рынка»

Глава 1        «Микроэкономика и рыночный процесс»

Глава 2        «Предприятие и предпринимательство в условиях рыночной экономики»

Раздел II        «Материально – техническая база предприятия»

Глава 3        «Основные средства»

Глава 4        «Оборотные средства»

Глава 5        «Аренда, лизинг, нематериальные активы»

Глава 6        «Капитальные вложения (инвестиции)»

Раздел III        «Управление предприятием. Кадры предприятия и оплата труда»

Глава 7        «Управление предприятием»

Глава 8        «Кадры и производительность труда»

Глава 9        «Организация оплаты труда»

Раздел IV        «Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности прибыль»

Глава 10         «Издержки производства»

Глава 11        «Ценообразование»

Глава 12        Прибыль и рентабельность»

Раздел V         «Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятий»

Глава 13        «Планирование и прогнозирование деятельности предприятий»

Глава 14        «Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия»

Глава 15        «Экономические показатели деятельности посреднической организации (фирмы)

Глава 16        «Внешнеэкономическая деятельность предприятия»

Примерное содержание разделов

Раздел I         «Предприятие, фирма, отрасль в условиях рынка»

Глава 1         «Микроэкономика и рыночный процесс»

        Общие основы и принципы функционирования рыночной экономики.

Общая характеристика рыночного механизма: спрос, предложения,

равновесная цена, эластичность. Конкуренция в рыночной экономике, виды конкуренции. Рынок и государство.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятия «рынок». Каковы условия его возникновения?
  2. В чем состоят основы функции рынка?
  3. Какие факторы влияют на спрос и предложение на рынке?
  4. Почему и как изменяется рыночное равновесие?
  5. Какие ценовые и неценовые факторы влияют на спрос и на предложение?
  6. Какие виды конкуренции вы знаете?
  7. Почему необходимо вмешательство государства в экономику при рыночной системе?
  8. Каковы основные направления перехода к рыночной экономике в России?
  9. Каковы основные последствия рыночных реформ в России?

Глава 2                «Предприятие и предпринимательство в условиях рыночной экономике»

        Предпринимательская деятельность. Понятие юридического лица.

Понятие и виды риска. Типы предприятий, организационно-правовые формы собственности. Финансово-промышленные группы.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите основные типы предприятий. Какие классификационные признаки являются наиболее важными?
  2. В чем состоят основные особенности индивидуального предпринимательства?
  3. В чем особенности товарищества как формы предпринимательства и каковы их основные типы?
  4. В чем состоит сущность акционерной формы хозяйствования?
  5. В чем различие между открытым и закрытым акционерным обществом?
  6. Назовите основные виды акций и чем они отличаются друг от друга?

Раздел II        «Материально – техническая база предприятия»

Глава 3                «Основные средства»

        Сущность, назначение и состав основных средств. Оценка основных средств, виды износа, амортизация основных средств. Показатели использования основных производственных средств. Пути улучшения использования основных средств.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем сущность основных средств?
  2. Как характеризуется состав и структура основных средств?
  3. В чем состоит назначение классификации основных средств?
  4. Какие существуют виды оценок основных средств?
  5. Какие существуют виды износа средств труда? Каково значение их учета в системе амортизации?
  6. какие существуют методы начисления амортизации? Каков порядок расчета амортизационных отчислений равномерным методом? Какие методы ускоренной амортизации применяются в России?
  7. Какие существуют показатели использования основных средств?
  8. каковы резервы повышения эффективности использования основных средств?

Глава 4                «Оборотные средства»

        Состав и классификация оборотных средств. Нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Источники формирования оборотных средств. Анализ использования оборотных средств. Улучшение использования оборотных средств.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятий «оборотные средства», «фонда обращения».
  2. Какие существуют группировки элементов основных средств?
  3. Чем объясняется необходимость нормирования оборотных средств на предприятии?
  4. В чем состоит специфика нормирования материалов? Незавершенного производства? Готовой продукции?
  5. Как рассчитываются показатели, характеризующие скорость оборота оборотных средств?
  6. Какие способы повышения эффективности использования оборотных средств имеют особое значение в современных условиях?

Глава 5        «Аренда, лизинг, нематериальные активы»

        Аренда имущества, виды аренды, нематериальные активы, оценка и амортизация нематериальных активов.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем отличия аренды от продажи в кредит?
  2. Какие преимущества имеет аренда для предпринимателя?
  3. В чем состоят отличия оперативной аренды от финансовой (лизинга)?
  4. Дайте определение нематериальным активам предприятия.
  5. Что понимается под деловой репутацией фирмы?
  6. Как формируется первоначальная стоимость объектов нематериальных активов?
  7. Какие существуют способы амортизации нематериальных активов?

Глава 6                «Капитальные вложения»

        Понятие капитальных вложений. Капитальное строительство. Направление и источники финансирования капитальных вложений, показатели эффективности, пути повышения эффективности капитальных вложений.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятий «инвестиции», «капитальные вложения», «капитальное строительство».
  2. Прокомментируйте значение основных источников формирования капитальных вложений.
  3. В чем суть метода дисконтирования?
  4. Как определяется рентабельность инвестиций?
  5. Каковы основные пути повышения эффективности капитальных вложений?

Раздел III        «Управление предприятием. Кадры предприятия и оплата труда»

Глава 7                «Управление предприятием»

        Управление и эффективность производства. Структура и функции аппарата управления предприятием. Функции аппарата управления.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. Что понимается под организационной структурой управления?
  2. Какие существуют типы организационных структур управления? В чем состоят преимущества и недостатки каждого типа?
  3. Какие факторы влияют на выбор той или иной управленческой структуры?
  4. Что может служить показателем эффективности структуры управления?

Глава 8                «Кадры и производительность труда»

        Производственный персонал, профессионально-классификационная структура кадров. Численность персонала, производительность труда, методы измерения и оценки производительности труда. Баланс рабочего времени.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение трудового персонала. Какие категории работников включаются в трудовой персонал предприятия?
  2. Как определяется численность персонала предприятия?
  3. Какие показатели используются для характеристики динамики персонала?
  4. Дайте определение понятия производительности труда. Какие показатели используются для ее измерения?
  5. Каковы основные факторы роста производительности труда?

Глава 9                «Организация оплаты труда»

        Основная и дополнительная оплата труда. Тарифные и бестарифные системы оплаты труда. Формы заработной платы. Система повременной и сдельной заработной платы. Надбавки и доплаты. Должностные оклады. Премирование работников.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. Чем определяется дифференциация в оплате труда?
  2. Какие формы и системы заработной платы применяются на практике?
  3. В чем отличия тарифных и бестарифных систем оплаты труда?
  4. Какие существуют виды доплат и надбавок?
  5. На каких принципах может строиться система премирования работников предприятия?

Раздел IV        «Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности предприятия»

Глава 10        «Издержки производства»

        Виды затрат предприятия, классификация затрат на производство продукции. Определение себестоимости продукции, пути снижения себестоимости продукции.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем отличие затрат на производство и реализацию продукции от других видов затрат предприятия?
  2. Что входит в состав затрат, включаемых в себестоимость продукции? Каковы их классификации?
  3. В чем назначение группировки затрат по экономическим элементам?
  4. В чем экономическое назначение классификации затрат по статьям калькуляции?
  5. Перечислите основные виды калькуляции. Каков порядок определения себестоимости единицы изделия?

Глава 11        «Ценообразования»

        Виды цен, классификация цен, ценовая политика, методы ценообразования.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите различные виды цен в зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики.
  2. Покажите различия структуры оптовой цены предприятия, оптовой (отпускной) цены промышленности, закупочной и розничной цены.
  3. Какие существуют виды цен в зависимости от степени государственного регулирования?
  4. Должна ли фирма иметь информацию о товаре конкурента и какую именно?
  5. В чем состоит политика регулирования цен? Можно ли пренебречь ценовой политикой, если фирма выпускает постоянный ассортимент продукции?

Глава 12        «Прибыль и рентабельность»  

        Прибыль предприятия. Показатели прибыли, балансовая прибыль, рентабельность – показатель эффективности деятельности предприятия.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. Охарактеризуйте процесс формирования чистой прибыли предприятия. Какова система показателей прибыли?
  2. Каковы основные принципы распределения прибыли предприятия в условиях рыночной экономики?
  3. Как исчисляются основные показатели рентабельности?

Раздел V        «Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия»

Глава 13        «Планирование и прогнозирование деятельности предприятия»

        Основные разделы и показатели плана развития предприятия, разработка производственной программы, производственные мощности, бизнес-план, финансовый план предприятия.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие методы используется при разработке программы сбыта?
  2. Что такое товарный ассортимент?
  3. Как определяются объемы производства и реализации продукции?
  4. Как рассчитывается оптимальный объем производства?
  5. Как определяется производственная мощность предприятия, цеха, участка?
  6. Каковы основные этапы разработки бизнес-плана?
  7. Каковы цели и задачи финансового планирования?

Глава 14        «Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия»

        Понятие эффективности производства, принципы определение экономической эффективности, показатели финансового состояния предприятия.

         Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие показатели характеризуют эффективность использования ресурсов предприятия?
  2. Охарактеризуйте систему коэффициентов рентабельности.
  3. Как провести анализ рыночной активности предприятия?
  4. Какие показатели характеризуют платежеспособность предприятия?
  5. Как провести анализ финансовой устойчивости предприятия?
  6. В чем состоят цели и задачи анализа эффективности производства и финансового состояния предприятия?

Глава 15        «Экономические показатели деятельности посреднической организации (фирмы)»

        Организация товародвижения, типы торговых посредником, торговое предпринимательство, оптовая торговля, показатели эффективности коммерческой деятельности.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. Для чего нужны торговые посредники? Назовите типы торговых посредников?
  2. Чем отличается торговый дом от коммерческой оптовой организации?
  3. Из чего складываются издержки обращения?
  4. Какими показателями определяется эффективность коммерческой деятельности и как они рассчитываются?

Глава 16        «Внешнеэкономическая деятельность предприятия»

        Формы ВЭД, направления ВЭД, операции по экспорту, таможенные платежи, операции по импорту, свободные экономические зоны в экономике России.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение внешнеэкономической деятельности. Какими нормативными актами регулируется внешнеэкономическая деятельность?
  2. Охарактеризуйте основные инструменты государственного регулирования ВЭД.
  3. Какие меры предпринимаются для защиты российского рынка и российских товаропроизводителей?
  4. Как осуществляется а России государственная поддержка экспорта?
  5. Что такое внешнеэкономическая сделка?
  6. Перечислите элементы внешнеэкономического (внешнеторгового) контракта.
  7. Какими документами обеспечиваются операции по экспорту и импорту товаров?
  8. Какие виды расчетов применяются при экспорте и импорте товаров?
  9. Каково налогообложение предприятия при осуществления внешнеторговых сделок?
  10. Кто считается иностранным инвестором по российскому законодательству? В каких формах иностранные инвесторы могут участвовать в экономике России?
  11. Что такое «соглашение о разделе продукции»? Как они применяются в России?
  12. Дайте определение особой (свободной) экономической зоны.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.

Рубежный контроль.

Перечень контрольных работ, обязательных к сдаче.

        

        Контрольная работа состоит из 10 вариантов. Каждый вариант содержит три вопроса. Номер варианта определяется по последней цифре учебного шифра студента.

        При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:

  • В контрольную работу записывать контрольные вопросы. После вопроса должен следовать ответ на него;
  • На каждой странице оставляется поле шириной 3-4 см для замечаний проверяющего работу. За ответом на последний вопрос приводится список используемой литературы;
  • На обложке указывается учебный шифр, наименование дисциплины, курс, отделение, индекс учебной группы; фамилия, имя и отчество исполнителя, точный почтовый адрес.

        В установленные учебным планом сроки студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение. После получения проверенной работы студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, все указания преподавателя, повторить недостаточно усвоенный материал. Не зачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению.

Вариант № 1

  1. Сущность, назначение и состав оборотных средств.
  2. Определить фондоотдачу, если среднегодовая стоимость основных производственных фондов составляет 6 240 руб., а объем производственной продукции 7 800 руб.

Вариант № 2

  1. Состав и классификация оборотных средств.
  2. Определить финансовый результат от реализации услуг, если выручка от реализации услуг составила 650 тыс.руб., а затраты на производство и реализацию 720 тыс.руб.

Вариант № 3

  1. Производительность труда.
  2. Определите производительность труда на предприятии, если объем производственной продукции за год составил 21 000 тыс.руб., среднесписочная численность работников 900 человек.

Вариант № 4

  1. Формы и системы оплаты труда на предприятии.
  2. Определить коэффициент оборачиваемости оборотных средств, если выручка от реализации продукции за год составила 25 250 тыс.руб., а средний остаток оборотных средств 19 640 тыс.руб.

Вариант № 5

  1. Определение себестоимости продукции.
  2. Определить сумму заработной платы рабочего за изготовленные им 520 штук деталей, если сдельная расценка за одну деталь составляет 1,5 руб.

Вариант № 6

  1. Виды цен
  2. Определить финансовый результат от реализации 2 500 штук изделий, если цена реализации одного изделия 81 руб., а себестоимость одного изделия 50 руб.

Вариант № 7

  1. Прибыль предприятия
  2. Определить рентабельность производства и реализации продукции, если выручка от реализации продукции составляет 105 тыс.руб., затраты на производство и реализацию 90 тыс.руб.

Вариант № 8

  1. Бизнес-план
  2. Определить сумму заработной планы рабочего за изготовленные им 305 штук деталей, если сдельная расценка за одну деталь составляет 26 руб.

Вариант № 9

  1. Показатели финансового состояния предприятия.
  2. Определите финансовый результат от реализации одного изделия 520 руб., а себестоимость изделия 390 руб.

Вариант № 10

  1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.
  2. Определите сумму заработной платы охранника, отработавшего за месяц 200 часов, если часовая тарифная ставка равна 12 руб.

Внимание! Выполнение контрольной работы является допуском к итоговой аттестации по дисциплине. На основании факта сдачи контрольной работы Вы допускаетесь зачету.

Итоговый контроль по дисциплине.

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине

«Экономика организации»

  1. Общие основы и принципы функционирования рыночной экономики
  2. Конкуренция в рыночной экономике
  3. Рынок и государство
  4. Типы предприятий
  5. Сущность, назначение и состав основных средств
  6. Износ и амортизация основных средств
  7. Показатели использования основных производственных фондов
  8. Состав и классификация оборотных средств
  9. Анализ использования оборотных средств
  10.  Экономическая эффективность капитальных вложений
  11.  Производительность труда
  12.  Формы и системы заработной платы
  13.  Виды затрат предприятия
  14.  Определение себестоимости продукции
  15.  Виды цен
  16.  Прибыль предприятия
  17.  Рентабельность – показатель эффективности деятельности предприятия
  18.  Бизнес – план
  19.  Торговое предпринимательство
  20.  ВЭД

Информационное обеспечение дисциплины

Гражданский кодекс РФ. М., 2007

Налоговый кодекс РФ. М., 2008. Ч. 1. 2.

Трудовой кодекс РФ. М., 2007.

Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: учеб. Пособие.

        3-е изд., перераб. И доп. М., 2009.

Зайцев Н.Л. Экономика организации: учебник М., 2010

Киперман Г.Я. Экономика предприятия: словарь. М., 2008

Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономика предприятия:

        Учеб.пособие / под ред. М. Г. Лапусты. М., 2010

Практикум по экономике организации (предприятия): учеб.пособие/

        Под ред. П.В. Тальминой, Е.В. Чернецовой. М., 2007

Раицкий К.А. Экономика предприятия: учебник для вузов М., 2011

Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И.

        Экономика предприятия (в схеме, таблицах, расчетах): учеб. Пособие/ под ред. Проф. В.К. Скляренко, В.М. Прудникова. М., 2011

Смирницкий Е.К. Экономические показатели бизнеса М., 2008

Татарников Е.А. Экономика предприятия. Ответы на экзаменационные вопросы: учеб. Пособие. М., 2009

Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. 2-е изд., перераб. И доп. М., 2012

Чалдаева Л.А. Экономика предприятия: курс в схемах. М., 2010

Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации: учеб. Пособие/ под ред. В.А. Швандра. М., 2009

Экономика предприятия (фирмы): учебник/ под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. 3-е изд., перераб. И доп. М., 2012

Экономика предприятия. 100 экзаменационных ответов / под ред. А.С. Пелиха. Ростов н/Д, 2010

Экономика фирмы: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. М., 2009

Экономическая теория: Элементарный курс / под ред. С.А. Бартенева. М., : Юристь. 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Экономика отрасли"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика отрасли»  для  специальности 270802   «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» предназначен для студентов заочного обучен...

Учебно - методический комплекс по дисциплине :"Экономика"

Экономическое образование является важнейшим элементом социально-гуманитарного образования, одной из составных частей общего мировоззрения. Оно формирует навыки поведения личности в условиях рыночной ...

Учебно-методический комплекс по дисциплине профессионального цикла "Основы бухгалтерского учета" специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учета" (далее УМКД) предназначен для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерск...

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Экономика организации"

В учебно-методическом комплексе рассматриваются вопросы рыночной структуры, особенности функционирования её основных звеньев, логика конкурентной и ценовой политики, рыночная и отраслевая структура. П...

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОП. 03" Организация хранения и контроль запасов сырья"

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОП. 03 " Организация хранения и контроль запасов сырья",  разработан, на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальност...

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОП 03 «Техническое оснащение и организация рабочего места»,2016 год

Учебно-методический  комплекс  по дисциплине ОП 03 «Техническое оснащение и организация рабочего места», разработан в соответствии с рабочей  программой ОП 03 «Техническое оснащени...

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)"

В УМК входит рабочая программа дисциплины,ФОС, вопросы к зачету....