Первичное оформление прием груза к перевозке.
план-конспект занятия на тему

Прокопенко Андрей Владимирович

Во всех случаях отправительнесет ответственность за неправильное указание сведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_pervichnoe_formlenie_priema_gruza_k_perevozke.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Первичное оформление приема груза к перевозке

Сделать перечень по КЭС и справочнику

       Транспортные документы выписываются грузоперевозчиком в удостоверение того, что товар принят им к перевозке.  

       Основными транспортными документами являются:

  1. Коносамент;
  2. Погрузочный ордер;
  3. Штурманская расписка.

       Первичное оформление приема груза к морской перевозке в каботаже в порту отправления заключается в том, что одновременно со сдачей груза к перевозке отправитель заполняет и подписывает погрузочный ордер в четырех экземплярах (погрузочный ордер, дубликат, копию и корешок) на бланках установленного образца (бланк взять из грузоведения или тр. Д-тов)), которые выдает грузовая контора порта.

       При заполнении погрузочного ордера отправитель указывает:

- точное и полное наименование и адрес ГО и ГП;

- пункты отправления и назначения;

- отправительские марки, имеющиеся на грузовых местах;

- количество мест каждого наименования и каждого рода упаковки;

наименование упаковки;

- полное и точное наименование груза по установленной номенклатуре;

- действительный и точный вес груза или его объем для каждого наименования груза и общий итог веса с повторением его прописью;

- согласие на перевозку груза на палубе и перечень прилагаемых документов.

       Во всех случаях отправитель несет ответственность за неправильность указанных сведений.

       После заполнения и подписания четырех экземпляров погрузочного ордера отправитель предъявляет его начальнику грузового района порта для получения разрешения на ввоз груза в порт.

      Визу, разрешающую ввоз, накладывают на первый и третий экземпляры погрузочного ордера.

       При ввозе груза в порт грузоотправитель предъявляет третий экземпляр погрузочного ордера дежурному у пропускных ворот. Остальные три экземпляра погрузочного ордера (погрузочный ордер, дубликат и корешок) отправитель предъявляет заведующему складом порта, который принимает груз. При приемке он производит осмотр груза, а также проверку состояния тары, числа мест, наличия маркировки и вес груза. О всех несоответствиях и дефектах заявляется отправителю с требованием их устранить или внести в погрузочный ордер соответствующие оговорки о состоянии груза или тары.

       На основании данных погрузочного ордера порт составляет коносамент, а при перевозках в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении или в прямом водном сообщении—дорожную ведомость. Погрузочный ордер составляют на каждую отдельную партию груза, но не превышающую грузоподъемности и грузовместимости судна, на котором эта партия должна быть перевезена.

       В принятии груза на судно грузовой помощник капитана расписывается на дубликате и корешке погрузочного ордера. Погрузочный ордер, подписанный грузовым помощником капитана после принятия груза на борт судна, называется штурманской распиской (mates receipt). Если груз погружен не в «надлежащем по внешнему виду состоянии», в штурманскую расписку должны быть внесены соответствующие оговорки о состоянии груза. На основании штурманской расписки капитан или агент судна подписывает коносамент.

       Штурманскую расписку на не погруженный на борт судна груз давать не следует. Штурманская расписка не является товарораспорядительным документом на погруженный груз, так, как только подтверждает количество и состояние принятого груза. При перевозках грузов в малом каботаже применяют коносамент (форма К31), заполняемый в четырех экземплярах (оригинал, первая и вторая копии и корешок). Бланки коносамента имеют типографски оформленную нумерацию, являются бланком строгой отчетности и расход их учитывается. В верхней части на лицевой стороне коносамента указывают номер погрузочного ордера, наименование пароходства ММФ и дату.

       При заполнении коносамента на лицевой стороне также указывают:

- порты отправления и назначения;

- наименование грузоотправителя, грузополучателя и их адреса;

- наименование судна с указанием, что груз перевозят на условиях, изложенных на лицевой и оборотной сторонах настоящего коносамента;

- знаки и марки груза, число мест, род упаковки и по заявлению отправителя—наименование груза, вес, класс, ставка;

- особые замечания отправителя с указанием состояния груза и упаковки, согласия на перевозку груза на палубе, чьими средствами производится погрузка, выгрузка, какие документы приложены к коносаменту.

          Особые замечания подписываются отправителем. Затем проставляются подписи агента пароходства и расписка получателя груза с указанием даты и номера доверенности, выданной ему. В правой части лицевой стороны коносамента указывают расчет платежей по порту отправления и порту назначения: провозной платы, портового сбора, погрузки, выгрузки, взвешивания и др.

       В графе «Получено» при отправлении проставляется итоговая сумма с повторением ее прописью. Если же платеж переносят на порт назначения, эту строку прочеркивают, а ниже проставляют сумму, подлежащую взысканию. Если груз отправляют в день оформления коносамента, то на его обороте проставляют календарный штемпель того же дня.

       Если груз принят с ожиданием на складе до погрузки, то накладывают штемпель: «Груз принят с ожиданием на складе». На оборотной стороне коносамента указаны условия перевозки груза по настоящему коносаменту.

        По этим условиям обязанности и права отправителя (получателя) регламентированы следующими документами:

  1. Тарифами и правилами на перевозку грузов, опубликованными в тарифных руководствах;
  2. Распоряжениями правительственных органов по торговому мореплаванию.

       Затем указываются штемпелями время принятия груза к отправлению, время прибытия груза, время выдачи груза получателю и сведения о перевалках. Порядок корреспонденции экземпляров этой формы коносамента опубликован в тарифном руководстве 4М ММФ.

       На грузы, погружаемые у причалов портов ММФ, коносаменты составляют и оформляют транспортно-экспедиторские конторы порта.

       На массовые грузы (зерно, руду, уголь, нефть и нефтепродукты, лес и лесоматериалы), погружаемые у причалов грузоотправителей, коносаменты, как правило, составляют грузоотправители и представляют их капитану на подпись в установленные для этого сроки.

Грузовые документы

       Коносамент (bill of lading) —документ, выдаваемый перевозчиком владельцу отправляемого морем груза в удостоверение факта принятия его к перевозке и обязательства передать в порту назначения грузополучателю.    

       Кроме функции расписки в принятии груза к перевозке, К. выступает в роли товарораспорядительного документа, а также является доказательством наличия и содержания договора морской перевозки.

       Поскольку содержание К. определяет правоотношения между перевозчиком и грузовладельцем, условия какого-либо договора морской перевозки, не изложенные в К., обязательны для получателя груза лишь в том случае, если в К. сделана ссылка на тот документ, в котором они изложены.

       Погрузочный ордер (shipping order) — первичный транспортный документ, содержащий все необходимые данные о грузе и служащий основанием для его приемки на судно (сделать форму из грузоведения).

       П.о. выписывается в нескольких (четырех) экземплярах и содержит следующие сведения:

- наименование, род и количество груза (число грузовых мест, массу, объем);

- вид упаковки;

- знаки и марки;

- наименование грузоотправителя и грузополучателя;

- наименование портов отправления и назначения;

- название судна;

- дату составления П.о.

       При погрузке на палубу П.о. должен содержать оговорку о согласии на это грузоотправителя.

       Судну вручается два экземпляра П.о., на одном из которых после погрузки груза расписывается представитель судовой администрации. Этот экземпляр П.о. является так называемой штурманской распиской и служит основанием для выписки коносамента.

       Штурманская расписка (mate's receipt) — документ, выдаваемый судовой администрацией (обычно грузовым помощником капитана) в подтверждение принятия на судно определенной партии груза. В. Ш. р. указывается наименование и количество принятого груза, маркировка, порт назначения, а также все замечания о состоянии груза и его упаковки. Ш. р. служит основанием для выписки коносамента.

       Обычно Ш. р. делается непосредственно на одном из экземпляров погрузочного ордера.

       Люковая записка (hatch list) — опись грузов, размещенных в каждом грузовом помещении судна. Л. з. составляется судовой администрацией с целью облегчения поиска размещенных в трюмах грузов и правильной, поконосаментной их выгрузки в порту назначения.

       Обычно Л. з. содержит следующие данные: номер трюма, наименование грузового помещения (трюм, твиндек и т. д.) и место укладки груза, порт отправления и дату погрузки, количество мест и кубатуру груза, номер коносамента.

       Доковая расписка (dock receipt) — документ, выдаваемый судовладельцем, его   агентом (см.) или транспортно-экспедиторской организацией в подтверждение принятия груза на причал или на склад для последующей погрузки на судно.

       В Д. р., выписываемой на имя грузовладельца, указываются обычно наименование груза, число мест и их масса, род упаковки, маркировки, заявленная отправителем стоимость груза, порт назначения и пр.

После передачи груза со склада на судно Д.р. приобретает значение штурманской расписки (см.) и обменивается на коносамент (см.).

       Передаточная ведомость — коммерческий документ, содержащий перечень грузов, передаваемых с одного вида транспорта на другой при прямых водных и прямых смешанных железнодорожно-водных перевозках.

       П.в. содержит номера передаваемых накладных; род, массу и количество груза; марки и знаки; пункты отправления, назначения и перевалки.

       Манифест (manifest) — документ, содержащий перечень коносаментов и представляемый судовой администрацией таможенным органам, а также агентам и стивидорным компаниям в портах назначения.

       В манифест, составляемый на основании выписанных коносаментов, включаются обычно следующие данные: наименование судна, порт погрузки, номера коносаментов, наименование, масса, объем и количество груза по каждому коносаменту, наименование отправителей и получателей груза, маркировка груза, ставка и сумма фрахта.

Финансовые документы

      Фрахт представляет собой вознаграждение, выплачиваемое перевозчику за безопасную и сохранную перевозку и доставку грузов.

       Мертвый фрахт уплачивается грузоотправителем в качестве возмещения убытков, если он не погрузил свой товар, в том числе целиком, после заключения договора морской перевозки с судовладельцем, т.е. нарушил этот договор. 

Документы о времени

       Нотис (notice)  — извещение, вручаемое судовладельцем (капитаном судна) фрахтователям (см.) или их агентам о предполагаемом времени прибытия судна в порт (notice of expected time of arrival — ETA) или его готовности к производству грузовых операций (notice of readiness).

       Сроки и порядок подачи Н., как правило, оговариваются в чартере.

       Подача Н. о предполагаемом прибытии судна связана с необходимостью предоставления грузоотправителям времени на подготовку грузов. В чартерах обычно предусматривается подача нескольких таких Н., первый из которых, как правило, подается в момент выхода судна из последнего порта выгрузки по предыдущему рейсу.

       Нотис о готовности судна к погрузке или выгрузке подается капитаном после того, как судно прибыло в порт и во всех отношениях готово к началу грузовых операций. Под готовностью судна в данном случае понимается не только его способность принимать или выдавать груз, но и выполнение всех портовых формальностей, необходимых для получения судном свободной практики.

       После вручения Н. о готовности судна к производству грузовых операций в установленный чартером срок начинается исчисление продолжительности стояночного времени.

       Таймшит - ведомость учета стояночного времени судна (сталийного времени), предусмотренного чартером на производство грузовых операций. Он составляется в каждом порту погрузки и выгрузки судна, подписывается капитаном и представителем фрахтователя. Служит основанием для расчета по диспачу и демереджу.

       В таймшите фиксируются все производственные операции и непроизводительные простои за время стоянки судна в порту. В нем указываются:

- наименование порта и судна;

- дата и время прибытия судна и вручение нотиса о готовности к погрузке (выгрузке);

- дата и время фактического начала и окончания грузовых работ;

- продолжительность и причины перерывов в работе; норма грузовых работ по чартеру.

Коммерческие документы

       Коммерческий акт - документ, составленный перевозчиком, либо его представителем, удостоверяющий факт недостачи, порчи или повреждения груза при его выдаче получателю в пункте назначения. Он фиксирует размер, характер и причины не сохранности груза и является основанием для возложения за нее материальной ответственности на перевозчика.

       Акт общей формы (act) —документ, составляемый для засвидетельствования какого-либо факта.

       В торговом мореплавании А. о. ф. составляется в случаях:

- отказа перевозчика в приеме груза к перевозке;

- утраты документов, приложенных отправителем к коносаменту;

- повреждения оборудования судна при производстве грузовых операций, а также повреждения судном береговых устройств;

- неиспользования судна или отдельных его помещений;

- отсутствия у отправителя надлежаще подготовленного груза;

- а также во всех остальных случаях, когда это требуется обстоятельствами дела.

А. о. ф. составляется и выдается стороне, потребовавшей его оформления, в день обнаружения обстоятельства, являющегося основанием для оформления акта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профессиональному модулю "Транспортировка грузов и перевозка пассажиров"

Рабочая программа по профессиональному модулю "Транспортировка грузов и перевозка пассажиров"  Специальность 110809.01 «Мастер  сельскохозяйственного производства».Рабочая программа учебной ...

ПМ 04.Транспортировка грузов и перевозка пассажиров. Примерная рабочая программа учебной и производственной практики.

Примерная рабочая программа   учебной и производственной практики по профессиональному модулю разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начальног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ТРАНСПОРТИРОВКА ГРУЗОВ И ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик...

Практическая работа на тему "Оформление комплекта перевозочных документов. Ведение Книги приема груза к перевозке"

В процессе выполнения практической работы обучающиеся знакомятся с назначение комплекта перевозочных документов и порядком его заполнения в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов ...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МДК 02.01.Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  МДК 02.01.Транспортировка грузов и перевозка пассажировПрофессия 23.01.03 Автомеханик....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

Рабочая программа профессионального модуля - является частью основной професиональной оброзовательной программы в соответствии с ФГОС по професии СПО 190631 Автомеханик в части освоения основного вида...