Классный час "Традиции празднования праздников"
классный час по теме

 

Сценарий  проведения открытого внеклассного мероприятия

Тип классного часа: Беседа

Цели:

  1. Образовательная:расширение кругозора студентов о русских праздников.
    1. Воспитательная:воспитание солидарности, взаимопомощи, чувства ответственности за результаты работы в коллективе, умения выступать перед аудиторией.

Участники:группа 31Б, гости, классный руководитель

 

Место проведения:31 аудитория

 

Оформление:доска, мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение – песни соответствующие праздникам.

 

Все ведущие одеты в костюмы, по тематике классного часа

 

По окончании классного часа, все приглашаются к столу, выпить чаю с блинами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ СПО «Омский технологический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого внеклассного мероприятия

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ ПРАЗдНИКОВ

Разработали: Вагина В.В

Омск


Сценарий  проведения открытого внеклассного мероприятия

Тип классного часа: Беседа

Цели:

  1. Образовательная: расширение кругозора студентов о русских праздников.
  2. Воспитательная: воспитание солидарности, взаимопомощи, чувства ответственности за результаты работы в коллективе, умения выступать перед аудиторией.

Участники: группа 31Б, гости, классный руководитель

Место проведения: 31 аудитория

Оформление: доска, мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение – песни соответствующие праздникам.

Все ведущие одеты в костюмы, по тематике классного часа

По окончании классного часа, все приглашаются к столу, выпить чаю с блинами.

        

Ход классного часа

Ведущий 1     
7 июля Иван-Купала, Иванов день. Иван цветной.

По церковному календарю. Церковь празднует рождество Иоанa Крестителя. Отец Иоанна Захария, первосвященник Иерусалимского храма, жил с женой Елисаветой в Иудейских горах. Супруг юлили Единого о ребенке. И вот однажды, когда Захария читал в сраме службу, по преданию, явился ему Архангел Гавриил: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь его Иоанном. Он будет велик перед Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» Захария не поверил посланнику, и в наказание лишился дара Заговорил священник только после того, как у него родился Иоанн.

Согласно преданию, подросший Иоанн стал ближайшим предвестником Иисуса Христа. Уже в зрелом возрасте он удалился в Иудейскую пустыню.

Согласно легенде, внешним знаком покаяния и духовного обновления он избрал крещение, то есть омовение в воде, через погружение. Сам Христос принял крещение от Иоанна.

По народному календарю. Купала — древнейший праздник благоговения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь бы Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица.

Купальские игрища и праздники совершались в честь солнечной свадьбы, одним из актов которой было купание солнца в водах. Отсюда и название этих праздников — «купальские». В песнях, которые распевались в деревнях, Купала называется любовным, чистоплотным, веселым. В одной из купальских песен прямо говорится: «Ай, Купала наш веселый, князюшка наш летний, добрый».

Любовные обряды. Любовным Купала называется потому, что в его день раз в году расцветает папоротник, при помощи которого, по словам одной купальской песни, «сердце девичье огнями зажигают на любовь».

В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит суженый разлюбил и замуж за него не выйти.

Очистителные обряды. Чистоплотным Иван Купала называется оттого, что на заре этого дня принято купаться, причем такого рода купанию приписывается целебная сила. С той же целью поутру Иванова дня вологодские бабы «черпали росу». Для этого брали чистую скатерть и бурак, с которыми и отправлялись на поле. Скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали в бурак и этой росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть» и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. В той же Вологодской губернии накануне Ивана Купалы крестьянки мыли у колодца кадушки — один раз в год.

В Пензенской губернии точно так же черпали росу, хотя здесь она служила не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропили кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы. Впрочем, от клопов существовало и другое, более радикальное средство. Когда в дом приходил священник и, окропив святой водой, собирался уходить, ему нужно было вслед мести пол, при говаривая: «Куда поп, туда и клоп». Говорили: «После этого уже не одного клопа не останется, так как все они перейдут в тот дом, куда далее направится священник».

Одним из довольно распространенных обрядов было обливай каждого встречного... грязью. Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа. В Орловской губернии деревенские парни одевались в грязное, белье и отправлялись с ведрами и кувшинами на реку, где наполняли их самой грязной, мутной водой, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая каждого, кроме стариков и малых детей. Но всего охотнее, разумеется, обливали девушек: парни врывались даже в дома, выталкивали девушек на улицу силой и здесь с головы окачивали водой и грязью. Девушки старались отомстить парням и тоже бежали на реку за водой и грязью. Кончалось все тем, что молодежь гурьбой устремлялась на реку и, выбрав укромное местечко, купалась вместе, разумеется, и парни, и девушки оставались в одежде.

В некоторых уездах Ярославской губернии крестьяне признавали в Иванов день очень опасным, так как водяной считается именинником. Он терпеть не может, когда в его царство лезут люди и не только тем, что топит всякого неосторожного, но, затащив в глубь речных омутов, глумится уже над мертвым телом.

В Орловской губернии с Иванова дня начинали ломать прутья для банных веников. Считалось, что веники, срезанные до Иванова дня , приносят вред для здоровья(на теле будет «чес»).

 В купальную ночь разжигали очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, кто удачнее и выше — тот будет счастливее.

Купала-травник. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и берегут их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время.

В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год. Наибольшим вниманием пользовались:

1. Петров-крест — трава, похожая на простой горох без стручков, (Крест находится в корне, на глубине двух аршин, и предохраняет и от колдунов, и от нечистой силы.)

 2. Чертогон — трава с теми же свойствами: ее втыкают в трещину над воротами и калиткой — от колдунов, и под крышами — для изгнания чертей.

 3. Чернобыль-трава. Эту траву заплетают в плети и кладут их «под Иванову росу» с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья».

  1. Зяблица — помогает от ребячьего крика и от бессонницы, но для успешного действия ее нужно выдержать в молоке.
  2.  Расперстьице — эту траву сушат, и порошком ее присыпают больные места на теле (порезы, нарывы, опухоли).

Большим спросом пользовались также травы: «дивий сил», «мария-магдалина» (от тоски), «богородская» трава (для окуривания отелившихся коров).

Чудеса на Купалу. С днем Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки...

Ходили слухи, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты.

Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.

Приметы. Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов. На Иванову ночь звездно — много будет грибов.

В некоторых местах на Ивана Купалу открывают большой покос. 

  1. Обряды и гадания

ПРЫГАНЬЕ ЧЕРЕЗ КОСТЕР В ночь под ивана купала разводится большой костер из сучьев и соломы и прыгают через огонь с разбега, причем, удачный прыжок, если пламя не коснется прыгающего и не будет искр, - обозначает выход замуж или удачу.

УСЛОВИЯ ГАДАНИЯ Все гадания, а также перемена личины, т.е. маскарад, осуждались церковью в свое время и считались делом нечистым. Вот почему в народных обычаях время гаданий обязательно приурочивалось к 12-ти часам ночи. Наиболее удачными днями гадания считаются святки, ночь под новый год, под крещенье, и летом - день ивана купалы. Обычно в старину, гадавшие и ряженые в день освящения воды на крещенье, несмотря ни на какой мороз, окунались в проруби, смывая этим свои грехи.

ПУСКАНИЕ ВЕНКА На Ивана Купала бросить в реку венок из березы: если потонет - смерть, поплывет - замуж выйти, к берегу прибьет - незамужней быть.

 На ночь Ивана Купала надо поймать живую гадюку, продеть сквозь ее глаза белую нитку, и этой ниткой прошить какую-то из носильных вещей своего избранника. Степени силы этого способа гарантировать не могу - не пробовала, но, если вы действительно решили привораживать таким способом и, рискуя собственной жизнью, еще и измываетесь над живой тварью, то это настоящая ЛЮБОВЬ.


  1. Ведущий 2.

  2. Традиции празднования Пасхи

Еще Н.А Некрасов писал

«Бывало, накрывается

В гостиной стол огромнейший,

На нем и яйца красные,

И пасха, и кулич!»

Самый любимый и почитаемый праздник на Руси с давних времен, конечно же Пасха. Праздник Пасхи пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. После Великого Поста на стол в этот день выставляются самые разные и вкусные блюда. И среди них первое место занимают ритуальные кушанья. Это и пасхи, и бабы, и куличи, и другие вкусные вещи.

Пасхальные приметы

Приметы для стариков. На Пасху старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.

Приметы для девушек. Деревенские девушки в дни Пасхи не брали соли, чтобы руки не потели. Умывались водой с красного яйца, чтобы быть румяной, при этом становились на топор, чтобы стать крепкой.

Девушки верили, что все обычные любовные приметы на Пасху сбываются. Поэтому, если, например, девица ушибала локоть, то уже думала, что ее вспомнил милый. Если во щи падал таракан или муха — наверняка жди свидания. Если губа зачешется — не миновать поцелуев. Если бровь чесаться станет — будешь кланяться с милым.

Во время пасхальной службы девушки тихонько шептали: “Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!”; “Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!”

Приметы для охотников. Охотники придерживались одного неписаного правила: никогда не проливать крови в великие дни Светлой седмицы, когда вся тварь земная вместе с людьми радуется Христову воскресению и по-своему славит Бога. Считалось, что нарушители этого христианского правила подчас жестоко наказываются Богом, и бывали случаи, когда охотник, снарядившись на охоту, или нечаянно убивал себя, или не находил дороги домой и без вести пропадал в лесу, где его мучила нечистая сила.

Охотники специально приходили в церковь с ружьями, и как только в первый раз начинали петь “Христос воскресе”, они стреляли в воздух в полной уверенности, что этим выстрелом убьют черта и обеспечат себе удачную охоту в течение года.

Царствие небесное. Существовало убеждение, что всякий, кто умрет в Светлую седмицу, беспрепятственно попадет в рай, какой бы грешник он ни был, потому что доступ в царствие небесное объясняется тем, что в пасхальную неделю врата рая не закрываются и их никто не охраняет.

Укоренилось верование, что в пасхальную ночь можно видеться и даже беседовать со своими умершими родственниками. Для этого нужно было во время крестного хода, когда все богомольцы уйдут из церкви, спрятаться в храме со страстной свечкой так, чтобы никто не заметил. Когда души умерших соберутся в церковь молиться и христосоваться между собой, открывается возможность повидать своих усопших родственников. Но разговаривать в это время с ними нельзя. Для разговоров есть другое место — кладбище.

Наблюдения за природой. На Пасху молодые взбирались на крыши, чтобы встретить солнце (бытовало поверье, что на Пасху “солнце играет”, и многие старались подкараулить это мгновение).

Существовала такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток — к пожару, на запад — к несчастью.

Во время пасхальной утрени хозяйки наблюдали: какая скотина в это время лежит смирно — та ко двору. В это же время крестьянки гнали с насеста кур для того, чтобы куры не ленились, а пораньше вставали да больше яиц несли.

На Пасху небо ясное и солнце играет — к хорошему урожаю и красному лету.

На Святой неделе дожди — добрая рожь.

На Святой гром — к урожаю.

Коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет.

Если на второй день Пасхи будет ясная погода — лето будет дождливое, если пасмурно — сухое.

обычаи

Изгнание насекомых. Существовал обычай изгнания из избы клопов и тараканов, приуроченный к первому дню Пасхи. Делалось это таким образом: когда хозяин приходил после обедни домой, он не должен был входить прямо в избу, надо было сначала постучаться. Хозяйка, не отворяя дверей, спрашивала: “Кто там?” — “Я, хозяин твой, — отвечал муж, — зовут меня Иван. Ну что, жена, чем разговляться будем?” — “Мы-то разговляться будем мясом, сметаной, молоком, яйцами”. — “А клопы-то чем?” — “А клопы клопами”. Крестьяне уверены, что, подслушав этот диалог, клопы или испугаются и убегут из избы, или набросятся друг на друга и сами себя съедят.

Был еще и другой, более упрощенный способ изгнания клопов и всяких паразитов. Когда хозяева шли от обедни с пасхами, какая-нибудь старуха брала веник и кричала: “Прусаки и тараканы и всякая гадина, выходите вон из избы — святая пасха идет”. Это восклицание повторялось три раза, при этом старуха усиленно мела веником к порогу и трижды махала им за порог. Когда хозяева переступали с пасхой порог дома, старуха швыряла веник за порог как | можно дальше.

Поздравления. На Пасху было принято поздравлять всех знакомых. Впоследствии, помимо самых необходимых визитов, стали ограничиваться поздравительными пасхальными открытками.


  1. Ведущий 3.

  2. Масленица.

Масленица стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. Она называлась "веселой", "широкой", "пьяной", "обжорной", "разорительницей", "честной", "барыней-Масленицей", "госпожой Масленицей". Веселая, изобильная жизнь называется Масленицею: не житье, а Масленица.

 Первоначально Масленицу именовали мясопустом. Позже стали называть масленичную неделю сырной, или просто Масленицей. Масленица не имеет точного календарного времени, а является неделей, предшествующей Великому посту.

  1. Масленица.

Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом ее был Мороз. Однажды в самое печальное и суровое время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. Масленица пришла, но не той хрупкой девушкой, которая пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с румяными ; щеками, коварными глазами, с хохотом. В народе ее называли тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой.

В 1870 году "Сатирический вестник" так нарисовал портрет госпожи Масленицы:

  1. ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ

С субботы уже начинали праздновать "малую Масленку". Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с базара вопросом "Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал "нет", того били лаптями. В этот же день ребята с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

Последнее воскресенье перед Масленицей носило название мясного воскресенья. В вологодских деревнях принято было наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на Масленицу. В мясное воскресенье тесть ездил звать зятя "доедать барана".

Все дни Масленой недели имеют свои особые названия: 

  1. встреча - понедельник, 
  2. заигрыши - вторник, 
  3. лакомка - среда, 
  4. разгул, перелом -четверток,
  5. тещины вечерки - пятница, 
  6. золовкины посиделки - суббота, 
  7. проводы, прощанья, целовник, прощеный день - воскресенье

На заигрыши с утра приглашали девицы и молодцы покататься на горах, поесть блины.

На лакомки тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

В широкий четверг начинается масленичный разгул: катанье по улицам, разные обряды.

На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на ужин.

В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых.

Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почести.

На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе.

     Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг-девиц; если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.

  1. ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ

На Масленицу ребятишки, молодежь, старики - все высыпают из хат за ворота. Одни катаются на салазках или с хохотом "поздравляют блины", опрокидывая в снег рьяного мужика. Другие с надсадой орут песни и пошатываясь плетутся вдоль деревенской улицы. Третьи в новых нагольных тулупах сидят на завалинках и, вспоминая свою юность, глядят на людей, столпившихся у качелей, и на всю шумную улицу, по которой взад и вперед снуют расфранченные девушки, подгулявшие бабы, полупьяные парни и совсем пьяные мужики.

Один из иностранных писателей как очевидец так описывал русский народный праздник: "Масленица потому так названа, что русским в продолжение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье... Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство, так что ужасно слышать о том всякому христианину. В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное, в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек...

Проводы Масленицы и прощение отправляются на Руси с разными обрядами. На прощеный день ездят одаривать кума с кумой. Прощение между родными и знакомыми происходит вечером. Прощаться приходят родные к старшему в роде. Прощаясь, говорили по обыкновению друг другу: Прости меня, пожалуй, если в чем виноват перед тобою. Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощение между домашними бывало после ужина, перед сном. Здесь дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощение.

О русской Масленице сохранились поговорки:

Не житье, а Масленица,

Не все коту Масленица,

Масленица семь дней (неделю) гуляет,

 Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом, Сваталась Маланья на Масленице, думала гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что Масленица только ставит молодых напоказ.

Масленица-объедуха, деньгам приберуха.

Боится Маслена горькой редьки да пареной репы (то есть предстоящего поста)

После Масленицы - Великий пост, а за Страстною - Пасха.

Кому Маслена, да сплошная, а нам Вербная да Страстная!

 Была у двора Масленица, да в избу не зашла.

Без блинов - не Маслена.

В прощеный день, как на Пасху, все целуются.

Но, гуляя, все-таки надо вспоминать про предстоящий пост. Есть и на этот счет советы:

Маслена не на век дается.

Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай.

Масленице предшествуют недели, носящие в народе названия сплошных, пестрых, всеядных. Пестрыми неделями называются последние недели перед постами; они обыкновенно следуют за неделями всеядными. Пестрая неделя идет за сплошною.

Приметы: 

Какова пестрая, такова и Маслена.

Если на всеядной будет хорошая погода, то и Маслена будет тепла. Ненастная погода в воскресенье перед

Масленицей - к урожаю грибов.

Какой день Масленицы красный - в такой сей по весне пшеницу.

  1. Праздничный стол

За одну неделю перед постом нельзя было есть ничего мясного, однако допускалось потреблять все, происходящее от плоти - масло, сыр, яйца, молоко.

На сырной неделе (Масленице) уже нельзя есть мясо, зато, в отличие от 7 великопостных недель, разрешены молоко, молочные продукты и рыба. Предшествует Масленице "мясное заговенье" -воскресенье за 56 дней до Пасхи и, соответственно, воскресенье перед Масленицей. Это последний день зимнего мясоеда. В разных регионах страны готовили в это воскресенье свои традиционные мясные кушанья. На Урале таким блюдом были пельмени.

Главной ритуальной пищей Масленицы были блины. Начинали их печь уже с понедельника, но в обязательном порядке блины появлялись на столах в четверг. Масленичные празднования предполагали обильные возлияния ("На маслену не пить - Бога гневить").

Блины пекли всю неделю; на блины звали гостей и блинами везде угощали.

У древних славян, обожествлявших Солнце, блин олицетворял это божество.

 Вероятно, слово "блин" произошло от "млин" - молоть. Первоначально млином называли изделие из гречневой молотой муки, пекущееся на сковороде, смазанной маслом. Очевидно, эти блины начали печь раньше хлеба.

Блины - поминальное кушанье. И первый блин, испеченный на Масленице, - за упокой. Его клали на слуховое окошко "для душ родительских" или отдавали нищим, чтобы они помянули усопших.

Всех присутствующих угощают Блинами.


  1. Ведущий 4.

  2. Троица

 Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раз-дался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников. И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаи-вали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.

Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.  Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существо-вало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - "хоронили", топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.

Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.

Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления.

Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы исполь-зовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.

После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. "Топи, Семик, топи сердитых мужей!" - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

 Приметы. На Троицу дождь - много грибов.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

  1. Духов день

Пятьдесят первый день после Пасхи, или первый понедельник после Троицы, называется Духов день.

Спасибо всем за внимание. До скорых встреч!




Подписи к слайдам:

Открытое внеклассное мероприятиена тему «Традиции празднования праздников» Иван Купала

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час- празднование МАСЛЕНИЦЫ

Цель: познакомить уч-ся с русскими народными традициями;  формировать чувство товарищества и умение выступать на «публике»; организовать подготовку совместно с учащимися- приготовить блины,...

Презентация выступления к классному часу, тема "Будни и праздники энергетика"

Энергетика — это область народного хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, преобразование, аккумулирование, передачу, распределение и использование различных видов энергии....

Классный час посвященный празднованию Дня народного единства

Конспект-сценарий  для проведния классного часа "Когда мы вместе, мы непобедимы", посвященного празднованию Дня народного единства....

Тематический классный час к празднику 23 февраля «ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ»

Цель: познакомить учащихся с историй Российской армии, ее традициями, воспитывать уважение и интерес к истории своего государства, вызвать положительный эмоциональный отклик, воспитывать уважительное ...

Классный час «Патриоты Отечества», посвященный празднованию Дня Народного единства и Нижегородскому ополчению

Классный час «Патриоты Отечества», посвященный празднованию Дня Народного единства и Нижегородскому ополчению Форма проведения - интеллектуальная игра в командах....

Классный час "История праздника 23 февраля – Дня Защитника Отечества"

19 февраля 2016 года в ГБПОУ ДЗМ "МК № 6" был проведен Классный час "История праздника 23 февраля –  Дня Защитника Отечества" для студентов группы № 21.День защитни...

Классный час к празднику 23 февраля

Классный час: «День защитника отечества».Цели и задачи:Развитие нравственно-патриотического воспитания студентов.Воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны.Привитие  ...