Урок "Россия-наша Родина"
план-конспект урока по теме

Амбаева Ирина Цыденовна

Вводный урок по курсу ОРКСЭ, модуль Светская этика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rossiya-nasha_rodina.docx25.57 КБ
Файл prilozhenie_rossiya-nasha_rodina.docx14.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Тема урока:"Россия – наша Родина"

Метапредметные цели урока:

  1. формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
  2. формирование навыка чтения;
  3. формирование умения оценивать свою работу;
  4. формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
  5. развитие процессов мышления, памяти, внимания.

Личностные цели урока: воспитание самостоятельности, организованности.

Предметные цели урока: Познакомить учащихся с понятиями: “государство”, “гражданин”, “конституция”, “государственные символы страны: флаг, герб, гимн”;  

 Тип  урока:   Постановка учебной задачи.

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.    Самоопределение к деятельности (Организационный  момент)

  1.  Эмоциональный настрой

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Окружающий мир у нас сейчас.

– Солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, нашим гостям. Пожелайте им любви и добра.

Эмоциональный настрой Личностные УУД:

- создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД («хочу»)

- устанавливаются тематические рамки («могу»)

2. Актуализация знаний

 Я предлагаю вам послушать стихотворение и попробовать определить тему урока.

(слайды 1-)

 Что Родиной моей зовётся? (слайд 1)

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся, (слайд 2)

Иль куст кудрявых красных роз? (слайд 3)

Вон  та осенняя берёзка? (слайд 4)

Или весенняя капель? (слайд 5)

А может радуги полоска? (слайд 6)

Или морозный зимний день? (слайд 7)

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,(слайд 8)

И без друзей мне все не так. (слайд 9)

Та вот что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Всё, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

Вопросы по стихотворению:

 - Какой вопрос задает себе герой стихотворения?

 - К какому ответу приходит герой?

 

Познавательные УУД: (общеучебные)

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

3.Формулировка темы

-О чем и о ком мы будем говорить на уроке? (О Родине)

-Какова тема нашего урока?   (слайд 10)

-Тема нашего урока: "Россия – наша Родина"         (слайд )

3. Постановка учебной задачи.

 А как вы определяете для себя слово «Родина»? Почему?

-Что для нас является Родиной?

– Вы высказали разные гипотезы. А как узнать, какая из них верная? (Исследовать)

 

Рассуждения детей

Познавательные УУД:

Формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Познавательные УУД (общеучебные): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные УУД:

(целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу.

 – Я предлагаю ответить на эти вопросы. Итак, какова цель нашего урока: Узнать, что такое «Родина».

 

Составление плана исследования

Регулятивные УУД

(оценка):  выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения

Познавательные УУД (информационные): запись, фиксация информации об окружающем мире через заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст

А что нам нужно сделать, что бы реализовать наш план исследования. ( Обратиться к источнику знания, например к учебнику, справочнику, интернету и т. д.)

 

4. Открытие нового знания.

  1.  Толкование. Работа со словарем.

Я представляю вам несколько словарей, и вы должны узнать толкование слова «Родина»

 РОДИНА-1.Отечество, родная страна.

2.Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь.

Этимология Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити. Россия впервые у Ивана Грозного. Раньше – Русь, откуда Русия. Отчизна, Отечество (с Державина).

•         Родственные слова: Родной, родимая (сторона), родители.

•         Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.

•         Фразеологизм: Откуда есть пошла земля русская. Эмоционально-приподнятая фраза при повествовании об истории России. (Из «Повести временных лет» XII в.)

Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого?

 (Ответы учеников.)

-         Действительно, государство имеет свой язык, на котором разговаривает его народ, свои символы, свою историю, традиции, географическое положение, свои обычаи.

-        Посмотрите на карту. (слайд 11)

— Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на Камчатке наступает полночь.

 Ребята, а почему мы часто употребляем выражение “московское время”? И почему к Москве какое-то другое отношение? (слайд 12)

 — Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины.

– Почему необъятной?

– Да потому, что если сесть в самолет (слайд 13) и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства — ее зеленый наряд — леса.

— Вот она какая Россия — Русь, широкая и великая! И везде живут люди.

 Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?

– По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек. А как всех их можно назвать, одним словом?

– Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности (слайд 14) у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

 Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство — Россию, или Российскую Федерацию.

 Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Поэтому по-разному звучат на просторах нашей страны русская “Калинка”, зажигательная “Лезгинка” и казацкая плясовая.

 — Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: (слайд 15) “...государство гарантирует равенство, право и свободу человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям”.

Познавательные УУД (общеучебные):

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

Познавательные УУД (общеучебные): применять правила составления высказывания,

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

Физминутка 

7. Включение нового знания в систему знаний.(защита исследовательской работы)

А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое “символ”? Какие государственные символы вы знаете?

– Символы — это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.

  Назовите  основные символы государства.

Герб (слайд16)

Флаг (слайд 17,18)

Гимн (слайд 19, 20)

Я предлагаю вам разделиться на 3 группы и исследовать каждый из символов по группам, т.е. вы должны раскрыть происхождение, значение, как выглядит символ.

Дети защищают свою исследовательскую работу.

Познавательные УУД (общеучебные):

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

Познавательные УУД (информационные): запись, фиксация информации об окружающем мире по составленному плану исследования с опорой на прочитанный текст

8. Рефлексия.

-Какую цель мы ставили в начале урока? (слайд 21)

- Справились ли с поставленной целью?

- Кто чувствовал себя комфортно на уроке?

Саморегуляция:

концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений

9. Домашнее задание (слайд 22)

И в качестве домашнего задания. Написать творческую работу на темы:

Моя Родина – это…

Самыми трудными событиями моей Родины были…

Когда я вырасту, я хочу…

Я не хочу, чтобы моя Родина…

Я благодарен своей Родине за то, что…

Этот год тоже имеет большое значение для нашей Родины. (слайд 24) В этом году проходит празднование тысяча ста пятидесятилетия 1150-летия зарождения российской государственности. Поэтому Дмитрий Анатольевич  Медведев объявил 2012 год – годом истории. И в связи с этим праздником я хочу пожелать, что бы ваш путь по дороге знаний был интересным и увлекательным.

Использованные материалы:

http://summercamp.ru

http://festival.1september.ru

http://www.somb.ru

www.specoborona.ru

http://darudar.org/gift/wishers/453712/

http://online.jokis.ru/географические-карты-мира-скачать.html

www.adm.yar.ru

http://zaozsh1.narod.ru/p187aa1.html

http://festival.1september.ru/articles/600135/

http://www.ipk.khakasnet.ru/ORKSE/ORKSE_razrabotka_urokov.htm



Предварительный просмотр:

Приложение

ФЛАГ

Государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище  из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – голубого и нижнего – красного цвета.

Появился бело – сине - красный триколор в России в 1693 году. Пётр I использовал его в качестве « флага царя Московского». А с 1705 года трёхцветное полотнище становится торговым (коммерческим) флагом России. При этом собственного государственного флага у России не было до середины 19 века, и лишь с 1858 года по указанию

Александра III в качестве государственного стал использоваться династический чёрно – жёлто - белый флаг.

На протяжении второй половины 19 века велись споры, какой из двух флагов считать официальным флагом России? В 1883 году император Александр III распорядился использовать бело – сине – красный флаг в качестве государственного.

В современной России вопрос о смене флага был решён 22 августа 1991 года: красное полотнище Советского Союза заменил исторический триколор.

22 августа – День государственного флага Российской Федерации.

 По русским обиходным понятиям 17-19 веков красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой. Синий – небо, целомудрие, верность, духовность. Белый цвет - мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.

ГЕРБ

Герб России – двуглавый орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб: он появился 500 лет назад, в 1497 году. Впервые его ввёл великий князь московский ( великий князь «всея Руси») Иван III Васильевич. Это был герб Московского государства, Российской империи, а теперь Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы: на красном фоне изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства; он изображён на печатях, паспортах, денежных знаках.

ГИМН

Ещё одним символом Российской Федерации является Государственный гимн. Стихи гимна Российской Федерации написал Сергей Владимирович Михалков на музыку

А. Александрова. Гимн нужно исполнять и слушать стоя. (Ученики слушают гимн Российской Федерации.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

стихотворение "Родина моя светлая"

Вслед за знаменитым земляком В.М. Шукшиным - признание в любви Алтаю...

Классный час на тему" Родина нас выбирала"

Данная работа очень интересна и пронзительна до слез ,она посвещена  ребятам .которые сражались до последнего и посвещена им ....

Классный час "Мой край , моя Родина"

Методическая разработка классного часаЦели и задачи:- Расширить кругозор обучающихся, познакомить с историей образования Хабаровского края, его символикой, географическими особенностями;- Содействоват...

Классный час "Мой край, моя Родина

 Классный час "Мой край, моя Родина Цели и задачи:- Расширить кругозор обучающихся, познакомить с историей образования Хабаровского края, его символикой, географическими особенностями...

Презентация "тема родины и природы в лирике С.А.Есенина"

презентация предназначена для  проведения урока по лирике Есенина...