Статья "Как избежать школьных перегрузок"
статья по теме

 

Как избежать школьных перегрузок

(из опыта работы)

 

      Здоровье закладывается в детском возрасте. Поэтому проблема укрепления и сохранения здоровья является одной и актуальной и пробудила у меня желание создать на уроке условия, позволяющие отодвинуть усталость и избежать переутомления у учащихся.

      Еще А. Шопенгауэр говорил «здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Из одного миллиона относительно здоровых детей, приходящих в первый класс, уже через 9 месяцев у каждого из них (это 250 тысяч) врачи фиксируют отклонения в работе сердечнососудистой системы. Конечно, эту проблему можно было бы переадресовать врачам, родителям, но здоровье не ждет. Медицина, по данным всемирной организации здоровья, не может изменить здоровье населения, влияя на него не более, чем на 10%. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа. учитель начальных классов может активно формировать здоровый образ жизни на уроках математики, русского языка, изобразительного искусства, музыки, трудового обучения, а не только на уроках физической культуры и природоведения.

      Методика работы с детьми стоиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делает акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями. например. математический разбор пословицы: «Вставай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 и проживешь 99». Вопросы: через сколько часов после подъема рекомендуется завтракать? (Завтракать полезно не ранее, чем через 4 часа поле подъема). За сколько часов до сна рекомендуется ужинать? (9-5=4). Сколько часов составляет продолжительность сна? (8 часов).

      Продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов. Данная вставка на урок напоминает о нормальном режиме дня и правильном режиме питания. На уроках русского языка дети пишут тексты о здоровье, списывают пословицы: «здоровье всего дороже. Без труда нет добра. Терпенье дает уменье. Терпенье и труд все перетрут». Или : «Чистота-залог здоровья. здоровье разум дарит. Кто долго жует, тот долго живет. С курами ложись, с петухами вставай». Списывая слова спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи, дети добавляют свои.

     Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья, а желания рано или поздно исполняются. И вместе с ребятами в начале каждого дня говорим:

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- Я буду здоровым!

      Кроме того, я на уроке использую упражнения для тренировки мышц глаз. По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, то зрение у человека восстанавливается полностью. Вот некоторые элементы этой гимнастики:

1.      Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. повторить по 3 раза в каждую сторону.

2.      Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

3.      Представить перед собой вращающий обод велосипедного колеса, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

       Проведение физкультминутки для глаз с помощью ориентиров, расположенных в пространстве, способствует, расширению зрительно-двигательной активности. Физкультминутки проводятся через 10-15 минут напряженного зрительного труда.

 

       Ориентиры, которые я использую:

 

1.     Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазками.

2.     Офтальмотренажер. Движение глазками выполняются слева-направо, затем наоборот, потом сверху вниз и наоборот, по внутренним кругам и затем по овалам.

 

Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для глаз, рук, стоп. Например:

 

·        потянуться 1-2 раза;

·        сесть ровно и спокойно подышать, а значит и отдохнуть;

·        сказать добрые слова друг другу;

·        изгнать плохие мысли;

·        помассировать пальцы. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного-улучшает работу желудка, среднего-кишечника и позвоночника, безымянного-печени, мизинец помогает работе сердца.

 

       Таким образом, мало ребенка научить чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу, надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

        Итак, я описала небольшую часть работы, которая помогает снять усталость от школьных нагрузок, чтобы учиться с удовольствием и с радостью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как избежать конфликтов в общении с подростком

Как избежать конфликтов в общении с подростком...

Как избежать конфликта?

Как избежать конфликта?...

Что толкает подростков на преступления и как этого избежать.

Жертвами правонарушений наряду со взрослыми, к сожалению, становятся и несовершеннолетние. Но и они тоже подчас нарушают законы. Вопросы профилактики подростковой преступности находятся в сфере жизнен...

Методические рекомендации по правилам безопасного поведения «Домашние опасности или как избежать неприятных ситуаций дома»

Методические рекомендациипо правилам безопасного поведения «Домашние опасности или как избежать неприятных ситуаций дома»...

Синдром эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа. Как его избежать.

ldquo;Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ” Генрих ГейнеАктуальность: Студенчество, являясь составной частью молодежи, представля­ет собой специфическую прогрес...

Презентация к консультации на тему: "Дополнительное образование. Как избежать перегрузок у детей?"

Презентация к консультации на тему: "Дополнительное образование. Как избежать перегрузок у детей?"...