Главные вкладки

    Методическая разработка мероприятие,посвящённого Дню защитника Отечества.
    методическая разработка по теме

    Мишина Татьяна Николаевна

    Ежегодно 23 февраля, в России, празднуется день защитника Отечества. Это настоящий мужской праздник – суровый как сама история страны. В разные годы праздник имел разные названия. Современное название День защитника Отечества установлен решением Президиума Верховного Совета Российской Федерации в феврале 1993 года. А в 2002 году стал ''красным'' днем календаря.
        Без знания истории своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее.. Наш с вами долг – воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех , кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками.
        О русской воинской доблести, о русском воине как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству, верном в дружбе пойдет речь в данном мероприятии..

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon etih_dney_ne_smolknet_slava.doc82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Самарской области


    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    «Кинельский государственный техникум»


    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

    ''Этих дней не смолкнет слава!''.

                                                                                 Разработала:

                                                                                 Мишина Татьяна Николаевна,

                                                                                  воспитатель ГБОУ СПО КГТ

     

    г.Кинель, 2012

    Цель: изучение, коррекция и развитие социальной потребности (мотивация) учащихся быть защитником Отечества.

    Задачи:  

    -формирование образа российского воина - защитника на    исторических примерах;

    -формирование потребности физического и духовного саморазвития;

    -привести к осознанию личной роли каждого гражданина в деле защиты Отечества;

    -воспитание позитивного отношения юношества к службе в армии;

    -воспитание чувства патриотизма, долга перед Родиной.

    Предварительная работа: до проведения классного часа проводится анкетирование, позволяющее оценить отношение учащихся к воинской службе.

    Результаты анкетирования оглашаются по ходу мероприятия. Текст анкеты прилагается.

    Форма проведения: открытое мероприятие с элементами аудио и видео сюжетов.

    Место проведения: читальный зал библиотеки.

     Аудитория: обучающиеся 1-3 курса, преподаватели, гости

     Использование ИКТ на мероприятии:

    Компьютер, проектор, принтер, экран, цифровой фотоаппарат.

    В читальном зале звучит  песня «Защитники Отечества» (слайд№1)

    Классный час, посвященный Дню защитника Отечества

    ''Этих дней не смолкнет слава!''    (слайд№2)

    Вам, юноши и девушки,

    Приемники славных традиций

    отцов,

              дедов,

                        прадедов,

    Вам, русские люди,

    Чьи сердца

                     согрели и вдохновили

    Авторов прекрасных произведений

    О русской воинской доблести …

    (слайд№3)

                    *   *   *

    Страшись, о Русь, хотя бы на мгновенье

    Принизить славу дедовских времен…

    (слайд№4)

                    Звучит песня из к/ф ''Офицеры'' 

            I. Ежегодно 23 февраля, в России, празднуется день защитника Отечества. Это настоящий мужской праздник - суровый как сама история страны. В разные годы праздник имел разные названия. Современное название День защитника Отечества установлен решением Президиума Верховного Совета Российской Федерации в феврале 1993 года. А в 2002 году стал ''красным'' днем календаря.

            Без знания истории своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее. Наш с вами долг - воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками.

            О русской воинской доблести, о русском воине как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству, верном в дружбе пойдет сегодня речь. А начнем мы издалека.

                    Звучит песня «Ой, ты степь широкая…»'. 

              II. Давным - давно, еще в VI веке,  на холме стоял град-слобода росского племени, или россичей, как они сами себя называли. Крепость была окопана рвом, обнесена частоколом из заостренных бревен, снабжена сторожевой вышкой. (слайд№5)

            Далеко было видно с холма: немало лесов, Рось - реку. Но нет лесной защиты за Росью. Там тянется дальняя степь. И чем дальше от Рось - реки, тем степи становятся шире. Там широко для взгляда, для скачки, и ветер свистит в ушах всадника по-иному, и пахнет иначе. Там беспредельность. Раздолье! (слайд№6)

            Злое раздолье… Оттуда тайно пробирается враг, зачастую совсем безымянный, стараясь нахватать оплошавших людей славянского языка, тайком пройти через Рось –реку, ограбить грады. Приходят и открыто целым войском, чтобы убить мужчин, взять имущество, женщин, детей, девушек и юношей угнать для продажи на рабских торговищах.

            Чтобы защищаться от недругов родовой град имел слободу. Слободскими людьми правил воевода. У него над воинами - слобожанами власть большая. Крепко слобода на Рось - реке берегла кон - границу славянского языка.

            Главная же крепость - воинское уменье росских мужчин. Все они - настоящие воины, обученные ратному делу, прошедшие воинские испытания. Каждый умеет ездить верхом, в седле и без седла, править конем только ногами, освободив руки для боя. С давних пор повелось в росской слободе искусство развивать силу ног. Дают камень пудовой, обшитый кожей. Его нужно держать коленями стоя. Больший и больший камень дают. Доводят груз до 4-х пудов. Зато слобожане не нуждались в поводьях, с коня, как с твердой земли, били стрелами, метали копье. Скакали одним строем, шли ниткой затылок в затылок и сплошной лавиной лошадиных грудей и боевых щитов. (слайд№7)

            Тяжела воинская наука. Новичков заставляли бегать с мешком на спине: в мешке - песок. Груз песка доводили до 4-х пудов.  В реке плавали подолгу, не считаясь со студеной водой. Строптивых не было. И стрелки все хорошие. Дня не проходило, чтобы не натянуть тетиву. Как рассвет - стреляй и стреляй. По времени привыкает рука, развивается глаз. Дальше, на третий рубеж отходят стрелки, на три сотни шагов. Отсюда рисованные тела нужно так поразить, чтобы из пяти стрел четыре шли в воздухе, когда впивается первая. Тогда ты настоящий стрелок. Сам, гордясь мастерством, будешь стараться, дня не пропустишь без стрелы. (слайд№8)

            Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматриваясь в степь, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топот чужих коней. Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться да позавидовать! (слайд№9)

            Вспомним про дела, про честь богатырскую, про удаль молодецкую, чтобы море синее успокоилось, чтобы добрые люди послушались, чтобы молодцы призадумались, что веками не меркнет слава русская!

            

    1. Стихотворение И. Никитина ''Русь''

    Широко ты, Русь,

    По лицу земли

    В красе царственной

    Развернулася!

                    У тебя ли нет

    Поля чистого

    Где б разгул нашла

    Воля смелая?

    У тебя ли нет

    Про запас казны,

    Для друзей стола,

    Меча недругу?

                 У тебя ли нет

    Богатырских сил,

    Старины святой,

    Громких подвигов?…

    И давно ль было,

    Когда с Запада

    Облегла тебя

    Туча темная?

                    Под грозой ее

                    Леса падали,

    Мать сыра-земля

    Колебалася

    И зловещий дым

    От горевших сел

    Высоко вставал

    Черным облаком!

                    И лишь кликнула ты

                    Свой народ на брань -

                    Вдруг со всех концов

                    Поднялася  Русь.

    Собрала детей

    Стариков и жен,

    Приняла гостей

    На кровавый пир.

                    И в глухих степях

                    Под сугробами

                    Улеглися спать

                        Гости навеки.

    И теперь

    Из далеких стран

    На поклон к тебе

    Корабли идут

                    И поля цветут,

                    И леса шумят,

                    И лежат в земле

                    Груды золота.

    И во всех концах

    Света белого

    Про тебя идет

    Слава громкая.

                    Уж и есть за что,

    Русь могучая,

    Полюбить тебя,

    Назвать матерью

    Стать за честь твою

    Прогнав недруга

    За тебя в нужде

    Сложить голову

            IV. Русским людям свойственна любовь к своей прекрасной Родине, к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать не жалея жизни, свое Отечество от врагов.

            В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же.

            Патриотизм - это любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам. Это чувство великое, необходимое, прекрасное. И всегда самым тяжким преступлением было предать свою отчизну. Измена ей никогда и ничем не искупается.

            Героическое прошлое нашей Родины отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих легендарных героев: Илью Муромца, Василия Буслаевича, Алешу Поповича, Добрыню Никитича.

            А кому не известны сегодня великие события русской военной истории – Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородино, Сталинградская битва, Курская дуга…

            

                V .  В 1240 году новгородский князь Александр Ярославович нанес сокрушительный удар на реке Неве войску шведских рыцарей, которые много раз  пытались захватить русские земли. За эту победу он был назван Невским и объявлен православной церковью святым. В ту пору ему было 20 лет. (слайд№10)

             VI. А в 1242 году, весной, Александр Невский разгромил силы немецких кретоносцев на Чудском озере, проявив себя как великий полководец. (слайд№11)

    На голубом и мокроватом

    Чудском потрескивавшем льду

    В шесть тыщ семьсот пятидесятом

    От сотворения году,

    В субботу, 5 апреля,

    Сырой рассветною порой

    Передовые рассмотрели

    Идущих немцев темный строй.

            Вот как описывает события этого великого дня К. Симонов в поэме ''Ледовое побоище'':

    В рубахах стираных, нательных,

    Тулупы на землю швырнув,

    Они бросались в бой смертельный,

    Широко ворот распахнув…

    Они с открытыми глазами

    На немцев голой грудью шли,

    До кости пальцы разрезая,

    Склоняли копья до земли

    И там, где копья пригибались,

    Они в отчаянной резне

    Сквозь строй немецкий прорубались

    Плечом к плечу, спиной к спине.

    Князь молча слушал разговоры,

    Насупясь на коне сидел,

    Сидел, спасая он не город,

    Не вотчину, не свой удел.

    Сегодня силой всенародной

    Он путь ливанцам закрывал.

    И тот , кто рисковал сегодня,

    Тот всею Русью рисковал…

    VII.        Звучит песня ''Русское поле''. 

            

    138 лет минуло после битвы на Чудском озере. И снова русское войско выступило в поход, в ночь на 8 сентября 1380 года переправилось оно через Дон на поле Куликово. Пришло время сразиться с татаро-монголами.

    Около полудня поединок Пересвета и Челубея, русского и ордынского богатырей, погибших в схватке, дал сигнал к сражению. (слайд№13)

    ''И была брань крепкая  и сеча злая, - говорится в сказании, - и лилась кровь, как вода, и падало мертвых бесчисленное множество от обеих сторон, от татарской и русской. Не только оружием убивали, но и под конскими ногами умирали, от тесноты великой задыхались, потому что не могло вместиться на поле Куликовом такого множества сошедшихся сил''.

    Не удалось Мамаю сломить русичей, войско его перестало существовать, а сам он бежал.

    Победа над Золотой Ордой вдохнула новые силы и надежды в сердца русских людей, поразила воображение современников и потомков. ''…По русской земле, - распространилось веселье и отвага, и вознеслась слава русская…''.  А московский князь Дмитрий Иванович был прозван Донским и стал национальным вождем.

            

    VIII. Русский человек миролюбив, добр, душевен, отзывчив. Но всегда готов дать решительный отпор любому посягательству на свободу и территориальную целостность своей Родины.

    Во второй половине XVIII века, когда царствовала Екатерина II, Турция постоянно нападала на южные рубежи Российской империи.

    Во время одной из русско-турецких войн (1787 - 1791 г.г.) русские войска, которыми руководил выдающийся полководец А.В. Суворов, проявили чудеса храбрости при штурме г.Измаила (в декабре 1790 г.). Турки превратили город в неприступную крепость. Русские войска блокировали город с суши и со стороны реки Дунай. Взятие А.В. Суворовым крепости, считавшейся неприступной, произвело огромное впечатление в Европе. (слайд№14)

               А в 1799 г. А.В. Суворов командовал русско-австрийскими войсками в северной Италии. После нескольких побед он изгнал оттуда войска Наполеона, затем совершил зимой со своими отчаянно смелыми, бесстрашными, находчивыми, выносливыми солдатами, которых он сам называл ''чудо богатырями'', трудный переход через швейцарские Альпы. (слайд№15)

              IX. 12 июня 1812 года Наполеон без объявления войны вторгся в пределы России. Прославленный русский полководец, генерал М.И. Кутузов был избран начальником ополчения, но напряженная военная обстановка и требования армии и народа заставили царя назначить М.И. Кутузова главнокомандующим всей русской армией. Полководец любил Родину и верил в силы русского народа. Русские люди, и стар, и млад, в едином порыве объединились, чтобы отразить врага. Мужчины вступали в народное ополчение. (слайд№16)

             Широко развивалось партизанское движение. (слайд№17)

              X. Рядом с русскими воинами в сражениях участвовали и женщины. Летописцы донесли до нас рассказы о ратном подвиге женщин. Участницами Куликовской битвы были Дарья Ростовская и Федора Пужбольская. Обе, одетые в мужскую воинскую одежду, храбро сражались и, как пишет летописец, ''добыли себе чести и славного имени''. (слайд№18)                          Надежда Дурова, кавалерист-девица, участник войны 1812явилась прототипом Шурочки Азаровой в произведении Александра Гладкова «Давным-давно»

    XI. Русские поэты XIX века, продолжая традиции древней русской литературы, сочувственно относились и к жертвам войны и к горю их матерей. (слайд№19)

    (Стихотворение Н.А. Некрасова ''Внимая ужасам войны'')

    Внимая ужасам войны,

    При каждой новой жертве боя

    Мне жаль не друга, не жены,

    Мне жаль не самого героя.

    Увы! Утешится жена,

    И друга лучший друг забудет,

    Но где-то есть душа одна -

    Она до гроба помнить будет!

    Средь лицемерных наших дел

    И всякой пошлости и прозы

    Один я в мире подсмотрел

    Святые, искренние слезы -

    То слезы бедных матерей!

    Им не забыть своих детей,

    Погибших на кровавой ниве,

    Как не поднять плакучей иве

    Своих поникнувших ветвей.

          XII. Тема войны всегда трагична. Война - это невозвратимые потери, гибель людей, человеческое горе, но не только. Война - это также смелость, героизм, самопожертвование, воинская доблесть.

            Одно из лучших свидетельств воинской доблести русских людей - народные солдатские песни. С ними уходили на войну (звучит песня из к/ф ''Иван Васильевич меняет профессию''), с ними шли в поход (звучит песня ''Солдатушки, бравы ребятушки''), с ними коротали время между боями (звучит песня ''Служили два товарища'').

            Алексей Николаевич Апухтин, - современник Крымской войны, создал ''Солдатскую песню о Севастополе''. Вот строки из нее:

    Я спою, как, покину и дом, и семью,

    Шел в дружину помещик богатый,

    Как мужик, обнимая бабенку свою,

    Выходил ополченцем из хаты.

    Я спою, как росла богатырская рать,

    Шли бойцы из железа и стали,

    И как звали они, что идут умирать,

    И как свято они умирали!

            

    XIII.  Из поколения в поколение передавались заветы - традиции русского воинства. Свято берегут их новые поколения русских людей и бережно передают другим.

    А сейчас мы с вами посмотрим, как торжественно принимали в офицеры выпускников военных училищ в XIX веке. Как русский император поздравлял юнкеров ''с первым шагом на пути доблестного русского офицерства''. Надо сказать, что эта традиция сохранилась до сих пор.

            (Кадр из к/ф ''Сибирский цирюльник'').

    1. (Звучит песня ''Вставай, страна огромная!'').

    22 июня 1941 года Германские воска вторглись в западные границы нашей Родины.  И началось великое противостояние, которое длилось 1418 дней. (слайд№20)

    Дни войны. Каждый из них - это кровь и смерть, радость больших и малых побед, боль и горечь утрат, безмерные страдания людей, беспримерное мужество и доблесть русского народа.

    Воины знали, что идут сражаться за землю, политую кровью предков, что в их жилах течет кровь тех, кто не отдал и пяти родной земли.

    Песня  В.С. Высоцкого ''Песня летчика-истребителя''

    Их восемь - нас двое. Расклад перед боем

    Не наш, но мы будем играть!

    Сережа! Держись, нам не светит с тобою,

    Но козыри надо равнять.

    Я этот небесный квадрат не покину

    Мне цифры сейчас не важны, -

    Сегодня мой друг защищает мне спину,

    А значит и шансы равны.

    Мне в хвост вышел ''юнкерс'', но вот задымил он,

    Надсадно завыли винты.

    Им даже не нужно крестов на могилы,

    Сойдут и на крыльях кресты!

    - Я - ''Первый'', я - ''Первый'', - они под тобою.

    Я вышел им на перерез.

    Сбей пламя! Уйди в облака!  Я прикрою!

    В бою не бывает чудес!

    Сергей! Ты горишь! Уповай, человече,

    Теперь на надежность строп!

    Нет! Поздно - и мне вышел ''юнкерс'' на встречу.

    Прощай. Я приму его в лоб.

    Я знаю - другие сведут с ними счеты.

    По облакам скользя,

    Взлетят наши души, как два самолета, -

    Ведь им друг без друга нельзя.

    Архангел нам скажет: ''В раю будет туго!''

    Но только ворота - щелк,

    Мы Бога попросим: ''Вышлите нас с другом

    В какой-нибудь ангельский полк!''

    И я попрошу Бога, Духа и Сына,

    Чтоб выполнил волю мою:

    Пусть вечно мой друг защищает мне спину,

    Как в этом последнем бою.

    (Кадр из фильма ''В бой идут одни старики…'')

            XV.  Мужчина! О чем говорит это слово? Мужчина - это смелость, отвага и воля. Недаром слова ''мужчина '' и ''мужество'' близки и созвучны.

            Мужчина - это великодушие, благородство, ответственность, готовность к подвигу.

            Всем знакомо слово ''муж'' в понятии ''супруг''. Но у слова ''муж'' есть и еще одно значение … Мужем в старину называли не всякого  семьянина, а  того человека, что способен обсуждать серьезные вопросы. Муж имеет четкие моральные ориентиры, он является опорой семьи. Есть у этого слова и иной смысл. Будем помнить и то, что муж - это человек, не лишенный отечества и чувства гражданственности.

            Что такое - высокая гражданственность? Это когда человек за все в ответе. Школьник, лицеист - за свою учебу, за спокойствие своих родных, за порядок в доме, в группе. Солдат - за неприкосновенность рубежей Родины, за спокойствие народа.

            Может человек прожить жизнь и состариться, так и, оставшись легкомысленным мальчиком, а может и юноша стать мужчиной. Ему в этом поможет служба в армии.

            Быть мужчиной, мужем и защитником своих близких, своей Родины - это святая, честь любого человека. Так было и так будет! (слайд№21)

            

    XVI. Оглашаются результаты анкеты, проведенной заранее.

            XVII. Защитники нашей Родины - это Российская армия и ВМФ, это наши летчики, солдаты, моряки и пограничники. Мы надеемся, что и вы - наша опора, защита и будущая гордость нашей Родины

    Звучит песня «ВВ».

    Документальный фильм «Моя служба в армии».

            X.  Стихотворение о Родине  читают по 1 четверостишию.

    Родина, суровая и милая

    Помнит те жестокие бои!

    Вырастают рощи над могилами,

    Славят жизнь по рощам соловьи.

    Что грозы железная мелодия,

    Радость или горькая нужда?

    Все проходит, остается Родина,

    Та, что не изменит никогда.

    С ней живут,

    Любя, страдая, радуясь,

    Падая и поднимаясь в высь.

    Над грозою торжествует радуга,

    Над бедою торжествует жизнь!

    Медленно история листается

    Летописный тяжелеет слог

    Все стареет! Родина не старится,

    Не пускает старость на порог.

    Мы прошли столетия с Россиею

    От сохи до звездного крыла,

    А взгляни - все то же небо синее

    И над Волгой та же тень орла.

    Те же травы к солнцу поднимаются,

    Так же розов не отцветший сад,

    Так же любят и с любовью маются

    И страдают, как века назад.

    И еще не мало будет пройдено,

    Коль зовут в грядущее пути.

    Но святей и чище чувства родины

    Людям никогда не обрести.

    С этим чувством человек рождается.

    С ним живет и умирает с ним.

    Все пройдет, а Родина - останется,

    Если мы то чувство сохраним.

    XX.  Конечно, всем нам хотелось бы жить в мире, совершенно свободном от войн и насилия. Этой мечтой грезило не одно поколение. Об этом говорят и ваши анкеты, но, к сожалению, окружающий мир  не совершенен. Он исполнен зла и коварства. И поэтому, наряду смирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества. (слайд№21)

    Именно ради жизни на родной земле несут сегодня службу, исполненную опасностей, наши воины - современники.  НИЗКИЙ ПОКЛОН ИМ!!

    Звучат песни: группы ''ЛЮБЭ''  ''Давай, за…''

    Леонид Агутин и Отпетые мошенники

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1.Гладков А. ''Давным - давно'' [Текст]/   М.:  ''Советский писатель'', 1978

    2.Кузнецова Э.Г. ''Игры, викторины, праздники в школе и дома'' [Текст]/ М.: ''Аквариум'' , 2008

    3.Воспитание школьников № 10,  2005 г.

    4.Воспитание школьников  № 2,    1996 г.

    5.Иванов В. ''Русь изначальная''  Т.1., М. ''Современник'',  1992.

    6.Сахаров А.Н., Буганов В.И.  История России с древнейших времен до конца XVII века, ч.I., [Текст]/  М.: ''Просвещение'', 1995.

    1. песен Владимира Высоцкого, Киев. ''Музична Украина'', 1990

    8.Интернет - ресурсы.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа, посвященная Дню защитника отечества.

    Программа, посвящённая Дню защитника Отечества...

    Сценарий "23 февраля день защитника Отечества"

    Примерный сценарий для проведения классного часа или внеклассного мероприятияпосвященного Дню защитников Отечества....

    Положение о проведении месячника оборонно-массовой и спортивной работы, посвященного Дню Защитника Отечества

    Месячник оборонно-массовой и спортивной работы в ФКПОУ« Кунгурский техникум–интернат» Минтруда России, посвященный Дню Защитников Отечества, ориентирован на студентов техникума.Цели:1.Формирование эмо...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности посвященная Дню защитника Отечества

    В настоящее время из всех существующих средств поражения по степени их воздействия на живую силу противника, его технику и вооружения различают оружие массового поражения (ядерное, химическое и бактер...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СИЛОВОГО ТУРНИРА, ПОСВЯЩЁННОГО ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА.

    создание должной мотивации у подростков на занятия силовыми упражнениями: для уверенности в себе,  востребованности  в элитных войсках вооружённых сил России и в перспективе –приоритет...

    Методическая разработка по проведению Конкурса поздравительных открыток к 23 февраля «День Защитника Отечества»

    Методический материал для проведения конкурса поздравительных открыток к 23 февраля...