РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету социально - бытовая ориентировка
рабочая программа по теме

Видус Марина Викторовна

 

Рабочая программа составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида». Москва, Владос,  2001год под редакцией  Воронковой.

 

При составлении использованы:

  • Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений 8 вида. Москва, 2003.
  • Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных /коррекционных/ учреждениях 8 вида. Москва, 2003.
  • Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Практическое пособие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тутальской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида”

РАССМОТРЕНО

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на ШМО учителей

протокол №

На педагогическом совете

Протокол №

Директор МКС(К)ОУ «Тутальская

 школа-интернат VIII вида»

_________________ О.Л. Ракевич

приказ №____________от________

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету «Социально – бытовая ориентировка»

Для  5-9  класса

                                               Учителя:__Видус  Марины  Викторовны

                                                       I категория, 6 лет

                                                                            2012-2013

                 СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

(5,6,7,8,9 КЛАССЫ)

 

Рабочая программа составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида». Москва, Владос,  2001год под редакцией  Воронковой.

При составлении использованы:

  1. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений 8 вида. Москва, 2003.
  2. Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных /коррекционных/ учреждениях 8 вида. Москва, 2003.
  3. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Практическое пособие.

Пояснительная записка.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.

«Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Программа рассчитана на детей с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Формы и методы реализации программных задач.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

Занятия по СБО целесообразно проводить группами из 4—5 человек. Это позволит каждому ученику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).

На занятиях отводится время  для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записях в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями, другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения, используемым на занятии.

В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.

Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.).

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии, во время которой учащиеся получат представление о назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отвести время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.

Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся.

Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием.

Бригадная форма работы может быть использована в выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.).

В кабинете можно установить поочередное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.

Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.

Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

СБО учащихся иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.

Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совместном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассными мероприятиями. Тесное взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой.

Проводить занятия по СБО в V-IX классах целесообразно на сдвоенных уроках.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным языком четко и лаконично.

Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т.д.).

Требование к знаниям и умениям учащихся.

5    КЛАСС

Личная гигиена.

Обучающиеся должны знать:

  1. последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
  2. периодичность и правила чистки ушей;
  3. правила освещенности рабочего места;
  4. правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач;
  5. правила ухода за кожей рук, ног и ногтями;
  6. о вреде курения, алкоголя;

Обучающиеся должны уметь:

совершать вечерний туалет в определенной последовательности;

  1. выбирать прическу и причесывать волосы;
  2. стричь ногти на руках, ногах;
  3. стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте;
  4. беречь зрение;
  5. корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.

Одежда и обувь.

Обучающиеся должны знать:

  1. виды одежды, обуви и их назначение;
  2. правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстильных)

Обучающиеся должны уметь:

  1. различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная;
  2. подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону;
  3. сушить и чистить одежду.
  4. подготавливать одежду и обувь к хранению;
  5. подбирать крем и чистить кожаную обувь.

Питание.

Обучающиеся должны знать:

  1. значение питания;
  2. правила безопасной работы режущими инструментами;
  3. виды блюд, не требующих тепловой обработки;
  4. правила сервировки стола;
  5. правила мытья посуды и уборки помещения.

Обучающиеся должны уметь:

  1. прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;
  2. нарезать хлеб, сырые и вареные овощи;
  3. строго соблюдать правила безопасности работы режущими инструментами.

Семья.

        Обучающиеся должны знать:

  1. родственные отношения в семье;
  2. состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их.

Обучающиеся должны уметь:

  1. записать имя, отчество, фамилию членов семьи;
  2. выполнять правила поведения в семье.

Культура поведения.

        Обучающиеся должны знать:

  1. требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;
  2. правила поведения при встрече и расставании;
  3. формы обращения с просьбой, вопросом;
  4. правила поведения за столом.

       Обучающиеся должны уметь:

  1. следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;
  2. следить за своей походкой, жестикуляцией;
  3. правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу;
  4. правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчика и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;
  5. вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстниками и взрослым.

Жилище.

        Обучающиеся должны знать:

  1. виды жилых помещений в городе и селе и их различие;
  2. почтовый адрес своего дома и школы-интерната;
  3. правила организации рабочего места школьника.

 Обучающиеся должны уметь:

  1. писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте, переводе, телеграмме,        телеграфном переводе;
  2. соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.

       Транспорт.

       Обучающиеся должны знать:

  1. основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе;
  2. наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;
  1. варианты проезда до школы рациональными видами транспорта;
  2. количество времени, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут;
  3. правила передвижения на велосипеде.

Обучающиеся должны уметь:

  1. соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);
  2. соблюдать правила дорожного движения;
  3. различать знаки дорожного движения,  встречающиеся по пути из дома до школы школы-интерната и обратно.

Торговля.

Обучающиеся должны знать:

  1. виды магазинов;
  2. назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции;
  3. правила поведения в магазине;
  4. правила покупки товаров;
  5. стоимость хлебных, молочных продуктов, 2—3 круп (пшено, рис и т.п.), десятка   яиц, некоторых овощей и фруктов.

Обучающиеся должны уметь:

  1. выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности;
  2. округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты;
  3. оплатить, проверить чек и сдачу;
  4. культурно вести себя с работниками торговли.

 6     КЛАСС

       Личная гигиена.

Обучающиеся должны знать:

  1. правила закаливания организма;
  2. приемы обтирания и мытья ног;
  3. правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов;

--  о вреде наркотиков и токсических веществ.

Обучающиеся должны уметь:

  1. закаливать свои организм;
  2. соблюдать правила личной гигиены лома, в школе, во время походов, экскурсий;
  3. отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества.

Одежда и обувь.

Обучающиеся должны знать:

  1. санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами;
  2. правила стирки изделий из хлопчатобумажных  тканей.

Обучающиеся должны уметь:

  1. пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки;
  1. зашивать одежду по распоровшемуся шву;
  2. подшить платье, брюки, рубашки.

-- подбирать моющие средства для стирки
 Питание.

Обучающиеся должны знать:

—        способы выбора доброкачественных продуктов;

-- приготовление каши, заварка чая, варка яиц ;

-- способы хранения продуктов и готовой пищи;

правила составления рецепта блюда.

Обучающиеся должны уметь:

  1. пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности;
  2. приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности;
  3. составить рецепт блюда;
  4. вымыть, вычистить посуду.

Семья.

Обучающиеся должны знать:

  1. место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников;
  2. как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;
  3. свои права и обязанности в семье.

Обучающиеся должны уметь:

- рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности, продуктивной деятельности.

- выполнять определенные обязанности в  семье.

Культура поведения.

Обучающиеся должны знать:

  1. правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях;
  2. способы ведения разговора со старшими, сверстниками.

Обучающиеся должны уметь:

--   культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале;

 — тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.

Жилище.

Обучающиеся должны знать:

  1.  гигиенические требования к жилому помещению;
  2. правила и последовательность проведения сухой влажной уборки;
  3. правила пользования электропылесосом;
  4. санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами.

Обучающиеся должны уметь:

-- производить сухую и влажную уборку помещения;

-- чистить электропылесосом ковры, книжные полки, батареи;

  1.  чистить мебель.
  2. соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами,

Транспорт.

Обучающиеся должны знать:

  1. междугороднего транспорта;
  2. стоимость проезда на всех видах городе кого транспорта (стоимость разового, единого проездного билетов);
  3. порядок приобретения билетов и талонов;
  4. компостирование талонов.

Обучающиеся должны уметь:

  1. выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;
  2. ориентироваться в расписании движения пригородных поездов;
  3. определять направление и зоны.

Торговля.

Обучающиеся должны знать:

  1. виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы;
  2. правила поведения в магазине и общения с работниками магазина;
  3. правила покупки товаров;
  4. стоимость наиболее необходимых товаров  (одежды, обуви, посуды и других,

            часто используемых  товаров).

Обучающиеся должны уметь:

выбрать нужный товар;

  1. выяснить срок гарантии на его использование;
  2. оплатить, проверить чек и сдачу;
  3. хранить чек в течение срока гарантии на товар;
  4. вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя.

Средства связи.

Обучающиеся должны знать:

--  перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке;

  1. максимальный вес почтовых отправлений;
  2. виды, и способы упаковок;
  3. виды  почтовых отправлений.

Обучающиеся должны уметь:

  1. заполнить бланк на отправку бандероли, посылки;
  2. составить опись посылаемых предметов;

--  упаковать бандероль, посылку в твердой упаковке;

—определить стоимость почтовых отправлений

Медицинская помощь.

Обучающиеся должны знать:

  1. способы вызова врача на дом;
  2. меры по предупреждению глистных заболеваний;
  3. функции основных врачей-специалистов;
  4. основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пипетки, пинцет и др., инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку;
  5. о возможном вреде самолечения.

Обучающиеся должны уметь:

  1. записаться на прием к врачу;
  2. вызвать врача на дом;
  3. в экстренных случаях врачей «скорой помощи»;

-- приобрести лекарство в аптеке.

Учреждения, организации, предприятия.

Обучающиеся должны знать:

  1. виды детских учреждений и назначение;
  2. адрес дома детского творчества; какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети.

Обучающиеся должны уметь:

  1. обращаться к работникам ДДТ;
  2. правильно вести себя на занятиях, в игротеке, в читальном зале;
  3. соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах.

 7    КЛАСС

Личная гигиена.

Обучающиеся должны знать:

-- правила личной гигиены девушки и юноши;

  1. виды косметических салфеток;
  2. правши ухода за кожей лица и волосами.

Обучающиеся должны уметь:

— определить тип кожи и волос;

-- подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос;

  1. правильно ухаживать за лицом и волосами.

Одежда и обувь.

Обучающиеся должны знать:

-   особенности   стирки цветного и белого белья; 

- правила пользования моющими средствами; 

— устройство стиральной машины и правила пользования ею; 

— санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды и стирке в ручную и с помощью стиральной машины санитарно-гигиенические требования — последовательность и особенности глажения одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей;

-- назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей в прачечную; 

— правила пользования прачечной самообслуживания. 

Обучающиеся должны уметь:

--  ремонтировать разорванные места одежды: разными видами штопки, накладыванием заплат;

--  стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины;

 — гладить одежду и белье. 

Питание.

Обучающиеся должны знать:

  1. виды питания, их особенности;
  2. значение первых, вторых блюд;

- правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи.

Обучающиеся должны уметь:

  1. пользоваться механическими и электробытовыми приборами: мясорубкой, теркой, взбивалкой (миксером) и др.;
  2. приготовить первое и второе блюдо по рецепту из доступных по цене продуктов;
  3. составить меню завтрака, обеда, ужина на день.

Семья.

Обучающиеся должны знать:

  1. правила ухода за младшими детьми;
  2. различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки.

Обучающиеся должны уметь:

-- ухаживать за младшими детьми;

  1. объяснять им правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры;
  2. помогать младшим при уборке игрушек;
  3. рассказывать им сказки;
  4. петь с ними детские песенки.

Культура поведения.

Обучающиеся должны знать:

правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях правила поведения при вручении и приема подарков.

Обучающиеся должны уметь:

-- культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.);

  1. выбирать подарки;
  2. изготавливать простые сувениры;
  3. вручать и принимать подарки.

Жилище.

Обучающиеся должны знать:

 последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;

  1. способы и периодичность ухода за окнами;
  2. виды моющих средств, используемых при уборке и мыте окон;
  1. способы утепления окон;
  2. правила топки печей и заготовки топлива;

-        правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытий.

Обучающиеся должны уметь:

-- убирать жилые помещения;

  1. мыть зеркала и стекла;
  2. утеплять окна;
  3. ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства;
  4. топить печку с учетом местных особенностей.

Транспорт.

Обучающиеся должны знать:

  1. функции железнодорожного транспорта;
  2. тип пассажирского вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий);
  3. примерную стоимость билета в зависимости от типа вагона и дальности расстояния;
  4. виды справочных служб, камер хранения;
  5. сроки и стоимость хранения багажа;
  6. о сроках и месте возврата приобретенного билета.

Обучающиеся должны уметь:

  1. ориентироваться в расписании;
  2. приобретать билеты ж/д кассе;
  3. обращаться за справкой в справочное бюро вокзала или в центральную ж/д справочную по телефону;
  4. ознакомиться с правилами пользования железнодорожным транспортом;

--  выполнять правила безопасности во время поездки в железнодорожном транспорте.

Торговля.

Обучающиеся должны знать:

  1. назначение универмага и универсама;
  2. различия между ними;
  3. за какими товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам;
  4. стоимость мебели, ковра, холодильника, телевизора и др. подобных товаров.

Обучающиеся должны уметь:

--  найти нужные товары в отделах универмага или универсама;

--  приобретать товары с учетом необходимости в потребности их и финансовым
возможностями.

Средства связи.

Обучающиеся должны знать:

--  перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке;

  1. максимальный вес почтовых отправлений;
  2. виды, и способы упаковок;
  3. виды  почтовых отправлений.

Обучающиеся должны уметь:

  1. заполнить бланк на отправку бандероли, посылки;
  2. составить опись посылаемых предметов;

-- упаковать бандероль, посылку в твердой упаковке;

—определить стоимость почтовых отправлений

Медицинская помощь.

Обучающиеся должны знать:

  1. меры по предупреждению переломов;
  2. виды доврачебной помощи;
  3. правила обработки раны и наложения повязки;
  4. меры предупреждения осложнений после травмы;

-- правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).

Обучающиеся должны уметь:

  1. использовать лекарственные растения при оказании первой помощи;
  2. готовить настои, отвары из лекарственных растений;
  3. обрабатывать раны, накладывать повязки.

Учреждения, организации, предприятия.

Обучающиеся должны знать:

--  местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного   предприятия;

-- название цехов, отделов, рабочих специальностей;

—виды выпускаемой продукции.

Обучающиеся должны уметь:

-- обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия.

8    КЛАСС

Личная гигиена.

Обучающиеся должны знать:

  --          правила ухода за кожей лица;

-        приемы нанесения косметических средств на лицо, шею.

Обучающиеся должны уметь:

--  правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног.

-- использовать подручные средства дополнительно к кремам, лосьонам.

-- в меру пользоваться косметикой.

Одежда и обувь.

Обучающиеся должны знать:

— правила стирки к сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей; 

— правила и последовательность глажения изделий; 

— виды предприятий по химической чистке одежды, их назначение;

 — виды оказываемых ими  услуг;

— правила подготовки вещей к сдаче в чистку. 

Обучающиеся должны уметь:

стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей;

 — гладить блузки, рубашки, платья. 

Питание.

Обучающиеся должны знать:

  1. виды теста;
  2. способы приготовления изделий из теста;
  3. способы заготовки продуктов впрок из овощей, фруктов, ягод, зелени.

Обучающиеся должны уметь:

  1. приготовить пресное тесто и изделия из него - лапшу, печенье;
  2. нашинковать морковь, петрушку, сельдерей, укроп;
  3. заготовит ягоды без тепловой обработки;
  4. записать рецепт соления, варенья, консервирования.

Семья.

Обучающиеся должны знать:

  1. правила ухода за грудным ребенком: правила и периодичность кормления ребенка из соски и с    ложечки, купания;
  2. правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка;
  3. санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды,  игрушек.

Обучающиеся должны уметь:

--  купать, одевать, пеленать куклу;

--  кормить куклу из соски и с ложечки;

--  содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки.

Культура поведения.

Обучающиеся должны знать:

--  правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома, требования к внешнему виду молодых людей.

Обучающиеся должны уметь:

  1. культурно и вежливо вести себя при знакомстве в кино, на танцах, дома и т.д;
  2. выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, для турпохода и посещения танцев.

Жилище.

Обучающиеся должны знать:

  1. правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванны;
  2. моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;

- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла.

Обучающиеся должны уметь:

  1. мыть кафельные стены, чистить раковины;
  2. пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым
    при уборке кухни санузла, ванны.

Транспорт.

Обучающиеся должны знать:

- основные автобусные маршруты;

-  основные  маршруты водного транспорта;

-  правила безопасной поездки на речном и морском виде транспорта

Обучающиеся должны уметь:

  1. пользоваться расписанием;
  2. определять стоимость проезда;
  3. покупать билет;
  4. обращаться за справкой;
  5. выполнять правила безопасности при поездке на речном, морском, автобусном видах транспорта;

Торговля.

Обучающиеся должны знать:

  1. рынок, его виды;
  2. основные отличия его от магазина;
  3. правила поведения на рынке;

- права покупателя на рынке;

—        цены на основные овощи: картофель, капусту, морковь и др., а также и
фрукты, ягоды и промышленные товары

Обучающиеся должны уметь:

-- выбрать месторасположения нужных товаров;

  1. выбрать продукцию в соответствии с её качеством (внешний вид, вкус и др,),
    -- количества, цены.

Средства связи.

Обучающиеся должны знать:

  1. виды телефонной связи;
  2. правила пользования ими, телефонным справочником;

-- номера срочных вызовов пожарной службы, милиции, скорой помощи, службы газа;

  1. периодичность оплаты телефона;
  2. виды междугородней связи, правила пользования автоматической телефонной связью;
  3. тарифы на телефонные разговоры с учетом времени суток, праздничных дней и дальности расстояния;
    -оплата за телефон;

-порядок заказа междугороднего разговора по адресу;

-правила культурного краткого разговора.

Обучающиеся должны уметь:

--  кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова;

  1. узнать время;
  2. получить по телефону справку;
  3. культурно разговаривать по телефону.

Медицинская помощь.

Обучающиеся должны знать:

  1. меры по предупреждению несчастных случаев в быту;
  2. правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: выведение из состояние теплового и солнечного удара, обработки поврежденного участка кожи при ожоге, при обморожении разных степеней, промывание желудка при отравлении;
  3. приемы оказания помощи спасенному из водоема.

Обучающиеся должны уметь:

  1. оказать первую помощь при ожоге, обморожении;
  2. оказать первую помощь утопающему.

Учреждения, организации, предприятия.

Обучающиеся должны знать:

  1. куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи;
  2. адрес местной префектуры;
  3. отделы по учету распределения жилой площади, соцобеспечения, народного образования, комиссий по делам несовершеннолетних, по трудоустройству молодежи.

Обучающиеся должны уметь:

обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры и других учреждений.

Экономика домашнего хозяйства.

Обучающиеся должны знать:

  1.  составные части бюджета семьи и их размер;
  2. основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.;
  3. стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.);
  4. правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, реставрация, покраска и др.);
  5. виды и цели сбережений:

Обучающиеся должны уметь:

  1. подсчитать бюджет семьи;
  2. составить доверенность на получение зарплаты, пенсии и др.;
  3. подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день;
  4. снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной
    электроэнергии, газа, воды и т.п., заполнять квитанции;
  5. планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки;
  6. соблюдать правила экономии в семье, и порядок помещения сбережений в
    Сбербанк.

 9  КЛАСС

Личная гигиена.

Обучающиеся должны знать:

- меры профилактики курения и алкоголизма.

Обучающиеся должны уметь

тренировать свою силу воли в борьбе с алкоголизмом, курением.

Одежда и обувь.

Обучающиеся должны знать:

—  размеры своих одежды и обуви; 

-- гарантийные сроки носки; 

— правила  возврата;

--- способы обновления одежды   с   помощью мелких деталей;

— средства выведения пятен в домашних условиях;

 — общие правила выведения     чернильных,  жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.; 

— санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен;

 — правила стирки изделий из тюля, трикотажа. 

Обучающиеся должны уметь:

— пользоваться журналом мод;

- подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями.

- рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности; 

- выводить пятна на одежде разными средствами; 

— стирать изделия из тюля и трикотажа. 

Питание.

Обучающиеся должны знать:

  1. значение диетического питания;
  2. особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста;

-- названия и рецепты  1 — 2      национальных  блюд.

Обучающиеся должны уметь:

  1. составить меню диетического питания на день;
  2. приготовить 1—2 диетическое блюдо;
  3. составить меню на день для ребенка ясельного возраста и приготовить соответственно его блюда;
  4. приготовить одно национальное блюдо, составить меню праздничного стола;

—выполнить сервировку праздничного стола.

Семья.

Обучающиеся должны знать:

  1. основные виды семейных   отношений, формы организации досуга и отдыха в семье;
  2. семейные  традиции;
    - о морально-этических нормах взаимоотношений в семье;

- об обязанностях, связанных с заботой о детях.

Обучающиеся должны уметь:

-анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;

  1. выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам);
  2. оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи;
  1. активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье;
  2. поддерживать и укреплять семейные традиции;
  3. выполнять обязанности, связанные с заботой о детях.

Культура поведения.

Обучающиеся должны знать:

  1. правила  поведения в обществе

— правила приема гостей (правила хозяев при встрече, расставании, во время визита).

Обучающиеся должны уметь:

  1. встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их;
  2.  анализировать поступки людей и давать им правильную оценку.

Жилище.

Обучающиеся должны знать:

  1. правила расстановки  мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, на значения комнат, наличия мебели);
  2. требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;
  3. правила сохранения жилищного фонда.

Обучающиеся должны уметь:

  1. расставлять мебель в квартире (на макете); подбирать детали интерьера.

Транспорт.

Обучающиеся должны знать:

  1. основные маршруты самолетов;
  2. службы аэровокзала;
  3. стоимость проезда;
  4. порядок приобретения и возврата билетов;
  5. правила посадки в самолет;

- правила поведения в аэропорту;

—правила безопасности во время полета самолетом, вертолетом.

Обучающиеся должны уметь:

  1. ориентироваться в расписании;
  1. определять маршрут и выбирать транспортные средства;
  2. выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в аэропорту.

Торговля.

Обучающиеся должны знать:

  1. виды ярмарок;
  2. отличия ярмарки от рынка, магазина;
  3. время и место проведения ярмарок;
  4. цены ярмарочных товаров и их отличие от рыночных и магазинных.

Обучающиеся должны уметь:

  1. приобретенные умения при покупке товаров в магазинах, на рынке перенести самостоятельно в новые условия — ярмарки.

Средства связи.

Обучающиеся должны знать:

  1. виды денежных переводов, их стоимость;
  2. виды связи (сотовая, компьютерная, факс, пейджер, автоответчик), их значимость, необходимость;
  3. стоимость услуг по каждому виду связи.

Обучающиеся должны уметь:

  1. заполнить почтовый и телеграфный перевод;
  2. подсчитать стоимость денежных отправлений;
  3. оформить квитанции по оплате телефонных услуг.

Медицинская помощь.

Обучающиеся должны знать:

  1. способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных;
  2. меры по предупреждению инфекционных заболеваний;
  3. правила и приемы ухода за больным; условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.

Обучающиеся должны уметь:

  1. строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания;
  2. строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка);
  3. ставить горчичники.

Учреждения, организации, предприятия.

Обучающиеся должны знать:

  1. местонахождения предприятия бытового обслуживания населения;
  2. какие виды услуг оно оказывает;
  3. правила пользования услугами;
  4. стоимость обслуживания;
  5. профессии работников этого предприятия.

Обучающиеся должны уметь:

  1. обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.

Трудоустройство.

Обучающиеся должны знать:

  1. учреждения и отделы по трудоустройству;
  2. местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе;
  3. виды документов, необходимых для поступления на работу;
  4. правила перехода с одной работы на другую;
  5. перечень основных  деловых бумаг и требования к их написанию.

Обучающиеся должны уметь:

  --     обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу;

  1. написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию;
  2. заполнить анкету;
  3. составить заявки на материалы, инструменты;
  4. написать расписку, докладную записку.

Критерии оценки достижения учащихся.

В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной системе для всех установлены следующие общедидактические критерии.

 Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;

самостоятельность ответа;

умение переносить полученные знания на практику;

степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Оценка «5» при выполнении 100% заданий – ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.

Отметка «4» при выполнении от 60 до 90% заданий – ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.

Отметка «3» если верно выполнено от 40 до 60% заданий – ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.

Отметка «2» – ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.

Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.

Годовая отметка выставляется, как среднеарифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Информатика" социально-экономический профиль 70 часов

Информатика:Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям социально – экономического профиля: Повар, кондитер; п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Бытовые холодильники»

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Бытовые холодильники"...

Рабочая программа Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой

Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП 04 « Математика» общеобразовательного цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Программа учебного предмета « Математика» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО –  программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих...

Конкурсная программа по социально-бытовой ориентировки "Мастер своего дела".

Конкурсная программа по социально-бытовой ориентировке, для обучающихся 5-9 классов «Мастер своего дела».Цель: повысить интерес обучающихся к предмету социально-бытовая ориентировка, ...

Рабочая программа по предмету "Информатика" для спиальности 40.02.01 "Право и организация социального обеспечения"

Рабочая программа предназначена для студентов первых курсов специальности "Право и организация социального обеспечения". К рабочей программе прилагается ФОС (зачетные билеты)....