ЕДИНСТВО КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
материал на тему

Фролова Светлана Владимировна

 

     В настоящее время страна переживает процесс формирования и развития нового типа социокультурных отношений, имеющих явно выраженную тенденцию к демократизации управления, через их трансформацию на всех иерархических уровнях из субъектно-объектных в субъектно-субъектные. Данные установки закреплены в Законе РФ «Об образовании»,Национальной доктрине образования в РФ, Программе развития среднего педагогического образования, что позволяет рассматривать обсуждаемую проблему как актуальную и практически значимую. Кардинальные изменения, происходящие в политической, социально-экономической и культурной жизни общества, обусловили парадигмальные изменения в современной теории образования и педагогической деятельности. Несоответствие между новыми условиями жизни общества и сложившимися за долгие годы стереотипами мышления вызвало необходимость поиска иных методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами. Перед образовательным сообществом стоит практическая задача создания условий для комфортного сотрудничества всех участников педагогического процесса. Решать ее можно различными путями, одним из которых является демократизация такого важнейшего функционального элемента педагогического менеджмента, как контроль, который целесообразно осуществлять в единстве с самоконтролем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota_frolovoy_sv.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ  ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЕДИНСТВА КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

АВТОРСКАЯ РАБОТА

ФРОЛОВОЙ СВЕТЛАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….………….3

Глава 1. Теоретические предпосылки обоснования единства контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте………………………..….…5

Глава 2. Разработка комплексно-целевой программы обеспечения единства контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте и ее экспериментальная проверка………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………..25

Список литературы……………………………………………………………27

Приложение…………………………………………………………………....28

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время страна переживает процесс формирования и развития нового типа социокультурных отношений, имеющих явно выраженную тенденцию к демократизации управления, через их трансформацию на всех иерархических уровнях из субъектно-объектных в субъектно-субъектные. Данные установки закреплены в Законе РФ «Об образовании»,Национальной доктрине образования в РФ, Программе развития среднего педагогического образования, что позволяет рассматривать обсуждаемую проблему как актуальную и практически значимую. Кардинальные изменения, происходящие в политической, социально-экономической и культурной жизни общества, обусловили парадигмальные изменения в современной теории образования и педагогической деятельности. Несоответствие между новыми условиями жизни общества и сложившимися за долгие годы стереотипами мышления вызвало необходимость поиска иных методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами. Перед образовательным сообществом стоит практическая задача создания условий для комфортного сотрудничества всех участников педагогического процесса. Решать ее можно различными путями, одним из которых является демократизация такого важнейшего функционального элемента педагогического менеджмента, как контроль, который целесообразно осуществлять в единстве с самоконтролем.

В различные периоды истории вопрос внутришкольного контроля освещался Ю.К. Бабанским, Е.С. Березняком, А.Н. Волконским, Г.И. Горской, П..В. Зиминым, Ю.А. Конаржевским, И.А. Кудиновым, А.М. Моисеевым, И.К. Новиковым, А.С. Петровым, М.М. Поташником, В.К. Самоделкиным, В.П. Симоновым, Н.И. Соцердотоеым, П.И. Третьяковым, О.Г. Хомерики, А.В. Чеботарем, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбургом.

В настоящее время исследуемый вопрос рассматривается учеными с точки зрения эффективности внутришкольного контроля и средств его повышения (А.Н.Прохорова, А.В.Чоботарь); юридических, нормативно-правовых, этических аспектов организации деятельности по внутришкольному и инспекторскому контролю (А.М.Моисеев, М.М.Поташник); внутришкольного контроля при модульной организации учебного процесса на основе рефлексивного управления (И.Б.Сенновский, П.И.Третьяков); мотивирующего контроля (Т.П.Афанасьееа, И.А.Елисеева, В.С.Лазарев. Т.И.Пуденко); системного подхода к анализу и самоанализу урока (В.И. Зверева, Ю.А.Конаржевский); внедрения педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности участников образовательного процесса (Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков).

В свою очередь, как явление, самоконтроль представлен в исследовании с позиции анализа данной проблемы в педагогике (Ю.К.Бабанский, Е.П.Бочарова, С.Б.Елканов, Г.М.Коджаспирова, Н.В.Кузьмина, Э.Х.Низамов, К.Д.Радина, Н.Ф.Талызина, Г.И.Щукина); в психологии (Е.Г.Ананьев, Н.А-Берштейн, П.П.Блонский, А.Б.Игельсон, В.В.Краевский, В.Г.Куценко, Л.И.Ру-винский, А.Е.Соловьева); в социологии (В.Я.Нечаев, Д.Мид, Ю.И.Тарский, Т.Шибутани).

Как видно из выше сказанного, проблема организации контроля широко изучается. В то же время проблема самоконтроля, являющегося составной частью контроля в широком смысле era понимания, остается недостаточно исследованной. Многие аспекты данного вопроса (формы, виды, методы) не получили в педагогическом менеджменте должного научного обоснования и анализа.

В практической управленческой деятельности можно выделить ряд существующих противоречий между:

необходимостью углубления теории педагогического менеджмента и консерватизмом существующей модели управления учебными заведениями;

объективными потребностями общества в высококвалифицированных кадрах и недостаточным вниманием педагогических коллективов к формированию у них умений осуществлять самоконтроль;

современными требованиями внутришкольного демократического управления к осуществлению единства контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте и отсутствием соответствующих технологий.

Таким образом, существующие противоречия, недостаточная теоретическая и практическая проработка вопроса обосновали актуальность исследования и позволили определить его тему: «Единство контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте».

Объектом исследования выступает педагогический менеджмент в условиях учебного заведения.

Предметом исследования является процесс обеспечения единства контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте.

Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка комплексно-целевой программы обеспечения единства контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте.

Гипотеза исследования - обеспечить единство контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте можно в том случае, если:

четко определены сущность и компоненты контроля и самоконтроля;

уточнена и расширена классификация форм, видов, методов контроля и
самоконтроля;

представлены теоретические основы обеспечения единства контроля и самоконтроля в условиях демократизации управления;

разработана, научно обоснована и апробирована комплексно-целевая программа обеспечения единства контроля и самоконтроля в педагогическом
менеджменте.

Для доказательства изложенной гипотезы были определены следующие задачи исследования:

На основе анализа литературы уточнить базовые понятия «контроль», «самоконтроль», а также сопряженную с ними педагогическую терминологию.

Рассмотреть имеющиеся формы, виды, методы контроля и самоконтроля, усовершенствовать их классификацию.

Охарактеризовать суть единства контроля и самоконтроля, определить их соотношение в педагогической деятельности.

Экспериментально проверить результативность комплексно-целевой программы обеспечения единства контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте, разработать организационно-методические материалы и практические рекомендации для преподавателей и менеджеров.

Методологической основой исследования являются:

- общая теория управления школой (Ю.А. Конаржевский, В.С.Лазарев, М.М. Поташник, В.П.Симонов, П.И.Третьяков, Б.В. Худоминский, Т.И. Шамова);

идеи зарубежных авторов по проблемам самоконтроля (Д. Аткинсон, Д. Айзенк, Р.Кеттел, Д.Мид, Т.Шибутани);

труды В.П.Беспалько, Г И.Железовской, М.В.Кларина, Г.К.Селевко по проблемам разработки педагогических технологий;

методологические принципы педагогического исследования (Ю.К.Бабанский, Л.Г.Вяткин, В.И.Журавлев, В.В.Краевский);

взгляды на сущность и структуру педагогической деятельности (В.И.Андреев, Л Г Вяткин, Г.К.Паринова, К.К.Платонов, Ю.И.Тарский).

Особое внимание уделено изучению отечественных публикаций по проблемам контроля (Ю.К.Бабанский, В.С.Баймаковский, Ю.В.Васильев, Ю.А.Конаржевский, И.КМитина, Д.И.Румянцева, И.Б.Сенновский, В.А.Сластенин, П.И.Третьяков, П.Т.Фролов, А.В.Чоботарь, Н.А Шубин) и самоконтроля (Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, И.С.Кон, Н.В.Кузьмина, Н.В.Кухарев, А.С.Лында, Э.Х.Низамов).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: концептуальный анализ директивных и нормативных документов, научной литературы по педагогике, психологии и современному менеджменту, учебно-методической документации; сравнительно-исторический анализ; системный анализ и синтез педагогического опыта работы образовательных учреждений; обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов профессиональной деятельности преподавателей); диагностические (анкетирование, тестирование, собеседование, рейтинг); педагогический консилиум; праксиологические (оценка базового уровня владения самоконтролем); формирующий педагогический эксперимент; количественные и качественные методики; табличные и графические представления результатов эксперимента.

Этапы и опытно-экспериментальная база исследования.

Исследование проводилось поэтапно, в период 2011- 2012 уч.года на базе Вольского педагогического колледжа им. Ф.И.Панферова Саратовской области. Оно включало три этапа.

На первом, поисково-теоретическом этапе, изучалась степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной литературе, обобщался полученный материал; осуществлялось осмысление накопленного практического опыта работы, подвергалась анализу практика педагогической деятельности педучилищ, колледжа и школ Саратовской области; формулировалась рабочая гипотеза; составлялась комплексно-целевая программа обеспечения единства контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте; разрабатывалась методика констатирующего и формирующего этапов эксперимента, определялись его формы, методы, сроки.

На втором, опытно-экспериментальном этапе по мере все более глубокого проникновения в проблему корректировалась гипотеза исследования; осуществлялась опытно-экспериментальная работа по целенаправленному внедрению авторской комплексно-целевой программы обеспечения контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте, подводились первоначальные итоги и коррекционная работа на индивидуально-личностном уровне.

На третьем, результативно-обобщающем этапе анализировались, обобщались и систематизировались результаты исследования; внедрялись в практику работы образовательных учреждений Саратовской области основные идеи и положения исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем:

- проведена систематизация источников исследования проблемы, теоретически углублены представления о сущности контроля и самоконтроля, выделены основные подходы к рассмотрению контроля в области педагогического менеджмента.

-        усовершенствована и значительно дополнена классификация форм, видов

и методов контроля и самоконтроля, наиболее эффективные методы приведены в соответствие с логикой использования форм контроля и самоконтроля; в классификации выделен новый критерий видового различия, планируемый результат.

  1. научно обоснована и разработана комплексно-целевая программа обеспечения единства контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте.
  2. на основе выявленных критериев определены основные уровни владения
    самоконтролем  (оптимальный,  допустимый,   критический,   недопустимый), позволяющие проследить динамику их достижения.

Практическая значимость состоит в том, что представленная авторская комплексно-целевая программа переводит управление, в части контроль, на горизонтальную систему профессионального сотрудничества, создает атмосферу уважения, доверия и успеха в коллективе, обеспечивает возможность саморазвития каждого участника образовательного процесса; формирует позитивное отношение к самоконтролю, повышает уровень владения им. Комплексно-целевая программа имеет универсальный характер, что делает возможным ее использование в реальной практике функционирования образовательных учреждений всех видов.

Классификация форм, видов, методов контроля и самоконтроля позволяет менеджерам образовательного процесса более рационально и целенаправленно подходить к выбору и реализации их в практической управленческой деятельности. Разработанный диагностический инструментарий дает возможность определить уровень владения самоконтролем и отношение к нему каждого преподавателя на различных этапах его профессиональной деятельности.

Достоверность и научная обоснованность теоретических выводов и рекомендаций обеспечиваются опорой основных положений и научных выводов на достижения педагогики, психологии, современного менеджмента; глубоким изучением и анализом проблемы, логической структурой теоретического и экспериментального исследования; всесторонним качественным и количественным анализом полученных данных, опорой на повседневную практическую работу и опыт экспериментальной деятельности; результатами внедрения идей в образовательный процесс ряда образовательных учреждений, получением положительных отзывов на опубликованные материалы исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику проходили на базе Вольского педагогического колледжа им. Ф.И. Панферова, Вольского филиала ГБОУ СО СПО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений».

     Основные выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в имеющихся публикациях.

Структура работы определилась задачами, последовательностью и взаимообусловленностью этапов исследования, состоящего из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения, имеются таблицы,  рисунки, гистограммы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБОСНОВАНИЯ ЕДИНСТВА КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ В   ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Изучение теории вопроса рассматривается по двум основным направлениям. Первое связано с определением сущности контроля и самоконтроля, их функций и классификаций, а второе - с изучением теоретических основ единства контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте.

В рамках первого направления на основе теоретического анализа сущности контроля выявлены основные подходы к его рассмотрению:

-        информационно-констатирующий   подход   представляет   контроль,   как
«управление, нацеленное на получение информации об учебно-воспитательной работе педагогов» (Ю.В.Васильев, И.П.Митина, В.С.Пикельная, М.А.Портнов, И.П.Раченко); как «систему наблюдений и проверок соответствия учебно-воспитательного процесса общегосударственным требованиям» (В.С.Баймаковский, Д.И.Румянцева).

  1. диагностико-обучающий   акцентирует внимание на то, что именно контроль должен установить все ли в образовательном учреждении выполняется в соответствии с принятыми управленческими решениями, выяснить причины несоответствия и определить пути и методы исправления выявленных недостатков (В.П.Борисова, М.Я.Куприн, И.К.Новиков, П.Т.Фролов).
  2. рефлексивный подход рассматривает контроль через совместную ценностную деятельность, базирующуюся на принятии индивидуальных интересов преподавателя как партнера (Ю.А.Конаржевский, И.Б.Сенновский, П.И.Третьяков). В процессе исследования выявлено, что именно этот подход нацеливает на использование самоконтроля в педагогическом менеджменте.  

         Рассмотрение современных психолого-педагогических представлений о самоконтроле позволило определить его как сложный, единый и целостный процесс,  пронизывающий и  сопровождающий  всю  педагогическую деятельность, а также способствующий ее высокой продуктивности.

Структурные компоненты самоконтроля:

- сличение текущего состояния выполняемой работы с заданным образцом;

- обнаружение допущенных ошибок, анализ их причин; оценка своей деятельности с последующей коррекцией позволили определить методы самоконтроля  - (самопроверка, самоанализ, самооценка).

В русле первого направления также был проведен теоретико-сопоставительный анализ имеющихся в педагогической науке классификации форм, видов контроля (Г.И.Горская, В.С.Баймаковский, Ю.А.Конаржевский, И.И. Митина, М.М.Поташник, АН. Прохорова, В. А. С л астении, П. В. Худоминский, А.В.Чоботарь, Т.И.Шамова, Н.А.Шубин) и самоконтроля (А В.Захарова, А.Н.Леонтьев, А.С.Лында, Э.Х.Низамов, Г.С.Никифоров, М.С.Роговин).

Детальное их рассмотрение позволило выделить ряд неточностей:

  1. наблюдается тенденция к использованию понятий формы и виды контроля
    как синонимичных;
  2. в классификациях отсутствует единая научная основа.

Ликвидировать их можно при условии разведения понятий «форма» и «форма организации» («вид»). Их соотношение таково, что второе выступает как более локализованное понятие а, следовательно, для него не может быть применено универсальное обобщение. В авторской классификации, формы организации контроля и самоконтроля группируются по определенным частным критериям: выделение субъектов; цели, время проведения, степень и полнота охвата, периодичность, планируемый результат для видов контроля и самоконтроля. Методы подобраны по логике проведения форм контроля и самоконтроля.

Итак, первое направление теоретико-методологического анализа основ обеспечения единства контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте позволило систематизировать основные подходы к рассмотрению контроля, усовершенствовать и значительно дополнить классификацию форм, видов и методов контроля и самоконтроля.

Анализ второго направления теоретической части показывает, что педагогический менеджмент содержит в себе такую константную особенность, как консервативное новаторство, нерасторжимое единство консерватизма (с нашей позиции контроля) и новаций (самоконтроля). В основе данной константы лежит общая закономерность, свойственная всей человеческой культуре: единство традиций и новаторства. Для эффективной организации педагогического менеджмента представляется правомерным единство контроля и самоконтроля. Авторы отмечают, что контроль в педагогическом менеджменте не должен подвергаться скоропалительным трансформациям и скоротечным изменениям. (Заметим, что в условиях догматического контроля не может существовать самоконтроль). Рассмотрение единства контроля и самоконтроля в целостности и неразрывной связи через призму педагогической деятельности (цель, мотив, способ, результат) позволило определить их оптимальное соотношение, исследовать их взаимовлияние и взаимодействие в педагогическом менеджменте; увидеть, что эффективность деятельности менеджера и преподавателя напрямую зависит от данного единства. Для большей наглядности представим его в таблице № I.

Таблица №1

Соотношение контроля и самоконтроля в педагогической деятельности

Компоненты деятельности

Контроль за педагогической деятельностью

Единство компонентов педагогической деятельности при контроле и самоконтроле

Самоконтроль педагогической деятельности


ЦЕЛЬ

Менеджер:

1.   Получает   готовую информацию  о  цели обучения   при   вербализации ее преподавателем   или   проверке поурочного плана

2.    Не   имеет   права корректировать    цели по ходу процесса обучения

Деятельность   педагогического коллектива характеризуется:

1. Созданием надежной, достоверной,  упорядоченной, иерархической системы целей, при которой происходит:

а) концентрация усилий на главном; б) ясность и гласность в совместной работе: в) создание эталонов оценки результатов  деятельности.

Преподаватель:

1. Сознательно    выбирает цель обучения на основе анализа конкретной педагогической        ситуации, обосновывая   их   правомерность.

2. Имеет возможность частичного изменения цели и задач  урока,   исходя из сложившейся ситуации.


МОТИВ

1. Предполагает мотиву деятельности преподавателя.

1. Полным совпадением мотивов деятельности, где доминирующими являются высшие из них

1. Достаточно осознает мотив своей деятельности.


                         СПОСОБ

1. He имеет права вмешиваться и корректировать использование форм, методов и средств обучения в момент наблюдения 2.Используя     различные методы контроля проверяет    эффективность    использования выбранных         форм, методов   и   приемов, средств обучения.

3.Выявляет наличие умений педагогической деятельности.

1. Планомерным построением работы, на основе объективно полученных  данных контроля  и  самоконтроля о наличии и эффективном  применении  педагогических умений

2.  Взаимопобуждающим действием  контроля  и самоконтроля        (Менеджер вынужден    искать    новые формы  контроля,  учитель применять   новые   формы самоконтроля.)

1. Может корректировать использование форм, методов и средств обучения с точки зрения их целесообразности.

2. Применяя      различные методы       самоконтроля, проверяет эффективность использования     выбранных форм, методов и приемов, средств обучения.

3.Самопроверяст, дает самоанализ   и   самооценку собственных умений  педагогической   деятельности.


РЕЗУЛЬТАТ

1.Только при систематическом        контроле дает      обоснованный анализ и оценку педагогической деятельности  извне,  в  сравнении с другими педагогами  или  учителя с самим собой.

1.Соотношением достигнутого результата с выдвинутыми ранее целями обучения, на  основе педагогического наблюдения (самопроверки),   анализа   (самоанализа), оценки (самооценки)

1.Видит себя в постоянном процессе изменений, в динамике развития, что важно   для   дальнейшей коррекция     собственной деятельности.

2.Дает объективный анализ и самооценку.

Таким образом, исследование единства контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте позволило дать авторское толкование данного понятия: - это целостная неразрывная связь информационно-констатирующего, диагностико-обучающего, рефлексивного видов взаимодействия менеджера и преподавателя с самоконтролирующей деятельностью последнего, ведущая к повышению эффективности результатов образовательного процесса.

Глава 2. Разработка комплексно-целевой программы обеспечения единства контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте и ее экспериментальная проверка

Опираясь на работы В.П. Симонова, П.И.Третьякова, Т.И. Шамовой, мы определили авторскую программу как комплексную интеграцию всех разделов, целей и средств их достижения, позволяющую учитывать все факторы и потенциальные возможности как педагогического коллектива в целом, так и отдельных преподавателей.

Важным методологическим основанием комплексно-целевой программы явилось положение о единстве внешних и внутренних факторов (С.Л.Рубинштейн), представленного в виде факторной модели на рис. 1.

Модель развития самоконтроля преподавателя рассматривается как совокупность внутренних (я-идеальное в самоконтроле; уровни владения самоконтролем; я-реальное в самоконтроле) и внешних (контроль со стороны менеджера, специальное обучение самоконтролю) факторов. Содержательным аспектом самоконтроля является обновление и совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков по самоконтролю с целью достижения желаемого уровня владения им. В качественную характеристику того или иного уровня самоконтроля были включены компоненты педагогической деятельности (цель, мотив, способ, результат), представленные при рассмотрении соотношения контроля и самоконтроля в педагогической деятельности. Уровни определяются как оптимальный, допустимый, критичный, недопустимый и различаются друг от друга мерой участия и эффективности в них самоконтроля.

Рис. 1.

Факторная модель развития самоконтроля преподавателя

  1. уровень - «оптимальный». Преподаватель осуществляет самоконтроль при выборе целей   деятельности в их иерархическом порядке,   определяет задачи урока по критериям их реальности, актуальности, целесообразности. Эффективно отбирает и использует различные приемы самопроверки, во время осуществляя самокоррекцию,  проводит глубокий самоанализ, дает адекватную   самооценку результата. Мотивационная позиция при этом характеризуется стремлением к самореализации и саморазвитию.
  2.  Уровень «допустимый». При выборе целей педагогической деятельности преподаватель осуществляет самоконтроль в большинстве случаев. Планирование целей (оперативного уровня) происходит на основе неполно го анализа результатов предыдущей деятельности. Ведущие мотивы - социальные: признание и одобрение своей деятельности, достижение успеха и т.д. Преподаватель не всегда эффективно отбирает  и использует различные приемы самопроверки, не вовремя осуществляет коррекцию своих действий.

Самоанализ и рефлексивная оценка осуществляются им фрагментарно. Он активно включается в виды деятельности, способствующие формированию самоконтроля.

  1.  уровень - «критический». Преподаватель не всегда понимает в полной мере цели и задачи современного образования, самоконтроль при их выборе проявляется очень слабо. Оперативное целеполагания осуществляет на основе бессистемного анализа. Основной движущей   силой в его деятельности выступает лишь внешнее стимулирование. Преподаватель слабо ориентируется в выборе приемов самоконтроля, использует на практике лишь некоторые из них, не умеет корректировать свою деятельность. Слабо развита рефлексия, самооценка неадекватна, нет нацеленности на развитие самоконтроля.
  2. уровень - «недопустимый». Характеризуется тем, что самоконтроль носит эпизодический характер. Преподаватель не интересуется основными целями современного образования (глобальный и этапный уровни). Цели (оперативного уровня) носят чисто формальный характер. Формы, методы и средства выбираются неосознанно, допускаются грубые нарушения при их использовании. Рефлексия и самооценка неадекватны друг другу, а вопросы самоконтроля его интересуют.

Все перечисленные уровни тесно связаны между собой и могут иметь промежуточные позиции. Предшествующие уровни являются ступенью к более высоким, качественным. Каждый высший уровень обязательно включает в себя все предыдущие - низшие, качественно изменяя их. Перед разработкой комплексно-целевой программы была проведена диагностика уровней владения преподавателей самоконтролем, что позволило более четко обозначить объекты и субъекты контроля и самоконтроля, дифференцировать все направления деятельности комплексно-целевой программы.

Структурными элементами авторской комплексно-целевой программы явились:

 целевая установка;

 содержание работы по основным направлениям деятельности;

 форма контроля и самоконтроля;

 вид контроля и самоконтроля;

  методы контроля;

 контролируемый объект;

 методы самоконтроля с элементами обучения;

 контролируемый субъект;

 срок проведения;

 ответственный менеджер;

 подведение итога.

В результате проведенного научно-теоретического исследования было определено и представлено конкретное содержание каждого структурного элемента комплексно-целевой программы.

Первым их них явились целевая установка, рассматриваемая авторами как проектируемый результат деятельности, ориентированный на аналитическую оценку итога работы за предшествующий год, уровень профессионального развития всего педагогического коллектива и отдельных преподавателей. Цели в программе рассчитаны как на долгосрочную реализацию (например, повышение уровня профессионализма учителей), так и на оперативные действия (оперативная диагностика, выработка мер по регулированию процессов управления). Главным условием при выборе целей является их реальность, достижимость, измеримость.

При планировании направлений деятельности авторы опираются на показатели конечных результатов (В.П.Симонов, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова). Особое значение при этом придается оптимальному сочетанию планирования с самопланированием преподавателей. В содержание данного элемента вошли как традиционные, положительно зарекомендовавшие себя на протяжении многих лет направления деятельности:

посещение уроков,

проведение открытых мероприятий,

проверка учебно-методической документации,

обобщение опыта работы и прочие, так и инновационные:

дни регулирования, диагностики к коррекции;

дифференцированная работа по ликвидации пробелов ЗУНов студентов,

проведение дней творчества и прочие.

Третий, четвертый, пятый и шестой структурные элементы определяют формы, виды, методы контроля и самоконтроля.

Четкое выделение в авторской программе контролируемых объекта и субъекта, сроков проведения, ответственных менеджеров, подведение итогов делает ее более демократичной, координационной, мотивационной и системной. Специфика указанной программы состоит в том, что планировалась и выстраивалась она как многоуровневая и личностно ориентированная, что и отличает ее от используемых в настоящее время.

В соответствии с вышесказанным, на констатирующем этапе эксперимента при помощи авторского теста было определено отношение преподавателей к самоконтролю.

Полученные количественные данные показали, что отношение к самоконтролю преподавателей в экспериментальной и контрольной группах было приблизительно одинаково (экспериментальная группа 9,5 баллов, контрольная группа 9,9 баллов). Обе группы затрудняются работать в режиме самоконтроля, контроль носит в большей степени авторитарный характер. Констатация уровня владения преподавателей самоконтролем по уровневой шкале, оценочному листу и результатам педагогического консилиума дала следующие результаты: оптимальный уровень владения самоконтролем присутствует лишь у 4% (э) и 5% (к); допустимый - 71% (э), 69% (к); критический - 21% (э), 23% (к); недопустимый - 2% (э), 1% (к).

Осмысление полученных данных опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе позволило утвердить, что в традиционной системе педагогического менеджмента целенаправленное обучение преподавателей самоконтролю встречается крайне редко, используется недостаточно. Следовательно, наблюдается острая необходимость разработки и внедрения специально разработанной комплексно-целевой программы обеспечения контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте.

На формирующем этапе эксперимента была проверена эффективность разработанной комплексно-целевой программы, апробация которой осуществлялась со следующими целями:

  1. проверка действенности программы на коллективном и индивидуально-личностном уровнях;
  2. индивидуально-дифференцированное обучение преподавателей самоконтролю, последовательное введение его в практическую деятельность.

Для реализации данных целей были выбраны как традиционные направления деятельности (посещение уроков преподавателей; проведение открытых уроков и уроков педагогического мастерства; проверка календарно-тематических планов учебных дисциплин, факультативных занятий; качественные характеристики ЗУН студентов на основе итоговых и текущих срезовых работ и экзаменов, анализ причин неуспеваемости студентов по предметам; состояние преподавания учебных дисциплин; выполнение учебных программ; состояние организации и проведения пробной практики; ведение учебных и факультативных журналов; подготовка к государственным экзаменам, обобщение опыта работы, так и инновационные (подготовка и проведение «Дня творчества» (межвозрастные уроки по педагогике)); работа преподавателей, классных руководителей по адаптации студентов 1 курса и сохранности контингента; контроль за работой молодых преподавателей; проведение дней диагностики, регулирования и коррекции (ДРК); проведение диагностики по качеству обученности).

Достичь успеха при выборе целевых установок каждого направления позволило соблюдение трех основных требований: первое - необходимо четко представлять себе уровень развития коллектива к началу выбора и планирования целевых установок; второе - прогнозировать конечный уровень к завершению планируемого периода; третье — владеть специальными знаниями, умениями и навыками, позволяющими четко спланировать задачи. Основные задачи заключались в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания и обучения студентов, вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива; выявлении уровня профессиональной компетентности и методической подготовки учителей, выработке мер по регулированию процессов поддержания системы управления педучилищем, на основе оперативной диагностики; в создании мониторинговой системы.

Формы контроля использовались в практической деятельности в определенных сочетаниях (административный с элементами самоконтроля, коллективный с взаимоконтролем и так далее). Четко продуманная совокупность позволила администрации адекватно оценить деятельность преподавателей.

Для постепенного введения самоконтроля в практическую деятельность, с учетом вертикальной направленности процесса построения данной комплексно-целевой программы, были выбраны следующие виды педагогической деятельности: теоретические и практические семинары, школы передового опыта и молодого учителя, заседания предметно-цикловых комиссий, индивидуальные беседы, проведение и анализ открытых уроков.

Преподаватели знакомились с методами самоконтроля, учились давать полноценный анализ собственной деятельности, самооценку; активно участвовали в микроисследованиях. По окончанию года было проведено промежуточное подведение итогов, заключающееся в определении отношения преподавателя к самоконтролю и выявлении уровня владения им. Оно позволило не только констатировать эффективность данной программы, но и проводить коррекционную работу на индивидуально личностном уровне

В содержании комплексно-целевой программы были внесены некоторые изменения: из форм работы предпочтение отдавалось индивидуальным и групповым беседам, составлению персональных программ, совместному анализу, что привело к уменьшению количества коллективных форм работы, направленных на теоретическое ознакомление с проблемами самоконтроля.

Диагностика, проведенная на данном этапе, продемонстрировала значительный рост коэффициента оптимального уровня владения самоконтролем, в экспериментальной группе (на 45%) снизился допустимый уровень на 25%, критический на 17%, преподавателей, находящихся на недопустимом уровне не оказалось.

Таким образом, целенаправленное внедрение комплексно-целевой программы обеспечения единства контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте является большим резервом и стимулом нового характера взаимодействия, повышает результативность деятельности каждого преподавателя.

Вариант комплексно-целевой программы обеспечения единства контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте за 2011-2012 г. представлен в следующей таблице № 2.

ТАБЛИЦА № 2. Комплексно-целевая программа «Содержание контроля и самоконтроля над ходом и результатами образовательного процесса в педагогическом училище»

Целевая установка

Содержание работы по основным направле

ниям деятельнос

ти

Форма контроля и самоконтроля

Вид  контроля и самоконтроля

Методы контроля

Контролируемый объект

Методы самоконтроля с элементами обучения.

Контролируемый субъект

Сроки проведения

Ответственный менеджер

Подведе

ние итогов

Обеспечение базового и дополнительного образования соответствующего Госстандарта.

Выявление уровня профессиональной компетентности и методической подготовки преподавателей.

Посещение уроков преподавателей педучилища

Административный, коллективный, взаимоконтроль.

Все виды в различных совокупностях

Посещение и анализ уроков, изучение поурочных планов, анализ документации, беседа, деловой диалог, анкетирование учащихся и пр.

Преподаватели

2,3,4

уровня

Системное обучение самопроверке, самоанализу, самооценке.

Преподаватели

1 уровня

В течение года.

Директор, зам. Директора, зав. отделением, пред. ПЦК, преподаватели соответствующих дисциплин

ШПО, ШМУ, педсовет, заседание ОМК, ПЦК и т.п.

Повысить уровень профессионализма преподавателей.

Проведение открытых уроков и УПМ.

Коллективный, взаимоконтроль.

Все виды в различных совокупностях.

Преподаватели

2,3,4 уровня

Системное обучение самопроверке, самоанализу, самооценке.

Преподаватели

1 уровня

В течение года.

Директор, зам. Директора, зав. отделением, пред. ПЦК

ШПО, ШМУ, педсовет, заседание ОМК, ПЦК и т.п.

Активизация интереса к обучению. Развитие сотворческой деятельности преподаватель-ученик

Подготовка и проведение «Дня творчества» (межвозрастные уроки по педагогике)

Административный, элементы самоконтроля

Тематический, предварительный, частичный, эпизодический, информационно-констатирующий с отдельными элементами диагностико-обучающего

Изучение поурочных планов.

Посещение и анализ уроков.

Анализ документации, деловой диалог и пр.

Преподаватели в сотворчестве со студентами учебных групп

2,3,4

I. Обучение приемам самопроверки

II. Разработка планов с последующим обсуждением.

Преподаватели

1 уровня

Сентябрь

зам. директора по учебной и воспитательной работе, пред ПЦК

ОМК

Выявление индивидуально-личностных особенностей учащихся. Создание комфортной образовательной среды обучения.

Работа преподавателей, классных руководителей по адаптации студентов 1 курса и сохранности контингента

Взаимоконтроль. Коллективный.

Предварительный, общий, периодический, классно-обобщающий, информационно-констатирующий.

Посещение уроков, внеклассных мероприятий, изучение документации (аттестаты, итоги экзаменов, анкетирование)

Преподаватели, работающие на 1 курсах, классные руководители групп нового набора

2,3,4 уровня

I. Анкетирование учащихся, изучение и обработка полученных данных, коррекция своей деятельности.

  1. Использование приемов самопроверки.
  2. Обучение планированию коррекции своей деятельности.

преподаватели, классные руководители групп нового набора

1уровня

Сентябрь, октябрь

зам директора по учебной работе, зав. Отделением пред ПЦК

Малый педсовет

Обеспечение базового и дополнительного образования соответствующего Госстандарта. Выявление уровня профессиональной компетентности и методической подготовки преподавателей

Проверка календарно-тематических планов учебных дисциплин, факультативных занятий; просмотр планов работы зав. Кабинетами и классных руководителей и др.

Административный с элементами самоконтроля.

Тематический, текущий, общий, периодический, информационно-констатирующий с отдельными элементами диагностико-обучающего.

Консультации по введению Государственного стандарта, нового учебного плана.

Анализ документации.

Преподаватели, зав. Кабинетами, классные руководители

3,4 уровня

Самоанализ и самокоррекция документации в соответствии с Гос. Образовательным стандартом.

Преподаватели

1,2 уровня

сентябрь, январь

зам. директора по учебной и воспитательной работе, пред ПЦК

ОМК

Совещание кл. Руководителей,

Заседание ПЦК

Повысить уровень профессионализма преподавателей

Контроль за работой молодых преподавателей.

Взаимоконтроль

Персональный, текущий, частичный, систематический, информационно-констатирующий

Посещение уроков, работа молодых преподавателей на ШМУ, беседа и пр.

Преподаватели

4 уровня

  1. Перевод в режим самококнтроля наиболее опытных педагогов (наставников).
  2. Обучение способам самопроверки.
  3. Знакомство с анкетами для самоанализа своей деятельности.

Преподаватели наставники молодых педагогов

1 уровня

В течение года

зам. директора по учебной работе, предс. ПЦК, наставники

Расширенное заседание ОМК

Выявление прочности, действенности и системности зун учащихся.

Внедрение активных форм контроля.

Качественные характеристики зун студентов на основе итоговых и текущих срезовых работ и экзаменов

Административный с элементами самоконтроля.

Фронтальный, итоговый, частичный, периодический, информационно-констатирующий с отдельными элементами диагностико-обучающего и рефлексивного.

Проведение срезовых контрольных работ. Посещение уроков. Анализ документации и пр.

Преподаватели

3,4 уровня

I.Самоанализ контрольных работ с выделением основных параметров по предложенной инструкции.

II.Устный самоанализ с использованием анкеты.

III. Диагностика по самооценке.

Преподаватели

1,2 уровня

ПЦК педагогики и психологии октябрь май

ПЦК МРР ноябрь апрель

ПЦК Общеобразовательных дисциплин январь май

ПЦК Частных методик

октябрь март

ПЦК музыки ноябрь апрель

Директор

зам. директора

зав. отделением

пред ПЦК

Заседание ПЦК

ОМК

Итоговый педсовет

Проведение индивидуально-дифференцированной работы с учащимися. Предварительная диагностика качества знаний

Анализ причин неуспеваемости студентов по предметам

Самоконтроль

Предварительный, текущий, частичный, периодический, фронтальный, информационно-констатирующий с отдельными элементами рефлексивного.

Предварительная аттестация, индивидуальные беседы с учащимися. Посещение уроков, анализ и пр.

Преподаватели

3,4 уровня

Рефлексия деятельности в целом за данный период работы, на основе ранее использованных приемов самопроверки.

Преподаватели 1,2 уровеня

ноябрь (3 неделя),

апрель (1 неделя)

май (3 неделя)

зам. директора, завюотделением. Пред Ученического профкома

ОМК

Педсовет

Оперативная диагностика, выработка мер по регулированию процессов поддержания системы управления педучилищем.

Проведение дней диагностики, регулирования и коррекции

Коллективный

Тематический, текущий, общий, систематический, диагностико-обучающий с отдельными элементами информационно-констатирующего и рефлексивного.

Составление программ ДРК, инструктаж, проведение и обработка документации

Преподаватели 2,3,4 уровня,  студенты

  1. Самоанализ по предложенным анкетам.
  2. Совместная оценка деятельности.

Преподаватели, 1 уровня

ноябрь, апрель

зам. Директора по учебной работе, зав. Метод. Кабинетом, пред профкома

ОМК

Заседание ПЦК

ШПО

Обеспечение выполнения требований к Гос. стандарту. Выявление наиболее эффективных методов и приемов преподавания, коррекция деятельности преподавателей

Состояние преподавание учебных дисциплин (философии и экономики)

Административный, взаимоконтроль

Фронтальный, текущий, общий, систематический, информационно-констатирующий с отдельными элементами диагностико-обучаюЩего и рефлексивного.

Посещение уроков, анализ, проверка документации

Диагностика и пр.

Преподаватели данных дисциплин

2,3,4 уровня

I. Самоанализ по предложенным анкетам.

  1. Консультации по ведению хронометража рабочего дня.
  2. Самооценка деятельности.

Высококвалифицированные преподаватели 1 уровня

декабрь

зам. директора по учебной работе, зав. Отделением. Пред ПЦК

ОМК,

Педсовет

Формирование банка данных по выполнению учебных планов и программ.

О выполнение учебных программ.

Административный, самоконтроль

Тематический, текущий и итоговый, общий, систематический, информационно-констатирующий с отдельными элементами рефлексивного.

Проверка календарно-тематических планов и журналов, беседа.

Преподаватели

3,4 уровня

Самопроверка, с последующей самооценкой.

Преподаватели

1,2 уровня

В течение года

Зам. директора по учебной работе

ОМК

ПЦК

Педсовет

Внедрение новой технологии, выявления качества обученности, Создание гибкой системы мониторинга.

Достижение оптимального уровня образования в соответствии с Госстандартом

Дифференцированная работа по ликвидации пробелов зун студентов (проведение диагностики по качеству обученности)

Взаимоконтроль

Текущий, частичный, систематический, персональный, информационно-констатирующий с отдельными элементами рефлексивного.

Проверка посещаемости и успеваемости, проведение диагностики качества обученности, проведение микроисследования и пр.

Преподаватели с низким качеством зун ов у студентов по итогам предыдущего года 3,4 уровня

  1. Мониторинговое прослеживание.
  2. Самоанализ и самооценка.

Преподаватели 1 уровня

2 раза в полугодие

Зам. директора по учебной работе, зав. Отделением

пред ПЦК

ПЦК

ОМК

Педсовет

Обеспечение требований  к ведению учебной документации

Ведение учебных и факультативных журналов.

Административный, самоконтроль

Тематический, текущий и итоговый, общий, систематический, информационно-констатирующий с отдельными элементами рефлексивного.

Проверка журналов, Индивидуальные беседы и пр.

Преподаватели

2,3,4 уровня

Самопроверка и самооценка ведения учебной документации

Преподаватели

1уровня

1 раз в 2 месяца

зам. директора по учебной работе

ОМК

  1. Обеспечение  выполнения требования Госстандарта
  2. Выявление наиболее эффективных методов и приемов организации практики

Состояние организации и проведения пробной практики

Административный, самоконтроль

Фронтальный

Посещение дней практики. Проверка документации Анкетирование и пр.

Преподаватели-методисты

3,4 уровня

Самоанализ деятельности по данным критериям.

Составление отчета с опорой на оценку деятельности данную студентами при анкетировании

Высококвалифицированные преподаватели-методисты

1,2 уровня

1этап; октябрь,

2 этап; февраль, март

зам. директора по педагогической практике

Совещание методистов, Итоговая конференция

Достичь оптимального уровня подготовки к государственным экзаменам

Подготовка к государственным экзаменам

Административный, самоконтроль

Тематический, предварительный, частичный, периодический, рефлексивный с отдельными элементами информационно-констатирующего и диагностико-обучающего.

Составление программы.

Посещение уроков. Индивидуальные беседы

Преподаватели педагогики и психологии, частных методик

3,4 уровня

Проведение тестирования, срезовых работ по авторскому варианту.

Самооценка своей деятельности.

Преподаватели

1,2 уровня

апрель

зам. директора по учебной работе

ОМК

Изучение, обобщение и распространение ПО преподавателей педучилища

Обобщение опыта работы

Взаимоконтроль, самоконтроль

Персональный, итоговый, частичный, систематический, информационно-Констатирующий с отдельными элементами рефлексивного.

Посещение уроков, разработка плана обобщения, проведение поэтапной работы по обобщению на ПЦК

Преподаватели

2 уровня

Составление карты ПО.

Преподаватели

1 уровня

декабрь, апрель

зав. Метод. Кабинетом

Педсовет

Задачей заключительного этапа эксперимента являлась количественная и качественная обработка результатов эксперимента, их сравнительная характеристика, теоретическое осмысление экспериментального материала, оформление выводов исследования, выявление степени эффективности функционирования комплексно-целевой программы. В ходе эксперимента было выявлено, что у большего числа преподавателей экспериментальной группы возросло позитивное отношение к самоконтролю, что утверждает эффективность применяемой комплексно-целевой программы. Более наглядно полученный результат представлен в гистограмме №1.

Гистограмма №1

Позиция преподавателей по отношению к самоконтролю

Сравнительный анализ результатов уровней владения преподавателями самоконтролем в контрольной и экспериментальной группах демонстрирует тенденцию в преобладании у большинства преподавателей экспериментальной группы оптимального уровня. Полученные результаты представлены нами в гистограмме № 2.

Гистограмма №2

Динамика уровня владения самоконтролем преподавателями экспериментальной контрольной групп

о.-оптимальный,   д.-допустимый,   к.-критический,    н.-недопустимый

Из гистограммы видно, что уровень владения преподавателем самоконтролем на экспериментальном этапе вырос на 78 %. Как показали результаты, разрыв между контрольной и экспериментальной группами при этом составил 69%, в сравнении, на констатирующем этапе он был равен 1%.

На заключительном этапе эксперимента нами был получен ещё один важный результат, подтверждающий эффективность авторской программы -повышение успеваемости, качества знаний и обученности студентов колледжа.

Мониторинг за уровнем знаний, умений и навыков студентов дошкольного отделения

             Год

Критерии

1 СЕМЕСТР 2011-2012 уч.г.

2 семестр

2011-2012 уч.г.

(срез знаний)

Успеваемость

95%

96%

100%

Качество знаний

56

60

65

Качество обученности

59

64

73

Средний балл обучения

4,3

4,48

4,6

Таким образом, проведенное исследование подтвердило правомерность первоначально выдвинутой гипотезы и доказало целесообразность внедрения разработанной программы в массовую педагогическую практику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы;

1. Предложенная классификация форм, видов, методов контроля и самоконтроля выгодно отличает ее от традиционных и позволяет менеджерам более рационально подходить к выбору данных категорий и реализации их в управленческой деятельности, повысить уровень профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса. Ее основными отличительными параметрами являются:

  1. четкая разграниченность категорий форма организации и форма контроля
    и самоконтроля в педагогической деятельности;
  2. локализация форм организации (видов) контроля и самоконтроля по определенным критериям, дающая возможность их упорядочивания и систематизации;
  3. выделение нового критерия видового различия - планируемого результата;
  4. представление наиболее эффективных методов в соответствии с логикой
    проведения форм контроля и самоконтроля.
  1. Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта показал необходимость обеспечения единства контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте. Исключение самоконтроля приводит к ярко выраженному авторитарному стилю управления; быстротечный, бессистемный перевод учителей в режим самоконтроля и полное исключение контроля приводит к определенному «анархизму» в деятельности, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива в целом.
  2. Данное единство может быть обеспечено через комплексно-целевую программу, включающую следующие структурные элементы: целевая установка; содержание работы по основным направлениям деятельности; форма контроля и самоконтроля; вид контроля и самоконтроля; методы контроля, контролируемый объект; методы самоконтроля с элементами обучения; контролируемый субъект; срок проведения; ответственный менеджер; подведение итога.
  3. Комплексно-целевая программа представлена в исследовании в трех аспектах:
  1. структурном, представляющим собой планирование контроля и самоконтроля и реализация их на практике в полном единстве;
  2. функциональном, демонстрирующим корреляцию контроля и самоконтроля в компонентах педагогической деятельности;
  3. генетическом, устанавливающим связи между прошлым, настоящим и будущим состоянием хода образовательного процесса в педагогическом училище, что в целом способствовало повышению уровня владением самоконтролем, формированию позитивного отношения к нему.

Ведущей формой предложенной программы явилось целенаправленное обучение преподавателей самоконтролю.

5. Эффективность разработанной комплексно-целевой программы определилась в ходе формирующего эксперимента в соответствии с разработанной методикой и критериями определения уровней владения самоконтролем и отношением к нему. Сопоставление результатов констатирующего и формирующего экспериментов показало, что реализация авторской программы позволила перевести систему управления, в части контроля, на горизонтальную систему профессионального сотрудничества, создать атмосферу уважения, доверия и успеха в коллективе, обеспечить возможность саморазвития каждого участника образовательного процесса; повысить уровень владения самоконтролем и сформировать позитивное отношение к нему.

6. В ходе экспериментального исследования и теоретического осмысления его результатов наметился ряд направлений, нуждающихся в дальнейшей разработке. Важнейшими из них являются:

  1. проблемы в плане разработки вопросов централизованного сбора, обработки и хранения всей контрольной информации, полученной в результате внутриучилищного мониторинга;
  2. дополнение и научное обоснование перечня традиционных контрольных действий новационными, позволяющими охватить новые функциональные
    области жизнедеятельности образовательного учреждения, создать более
    полную интегрированную систему контроля;
  3. выработка методологии и целеполагания обучения преподавателей самоконтролю;
  4. разработка методических пособий, создание инновационных методик обучения самоконтролю, практических рекомендаций по обеспечению единства контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте;
  5. разработка иных критериально-уровневых диагностик продуктивности педагогических технологий и программ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Басовский, Л.Е. Менеджмент. Учеб. пособие / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 216 с.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2000. - 304с.
  3. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л.Управление социальным развитием организации: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006.
  4. Луковцева. А.К. Психология и педагогика. Курс лекций / Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: КДУ, 2008.
  5. Львов Л.В. Педагогический менеджмент. - Челябинск: ЧГАУ; ЮУНОЦ РАО, 2008.
  6. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. - М.: Дело, 1993 – 702 с.
  7. Педагогика педагогические теории, система   технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ С.А. Смирнов, Б.К. Котова, Е.Н., Шишков и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ» 1999. - 512с.
  8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256с.
  9. Симонов В. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании.: Высшее образование, 2009.
  10. Черняк, Э.В. Разработка управленческого решения. Учеб. пособие / Э.В. Черняк. – Казань: Казан. гос. технол. ун-т., 2006. - 90 с.

Я – идеальный в самоконтроле:

- четкая целевая ориентация;

- устойчивая мотивированная стратегия;

- продуктивная технология самопроверки, самоанализа, самооценки;

- активное оптимальное рабочее состояние.

Я-реальное в самоконтроле:

- уровень способностей к развитию

самоконтроля

- уровень владения самоконтролем.

Уровни владения самоконтролем:

-отвальный;

-допустимый;

- критический;

- недопустимый.

Внешние  факторы:

-контроль со стороны менеджера;

-специально  организованное   обучение самоконтролю:

-непосредственные условия профессиональной деятельности, ситуативные связи и зависимости.

Профессиональная деятельность

Внутренние факторы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы самоконтроля и взаимоконтроля контроля знаний учащихся по информатике и ИКТ

Формы самоконтроля и взаимоконтроля контроля знаний учащихся по информатике и ИКТ...

Самоконтроль и контроль при занятиях физическими упражнениями. Оценка состояния тренированности.

Самоконтроль учащихся за состоянием своего здоровья при занятиях физическими упражнениями самого различного плана (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, занятия в спортивной секции, са...

Проектная работа студента "Развитие действий контроля и самоконтроля"

Цель работы: изучение особенностей развития  действий контроля и самоконтроля  через   средства алгоритмизации...

ЗАНЯТИЕ 1-е — 2 часа Лекция на тему: «История появления борьбы. Гигиена борца. Врачебный контроль и самоконтроль. Предупреждение травм. Оказание первой помощи».

Борьба находила широкое применение на Руси не только в военном деле. Борьба, как форма развлечения и проявления силы и мужества, была очень популярна среди русских людей. Ей отводилось большое место н...

Кроссворд по теме " Социальный контроль. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления.Профилактика"

Предназначен для  контроля текущих знаний у студентов 1-2 курсов СПО. Время на решение кроссворда 20 мин....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню народного единства «Единство в истории нашего народа»

Форма проведения: викторинаЗадачи: Воспитательные: воспитание духовно-нравственных начал студентов 1 курса всех специальностей.Развивающие: развитие способностей к анализу исторических событий.Познава...