Значение психодиагностики в работе с трудными подростками
статья по теме

В статье представлены материалы для проведения диагностического обследования подростков, примеры заключений, рекомендации родителям и педегогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Межмуниципальная научно-практическая конференция

«Стратегические приоритеты в развитии и реализации потенциала молодежи как залог социально-экономического процветания»

СЕКЦИЯ

«Молодежь и здоровье»

Доклад: «Значение психодиагностики в работе с трудными подростками»

                                                    Автор: Гарифуллина Наталья Максимовна

педагог-психолог МБУ «ЦПППН «Доверие»

2012 г

Значение психодиагностики в работе с трудными подростками

 (из опыта работы педагога-психолога ОППП МБУ «ЦПППН «Доверие»)

Подростковый возраст является критическим по отношению к становлению и самоопределению личности, формированию идентичности и самосознания. Проблемы поиска себя, выбора жизненного пути, оставаясь актуальными на любом этапе развития общества, особую остроту приобрели в настоящее время, когда социально-экономические и политические преобразования в России, разрушившие прежнюю систему ценностей, привели к социальной дезадаптации значительной части населения. Наиболее отчетливо негативные тенденции прослеживаются у подростков, поскольку неопределенность жизненных ориентиров сочетается у них с кризисными явлениями периода взросления и субъективными трудностями личностного становления – открытия «Я».

Первопричиной асоциального поведения подростков является совокупность объективных и субъективных факторов, обусловливающих неспособность адаптироваться к конкретным условиям жизни. Дезадаптация, в свою очередь, становится причиной отчуждения, вызывает десоциализацию личности, приводящую к тем или иным формам асоциального поведения. Можно выделить три составляющих девиантной среды подростков: 1 – «неблагополучная» семья, 2 – круг девиантных сверстников, 3 – неблагополучные социальные факторы (экономические кризисы, идеологические просчеты общества и т.п.).

В рамках договора о стратегическом партнерстве с целью повышения эффективности взаимодействия в вопросах организации учебно-воспитательного процесса студентов ГОУ СПО «Ноябрьского колледжа профессиональных и  информационных технологий», на базе МБУ «ЦППН «Доверие» осуществляются  психодиагностические мероприятия с подростками группы риска.

Для повышения уровня профилактической работы с 2010 года проводится индивидуальное психологическое обследование студентов, состоящих на учете в  КДН и ЗП или ОПДН за различные правонарушения. В частности:  за распитие спиртных напитков, за участие в драках, за вождение транспортного средства без водительских прав, за нарушение ПДД при управлении мопедом, за стрельбу из пневматического пистолета в человека, за кражу брошенного автомобиля, за курение в неположенном месте.

При обследовании студентов используются  следующие психодиагностические методики: цветовой модифицированный тест М. Люшера, факторный опросник Р. Кеттелла, тест отсчитывания минуты,   тест «Идентификация типов акцентуаций характера».

Тест Люшера применяется для определения направленности испытуемого на определенную деятельность, его настроения, функционального состояния и наиболее устойчивых черт личности.

Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученная психодиагностическая информация обязательно сопоставляется с результатами других методик и наблюдением  в процессе беседы с подростком. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях.

Тест отсчитывания минуты применяется для определения уровня тревожности подростка. Для определения «индивидуальной минуты» берется в руки секундомер и нажимается кнопку пуска секундной стрелки. Не глядя на нее, необходимо сразу же начать про себя отсчитывать секунды до 1 мин и сразу остановить секундомер.

Результаты:

  1. Лица с хорошей адаптацией к различным нагрузкам (физические и психическим) имеют очень небольшие отклонения по определению минуты: плюс-минус 3-5 с, т. е. насчитывают 60-65 с.
  2. Люди с плохой адаптацией имеют короткую индивидуальную минуту — 46,2-47,0 с.
  3. Люди, останавливающие секундомер на 40-й с, как правило, имеют плохую переносимость физической нагрузки.
  4. Психически неуравновешенные, особенно совершившие суицидные попытки, останавливают секундомер на 30-й или даже на 27-22 с.

Хронобиолог Н. И. Моисеева считала, что по изменению длительности индивидуальной минуты можно судить и о биологической адаптации человека.

16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Теоретической и методологической  основой  данного теста является факторный  анализ  личности.  В  результате  исследования  с  помощью  данного опросника  личность  описывается  16-ю  фундаментально  независимыми  и психологически  содержательными  факторами.  Каждый  фактор  имеет  условное название  и  предполагает  устойчивую  вероятностную  связь  между  отдельными чертами личности.

Структура  факторов  опросника  у  каждого  отдельного  человека  отражает вероятностную  модель  психологических  свойств  его  личности, а также индивидуальное своеобразие конкретного человека и  позволяет  с  большой  долей  вероятности  прогнозировать  ее  реальное поведение в определенных жизненных ситуациях.

Патохарактерологический диагностический опросник. Есть две наиболее подробные и вместе с тем понятные классификации типов характеров, которые свойственны людям. Одна из них принадлежит психиатру А.Е. Личко, другая - К. Леонгарду. В чем-то они очень сходны. Только иногда по-разному называется тот или иной характер. Личко в своей типологизации говорил об акцентуации (заострении черт характера) у подростков, Леонгард - у взрослых. Что касается подростков, важно заметить, что большинство свойств характеров, присущих им, сохраняется на всю жизнь. И еще - очень важно учитывать и помнить, что любая личность представляет собой не один единственнный тип, а сочетание наиболее сильных - стержневых и менее проявляющихся или проявляющихся только по обстоятельствам свойств характеров. Хотя ведущая линия - определяется каким-то одним.

Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим Диагностическим Опросником (ПДО), предназначен для определения в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др).

Обычно для проведения исследования требуется от получаса до часа времени. Ис-следования можно проводить одновременно с группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться или подсматривать выборы друг у друга.  Обработка результатов производится с помощью построения графика. Специалисты МБУ «ЦПППН «Доверие» пользуются компьютерной разработкой данной методики.

Следует отметить, что обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

Таким образом, в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления разных форм нарушения поведения.

На основании результатов обследования и с учетом особенностей развития подростка разрабатываются и выдаются рекомендации для родителей, мастеров производственного обучения, социальных работников, курирующих семьи подростков. Кроме того,  каждый студент получает рекомендации в виде психотехнических упражнений, направленных на коррекцию акцентуированных черт характера.

Заключение

     по результатам психологического обследования Иванова Ивана Ивановича

При обследовании были использованы следующие психодиагностические методики:

  1. цветовой модифицированный тест М. Люшера,
  2. факторный опросник Р. Кеттелла,
  3. тест «Идентификация типов акцентуаций характера»,    
  4. тест отсчитывания минуты,

а также метод наблюдения в процессе предварительной беседы.

На основании проведенного психологического обследования можно предположить, что Иван открыт, общителен, но иногда в силу повышенной ранимости и сосредоточенности на своих проблемах может испытывать в общении некоторые трудности. Он обладает развитым чувством долга и ответственности, принимает общепринятые моральные правила и нормы. Юноша эмоционально устойчив, уверен в себе и в своих силах, спокойно и адекватно воспринимает действительность, стрессоустойчив,  умеет контролировать свои эмоции и поведение. Для него характерны достаточно хорошие адаптационные возможности.

              У Ивана диагностируется акцентуация гипертимного типа, основной чертой которого является постоянное пребывание в хорошем настроении, лишь изредка омрачаемое вспышками агрессии в ответ на противодействие окружающих, а тем более при их стремлении круто подавить желания и намерения подростка, подчинить его своей воле. Он отзывчив на доброжелательное,  уважительное отношение со стороны взрослых.

Иван эрудирован, отличается оперативностью, подвижностью мышления, высоким уровнем общей культуры. Имеет адекватную самооценку, знает себя и свои качества, принимает себя, что является индикатором личностной зрелости.

РЕКОМЕНДАЦИИ

КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ И СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ

Установление контакта с Иваном не является проблемой в силу его открытости и готовности идти навстречу. Он обычно адекватно реагирует на доброжелательное отношение и искренний интерес к его делам и проблемам.

Основной целью педагогической помощи подростку  является постепенное укрепление его самооценки, преодоление чувства тревожности.

Необходимо поддерживать инициативу и энергию, предприимчивость и лидерство в делах, в которых юноша может свободно и интересно общаться. Это может быть трудная, но интересная и  деятельность, спорт, внеклассные мероприятия.

Важно создавать ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где он может проявить себя наиболее полно и естественно. Но, вместе с тем, следует помогать утверждаться и в тех сферах, где подросток чувствует себя неуверенно.

Ивану не следует поручать кропотливую, однообразную работу, требующую усидчивости.

В общении с ним важно избегать чрезмерной директивности, проявления безапелляционной власти, жесткой требовательности. В противном случае это может привести к обострению реакции эмансипации.

Также противопоказан и мелочный контроль, он может вызвать бурю негодования.  Но недопустим и недостаток контроля, безнадзорность, а главное — отсутствие живого интереса к его делам и увлечениям.

Ни в коем случае не эксплуатировать повышенную ответственность.

Нельзя угрожать наказанием, накапливать "компромат", строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность юноши в чем-то.

Поручения должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, укреплению самооценки.

Важно внушать, что Иван в состоянии справиться с различными проблемами. И то, что неудачи в деятельности — обычное явление жизни, они преодолимы.

Мерами воспитательного воздействия могут быть: убеждение на собственном опыте  и опыте других; увлечение хорошими перспективами; проявление доброты, заботы, поддержки; организация успеха в деятельности; поощрение адаптивных проявлений.

Необходимо помнить, что Иван отзывчив на доброжелательное,  уважительное отношение со стороны взрослых.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Для Ивана очень важно наличие оптимистичных установок, теплых заботливых отношений в семье, отсутствие завышенных требований друг к другу.

Желательно соблюдать четкий размеренный стиль общения и взаимодействия, занимать доброжелательную  позицию взрослого по отношению к подростку.

В семье необходимо создавать ситуации, стимулирующие убежденность юноши в том, что он нужен взрослым.

При общении с Иваном противопоказана чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым его шагом, каждой минутой. Непрерывные запрещения, невозможность самостоятельно принять даже простенькое решение, а тем более насмешки со стороны самых близких людей не позволят научиться на собственном опыте, не приучат к самостоятельности.

Необходимо формировать оптимистические установки юноши, развивать его эмоциональность.

Важно создавать стабильные условия жизнедеятельности для сына, четко регламентировать требования  со стороны родителя.

Необходимо умело сочетать доверие к ребенку с контролем исполнения данных ему поручений. Строить общение  с Иваном лучше в  уважительной форме, сочетая ее с разумной и последовательной требовательностью.

Маме следует укреплять уверенность юноши в том, что она окажет сыну поддержку и помощь в неожиданной нестандартной ситуации, поможет принять правильное решение, не подавляя его инициативы.

ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКА

«Полный порядок»

Возьми себе за правило—периодически приводить в порядок свои вещи, книги, учебники, записи. Для начала наведи элементарный порядок у себя на столе. Определи каждому предмету конкретное место и в дальнейшем постарайся класть его именно туда.

«Навести порядок в своих мыслях» ты можешь с помощью дневника или еженедельника, в котором следует записывать основные дела на предстоящий день и вечером проверять, все ли ты выполнил из того, что было задумано. Стремись осуществить все намеченное.

«Конец — делу венец»

Давай учиться делать одно пусть маленькое дело, но до конца. Установи очередность и приступай к выполнению. Помни, делу — время, потехе—час. До тех пор пока ты работу не закончишь, никаких увеселений, гостей, вкусных блюд, приятных занятий. Пусть это будет только раз в неделю, но обязательно одно дело доводим до конца.

«Планирование»

На листе бумаги запиши все свои планы на предстоящий день. Теперь подумай и зачеркни то, что ты вряд ли сможешь выполнить. Еще раз просмотри оставшиеся пункты. Если не возникло желание вычеркнуть, то оставь без изменений. А теперь основное — все оставшееся нужно выполнить! Приучай себя осуществлять намеченное. Лучше меньше намечать, но все выполнять. Рекомендую составить такой же план на предстоящую неделю, месяц, год. И так же поработать с ним.

Тем, кто непосредственно участвует в практической воспитательно-профилактической работе с "трудными подростками и их семьями" мы адресуем несколько конкретных СОВЕТОВ ПСИХОЛОГА:

- Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, "испорченном" подростке хорошие стороны.

- Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.

- Нельзя относиться к "трудным, с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от Вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т.д.).

- Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на Ваш взгляд, тайна, доверенная Вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе Вам никогда не стать в глазах Ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.

- Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: "Такой-то неисправим, он кончит в тюрьме". Знайте, если это предсказание сбудется. Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.

- Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш "материал", особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление Вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.

- Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.

Литература

Сост. В.И. Екимова. Трудные подростки – Москва, изд. АРКТИ, 2007

Е.В. Королева, П.Г. Юрченко, Т.Н. Бурдыгина. Проблемные ситуации в школе и способы из решения – Москва, изд. АРКТИ, 2008

Ред. А.Е.Личко, Н.Я. Иванов. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования.— Л.: изд. инст. им. Бех-терева, 1976.

Ред. А.Е. Личко, Н.Я.Иванов. Патохарактерологические исследования у подростков.— Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С «ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»

Рекомендации по взаимодействию с "трудными подростками"...

Преодоление девиантного поведения у трудных подростков.

Преодоление девиантного поведения в условиях социальной квартиры по семейному типу у трудных подростков.              Изменения, ...

План работы с трудными подростками

Подробный план работы на год с детьми девиантного поведения....

Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками

Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками by schoolpsyОснову трудности подростков составляют: агрессивность, грубость, конфликтность, нетерпимость к замечаниям, вспыльчивость,...

Психолого – педагогическое сопровождение трудных подростков в процессе учебно – воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании (из опыта работы).

Подготовила: педагог психолог «МСЦ ПТО им.Ф.И.Бачурина»Ручий Н.И.Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения ...

Памятка ПАМЯТКА №1 Кого можно считать трудным подростком

ПАМЯТКА №1Кого можно считать трудным подросткомТрудные дети – это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степ...

Рекомендации классному руководителю  по работе с "трудными" подростками

Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться....