Структура урока
методическая разработка по теме

Мельник Оксана Ивановна

Методическое пособие для преподавателей общеобразовательных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_uroka.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

начального профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Покачевское профессиональное училище»

 

СТРУКТУРА УРОКА

(методическое пособие для преподавателей)

  

 

Разработала:

преподаватель Мельник О.И.

г. Покачи

2012 г.

 УРОК – это зеркало общей и педагоги-

                                          ческой культуры учителя, мерило его

                                        интеллектуального богатства, показатель      

                                          его кругозора и эрудиции.

                                                                        Сухомлинский В.А.

СТРУКТУРА УРОКА


Структура

устойчивая взаимосвязь его элементов, в которой определяются примерный порядок и способы действий преподавателя и учащихся




Основные элементы урока

сообщение темы и цели урока;

●изучение нового материала;

●формирование умений и навыков;

●закрепление и совершенствование приобретенных ЗУН;

●применение полученных ЗУН;

●анализ результатов обучения на уроке;

●проверка и оценка ЗУН;

●домашнее задание;

●подведение итогов урока;

●самоанализ


Формы организации урока

●индивидуальная;

●фронтальная;

●групповая;

●коллективная;

●парная;

●разновозрастная


Приемы

●разъяснение;

●рассуждения;

●общая характеристика



Методы обучения

словесные (рассказ, беседа, объяснение, учебная лекция, доклады);

наглядные (наблюдения, демонстрация, экскурсия, телевизионные, компьютерные);

практические (разнообразные упражнения)


Общедидактические методы

●объяснительно-иллюстративный;

●репродуктивный;

●частично-поисковый;

●проблемный;

●исследовательский


По дидактическим задачам выделяют методы

●приобретения знаний;

●формирования умений и навыков;

●применения знаний;

●творческой деятельности;

●контроля

                

Структура урока

        

        соотношение и последовательность проведения частей,         моментов, этапов урока, способствующих выполнению         учебных задач.  

        

        В теории и практике обучения в зависимости от типа учебного занятия сложилась его определенная структура. Общими элементами являются: организация начала урока, проверка усвоения изученного материала, подготовительная работа к изучению нового, постановка цели и задач урока, объяснение нового материала, закрепление, повторение, подведение итогов урока, учебное домашнее задание.

        Каждый из этих структурных элементов урока преследует свои задачи.

        

        Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. В других частях урока организация учебной деятельности является сопровождающей стороной и заключается в соблюдении последовательности запланированных звеньев учебно-воспитательного процесса на уроке.

        Очень важно начало урока. Тот, кто умело и правильно предъявляет требования к действиям учащихся в начале урока, обеспечивает успех всего учебного занятия.

        С первых минут учащиеся должны почувствовать в учителе лидера, который не отступит от своих требований и добьется выполнения учащимися учебных задач. Здесь все имеет значение: как входит преподаватель в класс, его уверенность в себе, тон, манера поведения, умелое предъявление требований и искреннее уважение к учащимся. Уважающий себя учитель, войдя в класс, не позволит, чтобы учащиеся разговаривали. Преподаватель проверяет готовность к уроку: все ли имеют тетрадь, учебник, ручку, карандаш и все необходимое для данного занятия, сосредоточены ли, нет ли отвлекающих моментов. Это приучает учащихся к дисциплине и умению организовывать свой учебный труд.

        

        Проверка усвоения изученного материала (обычно домашнего задания). Традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке, так и в подготовке к изучению нового материала. Прежде всего, преподаватель сосредоточивает внимание учащихся на основных идеях, правилах, которые легли в основу выполнения домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили задание, какие были трудности. Преподавателю важно понять типичные ошибки, а также индивидуальные особенности процесса выполнения задания каждым учащимся, особенно формирования учебных навыков. Главное не допустить механического характера работы.

        Если не было домашнего задания, то учащиеся по серии специально подготовленных вопросов воспроизводят знания, которые будет использовать преподаватель в процессе объяснения.

        Познавательная активность и интерес на уроке существенно зависят от проведения этой части урока.

         

        Постановка цели и задач урока. Уяснение конкретных задач урока и путей их реализации обеспечивает определенность, систематичность и последовательность действий преподавателя и учащихся на уроке. Каждый момент урока должен соответствовать поставленным образовательным и воспитательным целям урока.

        Большое значение для сосредоточения мысли и формирования первоначального интереса имеет форма постановки цели и задач урока. Здесь важно сочетание общей цели и конкретных задач.

        Формы постановки учебных задач различны, но всегда следует помнить о сочетании общих идей с конкретными условиями, не ограничиваться только общими соображениями. Постановка целей и задач занимает обычно мало времени, но создает направленность учебной деятельности и имеет большое воспитательное воздействие. 

        

        Объяснение. Научное изложение содержания учебного материала – важная часть в структуре урока. Доступная логика научных доказательств, опирающихся на имеющиеся у учащихся знания, простая и убедительная форма изложения, ясность мысли преподавателя являются основами хорошего понимания и усвоения учащимися нового материала. Поведение преподавателя в этой части урока должно быть строгим. Его сосредоточенность отражается на учащихся, особенно если он в процессе объяснения внимательно смотрит на них.

        Объяснение может включаться в другие части урока, например в процесс закрепления, когда возникает необходимость повторения какого-либо доказательства, правила.

        

        Закрепление. Закрепление как система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится после объяснения преподавателем нового материала как часть урока или как самостоятельный урок. В процессе закрепления сосредоточивается внимание на главных, опорных пунктах материала, связи теоретических положений с практической учебной деятельностью, на процессе формирования определенных учебных умений и навыков. Преподаватель здесь получает обратную связь, информацию о том, насколько успешно учащиеся поняли объяснение. Такой анализ помогает подобрать соответствующие виды упражнений и самостоятельных работ для овладения учебным материалом.

        

        Повторение. Это систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность здесь в выделении основных идей и подборе упражнений и заданий. Преподаватель заранее намечает план повторения: какие вопросы будут заданы учащимся, какой материал они будут воспроизводить по памяти, какой – пользуясь учебником, какие тренировочные или творческие упражнения будут даны.

        Учащимся бывает трудно держать в сознании главные идеи. Часто учащиеся при повторении лишь упражняются в отдельных умениях, навыках и не получают обобщенных идей.

        Значительно активизируется деятельность учащихся при повторении в процессе выполнения творческих заданий, решения проблемных задач и ситуаций.

        

        Подведение итогов урока. Это относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в напоминании главных идей изученного и сосредоточении внимания на связи теоретических положений с упражнениями.

        Нельзя недооценивать этой части урока. За 1-3 минуты преподаватель воспроизводит основное содержание урока; выделяет положительные моменты и говорит о недостатках работы учащихся, называет наиболее активных.

        

        Домашнее учебное задание. Преподаватель сообщает задание на дом, разъясняет основные идеи и способы его выполнения. Главная задача в том, чтобы помочь учащимся организовать свой домашний учебный труд.

        В последние минуты урока учащиеся ожидают звонка, менее внимательные. После звонка учащиеся не могут воспринимать задание на дом сосредоточенно и ответственно.

        Инструкция о выполнении домашнего задания должна даваться четко, кратко, последовательно, до звонка. Полезно спросить нескольких учащихся о том, как они поняли задание, или дать образец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура урока мини-проекта

Приведена структура проблемного урока мини-проекта: "Система питания ДВС", этапами урока, действиями преподавателя и обучающихся....

Структура уроков

Примерная структура уроков по ФГОС...

Методическая структура урока на тему «Искажения сигнала в электронных усилителях и способы их оценки» и методический инструментарий

  Методическая структура  урока    и методический инструментарий фактически отражает, дидактическую структуру урока, все его этапы, применяемые методы обучения и технологии ...

«Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях»

      Технологическая карта с методической структурой урока по теме «Обратная связь в электронных усилителях» несет в себе форму организации учебного процесса и его методического...

Структура уроков (занятий) производственного обучения

 Урок производственного обучения в соответствии с темой и целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структу...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Типовая структура урока театральных дисциплин

Типовая структура урока театральных дисциплинПрактические занятия для воспитания актёра занимают главное место. И это одинаково справедливо для любой из театральных дисциплин...