Учебное занятие в системе дополнительного образования для начинающих педагогов.
методическая разработка по теме

Основные требования к современному занятию, основные принципы обучения, структура различных типов занятия, общая структура плана занятий, методы организации занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

для  начинающих педагогов

ЦЕЛЬ ВСЕХ ЗАНЯТИЙ:

поднять и поддержать у воспитанников интерес к той или иной направленности:

повысить эффективность обучения:

развить творческий подход, как со стороны педагога,  так и со стороны воспитанника.

ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ ЗАНЯТИЯ:

Конкретные цели: воспитательные, развивающие, обучающие, выходящие на реальный, достижимый результат.

ЗАДАЧИ.

Развитие реальных творческих способностей  воспитанников.

Развитие личности воспитанников.

Развитие нравственного, эмоционального воздействия воспитанника путем реализации образовательной программы..

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ЗАНЯТИЮ

Постановка и  комплексное решение задач.

Создание мотивации предстоящей деятельности.

Организация структуры занятия.

Содержание занятия.

Технология обучения.

Экология занятия.

Психологическая культура и профессионализм.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Научность.

Природосообразность.

Последовательность и систематичность.

Доступность.

Сознательность и активность.

Наглядность.

Индивидуальный подход.

Заинтересованность и мобильностью

Обеспечение отбираемой информации.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ КОНСПЕКТА

Должны  быть отражены:

Цели , задачи, методы и приемы воспитания  обучающихся  в границах темы занятий.

Образцы заданий, вопросов изделий, наглядного материала

Структура занятия и обоснование последовательности его этапов.

Содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе задания.

Мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия.

Формы и способы общения с детьми.

Диагностика  начального уровня знаний воспитанников, развиваемых в ходе задания

Приемы управления  вниманием, активизация детей.

Типичные затруднения воспитанников, причины и необходимые действия  педагога для их ликвидации.

Образцы корректирующих упражнений.

Приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом.

Диагностика результатов занятия, подведение итогов.

ТРАДИЦИОННЫЕ: лекция, семинар, дискуссия, конференция, экскурсия, туристический поход.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ: презентация предмета, явления, события, факта, социодрама

ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:

 (сюжетно- ролевая) игра, защита проекта, философский стол,  Крепкий орешек, конверт вопросов.

СТРУКТУРА РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЗАНЯТИЙ

№1. Изучение нового материала.

Изучение  нового материала и его закрепление.

№2.Совершенствование способов действий и знаний.

Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение воспитанниками заданий и решения задач. Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок. Подведение итогов.

№3. Контроль и коррекция способов действий и знаний.

Определение и  разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы. Сообщение и  содержание задания, инструктаж его выполнения. Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога. Обобщение и оценка выполненной работы.

№4. Демонстрация способов действий и знаний.

Определение и разъяснение целей занятия

Установление связи с ранее изученным материалом.

Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.

№5.Комбинированное (сочетающее все функции).

Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания

Изложение нового материала.

Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.

ОБЩАЯ  СТРУКТУРА  ПЛАНА ЗАНЯТИЙ

1. Вступительная часть.(2мин.)

2. Концепция занятия, цели и задачи (3мин.)

( три цели – обучающая, воспитательная, развивающая)

3. Ход занятия:

- краткое содержание и время теоретической части занятия (10мин.)

-задание ( содержание ), этапы выполнения и время практической части занятия                 ( 25 мин.)

- подведение итогов занятия (5 мин.) – приемы работы с детьми и время

4. Средства обучения :

– наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.

5. Прогнозируемые результаты занятия:

- должны отражать не только материальные результаты работы с детьми, но и степень достижения поставленных целей занятия.

МЕТОДЫ  ОРГАНИЗАЦИИ  ЗАНЯТИЙ

  1. Репродуктивный
  2. Словесный метод обучения
  3. Методы практической работы
  4. Метод наблюдения
  5. Проблемные методы
  6. Проектно – конструкторские методы
  7. Метод игры
  8. Наглядный метод обучения
  9. Использование на занятиях средств искусства

     ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

  1. Анкетирование
  2. Психологические тесты
  3. Сознание и решение различных ситуаций( психология общения, социальное окружение)
  4. Психологический театр
  5. Деловая игра

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ

  1. Плотность занятия до 80%
  2. Число видов деятельности (4-7)
  3. Средняя продолжительность различных видов деятельности (не  более 10 минут)
  4. Частота чередований видов деятельности (через 7-10 минут)
  5. Число видов преподавания (не менее 3-х)
  6. Чередование видов преподавания (не позднее чем через  10-15 минут)
  7. Наличие эмоциональных разрядок (2-3)
  8. Чередование позы ученика (чередуется в соответствии с видом работы, наблюдать за посадкой учащегося)
  9. Физкультминутки (2 за занятие из 3-х упражнений, по 3-5 повторений каждого)
  10. Психологический климат (преобладание положительных эмоций)
  11. Момент наступления утомления (снижается активность и работоспособность примерно через 20-25 минут) не ранее чем через 40 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие в системе дополнительного образования.

Презентация для начинающих педагогов дополнительного образования....

Особенности воспитания в системе дополнительного образования

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации...

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Влияние комплекса учебно-методического обеспечения на качество образовательного процесса в системе дополнительного образования

Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике в системе дополнительного образовани...

Анализ занятия в системе дополнительного образования

Занятие в учреждении дополнительного образования имеет ряд особенностей: оно менее регламентировано, более гибкое, динамичное, свободное по составу участников, чередованию форм работы, насыщению разли...

Работа в творческой группе на тему: "Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников "

Краткая аннотация проекта          Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного ...

Разработка открытого занятия для системы дополнительного образования детей "Городецкая роспись"

Конспект открытого занятия на тему "Городецкая роспись. Элементы росписи. Освоение навыков исполнения простейших орнаментов на бумаге", является отличным помощником для начинающих специалист...