Рабочая программа по русскому языку для учреждений среднего профессионального образования
рабочая программа на тему

Карагодина Светлана Геннадьевна

Рабочая программа по русскому языку для учреждений среднего профессионального образования (часть 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_opop_2.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Введение


О МОГУЩЕСТВЕ РУССКОГО ЯЗЫКА


1

Введение. О могуществе русского языка. Русский язык среди языков мира.

Содержание учебного материала

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как высшая форма существования национального языка. Основные составляющие русского языка. Понятие о нормах русского литературного языка.

1

1

Практическое занятие № 1

Составление плана ответа на тему «Русский язык среди языков мира».

1

Самостоятельная работа

Подготовить связный текст на тему «Слово о русском языке»

2


Раздел 1


ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ.


4

Тема 1.1. Фонетика. Графика.

Содержание учебного материала

Фонетика. Основные фонетические единицы. Понятие о фонеме. Логическое ударение.  Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс. Графика. Позиционные принцип русской графики.

1

1

Тема 1.2. Орфоэпия. Орфоэпические нормы.


Содержание учебного материала

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка: произносительные и нормы ударение, орфоэпия грамматических форма и отдельных слов.

1

1

Практическое занятие № 2

Тестирование «Орфоэпические нормы».

2

Самостоятельная работа

Подбор примеров орфоэпических ошибок из произведений, речи

1


Раздел 2


ЛЕКСИКА. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ.

Тема 2.1. Лексика. Лексическое значение слова.

Содержание основного материала

Основные понятия и основные единицы лексики. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.  Использование в речи изобразительно-выразительных средств. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

2

2

Самостоятельная работа

Подготовить связный текст на тему «Признаки слова».  Работа с художественным текстом:  подбор изобразительных средств и тропов.

2

Тема 2.2. Лексикография. Словари русского языка.

Содержание учебного материала

Лексикография. Словари русского языка: орфографические, толковые, словообразовательные. Орфоэпические  и  толковые словари, словарь крылатых фраз, словарь иностранных слов, словари лексических групп. Учёные-языковеды: Даль, Шахматов, Ушаков, Виноградов, Ожегов.

1

1

Практическое занятие № 3

«Работа со словарями: словарная статья, словообразовательное гнездо».

1

Самостоятельная работа

Работа со словарями: знакомство со словарями, его содержанием, авторами. Написание рефератов о деятельности учёных-лингвистов.


1

2

Тема 2.3. Лексические нормы.





Содержание учебного материала

Лексические нормы: построение предложений с паронимами, лексические ошибки в словоупотреблении, плеоназм.

1

1

Практическое занятие № 4

Тестирование «Употребление паронимов в предложениях»

1

Самостоятельная работа

Подбор примеров ошибок в словоупотреблении.

1

Тема 2.4. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Содержание учебного материала

Фразеология как раздел науки о языке. Основные понятия фразеологии. Фразеологические единицы и их употребление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление.

1

1

Практическое занятие № 5

Тестирование «Фразеологизмы и их значения».

1

Самостоятельная работа

Работа со словарями: происхождение и значение фразеологических оборотов.

2

Практическое занятие № 6

Тестирование «Лексические нормы»

2


Раздел 3


МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Тема 3.1. Морфемика. Словообразование.

Содержание учебного материала

Основные понятия морфемики. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова.  Словообразование. Основные понятия словообразования. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке.

1

2

Практическое занятие № 7

Работа со словарями: словообразовательное гнездо и словообразовательная цепочка.

1

Самостоятельная работа

Подбор слов к схемам.  Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор слов.

Работа со словарями. Составление словообразовательной цепочки.


1


1


Раздел 4.


ОРФОГРАФИЯ.

Тема 4.1. Орфография как раздел науки о языке. Понятие «орфограмма».













Содержание учебного материала

Основные понятия орфографии. Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. Правописание двойных согласных.  Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление гласных после шипящих и Ц.  Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.

2

2

Практическое занятие № 8

Проверочный диктант по теме «Орфография»

2

Самостоятельная работа

Составление таблиц «Чередующиеся гласные в корне слова», «буквы О, Е, Ё после шипящих», работа по карточкам, тестирование. Составление таблиц  «Правописание гласных и согласных в приставках», «Употребление Ь», составление карточек. Заполнение таблиц, работа по карточкам, тестирование.

2


Раздел 5


МОРФОЛОГИЯ

Тема 5.1. Самостоятельные части речи. Имя существительное.



Содержание учебного материала

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Число имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных.  Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.

2

1

Практическое занятие № 9

Тест «Имя существительное».

2

Самостоятельная работа

Морфологический разбор имени существительного.

1

Тема 5.2. Имя прилагательное.

Содержание учебного материала

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Сравнительная и превосходная степени прилагательного. Простая и сложная формы степеней. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на –ий. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

2

1

Практическое занятие № 10

Заполнение таблицы «Степени сравнения прилагательных»

2

Самостоятельная работа

Подготовка сообщения «Имя прилагательное как часть речи». Составление словаря литературоведческих  терминов из сложных прилагательных и существительных.

2

Тема 5.3. Имя числительное.

Содержание учебного материала

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор имён числительных. Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

2

1

Практическое занятие № 11

«Склонение количественных числительных»

2

Самостоятельная работа

Подготовка презентаций по теме «Имя числительное». Подготовка сообщения «Склонение количественных числительных».

1

Тема 5.4.  Местоимение.

Содержание учебного материала

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.

2

1

Практическое занятие №12

«Разряды местоимений. Отличие личных местоимений от притяжательных».

2

Самостоятельная работа

Работа с таблицами и схемами: заполнение, составление.

2

Тема 5.5 Глагол

Содержание учебного материала

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категории наклонения: изъявительное, повелительное и сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.

2

1

Практическое занятие № 13

Тестирование по теме «Спряжение глагола».

2

Самостоятельная работа

Морфологический разбор глагола

1

Тема 5.6. Причастие и деепричастие

Содержание учебного материала

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий.

2

2

Практическое занятие № 14

Тестирование «Обособленные и необособленные определения и обстоятельства»

2

Самостоятельная работа

Подбор предложений с причастными и деепричастными оборотами из художественных произведений.

1

Тема 5.7. Наречие. Слова категории состояния.

Содержание учебного материала

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Правописание наречий. Грамматические особенности слов категории состояния.

1

2

Практическое занятие № 15

Тестирование «Отличие наречий от других частей речи».

1

Самостоятельная работа

Подготовка устного журнала «Отличие наречий от других частей речи. Морфологический разбор слов различных частей речи.


1

1

Тема 5.8. Морфологические нормы употребления слов.

Содержание учебного материала

Морфологические нормы употребление имен существительных (форм рода, числа, падежа), имен прилагательных (форм степеней сравнения), имён числительных (склонение количественных числительных), местоимений и форм глагола.

2

1

Практическое занятие № 16

Тестирование «Морфологические нормы».

2

Самостоятельная работа

Морфологический разбор самостоятельных частей речи.

1

Тема 5.9. Служебные части речи

Содержание учебного материала

    Предлог.

    Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Правописание предлогов.


    Союзы и союзные слова.

    Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Правописание союзов.


    Частицы.

    Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц.


    Междометие. Звукоподражательные слова.

    Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

2

1

Практическое занятие № 17

Тестирование «Правописание слов служебных частей речи»

2

Самостоятельная работа

Составление  и заполнение таблиц «Правописание предлогов», «Виды союзов», «Правописание союзов», «Правописание частицы НЕ со всеми частями речи». Тестирование, работа по карточкам.

2


Раздел 6.


СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Тема 6.1. Словосочетание

Содержание учебного материала

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

1

1

Практическое занятие № 18

Тестирование «Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании».

1

Самостоятельная работа

Составление и заполнение таблиц «Основные единицы синтаксиса», «Виды словосочетаний». Синтаксический разбор словосочетаний.

2

Тема 6.2. Простое предложение

Содержание учебного материала

Понятие о предложении. Классификация предложений. Виды предложений по цели высказывания,  по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные, двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, полные и неполные. Главные  и второстепенные члены предложения. Порядок слов в простом предложении.

2

1

Практическое занятие № 19

Работа с текстом. Анализ и характеристика простых предложений.

2

Самостоятельная работа

Составление и заполнение таблицы «Виды предложений»

1

Тема 6.3. Простые осложнённые и неосложнённые предложения.

Содержание учебного материала

Простое осложнённое и неосложнённое предложения. Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Обособленные члены предложения и знаки препинания при них. Обособленные и необособленные определения. Обособленные обстоятельства. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительных оборотах, обращениях, вводных словах и словосочетаниях, вставных конструкциях.

2

1

Практическое занятие № 20

Тестирование «Знаки препинания в осложнённых предложениях».

2

Самостоятельная работа

Составление и заполнение таблиц «Предложения с однородными членами», «Знаки препинания при обобщающих словах», «Обособление обстоятельств». Составление схем предложений.

2

Тема 6.4 Синтаксические нормы. Предложения с деепричастными оборотами.

Содержание учебного материала

Предложения с деепричастными оборотами и знаки препинания в них. Нормы построения предложений с деепричастными оборотами.

1

1

Практическое занятие № 21

Тестирование «Синтаксические нормы построения предложения с деепричастным оборотом».

1

Тема 6.5. Нормы согласования и управления.

Содержание учебного материала

Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчинённых предложений.

1

1

Практическое занятие № 22

Тестирование «Грамматические ошибки в предложениях».

1

Тема 6. 6. Прямая и косвенная речь.

Содержание учебного материала

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах. Авторская пунктуация.

1

2

Практическое занятие № 23

Работа с текстом. Составление схем предложений с прямой речью.

1

Самостоятельная работа

Подбор предложений из художественных произведений с прямой речью.

2


Раздел 7


ТЕКСТ. СТИЛИСТИКА

Тема 7.1. Текст, его строение

Содержание учебного материала

Текст, его строение.  Основные признаки текста. Последовательность предложений в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте.

2

1

Практическое занятие № 24

Анализ выразительных средств в тексте.

2

Самостоятельная работа

Работа с текстами.

2

Тема 7.2. Стилистика. Типы и стили речи

Содержание учебного материала

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, изобразительно-выразительные средства. Стиль. Классификация функциональных стилей. Функционально-смысловые типы речи.

1

1

Практическое занятие № 25

Анализ текста. «Стиль и тип речи текста»

1

Самостоятельная работа

Работа с текстами: анализ текстов.  Конспектирование текстов. Подбор текстов в соответствии со стилем.

Заполнение таблицы «Общая характеристика функциональных стилей речи».


1


1

                                                                                

                                                                                                                                ВСЕГО:     117 ч.

                                                                                

                                                                                                                                 ТЕОРИИ:       39 ч.                                                                                                                         ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ:       39 ч.                                                                                                   САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:       39 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ Среднее профессиональное образование по специальности 230111/Компьютерные сети

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ Среднее профессиональное образование по специальности 230111/Компьютерные сети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ Среднее профессиональное образование по специальности 230111/Компьютерные сети

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ Среднее профессиональное образование по специальности 230111/Компьютерные сети...

Рабочая программа по русскому языку для учреждений среднего профессионального образования

Рабочая программа по русскому языку для учреждений среднего профессионального образования (часть 1)...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессиональног...

Рабочая программа по Безопасности жизнедеятельности по специальности среднего профессионального образования "Дошкольное образование"

Программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО.Программа учебно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ для профессии среднего профессионального образования (СПО) 23.01.03 (190631.01) «Автомеханик»

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ». 41.1. Область применения программы.. 41.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 41....

Рабочая программа учебной (производственной) практики для профессии среднего профессионального образования 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ», квалификация: штукатур

Рабочая программа учебной (производственной) практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ&r...