ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ (ЗАОЧНОЙ) ШКОЛЫ
статья по теме
Специфика работы в классах вечернего (заочного) отделения требует от учителя умения использовать такие формы работы, которые целесообразны для разно уровневой дифференциации. Одним из способов решения этой проблемы можно считать зачетную систему и технологию УДЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 537.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ (ЗАОЧНОЙ) ШКОЛЫ
Школа закладывает необходимую систему знаний, которая составит прочный фундамент последующего образования. Выпускники школы должны уметь самостоятельно применять теоретические знания, овладевать навыками и умениями самообразования, стремиться к продолжению своего образования. Для решения этой задачи используются многие пути. Задачи обучения должны решаться комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания.
Проблема воспитания творческой и познавательной активности школьников до сих пор не теряет своей актуальности. Ее решение связано с преодолением присущего процессу обучения противоречия: между разным уровнем усвоения, обучаемости, учебно- познавательного интереса и мотивации. Поэтому перед учителем встала проблема создания системы обучения, позволяющей решить это противоречие.
Наиболее актуальными в преподавании математики являются следующие проблемы:
- Знания учащимися осваиваются недостаточно осознано и прочно;
- Отсутствует интерес к изучению предмета, пассивность на уроках.
- Недостаточное знание основных понятий и формул;
- Не совсем совершенная система контроля и оценки знаний обучающихся.
Поэтому возникает вопрос «Способна ли зачетная система решить эти проблемы как система обучения?»
Учебную деятельность учащихся условно можно разделить на два основных вида: учебно-познавательную, включающую постановку общих целей обучения, выдвижение и обоснование частных целей, формирование мотивации учебной деятельности, восприятие новой информации, ее переработку, овладение умениями и навыками; контрольно-оценочную, подразумевающую контроль учебной работы учащихся во всех его видах и на всех этапах учебного процесса, оценку результатов работы учащихся, их учет, корректировку учебной деятельности отдельных учащихся.
Чтобы оценочная деятельность более полно выполнила свою функцию организация содержания и процесс обучения должен претерпеть изменения. К таким изменениям можно отнести: а) объединение учебного материала в более крупные блоки, что создает содержательные условия для сознательного его усвоения; б) разработка методики составления зачетов; в) создание условий для постановки вопросов учеников и подлинного учебного диалога во время консультаций.
Соблюдение этих условий может позволить реализовать гуманно контрольно-оценочную деятельность учителя и учащихся.
Введение зачетной системы обучения в классах вечерней (заочной) обеспечивает контроль на уровне обязательных результатов обучения и на уровне возможностей школьников. В этой схеме обучающиеся не могут быть пассивным объектом деятельности. Использование зачетной системы предполагает проведение системы уроков различного типа: лекция, практикум, повторительно-обобщающие уроки, текущие и тематические зачеты. Во внеурочное время проводятся консультации для учащихся, где используется индивидуальная форма обучения. Обязательным условием обучения, по зачетной системе, является систематическое отслеживание результатов. Ведется журнал учета сдачи зачетов и индивидуальных заданий.
Создавая зачетную систему, необходимо разработать учебно-методическое обеспечение. В каждом классе, в соответствии темами программного материала, разрабатываются зачеты. Заводятся папки, в которых собраны теоретические вопросы каждого зачета и практическая часть к ним. Каждая карточка практической части зачета (их несколько вариантов) имеет задания обязательного и повышенного уровня. Кроме этого для уроков практикумов разрабатываются карточки с уровневыми заданиями. ВЫБОР УРОВНЯ УСВОЕНИЯ:
Возможность выбрать уровень усвоения, в частности ограничиться уровнем обязательных требований при изучении нелюбимых или трудных предметов, поможет избежать перегрузки школьника. С другой стороны, только освободив ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки, мы сможем направить его усилия в область склонностей и интересов, способствуя развитию и полному раскрытию способностей.
Эти уровни и, прежде всего уровень обязательной подготовки, должны быть открытыми, т. е. известными учащимся и понятными им. Только в этом случае можно рассчитывать на их познавательную активность, на заинтересованность в результатах своего труда. Поэтому открытость уровней подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной работе, позволяет опереться на самооценку ученика в выборе индивидуального пути его развития. Необходимо признать, что каждый имеет право сам, добровольно выбирать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда. Именно такой подход способствует психологическому комфорту обучающихся в школе, формирует чувство уважения к себе и к окружающим, вырабатывает ответственность и способность к принятию решений.
ПРЕИМУЩЕСТВА И ОСОБЕННОСТИ ЗАЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ
Зачётная система в школе – это одна из форм организации учебного процесса в условиях вечерней школы. Проверка и оценка знаний – обязательное условие результативности учебного процесса. В соответствии с общими целями обучения и развития учащихся, требованиями стандарта образования по математике к уровню подготовки выпускников основной и средней школы проверяется не только овладение ЗУН, но и различными видами компетентности.
ЗАДАЧИ ЗАЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ:
- обеспечить качественное усвоение государственных стандартов.
- содействовать ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и достижение 100% успеваемости.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ: Она начинается с выяснения конечной цели: какие понятия, величины и термины надо изучить, какие типовые задачи научить решать, какими учебными пособиями научить пользоваться и т.д. Исходя из этого, выбираются формы учебных занятий, составляются вопросы к зачету, подбираются творческие и домашние задания. Независимо от формы зачёта, учащимся предлагаются дифференцированные задания. При организации контроля результатов учебной деятельности обучающихся необходимо определить уровень достижений каждого учащегося в соответствии с требованиями учебной программы и его успехи в развитии умственных способностей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЧЕТА: Содержание зачета определяется списком вопросов, которые объявляются обучающимся заранее, определяются типы задач, которые будут входить в контрольную работу.
Наряду, с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения является обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем.
В результате использования зачетной системы можно сделать следующие выводы:
1. Контроль учебной деятельности в такой системе направлен на конкретного ученика с его физическими, психическими, возрастными особенностями. Система зачетов позволяет реализовать основные цели контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся: • активизация учебно-познавательной деятельности учащихся; • развитие самооценки учащимися уровня усвоения способов учебно-познавательной деятельности. 2. Предоставление учащимся информации в более крупном блочном виде позволяет ученикам самостоятельно планировать продвижение в усвоении учебного материала, ставить вопросы и находить на них ответы. Важно выбрать соответствующие формы и средства контрольно-оценочной деятельности учащихся. Эти формы должны усилить ее диагностическую, обучающую, развивающую и управляющую функции.
Применение зачетной системы обучения позволяет выделить ряд положительных моментов для эффективного достижения положительных результатов обучения, а именно:
- позволяет проверить знания при завершении изучения темы;
- имеет возможность продемонстрировать результаты усвоения темы в целом, показать, насколько осмысленно и систематично овладели обучающиеся изученным материалом;
- позволяет разносторонне проверить математическую подготовку учащихся;
- помогает вести строгий учет знаний и умений каждого ученика, выявляя пробелы в его подготовке.
Таким образом, конечной целью зачетной системы обучения является достижение всеми учащимися уровня программных требований по математической подготовке и обеспечение дальнейшего их развития, активизация учащихся на протяжении всех уроков и осуществление контроля и учета знаний, умений и навыков.
Проведен сравнительный анализ результатов входных контрольных работ и итоговой аттестации по алгебре в 9-10 кл.
Класс | Успеваемость(%) | Качество (%) | ||
На начало года | Итоговая аттестация | На начало года | Итоговая аттестация | |
9-2 | 75 | 100 | 17 | 33 |
10-1 | 80 | 100 | 20 | 33 |
10-2 | 75 | 100 | 10 | 20 |
10-3 | 70 | 100 | 19 | 25 |
Результаты итоговой аттестации подтвердили рост уровня обучаемости по алгебре, это подтверждает положительное влияние зачетной системы на качество обучения.
Приложение 1. «МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА»
Это своеобразная система методического обеспечения обратной связи "ученик-учитель", залог усвоения учащимися программного материала.
Приложение 2.
ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ В КЛАССАХ ВЕЧЕРНЕЙ (ЗАОЧНОЙ) ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
(алгебра и начала анализа 10 класс, учебник А. АБЫЛКАСЫМОВА)
ЗАЧЁТ № 1
по теме: «Функция. Способы её задания»
Перечень требований к ЗУН по теме:
Иметь представление:
- О функции, области определения и множестве значений функции;
- О способах задания функции;
- Об элементарных функциях и их графиках;
- О построении графиков и определения по ним свойств этих функций;
- О простейших преобразованиях графиков функций;
- О чётности и периодичности функций;
- Об обратных функциях и их графиках;
- О простой схеме исследования функции.
Знать:
- Алгоритм исследования функции;
- процесс построения графиков;
Уметь:
- Уметь находить значения функции, область определения функции.
- Грамотно оформлять изучаемый материал в виде справочника и уметь им пользоваться;
- определять промежутки знакопостоянства;
- определять промежутки возрастания и убывания, функции;
- определять точки экстремумов;
- использовать алгоритм исследования функции при построении графиков.
ЗАЧЁТЫ №2-3
по теме: «Тригонометрические функции и тождества.
Простейшие тригонометрические уравнения»
По зачётному разделу: «Тригонометрические функции и тождества.
Простейшие тригонометрические уравнения»
Срок сдачи зачета: декабрь
Иметь представление:
- О применении тригонометрических функций в смежных общеобразовательных курсах, различных отраслях народного хозяйства и развитии научно – технического прогресса;
- О единичной окружности и начальном радиусе;
- Об образе произвольного угла на единичной окружности;
- Об определении тригонометрических функций на прямоугольном треугольнике;
- О применении свойств тригонометрических функций;
- О доказательстве основных тригонометрических тождеств и их применении при преобразовании выражений;
- О построении графиков тригонометрических функций с помощью единичной окружности и определения по ним свойств этих функций;
- О чётности и периодичности тригонометрических функций;
- Об обратных тригонометрических функциях и их графиках;
- О графической интерпретации решений простейших тригонометрических уравнений;
- О простейших тригонометрических неравенствах.
Знать:
- Формулы перевода углов из градусной меры в радианную, и наоборот;
- Обозначения основных радианных и градусных угловых величин на единичной окружности;
- Периоды тригонометрических функций и процесс построения их графиков;
- Формулы для решения простейших тригонометрических уравнений.
Уметь:
- Грамотно оформлять изучаемый материал в виде справочника и уметь им пользоваться;
- Показывать образ угла произвольной величины на единичной окружности;
- Определять значения тригонометрических функций по таблице;
- Решать задачу по нахождению значений тригонометрических функций одного и то же аргумента;
- Применять изученные формулы и свойства тригонометрических функций при вычислениях и преобразованиях тригонометрических выражений;
- Строить графики тригонометрических функций и по ним описывать свойства;
- Выполнять несложные преобразования графиков;
- Находить с помощью таблицы значения обратных тригонометрических функций и выполнять с ними несложные преобразования;
- Решать простейшие тригонометрические уравнения.
1.
2. Значение тригонометрических функций некоторых углов
0 | | | | | | | |
sin | 0 | 1 | 0 | –1 | |||
cos | 1 | 0 | –1 | 0 | |||
tg | 0 | 1 | — | 0 | — | ||
ctg | — | 1 | 0 | — | 0 |
3. Тригонометрический набор координат
у = sin x синусоида у = cos x косинусоида у = tg x у = ctg x тангенсоида котангенсоида |
4.. Решение тригонометрических уравнений
Уравнения | Формула решений | Примечания | |
sinα = a | x = | sinα = - a x = |
|
cosα = a | x = ± arccos a + 2πn, n ∈ Z | cosα = - a x = ± (π- arccos a) + 2πn,n ∈Z | |
tgα = a | x = arctg a + πn, n ∈ Z | tgα = - a x = - arctg a + πn, n ∈ Z, a ∈ R | |
ctgα = a | x = arcctg a + πn, n ∈ Z | ctgα = - a arcctg(- a)=π – arcctg a+πn, n∈Z, a∈R |
Частные случаи: при а = 1; 0; –1 решение уравнения записывается в виде (n ∈ Z):
Приложение 5. Способ решения тригонометрических неравенств
Чтобы решить простейшее тригонометрическое неравенство нужно:
1. Провести прямую к линии соответствующей функции.
2. Выделить дугу, на которой лежат решения неравенства.
3. Найти концы этой дуги, помня, что обход совершается против часовой стрелки от меньшего числа к большему.
4. Прибавить к концам интервала числа, кратные периоду функции.
Пример:
Решить неравенство .
Решение.
Все решения, удовлетворяющие заданному неравенству, лежат на дуге l. Найдем ее концы:
С учетом периода синуса, запишем ответ:
.
Ответ:
ЛИТЕРАТУРА
1. Чакликова С.Е., Адильбаева Т.А., Рустемова Н.И. Учебная программа Алгебра и начала анализа для 10-11 классов ОГ
2. Государственные стандарты Образования Республики Казахстан
3. Берсенева Т.А. Зачетные формы организации контроля знаний старшеклассников. //Матем. в шк., 1988. -№6. -с.21-24.
4. Беспалько В.П. Критерии для оценки знаний учащихся и пути оптимизации процесса обучения. В кн.: Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом обучения. (Доклады научной конференции) М.: МГУ, 1967. - с.3-23.
5 . Гингулис Э Ж. Развитие математических способностей учащихся. //Матем. в шк., 1990. №1. - с.14-17.
6. Гусев В.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе. // Матем. в шк., 1990. №4. - с.27
7. Дорофеев Г.В. и др. Дифференциация в обучении математике. //Матем. в шк., 1990. №4. - с.14-21.
8. Захарова А.В., Шакенова Л.Х. Учебное сотрудничество как фактор формирования самооценки школьника. // Новые исследования в психологии. 1990.-№2.-с.37-41
9. Капиносов А.Н. Уровневая дифференциация при обучении математике в 5-9 классах. // Матем. в шк., 1990. №5. - с. 16-19.
11. Колобова Е.В. Использование зачетной системы для контроля и оценки знаний учащихся. // Матем. в шк., 1991. №3. - с.25-27.
12. Чередов И.М. Формы учебной работы в школе. М.: Просвещение, 1988. - 160с.
13. Глейзер Г.Д., Алгебра и начала анализа: Учебное пособие для 10-12 классов вечерней (сменной) школы и самообразования. // Москва «Просвещение» 1989
Бегешева Гульнара Кусмановна
Учитель математики КГУ «Школа-лицей № 31»
классов вечернего (заочного) обучения
г. Усть-Каменогорск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/03/picture-1035597-1525353484.jpg)
Обучение лексики для детей начальной школы (первый год обучения)
Данная методика разработана для быстрого и эффективного внедрения новых иностранных слов для детей начальной школы (2 класс), без изучения правил чтения иностранного языка. Ни для кого не секрет, что ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-1109390-1548754745.jpg)
Преподавание курса «Физическая культура» в системе СПО в условиях реализации требований ФГОС/
Принципиально новая направленность профессиональных образовательных стандартов требует обновленного подхода к постановке целей в преподавании курса «Физическая культура» в системе ср...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-672234-1495438468.jpg)
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-672234-1495438468.jpg)
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/29/picture-1331693-1619682737.jpg)
Инновация системы наставничества как условие успешности профессионального образования
Статья "Инновация системы наставничества как условие успешности профессионального образования" имеет своей целью обозначить роль инноваций в системе профессионального образования и ста...
Особенности преподавания английского языка в системе СПО в условиях цифровизации.
В данной статье рассматриваются особенности преподавания иностранного языка в системе СПО в условиях цифровизации. Выявляются возможности и риски применения различных цифровых технологий при организац...
Благоприятный психологический климат в обучении - главное, условие в развитии обучающегося специальной (коррекционной) школы.
Благоприятный психологический климат в обучении - главное, условие в развитии обучающегося специальной (коррекционной) школы....