Главные вкладки

    ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
    статья по теме

    статья о возрождении народной культуры Тарского Прииртышья на занятиях в детских объединениях

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_rarich_na_konferenciyu.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    С.В.Рарич

    Заведующая отделом

    КОУ ДОД «Центра

    Детского творчества»

    Тарского муниципального района

    Омской области

    ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

    Наш район расположен на границах лесостепной и таёжных зон. Территорию Тарского района населяют разные национальности: русские, татары, украинцы, белорусы, немцы, латыши, литовцы, эстонцы, поляки, чуваши и другие народности. [2, с.15]

    Такой разнонациональный состав населения закономерно привёл к разноцветью народной культуры района.

    История территории, занимаемой районом, насчитывает тысячелетия, о чём свидетельствуют немногочисленные достоверные источники – археологические раскопки в последние годы, проводимые на территории нашего района, а также изделия, собранные в музеях и частных коллекциях. В последние годы Тарский район стал объектом внимания многих учёных: археологов, историков, филологов, этнографов, специалистов по народной культуре. Поэтому очень естественным явлением стало открытие в г.Таре «Центра традиционных национальных культур», а также появление в нашем «Центре детского творчества» новых направлений, связанных с народной культурой.

    Основной задачей объединений декоративно-прикладного творчества «Центра детского творчества» стало приобщение подрастающего поколения к традиционной народной культуре. [3, с.6]

    Сегодня, когда естественный механизм передачи традиционных ценностей «из уст в уста», «из рук в руки» почти разрушен, преемственность фольклора, рукодельного мастерства во многом зависит от целенаправленной деятельности учреждений дополнительного образования детей и культуры.

    В «Центре детского творчества» г.Тары существует несколько направлений:

    1. Художественно-эстетическое;
    2. Декоративно-прикладное;
    3. Культурологическое;
    4. Раннего развития детей;
    5. Учебно-исследовательская деятельность;
    6. Социально-педагогическое направление.    [1, с.5]

    Дети занимаются изучением не только различных видов ремёсел и декоративно-прикладного творчества, но и изучают быт, культуру, традиции, обычаи, обряды народов, населяющих Тарский район, знакомятся с культурой народов России, мира.

    На занятиях дети с интересом изучают вопросы этнографии, фольклор, обряды, проводятся беседы по традиционным ремёслам. Всё это помогает сформировать более полные знания детей по народной культуре, воспитать в них уважение к традициям русского народа и культуре других народов. [1, с.9]

    Постепенно мы пришли к выводу, что надо расширять возрастные границы контингента обучающихся. Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы духовности ребёнка, время особой подвижности, непосредственности, когда восприятие окружающего происходит постоянно, легко и непринуждённо. Работая в студии раннего развития детей «Карусель» Центра детского творчества и на базе детского сада №11, педагоги развивают различные сферы ребёнка: эстетический вкус, интеллектуальные и моторные способности, детское творчество. На занятиях по народному творчеству художественный образ рассматривается комплексно, в связи с природой, бытом, трудом, обычаями и традициями русского народа.

    Особое место на занятиях уделяется сказке. Например, работая со сказкой «Колобок», ребята знакомятся с утварью русской избы (сусеки, печь, лопата и т.д.), лепят Колобка из солёного теста, рисуют избу, пересказывают сказку. Занимаясь в мастерских «Сувенир», «Берестяные узоры» и «Волшебные бисеринки»,  дети узнают о народном костюме, о назначении оберегов в жизни крестьян, использовании природного материала – бересты в быту, о роде занятий женщины в русской деревне.

    В кукольном театре «Арлекин» дети не только показывают кукольные спектакли по мотивам народных сказок, но и разучивают скороговорки, загадки, а также самостоятельно изготавливают куклы и костюмы для них, декорации из русских народных сказок.

    На занятиях в ИЗО-студии «Колорчик» ребята не только познают основы изобразительного искусства, но и знакомятся с видами декоративно-прикладного творчества: жостовская роспись, гжель, хохлома, дымковские игрушки и др. Педагог использует и нетрадиционные способы рисования (рисование пальцами), гроттаж, акватипиа, акватушь, гравюра по картону.

    В нашем Центре на протяжении многих лет существует фольклорный ансамбль «Жемчужинка», где ребята с удовольствием поют русские народные песни, частушки, разучивают заклички, играют на народных инструментах (ложки, трещётки. Бубны), водят хороводы, изучают календарные праздники.

    Коллектив «Жемчужинка» не раз становился дипломантом конкурсов и фестивалей – «Васильковое поле», «Рождественские вечёрки» и др.

    На занятиях в творческих мастерских «Оч.умелые ручки», «Фантазия», «Узоры», «Сувенир», «Волшебные бисеринки», «Берестяные узоры» ребята делают сувениры из бересты, ткани, бисера, лозы, глины. Выполняют изделия в технике флористики, учатся вязать, шить, обереги для дома и куклы-закрутки, вышивать костюм бисером, плести украшения из бисера, создавать макеты старых построек нашего города и многое другое.

    Исследовательская работа детей направлена на изучение народной культуры, об этом говорят названия работ: «Матрёшка – это образ и душа России», «Оберег – бытовой предмет или древний языческий символ», «Берестяной туесок – приобщение к народному промыслу», «Символика тканого пояса», «Куклы из бабушкиного сундука», «Скульптурная объёмная резьба», «Русские народные инструменты» и др. [1, с.9]

    В традиции жизни Центра – совместное проведение народных праздников: «Осенины», «Кузьминки», «Праздник русского платка», «Иван Купала», «Рождество Христово», «Пасха», «Масленица». Доброй традицией стало проведение нетрадиционных итоговых занятий в конце учебного года «Ярмарка творчества», «Деревенские посиделки», «Праздник русской берёзки», «Играй, гармонь!», «Русский самовар», а также выставка декоративно-прикладного творчества «Карусель мастеров».

    Участвуя в праздниках, дети становятся не пассивными зрителями, а активными участниками – проживают праздник, играют в народные игры, разучивают пословицы и поговорки, поют. Импровизируют. Творческие коллективы Центра являются лауреатами, дипломантами, призёрами  городских, областных и международных конкурсов и фестивалей («Красота спасёт мир», «Покровская ярмарка», «Я росинка твоя, Россия!», «Моя малая Родина», «Способная и талантливая молодёжь – наше будущее!», «Хранители», «Открытая Европа» и другие).

    Хочется отметить, что мы открыты для сотрудничества с учреждениями образования, культуры, науки, молодёжной политики по вопросам укрепления народной культуры.

    Отвечая на вопрос, зачем приобщать ребёнка к истокам народной культуры, приведу слова И.А.Ильина: «Судьбы народа скрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего».

    Литература

    1. Программа и концепция развития КОУ ДОД «Центр детского творчества» г.Тары Омской области, 2010.
    2. Народы омской области. Омск, 2001.
    3. Нормативная документация для лицензирования КОУ ДОД «Центр детского творчества».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Содержание, методы и формы воспитания в детском объединении дополнительного образования (на примере преподавания в хореографическом коллективе)»

    Общая характеристика форм,методов и средств воспитательной работы в хореографическом коллективе....

    Мониторинг результативности образовательного процесса в Центре детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга

    Проводя мониторинг в нашем учреждении, мы исходили из практической необходимости: увидели, что одно из наиболее слабых мест в организации учебно-воспитательного процесса в нашем учр...

    Из опыта работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА «ФАКЕЛ» пгт Нагорск Кировской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и формированию зд

    Методическое объединений заместителей директоров по учебно-воспитательной работе  на уровне образовательного округа.Тема: “Из опыта  работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...

    Работа детского объединения «ЮИДД»

    Актуальной проблемой современной жизни является детский дорожный транспортный травматизм. С возрастанием активности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движ...

    Содержание учебной деятельности детского объединения

    Содержание учебной деятельности детского объединения ДО, методы и принципы обучения в системе ДО...

    Презентация "Дедовщина в детском коллективе или детский буллин"г

    О насилии в детских коллективах было известно уже давно. Начиная с 1905 года, в печати стали появляться первые работы, посвященные этой проблеме, пик которых пришелся на конец сороковых годов прошлого...

    Роль народного сценического танца в сохранении традиций народной культуры среди учащихся детских школ искусств

    С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и р...