Урок по теме "Простые вещества - металлы"
план-конспект занятия по теме

Урок химии 8 класса по программе О.С. Габриеляна по теме: "Металлы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_metally.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Простые вещества  -  металлы».

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний.

Структура представлена в модели урока.

ДДЦ:         изучение и первичное осознание учащимися нового материала, осмысление связей в объектах изучения.

Адаптивная цель: на основе строения изучить физические свойства и применение металлов.

ТДЦ:         1. Образовательный аспект – знания: ученик знает физические свойства металлов:

металлический блеск, пластичность, тепло- и электропроводность, твердость.

Понимания: понимает зависимость свойств веществ от строения, применение веществ,

основанное на строении и свойствах..

Применения и обобщения: объединение ведущих знаний по курсу химии и применение их для  

выяснения использования металлов.

2. Развивающий аспект по уровням:

  1. Низкий: создать условия для развития умения проводить наблюдения, развития внимания.
  2. Средний: создать условия для развития грамотного химического языка, познавательного интереса к изучаемым объектам, умения сравнивать,
  3. Высокий: создать условия для теоретического мышления.

3. Воспитательный аспект: формировать само- и взаимоуважение, чувство благодарности

и удовлетворенности своей учебной работой, развитие чувства ценности интеллектуального  труда, работоспособности, здорового образа жизни, коммуникативных навыков.

Содержание обучения.

  1. Содержание учебного материала: знание физических свойств, зависимости свойств от строения атомов элементов и простых веществ металлов, применение металлов, основанное на их физических свойствах.
  2. Умения и навыки: общеучебные – работать с учебником, выделять главное, сравнивать, отвечать на вопросы, осуществлять само- и взаимоконтроль. Предметные: владение грамотным химическим языком, умение работать с веществами, описывать результаты эксперимента.

Система творческой деятельности: перенос знаний в новую учебную ситуацию.

Опыт эмоционально-целостного отношения к жизни: умение общаться и сотрудничать.

ФОПД: фронтальная, парная, индивидуальная.

МО: -         по предъявлению информации – словесно-наглядный.

  1. по степени самостоятельности ученика – репродуктивный, частично-поисковый.
  2. по степени закрытости – объяснительно-иллюстративный.

Приемы, соответствующие проблемному изложению:

  1. установка на мысленное решение учениками логического задания, риторические вопросы.

Приемы, соответствующие частично-поисковому методу:

  1. задание на обобщение фактов,
  2. задание на решение подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче.

Приемы, соответствующие объяснительно-иллюстративному методу:

  1. интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения,
  2. намек-подсказка,
  3. предъявление готового плана в ходе изложения.

Приемы, соответствующие репродуктивному методу:

  1. задание на речевое проговаривание,
  2. задание на заполнение схем,
  3. задание на описание объекта,
  4. использование наводящих вопросов,
  5. алгоритм работы.

Коррекционные приемы:

  1. вопрос-альтернатива,
  2. на умение ориентироваться,
  3. прием вслепую,
  4. направляющая помощь учителя,
  5. цветовая унификация,
  6. опора на разные анализаторы,
  7. выделение главного.

Средства:

  1. карточки – задания,
  2. раздаточный материал,
  3. учебник.

Технология: развивающего обучения.

Диагностика результата:

  1. коррекция результатов самостоятельной деятельности при общем обсуждении,
  2. само- и взаимоконтроль, сверка с эталоном.

Что может повлиять на урок:

  1. присутствие гостей,
  2. неадекватное поведение некоторых учащихся.

Возможно изменение типа урока на  «Урок изучения нового материала» в случае недостаточности времени на контроль.

Тема:  «Простые вещества  -  металлы».

Этапы

Содержание учебного материала. Деятельность учителя.

Коррекционные приёмы.

  1. Организационный момент



  1. Актуализация.















  1. Мотивация.










  1. Целеполагание.



  1. Усвоение новых знаний и способов действий.




































  1. Первичная проверка понимания.



  1. Обобщение.

Перспектив-

ная цель.


  1.  Домашнее задание.
  2. Контроль.

















10.  Рефлексия.

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя дети, готовы ли они к занятию, готово ли рабочее место создаёт ситуацию успеха (вздохнули глубоко, улыбнулись друг другу).


Вопросы для беседы: - Какую тему мы закончили изучать? Что мы уже знаем об атомах химических элементов? Заполняем схему:

                                                 Положение

                                                    в ПСХЭ


                        Состав                                      Электронные

                        атома                                                 схемы



                       Соединения                                 Виды

                  хим. элементов                              связи

                                                   

                                                    Свойства

                                                       веществ


Сегодня мы применим эти знания к определённым химическим элементам и образованным ими веществам – металлам.


Для чего нужно знать состав и свойства веществ?  Чтобы применять вещества. Где применяют металлы? От чего зависит, какой металл лучше использовать? Например, электрик должен заменить провода Он любой металл будет использовать для этой цели? Из какого металла ему лучше  взять провод? Почему? Сегодня на уроке мы должны в этом разобраться.


▲ Знать: строение, свойства и применение металлов.

■ Уметь: объяснять взаимосвязь между строением, физическими  

              свойствами и применением металлов.


Сегодня мы будем работать по программам, которые у вас на столах:

  1. Положение металлов в ПСХЭ.

Большинство металлов находится в … периодах..

                                                            в … группах  ПСХЭ.

      Вывод: металлы расположены в … ПСХЭ

  1. Строение атомов.

Составьте электронные схемы атомов: натрия, магния, алюминия.  (   +11 Na  ) ) )  )

Вывод: на внешнем электронном уровне большинства металлов находится от … до … электронов. У большинства металлов … радиус атома.

  1. Вид связи у металлов - …

В образовании связи участвуют … и … .

  1. Физические свойства металлов.

Проделайте лабораторную работу по инструкции, результат запишите в таблицу.





Инструкция к лабораторной работе.

  1. В ящике коллекция металлов. Узнайте, какие это металлы?

Что оказалось лишним в коллекции? Почему вы так решили?

Как назовём это свойство металлов?

  1. Откройте учебник на стр. 49. Выберите следующее свойства металлов. Что такое пластичность? Выберите самый пластичный металл..  Объясните выбор.
  2. Выберите самый электропроводный металл. Объясните выбор
  3. Сделайте вывод о физических свойствах металлов
  4. Заполните таблицу:

 ---------------------------------------------------------------------------------------

Свойства металлов.               |               Применение металлов

---------------------------------------------------------------------------------------    

  1. В чем причина проявления тех или иных свойств металлами? –

В строении. А именно – в наличии свободных электронов в металлической связи. Металлический блеск, ковкость, пластичность, электропроводность объясняется наличием свободных электронов

 Вернёмся к нашей проблеме: почему алюминий используют для изготовления проводов?                                                                         Прочитайте определение металлов на стр. 48. Какие свойства

металлов в основе этого определения?


Что нового мы сегодня узнали? Физические свойства металлов – это отличительные признаки металлов. Мы их изучили, чтобы   отличать металлы от  каких  веществ? На следующем уроке мы будем изучать свойства простых веществ неметаллов.

§ 13. Рабочая тетрадь, стр.36-37, № 1-4.


Тест:

  1. Из.предложенных элементов выбрать  элементы-металлы:      а) сера, б) цинк, в) азот.
  2. Где расположены элементы-металлы в ПСХЭ:

а) в левом верхнем углу, б) в левом нижнем углу, в) в правом верхнем углу.

  1. На внешнем электронном слое атома кальция находится:        а) 2  е,   б) 20  е,  в) 4  е.
  2. Вид связи в  простых  веществах-металлах:                                а) ковалентная полярная, б) ионная, в) металлическая.
  3. В основе применение алюминия для изготовления фольги лежит свойство:   а) твердость, б) пластичность, в) металлический блеск.
  4. Физические свойства металлов можно объяснить:                    а) наличием общих электронных пар в химической связи,  б) наличием свободных электронов, в) наличием положительных и отрицательных ионов в связи

Поменяйтесь ответами и проверьте по  образцу.

Кто ответил на  все вопросы правильно?  Кто на половину вопросов?  У кого правильных ответов меньше половины?  Если правильных ответов мало, то придётся внимательнее поработать дома.



Приветствие учителя.



Умение ориентироваться.














Привлечение внимания необычной ситуацией.

Применение жизненного опыта.






Направляющий вид помощи.

Приём планирования.




Прием неоконченного письма.





Приём неоконченного письма.


Приём неоконченного письма.









Привлечение жизненного опыта.


Выделение главного




Обобщение.



Систематизация.



Обобщение.









Умение ориентироваться.

Направляющая помощь учителя.



Программа по теме:  «Простые вещества – металлы»

  1.  Положение металлов в ПСХЭ.

Большинство металлов находится в … периодах..

                                                            в … группах  ПСХЭ.

      Вывод: металлы расположены в … ПСХЭ          

2.   Строение атомов.

Составьте электронные схемы атомов: натрия, магния, алюминия.  (   +11 Na  ) ) )  )

Вывод: на внешнем электронном уровне большинства металлов находится от … до … электронов. У большинства металлов … радиус атома.

  1. Вид связи у металлов - …

В образовании металлической связи участвуют … и … .

  1. Физические свойства металлов.

Проделайте лабораторную работу по инструкции, результат запишите в таблицу.

 

Инструкция к лабораторной работе.

  1. В ящике коллекция металлов. Узнайте, какие это металлы? Что оказалось лишним в коллекции? Почему вы так решили? Как назовём это свойство металлов?
  2. Откройте учебник на стр. 49. Выберите следующее свойства металлов. Что такое пластичность? Выберите самый пластичный металл..  Объясните выбор.
  3. Выберите самый электропроводный металл. Объясните выбор.
  4. Сделайте вывод о физических свойствах металлов.
  5. Заполните таблицу:

------ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                 Свойства металлов.               |               Применение металлов

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------    

6.     Сделайте вывод: от чего зависят физические свойства металлов?

  1.   Прочитайте определение металлов на стр. 48 (49). Определите, какие свойства лежат в основе этого определения?

  Домашнее задание: § 13, рабочая тетрадь стр. 35-37,  № 1-4.

Тест.

 Выберите правильный ответ.

вопрос

ответ

1.  Из предложенных элементов выберите  элемент –металл

а) сера,  б) цинк, в) азот.

2.  Где расположены элементы-металлы в ПСХЭ

а) в левом верхнем углу, б) в левом нижнем углу, в) в правом верхнем углу

3.  На внешнем электронном слое атома  Ca  находятся

а)2 е,  б)20 е,  в)4 е.

4.  Вид связи в простых веществах-металлах

а) ковалентная полярная, б) ионная, в) металлическая

5.  В основе применения алюминия для изготовления фольги       

лежит свойство

а) твёрдость, б) пластичность, в) металлический блеск

6.   Физические свойства металлов можно объяснить

а) наличием общих электронных пар в химической связи, б) наличием свободных электронов, в) наличием положительных и отрицательных ионов в связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Агрегатные состояния вещества"

Методическая разработка занятия по дисциплине "Физика" на тему "Агрегатные состояния вещества" с применением информационных технологий....

Открытый урок на тему : "Коррозия металлов и сплавов.Методы защиты от коррозии"

Заранее формируются бригады (по интересам) и каждой бригаде выдаётся задание. - Каждая бригада показывает свою презентацию, которую подготовил в домашних условиях, пользуясь материалами интернета. зна...

Урок-презентация по химии "Металлы"

Урок-презентация по химии "Металлы"...

конспект урока на тему "Гибка металла"

Урок с применением ИКТ.Цель урока: научить студентов приемам гибки листового металла и проволоки в тисках с помощью различных приспособлений....

Открытый урок "Магнитные свойства вещества"

Опорные знания, которые необходимо активизировать в  сознании учащихся в разделе "Магнитное поле" предполагает использование не традиционных уроков. Это вызывает интерес к изучаемому ма...

комбинированный урок на тему: "Вещество жизни"

Интегрирование знаний о свойствах и значении кислорода в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии, географии....