комбинированный урок на тему: "Вещество жизни"
план-конспект урока на тему

Интегрирование знаний о свойствах и значении кислорода в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии, географии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МОУ «СОШ № 52 г. Саратова»

Комбинированный урок

Тема урока: «Вещество жизни». (9 класс)

Учитель биологии: Шлепнева Т.В.

Учитель химии: Ярошевич Л.Р.

 Эпиграф урока: «Кислород-это     вещество, вокруг которого вращается земная химия»

                                                                                                               Я.Берцелиус

Цель урока: создания оптимальных условий для мотивации познавательной деятельности учащихся через использование практико-ориентированного подхода.

Задачи урока:

 Образовательные:

Интегрирование знаний о свойствах и значении кислорода в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии, географии.

Систематизация и дополнение знаний о  свойствах кислорода.

Раскрытие роли кислорода в природе и в жизни человека.

 Применения кислорода.

Выявление причины уникальных свойств кислорода.

Определение экологических проблем, связанных с кислородом.

Создание условий для осознания потребности привлечения научных знаний для объяснения окружающей действительности.

Развивающие:

Формирование интереса к изучению естественнонаучных предметов на основе познания уникальных свойств воды.

Продолжение развития наблюдательности, памяти при просмотре  демонстрационного эксперимента.

Продолжение развития умений сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы.

Продолжение развития информационной культуры учащихся.

Формирование умений выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы.

Воспитательные:

Формирование навыков экологической культуры через бережное отношение к кислороду.

Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешную творческую деятельность: увлеченность, наблюдательность, сообразительность, чуткость и уважительность.

Воспитание интереса к учебному предмету с помощью  демонстрационных опытов.

Помощь учащимся в осознание социальной, практической и личной значимости учебного материала.

 Учащиеся готовят заранее сообщения по темам:

  • История открытия кислорода.
  • Нахождение кислорода в природе.
  • Получение кислорода в лаборатории и промышленности.
  • Использование кислорода.
  • Роль кислорода в природе и в жизни человека

Тип урока: по дидактической цели - изучение нового материала,

по способу организации - комбинированный.

Оборудование :

1) периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, мультимедийная презентация.

2) оборудование для эксперимента: стакан химический, раствор перекиси водорода, оксид марганца (IV), ложечка, лучина, спиртовка, спички.

План урока

  • История открытия
  • Характеристика атома
  • Получение в лаборатории и промышленности
  • Физические свойства
  • Химические свойства
  • Кислород в природе
  • Применение кислорода
  • Озон
  • Экологические проблемы
  • Выводы

Ход урока

  1. Организационный этап.
  2. Этап актуализации знаний.

Сегодня мы с вами будем говорить о элементе и веществе, который можно охарактеризовать так: вездесущий, всемогущий, невидимый. На первый взгляд может показаться, что такого вещества не может существовать, однако это вещество есть, мало того, оно хорошо известно каждому человеку.

Прослушайте стихотворение и предположите, о каком веществе и химическом элементе пойдет речь и попробуйте определить задачи урока.

Я жилец квартиры восемь.

Я могу зажечь на спор

Спичку, печку и костер.

Кто вам всем дышать дает-

Атмосферный …!

Правильно это кислород и тема нашего урока: кислород –элемент жизни.

- записывают тему в тетрадь

Попробуйте сформулировать задачи нашего урока.

Сегодня на уроке мы постараемся обобщить и закрепить имеющиеся у нас знания о этом элементе, расширить свое представление о кислороде, его свойствах, его значении для живых существ.

К концу урока мы должны доказать, что кислород вездесущ, всемогущ.

Мы будем использовать различные источники информации: учебные таблицы, презентацию, некоторые учащиеся получили задание подготовить сообщение из дополнительной литературы и конечно же наш основной помощник учебник §21.

3 этап.  Изучение новой темы, систематизация и обобщение знаний.

История открытия кислорода, как и азота, связана с продолжавшимся несколько веков изучением атмосферного воздуха. О том, что воздух по своей природе не однороден, а включает части, одна из которых поддерживает горение и дыхание, а другая — нет, знали еще в 8 веке китайский алхимик Мао Хоа, а позднее в Европе — Леонардо да Винчи. В 1665 английский естествоиспытатель Р. Гук писал, что воздух состоит из газа, содержащегося в селитре, а также из неактивного газа, составляющего большую часть воздуха. О том, что воздух содержит элемент, поддерживающий жизнь, в 18 веке было известно многим химикам. За кем же закрепили приоритет его открытия? Каким годом датируется открытие кислорода?

Кто из выдающихся химиков дал название элементу кислороду; что оно означает Прослушайте стихотворение и предположите, о каком веществе и химическом элементе пойдет речь и попробуйте определить задачи урока.

-найдите информацию в учебнике.

- доп. информация.

Впервые выделил кислород в 1770 году знаменитый шведский химик Карл Вильгельм Шееле при нагревании селитры – нитрата калия. Два года спустя Шееле выделил кислород еще несколькими способами: взаимодействием диоксида марганца с серной кислотой, прокаливанием перманганата калия, либо оксида серебра. Немного позже в 1774 году. Кислород выделил англичанин Джозеф Пристли. Он прокалил оксид ртути. Вот как об этом писал сам Джозеф Пристли: «1 августа 1774 г. Я попытался извлечь воздух из ртутной окалины (оксида ртути) и нашел, что воздух легко может быть изгнан из нее посредством линзы. Этот воздух не поглощался водой. Каково же было мое изумление, когда я обнаружил, что свеча горит в этом воздухе необычайно ярким пламенем. Тщетно пытался я найти объяснение этому явлению».Полгода спустя Д. Пристли осуществил опыт с мышами, поместив одну в сосуд с кислородом, а другую в такой же сосуд с воздухом, и обнаружил, что в кислороде живые существа живут дольше, чем в воздухе. Затем он сам пробовал дышать полученным газом и убедился, что им «дышится чрезвычайно свободно и легко».И все-таки главная фигура в истории открытия кислорода – не Шееле и не Пристли. Они открыли новый газ – и только. Собственно открывшим кислород остается французский химик Антуан Лавуазье. В 1775 году он исследовал кислород и создал кислородную теорию горения. В 1745—1748 гг. М. В. Ломоносов экспериментально доказал, что горение — это реакция соединения веществ с частицами воздуха.

За два века, прошедшие со времени открытия, теория Лавуазье не только не была опровергнута, но еще более укрепилась. Лавуазье дал название кислороду oxygenium – рождающий кислоту.)

- запись в тетради 1770г.- К. Шееле, 1774г. –Дж. Пристли, 1775 г. – А. Лавуазье

Несколько лет понадобились ученым чтобы описать строение и свойства кислорода, а мы можем дать характеристику кислороду за несколько минут используя ПСХЭ.

-Дайте характеристику элементу кислороду по плану используя ПСХЭ

- запись в тетрадь

Мы познакомились с тем как получали кислород в 18 веке, принципы получения остались прежними кислород получают из веществ которые легко разлагаются с его образованием. Посмотрим фрагмент получения кислорода в лаборатории.

А вот как предлагал получать воздух ж.Верн в романе «опыт доктора Окса»

Запишите уравнения реакций.

-записывают уравнения реакций.

Проведем лабораторный опыт получим кислород и докажем его наличие в сосуде.

- проводят опыт получения кислорода разложением перекиси водорода.

Опишите физические свойства кислорода, непосредственно наблюдаемые в опыте.

- отмечают физические свойства кислорода

«Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, вода которого отличалась необычайно красивым голубым цветом. Казалось, как будто в эту подземную пещеру упал кусок голубого неба.

- Жидкий воздух, - сказал Бейли.

Я был поражен. До сих пор мне приходилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах нашей лаборатории». А.Беляев «Продавец воздуха».

Мы с вами не собирали кислород, но если нам это будет необходимо посмотрите как нужно располагать пробирку приемник. Почему? Вспомните физические свойства.

- объясняют способы собирания.

-зарисовывают схемы в тетрадь.

Лабораторные способы не годятся для получения в промышленности. Из чего вы бы предложили получать кислород?

- записывают промышленные способы получения

Когда вы доказывали наличие кислорода в сосуде вы уже доказали одно из главных химических свойств кислорода. Какое?

- это реакции горения

Какие вещества получаются при взаимодействии веществ с кислородом?

- оксиды

Что такое оксиды? Посмотрите на реакции некоторых веществ с кислородом.

Запишите уравнения реакций некоторых веществ с кислородом.

-кислород сильный окислитель

-записывают уравнения реакций

Чем отличается горение веществ в кислороде и на воздухе? С чем это связано?

- в воздухе 21% кислорода.

Откройте учебник с.126, рис.66

Кислород в атмосфере Земли начал накапливаться в результате деятельности первичных фотосинтезирующих организмов, появившихся, вероятно, около 2,8 млрд. лет назад. современный состав она приобрела примерно 400 млн. лет назад. Наличие в атмосфере кислорода в значительной степени определило характер биологической эволюции. именно реакции биологического окисления, более эффективные, чем древние энергетические процессы брожения и гликолиза, снабжают живые организмы большей частью необходимой им энергии. Так один из самых сильных окислителей стал основой жизни на нашей планете.

А где еще встречается кислород на нашей планете?

Используя материал параграфа, расскажите о нахождении кислорода в природе.

(В атмосфере нашей планеты находится приблизительно 21% свободного кислорода (по объему). Количество его в земной коре в виде химических соединений с другими элементами составляет 49%. Кислород - химически активный элемент. В состав половины из 4 тысяч известных в настоящее время неорганических веществ, входит кислород. В связанном виде он находится в почве, минералах и рудах. В составе воды рек, озер, морей, океанов содержится до 89% кислорода, в песке его доля достигает 53%, в глине- 56%. Организм человека содержит до 65% кислорода в связанном состоянии. Кислород является важным составляющим элементом растений и животных.

- записывают в тетрадь некоторые цифры

Рассматривая химические свойства кислорода мы отметили что большое количество кислорода расходуется при реакциях окисления и горения. Почему же его количество в атмосфере не уменьшается?

- фотосинтез

- круговорот кислорода

Проанализируйте схему применения кислорода в учебнике. Где же применяется кислород?

- записи в тетрадь

Но наши знания о кислороде будут не полными если мы не вспомним об еще одном простом веществе которое образует химический элемент кислород. Что это за вещество. Как называется свойство одного и того же химического элемента образовывать несколько простых веществ?

- озон, аллотропия

Сравним свойства этих веществ

- записи в тетради

Чем обусловлена разница в свойствах этих веществ?

В этом примере мы наблюдаем проявления общего философского закона перехода количества в качество.

Какие экологические проблемы вам известны применительно к теме нашего урока? Расскажите о них.

- рассказывают

Наш урок подошел к концу. Справились ли мы с задачами поставленными в начале урока? Сделайте выводы по уроку.

Выводы:

  • Кислород самый распространенный элемент на нашей планете.(вездесущ)
  • Кислород необходим всем живым организмам для дыхания
  • С участием кислорода протекают процессы горения и окисления(всемогущ)
  • Жизнь на нашей планете существует благодаря кислороду.
  • Озоновый экран защищает биосферу Земли от губительных ультрафиолетовых лучей.

4 этап. Домашнее задание: §21, упражнение 5,6,8.

5 этап. Итог урока.

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Дыхание

Голубой, животворящий

Окисляет, горит, защищает

Источник жизни

Фотосинтез

6 этап. Рефлексия.

 Продолжите фразу.

На этом уроке…

Теперь я знаю…

Мне было интересно узнать…

Информационные источники:

1.        П.А.Оржековскицй, Л.М. Мещерякова, М.М.Шалашова. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: АСТ . Астрель  2017.

2.        Полезная химия: задачи и истории / Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рук. – М.: Дрофа, 2013.

3.        Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин. -М.: Аванта+, 2015

4.        Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. -М.: Аванта+, 2015

5.        Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. -М.: АСТ-ПРЕСС, 2015

6. Энциклопедия для детей. Том 18. Биология / Глав. ред. В.А. Володин. -М.: Аванта+, 2015

6.        Ресурсы Интернет

Вариант 1

1. Относительная молекулярная масса кислорода равна:

а) 16, б) 32, в) 48

2. Кислород обладает следующими свойствами:

а) легче воздуха,

б) плохо растворим в воде,

в) поддерживает дыхание,

г) не поддерживает горение.

3. Оксидами являются:

а) НgО,

б) НСl,

в) HNО3 ,

г) О2 ,

д) Аl2О3

4. При взаимодействии калия и кислорода образуется вещество состава:

а) КО2 , б) КО, в) К2О.

5. Кислород выделяется в результате процесса:

а) брожения фруктовых соков

б) гниения отмерших частей растений,

в) фотосинтеза,

г) дыхания человека и животных

Вариант 2

1. Название химическому элементу кислороду дал:

а) Дальтон, б) Лавуазье, в) Шееле .

2. Кислород обладает следующими свойствами:

а) тяжелее воздуха,

б) хорошо растворим в воде,

в) не поддерживает дыхание,

г) поддерживает горение.

3.Оксидами являются:

а) Н2О,

б) РН3 ,

в) Н24 ,

г) Cl2О7 ,

д) О2 

4. При взаимодействии магния и кислорода образуется вещество состава:

а) MgО2 , б) MgО, в) Mg2О.

5. Кислород в лаборатории можно собрать методом:

а) вытеснения воздуха,

б) методом вытеснения воды,

в) обоими перечисленными методами,

г) ни одним из этих методов.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:    Химия, Биология

Класс:  9

Автор: УМК  П.А.   Оржековский

Тема урока: «Вещество жизни»

Тип урока: по дидактической цели - изучение нового материала,

по способу организации - комбинированный.

Учитель Ярошевич Л.Р,  Шлепнева Т.В.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

2

3

I. Этап «Актуализация знаний»

Организует деятельность по актуализации понятий :

   1.Прослушайте стихотворение и предположите, о каком веществе и химическом элементе пойдет речь

2. Попробуйте определить задачи урока.

3. Кто из выдающихся химиков дал название элементу кислороду и  что оно означает?

4. По какому алгоритму характеризуют атом?

Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя, контролируют правильность ответов учащихся.

Познавательные.

Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Регулятивные.

Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания.

Коммуникативные.

Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые  высказывания

Личностные.

Понимать единство естественнонаучной картины мира.

II. Этап «Целеполагание»

Формирует стремление открыть знания.

Организует деятельность по ответам на вопросы, связанные  с кислородом.

Отвечают на вопросы учителя. Осознают цель предстоящей деятельности.  

Познавательные.

Овладение логическими действиями: анализа, синтеза.

Регулятивные.

Умение осуществлять целеполагание , умение самостоятельно формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности.

Коммуникативные.

Умение находить общее решение, разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета.

Личностные.

Понимать значимость представлений о кислороде для формирования целостной естественнонаучной картины мира.

III. Этап «Планирование».

Формирует способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

  • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
  • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

Обобщают планы изучения прошлых тем, составляют  плана предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия "нового" знания.

Познавательные.

Умения создавать обобщения, устанавливать аналоги, строить логические рассуждения.

Регулятивные.

Умение планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять способы и средства достижения результатов.

Коммуникативные.

Умение формулировать собственное мнение, позицию, аргументировать их.

Личностные.

Понимать значимость представлений о кислороде для формирования целостной естественнонаучной картины мира.

IV этап "Открытие" нового знании.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Организует объяснение увиденного в презентации и при демонстрации опыта «Получение кислорода»

Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других.

Познавательные.

Умение применять и преобразовывать символы , знаки и схемы для решения учебных задач.

Регулятивные.

Умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки.

Коммуникативные.

Понимать и воспринимать на слух замечания учителя.

 Вызванные учащиеся: адекватно использовать  речь

Личностные.

Адекватно понимать границы собственного знания и «незнания».

Организует деятельность по овладению навыков смыслового чтения.

Создает ситуацию успеха.

Используют в учебных целях информацию из текста.

Познавательные.

Умение использовать в учебных целях информацию из текста.

Регулятивные.

Умение определять собственные возможности решения учебной задачи.

Коммуникативные.

Владение монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка.

Умение слушать.

Личностные. Адекватно оценивать полученную информацию.

Организует формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Сравнивают полученные данные.

Обсуждают варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор своего решения или несогласия с мнением других, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Ищут ответы на предложенное противоречие.

 Устанавливают причинно-следственные связи.

Обобщают умозаключения, систематизируют.  Сравнивают с учебником.

Оценивают правильность своих выводов, решений.

Познавательные.

Умение определять причинно - следственные связи.

Умение определять понятие.

Регулятивные.

Умение определять собственные возможности решения учебной задачи.

Коммуникативные.

воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь.

Личностные.

воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников.

Учитель организует деятельность в группах при выполнении  опыта - получения кислорода разложением перекиси водорода.

Учитель организует реализацию деятельности групп.

Учитель организует закрепление знаний по данному пункту плана.

Ученики распределяются на группы и повторяют правила техники безопасности.

выполняют  опыта - получения кислорода разложением перекиси водорода.

Ученики составляют уравнения конкретных химических реакций.

Познавательные.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Регулятивные.

Умение определять собственные возможности решения учебной задачи.

Коммуникативные.

Умение распределять функции и роли в

 совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной работе.

Личностные.

Адекватно понимать границы собственного знания и «незнания».

Vэтап. Учебные действия по реализации плана.

Предлагает задания на "новое" знание-выполнение заданий по вариантам

Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Выполнение заданий теста, проверка.

Регулятивные.

Осуществлять само- и взаимоконтроль

VI этап. Рефлексия (итог урока).

Формирует способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока; вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

 Все ли пункты плана мы рассмотрели?

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Что вам было не понятно?

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности:

называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Коммуникативные.

Продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

Личностные.

Адекватно понимать границы собственного знания и «незнания».

Регулятивные.

Умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки.

VII этап. домашнее задание.

Подводит итог урока:

:предлагает составить   синквейн;

отмечает наиболее активных учащихся;

выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Организует объяснение выполнения домашнего задания: §21, упражнение 5,6,8.

Составляют синквейн

Слушают учителя.

Записывают домашнее задание

Регулятивные.

Адекватно воспринимать оценку учителя

Умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок с приглашением специалиста

Комбинированный урок с приглашением специалиста по ПМ 03 «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»...

Комбинированный урок

Особенности комбинированных уроков в системе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ...

технологическая карта комбинированного урока по иностранному языку

Технологическая карта облегчает работу преподавателя иностранного языка в колледже по ведению документации...

технологическая карта комбинированного урока

технологическая карта комбинированного урока по теме "Устройство КШМ различных двигателей. Блок, головки цилиндров"....

Тема: Комбинированный урок " Решение примеров в 2 действия"

Тема: Комбинированный урок " Решение примеров в 2 действия"...

Комбинированный урок " Порядок действий в примерах"

Комбинированный урок " Порядок действий в примерах"  ...