Методическая разработка комбинированного урока по дисциплине "Материаловедение"
план-конспект урока на тему

Тарасенко Анастасия Евгеньевна

---

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialovedenie.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

По учебной дисциплине ОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ


ТЕМА УРОКА:

«ВОЗДУШНЫЕ ВЯЖУЩИЕ МАТЕРИАЛЫ»





Разработала преподаватель спец.дисциплин:

Тарасенко Анастасия Евгеньевна



2018 г.


ТЕМА УРОКА: Воздушные вяжущие материалы

Цели урока:

Обучающая: Изучить виды вяжущих, раскрыть их назначение, основные показатели качества, охарактеризовать возможность применения этих материалов.

Развивающая: Развивать умение и навыки самостоятельно овладевать новыми знаниями.

Воспитательная: Воспитывать у обучающихся интерес к изучаемой теме, чувство ответственности, добросовестное отношение к труду.

Тип урока: комбинированный  с проведением лабораторного опыта

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, мини-конспект, карточки – задания.

Материалы для лабораторного опыта: гипс; вода, емкости для смешивания; формы для отливки гипса.

Ход урока:


1. Организационный момент 
(5 минут)

-проверка по списку;

-проверить готовность к уроку;

-проверить внешний вид студентов.

2. Сообщение темы, цели и задачи урока

Цель нашего урока вспомнить сведения о разных видах вяжущего, конкретизировать и углубить знания о них, сравнить их и систематизировать.

Вручаю два закрытых конверта с понятиями «раствор» и «кирпич» обучающимся

3. Актуализация:

Задание:  подобрать к  соответствующему  определению понятие

Физические свойства материалов

Водостойкость

Способность материала сохранять прочность в насыщенном водой состоянии.

Водонепроницаемость

Способность материала не пропускать через свою толщину воду под давлением.

Морозостойкость

Способность насыщенного водой материала выдерживать попеременное замораживание и оттаивание.

Огнестойкость

Способность материала в конструкции сопротивляться действию пожара и ограничивать распространение его опасных факторов.

Звукопоглащение

Способность материала поглощать звуковую энергию.

4. Изложение нового материала

Кто первый придумал применять вяжущее, никто сегодня с точностью не скажет. Только дополнительно известно, что таким секретом владели еще древние римляне. На склонах Везувия они брали вулканический песок. Увлажняли его – и через несколько недель масса эта превращалась в
скалообразную породу. Песок с Везувия шел обычно на сооружение гаваней - римляне знали, что морская вода не только не размывает их рукотворную скалу, но делает ее даже прочнее.

Песок с Везувия назвали битумом. Чтобы экономить это первое в истории вяжущее, в битум стали добавлять кусочки обычного камня, и назвали эти добавки цементумом. Шли годы. И практически был утрачен способ изготовления искусственного камня. Рассказывают, что кое-где люди находили остатки каких-то непонятных сооружений. Одно из них, например, обнаружили под Кельном. Хотели использовать этот старый камень для новых построек, но камня в известном тогда представлении просто не нашли. Сколько ни исследовали стены, никак не могли обнаружить швов, кладку. Решили, что это творение не человеческих рук и отступились от развалин. Но римский опыт не исчез бесследно. В античной литературе остались записи о чудесном песке с Везувия, советы, как его использовать. Нашлись и читатели древних книг. Потихоньку «бетум» и «цементус» снова стали возвращаться к людям. Надо только сказать, что сами эти названия со временем претерпевали различные смысловые изменения. Сначала «бетумом» стали называть и другие вяжущие. След этого остался, например, в названии «битум», широко используемом ныне при асфальтировании улиц. Потом «битумом», «бетоном» уже именовали смесь вяжущего с дробленым камнем. А сам дробленый камень утратил свое первоначальное название. «Цементумом», «цементом» вдруг стали называть все вяжущие. До наших времен дошли и остались в привычном, нам смысловом значении: бетон - водная смесь вяжущего с заполнителем и цемент -вяжущее. Но цемент в нашем понимании - не вяжущее вообще, а вполне определенный его вид. Мы знаем кроме него и много других.

Вяжущими называют порошкообразные материалы, которые при смешивании с водой создают пластичную массу, которая легко формуется и постепенно твердеет до скалообразного состояния. В зависимости от отношения затвердевшего вяжущего к воде различают

а) воздушные вяжущие - имеют способность твердеть и сохранять свою прочность лишь в воздушной среде. При намокании они утрачивают свою прочность. К этой группе относят глину, гипс, воздушную известь.

б) гидравлические - могут твердеть и сохранять свою прочность, как на воздухе, так и на воде. Для эффективного протекания процесса твердения необходимо, чтобы в твердеющем материале постоянно была влага, иначе процесс твердения останавливается. К ним относят гидравлическую известь, портландцемент и его разновидности. Подробнее разберем воздушные вяжущие материалы

Глина

Глина - видимо первое вяжущее, использованное человеком в быту. С глиной было просто обращаться. С глиной было просто обращаться: затворил водой, нанес раствор куда следует - при кладке печей, обмазке дома и т.п. - и жди, пока подсохнет.

С давних времен человечеству известны целебные свойства глины. В IV веке до н.э. врач Гиппократ писал о пользе белой глины. Уже тогда при лечении кожных заболеваний её использовали как наружно так и внутрь. Как оказалось на этом ценном продукте не живут бактерии, она поглощает и выводит вредные токсины, загрязнение. Уникальные лечебные свойства глины объясняются еще и богатыми минеральными свойствами. В одних видах содержится много кремния в других алюминия или марганец. Кроме того, часто в число входит золото, серебро, медь, цинк, магний, железо и другие элементы таблицы Менделеева. Все эти вещества и обуславливают противовоспалительный, антисептический стимулирующий, отбеливающий и очищающий эффекты.

Спекаемость глины – способность глины при обжиге переходить в камневидное состояние, в котором она никогда не размокает в воде.

ЗАДАНИЕ: к доске выходят обучающихся с конвертами, нужно выбрать из предложенных видов применения относящиеся к строительству. Открываем конверты проверяем.

Задание для обучающихся с конвертами - составить схему связей между глиной и её применением, т.е. какими свойствами должна обладать глина при изготовлении кирпича и в глиняном растворе

Известь

Больших усилий требует известь. Трудно сказать, кто первый разработал технологию её получения. В литературе встречалось, что её применяли ещё древние греки, но позднее, чем появились их всемирно известные дворцы и храмы, такие как Парфенон в Афинах. Блоки этого здания не скреплены никаким раствором, а держаться прочно только за счет того, что с удивительной точностью подогнаны друг к другу.

У нас в стране первая штукатурка появилась в Киевской Руси, древнем Новгороде, Грузии - эти постройки относятся к XI - XII векам. Сначала штукатурили только храмы, потом общественные здания и, наконец, стали отделывать и жилые дома.

Исходным сырьем для получения извести как вяжущего, служит природный камень - известняк. Его обжигают и получают так называемую, известь-кипелку. Строители хорошо с ней знакомы. Её в виде белых комков привозят на площадки, чтобы потом затворить водой и получить известковое тесто или молоко - исходное сырье для известковых растворов.

В процессе обжига карбонатных пород получают:

1. Недожог - из-занизкой t0 плавления.

2. Пережог - из-за высокой t° плавления.

Куски обожженной извести (комковая известь размером 5-10см.) смешивают сводой, этот процесс называется гашение.

СаО+Н2О Са(ОН)2 + 65КДж

При гашении выделяется тепло, которое резко повышает извести и воды и приводит к кипению. При гашении куски извести уменьшаются в объеме и распадаются на мелкие частицы.

Гипс

Ещё одно широко распространенное вяжущее - гипс. Получают гипс тоже из природного камня - это так называемый двуводный гипс. Его измельчают, нагревают, просеивают. Разная температура нагрева, степень помола дают возможность получить разное вяжущее. Если нагревают гипс до 150-200° С и просеивают через сито с 400 отверстиями на 1 см2, получают полуводный гипс,

или алебастр. Раствор алебастра самый быстросхватывающийся для начала его твердения достаточно 5 минут. Но полученное изделие непрочно.

Чтобы получить формовочный гипс (из которого делают в частности листы сухой штукатурки) нужен более тонкий помол. Здесь используют сито, в котором на 1см2. приходится 900 отверстий.

Именно полуводный гипс применяют широко в строительной практике. Но кроме того, существуют и другие виды гипса – все дело в температуре обжига природного камня. Обжиг при 200-300°С дает гипс с меньшим сроком твердения, чем у алебастра, но при затвердении масса обладает более низкой прочностью.

Обжиг при 500-750°С дает безводный гипс, который вообще может не схватываться.

При 750-800°С начинает образовываться гидравлический гипс (эстрих-гипс), и если поднять температуру еще на 200°С, то получим нормальный гидравлический гипс, или его еще называют архитектурный или медицинский. Он очень медленно схватывается, но дает плотную и крепкую массу

Проведение лабораторного опыта «Определение срока схватывания гипса»

Этапы опыта:

  1. Приготовление гипсовой смеси для отливки 2х1 (две части гипса, одна часть воды)
  2. Отливание готовой гипсовой смеси в форму
  3. Установление таймера
  4. Вывод

Во время проведения опыта демонстрируется видеоролик: Свойства гипса

Вопросы по фильму:

  1. О каком вяжущем материале шла речь?
  2. Какими свойствами обладает гипс?
  3. Какие марки гипса применяют в строительстве?

Задание «Третий лишний»

Раствор

Материалы

Глиняный раствор

цемент

глина

песок

Цементный раствор

песок

известь

цемент

Известковый раствор

глина

известь

песок

Гипсовый раствор

гипс

песок

мел

Ответы на задание «Третий лишний»

Раствор

Материалы

Глиняный раствор

цемент

глина

песок

Цементный раствор

песок

известь

цемент

Известковый раствор

глина

известь

песок

Гипсовый раствор

гипс

песок

мел

5. Закрепление нового материала:

Задание:

Используя карточки для ответов «да» и «нет» обучающиеся отвечают на вопросы

ВОПРОСЫ

ДА

НЕТ

1. Используют вяжущее при изготовлении кирпича?

х

2. Вяжущие материалы входят в состав растворов?

х

3. Сохраняют ли прочность в воде воздушные вяжущие?

х

4. Гипс быстро твердеет?

х

5.После схватывания  раствор  пластичный?

х

6.Гашенная известь твердеет длительное время?

х

7. Можно ли транспортировать и укладывать смесь после началаих схватывания?

х

8. Можно ли гасить известь в закрытом помещении?

х

9. Входит ли глина в состав красок?

х

10. Воздушные вяжущие материалы используют только в строительстве?

х

11. Гипс в сухом виде пластичный?

х

12. Известь и гипс получают путем обжига?

х

13. Известь очень едкий материал?

х

14. Гипс -самое распространенное вяжущее в строительстве?

х

6. Подведение итога урока, выставление оценки с комментариями

7. Задание на дом: Смирнов В.А. пар.5.1 стр. 64.

8. Рефлексия «Лестница успеха»

Обучающимся предлагается выбрать смайлик с грустным или веселым настроением.  При помощи магнита прикрепить его на соответствующей ступеньке лестницы успеха.

Я все понял

 Я почти все понял

Нужно повторить материал


Приложение 1

Задание «Третий лишний»

Раствор

Материалы

Глиняный раствор

цемент

глина

песок

Цементный раствор

песок

известь

цемент

Известковый раствор

глина

известь

песок

Гипсовый раствор

гипс

песок

мел

Примечание:  ненужное зачеркнуть крестиком – х


Приложение 2

Ответы на задание «Третий лишний»

Раствор

Материалы

Глиняный раствор

цемент

глина

опилки/песок

Цементный раствор

песок

известь

цемент

Известковый раствор

глина

известь

песок

Гипсовый раствор

гипс

песок

мел


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап» Дисциплина: «История»

Методическая разработка  комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап»Дисциплина: «История»...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Мосты. Ведущие и комбинированные мосты».

Методическая разработкаоткрытого урокаТема урока: «Мосты. Ведущие и комбинированные мосты».Разработала преподаватель: Барсукова Валерия ВладимировнаЦель урока: 1. Изучить требования предъявляемые к мо...

Методическая разработка комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на тему: «Планирование расходов семейного бюджета»

В данной методической разработке представлен опыт проведения комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на ...

Методическая разработка "Комбинированные мази, мази с полуфабрикатами"

Методическая разработка теоретического занятия "Комбинированные мази, мази с полуфабрикатами" предназначена для преподавателя МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности 33....

Методическая разработка комбинированного открытого урока с применением технологии критического мышления по дисциплине ОДП 13 Экономика на тему «Понятие, виды и причины безработицы»

Методическая разработка комбинированного открытого урока с применением технологии критического мышления по дисциплине ОДП 13 Экономика на тему «Понятие, виды и причины безработицы» рекомен...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

Особенности сестринского ухода за гериатрическими пациентами с заболеваниями нервной системы и органов чувств....