Методическая разработка комбинированного занятия по теме : "Монгольское завоевание и его последствия"
план-конспект занятия

Для студентов 1-2 курсов СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx68.04 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

по теме:

«Монгольское завоевание и его последствия»


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

4

2.

Технологическая карта комбинированного занятия

5

3.

Теоретический материал

7

4.

Контрольно-оценочный материал

13

5.

Список рекомендуемой литературы

14

6.

Приложения

15


Пояснительная записка

Тема комбинированного занятия по  истории «Монгольское завоевание и его последствия» является объемной по содержанию. За  1 часа работы над темой необходимо изучить процесс становления ордынского ига на Руси, раскрыть основные направления и результаты внутренней и внешней политики России в этот период. 

Для успешного освоения материала большое внимание уделено работе с историческими источниками, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности студентов, способствующими формированию их аналитического мышления, а также погружающими их в изучаемую эпоху. Противоречивость и сложность различных точек зрения на характер развития русско-могнгольских отношении в XIII-XIV вв. позволили организовать с учащимися дискуссию, что способствовало формированию умений аргументировано высказывать свою точку зрения, вести диалог, общаться со сверстниками.

В методической разработке «Монгольское завоевание и его последствия» содержится перечень основных знаний, понятий, дат, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения нового материала, а также список исторических деятелей, о которых студентам необходимо знать. В методической разработке представлены различные формы и приемы деятельности преподавателя и студентов, соблюдается принцип последовательности изучения материала.


Технологическая карта комбинированного занятия

Учебные цели занятия:

1.обеспечить усвоение обучающимся знаний о завоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке;

2. продолжить развитие умения воспроизводить исторический материал, анализировать исторические источники, сопоставлять фактические данные, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы;

3. пробудить интерес к самостоятельному исследованию прошлого;

Должен знать:

1. понятия «Баскаки», «Золотая Орда», «Ордынское иго», «Ордынский выход», «Ярлык»;

2. причины покорения монголо-татарами Русского государства, находящегося на более высокой ступени общественного развития;

3. процесс становления монгольского государства;

4. суть завоевательных походов хана Батыя на Русь;

5.основные даты и события, относящие к установлению на территории Руси монголо-татарского ига.

Тип занятия: информационное, проблемное, эвристическое, бинарное

                                                 (нужное подчеркнуть)

Материальное обеспечение учебного занятия:

1. Карта  «Нашествие монголо-татар на Русь в XIII веке»;

2. Авторская электронная презентация к уроку;

3. Фрагменты источников, раскрывающие героический характер сопротивления русского народа против монгольского ига.

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

Содержание занятия

Время

Методические указания

1. Организационный момент 

3

Готовность аудитории и студентов к занятию.

2. Формулировка темы, ее мотивация

3

Необходимость и значимость изучения данного материала.

3. Определение целей занятия

3

Формулировка целей и задач

4. Проверка домашнего задания

10

Ответы на вопросы домашнего задания.

5.Работа над изучаемым материалом

25

Объяснение нового материала. Работа с исторической литературой. Заполнение таблицы

6. Закрепление нового материала

10

Выполнение самостоятельной работы Ответы на вопросы по самоконтролю.

7. Подведение итогов занятия. Задание на дом

6

Выставление итоговой оценки с учетом всех этапов работы с занесением в журнал.


План изложения теоретического материала

1.Образование монгольского государства.
2. Военные походы монголов.
3. Битва на реке Калке.
4. Нашествия хана Батыя на Русские земли. Патриотизм русских людей.
5. Причины поражения русских княжеств.

Содержание теоретического материала

  1. Образование монгольского государства.

Племена монголов занимали обширные территории от озера Далай-Нор до западных отрогов Алтайских гор, от Байкала на севере до Великой Китайской стены на юге. По имени одного из могущественных племен монголов часто называли татарами. Это был народ скотоводов-кочевников, охотников и рыбаков. Во главе возникшего Монгольского государства стояла степная знать (нойоны), которая опиралась на военные отряды нукеров. В 1206 г. по решению съезда монгольской знати (курултая) всемонгольским правителем – великим ханом – стал видный представитель аристократии Темучин, принявший позже имя Чингисхан. Он правил до своей смерти в 1227 г.

Задание: изучить материал текста ( Приложение 1) в течении 5 минут  ответить на следующие вопросы:

1. Что такое Великая Яса? Что она регулировала?

2. На какой ступени развития находились монголо-татары в XII веке?

3. Какова социальная структура монголо-татар?

4. Охарактеризуйте кратко монгольское войско?

  1. Военные походы монголов.

Власть великого хана была огромной. Под его руководством была создана колоссальная монгольская армия. Прекрасные наездники, монголы отлично стреляли из луков с коня. Огромная численность лошадей в табунах позволяла монгольскому войску быстро перемещаться на большие расстояния. При войске не было колесного обоза.

Монголы стремились уничтожать противника по частям, заставляя его распылять силы. Применялись засады, неожиданные нападения, часто они заманивали врага ложным отступлением. Монголы окружали противника с флангов и тыла, засыпали его тучами стрел, а затем добивали в рукопашном бою; отступающего противника обязательно преследовали. Большое внимание уделялось подготовке воинов. Трехлетний ребенок уже учился стрелять из лука.

Вскоре после прихода к власти Чингисхана монголы начали вести активную завоевательную политику. За первые двадцать лет военных походов монголы подчинили своей власти 720 народов. Монгольские воины были безжалостны, они жгли города, убивали мирных жителей, уводили в рабство, облагали население тяжелой данью. Многие территории превратились в пустыню, целые цивилизации уже никогда не возродились. Один из современников тех событий писал о нашествии монголов: «Это было событие, искры которого разлетались во все стороны и зло которого простерлось на всех; оно шло по весям как туча, которую гонит ветер».

В 1207–1211 гг. были подчинены народы Сибири и Восточного Туркестана: буряты, якуты, ойроты, киргизы, уйгуры. В 1211 г. началось наступление на Северный Китай.

В 1219 г. монгольское войско численностью свыше 150 тысяч человек во главе с самим Чингисханом вторглось в Среднюю Азию. К 1225 г. основное монгольское войско ушло в Монголию. Только 30-тысячный отряд монгольских полководцев Джебе и Субэдея продолжал войну на западе. Через Северный Иран монгольский отряд ворвался в Закавказье, опустошил часть Грузии и Азербайджана, по берегу Каспийского моря проник в земли аланов в 1222 году и, разгромив их, вышел в половецкие степи.

3.Битва на реке Калка.

Первый раз монголо-татарское войско встретилось в сражении с русским  войсками  в 1223 году в битве на реке Калке.

Выступление студента на тему «Битва на реке Калка».

Причинами поражения русских войск на реке Калка стали:

1. Техническое и позиционное преимущество монголо-татарских войск над русскими.

2. Отсутствие необходимого единства в русских войсках.

3. Серьезные противоречия между русскими князьями.

4. Русские князья не смогли правильно выбрать место для битвы.

5. Благоприятный рельеф местности на реке Калке для монголов.

6. Несогласованность действий между русскими князьями и половцами.

7. Численное преимущество монголо-татар позволило одержать им победу в битве на Калке.

4. Нашествия хана Батыя на Русские земли. Патриотизм русских людей. 

Разведка боем показала, что нести захватнические войны с Русью и ее соседями можно лишь путем организации общемонгольского похода. В 1235г. на курултае в Каракуме было принято решение о начале похода на Русь. Во главе этого похода стал внук Чингисхана - Батый. Его главным военным советником стал Субэдэй. В 1236 г. была захвачена Волжская Булгария, а в 1237 г. начинается поход Батыя на Северо-Восточную Русь.

 Целью Батыя было подчинение земель так называемого Западного Улуса, выделенного ему в наследство. Западной границей еще непокоренных владений Батыя было «Крайнее море» (Атлантический океан). Но обескровленное мужественным сопротивлением русских городов батыево войско так и не выполнило поставленных задач: дойдя до Адриатического моря, Батый повернул свои войска на Восток. Численность войска Батыя по разным подсчетам составляла 100-150 тысяч человек. Такие различия в подсчетах численности монгольского войска объясняются недостаточностью письменных источников этого периода, а также отсутствием четких данных самих монголов.

Русские войска противопоставляли:

Рязань – 3-7 тыс. воинов.

 Владимиро-Суздальское княжество – 20-25 тыс. воинов.

 Новгород – 7-10 тыс. воинов.

Первым княжеством, пострадавшим от монголо-татар была Рязанская земля. Князь Юрий Игоревич послал за помощью во Владимир и Чернигов и получили отказ. Послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение. На реке Воронеж рязанцы потерпели поражение, погиб и князь Юрий.

21 декабря 1237года после пятидневной осады пала Рязань. Княжество лежало в руинах. Сохранилось сказание о замечательном подвиге рязанского боярина Евпатия Коловрата, который сам напал на войско Батыя, сумел нанести ему большие потери и героически погиб в бою.

Задание: изучив отрывок из исторического источника «Повесть о разорении Рязани Батыем» (Приложение 2) ответить на следующие вопросы:

1.Как летописец описывает противостояние рязанцанцев натиску ордынских войск.

2.Определить причины поражения русских войск.

3. Рассказать о подвиге Евпатия Коловрата.

После разорения Рязани монголы вторглись во Владимиро-Суздальское княжество. Один за другим пали такие города как Коломна – Москва – Владимир(7февраля 1238г) – Суздаль – Ростов – Ярославль – Переяславль – Юрьев – Галич – Дмитров – Тверь и др.

4 марта 1238 г. – на реке Сить произошло решающее сражение между владимиро-суздальским князем Юрием Всевлодовичем и войском Батыя. Русский князь погиб в сражении.

Не дойдя 100 верст до Новгорода монгольское войско повернуло обратно.

Причины:

1) весенняя распутица

2) усталость войска Батыя.

Задание: изучив отрывок из «Ипатьевской летописи» (Приложение 3) ответить на вопрос: почему монголы прозвали Козельск “злым городом”?

Через полтора года, собрав новые силы Батый совершает новый поход на Южную и Юго-Западную Русь, а также в Юго-Восточную Европу.

1239-1241 гг. – поход на Южную и Юго-Западную Русь.

6 декабря 1240 г. – пал Киев. 

1240-1241 гг. – почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому.

1241-1242 гг.– поход Батыя в Европу. Батый прошёл по землям Венгрии, Польши, Чехии, в следующем по Хорватии и Далмации. Татары разбили венгерское и объединённое немецко-польское рыцарские войска. Однако в 1242 г. дойдя до Адриатического моря, завоеватели повернули назад.

Вернувшись в половецкие степи Батый в низовьях р. Волги основывает государство.

1243 г. – образование Золотой Орды со столицей – Сарай-Бату.

Золотая Орда - одна из 4 частей Монгольской империи - улус Джучи - феодальное государство, основанное в первой половине XIII в. ханом Батыем, сыном хана Джучи, на территории Хорезма и Северного Кавказа. Включала территории от побережья Каспия на юге до бывшей Волжской Булгарии на севере, от Западной Сибири, Иртыша и Оби на востоке, до берегов Дуная на Западе. В состав Золотой орды входили русские земли. 

5. Причины поражения  русских княжеств и последствия монгольского нашествия на Русь.

Причины поражения Руси от монголов

1. Феодальная раздробленность Руси и постоянные споры между русскими князьями.

2. Опытная и многочисленная армия с жесткой дисциплиной помогла татарам завоевать русские земли.

3. Отсутствие единой русской армии.

4. Противостояния двух различных типов политической и социально-экономической организации общества.

5. Монголия — кочевой народ, ориентированный на завоевание новых земель.

6. Монголы воевали на лошадях, а русское войско было пешим.

Одни историки указывают на положительные последствия ига в смысле формирования предпосылок для создания единого Российского государства. Другие подчеркивают, что иго не оказало значительного влияния на внутреннее развитие Руси. Большинство ученых сходятся в следующем: набеги нанесли тяжелейший материальный урон, сопровождались гибелью населения, опустошением деревень, разорением городов; дань, уходившая в Орду, истощала страну, затрудняла восстановление и развитие хозяйства; Южная Русь фактически обособилась от Северо-Западной и Северо-Восточной, их исторические судьбы на долгое время разошлись; прервались связи Руси с европейскими государствами; победили тенденции к произволу, деспотизму, единовластию князей. «В опустошенном общественном сознании оставалось место только инстинктам самосохранения и захвата» (В. О. Ключевский).

Разоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Но рассмотрим было ли иго на Руси? Со одной стороны большая часть территорий Руси оказалась под ее контролем, и Золотая Орда разработала комплекс экономических и политических методов, обеспечивающих господство на русскими землями.

Во-первых: основным из этих методом было взимание различных даней и повинностей - «поплужное», торговая пошлина «тамга», корм татарским послам - «почестье» и др. Самым тяжелым из них был ордынский «выход» - дань серебром, которая начала взиматься в 40-е г. 13в..Власть над Русью Орда поддерживала с помощью постоянного террора. В русских княжествах, городах расположились ордынские отряды во главе с баскаками - представителями хана, задачей которых было поддерживать порядок, послушание князей и их поданных, а главное - наблюдать за исправным сбором и поступлением в орду дани с Руси. С целью учета плательщиков дани их «сочли в число», т.е. провели перепись населения. В 1257г. по приказу хана Берке ордынские «численники» произвели перепись населения Северо-Восточной Руси. Людей при этом разделили на десятки и сотни, тысячи и десятки тысяч. Так орде легче было облагать народы завоеванных стран налогами.

Во-вторых: Попавшие в зависимость от Золотой орды русские княжества утратили свой суверенитет. Получение ими княжеского стола зависело от воли хана, который выдавал ярлыки на княжение. Мерой, закрепившей господство Золотой Орды над Русью, стала выдача ярлыков на великое княжество владимирское. Получивший такой ярлык прибавлял Владимирское княжество к своим владениям и становился самым сильным среди русских князей, чтобы поддерживать порядок, прекращать усобицы и обеспечивать бесперебойное поступление дани. Ордынские правители не допускали никакого значительного усиления какого-либо из русских князей и долгого пребывания на великокняжеском престоле. Кроме того, отобрав ярлык у очередного великого князя, они отдавали его князю-сопернику, что вызывало княжеские распри и борьбу за получение владимирского княжения при ханском дворе. Великим князем владимирским после гибели Юрия Всеволодовича стал его брат Ярослав. По требованию Батыя он явился в 1243г. в Сарай-Бату. Князь, принятый «с великой честью», получил волей хана ярлык на великое княжение владимирское. Батый и его преемники власть на Руси осуществляли не сами непосредственно, а через вассалов - русских князей. Черниговского князя Михаила Всеволодовича, не склонного к покорности, убили в орде. Другой князь - Даниил Галицкий, тоже вызванный к Батыю, вынужден был стать его вассалом. Не избежал этой участи и Ярослав Всеволодович - его отравили в Каракоруме в 1246г. Туда же вызвали и сыновей погибшего - Александра и Андрея. Однако братья, опасаясь, что с ними поступят так же как и с отцом, не спешили. Тем временем в Золотой орде назначили преемника на русский великокняжеский престол - Святослава, брата Ярослава. Наконец, в Каракорум прибыли (1247) Александр и Андрей Ярославичи. Великим князем владимирским назначили Андрея Ярославича, а Александр получил ничего не значивший уже титул великого князя киевского. Таким образом завоеватели хотели поссорить братьев. Лишь через пять лет, в 1252г., Александр стал «старейшим на Руси, но «из рук» Батыя.

В-третьих, как я уже упоминала, они использовали лозунг «Разделяй и властвуй», что обеспечивало прочный контроль над русскими землями.

В-четвертых: побежденные должны были поставлять определенное количество воинов. В 13 веке русские князья поставляли татарам отборное войско, преимущественно пехоту. В 1281г. Андрей, сын Александра Невского, разграбил сообща с татарами области владимирскую, Суздальскую, Муромскую. Московскую, Переяславскую. В 1327г. князья московские и суздальские были исполнителями военных действий в Твери.

В-пятых: Ни одно русское княжество не смело воевать без ханского разрешения. В 1269г. новгородцы просили позволения идти против Ревеля. В 1303г. при собрании князей и в присутствии митрополита Максима, был читан указ Тохты, повелевавший князьям прекратить споры и довольствоваться своими уделами.

В-шестых: Монголо-татары уводили в плен ремесленников и женщин.

Так же есть множество фактов, отрицающих существование ига на Руси (Иго - тяжкая неволя)

Во-первых: Русь не входила в состав Золотой Орды.

Во-вторых: не прекращавшаяся борьба заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность.

В-третьих: Русь сохранила свой язык, обычаи и традиции.

В-четвертых: От налогов ханы освободили духовенство. Александр невский и митрополит всея Руси Кирилл добились образования в сарае русской епископии. Она обслуживала религиозные потребности русских людей, которых не мало скопилось в орде. Церковные земли охранялись ханскими чиновниками, но во время набегов они нередко подвергались разорению.

В-пятых: К концу 13-началу 14 века институт баскачества в связи с активным противодействием бал отменен.Сбором ордынской дани с этого времени стали заниматься сами князья русских земель.

В-шестых: татары вступали в брачные союзы. Около 1272г. Глеб, князь Белозерский, взял жену из ханского семейства, которая уже исповедовала христианскую веру. В 1318г. великий князь Юрий женился на Кончанке, сестра хана узбека.

Контрольно-оценочный материал

Тест

1.                 Вставьте в текст пропущенные даты, имена, географические названия.

Один из предводителей монгольских племен ___________________________ в начале ________века объединил их и принял имя ______________________. Его полководцы напали на половцев, которые обратились за помощью к русским князьям. В _______ году на реке _____________________ произошла битва, где русско-половецкое войско потерпело поражение. В ________ году внук _________________________ хан ____________________ двинулся на ____________________________________. Первым пал город ____________________. Позже хан ____________________ двинулся на Новгород, но не дойдя 100 верст повернул назад. На пути  в степи он в течении 7 недель осаждал город ____________________________. Через 2 года в _______  году монголами был взят город ____________________.

2.                 Соотнеси события и даты.

Битва на реке Калке                                                     1240 год

Оборона Киева                                                             1223 год

Оборона Рязани                                                           1242 год

Завершение похода Батыя на Запад                           1237 год

3.                 Верны ли следующие утверждения?

А. Монголы занимались кочевым скотоводством и перегоняли большие табуны скота.

Б. Объединителем монгольских племен и создателем монгольского государства стал Батый.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны.

4. Установите последовательность похода хана Батыя на Русь.

А) Взятие Рязани

Б) Разорение Киева

В) Захват Москвы

Г) Взятие Владимира -Волынского


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Загладин Н.В., Петров Ю.А. История с древнейших времён до конца XIX в. Базовый уровень — М., 2019.
  2. Дворниченко, А.Ю. История России : учебник / Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. — Москва : КноРус, 2020.
  3. Сафразьян, А.Л. История России. Конспект лекций с иллюстрациями : учебное пособие / Сафразьян А.Л. — Москва : Проспект, 2019.

Дополнительная литература:

  1. Карамзин Н.М. История государства Российского. - М., 1997
  2. Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. Соч. - М., 1987
  3. Скрынников Р.Г. Русь в IX-XVII веках. – М.,1999
  4. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. - М., 1989

Интернет – ресурсы:

  1. https://istoriarusi.ru/udel/tataro-mongolskoe-nashestvie.html
  2. https://histrf.ru/read/articles/mongholskoie-nashiestviie-na-rus
  3. https://e-rudit.ru/nashestvie-batyia/


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Образование монгольского государства

В начале XIII в. в Центральной Азии образовалось монгольское государство. Территория, занятая монгольскими племенами, тянулась от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере и доходила до южных районов пустыни Гоби. По имени одного из их главных племен монголы носили также название татар. Все эти племена занимались скотоводством, а на севере в таежных районах также и охотой.

В XII в. первобытнообщинный строй у монголов начал распадаться и происходил процесс Феодализации Из среды рядовых общинников-скотоводов («карачу» — «черные» люди) стали выделяться нойоны — феодализирующаяся родо-племенная знать, обладавшая большими пастбищами и стадами скота. Опираясь на свои дружины нукеров (воинов), нойоны подчиняли себе и эксплуатировали рядовых скотоводов, отдавая им на выпас свой скот и экспроприируя часть их молодняка. Нойоны имели также рабов, захватываемых во время войн. Стремясь к укреплению власти над закабаляемыми ими рядовыми соплеменниками-скотоводами, нойоны провозгласили на своем съезде (курултае) в 1206 г. на р. Ононе всемонгсльским ханом одного из своих воинственнейших представителей — Темучина, который получил имя Чингис-хана (великого хана). В руках Чингисхана сосредоточилась огромная власть. Управление отдельными частями своего государства он осуществлял через своих родственников, которым была подчинена вся местная знать с их нукерами и всей массой зависимого населения. Вся общественно-государственная структура монголов была в теснейшей связи с организацией войска, которое делилось на «тьмы» (10 ООО), «тысячи», «сотни» и «десятки». Характерной чертой монгольской военной организации burnt жесточайшая дисциплина и беспрекословное выполнение приказаний вышестоящих начальников. За побег одного воина предавался смерти десяток, за отступление десятка такую же кару несла вся сотня. Монгольская военная организация и вся система управления была сильным средством для удержания в повиновении эксплуатируемой массы рядовых скотоводов и помогала в завоевании территории других народов. Записи обычного права монголов стали называться «Яса».

Монгольский феодализм развивался в Форме экстенсивного кочевого скотоводства, феодализирующаяся знать стремилась к овладению новыми пастбищами, новыми источниками обогащения через организацию граби-тельских походов на земли соседних народов. В тогдашних исторических условиях объектом грабительских походов монгольское знати стали прежде всего соседние земледельческие народы, находившиеся на значительно более высоком уровне социально-экономического и культурного развития. Особенность монолит-ности и силы Монгольского феодального государства на этой ступени его развития состояла в том, что завоевательные походы великих ханов решительно поддерживались всем классом феодалов.

К 1211 г. монголы завоевали земли бурят, якутов, киргизов и уйгуров. В результате вторжения в Северо-Западный Китай и занятия в 1215 г. Пекина они взяли на свое вооружение китайскую военную технику и средства передвижения, стали употреблять стенобитные, камнеметные и огнеметные орудия. Завоевательным походам монголы предпосылали тщательную разведку через купцов, послов и пленных по сбору сведений о военно-политическом и экономическом потенциале других стран.

Летом 1219 г., собрав почти двухсоттысячное войско, Чингис-хан начал завоевание Средней Азии. Предлогом для вторжения послужило истребление в г. Отраре монгольского торгового каравана. Разгромив найма-нов и овладев главными городами Семиречья — Баласуганом и Кашгаром, — Чингис-хан двинул свои основные силы по течению р. Сыр-Дарьи на Бухару и Самарканд. Правитель Хорезма, крупнейшего в Средней Азии государства, хорезмшах Мухаммед имел в общей сложности сил не менее Чингис-хана, но из-за феодальных распрей со своими могущественными вассалами не смог организовать должного сопротивления захватчикам. Каждый город защищался только силами своего гарнизона, горожан и сбегавшимся в него окрестным населением. К тому же местная феодальная верхушка вместе с мусульманским духовенством и правителями городов часто шли на сговор с захватчиками во имя своих узкоклассовых интересов и предавали интересы народа. Так сдал Самарканд монголам его правитель Тугай-хан, несмотря на наличие стотысячного гарнизона воинов и решимость горожан защищать свой город до конца.

Героическое сопротивление монголо-татарскому нашествию оказали народные массы, самоотверженно защищавшие свои селения и города. Особенно прославилось борьбой с захватчиками население Ходжента (ныне Ленинабад), которым руководил местный военачальник Тимур-Мелик. Героизм защитников Ходжента и Тимур-Мелика народ воспел в своих сказаниях. Мужественно обороняли свои города жители Хорезма, Ургенча, Мерва и др.

В течение 1219 — 1221 гг. монгольскими завоевателями было уничтожено множество среднеазиатских селений и городов (Самарканд, Ургенч, Мерв и др.). В прошлом богатые земледельческие районы Семиречья превратились в пастбища. Почти полному разрушению подверглась создававшаяся веками система орошения, заглохли многие оазисы. На завоеванных землях монголы вводили жестокий режим поборов, население принуждали участвовать в военных походах. Жители захваченных монголами городов подвергались почти полному истреблению, за исключением искусных ремесленников, уводимых в плен в Монголию. В результате завоевания началось заселение захваченных районов тюр-ко-монгольскими кочевыми племенами, создавалось типичное в дальнейшем для стран Средней Азии и Ближнего Востока сосуществование оседлого земледелия и экстенсивного скотоводческого кочевого хозяйства с присущим ему более низким уровнем общественных отношений, что значительно затормозило дальнейшее развитие производительных сил в этих странах.

Завоевание монголами Закавказья и Северного Кавказа

После завоевания Средней Азии и отвода основных своих сил вместе с награбленными сокровищами в Монголию Чингис-хан направил значительные силы под командованием Джебе и Субедея для покорения Ирана и Закавказья.

После смерти Чингис-хана (в 1227 г.) монгольские феодалы на курултае в Каракоруме решили продолжить завоевательные походы на запад: в сторону Закавказья и стран Ближнего Востока, а также в сторону Руси и далее в глубь Европы.

Одна часть монгольских сил была сосредоточена в Средней Азии под командованием внука Чингис-хана Батыя, а другая — на севере Ирана под начальством Чармагана, военачальника нового великого хана монголов Угедея.

В 1231 г. монголы разгромили войска Джелаль ад-Дина и заняли Азербайджан. В 1240 г. они захватили Восточную Грузию, а к 1243 г. Армению. Как всегда, монголы варварски разрушали города, истребляя или обращая в рабство их население.

Накануне вторжения Батыя на Русь его силы захватили земли народов Северного Кавказа. Так, к середине XIII в. народы Кавказа оказались под тяжким игом монголо-татарских ханов. В 1258 г. Закавказье вошло в состав государства Ильханов (или Хулагидов), занявшего обширную территорию от Дербента до Персидского залива. Больше половины Северного Кавказа оказалась под властью другого монгольского государства — Золотой Орды. Южный Дагестан и Закавказье надолго стали ареной борьбы между государством Хулагидов и Золотой Ордой.

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2.

Повесть о разорении Рязани Батыем.

В год 6745 (1237). В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа из Корсуня пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал пословнепутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И услышал великий князь (Юрий Ингваревич) Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давыдом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И стали совет держать — как утолить нечестивца дарами. И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю. И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, н молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей при-творно обещал не ходить войной на Рязанскую землю, но только похвалялся и грозился повоевать всю Русскую землю. И стал у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить. И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что имеет князь Федор Юрьевич Рязанский княгиню из царского рода и что всех прекраснее она телом своим. Царь Батый лукав был и немилостив, в неверии своем распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал.

И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами. И увидел князь великий убиение брата своего, князя Давыда Ингваревича, и воскликнул в горести души своей: «О братия моя милая! Князь Давыд, брат наш, наперед нас чашу испил, а мы ли сей чаши не изопьем!» И пересели с коня на конь и начали биться упорно; через многие сильные полки Батыевы проезжали насквозь, храбро и мужественно биясь, так что всем полкам татарским подивиться крепости и мужеству рязанского воинства. И едва одолели их сильные полки татарские. Убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский и многие князья местные и воеводы крепкие и воинство: удальцы и резвецы рязанские. Все равно умерли и единую чашу смертную испили. Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мертвые. Сие все навел бог грех ради наших.

А князя Олега Ингваревича захватили еле живого. Царь же, увидев многие свои полки побитыми, стал сильно скорбеть и ужасаться, видя множество убитых из своих войск татарских. И стал воевать Рязанскую землю, веля убивать, рубить и жечь без милости. И град Пронск, и град Бел, и Ижеславец разорил до основания и всех людей побил без милосердия. И текла кровь христианская, как река сильная, грех ради наших.

И увидел царь Батый Олега Ингваревича, столь красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран, и хотел уврачевать его от тех ран и к своей вере склонить. Но князь Олег Ингваревич укорил царя Батыя и назвал его безбожным и врагом христианства. Окаянный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего и тотчас повелел Олега ножами рассечь на части. И был он второй страстотерпец Стефан, принял венец страдания от всемилостивого бога и испил чашу смертную вместе со всею своею братьею.

И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей — князей киевских и черниговских — захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.

И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божии до основания разорить.

И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно.

И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.

И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, — и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю приближенные: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два — с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.

Увидел князь Ингварь Ингваревич великую последнюю погибель за грехи наши и жалостно воскричал, как труба, созывающая на рать, как орган звучащий. И от великого того кричания и вопля страшного пал на землю, как мертвый. И едва отлили его и отходили на ветру, И с трудом ожила душа его в нем.

Кто не восплачется о такой погибели? Кто не возрыдает о стольких, людях народа православного? Кто не пожалеет стольких убитых государей? Кто не застонет от такого пленения?

И разбирал трупы князь Ингварь Ингваревич, и нашел тело матери своей великой княгини Агриппины Ростиславовны, и узнал снох своих, и призвал попов из сел, которых бог сохранил, и похоронил матерь свою и снох своих с плачем великим вместо псалмов и песнопений церковных, И сильно кричал и рыдал. И похоронил остальные тела мертвых, и очистил город, и освятил. И собралось малое число людей, и утешил их. И плакал беспрестанно, поминая матерь свою, и братию свою, и род свой, и все узорочье рязанское, без времени погибшее. Все то случилось по грехам нашим. Был город Рязань, и земля была Рязанская, и исчезло богатство ее, и отошла слава ее, и нельзя было увидеть в ней никаких благ ее — только дым, земля и пепел. А церкви все погорели, и великая церковь внутри изгорела и почернела. И нетолько этот град пленен был, ной иные многие. Не стало во граде ни пения, ни звона; вместо радости — плач непрестанный.

И стал разбирать князь Ингварь Ингваревич тела мертвых, и взял тела братьев своих — великого князя Юрия Ингваревича, и князя Давида Ингваревича Муромского, и князя Глеба Ингваревича Коломенского, и других князей местных — своих сродников, и многих бояр, и воевод, и ближних, знаемых ему, и принес их во град Рязань, и похоронил их с честью, а тела других тут же на пустой земле собрал и надгробное отпевание совершил. И, похоронив так, пошел князь Ингварь Ингваревич ко граду Пронску, и собрал рассеченные части тела брата своего благоверного и христолюбивого князя Олега Ингваревича, и повелел нести их во град Рязань. А честную главу его сам князь великий Ингварь Ингваревич до града понес, и целовал ее любезно, и положил его с великим князем Юрием Ингваревичем в одном гробу. А братьев своих, князя Давыда Ингваревича да князя Глеба Ингваревича, положил в одном гробу близ могилы их. Потом пошел князь Ингварь Ингваревич на реку на Воронеж, где убит был князь Федор Юрьевич Рязанский, и взял тело честное его, и плакал над ним долгое время. И принес в область его к иконе великого чудотворца Николы Корсунскего. И похоронил его вместе с благоверной княгиней Евпраксией и сыном их князем Иваном Федоровичем Постником во едином месте. И поставил над ними кресты каменные. И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте «заразила» (разбила).

Те государи из рода Владимира Святославича — отца Бориса и Глеба, внуки великого князя Святослава Ольговича Черниговского. Были они родом христолюбивы, братолюбивы, лицом прекрасны, очами светлы, взором грозны, сверх меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, до государских потех охочи, ратному делу искусны, и перед братией своей и перед их послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали, чистоту душевную и телесную без порока соблюдали. Отрасль они святого корени и богом насажденного сада цветы прекрасные! Воспитаны были в благочестии и во всяческом наставлении духовном. От самых пеленок бога возлюбили. О церквах божиих усердно пеклись, пустых бесед не творили, злонравных людей отвращались, и с добрыми только беседовали, и божественные писания всегда с умилением слушали. Врагам в сражениях страшными являлись, многих супостатов, поднимавшихся на них, побеждали и во всех странах имена свои прославили. К греческим царям великую любовь имели и дары от них многие принимали. А в браке целомудренно жили, помышляя о своем спасении. С чистой совестью, и крепостью, и разумом держали свое земное царство, и к небесному приближаясь. Плоти своей не угождали, соблюдая, тело свое после брака непричастным греху. Государев сан держали, а к постам и молитвам были прилежны и кресты на груди своей носили. И честь и славу от всего мира принимали, а святые дни святого поста честно хранили и во все святые посты причащались святых пречистых и бессмертных тайн. И многие труды и победы по правой вере показали. А с погаными половцами часто бились за святые церкви и православную веру. А отчину свою от врагов безленостно оберегали. И милостыню неоскудную давали и ласкою своею многих из неверных царей, детей их и братьев к себе привлекали и к вере истинной обращали.

Благоверный князь Ингварь Ингваревич, названный во святом крещении Козьмой, сел на столе отца своего великого князя Ингваря Святославича. И обновил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал. И была радость христианам, которых избавил бог рукою своею крепкою от безбожного и зловерного царя Батыя. А господина Михаила Всеволодовича Пронского посадил на отца его отчине.

Приложение 3.

…..Великий князь Юрий Всеволодович Владимирский послал передовое войско с воеводой Еремеем, и оно соединилось с Романом Ингваревичем. А татары, захватив Рязань, пошли к Коломне, и здесь вышел против них сын великого князя Юрия Всеволодовича Владимирского и Роман Ингваревич со своими людьми. Окружили их татары, и произошло сражение, и бились ожесточенно, и оттеснили русских к городским укреплениям, и убили здесь князя Романа Ингваревича и Еремея Глебовича, воеводу Всеволода, и убито было с князем и с Еремеем много народа; а москвичи обратились в бегство, ничего не видя кругом. А Всеволод Юрьевич с остатками войска убежал во Владимир. А татары пошли и захватили Москву, а князя Владимира, сына великого князя Юрия, взяли в плен. И пошли в несметной силе кровопускатели крови христианской к Владимиру.

Услышав об этом, великий князь Юрий оставил вместо себя во Владимире сыновей своих Всеволода и Мстислава, а сам пошел к Ярославлю и оттуда за Волгу, а с ним пошли племянники Василек, и Всеволод, и Владимир Константиновичи, и, придя, остановился Юрий на реке Сити, ожидая на помощь братьев Ярослава и Святослава. А во Владимире заперся его сын Всеволод с матерью, и с епископом, и с братом, и со всеми жителями.

Беззаконные же татары пришли к Владимиру месяца февраля в третий день, на память святого Симеона-богоприимца, во вторник мясопустной недели. Привели они с собой Владимира Юрьевича к Золотым воротам, спрашивая: «Узнаете ли княжича вашего?» Братья его, воевода Ослядюкович и все люди проливали обильные слезы, видя горькие мучения князя. Татары же отошли от городских ворот, объехали город, а затем разбили лагерь на видимом расстоянии перед Золотыми воротами. Всеволод и Мстислав Юрьевичи хотели выйти из города против татар, но Петр-воевода запретил им сражаться, сказав: «Нет мужества, и разума, и силы против Божьего наказания за наши грехи».

А татары пошли, и взяли Суздаль, и вернулись к Владимиру в пятницу перед мясопустом. Утром же в субботу мясопустную, седьмого февраля, на память святого отца Парфения, начали татары готовить войско и ночью окружили тыном весь город. Утром увидели князья Всеволод и Мстислав и епископ Митрофан, что город будет взят, и, не надеясь ни на чью помощь, вошли они все в церковь святой Богородицы и начали каяться в своих грехах. А тех из них, кто хотел принять схиму, епископ Митрофан постриг всех: князей, и княгиню Юрия, и дочь его, и сноху, и благочестивых мужчин и женщин. А татары начали готовить пороки, и подступили к городу, и проломили городскую стену, заполнили ров свежим хворостом, и так по примету вошли в город; так от Лыбеди вошли они в Иринины ворота, а от Клязьмы в Медные и Волжские ворота, и так взяли город и подожгли его. Увидели князья, и епископ, и княгини, что зажжен город и люди умирают в огне, а других рубят мечами, и бежали князья в Средний город. А епископ, и княгиня со снохами, и с дочерью, княжной Феодорой, и с внучатами, другие княгини, и боярыни, и многие люди вбежали в церковь святой Богородицы и заперлись на хорах. А татары взяли и Средний город, и выбили двери церкви, и собрали много дров, обложили церковь дровами и подожгли. И все бывшие там задохнулись, и так предали души свои в руки Господа; а других князей и людей татары зарубили.

И оттуда рассеялись татары по всей земле Владимирской, одни пошли к Ростову, иные погнались за великим князем в Ярославль и к Городцу, и пленили все города по Волге до самого Галича Мерьского; а иные пошли к Юрьеву, и к Переяславлю, и к Дмитрову, и взяли эти города; а еще иные пошли и взяли Тверь, и убили в ней сына Ярослава, И все города захватили в Ростовской и Суздальской земле за один февраль месяц, и нет места вплоть до Торжка, где бы они не были.

На исходе февраля месяца пришла весть к великому князю Юрию, находящемуся на реке Сити: «Владимир взят и все, что там было, захвачено, перебиты все люди, и епископ, и княгиня твоя, и сыновья, и снохи, а Батый идет к тебе». И был князь Юрий в великом горе, думая не о себе, но о разорении церквей и о гибели христиан. И послал он на разведку Дорожа с тремя тысячами воинов узнать о татарах. Он же вскоре прибежал назад и сказал: «Господин князь, уже обошли нас татары». Тогда князь Юрий с братом Святославом и со своими племянниками Васильком, и Всеволодом, и Владимиром, исполчив полки, пошли навстречу татарам, и каждый расставил полки, но ничего не смогли сделать. Татары пришли к ним на Сить, и была жестокая битва, и победили русских князей. Здесь был убит великий князь Юрий Всеволодович, внук Юрия Долгорукого, сына Владимира Мономаха, и убиты были многие воины его.

А Василька Константиновича Ростовского татары взяли в плен, и вели его до Шерньского леса, принуждая его жить по их обычаю и воевать на их стороне. Но он не покорился им и не принимал пищи из рук их, но много укорял их царя и всех их. Они же, жестоко мучив его, умертвили четвертого марта, в середину Великого поста, и бросили его тело в лесу. Некая женщина, увидев тело Василька, рассказала своему богобоязненному мужу; и тот взял тело князя, завернул его в плащаницу и положил в тайном месте.

Татары, вернувшись от Владимира, взяли, как я сказал уже, Переяславль, и Москву, и Юрьев, и Дмитров, и Волок, и Тверь, а затем подошли к Торжку в первую неделю поста, месяца февраля в двадцать второй день, на Обретение мощей святых мучеников в Евгении. И окружили они весь город тыном, так же как и другие города брали, и осаждали окаянные город две недели. Изнемогли люди в городе, а из Новгорода им не было помощи, потому что все были в недоумении и в страхе. И так поганые взяли город, убив всех — и мужчин и женщин, всех священников и монахов. Все разграблено и поругано, и в горькой и несчастной смерти предали свои души в руки Господа месяца марта в пятый день, на память святого Конона, в среду четвертой недели поста. И были здесь убиты: Иванко, посадник новоторжский, Аким Влункович, Глеб Борисович, Михаил Моисеевич. А за прочими людьми гнались безбожные татары Селигерским путем до Игнатьева креста и секли всех людей, как траву, и не дошли до Новгорода всего сто верст. Новгород же сохранил Бог, и святая и великая соборная и апостольская церковь Софии, и святой преподобный Кирилл, и молитвы святых правоверных архиепископов, и благоверных князей, и преподобных монахов иерейского собора.

Кто, братья, и отцы, и дети, не восплачет, видя такое Божье наказание всей Русской земле? За грехи наши Бог напустил на нас поганых; ведь Бог, в гневе своем, приводит иноплеменников на землю, чтобы побежденные ими люди обратились к нему; а междоусобные войны бывают из-за наваждения дьявола. Ведь Бог хочет не зла, но добра людям; а дьявол радуется жестокому убийству и кровопролитию. А если какая-нибудь земля согрешит, Бог наказывает ее смертью, или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или сильным дождем, или пожаром, или иными наказаниями; и нужно нам покаяться и жить, как велит Бог, который говорит нам устами пророка: «Обратитесь ко мне всем вашим сердцем, с постом, и плачем, и стенанием». Если так сделаем, простятся нам все грехи. Но мы возвращаемся к злодеяниям, как псы на свою блевотину, и как свинья постоянно валяется в греховных нечистотах, так и мы живем. Поэтому и наказание приемлем от Бога,— нашествие поганых, по повелению Бога, за наши грехи. Кирилл же, епископ ростовский, в то время был на Белоозере, и когда он шел оттуда, то пришел на Сить, где погиб великий князь Юрий, а как он погиб, знает лишь Бог — различно рассказывают об этом. Епископ Кирилл нашел тело князя, а головы его не нашел среди множества трупов; и принес он тело Юрия в Ростов, и положил его со многими слезами в церкви святой Богородицы. А потом, узнав о судьбе Василька, пошел и взял его тело, и принес в Ростов, горько рыдая.

Был же Василек лицом красив, очами светел, грозен взглядом, необыкновенно храбр, а сердцем легок; но, как говорит Соломон, «когда слабеют люди, побеждают и сильного». Так случилось и с этим храбрым князем и войском его; ведь ему служило много богатырей, но что они могут против саранчи? А из тех, кто служил ему и уцелел в сражении, кто ел его хлеб и пил из его чаши, никто не мог из-за преданности Васильку после его смерти служить другому князю. Василек также щедро наделял убогих и церковнослужителей. А позднее пришли и нашли голову князя Юрия, и привезли ее в Ростов, и положили в гроб вместе с телом.

Батый оттуда пошел к Козельску. Был в Козельске князь юный по имени Василий. Жители Козельска, посоветовавшись между собой, решили сами не сдаваться поганым, но сложить головы свои за христианскую веру. Татары же пришли и осадили Козельск, как и другие города, и начали бить из пороков, и, выбив стену, взошли на вал. И произошло здесь жестокое сражение, так что горожане резались с татарами на ножах; а другие вышли из ворот и напали на татарские полки, так что перебили четыре тысячи татар. Когда Батый взял город, он убил всех, даже детей. А что случилось с князем их Василием — неизвестно; некоторые говорили, что в крови утонул. И повелел Батый с тех пор называть город не Козельском, но злым городом; ведь здесь погибло три сына темников, и не нашли их среди множества мертвых.

Оттуда пошел Батый в Поле, в Половецкую землю. Бог тогда избавил от нашествия поганых князя Ярослава, сына великого князя Всеволода, и его сыновей: Александра, Андрея, Константина, Афанасия, Даниила, Михаила, а также братьев Ярослава: Святослава Всеволодовича Юрьевского с сыном Дмитрием, Иоанна Всеволодовича и Владимира Константиновича, и двух сыновей Василька — Бориса и Глеба, и Василия Всеволодовича. А Ярослав после того нашествия пришел и сел на престол во Владимире, очистил церковь от трупов и похоронил останки умерших, а оставшихся в живых собрал и утешил; и отдал брату Святославу Суздаль, а Ивану — Стародуб.

Княжение великого князя Ярослава Всеволодовича. В год 6747 (1239). Великий князь Ярослав Всеволодович велел принести тело своего брата, великого князя Юрия, из Ростова во Владимир. В тот же год великий князь Ярослав ходил в поход на литву, обороняя смольнян; и посадил там на престоле своего шурина Всеволода Мстиславича, внука Романа Мстиславича. В тот же год женился князь Александр Ярославич, княживший в Новгороде, взял дочь полоцкого князя Брячислава. Венчался он в Торопце и здесь сыграл свадьбу, а в Новгороде — еще раз. В тот же год Александр Ярославич с новгородцами основал Городец на Шелони. В тот же год Батый послал татар, и они взяли город Переяславль Русский, а епископа Симеона убили. Этот Симеон был девятым и последним епископом в Переяславле; а первым епископом в Переяславле был Петр, вторым Ефрем, третьим Лазарь, четвертым Сильвестр, пятым Иоанн, шестым Маркел, седьмым Евфимий, восьмым Павел, девятым Симеон, который и был последним; с тех пор до нынешнего времени без пяти лет триста в Переяславле не было епископа, да и людей нет в городе. А других татар Батый послал к Чернигову. Мстислав Глебович, внук Святослава Ольговича, услышав об этом, пришел на татар с большим войском к Чернигову, и произошла жестокая битва. Из города на татар метали пороками камни на полтора выстрела, а камни могли поднять только два человека. Но татары все же победили Мстислава, и многих воинов избили, а город взяли и огнем запалили, но епископа их довели до Глухова и отпустили. А другие татары Батыя пленили Мордовскую землю, и Муром, и Городец Радилов на Волге, и город святой Богородицы Владимирской. И было большое смятение по всей земле, и сами люди не знали, кто куда бежит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях »

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях» в соо...

Методическая разработка учебного заняти по теме "Введение. Этапы развития и становления хирургии"

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями  Государственного  образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника ...

Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап» Дисциплина: «История»

Методическая разработка  комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап»Дисциплина: «История»...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

Особенности сестринского ухода за гериатрическими пациентами с заболеваниями нервной системы и органов чувств....

Методическая разработка комбинированного занятия по теме : "Коллективизация и индустриализация в СССР"

Методическая разработка предназначена для проведения комбинированных занятий у студентов 1-2 курсов СПО....

Методическая разработка практического занятия по теме "Создание видео ролика на тему «День веб-мастера» в приложении Movie Maker"

В данной разработке представлена теоретическая часть, краткое описание программы, и практическая часть направленная на создание видеоролика по заданной теме....