Методическая разработка комбинированного занятия по теме : "Коллективизация и индустриализация в СССР"
методическая разработка

Методическая разработка предназначена для проведения комбинированных занятий у студентов 1-2 курсов СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kollektivizatsiya.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

по теме:

«Индустриализация и коллективизация в СССР»

 


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

4

2.

Технологическая карта комбинированного занятия

5

3.

Теоретический материал

7

4.

5.

Контрольно-оценочный материал

Домашнее задание

13

16

5.

Список рекомендуемой литературы

17

6.

Приложения

18


 

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

Содержание занятия

Время

Методические указания

1. Организационный момент

1 мин

Проверка готовности аудитории и студентов к занятию.

2. Формулировка темы, ее мотивация

2 мин

Определение значимости изучения данного материала.

3. Определение целей занятия

2 мин

Постановка целей и задач учебного занятия

4. Проверка домашнего задания

6 мин

Проверка выполнения домашнего задания.

5.Работа над изучаемым материалом

30 мин

Объяснение нового материала. Работа с раздаточным материалом. Запись краткого конспекта

6. Закрепление нового материала

3мин

Фронтальный опрос

7. Подведение итогов занятия. Задание на дом

1 мин

Выставление итоговой оценки с учетом всех этапов работы с занесением в журнал.


План изложения теоретического материала

1.Индустриализация:причины, цели, источники и методы реализации.

2.Колективизация: причины, цели,методы реализации.

3.Итоги индустриализации и коллективизации в СССР

Содержание теоретического материала

  1. 1.Индустриализация: причины, цели, источники и методы реализации.

Кризис НЭПа в СССР стал очевиден. Советское правительство начало поиск антикризисных мер. Были предложены несколько вариантов выхода из кризиса:

1. Н.Д. Кондратьев (экономист) – рыночная экономика, стимулирование свободного предпринимательства.

2. Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.Л. Томский (партийные и государственные деятели) – смешанная экономика. Бухарин считал необходимым отладить механизм рыночной смычки между городом и деревней. Они предлагали поддержать «Индивидуальное хозяйство бедняков и середняка» с помощью гибких закупочных цен и использования госрезервов, а для их создания закупать зерно за рубежом, активно развивать лёгкую промышленность. И лишь когда произойдёт общее оздоровление экономики, можно поставить вопрос о быстрых темпах индустриализации. промышленности на плановой основе.

3. И.В. Сталин выступал за сохранение важнейшего приоритета в хозяйственной политике партии - ускоренной индустриализации, открывавшей путь к развёртыванию современного военно-промышленного комплекса и техническому перевооружению всего народного хозяйства. Он полагал, что необходимо без колебаний заменить расшатанный механизм рыночной экономики- административно-распорядительным, отвечающим социалистическому идеалу.

В столкновении двух точек зрения на выход из кризиса, бухаринской и сталинской, победила последняя. Позиция Н. И. Бухарина и его единомышленников была осуждена как «правый уклон», а сами они лишились своих высоких партийных и государственных постов.

Председатель ВСНХ СССР Ф. Э.Джержинский в то время сказал: «Если исходить из имеющихся у нас заводов- социализма никогда не создать. И количество и качественно они для этой цели не годятся.» Ведь к 1920 г. объемы промышленного производства сократились до 14%. К 1926 г. промышленность была восстановлена на уровне 1913 г., но развитые страны экономически были далеко впереди. Для преодоления экономической пропасти между СССР и развитыми странами Европы  партия еще на XIV съезде в декабре 1925 года провозглашает курс на индустриализацию.

Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства, прежде всего тяжелой промышленности (энергетики, металлургии, машиностроения и т.д.)

Задание1.

Используя следующую информацию, давайте определим цели советской индустриализации.

1. В 1928г. 25% национального дохода приходилось на промышленность, 50% - на сельское хозяйство.

2. По производству промышленной продукции на душу населения СССР уступал передовым державам в 5-20 раз.

3. В 1928г. в СССР за 1 день выпускалось 2 грузовика, 3 трактора. За рубежом закупали ¼ текстильного оборудования, ½ паровых турбин, 70% металлорежущих станков и тракторов.

4. В 1927 году обострились отношения с Польшей и Великобританией. В.В.

Цели индустриализации:

1.Преодоление технико–экономической отсталости;

2.Достижение технико- экономической независимости;

3.Создание мощной оборонной промышленности;

4.Укрепление международного положения.

Основным методом проведения индустриализации пятилетнее планирование. К концу 1927 года было завершено составление плана первой пятилетки с 1928 по 1932 годы.  План предусматривал увеличить производство промышленной продукции на 180%, причем продукции тяжелой промышленности на 230%, а сельскохозяйственной на 55%. Уже в декабре 1929 года Сталин выдвинул лозунг: «Пятилетку в четыре года». Первый пятилетний план 1928-1932.

Вторая пятилетка приходилась на 1933-1937 гг. Таким образом, советская экономика окончательно сформировалась как плановая, административно-командная. Наличие плановых заданий свидетельствовало о том, что руководство видело цель развития экономики в достижении количественных показателей, а это отрицательно сказывалось на качестве продукции.  Процесс создания тяжелой промышленности требует серьезных затрат. Средства были найдены внутри страны.

Задание2: 

Выберите из предложенного списка источники, которые были приемлемы для использования советским правительством.

Источники

Средства

Национальные ценности

Продажа произведений искусства

Население, нэпманы

Налоги и государственные займы

Государственная монополия на внешнюю торговлю

Валюта, закупка за границей оборудования и сырья

Главное управление лагерей (ГУЛаг)

Бесплатный труд

Иностранные инвестиции

Привлечение иностранного капитала

Иностранные банки

Кредиты

Свобода рыночной торговли и предпринимательства

Налоги

Устаревшее оборудование

Реконструкция (восстановление) и дальнейшее использование

Идеологические ценности

Стахановское движение, пионерские отряды и комсомольские организации

2. Коллективизация: причины, цели, методы реализации.

Самым главным источником   осуществления индустриализации стала коллективизация.  Просмотр видеоролика о коллективизации в СССР в 1928-1937 году. После просмотра видео материала мы попробуем отетить на следующие вопросы.

Вопросы:

1.Что же такое коллективизация?

2. Причины перехода к сплошной коллективизации.

3.Назовите цели коллективизации?

3. Методы проведения коллективизации

3.Итоги индустриализации и коллективизации.

Что же было делано за годы первых пятилеток?

Итоги индустриализации:

1.В стране построено более 9 тыс. крупных промышленных предприятий, в их числе металлургические комбинаты на Урале и Кузбассе, Днепрогэс, Турксиб, Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, автомобильные заводы в Москве, Горьком, Уралмаш в Свердловске.

2. Был создан значительный промышленный потенциал. Объем промышленного производства СССР в конце 30-х годов вышел на 2 место в мире после США.

3.Быстрый темп развития тяжелой промышленной (в 8.5 раз) и оборонной ( в 10 раз), привел к серьезному отставанию в легкой и пищевой промышленности.

4. форсированная индустриализация в короткий срок обеспечила полную занятость трудоспособного населения.

Итоги коллективизации:

1.В результате коллективизации объем производства в сельском хозяйстве снизился на 20 %.

2.Чтобы не сдавать скотину в колхозы, крестьяне в 1930—1934 гг. начали забой скота, лошадей и свиней. Сельскому хозяйству был нанесен значительный урон.

3.Была подорвана экономическая основа благосостояния крестьян, снижен их жизненный уровень и материальный достаток. Раскулачивание и голод 1932—1933 гг. повлекли за собой миллионы человеческих жертв

4. В процессе раскулачивания были уничтожены трудолюбивые крестьяне-собственники. Основная масса колхозников состояла из нежелающих трудиться. Раскулачивание породило доносчиков и карьеристов.

5. Колхозники были полностью лишены средств производства, уклонялись от коллективного труда. Им платили за работу по трудодням в зависимости от колхозных доходов.

Контрольно-оценочный материал.

2.Контроль усвоения новых знаний

Вопросы:

1. Понятие индустриализация и коллективизация.

        2.Цели индустриализации и коллективизации.

3.Итоги индустриализации и коллективизации.

Домашнее задание.

  1. Выучить причины, цели и основные события и даты, относящиеся к изучаемой теме.
  2. Подготовка эссе.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Загладин Н.В., Петров Ю.А. История России XX в. Базовый уровень — М., 2019.
  2. Дворниченко, А.Ю. История России : учебник / Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. — Москва : КноРус, 2020.
  3. Сафразьян, А.Л. История России. Конспект лекций с иллюстрациями : учебное пособие / Сафразьян А.Л. — Москва : Проспект, 2019.

Интернет – ресурсы:

  1. http://музейреформ.рф/node/13992
  2. https://istoriki.su/istoricheskie-temy/mir_i_sovetski_soyuz_v_1930-h_godah/86-kollektivizaciya-v-sssr.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях »

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях» в соо...

Методическая разработка учебного заняти по теме "Введение. Этапы развития и становления хирургии"

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями  Государственного  образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника ...

Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап» Дисциплина: «История»

Методическая разработка  комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап»Дисциплина: «История»...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

Особенности сестринского ухода за гериатрическими пациентами с заболеваниями нервной системы и органов чувств....

Методическая разработка практического занятия по теме "Создание видео ролика на тему «День веб-мастера» в приложении Movie Maker"

В данной разработке представлена теоретическая часть, краткое описание программы, и практическая часть направленная на создание видеоролика по заданной теме....