МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
методическая разработка

Особенности сестринского ухода за гериатрическими пациентами с заболеваниями нервной системы и органов чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28_zanyatie_osobennosti_nervnoy_sistemy_i_organov_sluha.docx59.84 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Кузбасса

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Кузбасский медицинский колледж»

Анжеро - Судженский филиал

АСФ ГБПОУ «КМК»

             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях/Сестринский уход в терапии и гериатрии

Специальность: 34.02.01  «Сестринское дело»

Занятие №28

Тема: Особенности сестринского ухода за гериатрическими пациентами с заболеваниями нервной системы и органов чувств.

Составил преподаватель:

Сницерева Т.В.

Анжеро-Судженск, 2021

Обучающая цель:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояния;

уметь:

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  • осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
  • консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
  • осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
  • вести утвержденную медицинскую документацию.

знать:

  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи;
  • пути введения лекарственных препаратов;
  • виды, формы и методы реабилитации;
  • правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Способствовать формированию профессиональных компетенций:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Развивающая цель:

-Способствовать развитию общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных  руководителем.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять  задачи  профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Воспитательная цель:

Освоение общих компетенций (ОК):

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Тип занятия: выработка и закрепление знаний.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Междисциплинарные связи:

ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией

ОП. 02  Анатомия и физиология человека

ОП. 07 Фармакология

ОП. 09 Психология

ПМ. 01. МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение

ПМ. 04. МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела.

ПМ. 04. МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала.

ПМ. 04. МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг.

ПМ.01.Проведение профилактических мероприятий.

ПМ.03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

Оснащение занятия:

Раздаточный материал: методический конспект занятия.

Литература:

Основная:

Сединкина, Р. Г. Cестринский уход за пациентами пожилого возраста : учебник / Р. Г. Сединкина. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 608 с. - ISBN 978-5-9704-5812-9. - Текст : электронный // URL : http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970458129.html (дата обращения: 18.10.2021). - Режим доступа : по подписке. 

Дополнительная:

  1. Организация специализированного сестринского ухода». Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2020.
  2. Корягина, Н. Ю. Организация специализированного сестринского ухода : учеб. пособие / Н. Ю. Корягина и др. ; под ред. З. Е. Сопиной. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 464 с. - ISBN 978-5-9704-3197-9. - Текст : электронный // URL : http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970431979.html (дата обращения: 18.10.2021). - Режим доступа : по подписке.

Информационно-правовое обеспечение:

1. Система «Консультант».

2. Система «Гарант»

Структура занятия

  1. Организационный момент
  2. Контроль знаний по предыдущей теме
  3. Постановка целей и задач занятия
  4. Мотивация
  5. Изложение нового материала
  6. Закрепление нового материала
  7. Подведение итогов занятия, выставление отметок (диагностика)
  8. Домашнее задание.

Ход занятия

№ п/п

Элементы занятия, учебные вопросы

(мин)

Формы и методы обучения

ПК, ОК

Организационный момент

5

1.1. Приветствие студентов, проверка отсутствующих

ОК 12

1.2. Освещение плана занятия

Контроль знаний по предыдущей теме

  Тестовые задания (Приложение 1)

15

Индивидуальный письменный опрос

ПК 2.1

ОК 4

Постановка целей и задач  занятия

Формирование знаний об особенности сестринского ухода за гериатрическими пациентами с заболеваниями нервной системы и органов чувств.

Совместно со студентами сформулировать цели урока, совместно обсудить результаты, выявить затруднения.

2

ОК 1

Мотивация

Доля абсолютной численности пожилых и стариков в обществе неуклонно увеличивается. При этом для каждого десятого человека в возрасте от 70 лет характерны симптомы тех или иных «старческих заболеваний».

В настоящее время роль медицинской сестры для обеспечения квалифицированного ухода в медико-социальных учреждениях для больных пожилого и старческого возраста существенно возрастает. Сестринский процесс в современных условиях несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении. Работа медицинской сестры на дому становится все более сложной и многогранной, включающей в себя различные стороны профилактической, лечебно-диагностической работы и ухода за пациентами.

На средний медицинский персонал возлагается задача по обучению населения приемам оказания неотложной помощи и уходу за больными, проведению реабилитационных мероприятий, решению задач медико-социальной помощи пожилым и инвалидам, что вызывает необходимость изучения их деятельности в современных условиях.

3

ОК 1

Изложение  нового материала

Особенности сестринского ухода за гериатрическими пациентами с заболеваниями нервной системы и органов чувств. (Приложение 2)

50

Рассказ;

Беседа 

ПК 2.1 – ПК 2.6

ОК 1- ОК 13

Закрепление нового материала

Вопросы для закрепления темы (Приложение 3)

10

Устный индивидуальный опрос

ПК 2.1

ОК 4

Подведение итогов занятия, выставление отметок

Рефлексия: Сегодня на уроке я понял……

3

Прием «незаконченное предложение»

ОК 1

Домашнее задание:

1.  Сединкина, Р. Г. Cестринский уход за пациентами пожилого возраста : учебник / Р. Г. Сединкина. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 608 с. - ISBN 978-5-9704-5812-9. - Текст : электронный // URL : http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970458129.html (дата обращения: 18.10.2021). - Режим доступа : по подписке.

2

ОК 4

Вопросы, выносимые на экзамен

  1. Особенности сестринского ухода за гериатрическими пациентами с заболеваниями нервной системы и органов чувств.

Приложение 1

Тестовые задания по теме:

 «Особенности возникновения и течения заболеваний органов опорно-двигательного аппарата у лиц пожилого возраста и старческого возраста»

Вариант I

Вариант II

1. Суточная потребность кальция в пожилом и старческом возрасте:

а) 1500 мг

б) 800 мг

в) 2000 мг

г) 1000 мг

1. Лекарственные препараты пожилым и старым назначают из расчета:

а) в терапевтической дозе

б) ½ от терапевтической дозы

в) ¼ от терапевтической дозы

г) в повышенной дозе

2. Причина снижения эффективности пероральных препаратов у лиц пожилого и старческого возраста:

а) увеличение всасывания

б) уменьшение всасывания

в) ускорение эвакуации из желудка

г) повышение кислотности желудочного сока

2. В питании пожилых людей рекомендуется:

а) увеличение простых углеводов

б) ограничение клетчатки

в) ограничение животных жиров

г) увеличение соли

3. В старости ведущим общепатологическим процессом является:

а) атрофия

б) склонность к инфекционным заболеваниям

в) воспаления

г) гипертрофия

3. Практически все болезни в старости:

а) имеют стертую клиническую картину

б) часто протекают атипично

в) имеют хроническое течение

г) все перечисленное

4. Геронтология это:

а) наука, изучающая старость

б) наука, изучающая смерть

в) наука, изучающая болезни пожилых и старых людей

г) все перечисленное

4. Заболевание, характеризующееся повышенной ломкостью костей из-за снижения содержания в них кальция:

а) артроз

б) ревматоидный артрит

в) остеохондроз

г) остеопороз

5. Заболевание, характеризующееся повышенной ломкостью костей из-за снижения содержания в них кальция:

а) артроз

б) ревматоидный артрит

в) остеохондроз

г) остеопороз

5. Геронтология это:

а) наука, изучающая старость

б) наука, изучающая смерть

в) наука, изучающая болезни пожилых и старых людей

г) все перечисленное

6. Практически все болезни в старости:

а) имеют стертую клиническую картину

б) часто протекают атипично

в) имеют хроническое течение

г) все перечисленное

6. В старости ведущим общепатологическим процессом является:

а) атрофия

б) склонность к инфекционным заболеваниям

в) воспаления

г) гипертрофия

7. В питании пожилых людей рекомендуется:

а) увеличение простых углеводов

б) ограничение клетчатки

в) ограничение животных жиров

г) увеличение соли

7. Причина снижения эффективности пероральных препаратов у лиц пожилого и старческого возраста:

а) увеличение всасывания

б) уменьшение всасывания

в) ускорение эвакуации из желудка

г) повышение кислотности желудочного сока

8. Лекарственные препараты пожилым и старым назначают из расчета:

а) в терапевтической дозе

б) ½ от терапевтической дозы

в) ¼ от терапевтической дозы

г) в повышенной дозе

8. Суточная потребность кальция в пожилом и старческом возрасте:

а) 1500 мг

б) 800 мг

в) 2000 мг

г) 1000 мг

Эталон ответов на контроль знаний 

Вариант I

Вариант II

1.а

1.б

2.б

2.в

3.а

3.г

4.а

4.г

5.г

5.а

6.г

6.а

7.в

7.б

8.б

8.а

Критерий оценок:

5 (отл.) –0 –1  ошибок

4 (хор) – 2  ошибки

3 (удовл) – 3  ошибки

2 (неуд) – 4 и более ошибок

Приложение 2

Особенности сестринского ухода за гериатрическими пациентами с заболеваниями нервной системы и органов чувств.

Доля абсолютной численности пожилых и стариков в обществе неуклонно увеличивается. При этом для каждого десятого человека в возрасте от 70 лет характерны симптомы тех или иных «старческих заболеваний».

Болезнь Паркинсона.

Болезнь Паркинсона — это дегенеративное заболевание головного мозга, которым страдают в основном пожилые люди.

Не следует путать болезнь Паркинсона и вторичный (симптоматический) паркинсонизм, который может развиться в любом возрасте и обусловлен иными причинами.

Распространенность заболевания. Болезнью Паркинсона страдает примерно 1 из 10 000 человек в популяции. В возрастной группе старше 50 лет-  это соотношение становится 1 к 200. Несколько чаще встречается у мужчин, случаи семейного наследования болезни неизвестны. Интерес представляет тот факт, что люди с болезнью Паркинсона реже умирают от рака легких по сравнению с остальной популяцией.

Причины заболевания.

Микробиологические исследования не выявили инфекционной причины болезни Паркинсона. Причина заболевания неизвестна.

Болезнь Паркинсона поражает группы нервных клеток, где за передачу нервного импульса отвечает нейромедиатор дофамин.

Основные патологические изменения при данном заболевании:

— дегенеративные процессы в стволе мозга,

— наличие крупных включений в мозговых клетках,

— гибель нейронов в важных областях головного мозга, вызывающая потерю дофамина.

Симптомы заболевания

Первым типичным симптомомявляется тремор (дрожание), усиливающийся в состоянии покоя, в начале болезни чаще односторонний. Характерны движения пальцев по типу «скатывания шариков. Замедленность движений пальцев (брадикинезия). Позднее тремор распространяется на обе половины тела, вовлекая руки, ноги и челюсть.

К типичным признакам заболевания относят также согбенную позу и шаркающую, неустойчивую походку больного. Развивается монотонность речи, лицо становится маскообразным из-за обеднения мимики. Часто у больных подтекает слюна в связи с затруднением глотания. Меняется почерк — он становится мелким, неровным и неаккуратным из-за ригидности мышц. Дальнейшее прогрессирование заболевания может привести к тому, что пациент будет полностью обездвижен и прикован к инвалидному креслу или кровати. Последнее может стать причиной таких осложнений, как пневмония, пролежни и инфекции мочевых путей. У большинства больных сохраняется нормальный интеллект, однако у некоторых с течением времени развивается слабоумие.

 Диагностика

Диагноз обычно ставится на основании:

1. клинической картины, то есть симптомов заболевания, которые достаточно характерны;

2. специфических диагностических тестов для определения болезни Паркинсона не существует;

3. компьютерная и магнитно-резонансная томография мозга, а также биохимические анализы необходимы для исключения других состояний.

Лечение.

1) Специфическое лечение предусматривает применение антипар-кинсонических средств. Для лечения с целью возмещения утраченного дофамина применяют препарат леводопа. Лечение начинают с малых доз леводопы и блокаторов периферических дофаминовых рецепторов. Пациенты, хорошо переносящие лечение препаратами леводопы, со временем могут обнаружить, что длительность терапевтического эффекта постепенно уменьшается и симптомы болезни возвращаются.

2) Поддерживающая терапия. На поздних стадиях болезни, когда подвижность больного ограничена или утрачена, чрезвычайное значение приобретают ежедневный уход и поддержка семьи. Медсестра помогает ходить пациенту с болезнью Паркинсона.

3) Симптоматическая терапия. Такие проявления болезни, как запор, депрессия, боли в костях и в мышцах, могут потребовать дополнительного лечения.

4) В 1950-60-х годах была популярна операция на таламусе (часть головного мозга). В настоящее время возможность хирургического лечения рассматривается только в отношении пациентов, не реагирующих на лекарственную терапию, с тяжелым тремором.

Прогноз.

Обычно болезнь имеет прогрессирующее течение, и пациент рано или поздно полностью теряет способность к движению и оказывается прикованным к постели. Однако многие пациенты с более мягким течением заболевания достаточно долго сохраняют активность. После начала применения леводопы продолжительность жизни больных значительно увеличилась. Исследования показали, что благодаря современным методам лечения человек с болезнью Паркинсона имеет такой же жизненный прогноз, как и здоровый человек того же возраста. Средняя продолжительность жизни людей с этим заболеванием составляет 15 лет от момента постановки диагноза.

Профилактика.

Поскольку причина заболевания неизвестна, профилактика не разработана. Было отмечено улучшение состояния пациентов после пересадки клеток мозга эмбриона, но этот метод лечения встречает протест в обществе с этической точки зрения.

Болезнь Альцгеймера.

Экспертами ВОЗ болезнь Альцгеймера (БА) признана источником значительных социальных, экономических и психологических проблем, стоящих перед обществом. Болезнь названа именем немецкого ученого А. Альцгеймера, который в 1906 г. описал изменения в мозговой ткани 55-летней женщины, умершей, как тогда полагали, от необычной психической болезни. Благодаря усилиям многих исследователей получены достоверные данные о сущности болезни и наиболее яркого ее признака — деменции (слабоумия). Известно, что в основе заболевания лежит постепенное разрушение клеток и тканей головного мозга, особенно тех его участков, которые отвечают за память и мышление. Это коварная и пока неизлечимая болезнь, при которой память отказывает совсем.

Основные симптомы и признаки БА

Симптоматика обычно медленно, но неуклонно прогрессирует. Болезнь, как правило, продолжается 5—10 лет. Постепенно утрачиваются когнитивные функции (память, суждения, мышление, математические способности). Происходит распад эмоциональной сферы и личности в целом, утрачиваются двигательные навыки, особенно речевые, больной перестает узнавать даже родных и близких, он прикован к постели, не может обслуживать себя.

В течении болезни выделяют 3 стадии.

Ранняя стадия обычно проходит незамеченной. Родственники, друзья и зачастую специалисты неверно приписывают симптомы старости пациента, считая их нормальной частью процесса старения.

Постепенно у человека:

• ухудшается кратковременная память

• может развиваться депрессия, появляются признаки агрессии

• возникают затруднения при выполнении несложной домашней работы (например, приготовление пищи).

Средняя стадия.

С развитием болезни проблемы становятся очевиднее и существенно ограничивают занятия пациента.

Больной испытывает трудности в повседневной жизни, к примеру:

• становится чрезвычайно забывчивым, особенно часто забывая недавние события и имена людей

• может теряться в знакомой обстановке, у себя дома или в обществе

• не может готовить пищу, делать домашнюю уборку, ходить в магазин

• нуждается в помощи при посещении туалета, умывании, одевании и т.п.

• перестает осознавать свое заболевание

• испытывает нарастающие трудности при общении проявляет аномальное поведение (например, бродяжничество)

• может страдать зрительными галлюцинациями

Поздняя стадия.

На этой стадии пациент полностью зависит от ухаживающих за ним. Нарушения памяти чрезвычайно серьезны, становится заметной физическая сторона болезни.

Больной:

• утрачивает способность говорить и понимать речь

• испытывает трудности при питании, его приходится кормить

• не узнает родственников, знакомых, друзей и привычных предметов

• не способен контролировать естественные отправления

• неадекватно ведет себя в присутствии других лиц

• теряет способность передвигаться, прикован к постели или к инвалидному креслу.

Факторы, усиливающие симптомы деменции:

• незнакомые места

• пребывание в одиночестве в течение длительного времени

• избыточное количество внешних стимулов и раздражителей (например, встречи с большим числом незнакомых людей)

• темнота (необходимо подходящее освещение даже в ночное время)

• все инфекционные заболевания (наиболее часто — инфекции мочевыводящих путей)

• оперативные вмешательства и наркоз применяют лишь по абсолютным показаниям

• жаркая погода (перегревание, потеря жидкости)

• прием большого количества лекарственных препаратов.

Принципы лечения и ухода.

Госпитализация при болезни Альцгеймера — дорогостоящее мероприятие, которое иногда дает только отрицательный эффект (ускоряет прогрессирование болезни). При любой смене окружающей обстановки, ухаживающего персонала, изменениях в медикаментозном лечении течение болезни, как правило, утяжеляется. Госпитализация показана для подбора терапии, которую опасно проводить амбулаторно, в отсутствие тщательного врачебного наблюдения за больным.

Уход за больными болезнью Альцгеймера

В домашних условиях уход за такими больными, как правило, ложится на родственников, которые подвергаются сильнейшему эмоциональному стрессу. Медицинским сестрам и врачам необходимо обеспечить психологическую поддержку тем, кто осуществляет уход за больными дома, научить их специальным приемам, которые могут помочь справиться с проблемами.

Основные принципы домашнего ухода.

1. Важно, чтобы родственники и другие лица, участвующие в уходе за больным, знали основные признаки и симптомы болезни Альцгеймера.

2. Необходимо установить определенный режим дня для больного, который должен включать привычные для него занятия, это поможет ему сохранить ощущение уверенности и защищенности.

3. Важно попытаться помочь пациенту сохранить чувство собственного достоинства. В присутствии больного следует воздерживаться от обсуждения его состояния.

4. Физические упражнения позволяют во многих случаях на некоторое время поддержать функциональные способности больного.

5. Недопустимо привлекать внимание пациента к его неудачам.

Пытайтесь сохранять спокойствие, старайтесь смеяться вместе с (но не над) больным. Юмор часто бывает отличным средством от стресса.

6. Способствовать сохранению прежних любимых занятий.

7. Обеспечьте безопасные условия. Потеря памяти и нарушение координации движений у больного повышают опасность получения травм.

8. Поддерживайте общение. Следует проверить зрение и слух у пациента, при необходимости заказать более сильные очки, заменить слуховой аппарат.

9. Купание и личная гигиена

10. Одевание

11. Посещение туалета. Больные могут забывать, где находится туалет и что в нем делать, перестают ощущать, когда следует пойти в туалет. Рядом с постелью можно поставить ночной горшок. При необходимости используйте памперсы.

12. Питание и приготовление пищи. Страдающие деменцией нередко забывают есть, могут не помнить, как пользоваться вилкой или ложкой. На поздних стадиях заболевания больной БА может утратить способность готовить пищу, больного нужно кормить.

13. Больной плохо спит. Больной может бодрствовать по ночам и мешать спать всей семье.

14. Больной часто теряет вещи, обвиняет вас в краже. Больной часто может забывать, куда он положил тот или иной предмет.

15. Бродяжничество. Иногда у больных проявляется склонность к бродяжничеству, что причиняет много беспокойства и тревог родственникам и ухаживающему персоналу. Больной может уйти из дома и блуждать по окрестностям, уехать в неизвестном направлении и заблудиться, оказаться даже в другом городе. Позаботьтесь, чтобы в кармане одежды страдающего деменцией лежала записка с указанием адреса и номера телефона, по которому можно связаться с ближайшими родственниками больного или лицами, ухаживающими за ним.

16. У больных БА могут возникать бредовые идеи и галлюцинации. Не спорьте с больным о реальности увиденного или услышанного им, так как, если он ощущает, что должен защищать свои собственные взгляды, это может привести к усилению бреда.

17. Агрессивное поведение.

Деменция.

Это генерализованное поражение интеллекта, памяти и личности без нарушения сознания. В большинстве случаев деменция необратима. Доля абсолютной численности пожилых и стариков в обществе неуклонно увеличивается. При этом для каждого десятого человека в возрасте от 70 лет характерны симптомы старческой (сенильной) деменции. Главной причиной деменции у пожилых людей являются дегенеративные и сосудистые изменения.

Среди наиболее распространенных видов деменции отмечены:

— болезнь Альцгеймера — 50%,

— сосудистая деменция — 15—20%,

— деменция телец Леви — 15—20%.

Значительно реже встречаются такие виды деменции, как алкогольная, смешанная, болезнь Якоба — Крейтцфельдта, болезнь Пика, а также деменции при болезни Паркинсона, при ВИЧ/СПИД и др.

Клиническая картина.

Характерным признаком деменции является нарушение памяти. Кроме того, она может вызывать изменение личности, перепады настроения, безучастность, галлюцинации и бред. Поведение больных часто бывает дезорганизованным, неадекватным. По мере прогрессирования деменции больные все меньше следят за собой, пренебрегают социальными условностями. В результате у больного наблюдаются снижение интеллекта и памяти, потеря ориентировки, недержание мочи и кала. Расстройство мышления отражается на качестве речи больного (при глубокой деменции он может издавать лишь бессмысленные звуки). Больные дезориентированы во времени, а на более поздних стадиях — не могут определить место, в котором находятся, а также критически оценить свое состояние. При любом психическом, как и при соматическом, заболевании есть свои особенности сестринского ухода.

Заболевания глаз.

Чаще всего в пожилом и старческом возрасте встречаются такие заболевания глаз, как катаракта, глаукома, дегенерация сетчатки, отслоение сетчатки и диабетическая ретинопатия.

Наряду с наследственной предрасположенностью основными их причинами являются патологические изменения сосудов сетчатки, в первую очередь атеросклеротические.

Глаукома относится к наиболее частым болезням глаз в старости. Эпидемиологические исследования, проведенные во многих странах, показали, что после 40 лет глаукома обнаруживается у 1—4% обследованных. В возрасте после 70 лет этот процент возрастает в десятки раз.

Глаукома — тяжелое заболевание, резко нарушающее зрение, а иногда и вовсе лишающее его. Существует несколько вариантов болезни, различающихся симптомами и клиническим течением. Однако общим для них всех является повышение внутриглазного давления, которое со временем приводит к атрофии зрительного нерва и основных элементов сетчатки с сопутствующим резким ухудшением зрения вплоть до слепоты.

Основными формами болезни являются:

— простая глаукома (глаукома открытоугольная);

— закрытоугольная (т.е. протекающей с закрытием угла передней камеры глаза, через который происходит циркуляция жидкости).

Простая глаукома чаще протекает скрыто, не сопровождаясь на первых этапах никакими субъективными ощущениями и обычно обнаруживается при комплексном офтальмологическом обследовании или при подборе очков.

К наиболее ранним симптомам закрытоугольной глаукомы относятся появление радужных колец вокруг источников света, боль в глазах, головная боль, периодическое затуманивание взора.

При остром приступе глаукомы (с полным закрытием угла передней камеры глаза) возникают сильная головная боль и боль в глазу, нарушение зрения; нередко отмечаются плохое общее самочувствие, тошнота, рвота. В этих случаях для спасения зрения необходима срочная помощь окулиста.

 Старческая дегенерация желтого пятна сетчатки, значительно нарушающая зрение, также относится к распространенным заболеваниям глаз в пожилом возрасте.

Она наблюдается примерно у 24% лиц в возрасте 65—80 лет и примерно у 37% — после 80.

В подавляющем большинстве случаев у этих больных пониженное кровяное давление.

Причиной заболевания кроме наследственной предрасположенности могут быть нарушения питания области желтого пятна из-за сосудистых изменений.

Болезнь имеет несколько вариантов, всегда сопровождается образованием на дне глаза очага дегенерации, выпота, а иногда и мелких кровоизлияний.

В лечении кроме симптоматических средств назначают препараты, улучшающие кровоснабжение.

Отслоение сетчатки обусловливается дегенеративными изменениями периферических отделов сетчатки или кровоизлияниями в стекловидное тело.

Длительно не рассасывающаяся кровь в стекловидном теле со временем образует сжимающиеся тяжи, которые оттягивают сетчатку, что и приводит к ее отслойке.

Первым признаком отслоения сетчатки является внезапное возникновение мути («сажи») перед глазами или «завесы» (пелены), надвигающейся на поле зрения с периферии.

При таких симптомах следует немедленно обратиться к окулисту, так как только срочная помощь может спасти зрение. Отслоение сетчатки — весьма серьезная патология, без необходимого срочного лечения она неизбежно приводит к слепоте. Лечение только оперативное.

 Диабетическая ретинопатия в последнее время встречается все чаще. Это — следствие многолетнего сахарного диабета. В основе заболевания лежит изменение сосудов сетчатки и сосудистой оболочки глаза, прежде всего ее венозного звена. В сетчатой оболочке возникают кровоизлияния, выпот, образуются новые сосуды. Поскольку все эти изменения происходят в центральной части глаза, болезнь обычно вызывает резкое нарушение зрения.

Лечение, как правило, консервативное, направлено главным образом на лечение причины, т.е. сахарного диабета. В последнее время применяют также местное лечение, которое заключается в фотокоагуляции, в том числе лазерной, патологического очага.

Катаракта — одно из наиболее частых в пожилом и старческом возрасте заболеваний глаза.

Характерный признак катаракты — помутнение хрусталика.

Заболевание сопровождается сначала частичной, а затем полной потерей зрения.

Согласно распространенной классификации, принято различать начальную, незрелую и зрелую стадии развития катаракты.

На начальной стадии развития катаракты (когда снижение зрения не столь выражено) больному назначают инстилляции (закапывания) различных витаминных капель 4—5 раз в день, которые больной проводит самостоятельно.

Однако единственным радикальным методом лечения катаракты остается хирургический, суть которого заключается в удалении (экстракции) мутного ядра хрусталика и, как правило, в замене его искусственным (классическоая операция).

В послеоперационном периоде основная нагрузка ложится на средний медицинский персонал, который выполняет большую часть послеоперационных манипуляций: инсталляции антибиотиков (левомицетин, гентамицин) и противовоспалительных средств (дексаметазон, наклоф, макситрол, софрадекс, гаразон и др.), закладывание гелей (солкосериловое желе), внутримышечные инъекции противовоспалительных препаратов (вольтарен).

Благодаря успехам медицины появилась возможность лечить катаракту на ранних стадиях, используя хирургический ультразвуковой метод факоэмульсификации.

Преимущество метода заключается в том, что больного оперируют, не дожидаясь резкого снижения остроты зрения (созревания катаракты). Швы на роговицу не накладывают, что позволяет сократить сроки послеоперационной реабилитации до 14 дней.

Заболевания лор-органов.

Выборочное комплексное обследование населения показало, что на каждую 1000 лиц 60 лет и старше приходится около 170 человек с хроническими заболеваниями ЛОР-органов.

С возрастом происходит непрерывное изменение всех отделов ЛОР-органов. Это выражается в развитии:

— атрофических процессов слизистой оболочки верхних дыхательных путей;

— в 75—90 лет нарушение обоняния встречается гораздо чаще, чем у более молодых людей;

— нарушение носового дыхания создает благоприятные условия для развития фарингитов, ларингитов и бронхитов;

— в гортани прогрессирует окостенение хрящей и ороговение многослойного плоского эпителия, происходит распад коллагеновых и эластических волокон, все это и объясняет старческое изменение голоса;

— во внутреннем ухе и стволе слухового нерва также происходят атрофические и дегенеративные изменения, приводящие к уменьшению количества функционирующих клеток и нейронов, развивается возрастное снижении слуха, называемое пресбиакузисом, это необратимое изменение;

— у пожилых людей чаще, чем в молодом возрасте, в наружных слуховых проходах образуются серные и серно-эпидермалъные пробки. Они прилипают к волосам, что затрудняет их удаление. При повторном образовании пробок рекомендуется смазывать кожу наружных слуховых проходов ланолиновой мазью.

— носовые кровотечения могут рассматриваться как типичное заболевание пожилого возраста, особенно у мужчин. При обследовании таких больных следует искать общие заболевания — гипертонию, атеросклероз, венозный застой, сердечную декомпенсацию, заболевания почек, печени и кроветворных органов.

— склероз сосудистых стенок способствует носовой гидрорее — истечению из носа прозрачной жидкости. Оно является результатом повышенной проницаемости сосудистых стенок, истечение из носа усиливается при колебаниях температуры окружающей среды или приеме горячей пищи. Характерный признак — появление на кончике носа, обычно незаметно для больного, капельки прозрачной жидкости.

Хронические фарингиты и фарингопатии на фоне возрастных изменений слизистой оболочки —самая частая патология пожилого возраста.

Их причинами могут быть местные раздражающие факторы (курение, алкоголизм, профессиональные вредности в настоящем и прошлом), заболевания органов пищеварительного тракта, нарушения обмена веществ, глоточные парестезии, связанные в большинстве случаев с шейным остеохондрозом.

У старых людей относительно часты инородные тела и в дыхательных путях, и в пищеводе.

По статистическим данным, лица преклонного возраста госпитализируются в ЛОР-отделения преимущественно по поводу носовых кровотечений, полипоза носа, инородных тел дыхательных путей и пищевода и их осложнений, а также опухолей. Многие из них нуждаются в неотложной помощи.

"Стареющее ухо" — так в зарубежной печати называют возрастные анатомические и функциональные изменения звукового анализатора, не связанные с какими-либо заболеваниями.

Основным клиническим результатом этого процесса является старческая тугоухость — пресбиакузис.

Пресбиакузис — заболевание главным образом звуковоспринимающего аппарата, возникающее как проявление общего процесса старения тканей организма.

С возрастом ухудшается восприятие речи, причем оно почти не улучшается при усилении громкости. В основном нарушение восприятия звонкой (громкой) речи люди замечают в 60 лет и старше, хотя этот процесс незаметно начинается гораздо раньше. Особенно страдает восприятие речи после 70 лет.

Особенно плохо воспринимается разговорная речь в шумной обстановке. Кроме того, в старости ухудшается ототопика— способность локализовать источник слышимых звуков в пространстве, определять их направление. Это увеличивает опасность попадания под движущиеся транспортные средства на улицах городов. Пресбиакузис необратим.

Основная задача терапии — предотвращение или замедление его дальнейшего прогрессирования. Назначаются АТФ, витамины А, В и Е, мужские и женские половые гормоны одновременно, сосудорасширяющие и гипотензивные препараты, ионофорез на область ушей с йодистым калием. При снижении слуха менее чем на 80 дБ общение с окружающими облегчает правильно подобранный слуховой аппарат.

Приложение 3

Вопросы для закрепления темы:

«Особенности сестринского ухода за гериатрическими пациентами с заболеваниями нервной системы и органов чувств.»

1. Причины возникновения, особенности клиники и лечения наиболее распространенных заболеваний нервной системы у лиц пожилого и старческого возраста.

2. Причины возникновения, особенности клинической картины и лечения наиболее распространенных заболеваний органов зрения и слуха у гериатрических пациентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап» Дисциплина: «История»

Методическая разработка  комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап»Дисциплина: «История»...

Методическая разработка учебного занятия «Определение положения съёмочной станции методом комбинированной засечки» для 120703

разботанное практическое занятие по ПМ 02 тема "Автоматизация топографо-геодезических работ" 4 курсработа выполняется в AutoCAD и Excelприменяются элементы работы в малых группах...

Методическая разработка комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на тему: «Планирование расходов семейного бюджета»

В данной методической разработке представлен опыт проведения комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на ...

Методическая разработка комбинированного занятия по теме : "Коллективизация и индустриализация в СССР"

Методическая разработка предназначена для проведения комбинированных занятий у студентов 1-2 курсов СПО....

Методическая разаработка комбинированного занятия Введение в микробиологию

Данная методическая разработка является частью учебно-методического комплекса по дисциплине  ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии. В разработке представлен сценарий проведения учебного заняят...

Методическая разаработка комбинированного занятия Учение об иммунитете

В данной методической разработке рассматривается строение органов иммунной системы их физиология , виды иммунитета. Данная тема является основополагающей для современного представления о нервно-гумора...