Методическая разработка учебного занятия «Определение положения съёмочной станции методом комбинированной засечки» для 120703
методическая разработка на тему

разботанное практическое занятие по ПМ 02 тема "Автоматизация топографо-геодезических работ" 4 курс

работа выполняется в AutoCAD и Excel

применяются элементы работы в малых группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx301.48 КБ

Предварительный просмотр:

логотип_ТПК

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Тольяттинский политехнический техникум»

(ГБОУ СПО «ТПТ»)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

____________ С.А. Гришина

_______.________. 2015 г.

Методическая разработка учебного занятия

«Определение положения съёмочной станции методом комбинированной засечки»

Профессиональный модуль ПМ 02 «Составление картографических материалов и ведение кадастров с применением аппаратно-программных средств и комплексов»

Междисциплинарный комплекс МДК 02.01 «Составление картографических материалов и ведение кадастров с использованием компьютерных технологий»

Тема  1.3 «Автоматизация и обработка топографических съемок»

Специальность 120703 «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности»

Разработал преподаватель              Н. П. Савельева

Тольятти, 2015

1 ТЕМА: Определение положения съёмочной станции методом комбинированной засечки

2  ТИП УРОКА: Комбинированный

3 ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: Практическое занятие

4 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:        

  • Топографо-геодезические работы,
  • Геодезические приборы и инструменты,
  • Основы построения цифровых карт,
  • Оформление материалов измерений,
  • Информатика
  • Информационные технологии в профессиональной деятельности

                                        

5 ЦЕЛИ УРОКА:        

5.1 Образовательные:         сформировать понятие о геодезических засечках и их многообразии, научить учащихся правилам определения положения съемочной станции методом комбинированной засечки

5.2  Развивающие:         развитие способностей организовывать собственную деятельность и взаимодействовать в малой группе

5.3  Воспитательные:         формирование интереса к будущей профессии, принятие самостоятельных решений в различных ситуациях

6 ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

6.1 В результате изучения темы студент должен уметь:         
  • выполнять графическое решение по нахождению координат пикета методом комбинированной засечки
  • оформлять найденное решение средствами графической системы
  • выполнять математическую проверку решения по нахождению пикета методом комбинированной засечки
  • оформлять проверку решения средствами электронной таблицы
6.2 В результате изучения темы студент должен знать:         
  • назначение и виды засечек
  • виды комбинированных засечек
  • приборы для проведения измерительных работ
  • методы решения задачи по нахождению координат пикета
  • этапы графического решения
  • формулы для проведения проверки найденного решения
  • инструменты графической системы для оформления чертежа
  • инструменты электронной таблицы для оформления проверки

7 ИЗУЧЕНИЕ ДАННОЙ ТЕМЫ НАПРАВЛЕНО НА ФОРМИРОВАНИЕ:

7.1 общих компетенций (ОК):

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с  коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

7.2 профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Применять аппаратно-программные средства для расчетов и составления топографических, кадастровых планов.

8 ОБОРУДОВАНИЕ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:        

  • персональный компьютер по количеству обучающихся с установленным программным обеспечением (AutoCAD, Excel, Word)
  •  персональный компьютер преподавателя с установленным программным обеспечением (AutoCAD, Excel, Word, LanSchool)
  • доска

9 ЛИТЕРАТУРА:        

  1. Бойко А.В. Методы и средства автоматизации топографических съемок [текст]-. М.: Недра, 2010
  2. Волков С.Н., Землеустройство.  Системы  автоматизированного проектирования в  землеустройстве. Том 6, М: Колос,  2012 г – 328 с.
  3. В. И. Погорелов. AutoCAD 2013: моделирование в пространстве для инженеров и дизайнеров – СПб: БХВ – Петербург, 2010 – 448 с. Ил
  4. Кошкарьев А. В., Тикунов В. С. Геоинформатика / Под ред. Д. В. Лисицкого. М.Ж Картгеоцентр – Геоиздат, 2010
  5. Капралов Е. Г., Кошкарьев А. В., Основы геоинформатики: в 2 книгах, учебное пособие для ВУЗов, М.: издательский центр «Аккадия», 2009 – 352 с., ил.
  6. AutoCAD. Система автоматизированного проектирования. Рабочая документация. Справочная система
  7. Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 352 с. (Серия "СПО")

10 ХОД УРОКА

  1. Организационный момент: 5 мин.
  • Проверка студентов и их готовности к уроку
  • Озвучивание  темы и цели урока

  1. Активная беседа по пройденному материалу: 10 мин

Вопросы представлены в приложении А.

Деятельность преподавателя:

Деятельность учащихся:

составление вопросов;

формирование малых групп по три человека

случайным образом раздать вопросы

Выработка коллективного ответа на вопросы

Оценка правильности ответов

Сообщение ответов и дополнений

  1. Объяснение нового материала: 20 мин

Конспект урока представлен в приложении Б.

Деятельность преподавателя:

Деятельность учащихся:

Объяснение нового материала,

Слушание объяснений

Выполнение демонстрационного примера

Просмотр решения примера

Контроль за работой малой группы

Консультации по возникающим вопросам

Самостоятельное выполнение демонстрационного примера в малых группах

Анализ работы малой группы

Сравнение результатов решения


  1. Выполнение практического задания: 40 мин

Учащимся предлагается решить поставленные задачи и проверить их решение. Практическое задание представлено в приложении В.

Деятельность преподавателя:

Деятельность учащихся:

  • обеспечение студентов программным обеспечением  и методическими рекомендациями,
  • обеспечение техники безопасности при работе с ПК;
  • сопровождение выполнения задания и помощь учащимся.

- соблюдение техники безопасности при работе с ПК;

- выполнение задания

  1. Подведение итогов: 10 минут

Проверка выполненного практического задания. Выставление оценок. Анализ полученных результатов.

Деятельность преподавателя:

Деятельность учащихся:

Организация взаимопроверки результатов выполненной практической работы. Демонстрация ответа

Демонстрация  результатов выполненной практической работы. Проверка результатов выполненной практической работы других учащихся

Систематизация изученного материала

Участие в формировании выводов по проделанной работе

Формулировка планов дальнейшей работы по изучение темы

Слушали, формирование предложений

  1. Домашнее задание: 5 минут
  • Анализ изученного материала.
  • Составление других методов использования комбинированных засечек

Приложение А

Активная беседа по пройденному материалу (подготовительный опрос)

  1. Для чего используется метод засечек
  2. Какое количество исходных пунктов необходимо для определения искомой точки
  3. Как определить координаты исходных пунктов
  4. Перечислите виды засечек
  5. От чего зависит выбор метода
  6. Перечислите приборы для измерения расстояния
  7. Перечислите приборы для измерения горизонтальных углов
  8. Перечислить способы решения задач
  9. Как проверить правильность решения
  10. Перечислить программы решения задач
  11. Как на местности выполнить защиту от ошибок при вычислениях

Приложение Б

Материал для изучения

Задача: определить положение пикета методом линейно-угловой засечки

Дано: A(Xa Ya);B( Xb Yb) – исходные точки

∠α - внутренний угол при т. А

dВР – длина отрезка BР

Порядок обхода АРВ – по часовой стрелке
                     (или против часовой стрелки)

Найти: Р(Xр Yр)- искомая точка

Графическое  решение AutoCad:

  1. построить отрезок АВ, соединив точки
  2. построить луч АР от отрезка  АВ на α
  3. Измерить ВАР
  4. построить окружность с центром в т. В и радиусом dВР
  5. На пересечении окружности и луча будет находиться искомая точка Р. Определить ее координаты
  6. Измерить длину ВР
  7. Проверка: т А находится за окружностью АВР – решение неоднозначное, поэтому данный метод принять нельзя

Демонстрационный пример:

Дано: т. B(240; 240), т. C(220; 250),

 порядок обхода BРC против часовой стрелки

∠β (ВСР)=52⁰32’   

ВР = 142,5 м

Найти: Р

Решение:

Проверка:


Приложение В

Практическая работа  «Определение положения съёмочной станции методом комбинированной засечки»

Задание для практического выполнения:

  1. определить положение пикета методом линейно-угловой засечки. Открыть чертеж из файла ЗАСЕЧКИ_2.dwg из папки Засечки. Выполнить математическую проверку решения (файл Проверка.xls)

Дано: т. А(145; 145), т. В(165; 175),

порядок обхода АТВ по часовой стрелки

∠α (ВАТ)=14⁰19’20”   

ВT = 33.50м

Найти: T1 

  1. определить положение пикета методом линейно-угловой засечки. Открыть чертеж из файла ЗАСЕЧКИ_4.dwg из папки Засечки. Выполнить математическую проверку решения (файл Проверка.xls)

Дано: т. B(145; 170), т. C(150; 210),

 порядок обхода BTC против часовой стрелки

∠β (СВТ)=64⁰39’14”   

СТ = 60.20 м

Найти: Т2 

Этапы выполнения работы:

Решение задачи:

  1. открыть исходный файл в графической системе AutoCAD
  2. просмотреть исходные точки (обозначение, координаты)
  3. создать новый слой Построения_Комбинированный2
  4. на этом слое выполнить решение задачи
  5. создать новый слой  Ответ_ Комбинированный2
  6. на этом слое нанести найденную точку и ее координаты инструментом ,  и РАЗМЕРЫ
  7. создать новый слой Исходные измерения
  8. на этом слое нанести исходные измерения инструментом РАЗМЕРЫ
  9. сохранить работу в тех же файлах

Проверка решения:

  1. открыть файл для выполнения проверки в Excel
  2. создать новый лист Комбинированный2
  3. создать таблицу для расчетов внутреннего угла по координатам вершин
  4. создать таблицу для расчетов длины отрезка по координатам вершин
  5. сохранить работу в том же файле

Анализ результатов:

  1. сравнить полученные результаты с исходными данными задачи
  2. сделать устный вывод

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План учебного занятия «Определение основных геометрических параметров сварного шва»

Открытый урок по МДК 01.01 "Технология сварочных работ" специальности 22.02.06 Сварочное производство....

Методическая разработка учебного занятия "Электрическая схема автоматического привода насосной станции"

Данная разработка участвовала во втором Всероссийском конкурсе "Конкурс педагогических достижений" на портале профессионального сообщества педагогов "Методисты.ру" в творческой группе НПО/СПО и была у...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Мосты. Ведущие и комбинированные мосты».

Методическая разработкаоткрытого урокаТема урока: «Мосты. Ведущие и комбинированные мосты».Разработала преподаватель: Барсукова Валерия ВладимировнаЦель урока: 1. Изучить требования предъявляемые к мо...

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Методы диагностики в акушерстве». По специальности: 31.02.01 Лечебное дело

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Методы диагностики в акушерстве» ПМ 01. Диагностическая деятельность МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин. По специаль...

Методическая разработка учебной практики" Активные методы и формы проведения уроков учебной практики",

Современный урок производственного обучения- зто урок, где происходят самые разные процессы обучения, воспитания и развития личности, урок- зто логически законченный, целостный,ограниченный определенн...

Аттестация: 3.1 Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения (методические разработки учебного занятия)

1. Методическая разработка практического занятия по английскому языку по теме: «История медицины»2. Методическая разработка теоретического занятия по основам латинского языка с  медиц...

Методическая разработка практического занятия "Определение крахмала в молочных продуктах питания"

Методическая разработка практического занятия подготовлена для студентов I курса по специальности 34.02.01 Сестринское дело по дисциплине ОПД.01 Химия по теме «Определение крахмала в молочн...