Методическая разработка учебного занятия "Электрическая схема автоматического привода насосной станции"
методическая разработка на тему

Ермолин Алексей Петрович

Данная разработка участвовала во втором Всероссийском конкурсе "Конкурс педагогических достижений" на портале профессионального сообщества педагогов "Методисты.ру" в творческой группе НПО/СПО и была удостоена диплома 2 степени. Разработка представлена в виде учебного материала по электротехническим предметам и будет полезна преподавателям и студентам по энергетическим специальностям и профессиям, также специалистам и рабочим энергетического профиля на производстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx29.97 КБ
Office presentation icon puno34_avtomatich._privod.ppt2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Техническое обслуживание и ремонт электрических машин

Тема 5: Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования

               промышленных предприятий (24 час.)

Урок 5.17-5.18   Тема урока: Электрическая схема автоматического привода насосной установки.

План – конспект урока

Задачи обучения:

- изучить пусковую схему автоматического привода насосной установки;

- анализировать работу электрической схемы автоматического привода насосной установки в различных ситуациях в технологическом процессе откачки дренажных вод.

Задачи развития:

 развивать технологическое мышление, наблюдательность и материалистическое понимание работы автоматических приводов технологического оборудования в целом.

Задачи воспитания:

            воспитывать интерес к профессии, ответственность и требовательность к себе.

Цель урока для учащихся: познакомиться с электрической схемой автоматического привода насосной установки;

научиться работать со схемами автоматического привода насосной установки в различных производственных ситуациях.

Оборудование:  интерактивная доска,  компьютеры, мультимедийная  презентация, плакат «Технологическая схема насосной установки», плакат «Электрическая схема автоматического привода насосной установки», действующая модель «Реверсивный привод асинхронного двигателя», действующая модель пускателя серии ПМА.

Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы: наглядные, имитационные, практические, работа с экранными средствами, работа в тетради.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи: электротехника, электроматериаловедение, физика,  химия, математика.

Литература:

Для преподавателя:

1. «Правила устройства электроустановок», Сибирское университетское издательство, Новосибирск, 2008г.

2. «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», Утверждены приказом Минэнерго РФ, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007г.

3.Синдеев Ю.Г. «Электротехника с основами электроники», Ростов-на-Дону, «Феникс». 2005г.

4.Акимова Н.А. «Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования», М., «Мастерство», 2002г.

Для учащихся:

1. Синдеев Ю.Г. «Электротехника с основами электроники», Ростов-на-Дону, «Феникс». 2005г.

2. Акимова Н.А. «Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования», М., «Мастерство», 2002г.

План урока

  1. Организационный момент.
  2.  Мотивация, актуализация опорных знаний. 

Использование и рациональность применения автоматических приводов технологического оборудования.

  1. Изучение нового материала

- Технологическая схема насосной установки

- Автоматический привод насосной станции, работа схемы.

- Анализ электрической схемы автоматического привода насосной станции при различных производственных ситуациях.

4.  Закрепление

5. Заключение и выводы:

           - Подведение итогов урока

           - Подача домашнего задания

           - Рефлексия

Ход урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Организационный момент

(слайды 1-2) 

Этап мотивации

и актуализации  опорных знаний

(слайды 3-5)

(слайд 6)

 

(слайд 7)

(слайды 8-14)

(слайды 15-26)

(слайды 27-30)

Отмечает наличие учащихся по журналу, проверяет готовность учащихся к уроку.

(Элементы рейтинговой  системы оценивания: на протяжении всего урока на доске делает пометки напротив фамилий учащихся, ответивших на тот или иной вопрос).

Называет тему, цель урока.

Объясняет критерии оценивания деятельности учащихся на уроке (элементы рейтинговой системы оценивания).

Критерии оценивания (по лидеру-100%):

От 100%-80%  – «5»

79% -50% – «4»

Менее 50% - «3»

Перед началом изучения материала задаёт вопрос с последующим комментарием:

   -Любимая работа … Это реально?

… А реально чаще всего – однообразие, трудоёмкость, опасность, грязь, высокая влажность, что даёт лишь усталость и тяжёлые условия работы и, как итог отсутствие интереса к работе (работать не хочу, но надо).

Ставит проблемные вопросы:

  -может ли использование автоматического привода насосной установки обеспечить нормальные условия  на рабочих местах водоотлива?  

  -идеальные условия труда… Что это за условия?

       

  -высока ли реальность создания идеальных условий для работы обслуживающего персонала при эксплуатации  автоматического привода насосной установки?

Рассказывает о преимуществах автоматических приводов оборудования

Проводит устный опрос по ранее изученному материалу:

 

- какие аппараты пусковых схем осуществляют токовую защиту?

-токовая защита – это …

-каким аппаратом в электрических схемах привода оборудования обеспечивается тепловая защита?

- какую функцию выполняет блок-контакт пусковой кнопки?

- какие аппараты запускают электродвигатель?

-когда замыкаются контакты электромагнитного пускателя или силового контактора?

Повторяет и анализирует простые схемы пуска асинхронных двигателей.

 

Смотрят, слушают, записывают тему урока,

Смотрят, слушают анализируют.

Смотрят, слушают,  записывают проблемные вопросы, на которые в конце урока необходимо дать ответы.

Смотрят, слушают.

Смотрят, слушают,  отвечают на вопросы теста, находящиеся на рабочих столах компьютеров.

Осуществляют самоконтроль.

(эталоны ответов на слайдах с анимацией).

Этап изучения нового материала

(слайд 31)

Объясняет технологическую схему работы насосной установки  с помощью плаката «Технологическая схема насосной станции»

Слушают, делают записи в тетрадях, задают вопросы, возникающие по мере объяснения нового материала.

 (слайды 32-52)

Объясняет электрическую схему  работы насосной установки.

Даёт анализ электрической схемы автоматического привода насосной установки при различных производственных ситуациях.

(В презентации использован метод моделирования работы электрической схемы).

Смотрят, слушают, вступают в диалог по ходу объяснения нового материала.

4.Этап закрепления

ВАРИАНТ 1.

 Для выполнения практической работы группу делит на  4 подгруппы. Каждой подгруппе выдаёт карточки с электрическими схемами автоматического привода насосной установки и предлагает рассмотреть  конкретную технологическую  ситуацию, которая возникает при откачке воды.

 ВАРИАНТ 2.

Предлагает выполнить компьютерное тестирование (см. ПУ№34 Насосная установка. Тест). 

Консультирует учащихся, которым необходима помощь.

ВАРИАНТ 1.

Выполняют практическую работу  в группах.

Один учащийся  из каждой подгруппы даёт объяснение работы насосной установки  в конкретной ситуации.

ВАРИАНТ 2.

Выполняют тестовые задания, размещённые на рабочих столах компьютеров, получают оценку, заложенную в компьютерной тестовой программе.

Заключение и выводы

(слайды 55-60)

(слайды 61-63)

(слайд 64)

Даёт комментарий материала по теме «Типы насосных приводов оборудования».

 Задаёт вопросы, поставленные в начале урока.

Делает выводы:

 автоматические приводы технологического оборудования:

 -значительно улучшают условия труда обслуживающего персонала;

 -работают надёжно, безопасно и безаварийно;

 - обеспечивают своевременность выполнения работы;

 -работают там, где человеку находиться небезопасно.

Смотрят, слушают.

Учащиеся отвечают, используя программные возможности интерактивной доски.

Оценивание деятельности учащихся на уроке

(слайд 65)

Подача домашнего задания

(слайд 66)

Рефлексия

(слайд 67)

Напоминает критерии оценивания деятельности учащихся на уроке (рейтинговая оценка), выполняет подсчёт баллов.

Критерии оценивания (по лидеру):

100%-80%  – «5»

79%-50%– «4»

Менее 50% - «3»

На «3» - Сибикин Ю.Д., стр. 66-76 (анализ

              материала);

На «4» - дополнительно Корнилов Ю.В.,

               стр.115-131

(вычертить схему автоматического привода в рабочую тетрадь);

На «5» - дополнительно - во внеурочное время дать полное объяснение по работе

автоматического привода насосной              станции.

Учащимся предлагается выбрать жетон соответствующего цвета для оценки полученных знаний:

-глубокие (синий),

-осознанные (зелёный),

-предстоит осознать (жёлтый),

- неосознанные (белый).

Подводит итоги выбора.

Выставляют в тетрадь оценки за урок исходя из суммы набранных баллов по названным  критериям.

 

Записывают домашнее задание.

Сдают жетоны различного цвета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока "Аппаратура автоматического управления"

Урок по дисциплине по дисциплине «Электрооборудование холодильных машин и установок», проведенного 29 марта 2010 года в группе 32Х, был обсуждении одобрен на заседании цикловой методической комиссии с...

Методическая разработка учебного занятия «Определение положения съёмочной станции методом комбинированной засечки» для 120703

разботанное практическое занятие по ПМ 02 тема "Автоматизация топографо-геодезических работ" 4 курсработа выполняется в AutoCAD и Excelприменяются элементы работы в малых группах...

Методическая разработка учебно-методической конференции

Методическая разработка учебно-методической конференции для студентов 3 курса по подготовке, оформлению, презентации курсовых работ с участием студентов 4 курса в качестве наставников на тему: «...

Методическая разработка урока «Стандартная схема вылета. Стандартные схемы прилета. Минимумы»

Существует несколько методик определения минимумов ВС, которые опубликованы в документах:            - Единая методика для определения минимумов ...

Методическая разработка урока "Проектирование схемы навесной гидросистемы трактора МТЗ-80"

Методическая разработка урока на тему "Проектирование схемы навесной гидросистемы трактора МТЗ-80" по МДК.01 «Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и стро...