Методическая разаработка комбинированного занятия Учение об иммунитете
методическая разработка

Маргарита Анатольевна Андреевская

В данной методической разработке рассматривается строение органов иммунной системы их физиология , виды иммунитета. Данная тема является основополагающей для современного представления о нервно-гуморально-иммунной регуляции в организме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_no5.docx156.89 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГАПОУ «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МЗ РБ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

 по дисциплине      Основы микробиологии и иммунологии

тема занятия           Учение об иммунитете

Специальность       34.02.01 Сестринское дело

Курс                           первый

                        

.

Преподаватель Андреевская М.А.

Селенгинск, 2023 г

3

План занятия № 5

Название Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии

Специальность   Сестринское  дело

Курс         I                      Группа 621

Тема занятия Учение об иммунитете

Тип занятия    Комбинированное

Форма проведения  теоретическое

Преподаватель  Андреевская М.А

Цели 

Учебные

Формируемые ОК: 

● ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

● ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

Формируемые ПК: 

● ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Развивающие:

Развивать умение правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им.

Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к будущей профессии

Интеграция темы

Междисциплинарные связи: формирование ОК8, ОК9   происходит на дисциплинах Общего гуманитарного и социально-экономического цикла,Математического и общего  естественнонаучного цикла, общепрофессиональных дисциплинах, профессиональных модулях и окончательно сформировываются на  преддипломной практике.

ПК 2.2 формируется на таких дисциплинах как иностранный язык, информационные технологии в профессиональной деятельности, анатомия и физиология человека, основы патологии, гигиена и экология, основы микробиологии и иммунологии,  психология,

ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий, ПП.  Закрепление происходит на дисциплинах общественное здоровье и здравоохранение, правовое обеспечение профессиональной деятельности, безопасность жизнедеятельности.

Окончательное формирование и оценка освоения вида профессиональной деятельности

Происходит на ПП, преддипломной практике.

ПК 2.3. Формируется на дисциплине психология, ПМ 04, закрепление происходит при освоении ПМ 01, ПМ 02, ПМ 03. Сформировываются к преддипломной практике, ГИА.

 Место проведения: кабинет 38

 Продолжительность: 90 минут

Оснащение: Раздаточный материал методическое пособие, программное обеспечение  КТП, литература.

Источники информации

1.Основные источники

1. Долгих, В. Т.  Основы иммунологии : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Т. Долгих, А. Н. Золотов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10473-8

2. Емцев В.Т. Микробиология: учебник для СПО/ В.Т. Емцев, Е.Н. Мишустин. 8-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 468 с. – (Профессиональное образование).- ISBN 978-5-534-09738-2

3. Камышева, К.С. Основы микробиологии и иммунологии : учеб. пособие / К. С. Камышева. - Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2022.- 382 с. – (Среднее медицинское образование). – ISBN 978-5-222-30285-9

2.  Дополнительные источники

1. Камышева К.С.  Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии й, Изд. 3-е - Учебное пособие – Ростов-на-Дону, Феникс, 2020.-281.

2. В.Б. Сбойчаков, Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований, Учебник для средних медицинских заведений, С-П, Спецлит, 2011.

Основные электронные издания

1. Зверев, В. В. Основы микробиологии и иммунологии : учебник / под ред. В. В. Зверева, М. Н. Бойченко. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 368 с. - ISBN 978-5-9704-6199-0. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970461990.html

3.  Интернет ресурсы

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru).

Структурно – логическая схема комбинированного урока

Этапы занятия

Продолжи

тельность

ООД преподавателя

ООД студента

Приложения

1

Организационный момент

2 мин

Приветствие, определение готовности группы к занятиям

Приветствие

2

Сообщение плана урока

1 мин

Сообщает план урока

Слушают

Приложение№

3

Контроль знаний

10 мин

Проводит тестирование, оценивает

Решают тесты

Приложение№2

4

Сообщение новой темы, целей, мотивации, плана изложения новой темы

3 мин

Сообщает тему, цели, мотивирует на изучение темы

Слушают, записывают

Приложение№3

5

Изложение нового материала

60 мин

Излагает новый учебный материал в форме беседы, используя мультимедийное сопровождение

Слушают, записывают, участвуют в беседе

Приложение№4

6

Закрепление темы

10 мин

Фронтальный опрос

Отвечают, задают вопросы

Приложение№5

7

Подведение итогов

2 мин

Комментирует и выставляет оценки, (оценивает уровень подготовки, оценивает достижение целей урока)

Слушают

Приложение№6

8

Домашнее задание

2 мин

Разъясняет (Вопросы для подготовки, источники информации)

Слушают

Приложение№7

Приложение 2

Тестовые задания по теме "Учение об инфекционном процессе"

1 Вариант

1.        Инфекционный процесс - это…………………………………………………………….

2.        Паразиты, которые на любых стадиях популяционного цикла связаны только с хозяевами и единственной средой их обитания всегда служит какой-то другой организм называются……………………………………………………………………..

3.        По выраженности клинических признаков

4.        Пандемия  это…………………………………………………………………………….

5. Для развития инфекционного процесса требуются определенные условия:

а.  Достаточная доза микроорганизмов - естественный путь проникновения.

б………………………………………………………………………………………………

в……………………………………………………………………………………………….

г…………………………………………………………………………………………………

6. Период болезни, который характеризуется общими неспецифическими проявлениями (недомоганием, головной болью, повышением температуры и другими симптомами преимущественно токсического генеза) называется……………………………...

7. Адгезия это…………………………………………………………………………………..

8. Карантин - это……………………………………………………………………………….

9. Факторами передачи инфекции, при контактно-бытовом пути являются………………………………………………………………………………………

10. Состояние организма хозяина, способствующее для развития инфекции включает………………………………………………………………………………………...

Тестовые задания по теме "Учение об инфекционном процессе"

2 Вариант

1.        Спорадическая заболеваемость - это………………………………………………...

2.        ………………………паразиты, помимо организма хозяина, в процессе циркуляции могут в разной мере использовать и внешнюю среду.

3.        Инфекционный  процесс по распространенности

4.        Контагиозность - это………………………………………………………………….

5.        Характерные особенности инфекционных болезней:

а.         Специфичность;

б………………………

в………………………

6.        Период болнзни от момента заражения до первых клинических признаков называется……………………………………………………………………………..

7.        Пенетрация - это………………………………………………………………………

8.        Противоэпидемические мероприятия - это…………………………………………

9.        Перечислите пути передачи инфекции……………………………………………..

10.        "Входные ворота" инфекции -  это…………………………………………………..

Приложение 3

План лекции:

1. Иммунитет, виды иммунитета;

2. Неспецифические факторы защиты;

3. Специфический (приобретенный) иммунитет;

4. Основные формы иммунного реагирования.

5. Патология иммунной системы.

6. Медицинские иммунобиологические препараты.

Приложение 4

Тема:Иммунитет, виды и формы. Структура иммунной системы. Факторы неспецифической защиты.

1. Иммунитет, виды иммунитета;

В современном понимании иммунология - это не только наука, изучающая защиту от инфекционных заболеваний. Иммунология - наука, изучающая механизмы самозащиты организма от всего генетически чужеродного, поддержания структурной и функциональной целостности организма (гомеостаза организма). Центральным биологическим механизмом иммунитета является механизм распознавания "своего" и "чужого". Пример - необходимость защиты от собственных мутантных и раковых клеток (одномоментно в организме находится около 10 млн. измененных клеток).

Иммунитет - целостная система биологических механизмов самозащиты организма, с помощью которых он распознает и уничтожает все чужеродное. Выделяют две основные формы иммунитета - видовой (врожденный) и приобретенный. Приобретенный иммунитет может быть естественный (результат встречи с возбудителем) и искусственный (иммунизация), активный (вырабатываемый - при вакцинации и инфекции) и пассивный (введение в организм готовых антител – после введения сывороток и иммуноглобулинов, но сохраняется всего 15-20 дней).

Виды иммунитета

Наследственный, врожденный  (видовой)                                               Приобретенный

                                                                

                                        Естественный                                        Искусственный

                             Активный и пассивный                             Активный          пассивный

Виды иммунитета

        Клеточный (лимфоцитами,  фагоцитами)             Гуморальный (антитела)- защита от инфекций и опухолей

Виды иммунитета

Не специфический                                                                                    Специфический

Иммунитет может быть системным, т.е. генерализованным, распространяющимся на весь организм, и местным, при котором наблюдается более выраженная резистентность отдельных органов и тканей. Как правило, с учетом особенностей анатомического строения и организации функционирования понятие «местный иммунитет» используется для обозначения резистентности слизистых оболочек (поэтому его иногда называют мукозальным) и кожных покровов

 Основа клеточного иммунитета – это лимфоциты, которые образуются в костном мозге, а затем перемещаются для окончательного созревания в тимус, или вилочковую железу. По этой причине их называют тимус-зависимыми, или Т-лимфоцитами. В течение своей жизни лимфоцитам много раз приходится покидать лимфоидные органы и поступать в кровь, а затем возвращаться обратно. Благодаря такой мобильности эти клетки могут появляться в местах воспаления достаточно быстро. Т-лимфоциты бывают трех видов, каждый из которых выполняет свою важную функцию. Т-киллеры – это клетки, которые могут уничтожать антигены. Т-хэлперы первыми узнают о том, что в организм вторгся враг и реагируют на это выработкой особых ферментов, которые вызывают размножение и созревание Т-киллеров и В-клеток. И, наконец, Т-супрессоры нужны для того, чтобы подавлять активность иммунного ответа, когда в нем исчезает необходимость. Это очень важно для того, чтобы остановить развитие аутоиммунных реакций. Вообще, оказывается, что поставить четкую границу, разделяющую клеточный и гуморальный иммунитет, нельзя. В образовании антигенов участвуют клетки, а некоторые реакции клеточного иммунитета невозможны без антител. 
Гуморальный иммунитет строится на образовании антител к каждому антигену, попадающему в организм человека. Он представлен различными белками, присутствующими в крови и других биологических жидкостях. К ним относятся интерфероны, способные делать клетки невосприимчивыми к воздействию вирусов; С-реактивный белок крови, который запускает систему комплемента; лизоцим – это фермент, который повреждает стенки чужеродных микроорганизмов, растворяя их. Названные белки относятся к неспецифическому гуморальному иммунитету. Но есть также специфический, который представлен интерлейкинами, а также специфическими антителами и другими образованиями. 

Как видим, клеточный и гуморальный иммунитет тесно связаны между собой, и сбой в одном звене неизбежно потянет за собой проблемы в работе другого.

Компоненты иммунной системы

Главенствующую роль в приобретенном иммунитете играют органы иммунной системы. Центральные органы иммунной системы - костный мозг и тимус. Периферические органы - селезенка, лимфатические узлы, пейеровы бляшки кишечника, миндалины. Значительная часть макрофагов и лимфоцитов находиться в циркулирующей крови и лимфе. 
Тимус (вилочковая железа) – это орган лимфопоэза людей, а также многих животных. В нем происходит иммунологическое «обучение», созревание и дифференцировка T-клеток иммунной системы. Тимус располагается в самой верхней области грудной клетки. Он скрывается сразу за грудиной. Тимус (вилочковая железа) – это небольшой по своим размерам орган мягкой консистенции, имеющий розовато-серый цвет,
обладающий дольчатой поверхностью. У новорожденных малышей его размеры составляют примерно 4 см в ширину, 5 – в длину и 6 – в толщину. Тимус у детей может быть массой около 15-17 граммов. В этот период его размеры достигают таких максимальных значений: до 7,5 см в ширину и до 16 – в длину. Его масса может составлять 20-38 граммов. С возрастом тимус (вилочковая железа) может подвергаться атрофии, а в старости практически не отличаться от окружающих его жировых тканей. В 75 лет масса такого органа составляет всего лишь 6 граммов. Кроме того, он утрачивает свой цвет. Это происходит за счет увеличения в нем жировых клеток и доли стромы. Так, тимус становится более желтым.

Белые клетки периферической крови, или лейкоциты, делят на два класса в зависимости от наличия или отсутствия в их цитоплазме особых гранул. Клетки, не содержащие гранул (агранулоциты), - это лимфоциты, моноциты; их ядра имеют преимущественно правильную круглую форму. Термин «фагоцит» предложил И. И. Мечников. В настоящее время принято различать два основных класса фагоцитирующих клеток: микрофаги и макрофаги.

Микрофаги. К микрофагам отнесены полиморфно-ядерные гранулоциты: нейтрофилы (в наибольшей мере), эозино- и базофилы (существенно меньше). Их называют микрофагами, поскольку диаметр гранулоцитов сравнительно мал (6—8 мкм).

Макрофаги. Макрофагами (диаметр клеток достигает 20 мкм), или мононуклеарными фагоцитами называют моноциты крови и происходящие из них тканевые макрофаги. Все клетки моноцитарного генеза (например, клетки фон Купффера печени, остеокласты, клетки микроглии, альвеолярные макрофаги, перитонеальные макрофаги и т.д.) рассматривают как систему мононуклеарных фагоцитов (ранее эти фагоцитирующие клетки обозначали термином «ретикулоэндотелиальная система»).

Моноциты – фагоциты характеризируются специфической функцией, так как могут или развивать, или, наоборот, тормозить воспалительный процесс.

Лимфоциты — лейкоциты, отвечающие за иммунную реакцию. Их особенность заключается в возможности формировать устойчивость к тем микроорганизмам, которые уже хотя бы раз

 проникали в человеческую кровь.

Гранулоциты:

Нейтрофилы — многочисленная группа лейкоцитов, имеющих способность к фагоцитозу. В их цитоплазме содержится множество гранул, наполненных ферментами и биологически активными веществами. При проникновении в организм бактерий или вирусов, нейтрофил перемещается к чужеродной клетке, захватывает ее и уничтожает.

Эозинофилы — клетки крови, которые выполняют защитную функцию, уничтожая патогенные организмы путем фагоцитоза. Работают в слизистой оболочке дыхательных путей, кишечника и мочевыводящей системе.

Базофилы — малочисленная группа небольших овальных клеток, которые берут участие в развитие воспалительного процесса и анафилактического шока. Макрофаги — клетки, которые активно уничтожают вирусные частички и бактериальные клетки, но имеют в цитоплазме скопления гранул.

Дендритные клетки (ДК) или дендроциты -  представляют собой фагоциты в тканях, которые соприкасаются с внешней средой, то есть расположены они, главным образом, в коже, носу, лёгких, желудке и кишечникеДК представляют собой разновидность лейкоцитов (белых кровяных клеток). Морфологически ДК — крупные клетки (15-20 мкм) круглой, овальной или полигональной формы с эксцентрически расположенным ядром, многочисленными разветвлёнными отростками мембраны. В последние годы выяснилось, что они помогают иммунной системе выявлять проникающие в организм потенциально опасные агенты, инициируют и регулируют ответный ход иммунной системы.

К NK-клеткам относятся лимфоциты, не несущие ни Т-, ни В-маркеров. Поэтому их также называют «нулевыми» клетками. Осуществляют противовирусную защиту.

Норма лейкоцитов в крови, выраженная в единицах СИ, составляет у мужчин 4,3×109/л - 11,3×109/л, у женщин – 3,2×109/л - 10,2×109/л

2. Неспецифические факторы защиты

В основе видового иммунитета лежат различные механизмы естественной неспецифической резистентности.Они нейтрализуют, разрушают и выводят из организма чужеродные субстанции  и клетки, не узнавая и не запоминая особенности их строения. Среди них - кожные покровы и слизистые оболочки, нормальная микрофлора организма, фагоцитоз, воспаление, лихорадка, система комплемента, барьерные механизмы лимфоузлов, противомикробные вещества, выделительные системы организма, главная система гистосовместимости.

Неспецифический иммунный ответ - это первый этап борьбы с инфекцией он запускается сразу же после попадания микроба в наш организм. Неспецифический иммунный ответ практически одинаков для всех типов микробов и подразумевает первичное разрушение микроба и формирование очага воспаления.

Барьерная функция кожи.

Одним из существенных препятствий на пути проникновения возбудителя во внутреннюю среду организма являются внешние покровы. В этом смысле кожа человека выполняет в первую очередь механическую и барьерную функции. Кроме того кожа подавляет колонизацию и размножение бактерий. Поскольку характеризуется сниженным рН за счет присутствия в потовых выделениях молочной и жирных кислот. 

Слизистые покровы дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта

 Мерцательный эпителий этих образований удаляет проникшие бактерии. Механическим препятствием к колонизации являются так же секреты слизи, слезных и слюнных желез. 

Кислотность желудка. Кислотность желудка – ещё одни барьер на пути проникновения патогенов в организм. Лишь очень немногие микроорганизмы способны преодолеть низкое значение РН желудочного сока.

Бактерицидное действие отделяемого слизистых оболочек связано так же с наличием в этом отделяемом особого вещества – лизоцима. Он синтезируется макрофагами, нейтрофилами и др. клетками. Лизоцим содержится в слезах, мокроте, слюне, плазме, сыворотке крови, лейкоцитах. Лизоцим растворяет не только живых, но и мертвых бактерий. 
Интерфероны - группа белков, продуцируемых вирусоинфицированными клетками. Среди прочих функций интерфероны способны прямо подавлять размножение вирусов. Интерфероны - синтезируемые различными клетками организма гликопротеиды широкого спектра биологической активности (прежде всего антивирусной), быстрый ответ организма на получение клетками неспецифического сигнала чужеродности. Существует целая система интерферонов, которые разделены на альфа, бета и гамма подтипы с выраженной гетерогенностью свойств. Противовирусное действие проявляется в способности подавлять внутриклеточное размножение ДНК- и РНК- вирусов (прежде всего в результате блокировки синтеза вирусных макромолекул). Индукцию синтеза интерферонов вызывают вирусы, бактерии, риккетсии, простейшие, синтетические соединения.

Нормальная микрофлораорганизма препятствует колонизации организма посторонней микрофлорой (конкуренция за субстраты, различные формы антагонизма, в т. ч. выделение антибиотических веществ, изменение рН и др.). Если эти барьеры преодолены, на пути антигена возникает третий мощный барьер

Воспаление – реакция макроорганизма на чужеродные частицы, проникающие в его внутреннюю среду. Развитие воспаления приводит к уничтожению микроорганизмов или освобождения от них.Характеризуется нарушением циркуляции крови  и лимфы в очаге поражения, образования целого ряда медиаторов воспалительных реакций (гистамина, серотонина, кининов, белков острой фазы воспаления, лейкотриенов и простагландинов, цитокинов, системы комплемента).

 сопровождается повышением температуры, отеком, краснотой и болевыми ощущениями.

Лихорадка. Повышение температуры тела - защитная реакция организма, ухудшающая условия для размножения многих микроорганизмов, активирует макрофаги, ускоряет кровоток и усиливает обменные процессы в организме.

Барьерные функции лимфоузлов. По выражению П.Ф.Здродовского (1969) лимфоузлы- своеобразный биологический фильтр для возбудителей, переносимых с лимфой. Здесь проникшие через кожу или слизистые и занесенные током лимфы микроорганизмы задерживаются и подвергаются действию макрофагов

Клеточные факторы неспецифической защиты                                                                                                                  

Фагоцитоз - вторая линия защиты организма против микроорганизмов, преодолевших поверхностные барьеры. Принято различать два основных класса фагоцитирующих клеток: микрофаги и макрофаги. К микрофагам отнесены полиморфно-ядерные гранулоциты: нейтрофилы (в наибольшей мере) ,эозино- и базофилы (существенно меньше) . Их называют микрофагами, поскольку диаметр гранулоцитов сравнительно мал (6—8 мкм) . Макрофагами (диаметр клеток достигает 20 мкм) , или мононуклеарными фагоцитами называют моноциты крови и происходящие из них тканевые макрофаги. Все клетки моноцитарного генеза (например, клетки фон Купффера печени, остеокласты, клетки микроглии, альвеолярные макрофаги, перитонеальные макрофаги и т. д. ) рассматривают как систему мононуклеарных фагоцитов (ранее эти фагоцитирующие клетки обозначали термином «ретикулоэндотелиальная система»).Клетки со специфическими гранулами (гранулоциты) характеризуются, как правило, наличием ядер неправильной формы со множеством долей и потому называются полиморфноядерными лейкоцитами.

Фагоцитирующие клетки имеют лизосомы, в которых находятся более 25 гидролитических ферментов и белков, обладающие антабактериальными свойствами.

Завершенный фагоцитоз - полное переваривание микроорганизмов в клетке- фагоците.

Незавершенный фагоцитоз - выживание и даже размножение микроорганизмов в фагоците. Это характерно для факультативных и особенно - облигатных внутриклеточных паразитов. Механизмы персистирования в фагоцитах связаны с блокадой фагосомо - лизосомального слияния (вирус гриппа, микобактерии, токсоплазмы), резистентностью к действию лизосомальных ферментов (гонококки, стафилококки), способностью микробов быстро покидать фагосомы после поглощения и длительно пребывать в цитоплазме (риккетсии).

Гуморальные факторы неспецифической защиты

Система комплемента - комплекс белков и гликопротеидов сыворотки крови человека и позвоночных животных (их более 20). В условиях физиологической нормы компоненты системы комплемента находятся в неактивной форме.

1. Классический путь: запускается после образования в организме комплекса АГ+АТ, с которым первоначально взаимодействует С1 компонент комплемента, затем поочередно присоединяются компоненты С4, С2 и С3. Они активизируют компонент С5, который прикрепляется к мембране клетки – мишени, запускается образование мембраноатакующего комплекса (С5b, С6, С7, С8, С9)

 2. Альтернативный путь: активация комплемента происходит без участия комплекса АГ+АТ. Запуск альтернативного пути начинается с активации компонента С3, взаимодействующего с ферментами В и D системы комплемента. Затем происходит образование компонента С5 (без С2, С2 и С4). Заканчивается альтернативный путь также образованием мембраноатакующего комплекса и гибелью клеток – мишеней.

и активированных лимфоцитов.

3. Специфический (приобретенный) иммунитет
Специфический иммунитет это третья линия  защитной реакции организма. Она осуществляется комплексом специальных форм реагирования иммунной системы. К этим формам относятся: антителообразование, иммунный фагоцитоз, киллерная функция лимфоцитов, аллергические реакции, протекающие в виде гиперчувствительности немедленного типа (ГНТ) и гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ), иммунологическая память и иммунологическая толерантность.

Существенный признак иммунной системы связан со способностью сохранять память о первой встрече с антигеном. Именно это свойство специфического иммунитета лежит в основе вакцинации.
Во время неспецифического иммунного ответа часть микробов разрушается, а их части выставляются на поверхности клеток (например, макрофагов). Во второй фазе иммунного ответа клетки иммунной системы (лимфоциты) распознают части микробов, выставленные на мембране других клеток, и запускают специфический иммунный ответ как таковой. Специфический иммунный ответ может быть двух типов: клеточный и гуморальный. 
Клеточный иммунный ответ подразумевает формирование клона лимфоцитов (К-лимфоциты, цитотоксические лимфоциты), способных разрушать клетки мишени, мембраны которых содержат чужеродные материалы (например, вирусные белки). Клеточный иммунитет задействован в ликвидации вирусной инфекции, а также таких типов бактериальных инфекций как туберкулез, проказа, риносклерома. Раковые клетки тоже разрушаются активированными лимфоцитами.

T-лимфоциты, или Т-клетки (t — лат. thymus — тимус) — лимфоциты, которые у взрослых людей и млекопитающих созревают в тимусе. Играют важную роль в адаптивном т. е.  приобретённом иммунном ответе. Обеспечивают распознавание и уничтожение клеток, несущих чужеродные антигены, усиливают действие моноцитов, NK-клеток.

Различают 3 типа Т-лимфоцитов:
Т-киллеры
 разрушают инфицированные и злокачественные клетки. Клетки-мишени поражаются при прямом контакте под действием лимфотоксина без участия антител и комплемента.
Т-хелперы – посредники. Распознают антигены.   Они через контакт с тимусзависимым антигеном индуцируют превращение В-лимфоцитов в плазмоциты. Индуцируют образование Т-киллеров.
Т-супрессоры - регуляторы антителообразования, участвуют в формировании иммунологической толерантности. Основными клеточными элементами приобретённого иммунитета являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты и макрофаги. Эта система функционирует как единое целое при гуморальном иммунном ответе в селезёнке и лимфоузлах. В-лимфоциты являются предшественниками плазмоцитов.

 Маленькие дети особенно восприимчивы к вирусам до тех пор, пока не приобретут иммунитет к наиболее распространенным из них. Малыши простужаются в среднем 6-10 раз в год, так как их иммунная система недостаточно развита. К 8-летнему возрасту уровень антител в организме ребёнка достигает взрослой концентрации. В дальнейшем они болеют ОРВИ реже. Ребёнок к подростковому возрасту набирает банк данных - формирует библиотеку антител.

B-лимфоци́ты (B-клетки) — функциональный тип лимфоцитов, играющих важную роль в обеспечении гуморального иммунитета. У эмбрионов человека и других млекопитающих B-лимфоциты образуются в печени и костном мозге из стволовых клеток. При развитие В-лимфоцитов из стволовой клетки  они проходят несколько стадий и преобразуются в лимфоциты, способные образовывать плазматические клетки. А плазматические в свою очередь образуют антитела и на их поверхности имеются имуноглобулины трех классов. IgG, IgM, IgA.

Гуморальный иммунный ответ опосредован В-лимфоцитами, которые после распознания микроба начинают активно синтезировать антитела по принципу один тип антигена – один тип антитела. На поверхности одного микроба может быть множество различных антигенов, поэтому обычно вырабатывается целая серия антител, каждое из которых при этом направлено на определенный антиген. 

1. Антителообразование

Антитела - белки, относящиеся к иммуноглобулинам, которые синтезируются лимфоидными и плазматическими клетками в ответ на попадание в организм антигена, обладающими способностью специфически связываться с ним. Антитела составляют более 30% белков сыворотки крови.

По своей природе антитела относятся к иммуноглобулинам (Ig) с разными физико-химическими и биологическим свойствами. В зависимости от них различают иммуноглобулины класса IgM, IgG, IgA, IgE, IgD.

Антитела (иммуноглобулины, Ig) – это молекулы белков, способные прилипать к определенной структуре микроорганизма, вызывая его разрушение или скорейшее выведение из организма. 
Существует несколько типов иммуноглобулинов, каждый из которых выполняет специфическую функцию. 
·        Иммуноглобулины типа А (IgA) синтезируются клетками иммунной системы и выводятся на поверхность кожи и слизистых оболочек. В больших количествах IgA содержатся во всех физиологических жидкостях (слюна, молоко, моча). Иммуноглобулины типа А обеспечивают местный иммунитет, препятствуя проникновению микробов через покровы тела и слизистые оболочки. 
·        
Иммуноглобулины типа M (IgM) выделяются в первое время после контакта с инфекцией. Эти антитела представляют собой большие комплексы способные связывать сразу несколько микробов одновременно. Определение IgM в крови является признаком развития в организме острого инфекционного процесса. Иммуноглобулины этого класса первыми появляются при развитии плода и последними исчезают в старости.

·        Антитела типа G (IgG) составляют 75% всех иммуноглобулинов сыворотки крови и являются наиболее долгоживущими. Единственный из имуноглобулинов, способен преодолевать плацентарный барьер  и обеспечивать гуморальный иммунитет новорожденных первых месяцев жизни. ·      

 Иммуноглобулины типа Е (IgE) накапливаются в тканях слизистых и кожных оболочек. Участвуют в развитии аллергических реакций немедленного типа, тем самым защищая организм от проникновения микробов и ядов через кожу, а также участвуют в деструкции гельминтов. Обнаруживаются в сыворотке крови в небольших количествах. Через плацентарный барьер не проходит.

Иммуноглобулины класса Д (IgD) — участие его недостаточно изучено. Содержится в сыворотке крови в очень малых количествах. Известно, что IgD продуцируют клетки миндалин и аденоидов. IgD не связывает комплемент, не проходит через плацентарный барьер. 
Антитела вырабатываются во время всех инфекционных болезней. Период развития гуморального иммунного ответа составляет примерно 2 недели. За это время в организме вырабатывается достаточное количество антител для нейтрализации инфекции.

2. Иммунологическая память.

Важнейшее свойство иммунной системы - различать большое разнообразие собственных и чужих антигенных детерминант (эпитопов) и давать на них дифференцированные и равнозначные ответы.

Вещества, которые стимулируют ту или иную форму специфического иммунного ответа, называются антигенами.

Под иммунологической памятью понимают способность организма давать ускоренную иммунологическую реакцию на повторное введение антигена. После первичного ответа на антиген в организме образуется определенное количество долгоживущих клеток памяти, сохраняющих информацию об антигене. При повторном введении антигена в организм клетки памяти обусловливают вторичный иммунный ответ. Основа вторичного ответа та же, что и первичного, однако антителообразование при этом происходит быстрее и более интенсивно, синтезируются преимущественно антитела, относящиеся к IgG, которые имеют более высокую специфичность и аффинность, чем при первичном иммунном ответе.

Иммунологическая память свойственна организму. Она обусловлена наличием большого количества Т- и В-лимфоцитов памяти. Так как память к различным антигенам хранят различные клоны лимфоидных клеток, это позволяет лимфоидной системе приобретать новую информацию, не утрачивая предшествующей.

3. Иммунологическая толерантность

Иммунологическая толерантность - специфическая иммунологическая неотвечаемость - представляет собой явление, обратное иммунному ответу, т.е. это явление, противоположное специфической иммунологической реактивности в ответ на воздействие антигена. Согласно исследованиям Ф. Бернета (1969), о наличии иммунологической толерантности судят на основе следующих критериев:

1 отсутствие или уменьшение образования антител на обычный антигенный стимул;

2 неспособность организма отторгать трансплантат аллогенной ткани;

3 неспособность организма ликвидировать вирусную инфекцию (отсутствие иногда характерных симптомов);

4 отсутствие обычной тканевой реакции на разрешающую дозу антигена после предварительной

Аллергия

Аллергия - это специфическая повышенная вторичная иммунная реакция организма по отношению к тому или иному веществу, чаще при повторном поступлении его в организм, которое сопровождается повреждением тканей. Термин «аллергия» ввел австрийский ученый К. Пирке в 1906 г. для обозначения измененной реактивности организма. Все вещества, изменяющие реактивную способность организма, он предложил назвать аллергенами. Аллергенами могут быть различные вещества животного или растительного происхождения, липоиды, сложные углеводы, лекарственные средства, продукты жизнедеятельности микроорганизмов и др. В зависимости от типа аллергенов различают инфекционную, пищевую (идиосинкразия), лекарственную аллергию и др.

Специфичность аллергической реакции зависит от наличия в организме антител (обычно иммуноглобулинов класса Е или, реже, IgG), а также иммунных Т-лимфоцитов к определенному аллергену. Они появляются после первого контакта с антигеном и уровень их увеличивается при новых контактах. Аллергия развивается не сразу, а через определенный период сенсибилизации - время с момента первого контакта с антигеном до момента возникновения способности организма отвечать повышенной аллергической реакцией на новый контакт с ним. Период сенсибилизации длится от нескольких дней до нескольких месяцев, в течение которых развивается иммунная реакция и появляются антитела и сенсибилизированные Т-лимфоциты. В результате аллергической реакции выделяется большое количество биологически активных веществ - медиаторов аллергии, которые повреждают ткани и обусловливают клиническое проявление аллергии.

 Патология иммунной системы.

Различают четыре основных типа патологических состояний иммунной системы: 1) реакции гиперчувствительности, которые представляют собой иммунное повреждение тканей; 2) аутоиммунные болезни, являющиеся иммунными реакциями против собственного организма; 3) синдромы иммунного дефицита, возникающие вследствие врожденного или приобретенного дефекта нормального иммунного ответа; 4) амилоидоз.

Основные типы реакций гиперчувствительности  ГНТ:

По клиническим проявлениям и механизмам развития все аллергические реакции делят на две группы:

1) аллергические реакции немедленного типа (АРНТ), или гиперчувствительность немедленного типа (ГНТ), а более правильно – аллергическая реакция, опосредуемая гуморальными механизмами иммунитета (В-опосредуемая форма иммунитета);

2) аллергические реакции замедленного типа (АРЗТ), или гиперчувствительность замедленного типа (ГЗТ), а более правильно реакция, опосредуемая клеточными механизмами иммунитета (Т-опосредованная форма иммунитета).

ГНТ развивается в первые минуты и часы после повторного попадания аллергена в ранее сенсибилизированный организм, а ГЗТ возникает позже, спустя 10-12 ч после повторной встречи, достигая максимального своего выражения через 24-48 ч и более.

К В-зависимым аллергическим реакциям (ГНТ), связанным с синтезом антител – иммуноглобулинов Е-, G-, и М-классов, относят анафилаксию, крапивницу, отек Квинке, поллиноз (сенная лихорадка), сывороточную болезнь, атопическую бронхиальную астму, острый гломерулонефрит и ряд других проявлений аллергии.

К Т-зависимым аллергическим реакциям (ГЗТ), связанным с выработкой активированных (сенсибилизированных) Т-лимфоцитов, относят коллагенозы общего или местного характера: реакцию отторжения трансплантата, туберкулиновую пробу, контактный дерматит и аутоаллергические заболевания.

Аутоиммунные болезни. Причиной некоторых заболеваний человека является развитие иммунной реакции против собственных антигенов. Различают три основных признака

аутоиммунных заболеваний: 1) наличие аутоиммунной реакции; 2) наличие клинических и экспериментальных данных о том, что такая реакция не вторична к повреждению ткани, а имеет первичное патогенетическое значение; 3) отсутствие иных определенных причин болезни.

Синдромы иммунного дефицита. Все иммунодефицита делят на первичные, которые почти всегда детерминированы генетически, и вторичные, связанные с осложнениями инфекционных заболеваний, нарушенным всасыванием, старением, побочными эффектами иммунодепрессии, облучением, химиотерапией при раке и аутоиммунных заболеваниях

Синдромы иммунного дефицита. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Основными мишенями для ВИЧ являются иммунная система и ЦНС. Иммунопатогенез СПИДа характеризуется развитием глубокой иммунодепрессии, что связано главным образом с уменьшением количества СD4+Т-кле-ток, так как молекула СD4 является высокоаффинным рецептором для ВИЧ

Амилоидоз.

Амилоидоз (от лат. amylum - крахмал) - группа заболеваний, характеризующихся появлением аномального фибриллярного белка и образованием в межуточной ткани и стенках сосудов сложного вещества - амилоида. Амилоид представляет собой белок, откладывающийся между клетками в различных тканях и органах. Его распознавание в клинике зависит исключительно от обнаружения в биоптатах. При светооптическом исследовании с использованием традиционных окрасок амилоид выглядит как аморфное, эозинофильное, гиалиноподобное межклеточное вещество, в результате прогрессирующего накопления и давления которого развивается атрофия клеток. Внешний вид органов при амилоидозе зависит от степени процесса. Если отложения амилоида небольшие, внешний вид органа изменяется мало, и амилоидоз обнаруживается лишь при микроскопическом исследовании. При выраженном амилоидозе орган увеличивается в объёме, становится очень плотным или ломким, а на разрезе имеет своеобразный восковидный или сальный, вид.

6. Медицинские иммунобиологические препараты. Медицинские иммунобиологические препараты: вакцины, иммуноглобулины и иммунные сыворотки, эубиотики, бактериофаги, иммуномодуляторы, диагностические препараты, их состав, свойства, назначение.

Иммунопрофилактика, предупреждение инфекционных заболеваний человека и животных путем иммунизации вакцинами (напр., против дифтерии, сибирской язвы) или сыворотками (серопрофилактика). Метод индивидуальной или массовой защиты населения от инфекционных заболеваний путем создания или усиления искусственного иммунитета

Иммунотерапия, лечение инфекционных и некоторых других заболеваний с помощью вакцин, анатоксинов, сывороток и гамма-глобулинов.

1. Иммунобиологические препараты

Все средства, применяемые для воздействия на иммунную систему, известны как иммунобиологические препараты.

Вакцинация - это самое эффективное и экономически выгодное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине.

Вакцинация - это введение в организм человека, ослабленный или убитый болезнетворный агент (или искусственно синтезированный белок, который идентичен белку агента) для того, чтобы стимулировать выработку антител для борьбы с возбудителем заболевания.

Среди микроорганизмов, против которых успешно борются при помощи прививок, могут быть вирусы (например возбудители кори, краснухи, свинки, полиомиелита, гепатита А и В и др.) или бактерии (возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка и др.).

Чем больше людей имеют иммунитет к той или иной болезни, тем меньше вероятность у остальных (неиммунных) заболеть, тем меньше вероятность возникновения эпидемии.

Выработка специфического иммунитета до протективного (защитного) уровня может быть достигнута при однократной вакцинации (корь, паротит, туберкулез) или при многократной (полиомиелит, АКДС).

Ревакцинация (повторное введение вакцины) направлена на поддержание иммунитета, выработанного предыдущими вакцинациями. К сожалению, вакцинам свойственны те или иные отрицательные побочные действия на организм вакцинируемого.

Следует иметь в виду, что вакцинация не всегда бывает эффективной. Нередко вакцины теряют свои качества при неправильном их хранении. Кроме того, иногда введение вакцины не приводит к выработке достаточного уровня иммунитета, который бы защитил пациента от болезнетворного агента.

Виды препаратов:

· профилактические и лечебные препараты микробного происхождения (вакцины, бактериофаги, эубиотики, анатоксины);

· лечебные иммунные препараты (цитокины);

· диагностические иммунные препараты (антисыворотки), а также диагностические бактериофаги и аллергены;

· иммуномодуляторы (различные синтетические препараты, биостимуляторы природного происхождения).

Иммунобиологические препараты могут проявлять активное или пассивное, специфическое или неспецифическое действие:

· Активное действие состоит в индуцировании препаратами иммунных реакций. Такими эффектами обладают вакцинные препараты, изготавливаемые на основе живых ослабленных или убитых микроорганизмов, а также продуктов их жизнедеятельности.

· Пассивное действие – эффекты препаратов, представляющих собой эффекторные продукты иммунокомпетентных клеток. Такими эффектами обладают цитокины и другие иммунобиологические препараты.

· Специфическое действие проявляют препараты, обеспечивающие защиту от конкретного возбудителя (противокоревая вакцина, столбнячный анатоксин).

· Неспецифическое действие оказывают препараты, неизбирательно стимулирующие функции иммунокомпетентных клеток. Такой эффект оказывают иммуномодуляторы, многие биостимуляторы и другие препараты.

2. Иммунобиологические препараты для профилактики инфекционных заболеваний

Вакцины – иммунобиологические препараты, предназначенные для активной иммунопрофилактики, т.е. для создания активной специфической невосприимчивости организма к конкретному возбудителю.

Типы вакцин:

1.   Живые вакцины содержат ослабленный живой микроорганизм. Примером могут служить вакцины против полиомиелита, кори, свинки, краснухи или туберкулеза. Они способны размножаться в организме и вызывать выработку защитных факторов, которые обеспечивают невосприимчивость человека к патогену. Утрата вирулентности у таких штаммов закреплена генетически, однако у лиц с иммунодефицитами могут возникнуть серьезные проблемы.

2.   Инактивированные (убитые) вакцины (напримерцельноклеточная вакцина против коклюша, инактивированная вакцина против бешенства), представляют собой патогенные микроорганизмы, инактивированные (убитые) высокой температурой, радиацией, ультрафиолетовым излучением, спиртом, формальдегидом и т.д. Такие вакцины реактогенны и в настоящее время применяются редко (коклюшная, против гепатита А).

3.   Химические вакцины содержат компоненты клеточной стенки или других частей возбудителя.

4.   Анатоксины - это вакцины, состоящие из инактивированного токсина продуцируемого бактериями. В результате специальной обработки токсические свойства его утрачиваются, но остаются иммуногенные. Примером анатоксинов могут служить вакцины против дифтерии и столбняка.

5.   Рекомбинантные вакцины получают методами генной инженерии. Суть метода: гены болезнетворного микроорганизма, отвечающие за синтез определенных белков, встраивают в геном какого - либо безвредного микроорганизма (например,  кишечная палочка). При их культивировании продуцируется и накапливается белок, который затем выделяется, очищается и используется в качестве вакцина. Примером таких вакцин могут служить рекомбинантная вакцина против вирусного гепатита B, вакцина против ротавирусной инфекции.

6.   Синтетические вакцины представляют собой искусственно созданные антигенные детерминанты (белки) микроорганизмов.

7.   Ассоциированные вакцины. Вакцины различных типов, содержащие несколько компонентов (например, АКДС).

Состав вакцины:

1.   Активные и иммунизированные антигены (Ar);

2.   Жидкая основа;

3.   Консерванты, стабилизаторы, антибиотики;

4.   Вспомогательные средства.

Инактивированные вакцины:

АКДС, АДС, АДС-м, ИНВ, гриппозные вакцины;

АКДС + Хиб, АКДС + ВГВ, АКДС + Хиб + ВГВ, АКДС + ИПВ + Хиб;

АКДС +Хиб + ВГВ + ИНВ;

ВГА + ВГВ, ВГА + Тиф;

Менингит А+С, Менингит А+С+W+Y, Пневмо 23

Живые вакцины: ОПВ (полиомиелит), ММR (корь, паротит, краснуха), MR, MMR+V (ветряная

Приложение 5

Контрольные вопросы

1. Иммунитет. Иммунология;

2. Виды иммунитета;

3. Естественный активный иммунитет, естественный пассивный;

4. Искусственный активный и искусственный пассивный иммунитет;

5. Клеточные факторы неспецифические защиты;

6. Гуморальные факторы неспецифические защиты;

7. Лихорадка.

8. Воспаление.

9. Фагоцитоз.

10. Барьерная функция кожи

Приложение 6

Критерии оценки

«5» - студент свободно ориентируется в материале, грамотно, доступно для восприятия излагает материал, использует общепринятые медицинские термины.

«4» - свободно ориентируется в излагаемом материале, но материал излагает сумбурно, много профессиональных медицинских терминов.

«3» - в излагаемом материале ориентируется, но без конспекта изложить материал не может, много профессиональных медицинских терминов.

«2» - с трудом ориентируется в материале, читает материал, не отрываясь от текста, грубые ошибки в содержании беседы.

Приложение 7

Домашнее задание

1.Конспект лекций.

2. Литература:

1.Основы микробиологии и иммунологии: учеб пособие К.С Камышева – Ростов-на-Дону, Феникс, 2020.

2.Дьячкова С. Я.  Иммунология : учебное пособие /С. Я. Дьячкова. — 2е изд., испр. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап» Дисциплина: «История»

Методическая разработка  комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап»Дисциплина: «История»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗАРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПРАВО"

Практическое занятие по дисциплине "Право" на тему "Правовые отношения"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

Особенности сестринского ухода за гериатрическими пациентами с заболеваниями нервной системы и органов чувств....

Методическая разработка комбинированного занятия по теме : "Коллективизация и индустриализация в СССР"

Методическая разработка предназначена для проведения комбинированных занятий у студентов 1-2 курсов СПО....

Методическая разаработка комбинированного занятия Введение в микробиологию

Данная методическая разработка является частью учебно-методического комплекса по дисциплине  ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии. В разработке представлен сценарий проведения учебного заняят...

Методическая разаработка практического занятия Методы изучения наследственности человека

Методическая разарботка к практическому занятию "Методы изучения наследственности человека"  предназначена  для  студентов специальности 31.02.01. Лечебное дело, способствует...