конспект урока на тему "Гибка металла"
план-конспект урока на тему

Маркелова Елена Аркадьевна

Урок с применением ИКТ.

Цель урока: научить студентов приемам гибки листового металла и проволоки в тисках с помощью различных приспособлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_gibka_metalla.doc276 КБ
Office presentation icon markelova_-_gibka_metalla.ppt593 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

  • образовательная: научить студентов приемам гибки листового металла и проволоки в тисках с помощью различных приспособлений;
  • воспитательная: прививать студентам бережное отношение к инструменту и материалам, формировать самостоятельность и уверенность в своих силах;
  • развивающая: развивать навыки производительного труда, разбираться в практических ситуациях и самостоятельно осуществлять найденные решения.

Материально-техническое оснащение урока:

Тиски, оправки, слесарные молотки, измерительные линейки, разметочный инструмент, металлические заготовки, эталоны изделий, инструкционно-технологические карты, плакат «Гибка металла», компьютер, мультимедийный проектор, таблица критериев оценки.

Место проведения:  слесарная мастерская.

Тип урока:  урок изучения и закрепления новых знаний

Ход урока:

  1. Организационная часть урока – 10 минут.

Проверка по журналу, объявление темы и цели урока.

  1. Вводный инструктаж – 25 минут.

Вопросы, освещаемые во вводном инструктаже:

  1. Организация рабочего места:

На рабочем месте должны находиться рабочие и контрольно-измерительные инструменты, необходимые для выполнения заданной операции. К размещению инструментов, заготовок и материалов на рабочем месте предъявляются определенные требования:

  • на рабочем месте должны находиться только те инструменты, материалы и заготовки, которые необходимы для выполнения данной работы;
  • инструменты и материалы, которые рабочий использует часто, должны располагаться ближе к нему.

До начала работы необходимо:

  • проверить исправность верстака, тисков, приспособлений, индивидуального освещения и механизмов, используемых в работе;
  • ознакомиться с инструкцией или технологической картой, чертежом и техническими требованиями к предстоящей работе;
  • отрегулировать высоту тисков по своему росту;
  • проверить наличие и состояние инструментов, материалов и заготовок, используемых в работе;
  • расположить на верстаке инструменты, заготовки, материалы и приспособления, необходимые для работы.

Во время работы необходимо:

  • иметь на верстаке только те инструменты и приспособления, которые используются в настоящий момент (все остальное должно находиться в ящиках верстака);
  • возвращать использованный инструмент на исходное место;
  • постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

По окончании работы необходимо:

  • очистить инструмент от стружки, протереть, уложить в футляры и убрать в ящики верстака;
  • очистить от стружки и грязи столешницу верстака и тиски;
  • убрать с верстака неиспользованные материалы и заготовки, а также обработанные детали;
  • выключить индивидуальное освещение.
  1. Закрепление пройденного материала:

Работа с карточками:

В-1

  1. Приспособления для плоскостной  разметки.
  2. Инструмент для плоскостной разметки.
  3. Красители, используемые  при разметке.
  4. Дефекты при разметке.

В-2

  1. Рубка металла.
  2. Инструмент для рубки.
  3. Углы заточки слесарного зубила для рубки стали.
  4. Виды слесарных молотков.

В-3

  1. Рубка металла.
  2. Инструмент для рубки.
  3. Углы заточки слесарного зубила для рубки стали.
  4. Виды слесарных молотков.

III.  Объяснение нового материала – 30 минут.

Гибка - слесарная операция, с помощью которой заготовке придается необходимая форма.

Рассмотрим несколько приемов гибки:

1.  Гибка в тисках может осуществляться:

- с помощью киянки;

- с помощью слесарного молотка и деревянного бруска (см. рис. 1).

Мастер п/о  демонстрирует приемы гибки в тисках, обратив внимание на закрепление заготовки (риска расположена на уровне нагубников).

2.  Гибка заготовок осуществляется с помощью оправок различной формы (см. рис. 2)



3.  На предприятиях при массовом производстве изделий применяется гибка в гибочном штампе, она  выполняется кузнецами или штамповщиками (см. рис. 3).



4.  Для выполнения гибки проволоки небольшого диаметра (до 3 мм) применяются плоскогубцы или круглогубцы (см. рис. 4)

5.  Гибка труб.

     Трубы гнут ручным и механизированным способами с применением различных приспособлений. Гнут трубы в холодном и горячем состоянии, с наполнителем и без него.

Стальные отожженные трубы диаметром до 10 мм при радиусе изгиба до 200 мм гнут в холодном состоянии без наполнителя. Трубы диаметром 10 ... 30 мм при радиусе изгиба более 200 мм гнут в холодном и горячем состоянии с наполнителем (песок).

Трубы диаметром более 30 мм при радиусе изгиба более 200 мм гнут в горячем состоянии с наполнителем.

Медные и латунные (отожженные) трубы диаметром до 10 мм при радиусе изгиба до 100 мм гнут в холодном состоянии без наполнителя; трубы диаметром 10 ... 20 мм при радиусе изгиба до 100 мм гнут в холодном состоянии с наполнителем (канифоль); трубы диаметром 10 ... 20 мм при радиусе изгиба до 100 мм гнут в горячем состоянии с наполнителем (песок).

Во избежание появления трещин при гибке труб необходимо знать, что радиус изгиба трубы должен быть не менее четырех диаметров трубы. Сварные трубы, имеющие шов вдоль образующей, при гибке рекомендуется располагать таким образом, чтобы шов был снаружи, а не внутри изгиба, иначе он может разойтись.

Типичные дефекты при гибке, причины их появления и способы предупреждения

Дефект

Причины

Способ предупреждения

При изгибании уголка из полосы он получился перекошенным

Неправильное закрепление заготовки в тисках

Закреплять полосу так, чтобы риска разметки точно располагалась по уровню губок тисков. Перпендикулярность полосы губкам тисков проверять угольником

Размеры изогнутой детали не соответствуют заданным

Неточный расчет развертки, неправильно выбрана оправка

Расчет развертки детали производить с учетом припуска на загиб и последующую обработку. Точно производить разметку мест изгиба. Применять оправки, точно соответствующие заданным размерам детали

Вмятины (трещины) при изгибании трубы с наполнителем

Труба недостаточно плотно набита наполнителем

Трубу при заполнении  наполнителем (сухим песком) располагать вертикально. Постукивать по трубе со всех сторон молотком

  1.   Учебные упражнения – 4,5 часа.

Упражнения по отработке приёмов гибки металла. Каждому учащемуся выдается карта учебных заданий (см. Приложение 1).

  1.  Заключительный инструктаж – 25 минут.
  1. проверка рабочих мест и оценка выполненных работ;
  2. анализ работ учащихся;
  3. объявление оценок.

Приложение 1.

Карта учебных заданий.

Учебное задание 1.     Гибка двойного угольника из полосы в тисках.

Задание выполняют в следующем порядке:

1. Определяем длину заготовки согласно чертежу:
          L = 20 + 60 + 15 + 2 × 0,5 ×  3 = 98 мм (где 2 -  два изгиба; 0,5 ×  3 - припуск на изгиб в зависимости от толщины заготовки).

Дополнительно прибавим к расчетной длине припуск на дополнительную обработку торцов после рубки - 1 мм на каждую сторону. Таким образом, общая длина заготовки составит           98 + 2 = 100  мм.

2. Отметив заданную длину на полосе, проводят риску. Полосу укладывают на правильную плиту и навесным ударом отрубают размеченную заготовку. При необходимости заготовку правят.

3. Обработав торцы заготовки и получив расчетную длину, приступаем к гибке.

4. Размечаем заготовку, причем к размеру полки каждого изгиба прибавляют 1,5 мм, т. е. на полосе проводим риски на расстоянии 21,5 и 16,5 мм от каждого торца.

5. Зажимаем заготовку в тиски таким образом, чтобы риска линии изгиба совпадала с верхней поверхностью губок тисков.

6. Наносим удары молотком по выступающей части полосы, загибаем первую полку угольника. Затем заготовку переворачиваем, устанавливаем ее по второй линии изгиба и зажимаем в тиски.

7. Загибаем вторую полку угольника.

8. Качество гибки проверяют на глаз, углы — слесарным угольником, линейные размеры — линейкой.

Учебное задание 2. Гибка прямоугольной скобы с применением простейших
                                     приспособлений (плоских оправок).
 

Задание выполняют в следующем порядке:

1. Определяют длину заготовки согласно чертежу:

L = 23 + 30 + 40 + 30 + 23 + 0,5 × 2 × 4 = 150 мм,

где 0,5 × 2 × 4 — припуск на четыре загиба в зависимости от толщины заготовки.

К расчетной длине заготовки прибавляют 2 мм на обработку торцов после рубки, общая длина заготовки равняется 152 мм.

2. Разметив полосу, отрубают заготовку и, если необходимо, правят.

3. Опилив торцы заготовки, приступают к разметке линии первого изгиба, риску проводят, отложив размер 55 мм (23 + 1 + 30 + 1).

 

4. Размеченную заготовку зажимают в тиски между нагубниками (угольниками) на уровне линии разметки и загибают выступающий конец скобы.

5. Снимают заготовку, переворачивают ее, зажимают между нагубником и плоской оправкой, имеющей в сечении прямоугольник, соответствующий внутренним размерам скобы 40 × 32 мм (длина оправки должна быть не менее 60 мм). Загибают второй конец скобы.

6. Сняв заготовку и вынув брусок, размечают длину коротких полок. Проводят риски, отложив размер 21 мм от каждого конца.

7. Вставив внутрь размеченной скобы оправку, зажимают ее в тиски, следя за тем, чтобы линии разметки полок совпадали с поверхностью нагубников (угольников). Загибают короткие полки скобы.

8. Качество гибки проверяют на глаз, линейные размеры – линейкой, углы – слесарным угольником; отклонение от плоскостности полок проверяют на поверочной плите.

Учебное задание 3.  Гибка листового и полосового материала на круглых
                                  оправках.

Задание выполняют в следующем порядке (см. рис. 3.1.):

1. Берем подготовленную, обработанную заготовку.

2. При необходимости заготовку правим.

3. Заготовку с оправкой зажимаем в тиски таким образом, чтобы половина ее находилась выше уровня губок тисков.

4. Ударами молотка загибаем заготовку по оправке, добиваясь плотного прилегания ее к поверхности оправки. Переставляя заготовку с оправкой в тисках, загибают ее до нужного изгиба.

5. Контролируем качество гибки на глаз.

Учебное задание 4.   Гибка металла круглого сечения с применением
                                   приспособлений.

Выполнение данного задания рассмотрено на примере изготовления заготовки чертилки (см. рис.4.1.).

Гибка стального прутка выполняется в следующем порядке:

1. Определяем общую длину заготовки согласно чертежу:

L = lстерж  + lкол = 120 + 3.14 ∙ 30 = 214.2 мм

где 30 мм – диаметр кольца.

2. Отрезаем от прутка 215 мм;  0,8 мм оставляют на окончательную обработку, при необходимости пруток правим.

3. Отмерив от конца прутка половину длины окружности кольца (47 мм), зажимаем заготовку вместе с оправкой в тиски (см. рис. 4.2).

4. Ударами молотка загибаем полукольцо .

5. Развернув заготовку на 180° вместе с оправкой, загибаем вторую часть кольца.

6. Не вынимая оправки из кольца, заготовку переставляем в тисках и ударом молотка по стержню подгибаем его, придавая ему правильное положение относительно оси кольца; оси кольца и стержня должны совпасть.

7. При проверке качества гибки основное внимание уделяем симметричности расположения кольца по отношению к стержню. Линейные размеры проверяем линейкой, качество гибки – внешним осмотром.

Гибку кольца можно производить и в приспособлении, для чего один конец заготовки устанавливаем в зазор между штифтом и оправкой, а свободный конец заготовки берем руками и изгибаем пруток вокруг оправки (см. рис. 4.3.).

Если свободный конец прутка короткий и пруток имеет достаточно большой диаметр, гибку выполняют с помощью молотка или увеличивают длину прутка, нарастив его трубой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГИБКА МЕТАЛЛА

Слайд 2

Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь. китайская мудрость

Слайд 3

ЦЕЛИ УРОКА: образовательная: научить студентов приемам гибки листового металла и проволоки в тисках с помощью различных приспособлений; воспитательная: прививать студентам бережное отношение к инструменту и материалам, формировать самостоятельность и уверенность в своих силах; развивающая: развивать навыки производи- тельного труда, разбираться в практических ситуациях и самостоятельно осуществлять найденные решения.

Слайд 4

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА: тиски, оправки, слесарные молотки, измерительные линейки, разметочный инструмент, металлические заготовки, инструкционно-технологические карты, плакат «Гибка металла», таблица критериев оценки.

Слайд 5

Организация рабочего места: К размещению инструментов, заготовок и материалов на рабочем месте предъявляются определенные требования: на рабочем месте должны находиться только те инструменты, материалы и заготовки, которые необходимы для выполнения данной работы; инструменты и материалы, которые рабочий использует часто, должны располагаться ближе к нему.

Слайд 6

До начала работы необходимо: проверить исправность верстака, тисков, приспособлений, индивидуального освещения и механизмов, используемых в работе; ознакомиться с инструкцией или технологической картой, чертежом и техническими требованиями к предстоящей работе; отрегулировать высоту тисков по своему росту; проверить наличие и состояние инструментов, материалов и заготовок, используемых в работе; расположить на верстаке инструменты, заготовки, материалы и приспособления, необходимые для работы.

Слайд 7

Во время работы необходимо: иметь на верстаке только те инструменты и приспособления, которые используются в настоящий момент (все остальное должно находиться в ящиках верстака); возвращать использованный инструмент на исходное место; постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

Слайд 8

По окончании работы необходимо: очистить инструмент от стружки, протереть, уложить в футляры и убрать в ящики верстака; очистить от стружки и грязи столешницу верстака и тиски; убрать с верстака неиспользованные материалы и заготовки, а также обработанные детали.

Слайд 9

Гибка - слесарная операция, с помощью которой заготовке придается необходимая форма.

Слайд 10

Сгибание заготовок из тонколистового металла в тисках: киянкой с помощью слесарного молотка и деревянного бруска

Слайд 11

Гибка тонколистового металла с помощью оправок: а – оправки; б, в – приемы гибки

Слайд 12

Гибка в гибочном штампе: матрица заготовка пуансон изделие

Слайд 13

Гибка проволоки

Слайд 14

Гибка труб

Слайд 15

Типичные дефекты при гибке, причины их появления и способы предупреждения Дефект Причины Способ предупреждения При изгибании уголка из полосы он получился перекошенным Неправильное закрепление заготовки в тисках Закреплять полосу так, чтобы риска разметки точно располагалась по уровню губок тисков. Перпендикулярность полосы губкам тисков проверять угольником Размеры изогнутой детали не соответствуют заданным Неточный расчет развертки, неправильно выбрана оправка Расчет развертки детали производить с учетом припуска на загиб и последующую обработку. Точно производить разметку мест изгиба. Применять оправки, точно соответствующие заданным размерам детали Вмятины (трещины) при изгибании трубы с наполнителем Труба недостаточно плотно набита наполнителем Трубу при заполнении наполнителем (сухим песком) располагать вертикально. Постукивать по трубе со всех сторон молотком

Слайд 16

Упражнения по отработке приёмов гибки

Слайд 17

Учебное задание 1. Гибка двойного угольника из полосы в тисках. 1. Определяем длину заготовки согласно чертежу: L = 20 + 60 + 15 + 2 × 0,5 × 3 = 98 мм, где 2 - два изгиба; 0,5 × 3 - припуск на изгиб Прибавим к расчетной длине припуск на дополнительную обработку торцов после рубки - 1 мм на каждую сторону. Таким образом, общая длина заготовки составит 98 + 2 = 100 мм.

Слайд 18

2. Отметив заданную длину на полосе, проводят риску. Полосу укладывают на правильную плиту и навесным ударом отрубают размеченную заготовку. При необходимости заготовку правят. 3. Обработав торцы заготовки и получив расчетную длину, приступаем к гибке . 4. Размечаем заготовку, причем к размеру полки каждого изгиба прибавляют 1,5 мм, т. е. на полосе проводим риски на расстоянии 21,5 и 16,5 мм от каждого торца. 5. Зажимаем заготовку в тиски таким образом, чтобы риска линии изгиба совпадала с верхней поверхностью губок тисков.

Слайд 19

6. Наносим удары молотком по выступающей части полосы, загибаем первую полку угольника. Затем заготовку переворачиваем, устанавливаем ее по второй линии изгиба и зажимаем в тиски.

Слайд 20

7. Загибаем вторую полку угольника. 8. Качество гибки проверяют на глаз, углы — слесарным угольником, линейные размеры — линейкой.

Слайд 21

Учебное задание 2. Гибка прямоугольной скобы с применением простейших приспособлений (плоских оправок).

Слайд 22

1. Определяют длину заготовки согласно чертежу: L = 23 + 30 + 40 + 30 + 23 + 0,5  2  4 = 150 мм , где 0,5  2  4 — припуск на четыре загиба в зависимости от толщины. К расчетной длине заготовки прибавляют 2 мм на обработку торцов после рубки, общая длина заготовки равняется 150 + 2 = 152 мм . 2. Разметив полосу, отрубают заготовку и, если необходимо, правят. 3. Опилив торцы заготовки, приступают к разметке линии первого изгиба, риску проводят, отложив размер 55 мм 23 + 1 + 30 + 1= 55

Слайд 23

4. Размеченную заготовку зажимают в тиски между нагубниками (угольниками) на уровне линии разметки и загибают выступающий конец скобы.

Слайд 24

5. Снимают заготовку, переворачивают ее, зажимают между нагубником и плоской оправкой, имеющей в сечении прямоугольник, соответствующий внутренним размерам скобы 40  32 мм (длина оправки должна быть не менее 60 мм). Загибают второй конец скобы.

Слайд 25

6. Сняв заготовку и вынув брусок, размечают длину коротких полок. Проводят риски, отложив размер 21 мм от каждого конца. 7. Вставив внутрь размеченной скобы оправку, зажимают ее в тиски, следя за тем, чтобы линии разметки полок совпадали с поверхностью нагубников (угольников). Загибают короткие полки скобы.

Слайд 26

8. Качество гибки проверяют на глаз, линейные размеры – линейкой, углы – слесарным угольником; отклонение от плоскостности полок проверяют на поверочной плите.

Слайд 27

Учебное задание 3. Гибка листового и полосового материала на круглых оправках. 1. Берем подготовленную, обработанную заготовку. 2. При необходимости заготовку правим. 3. Заготовку с оправкой зажимаем в тиски таким образом, чтобы половина ее находилась выше уровня губок тисков.

Слайд 28

4. Ударами молотка загибаем заготовку по оправке, добиваясь плотного прилегания ее к поверхности оправки.

Слайд 29

5. Переставляя заготовку с оправкой в тисках, загибают ее до нужного изгиба.

Слайд 30

Учебное задание 4. Гибка металла круглого сечения с применением приспособлений. Чертеж чертилки.

Слайд 31

Определяем общую длину заготовки согласно чертежу: L = l стержня + l кольца = 120 + 3.14 ∙ 30 = 214.2 мм где 30 мм – диаметр кольца. 2. Отрезаем от прутка 215 мм; 0,8 мм оставляют на окончательную обработку, при необходимости пруток правим. 3. Отмерив от конца прутка половину длины окружности кольца (47 мм), зажимаем заготовку вместе с оправкой в тиски

Слайд 32

4. Ударами молотка загибаем полукольцо (а). 5. Развернув заготовку на 180° вместе с оправкой, загибаем вторую часть кольца (б).

Слайд 33

6. Не вынимая оправки из кольца, заготовку переставляем в тисках и ударом молотка по стержню подгибаем его, придавая ему правильное положение относительно оси кольца; оси кольца и стержня должны совпасть. 7. При проверке качества гибки основное внимание уделяем симметричности расположения кольца по отношению к стержню. Линейные размеры проверяем линейкой, качество гибки – внешним осмотром.

Слайд 34

Гибку кольца можно производить и в приспособлении, для чего один конец заготовки устанавливаем в зазор между штифтом и оправкой, а свободный конец заготовки берем руками и изгибаем пруток вокруг оправки

Слайд 35

Рефлексия. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке? Ты помогал другим или тебе помогали? Что вызвало наибольшие затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Методическая разработка открытого урока по теме «Металлы»

Методическая разработка открытого урока по теме «Металлы» Преподаватель: Ильин Пётр Викторович, КГБ ПОУ 7, г. ХабаровскДисциплина «Химия». Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цель у...

открытый урок на тему "Металл освоил человек..."

Материал открытого  урока содержит методику  и необходимый  дидактический материал для проведения открытого  урока  по теме «Цветные металлы и сплавы» в группе студентов...

План урока (выполнение рубки металла)

План урока (выполнение рубки металла)...