Статья "Влияние природоведческой литературы на обогащение лексики старших дошкольников"
статья по теме

     Данная статья может помочь воспитателям и будущим воспитателям используя природоведческую литературу сформировать у детей целостную картину мира, развить литературную речь, а также приобщить детей к словесному искусству.    

       Сам процесс работы разделен на 4 этапа и каждый этап содержит свою методику и приемы работы с детьми и родителями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья     

 «Влияние природоведческой литературы на обогащение лексики старших дошкольников » (педагогический проект)

Автор: Ашейчик Татьяна Александровна, преподаватель ГБОУ СПО педагогического колледжа 8 Санкт-Петербурга       2013 год

      Вопросу становления речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста всегда уделялось большое внимание. В настоящее время  выявлены проблемы речевого развития старших дошкольников, установлены его общие тенденции, определены возможные пути формирования языковой компетенции.                                                    

    Обогащение лексики занимает особое место среди задач речевого развития дошкольников.  Изучению разных аспектов этой проблемы посвящены многие исследования известных психологов, педагогов, лингвистов.                                                                                                                     Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики представлен в работах Е.И.Тихеевой, В.И.Логиновой, В.В.Гербовой, В.И.Яшиной, М.М.Алексеевой.  Специфику усвоения слова изучали Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, Е.М.Струнина, А.Н.Богатырёва, Ю.С.Ляховская, А.П.Иваненко. Исследованием речевого развития занимались выдающиеся                                                                                                                                                                 психологи Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин.

     Специалисты в области изучения детской речи считают основным принципом развития лексики опору на активное познание окружающей действительности, в том числе предметов и явлений природы. При этом неоценима роль художественной литературы, в частности произведений природоведческого характера.                                                                                

     «Чтение художественной литературы» является одной из 10-и образовательных областей, указанных в Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования. Цель её освоения – формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. На это направлены следующие задачи:                                                                                                  

  - формирование целостной картины мира;                                                            

   - развитие литературной речи;                                                                                

 - приобщение к словесному искусству.                                                                        

    Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для  усвоения детьми культурных ценностей, в том числе языковых. Посредством произведений природоведческой литературы  можно познакомить детей со средствами лексической выразительности, образностью родного языка. Дети узнают много новых интересных слов и образных выражений, учатся чувствовать их точность и лаконичность.  

    Книги о природе должны занимать в библиотеке каждого ребёнка  особое место. Это произведения А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова,       К.Ушинского, Л.Толстого, М.Пришвина, К.Паустовского, В.Бианки, Н.Сладкова, Н.Павловой, Е.Серовой и многих других авторов высокохудожественной литературы.  На то, какою должна быть детская природоведческая книга неоднократно указывал А.Белинский: это «книжка с картинками», с «простым толковым текстом…».

     Несмотря на значимость данного вопроса имеются противоречия в его решении:                                                                                                                       - между возросшими в старшем дошкольном возрасте возможностями детей в более глубоком восприятии литературных произведений и недостаточным вниманием воспитателей к формированию умения у дошкольников замечать выразительное, яркое слово в тексте;                                                                     - между необходимостью совместных усилий дошкольного учреждения с родителями по воспитанию у детей интереса к литературному языку и неиспользованием на практике соответствующих инновационных форм работы.

      Поиск эффективных путей использования литературы, в частности природоведческой для лексического развития детей, актуальность данной проблемы послужили основанием для создания педагогического проекта. Его цель – разработать систему педагогических воздействий, направленных на обогащение лексики старших дошкольников при ознакомлении с произведениями о природе.                                                                                                                                                          

     Данный проект является практико-ориентированным, открытым, групповым. Срок его реализации – от 2-ух до 4-ёх месяцев (сентябрь-декабрь; февраль-май). Участники проекта – воспитанники дошкольного учреждения, их родители и педагоги. Реализация проекта предусматривает учёт следующих педагогических принципов: комплексность, систематичность   спланированных мероприятий, вариативность содержания форм и методов работы, опора на наглядность, сотрудничество всех сторон проекта.                                                                                                      

     Основные задачи планируемой работы:                                                                    

  1.Подобрать словесный и наглядный материал, необходимый для реализации проекта.                                                                                                                                                                       2. Систематизировать разнообразные инновационные приёмы работы по обогащению лексики старших дошкольников в процессе использования природоведческой литературы; включить их в план воспитательно-образовательной работы.                                                                                                              3.Привлечь внимание родителей к данной проблеме.                                        

  4. Продолжить воспитание интереса у детей к художественному слову, стремление понимать лексическое богатство родного языка.

     Решить данные задачи предполагается в ходе 4-ёх этапов работы.                      

 На 1-ом этапе необходимо:                                                                                                  

- пополнить речевую развивающую среду в группе (картотеку словесных дидактических игр природоведческого содержания; Уголок книги – новыми   произведениями художественной литературы о природе в соответствии с программными требованиями и речевыми способностями детей; видеотеку с сюжетами о временах года, представителях флоры и фауны; материал о природе занимательного и энциклопедического характера);                                                                                                                        

  - разработать  конспекты совместной деятельности воспитателя с детьми по ознакомлению с произведениями природоведческого характера и решению задач лексического развития;                                                                                   - разработать сценарии вечеров соответствующего содержания для организации литературных салонов;                                                                                            

 - включить в план воспитательно-образовательной работы проведение намеченных мероприятий в рамках проекта.        

     За организацию работы на 1-ом этапе ответственными являются воспитатели группы. Частично к её проведению можно привлекать и родителей детей, например, к подбору словесного и наглядного материала, составлению сценариев литературных вечеров.

В ходе 2-ого этапа планируется работа воспитателей с методической литературой, а именно

 - подбор приёмов по использованию произведений природоведческого характера для обогащения лексического запаса старших дошкольников:                                                                                                                                      - чтение книг о природе в процессе предварительной работы перед занятиями, во время рассматривания картин, слушания музыки и т.п.;                      

 - объяснение незнакомых детям слов;                                                                              

 - показ разных видов театра по произведениям писателей-природоведов;        

 - использование при составлении рассказов о природе мнемотаблиц, коллажей, карты-опоры (с пиктограммами, обозначающими различные эмоциональные состояния героев);                                                                                    - сочинение сказок с использованием метода схематизации сказочного сюжета (т.е. конструкции, например: начало сказки-отлучка-запрет-нарушение запрета-встреча с врагом-обман-борьба-победа-счастливый конец);                                                                                                                        

  - организация литературных гостиных, салонов на темы, посвящённые творчеству писателей-природоведов;                                                                          

   - участие в интернет-форуме по проблеме использования литературы с целью обогащения лексического запаса старших дошкольников и т.д.                                                      

3-ий этап предполагает формирование интереса у родителей к теме данного проекта и предусматривает следующие совместные формы работы  воспитателей с родителями:                                                                                                                 - оформление материалов в «Родительский уголок» (рекомендаций о методике ознакомления детей с произведениями природоведческого характера, приёмах обогащения лексики; образцами детских высказываний; фотогазет о тематических выставках в Уголке книги и др.);                                            

- индивидуальные консультации  (о формировании читательских интересов в старшем дошкольном возрасте, возрастных и индивидуальных особенностях восприятия детьми литературных текстов, в частности о природе, а также иллюстраций к ним, о необходимости проведения соответствующей работы по воспитанию у детей внимательного и заинтересованного отношения к  образности и лексической выразительности родного языка);                                      

- проведение открытого занятия (родители познакомятся с приёмами работы над литературным текстом, увидят достижения и недостатки в лексическом развитии своего ребёнка и его сверстников, примут непосредственное участие в конкурсе по выполнению лексических заданий, соревнуясь с командой детей);                                                                                                                

  - показ воспитателем на родительском собрании мастер-класса (цель – обсуждая с родителями проблемы речевого развития их детей, дать образец  составления описательных характеристик литературных героев из текстов природоведческого содержания, используя различные средства лексической выразительности – эпитеты, сравнения, метафоры, синонимы);                                          - участие в подготовке и организации литературного салона, литературных викторин;                                                                                                                     - проведение конкурса «Рецепты составления домашней библиотеки»;            

 - участие родителей в создании презентаций с последующей организацией конкурса;                                                                                                                               - организация вечеров семейного чтения «Моя любимая книга о природе», «О  братьях наших меньших» (на основе занимательного материала из детской  художественной литературы).                                          

     На 4-ом заключительном этапе следует подвести итоги работы в рамках проекта, проанализировать полученные результаты. С этой целью можно провести  литературный вечер с участием родителей. Особое внимание  при этом обратить на лексическое богатство речи детей.                                                                                                                                              

     Реализация данного педагогического проекта позволит решить различные  интеллектуальные, нравственные и речевые задачи, важнейшими из которых являются воспитание у детей интереса к красоте родного языка и развитие способности использовать в самостоятельной речи средства лексической выразительности.

Литература

- Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет. – Творческий Центр «Сфера», М., 2008                                                                              

  - Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребёнок и книга. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 1999                                                    

  - Зябкина В.В., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Литературные гостиные и салоны в детском саду и школе. Изд-во «Аркти», М., 2010                                          

 - Николаева С.Н. Как приобщать ребёнка к природе. - М., 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционально - оценочной лексики старших дошкольников ( педагогический проект )

Данный педагогический проект поэтапно раскрывает методы и приемы работы воспитателя и родителей по формированию и обогащению словарного запаса детей и поможет в развитии  эмоционально-оценочной л...

Последовательность работы по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными (педагогический проект)

Одним из очень интересных аспектов лексической работы с детьми старшего дошкольного возраста является ознакомление с многозначностью слов родного языка, в частности - существительных. Данная ра...

Область "Познания" Опытно - экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками.

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия необходимо...

Методическая разработка "Использование описательных загадок как средства обогащения лексики старших дошкольников"

Методическая разработка использования описательных загадок состоит из трёх этапов работы с детьми. Каждый этап подробно описан, даются приемы работы сдетьми, игры, литература и работа с родителя...

Учебное пособие «Рекомендации по использованию поэтических произведений о природе для лексического развития старших дошкольников»

Данное пособие может быть использовано преподавателями педагогических колледжей, студентами и воспитателями ДОУ для практической деятельности. Оно имеет практическое назначение для обогащения лексики ...

Учебное пособие «Рекомендации по использованию поэтических произведений о природе для лексического развития старших дошкольников»

Данное пособие может быть использовано преподавателями педагогических колледжей, студентами и воспитателями ДОУ для практической деятельности. Оно имеет практическое назначение для обогащения лексики ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА темы «Стихотворные сказки – эффективное средство обогащения лексики младших дошкольников»

Данный материал может использоваться студентами педагогического колледжа, воспитателями при работе со сказками, для обогащения словарного запаса детей и как одно из средств обогащения лексики детей до...