Формирование эмоционально - оценочной лексики старших дошкольников ( педагогический проект )
проект по теме

Данный педагогический проект поэтапно раскрывает методы и приемы работы воспитателя и родителей по формированию и обогащению словарного запаса детей и поможет в развитии  эмоционально-оценочной лексики  старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_emots-otsen.leksika_-proekt.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Статья                                                                                                                                                 «Формирование эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников» (педагогический проект)

Автор: Ашейчик Татьяна Александровна, преподаватель ГБОУ СПО педагогического колледжа №8

2013 год

     Данный педагогический проект предполагает:

- использование различных методов и приёмов работы с детьми;

- развитие словаря в повседневной жизни и при организации НОД;  

- проведение индивидуальных и групповых занятий:

- пополнение оснащения речевой развивающей среды;  

- организацию работы с родителями детей по данному вопросу.

ЦЕЛЬ 1-ОГО ЭТАПА:

уточнить характер нравственных проявлений детского коллектива, выявить умение эмоционально реагировать на различные жизненные ситуации, употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (спокойный, хитрый, честный, скромный и др.)

 

     Для этого необходимо использовать следующие методы и приёмы:

1. наблюдения за поведением детей в повседневной жизни и, прежде всего, в  

    игровой деятельности;

2. наблюдения за речевыми проявлениями детей во время общения;

3. анализ детских оценок, данных поступкам литературных героев;

4. разговоры на этические темы (о семье, дружбе, «Что такое хорошо и что

    такое плохо?», о доброте);

5. чтение художественной литературы, анализ восприятия детьми

    художественных образов, в частности, умение эмоционально и адекватно    

    реагировать на услышанное.

     При этом целесообразно соблюдать условия:

- воспитатель является сторонним наблюдателем за поведением детей (исключение – конфликтные ситуации);

- взрослый не высказывает своего мнения по поводу адекватности восприятия детьми поведения отрицательных и положительных литературных героев;

- в ходе разговоров воспитатель не даёт оценки детским высказываниям по обсуждаемым вопросам.

     

ЦЕЛЬ 2-ОГО ЭТАПА:

внести коррективы в планирование воспитательно-образовательной работы в группе, пополнить оснащение развивающей среды

     

     Важным моментом в осуществлении этой цели является внесение в книжный уголок произведений художественной литературы для решения задач нравственно воспитания детей. При этом педагог должен учесть выявленные ранее (на 1-ом этапе педагогического проекта) нравственные проявления детского коллектива.

     Для усиления воспитательного воздействия художественной литературы на детей необходимо осуществлять подбор книг, в которых по-разному раскрываются определённые нравственные понятия, освещается одна моральная тема. Сопоставление художественных образов, моральная оценка мотивов поведения у различных литературных персонажей поможет глубже осмыслить художественные произведения и раскрываемую ими нравственную идею, усилит их воспитательное и эмоциональное воздействие на детей.

     При подборе книг, разработке методики их использования в нравственном воспитании и формировании эмоционально-оценочной лексики детей следует учитывать моральное содержание текстов, а также приёмы, усиливающие восприятие детьми художественных образов, помогающие адекватно оценить мотивы поступков героев. Одним из таких приёмов является рассматривание иллюстраций, например, художников Лебедева, Пахомова, Чарушина, Сутеева и др. Ярким примером эмоциональной выразительности рисунков являются иллюстрации к рассказам Валентины Осеевой из сборника «Три сына» - грустный персонаж из рассказа «Сторож», которому было очень скучно и одиноко несмотря на изобилие имеющихся у него игрушек; удивлённый и одновременно обиженный без причины своим другом мальчик Миша из рассказа «Пёрышко» и другие выразительные персонажи иллюстраций, помогающие детям лучше понять их внутренний мир и эмоциональное сиюминутное состояние.

     Иллюстрации должны быть правильно подобраны для понимания и эмоциональной оценки детьми поступков литературных героев, органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображая наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. С их помощью ребёнок может понять и адекватно эмоционально оценить внутренний смысл художественного текста, выразить это в слове.

     Во время рассматривания книги воспитатель, находящийся рядом с ребенком, может ненавязчиво высказать своё мнение по поводу персонажей, используя образную эмоционально-оценочную лексику. 

     Большое значение имеет обращение педагога к личному опыту детей, предложение сравнить и оценить их поступки из реальной жизни с поведением литературных героев.

     В книжном уголке следует периодически проводить тематические выставки произведений на нравственные темы, а также юмористического характера, знакомство с которыми способствует внешнему проявлению положительных эмоций и отражению их в собственной речи (герой – смешной, забавный, весёлый, жизнерадостный, неунывающий, лукавый, хитрый, сообразительный, смекалистый). Например, это персонажи книг Н.Носова, А.Драгунского, Е.Успенского и герои весёлых русских народных сказок.

     В план воспитательно-образовательной работы необходимо включить проведение специальных игр и упражнений по обогащению эмоционального опыта детей и развитию соответствующего словаря.

     

     На данном этапе педагогического проекта следует также тщательно подобрать слова для составления детского словаря-минимума по рассматриваемой проблеме. При этом обязательно нужно учесть уровень развития детей группы, а также объём их активного и пассивного словаря.    

 

 ЦЕЛЬ 3-ЕГО ЭТАПА:

обогатить  эмоционально-оценочную лексику детей новыми словами, уточнить и закрепить понимание  смысла ранее известных слов, к ней относящихся

     Проводя работу на этом этапе педагогического проекта, воспитатель должен иметь чёткое представление  о  содержании эмоционально-оценочной лексики, это:                                                                                                     - слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный);                                                                                                                                - слова, эмоциональная значимость которых создаётся при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок, дружок); образования синонимов (пришли – приплелись; засмеялись - захихикали); с помощью фразеологических сочетаний  (бежать сломя голову, сидеть и клевать носом);                                                                                                                               - слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений  (ветхий – очень старый; дряхлый, старинный, древний).

     Воспитателю необходимо также учитывать следующие моменты при проведении словарной работы:                                                                                                                          

*оценочная лексика особенно активно осваивается в старшем дошкольном возрасте; это связано с формированием внеситуативно-личностного  общения ребёнка со взрослым, с проявлением интереса к личности взрослого ;                                                                                        *дети начинают употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий и др.);                                                                                                         * над данной категорией слов в интересах нравственного и речевого развития детей педагог должен организовать специальную работу;                                                                      *следует соблюдать определённую последовательность в работе – сначала берутся слова-прилагательные, а уже на их основе – имена существительные (честность, скромность, чуткость, заботливость); объясняется это тем, что значения первых конкретнее, чем значения вторых;                                                                                                                                     *при отборе слов, относящихся к эмоционально-оценочной лексике, необходимо ориентироваться на словари  (тезаурусы) наиболее частотных личностных черт; так, наиболее частотными являются слова – добрый, честный, правдивый, спокойный, общительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный, скромный, хвастливый.                                                                                                

     

     Для решения поставленных воспитателем задач на  3-ем этапе педагогического проекта целесообразно использовать такие методы и приёмы, как:                                                                                                                         1. чтение, краткая беседа о прочитанном, работа над оценочной лексикой, которая характеризует поступки литературных героев;                                                                                       2. специальные игры и упражнения, направленные на обогащение эмоционального опыта детей и развитие соответствующего словаря: например, «ОБЛАКА», «НАЗОВИ, НЕ ОШИБИСЬ», «МАСКИ» и др. (СМ. пособие В.М.Минаевой. Развитие эмоций дошкольников.- М., «Аркти»,1999);                                                                                                                    3. беседы с детьми на нравственные темы (основная речевая задача - обогащение  эмоционально-оценочной лексики);                                                                                                      4. знакомство старших дошкольников с фразеологизмами, пословицами и поговорками, содержащими слова из оценочной лексики, работа над значением этих слов;                                                                                                                                   5. рассматривание сюжетных картинок, анализ действий персонажей, их переживаний и настроения; отражение воспринятого в высказываниях;                                                                              6.  слушание музыки, определение её настроения, выражение своих эмоций по поводу услышанного в речи.                                                                                                                        

     Более сложным этапом развития эмоционально-оценочной лексики, усвоенной в результате перечисленных выше методов и приёмов работы, являются задания по составлению рассказов, например, «ЭМПАТИЙНОЕ  РАССКАЗЫВАНИЕ»  (СМ.пособие О.А.Белобрыкиной. Речь и общение.-  Ярославль, «Академия Развития», 1998, стр.86). Ребёнок при этом должен уметь чувствовать эмоциональные состояния другого человека и соответствующим образом реагировать на них.  Эмпатийная  способность играет в литературном творчестве особую роль, является своеобразным выразителем авторского стиля, служит показателем оригинальности произведения. Выполнение подобных заданий может вызвать у детей затруднения, поэтому данную работу рекомендуется проводить в индивидуальном порядке.  

   

 ЦЕЛЬ 4-ОГО ЭТАПА:                                                                                                                   привлечь  родителей к решению проблемы развития словаря их детей, познакомить их с  содержанием данной работы, и главное, с приёмами, необходимыми для обогащения  лексического запаса, в частности, эмоционально-оценочной лексики

     На данном этапе педагогического проекта рекомендуем воспитателям использовать следующие  формы работы с родителями:                                                                                             - анкетирование родителей с целью выяснить их отношение к вопросам развития лексики дошкольников, а также их компетентность в области речевого развития детей;                                                                                                    - индивидуальные консультации по вопросам развития словаря детей;     например, «Что необходимо учитывать при подборе слов»:                                                                               *коммуникативную целесообразность введения слова в словарь детей;                                   *частоту употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети;        *отнесённость слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям;                                         *значимость слова для решения воспитательных задач;                                                   *значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений                                                                                                                                                                                     - родительское собрание, посвящённое анализу уровня развития лексики детей, знакомству с особенностями словарной работы в данной возрастной группе.  Эффективным средством привлечения родителей детей к решению                                                                                                    рассматриваемой проблемы является проведение открытого занятия по родному языку. Это поможет взрослым увидеть успехи своих детей в речевом развитии, недостатки в формировании словарного запаса, понять их причины. Родителей можно сделать непосредственными участниками данного занятия, предложив включиться в игры-соревнования вместе с детьми;                                                                                                                                                                - оформление материала в «Родительский уголок»: фотогазет с высказываниями детей, образцов детских рассказов, картотек игр по формированию эмоционально-оценочной лексики, рекомендаций по проведению бесед после чтения художественных произведений с вопросами, направленными на уточнение понимания детьми прилагательных с этическим значением.                                                                                         Например, *Сказка В.Осеевой «Заячья шапка». Как называется в сказке заяц?    (хвастунишка, хвастливый). За что его так назвали? (хвастал: «Могу  через сосну перепрыгнуть» и т.д.). За что назвали хвастунишкой сына охотника, когда он надел заячью шапку? Как можно назвать девочку подружки? (экая хвастунишка). Как можно назвать зайца, мальчика и девочку, если они хвастаются? Какие они? Нравятся ли вам хвастунишки? Как к ним относятся люди? А как можно назвать нехвастливых людей? (скромными).                                                                                                                                             * «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака. Как можно назвать этого героя? Какой он? (скромный). Как можно другими словами назвать неизвестного героя? (смелый, мужественный, отважный, решительный, настоящий герой). Почему в народе говорят: «скромность украшает героя», «скромность каждому к лицу»?                                                                                   - вечер развлечений, литературная викторина  (с играми по развитию словаря; заданиями на знание пословиц, поговорок, фразеологизмов, в которых имеются слова, относящиеся к эмоционально-оценочной лексике);                - презентации

     

     ТАКИМ ОБРАЗОМ, предлагаемая нами система педагогических воздействий предусматривает различные направления работы воспитателя и родителей по обогащению словарного запаса детей, способствует эффективному решению задачи по развитию эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Влияние природоведческой литературы на обогащение лексики старших дошкольников"

   Данная статья может помочь воспитателям и будущим воспитателям используя природоведческую литературу сформировать у детей целостную картину мира, развить литературную речь, а также...

Последовательность работы по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными (педагогический проект)

Одним из очень интересных аспектов лексической работы с детьми старшего дошкольного возраста является ознакомление с многозначностью слов родного языка, в частности - существительных. Данная ра...

Методическая разработка "Использование описательных загадок как средства обогащения лексики старших дошкольников"

Методическая разработка использования описательных загадок состоит из трёх этапов работы с детьми. Каждый этап подробно описан, даются приемы работы сдетьми, игры, литература и работа с родителя...

Курсовой проект "Программно-методическое обеспечение поликультурного образования старших дошкольников"

Проблема воспитания доброжелательных взаимоотношений представителей разных народов в полиэтнической среде не новая, но она не может потерять своей актуальности до тех пор, пока сосуществуют народы. Ок...

Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...