Методическая разработка "Использование описательных загадок как средства обогащения лексики старших дошкольников"
методическая разработка по теме

 Методическая разработка использования описательных загадок состоит из трёх этапов работы с детьми. Каждый этап подробно описан, даются приемы работы сдетьми, игры, литература и работа с родителями. Методика поможет в работе с детьмит не только воспитателям, но и родителям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

- игры-соревнования между командами по отгадыванию загадок;                                    - использование загадок в картинках.  

      На тематической выставке книг «Загадки – крылатая мудрость» можно представить сборники  авторских загадок (например, К.Чуковского «Шёл по улице Кондрат», Ю.Кушака «Я капелька лета», В.Хесина «Он не слон, не лев, не птица») и русских народных («Золотое коромысло», «Зимой и летом одним цветом»).  Обязательным требованием к выставочным экземплярам книг должно быть наличие в них красочных иллюстраций, а также красивых обложек, привлекающих первоначальное внимание детей.                                                                                          

     При общении детей с книгами важно вызвать интерес к их текстам, поэтому первые загаданные детям загадки должны быть несложными, отчасти знакомыми, о простых предметах и явлениях, например:

  • С хозяином дружит, на чужих лает, в дом не пускает.   (собака)
  • Мордочка усатая, шубка полосатая,                                                                                   Часто умывается, а с водой не знается.   (кошка)
  • Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет.   (мяч)
  • Белая вата по небу плыла куда-то.   (облака)
  • Если ты его отточишь,                                                                                    Нарисуешь всё, что хочешь!                                                                                   Солнце, море, горы, пляж.                                                                                    Что же это?   (карандаш)          

      Дети должны обязательно справиться с предложенными «задачами для ума» и понять, что могут решить их самостоятельно, без подсказок взрослых.                                                                                                                          

     Сборники с русским народными загадками  рекомендуется использовать осторожно, так как они предполагают порой очень сложное содержание текстов и замысловатое описание объектов с помощью  незнакомых для современных дошкольников устаревших слов русского языка (коромысло, кабы, сени, горазд, веретено, серп, борона и др.).  

     Для поддержания интереса детей к выставке книг воспитатель может рассказать об истории возникновения загадок, использовании их в различных русских обрядах (празднике урожая, свадьбах, проводах в армию и др.) и, конечно же, в сказках, преданиях, мифах. В ходе повествования необходимо использовать наглядный материал. Примеры приводить с учётом возрастных особенностей детей.

     Большой эмоциональный отклик вызывают у детей дидактические игры с использованием загадок. Эффект новизны и элемент соревнования усиливают проявление интереса к игровым заданиям. Дети будут позитивно реагировать на предложение провести соревнование с целью быстро и точно разгадать загадки. При этом можно использовать как командную форму организации детей, так и работу в парах. Стимулом будет похвала воспитателя и поощрение незатейливыми призами.                                                  

     Наибольший интерес дети, как правило, проявляют к играм типа «Доскажи словечко», в которых требуется назвать в конце стихотворного текста загадки рифмованное слово-отгадку, например:                                                                                                                            

  • Он большой, как мяч футбольный!                                                                                                   И как сахар, он на вкус, а зовут его… (арбуз)    
  • Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт.                                                      Человек им управляет. Что такое?   (самолёт)
  • Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал,                                                                                                       А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной…(медведь)
  • Когда нежданно и протяжно вдруг тишину нарушит звон,                                 И голос друга издалёка тебе подарит…(телефон)
  • Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь,                                                              Запоёт его смычок. Музыканта звать…(сверчок)                                                                                                                                        

     Следуя принципу «от простого к сложному», целесообразно сначала предложить игру «Будь внимательным смотри – слово верно подбери». Чтобы дети не копировали ответы друг друга, задание отгадать загадки должно носить индивидуальный характер.     Чуть сложнее для детей игра «Назови ошибку». Верно зарифмованное слово в конце загадки, предложенное автором сборника «Он не слон, не лев, не птица» (ООО «Фолиант Пресс» 2005г.)  Виктором Хесиным, может рассмешить детей и одновременно сбить с толку, отвлечь от размышлений над правильным ответом:

  • Чтоб лягушкой поживиться,                                                                                                      Стала в речку эта птица.                                                                                               На одной ноге весь день                                                                                      Простоит в воде…тюлень? (олень)     (ответ: цапля)
  • У него большие уши,                                                                                                            Сам себя облил, как в душе,                                                                            Поднял хобот, затрубил,                                                                                Толстоногий…крокодил?    (ответ: слон)
  • Посредине океана                                                                                                      Поднялась струя фонтана.                                                                                        Без труда и без забот                                                                                                    Жизнь в воде проводит… кот? (крот)     (ответ: кит)
  • Хвостик тоненький крючком,                                                                                     Роет землю пятачком.                                                                                                     В лужу лезет снова                                                                                                     Толстая…корова?    (ответ: свинья)
  • Пьёт из миски молоко,                                                                                                  Ночью бродит далеко.                                                                                             Мышку съест и жмурится                                                                                         Ласковая…курица?     (ответ: кошка)                                        

     В случае затруднения детям нужно предложить подсказку - книжную иллюстрацию с изображением верной и ошибочной отгадки. Может потребоваться повторное  прочтение загадки.    

     В ходе 1-ого этапа работы  дети обычно не выделяют самостоятельно новые для них слова, встречающиеся в текстах загадок, не проявляют интереса к ним, не спрашивают об их значении. Сделать загадки описательного характера средством обогащения словаря старших                                                                                      дошкольников предстоит в дальнейшем на 2-ом этапе работы.  

     С этой целью загадки необходимо использовать в разные режимные процессы и в ходе НОД, акцентируя внимание на красивых и малознакомых детям словах.

     Алгоритм работы может быть следующим:                                                                            1. разговор о предмете;                                                                                                               2. его рассматривание;                                                                                                             3. составление характеристики рассмотренного объекта с  помощью образных слов и словосочетаний, в том числе имеющихся в тексте загадки;                                                                                                                    4. объяснение значения новых слов, подбор к ним синонимов (антонимов);                                                                                                                     5. загадывание загадки.

     Например, в процессе наблюдения на прогулке - говоря об изменениях   в жизни деревьев весной, можно рассмотреть берёзу (стройная; белоствольная, в белой одежде, как невеста; гладкоствольная; славная – славится; с опущенными вниз ветвями, напоминающими косы, пряди волос; нарядная; украшенная, словно русская девушка-красавица,  серёжками и светло-   зелёными клейкими листочками…). Выделенные (выше) слова                                                                                                                                      являются частью описания образа берёзы в загадке.                                                                                                                                Затем объяснить детям значение слов «русская красавица», «пряди», «славится», которые имеются в подобранной загадке, познакомить                                                                с её текстом.  

По всем странам славится                                                                                                     Русская красавица:                                                                                                                                                                                                                             Белые одёжки,                                                                                                                 Золото – серёжки,                                                                                                                      С расплетённою косой                                                                                                 Умывается росой.                                                                                                 Ветер пряди шевелит –                                                                                                              Заплетать их не велит.    

     Описательные загадки в большом объёме можно использовать в процессе подготовки к проведению беседы, что позволит спокойно и обстоятельно разобрать новые для детей слова, образные выражения загадок. Это объясняется тем, что на занятиях загадки используются, как правило, в качестве занимательного и эмоционального приёма, а не средства обогащения словарного запаса детей; воспитатель не имеет возможности обратить должное внимание на лексическую выразительность загадок.                                                                            

    Нужно стараться привлекать внимание детей к интересным словам, точно и образно характеризующим описываемые в загадках предметы и явления. Для лучшего осознания детьми смысла этих слов следует подобрать к ним более знакомые и понятные слова-синонимы. Например, беседа о весне:

  • Чёрный, проворный, кричит «крак» - червякам враг.   (грач)  Проворный - ловкий
  • Крепкий деревянный дом                                                                                                             С круглым маленьким окном.                                                                                              Он стоит на стройной ножке,                                                                                                Чтобы не залезли кошки.                     (скворечник)                                            

Крепкий – прочный, надёжный, крепко сколоченный;                            стройная – ровная, прямая

  • Домовитая хозяйка                                                                                                        Пролетает над лужайкой.                                                                                          Похлопочет над цветком -                                                                                       Он поделится медком.                          (пчела)                                                    

Домовитая - домашняя, любящая свой дом;                                              похлопочет - поработает

  • Это что за потолок?                                                                                                  То он низок, то высок,                                                                                               То он сер, то беловат,                                                                                                   То слегка голубоват.                                                                                                        А порой такой красивый -                                                                                         Кружевной и синий-синий!                  (весеннее небо)                                      

Низок, высок, сер, беловат, голубоват - краткая форма прилагательных низкий, высокий, серый, беловатый (не ярко, немного  белый);                    слегка - немного, чуть-чуть, капельку…;                                                           порой - время от времени, иногда, нечасто;                                         кружевной - полупрозрачный,…

  • Он пришёл, наполнил кадки,                                                                                      Поливал усердно грядки,                                                                                        С шумом окна открывал,                                                                                      На крыльце потанцевал,                                                                                             Побродил по крыше вволю                                                                                   И ушёл по лужам в поле.                              (дождь)                                            

Кадка - стоячая бочка из деревянных дощечек, обтянутая металлическими обручами;                                                                              усердно - старательно;                                                                                                 с шумом - громко;                                                                                          побродил - походил не спеша, медленно, вразвалку как медведь

     По возможности объяснение непонятных детям слов нужно сопровождать показом картинок и книжных иллюстраций с целью соединить новый словесный образ с более знакомым наглядным (крепкий скворечник; кружевное небо - голубое, в перистых облаках; кадка и др.).                  

     На данном этапе словарной работы не следует стремиться расспрашивать детей о значении тех или иных слов в загадках. Более значимым является понимание и запоминание детьми чётких и доступных толкований этих слов взрослыми.      

     Понравится детям и такая форма работы с загадками как разгадывание кроссвордов, в которых вместо вопросов будут предложены тексты загадок. При заполнении кроссвордов будет возможность не спеша объяснить смысл любого нового вписываемого слова.                              

3-ий этап работы предполагает планирование системы педагогических воздействий, направленных на ознакомление воспитателей и родителей детей с содержанием и приёмами работы по решению данной проблемы, определение необходимых для этого условий.                                                                                                                                                                                                                                                

     Воспитателям рекомендуется:                                                                                         1. обогатить речевую развивающую среду,  пополнив содержание книжного уголка картотекой загадок описательного характера на разные темы,

«загадками в картинках», новыми сборниками загадок;                                                2.разработать конспекты НОД, кроссворды с использованием описательных загадок;                                                                                                                                                                                                        

3. включить в план воспитательно-образовательной работы проведение игр и упражнений по обогащению словаря детей при ознакомлении с этим жанром народно-поэтического творчества .  

     В проведении данной работы необходимо также участие родителей детей.  

При этом можно использовать следующие приёмы:

- анкетирование;                                                                                                                         

- подбор описательных загадок с примерами объяснения смысла непонятных  детям слов;                                                                                                                      

- оформление игрового материала в «Уголок для родителей»;                                                           - составление рекомендаций «Методика работы с загадками  по обогащению словаря детей в домашних условиях»;                                                                            

- индивидуальные консультации;                                                                                              - совместные с родителями «Вечера загадок», «Литературные гостиные»;

- показ презентаций.    

     

     Таким образом, последовательная систематическая работа с использованием разнообразных методов и приёмов по ознакомлению старших дошкольников с описательными загадками делает этот жанр эффективным средством обогащения словаря детей.



Предварительный просмотр:

- игры-соревнования между командами по отгадыванию загадок;                                    - использование загадок в картинках.  

      На тематической выставке книг «Загадки – крылатая мудрость» можно представить сборники  авторских загадок (например, К.Чуковского «Шёл по улице Кондрат», Ю.Кушака «Я капелька лета», В.Хесина «Он не слон, не лев, не птица») и русских народных («Золотое коромысло», «Зимой и летом одним цветом»).  Обязательным требованием к выставочным экземплярам книг должно быть наличие в них красочных иллюстраций, а также красивых обложек, привлекающих первоначальное внимание детей.                                                                                          

     При общении детей с книгами важно вызвать интерес к их текстам, поэтому первые загаданные детям загадки должны быть несложными, отчасти знакомыми, о простых предметах и явлениях, например:

  • С хозяином дружит, на чужих лает, в дом не пускает.   (собака)
  • Мордочка усатая, шубка полосатая,                                                                                   Часто умывается, а с водой не знается.   (кошка)
  • Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет.   (мяч)
  • Белая вата по небу плыла куда-то.   (облака)
  • Если ты его отточишь,                                                                                    Нарисуешь всё, что хочешь!                                                                                   Солнце, море, горы, пляж.                                                                                    Что же это?   (карандаш)          

      Дети должны обязательно справиться с предложенными «задачами для ума» и понять, что могут решить их самостоятельно, без подсказок взрослых.                                                                                                                          

     Сборники с русским народными загадками  рекомендуется использовать осторожно, так как они предполагают порой очень сложное содержание текстов и замысловатое описание объектов с помощью  незнакомых для современных дошкольников устаревших слов русского языка (коромысло, кабы, сени, горазд, веретено, серп, борона и др.).  

     Для поддержания интереса детей к выставке книг воспитатель может рассказать об истории возникновения загадок, использовании их в различных русских обрядах (празднике урожая, свадьбах, проводах в армию и др.) и, конечно же, в сказках, преданиях, мифах. В ходе повествования необходимо использовать наглядный материал. Примеры приводить с учётом возрастных особенностей детей.

     Большой эмоциональный отклик вызывают у детей дидактические игры с использованием загадок. Эффект новизны и элемент соревнования усиливают проявление интереса к игровым заданиям. Дети будут позитивно реагировать на предложение провести соревнование с целью быстро и точно разгадать загадки. При этом можно использовать как командную форму организации детей, так и работу в парах. Стимулом будет похвала воспитателя и поощрение незатейливыми призами.                                                  

     Наибольший интерес дети, как правило, проявляют к играм типа «Доскажи словечко», в которых требуется назвать в конце стихотворного текста загадки рифмованное слово-отгадку, например:                                                                                                                            

  • Он большой, как мяч футбольный!                                                                                                   И как сахар, он на вкус, а зовут его… (арбуз)    
  • Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт.                                                      Человек им управляет. Что такое?   (самолёт)
  • Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал,                                                                                                       А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной…(медведь)
  • Когда нежданно и протяжно вдруг тишину нарушит звон,                                 И голос друга издалёка тебе подарит…(телефон)
  • Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь,                                                              Запоёт его смычок. Музыканта звать…(сверчок)                                                                                                                                        

     Следуя принципу «от простого к сложному», целесообразно сначала предложить игру «Будь внимательным смотри – слово верно подбери». Чтобы дети не копировали ответы друг друга, задание отгадать загадки должно носить индивидуальный характер.     Чуть сложнее для детей игра «Назови ошибку». Верно зарифмованное слово в конце загадки, предложенное автором сборника «Он не слон, не лев, не птица» (ООО «Фолиант Пресс» 2005г.)  Виктором Хесиным, может рассмешить детей и одновременно сбить с толку, отвлечь от размышлений над правильным ответом:

  • Чтоб лягушкой поживиться,                                                                                                      Стала в речку эта птица.                                                                                               На одной ноге весь день                                                                                      Простоит в воде…тюлень? (олень)     (ответ: цапля)
  • У него большие уши,                                                                                                            Сам себя облил, как в душе,                                                                            Поднял хобот, затрубил,                                                                                Толстоногий…крокодил?    (ответ: слон)
  • Посредине океана                                                                                                      Поднялась струя фонтана.                                                                                        Без труда и без забот                                                                                                    Жизнь в воде проводит… кот? (крот)     (ответ: кит)
  • Хвостик тоненький крючком,                                                                                     Роет землю пятачком.                                                                                                     В лужу лезет снова                                                                                                     Толстая…корова?    (ответ: свинья)
  • Пьёт из миски молоко,                                                                                                  Ночью бродит далеко.                                                                                             Мышку съест и жмурится                                                                                         Ласковая…курица?     (ответ: кошка)                                        

     В случае затруднения детям нужно предложить подсказку - книжную иллюстрацию с изображением верной и ошибочной отгадки. Может потребоваться повторное  прочтение загадки.    

     В ходе 1-ого этапа работы  дети обычно не выделяют самостоятельно новые для них слова, встречающиеся в текстах загадок, не проявляют интереса к ним, не спрашивают об их значении. Сделать загадки описательного характера средством обогащения словаря старших                                                                                      дошкольников предстоит в дальнейшем на 2-ом этапе работы.  

     С этой целью загадки необходимо использовать в разные режимные процессы и в ходе НОД, акцентируя внимание на красивых и малознакомых детям словах.

     Алгоритм работы может быть следующим:                                                                            1. разговор о предмете;                                                                                                               2. его рассматривание;                                                                                                             3. составление характеристики рассмотренного объекта с  помощью образных слов и словосочетаний, в том числе имеющихся в тексте загадки;                                                                                                                    4. объяснение значения новых слов, подбор к ним синонимов (антонимов);                                                                                                                     5. загадывание загадки.

     Например, в процессе наблюдения на прогулке - говоря об изменениях   в жизни деревьев весной, можно рассмотреть берёзу (стройная; белоствольная, в белой одежде, как невеста; гладкоствольная; славная – славится; с опущенными вниз ветвями, напоминающими косы, пряди волос; нарядная; украшенная, словно русская девушка-красавица,  серёжками и светло-   зелёными клейкими листочками…). Выделенные (выше) слова                                                                                                                                      являются частью описания образа берёзы в загадке.                                                                                                                                Затем объяснить детям значение слов «русская красавица», «пряди», «славится», которые имеются в подобранной загадке, познакомить                                                                с её текстом.  

По всем странам славится                                                                                                     Русская красавица:                                                                                                                                                                                                                             Белые одёжки,                                                                                                                 Золото – серёжки,                                                                                                                      С расплетённою косой                                                                                                 Умывается росой.                                                                                                 Ветер пряди шевелит –                                                                                                              Заплетать их не велит.    

     Описательные загадки в большом объёме можно использовать в процессе подготовки к проведению беседы, что позволит спокойно и обстоятельно разобрать новые для детей слова, образные выражения загадок. Это объясняется тем, что на занятиях загадки используются, как правило, в качестве занимательного и эмоционального приёма, а не средства обогащения словарного запаса детей; воспитатель не имеет возможности обратить должное внимание на лексическую выразительность загадок.                                                                            

    Нужно стараться привлекать внимание детей к интересным словам, точно и образно характеризующим описываемые в загадках предметы и явления. Для лучшего осознания детьми смысла этих слов следует подобрать к ним более знакомые и понятные слова-синонимы. Например, беседа о весне:

  • Чёрный, проворный, кричит «крак» - червякам враг.   (грач)  Проворный - ловкий
  • Крепкий деревянный дом                                                                                                             С круглым маленьким окном.                                                                                              Он стоит на стройной ножке,                                                                                                Чтобы не залезли кошки.                     (скворечник)                                            

Крепкий – прочный, надёжный, крепко сколоченный;                            стройная – ровная, прямая

  • Домовитая хозяйка                                                                                                        Пролетает над лужайкой.                                                                                          Похлопочет над цветком -                                                                                       Он поделится медком.                          (пчела)                                                    

Домовитая - домашняя, любящая свой дом;                                              похлопочет - поработает

  • Это что за потолок?                                                                                                  То он низок, то высок,                                                                                               То он сер, то беловат,                                                                                                   То слегка голубоват.                                                                                                        А порой такой красивый -                                                                                         Кружевной и синий-синий!                  (весеннее небо)                                      

Низок, высок, сер, беловат, голубоват - краткая форма прилагательных низкий, высокий, серый, беловатый (не ярко, немного  белый);                    слегка - немного, чуть-чуть, капельку…;                                                           порой - время от времени, иногда, нечасто;                                         кружевной - полупрозрачный,…

  • Он пришёл, наполнил кадки,                                                                                      Поливал усердно грядки,                                                                                        С шумом окна открывал,                                                                                      На крыльце потанцевал,                                                                                             Побродил по крыше вволю                                                                                   И ушёл по лужам в поле.                              (дождь)                                            

Кадка - стоячая бочка из деревянных дощечек, обтянутая металлическими обручами;                                                                              усердно - старательно;                                                                                                 с шумом - громко;                                                                                          побродил - походил не спеша, медленно, вразвалку как медведь

     По возможности объяснение непонятных детям слов нужно сопровождать показом картинок и книжных иллюстраций с целью соединить новый словесный образ с более знакомым наглядным (крепкий скворечник; кружевное небо - голубое, в перистых облаках; кадка и др.).                  

     На данном этапе словарной работы не следует стремиться расспрашивать детей о значении тех или иных слов в загадках. Более значимым является понимание и запоминание детьми чётких и доступных толкований этих слов взрослыми.      

     Понравится детям и такая форма работы с загадками как разгадывание кроссвордов, в которых вместо вопросов будут предложены тексты загадок. При заполнении кроссвордов будет возможность не спеша объяснить смысл любого нового вписываемого слова.                              

3-ий этап работы предполагает планирование системы педагогических воздействий, направленных на ознакомление воспитателей и родителей детей с содержанием и приёмами работы по решению данной проблемы, определение необходимых для этого условий.                                                                                                                                                                                                                                                

     Воспитателям рекомендуется:                                                                                         1. обогатить речевую развивающую среду,  пополнив содержание книжного уголка картотекой загадок описательного характера на разные темы,

«загадками в картинках», новыми сборниками загадок;                                                2.разработать конспекты НОД, кроссворды с использованием описательных загадок;                                                                                                                                                                                                        

3. включить в план воспитательно-образовательной работы проведение игр и упражнений по обогащению словаря детей при ознакомлении с этим жанром народно-поэтического творчества .  

     В проведении данной работы необходимо также участие родителей детей.  

При этом можно использовать следующие приёмы:

- анкетирование;                                                                                                                         

- подбор описательных загадок с примерами объяснения смысла непонятных  детям слов;                                                                                                                      

- оформление игрового материала в «Уголок для родителей»;                                                           - составление рекомендаций «Методика работы с загадками  по обогащению словаря детей в домашних условиях»;                                                                            

- индивидуальные консультации;                                                                                              - совместные с родителями «Вечера загадок», «Литературные гостиные»;

- показ презентаций.    

     

     Таким образом, последовательная систематическая работа с использованием разнообразных методов и приёмов по ознакомлению старших дошкольников с описательными загадками делает этот жанр эффективным средством обогащения словаря детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Влияние природоведческой литературы на обогащение лексики старших дошкольников"

   Данная статья может помочь воспитателям и будущим воспитателям используя природоведческую литературу сформировать у детей целостную картину мира, развить литературную речь, а также...

Формирование эмоционально - оценочной лексики старших дошкольников ( педагогический проект )

Данный педагогический проект поэтапно раскрывает методы и приемы работы воспитателя и родителей по формированию и обогащению словарного запаса детей и поможет в развитии  эмоционально-оценочной л...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА темы «Стихотворные сказки – эффективное средство обогащения лексики младших дошкольников»

Данный материал может использоваться студентами педагогического колледжа, воспитателями при работе со сказками, для обогащения словарного запаса детей и как одно из средств обогащения лексики детей до...

Описание опыта работы на тему:«Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами продуктивной деятельности»

Описание опыта работы на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами продуктивной деятельности»...

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами сюжетного рисования

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Проблема развития творчества всегда занимала исслед...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР.

Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, она служит фундаментом для образования монологической связной...