ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС.
материал на тему

Качанова Ирина Алексеевна

Краткая информация об организации самостоятельной работы студентов на дисциплинах общеобразовательного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ  ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС.

Качанова И.А., преподаватель

 математики и информатики высшей категории

КГБОУ СПО «Благовещенский медицинский техникум»,

председатель ЦК ОГ и СЭД

Внеаудиторная самостоятельная  работа  как форма учебной деятельности, согласно требованиям ФГОС СПО,  является важнейшим элементом образовательного процесса.

 При переходе на ФГОС преподаватели нашего техникума, столкнулись с рядом проблем. Одна из них – организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

На цикловую комиссию ОГ и СЭД, ложится большая ответственность. чтобы научить студентов самостоятельно учиться.

Так как у студентов часто нет достаточной базовой подготовки для  самостоятельного изучения материала. Поэтому, прежде чем приступить к конкретному планированию внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплинам, преподавателям необходимо было определить  виды  самостоятельной работы, которые нравиться  студентам выполнять, выявить основные трудности, которые студенты испытывают при выполнении самостоятельной работы.  Какие создать условия для повышения уровня мотивации студентов  к выполнению самостоятельной  работы. Чтобы получить ответы на эти вопросы, было проведено анкетирование в группах.  

В своих ответах студенты указывают, что им легче работать самостоятельно при большей обеспеченности  наглядными пособиями (45,6%). По мнению многих студентов,  внеаудиторная работа может быть интереснее при возможности использования  Интернет-ресурсов, прикладных и специальных (профессионально направленных) компьютерных программ (36,4%).

42,2 % студентов хотели бы получать более конкретные указания по выполнению самостоятельной работы.

Чтобы учесть пожелания студентов и активизировать их работу,  необходимо эффективно организовать внеаудиторную самостоятельную работу студентов. 

Преподаватели работают над созданием учебно-методических комплексов по дисциплинам. Это очень сложный, трудоемкий процесс, который требует профессионального и творческого подхода. При составлении таких комплексов происходит обмен опытом, изучается методическая литература, вырабатываются единые требования.

Эффективность самостоятельной работы студентов  зависит, прежде всего, от того насколько четко преподавателем спланирован процесс, насколько предусмотрены разнообразные формы и виды работы.

Для развития положительного отношения студентов к физической культуре, преподаватели планируют внеаудиторную самостоятельную работу с учетом уровня физической подготовки студентов. Работа выполняется индивидуально или группами, в зависимости от вида, объема, сложности задания. Студенты составляют режим дня, разрабатывают комплексы упражнений для утренней зарядки, специальные упражнения на координацию, быстроту и ловкость. Это заставляет студентов систематически заниматься физической культурой, способствует повышению умственной работоспособности. Составленные комплексы студенты демонстрируют на занятиях.

Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Культура речи в профессиональной деятельности» имеет свою специфику в организации и проведении. Чтобы повысить общую языковую культуру студентов, углубить и расширить их знания, получаемые на занятиях, пробудить интерес к учебной дисциплине, студентам даются соответствующие задания. Они составляют тексты различного стиля, типа и жанра на профессиональную тему, оформляют лингвистические газеты, знакомятся с газетными жанрами, создают презентации по речевому этикету в профессиональной деятельности. При выполнении таких заданий у студентов развивается интерес к слову, они стремятся правильно и выразительно строить свою речь. Все это в будущем позволит грамотно и профессионально общаться с клиентами.

Очень интересна студентам такая форма самостоятельной внеаудиторной работы, как аппликации из пластилина, которая используется преподавателем биологии при изучении раздела «Клетка». Аппликация из пластилина позволяет изобразить биологические структуры объемно, выделить отдельные части, поверхности и образования клетки. При этом у студентов, задействовано тактильно-двигательное восприятие, которое дополнительно способствует более прочному закреплению знаний, полученных на занятии.

Чтобы помочь студентам систематизировать, закреплять теоретические знания и практические умения,  преподаватели         разрабатывают электронные пособия по организации самостоятельной работы студентов.  Работая с  данными пособиями,  студенты могут самостоятельно, осваивать необходимый им материал, для дальнейшей успешной учебной деятельности.

Так, преподавателем немецкого языка разработано учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов «Развитие коммуникативной компетенции при изучении немецкого языка». Пособие направлено на развитие языковых знаний и умений. Оно содержит грамматический и лексический материал, упражнения для закрепления изученного материала, тексты для чтения, диалоги, памятки по работе текстовым материалом, банк вопросов для подготовки к промежуточной аттестации. Гиперссылки позволяют студентам без труда переходить из одного раздела в другой. Здесь имеются рекомендации по работе с разделами пособия.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Математика» разработан преподавателем в соответствии с Положением о  порядке формирования учебно-методических комплексов. Комплекс состоит из следующих разделов:

  1. пояснительная записка, в ней кратко описана структура, цель его создания и краткие рекомендации по работе с комплексом;
  2. учебная программа по дисциплине;
  3. темы теоретических и практических занятий;
  4. банк тестовых заданий;
  5. материалы самостоятельной работы;
  6. материалы  презентаций;
  7. список литературы для освоения дисциплины.

Комплекс имеет гиперссылки, с помощью которых можно легко перейти из одного раздела в другой, найти нужную информацию по выполнению работы.

С таким пособием легко работать и студентам и преподавателю, оно доступно как в электронном виде, так и в бумажном. Студент может самостоятельно изучить любую тему, заранее просмотреть материал следующего занятия, повторить теоретический материал и выполнить самостоятельную работу, используя методические указания и алгоритмы, презентации, образцы решения и оформления задач.

Это лишь несколько примеров организации самостоятельной работы.  Каждый преподаватель вносит свою «изюминку», творчески подходит к процессу по привитию студентам навыков самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы ст

Дисциплина «Немецкий язык» по специальности «Коммерция (по отраслям)» изучается в течение двух учебных лет. Первый год обучения завершается дифференцированным зачетом, второй – экзаменом.Для пол...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы

В статье рассматривается роль информационных технологий в образовательном процессе...

Методическая разработка для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ.04 "Младшая медицинская сестра по уходу за больными», МДК 04.01 «Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического пр

Участие в одимпиаде помогает повысить мотивацию студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, лучше понять сущность и социальную значимость своей...

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.06. Экономика организации по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.06. Экономика организации разработаны на основе ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплу...